Где находится Гроб Господень

Храм Гроба Господня в Иерусалиме сейчас закрыт, но память паломников хранит чудо схождения Благодатного огня

Где находится Гроб Господень

В связи с обострением эпидемиологической ситуации вот уже несколько недель массивные двери иерусалимского храма Воскресения Христова, также называемого храмом Гроба Господня, закрыты для паломников и туристов. Да и на узких улочках града царя Давида – непривычная тишина.

А ведь в канун Светлой Пасхи в былые годы здесь толпились тысячи людей. В Великую субботу часами они ждали на улице, чтобы попасть внутрь храма и стать свидетелем чуда схождения Благодатного огня.

Образ древнего храма остается в сердцах людей на многие годы. И я его тоже храню, как и другие яркие впечатления от паломнической поездки на Святую Землю.

Скорбный путь 

Иерусалимский храм Воскресения Христова находится на том месте, где, как считается, был распят, погребен, а затем и воскрес Иисус Христос. Первая церковь здесь была возведена в 335 году по инициативе царицы Елены – матери императора Константина Великого. В последующие века храм, как и сам город, неоднократно разрушался, восстанавливался, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся.

Огромное количество частных лавочек в старом городе, стойкий аромат ладана, воска, смешанный с яркими нотками пряностей и сладостей, – все это создает неповторимый образ Иерусалима. Таким запомнила его я, а сейчас торговцы закрыли ставни, и редкие прохожие спешат по своим делам, поведала мне приятельница, вернувшаяся из Иерусалима в начале марта.

Торговли нет, ведь мало и паломников. А раньше экскурсоводы к храму Гроба Господня вели туристов одним и тем же маршрутом. «Виа Долороза» в переводе с латыни означает «путь скорби». Название Крестного пути, по которому Христа вели на Голгофу, появилось в XVI веке.

По каменистой дороге паломники и туристