Что такое часы в церковной службе

Общее расписание богослужений

Расписание праздничных богослужений на ближайшую неделю представлено в календаре. (Оно уточняется в конце предыдущей недели.)

Повседневные

6:00 Братский молебен, Полунощница (совершаются, если служба накануне вечером не является Всенощным бдением).

7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.

Великим постом, в храме Св. Отцов:

6:00 Братский молебен, Полунощница, Часы, Изобразительны, Вечерня.
В среду и пятницу, а также в дни, когда накануне было полиелейное богослужение, Вечерня совершается в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.

16:30 Повечерие, Утреня, 1-й Час — с воскресенья по четверг. В пятницу вечером начало вечернего богослужения в 17:00.

В субботу

6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.

17:00 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье

6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.

17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников

Накануне праздничного дня в 17:00 в Троицком соборе совершается Всенощное бдение. В самый день праздника бывает одна или две Литургии — это указано в отдельном расписаниии праздничных богослужений. Братский молебен и Полунощница в день праздника не совершаются.

Молебны и акафисты

Акафисты, совершаемые с третьей недели по Пятидесятнице до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым): – благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе; – преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме; – иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.

Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Заказные молебны, акафисты и панихиды

По будням в Покровском храме:

9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
13:30 заказные молебны.

По воскресеньям и большим праздникам когда в монастыре совершается две Литургии, в Покровском храме:

По окончании поздней Литургии, примерно в 11:00-11:30 — водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.

Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.

Краткий молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00 кроме дней когда в монастыре служится Всенощное бдение.

Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» в храме прп. Серафима Саровского совершается по вторникам и пятницам в 10:00.

Таинство исповеди:

С понедельника по пятницу — в 7:00 в храме Св. Отцов.

Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.

По субботам:7:00 — в храме Св. Отцов; 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;

17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

По воскресеньям и большим праздникам:
6:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование

Совершается только во время Великого поста кроме первой седмицы по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.

На Страстной седмице — в Великий вторник.

Беседа со священником

Ежедневно в приемной братского корпуса можно задать вопросы и поговорить со священником.
Время приема: на буднях 9:00-17:00; в воскресные и дни больших праздников, когда в монастыре совершаются две Литургии, 12:00-17:00.

В монастыре не совершаются:

Крещение, Венчание, Отпевание.

Заказать молитвы о здравии и упокоении

В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках, а также через интернет, можно заказать следующие молитвы:

Записка на ЛитургиюМолебен прп. князю Даниилу МосковскомуМолебен с акафистомМолебенПанихидаСорокоустНа полгодаНа 1 годНа 2 года

На 5 лет

Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».) На одно имя принимаются заказы на 40 дней, полгода, год.

Заказ молитв возможен только при личном обращении. Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не принимаются.

Tweet

Суббота, 2 Май, 17:00Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи
Суббота, 2 Май, 17:00Всенощное бдение — Троицкий собор
Воскресенье, 3 Май, Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Воскресенье, 3 Май, 06:30Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи
Воскресенье, 3 Май, 06:45Часы, Литургия — храм Св. Отцов
Воскресенье, 3 Май, 08:45Часы, Литургия — Троицкий собор
Вторник, 5 Май, 17:00Полиелей — храм Св. Отцов
Среда, 6 Май, Вмч. Георгия Победоносца

 

Источник: http://msdm.ru/raspisanie-bogosluzhenij

Часы (церковная служба). Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Входят в суточный богослужебный круг (совершаются один раз каждый день).

  • Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
  • Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
  • Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
  • Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

Последование (неизменяемая основа) вседневных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

Солнечные часы VII века, на циферблате которых день разделен на канонические часы Rosser1954, Public Domain

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Каждый час имеет также своё почасие (междочасие); в современной практике эти междочасия совершаются только в будние дни Рождественского, Петрова и Успенского постов.

Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с Литургией, 9-й с вечернею.

Чин вседневных часов:

  1. Благословение священника (возглас) — только перед Третьим и Девятым часами,
  2. Обычное начало — только перед Третьим и Девятым часами,
  3. Приидите, поклонимся,
  4. Три псалма (1-й час: 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, 50; 6-й час: 53, 54, 90; 9-й час: 83, 84, 85),
  5. Слава: и ныне:,
  6. Аллилуйя,
  7. Господи помилуй — трижды, Слава:
  8. Тропарь случившегося праздника или святого (или тропарь, Слава: второй тропарь),
  9. И ныне: Богородичен часа,
  10. Стихи (один стих) часа,
  11. Трисвятое по Отче наш, возглас священника,
  12. Кондак праздника или святого,
  13. Господи помилуй — 40 раз,
  14. Иже на всякое время — эта молитва читается не только на часах, но и на вседневной полунощнице и на повечерии (Великом и Малом),
  15. Господи помилуй (трижды), Слава: и ныне,
  16. Честнейшую херувим,
  17. Именем Господним благослови, отче. — При архиерейском служении, в соборах, в ставропигиальных монастырях и храмах, где настоятелем является архиерей, произносится: «Именем Господним Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыко благослови»,
  18. Возглас священника,
  19. Молитва часа (на Первом часе читается священником, после чего хор поёт: Взбранной Воеводе. Иерей: «Слава Тебе Христе Боже — Упование наше, слава Тебе», хор: Слава: И ныне: «Благослови». Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие, «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,», либо «Господи помилуй» — трижды и «Утверждение на Тя надеющихся,»).

Великопостные

Последование (неизменяемая основа) великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири, прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник, в Великий вторник и в Великую среду),
  2. На каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами,
  3. На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:», последний стих — трижды,
  4. На шестом часе тропарь пророчества, прокимены, паремия,
  5. На третьем, шестом и девятом часах может торжественно вычитываться Евангелие,
  6. Вместо кондаков святым — седмичные тропари и богородичны,
  7. В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) и поясными поклонами,
  8. Все часы (в приходской практике первый час иногда отрывается) совершаются вместе — один за другим — перед изобразительными.

Великие (Царские)

  • Последование царских часов накануне Рождества Христова и Богоявления целиком находится в Минее под соответствующими датами.
  • Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной.

Название «царские» эти часы получили только на Руси.

Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.

Совершаются при открытых Царских вратах на средине храма накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники 24 декабря (6 января) и 5 (18) января, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.

Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству (или страстям Христовым) читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Монахи и семинаристы на клиросе в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилл, США) RassaphoreGeorge, CC0 1.0

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

Пасхальные часы

Исполняются в период от Пасхи до утра светлой субботы перед Фоминым воскресеньем. Пасхальные часы заменяют собою не только обычные (вседневные/трехпсалмные часы), но также повечерие, полунощницу, молитвы на сон грядущим и молитвы утренние.

Пасхальные часы полностью поются. Они не содержат в себе никаких псалмов и не отличаются друг от друга по составу песнопений, прославляющих праздник Пасхи. Последование и полные тексты пасхальных часов находятся в Триоди Цветной.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/religions/1020-chasy-cerkovnaya-sluzhba/

Часы (церковная служба)

Часы (греч. ὧραι) — христианские общественные богослужения, молитвенно освящающие определённое время суток (с 6 часов утра до 6 часов вечера); состоят из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Входят в суточный богослужебный круг (совершаются один раз каждый день).

  • Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адамаи Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
  • Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
  • Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
  • Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

Вседневные

Последование (неизменяемая основа) вседневных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проехать до храма Матроны Московской

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами.

Каждый час имеет также своё почасие (междочасие); в современной практике эти междочасия совершаются только в будние дни Рождественского, Петрова и Успенского постов.

Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с Литургией, 9-й с вечернею (у старообрядцев 9-й час читается перед литургией, после 6-го часа, а с вечерней соединяется почасие 9-го часа).

Чин вседневных часов:

  • Благословение священника (возглас) — только перед Третьим и Девятым часами,
  • Обычное начало — только перед Третьим и Девятым часами,
  • Приидите, поклонимся,
  • Три псалма (1-й час: 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, 50; 6-й час: 53, 54, 90; 9-й час: 83, 84, 85),
  • Слава: и ныне:,
  • Аллилуйя,
  • Господи помилуй — трижды, Слава:
  • Тропарь случившегося праздника или святого (или тропарь, Слава: второй тропарь),
  • И ныне: Богородичен часа,
  • Стихи (один стих) часа,
  • Трисвятое по Отче наш, возглас священника,
  • Кондак праздника или святого,
  • Господи помилуй — 40 раз,
  • Иже на всякое время — эта молитва читается не только на часах, но и на вседневной полунощнице и на повечерии (Великом и Малом),
  • Господи помилуй (трижды), Слава: и ныне,
  • Честнейшую херувим,
  • Именем Господним благослови, отче. — При архиерейском служении, в соборах, в ставропигиальных монастырях и храмах, где настоятелем является архиерей, произносится: «Именем Господним Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыко благослови»,
  • Возглас священника,
  • Молитва часа (на Первом часе читается священником, после чего хор поёт: Взбранной Воеводе. Иерей: «Слава Тебе Христе Боже — Упование наше, слава Тебе», хор: Слава: И ныне: «Благослови». Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие, «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,..», либо «Господи помилуй» — трижды и «Утверждение на Тя надеющихся,..»).

Великопостные

Последование (неизменяемая основа) великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири, прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

  • На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду),
  • На каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами,
  • На первом часе после богородична часа стихи часа поются с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:..», последний стих — трижды,
  • На шестом часе тропарь пророчества, прокимены, паримия,
  • На третьем, шестом и девятом часах может торжественно вычитываться Евангелие,
  • Вместо кондаков святым — седмичные тропари и богородичны,
  • В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) и поясными поклонами,
  • Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великие (Царские)

  • Последование царских часов накануне Рождества Христова и Богоявления целиком находится в Минее под соответствующими датами.
  • Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной.

Название «царские» эти часы получили только на Руси.

Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими». См. Богослужебные указания Московской Патриархии.

В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.

Совершаются при открытых Царских вратах на средине храма накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники 24 декабря (6 января) и 5 (18) января, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.

Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству (или страстям Христовым) читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

Пасхальные

Последование пасхального часа целиком находится в Триоди Цветной.

Пасхальный час не содержит в себе никаких псалмов, а состоит из песнопений, прославляющих праздник Пасхи. Поётся также вместо утренних и вечерних молитв до утра субботы перед Фоминым воскресеньем, а также, вместо повечерия и полунощницы.

В католичестве

Понятие «часов» в католической практике включает, помимо 1-го (отменён после Второго ватиканского собора как имеющий позднее происхождение), 3-го, 6-го и 9-го часа, также и остальные последования суточного круга — вечерню, повечерие, «хваления» (приблизительно соответствующие православной полуношнице, в настоящее время — утрене), утреню (в настоящее время — не имеющий привязки ко времени «час чтений»). И те, и другие обычно читаются как келейное молитвенное правило, в приходских храмах практически никогда не совершаются. При этом на практике вместо третьего, шестого и девятого часа чаще всего выбирается один (соответствующий реальному времени суток, в которое читается), называемый в обиходе «дневным часом».

Часы включают в себя:

  • Вступительный гимн
  • Трёхпсалмие
  • Краткий отрывок из Писания и респонсорий
  • Заключительную молитву
  • Краткий заключительный стих

В армянской апостольской церкви

В XII веке была восстановлена первоначальная практика читать часы отдельно в соответствующее время суток. 1-му часу соответствовал արևագալի ժամ («час восхода»), вычлененный из древней утрени. В настоящее время часы читаются только во время Великого поста в порядке, аналогичном православной практике: час восхода присоединяется по седмичным дням к утрени, 3-й, 6-й и 9-й часы читаются в полдень, объединяясь в одно последование. Часами также называются все богослужения суточного круга.

Источник: https://religion-russia.ru/news/chasy-cerkovnaya-sluzhba

Изучаем чинопоследование часов

Мы открываем рубрику «Церковная школа». Когда мы слышим это название, то сразу же представляем себе детей, идущих на занятия в воскресную школу. Между тем учиться в ней может и должен каждый христианин. На страницах нашей газеты «Церковная жизнь» священнослужители и сотрудники Покровской епархии будут вести уроки на различные темы, интересующие верующего человека. Сегодня урок литургики ведет священник Алексий Савин, клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска.

Рад приветствовать вас в церковной школе. Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т.д.

Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю. Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом. На церковные службы Прохор (имя святого до принятия монашества) являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно.

Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений. В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать. Между тем эта часть нашего суточного круга важна, насыщенна и интересна, как и все остальные.

История вопроса

Свое название часы получили вследствие строгого смыслового и хронологического соотнесения с определенным временем суток. Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День (в узком значении) продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь, соответственно, с 6 часов вечера до 6 часов утра.

Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи (вигилии), по три часа в каждой страже.

День также был разделен на четыре дневные стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: первый час (с 6 до 9 часов утра), третий час (с 9 часов утра до полудня), шестой час (от полудня до 15 часов), девятый час (от 15 до 18 часов), (ср.: Мк. 15, 33; Деян. 2, 15; 3, 1; 10, 3).

Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла.

В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него.

В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2).

В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле.

В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер.

По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Об этом же говорится в 34-й главе Апостольских постановлений (II–III века). Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня.

В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому.

По Уставу

Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени (по окончании вечернего богослужения), третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия (отрывок из Священного Писания). В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

Великие часы служатся в Великую Пятницу и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др.

Вседневные часы совершаются во все остальные дни года.

Правила поведения

На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа?

Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения. Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал.

Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый (Деян. 3, 1; 10, 9), соблюдают третий час (Деян. 2, 1–15).

И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей.

Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем разница между храмом и церковью

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/35

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час соответствует нашему третьему часу пополудни, вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустогосовершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова(литургия Преждеосвященных Даров)совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник: http://blaginform.ru/kakie-sluzhby-est-v-cerkvi-i-chto-oni-oznachayut/

Во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви, порядок проведения

Богослужение – это ежедневный православный обряд, который традиционно проводится в храмах. Всего за сутки в церкви проходит девять служб, однако далеко не в каждом храме проходят все службы ежедневно. Кроме того, порядок и длительность может зависеть от конкретного дня недели, а также меняться во время праздников. Сегодня мы разберемся, из чего состоит и во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви.

Основное церковное расписание

Полный круг состоит из девяти служений. Их количество варьируется в зависимости от конкретного дня, особенно в праздники. Традиционно вечерняя служба считается первой. Самым главным служением является Божественная Литургия.

Во времена раннего христианства все службы проводились отдельно, но в наше время их объединили в три большие: вечернюю, утреннюю и дневную.

Когда проводятся и сколько длятся литургии

Церковь открывается ранним утром. Не существует строгих правил для всех христианских храмов, время открытия определяется священнослужителем в зависимости от пожеланий прихожан. Утренние и вечерние служения в большинстве храмов проводятся в православные праздники. Начало утренней Божественной Литургии обычно приходится на семь или восемь часов утра. Вечерня проводится в семь-восемь часов вечера. В большие праздники также проводится ночная служба.

Продолжительность служб также может различаться в разных церквях.

Обычная длительность церковной службы в православном храме

Длительность служения в будни составляет около двух часов времени, а по воскресеньям может продлиться до трех часов. По выходным и праздникам службы, проходящие вечером, объединяют в одну и проводят вместе – такая служба получила название Всенощное Бдение. В крупные православные праздники такая служба может идти в общей сложности до четырех часов.

Разновидности по дням

Литургии в православных храмах проводятся циклично. Существуют годичные, недельные и суточные циклы богослужений. Недельный круг богослужений является тематическим – в каждый из дней недели почитаются определенные святые и вспоминаются определенные каноничные события. Все дни недели в целом образуют собой недельный, или седмичный круг богослужения.

Воскресенье

По православному обычаю, неделя начинается с воскресенья. Воскресные службы в храме посвящены воскрешению Христа Спасителя. Согласно канону, Иисус Христос воскрес ночью с субботы на воскресенье, на третий день после страданий. Воскресенье считается праздничным днем, поэтому в этот день принято посвящать себя богослужению, забыв о мирских делах.

Воскресный день, помимо всего прочего, принято считать «малой Пасхой». Также именно этот день в древности называли «неделей» – день, в который принято ничего не делать, то есть забыть о бытовых хлопотах.

Понедельник

В понедельник проходит почитание ангелов и архангелов. Это день почитания небесных сил, призванных Богом охранять и помогать человеку. В некоторых монастырях в этот день соблюдается пост.

Вторник

Во вторник принято прославлять пророков и праведников Ветхого Завета, сумевших, благодаря своей верности, сделать возможным приход в этот мир Христа Спасителя. Особо почитается Пророк Иоанн, прославляемый, как ангел, пророк и мученик.

Понедельничные и вторничные богослужения содержат большое количество молитв покаянного рода.

Среда

Среда в недельном круге богослужения – это день, когда заканчивается почитание ветхозаветных событий и начинается воспоминание Нового Завета. В этот день вспоминают страдания и гибель Иисуса Христа Спасителя, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества. В среду, согласно традиции, соблюдается церковный пост, за исключением, когда этот день выпадает на сплошную седмицу.

Песнопения и молитвы в среду посвящаются Святой Троице и Кресту. Также почитается Тайная вечеря – событие, когда Иисус Христос поведал апостолам о своей смерти и воскрешении. Вспоминается предательство Иисуса Иудой.

Четверг

В четверг продолжается прославление апостолов, в частности Николая Чудотворца. Вспоминаются события, последовавшие после Воскрешения Христова, когда апостолы отправились по миру проповедовать Слово Божье, тем самым распространив христианство по всей Земле.

Пятница

В пятницу традиционно вспоминается казнь Иисуса Христа на Голгофе. В этот день, как и в среду, принято соблюдать пост. Совершаются службы Кресту Животворящему. Иисус Христос своими страданиями и смертью спас человечество от вечных мук, искупив людские грехи. Поэтому в этот день особым образом отдается дань уважения Христу Спасителю.

Суббота

Суббота завершает недельный цикл богослужений в православной церкви. В субботу почитаются все святые, особенно Богородица. С утра на богослужении вспоминаются ушедшие на тот свет, вспоминается пребывание Иисуса во гробу.

В субботу Господь Бог завершил сотворение мира. Поэтому в субботний день людям был завещан блаженный покой. Богородица почитается во все дни недели без исключения, но в субботу ее вспоминают особым образом.

После завершения недельного круга он начинается заново с воскресенья.

Суточный круг богослужений

Суточным кругом принято называть последование божественных служб в пределах суток. Согласно традиции, в течение суток проводится девять служб. Ранее каждую проводили по отдельности, однако в наше время для удобства их объединили в три больше службы – вечернюю, утреннюю и дневную.

Помимо основных суточных богослужений, в цикл включаются службы и молитвы, связанные с недельным и годичным кругом. Цикл начинается вечером. Первая служба – это Вечерня. Накануне воскресенья и праздников проводится Малая вечерня. Великая вечерня проводится отдельно, накануне крупных праздников.

В будни проходит Вседневная вечерня.

Утреня, или Заутренняя Литургия, ранее проводилась утром, от того она получила такое название. Однако в наши дни ее проведение перекочевало на вечер, непосредственно после Вечерни. А во время Утрени выражается благодарность Богу за прошедший день. Перед крупными праздниками и перед воскресением проводится Всенощное Бдение. Это большая служба, включающая в себя сразу Вечерню, Утреню и Первый час.

В течение дня проводятся короткие службы с молитвами: Первый час, соответствующий семи часам утра, Третий – в девять часов утра, Шестой – в двенадцать часов, а также Девятый час, проводящийся в три часа дня. Чаще всего на практике Первый час объединяют с Заутренней, а Третий и Шестой совершают перед Божественной Литургией. Девятый час проводят перед вечерней службой.

Божественная литургия – это основное богослужение, проходящее после Шестого и перед Девятым часом. В свою очередь, она делится на три вида литургий: Литургия Иоана Златоустого, Литургия Василия Великого и Литургия Григория Двоеслова.

Первая литургия – это служба, которая проводится каждый день по будням, остальные две проводят по особым православным праздникам. Вечером, после трапезы проходит Повечерие. За ним, в полночь, следует Полунощница.

На практике чаще всего Полунощницу проводят только в монастырях рано утром, в приходских храмах ее не проводят.

Что еще нужно знать

Вышеприведенный порядок проведения служб в храме является каноничным, однако на практике он не соблюдается каждый день в строгом соответствии. Сами службы сгруппированы в утреннюю и вечернюю часть, и проводятся в соответствующие часы.

Приходить на литургию следует заранее, примерно за десять-двадцать минут до ее начала. Перед входом в здание церкви нужно перекреститься и поклониться. Перед входом в храм мужчинам следует снять головные уборы, а женщинам – накинуть платки. В церковь нужно заходить со смирением и духовной радостью.

Прихожанам во время проведения литургии следует вести себя скромно и не мешать процессу. Запрещается громко разговаривать. Не держите руки в карманах и не жуйте жевательную резинку. Мобильные телефоны в церкви нужно отключить. Если вы приходите в храм с детьми, позаботьтесь о том, чтобы они не шумели и не отвлекали священнослужителей и прихожан. Если ребенок плачет, и его не получается успокоить, лучше покинуть храм.

Хору во время песнопений подпевать следует тихим голосом. Во время проведения службы в храме прихожанам нужно находиться в стоячем положении. Присесть разрешается только в случае плохого самочувствия. И, конечно же, в храме не допускается курение, а также нельзя приходить в церковь с домашними животными.

Источник: https://religns.ru/liturgiya/utrennyaya-sluzhba-v-tserkvi

Часы

См. раздел БОГОСЛУЖЕНИЯ

Часы́ – краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня.

Вседневные Часы

Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней  (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три: 1-й час: Пс.5, 89, 100; 3-й час: Пс.16, 24, 50; 6-й час: Пс.53, 54, 90; 9-й час: Пс.83, 84, 85.), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда ставить свечи в церкви

***

Великопостные Часы

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

***

Великие (царские) Часы

Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы:

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом): 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

***

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). 

В дни Светлой (пасхальной) седмицы поются в храме вместо чтения Вседневных Часов, Повечерия и Полунощницы. Также заменяют собой утреннее и вечернее молитвенное правило. 

Пасхальные Часы не имеют изменяемых молитвословий и не содержит псалмов.

  • Часы пасхальные. Текст и видео
  • . Пасхальные часы

Источник: https://azbyka.ru/chasy

Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит

Старинная православная традиция вселяет в каждого человека веру в то, что каждый человек является вместилищем частички души Господа. Чтобы попросить Бога о чём-то, необязательно посещать храм. Достаточно обратиться к нему с просьбой через молитвенные слова.

Церковные службы — это земное воплощение верования в Господа. Во время богослужебных мероприятий можно посетить церковь для покаяния, благословения. Многие люди нуждаются в постоянной поддержке Бога. Для них важно видеть поддержку, чувствовать её духовно, наблюдая за воплощением Спасителя в иконах.

Все богослужения проводятся согласно канонам и определённым правилам.

Когда проводятся литургии

Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).

Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей.

Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху.

Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.

Длительность церковной службы

Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.

Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.

Разновидности служб

Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.

В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:

  • В воскресенье отмечается малая Пасха, когда каждый припоминает момент воскрешения Иисуса Христа;
  • Дни мольбы и обращения к ангелам приходятся на понедельники;
  • К Иоанну Предтече можно обратиться во вторник;
  • Предателя Иуды вспоминают по средам, вспоминая Крест;
  • К святому Николаю людям лучше обращаться по четвергам, так как этот день недели принято считать апостольским;
  • В субботу верующие люди обращаются в Пречистой Деве Марии;
  • В пятницу поминаются все страдания Иисуса Христа.

Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.

Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:

  1. Начало, происходящее в 18:00;
  2. Повечерие, состоящее из прочтения молитв по вечерам;
  3. Полунощница — начинается в полночь;
  4. Заутреня, состоящая из первого (с 7 часов утра), третьего (начинается в 9:00), шестого (берёт свое начало в 12:00) и девятого часа, который стартует с 15:00.

А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!

Особенность проведения богослужений

Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы.

Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия.

Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.

По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.

Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/sluzhba-v-tserkvi/

Божественная литургия в церкви

Слово «Литургия» впервые появилось в Греции и означало дело, сделанное совместно. При проведении Божественного служения совершается Таинство Причащения, когда после покаяния и исповеди православные причащаются Телу и Крови Иисуса через принятие кусочков просфоры и виноградного вина.

Христианские основы Евхаристии

Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.

Божественная литургия – самое важное богослужение

В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.

Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.

После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.

Читайте о Православной Церкви:

Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:

  • отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
  • могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
  • местом служения выбирают весь мир;
  • молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
  • ввели часы по время служения.

Богослужебные часы

Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.

Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное

После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.

Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.

Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.

В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.

Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу.

Читайте о других днях Страстной Седмицы:

  • Великий Понедельник
  • Великая Среда
  • Великий Четверг

Последовательность проведения Божественной Литургии

Таинство причастия в православии называется Евхаристией, богослужение, на котором совершается Причастие, и есть Литургия. Это слово на греческом языке состоит из двух составляющих, первая означает общественная, произошла от части слова «литос», вторая — «эргос» в переводе означает служба.

Литургия, как правило, совершается до обеда и состоит из трех частей:

  • Проскомидии;
  • Литургии оглашенных;
  • Литургии верных.

Истоки великого служения начались в раннем христианстве, изменения произошли в самой церкви, но неизменными остались как основа, так и символика.

Предметы для проведения Литургии

Богослужения, во время которых совершается Евхаристия, проходят практически ежедневно, исключение составляют некоторые дни во время Поста Великого, Рождественского, в среду и пятницу недели, предшествующей Пасхальному воздержанию и несколько дней, о них можно узнать в расписании храма.

Во время великого богослужения вспоминается жизнь Спасителя, начиная от Благовещения до Его Воскрешения.

Проскомидия

Во время чтения заздравной и заупокойной молитвы двери алтаря закрыты, за ними иерей готовит хлеб и виноградное вино для Евхаристии.

Когда Великие Дары готовы, читается Третий и Шестой час, вспоминая все пророчества из Старого завета о рождении Мессии и само Рождество Иисуса. Во время Проскомидии вспоминаются ушедшие к Богу Святые, пророки и апостолы.

Литургия оглашенных

Необычность названия этого богослужения исходит из того, что к нему допускались не только люди, принявшие православие через Крещение, но и те, кто готовится это сделать, оглашенные. Это часть Божественного служения призвана подготовить присутствующих к принятию Святых Даров.

Антифонное пение начинает вторую часть службы пением «Единородный сын», далее священники выносят евангелие, после чего продолжаются пения, прокимен и начинается проповедь.

Литургия оглашенных

Хор поет «Аллилуйя» и стихи из Псалтыря, после чего снова читается проповедь, которую завершает ектения — молитвенное прошение. В этой части служение отличается от остальных двух тем, что на каждый стих звучит «Аминь» или «Господи, помилуй», после чего верующие накладывают на себя крестное знамение.

На заметку! Ранее оглашенные покидали храм, в настоящее время они остаются на месте, но только, как наблюдатели, а не участники.

Литургия верных

Херувимская песня звучит перед Великим ходом, открывающим третью часть Божественной Литургии. Открыв Царские Ворота алтаря, диакон, читая псалом 50, делает обход:

  • престола;
  • алтаря;
  • иконостаса;
  • священника;
  • прихожан.

Святые дары переносятся на престол, после чего Царские врата закрываются и читают «Символ веры».

Анафора, читаемая далее, является основной частью Литургии. Это евхаристическая молитва, в которой вспоминается Тайная вечеря, призывается Дух Святой и звучит ходатайственное прошение за живущих и ушедших в Небеса. Во время анафоры происходит божественное превращение хлеба и вина в Святые Дары — Тело Господнее и Его Кровь.

Анафора представляет собой евхаристическую молитву, читаемую священником

Причащение начинается после прочтения Господней молитвы «Отче наш». Христиане перед принятием Причастия три дня должны проводить в посте. Божественная Литургия является символом воспроизведения жизни Спасителя на земле, каждое действие великого богослужения имеет свое значение.

После Евхаристии диаконом произносится краткая ектения с благодарением Всевышнего за Причастие, после чего отпускают прихожан с миром по домам.

Разновидности Литургий сообразно византийского обряда

Православные богослужения насчитывают 5 великих литургий, в настоящее время проводится только три из них. Как классический вариант, описанный выше, проводится богослужение, основанное Иоанном Златоустом.

Десять раз в течение года совершается Литургия Василия Великого, отличающаяся более длинными молитвами.

Во время Великого поста звучит Литургия Преждеосвященных Даров, написанная Григорием Двоесловом. На этой службе отсутствует Проскомидия, Евхаристия совершается ранее освященным хлебом и вином.

Ряд приходов Православной церкви за рубежом проводят Великое богослужение Иакова, отличительной чертой которого являются некоторые перестановки в анафоре.

Апостол Марк составил Литургию, которая получила свое почитание только 2007 году на Архиерейском Синоде Православной церкви, она совершается в некоторых зарубежных русских храмах.

Пояснение Божественной Литургии

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/bozhestvennaya-liturgiya-v-tserkvi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]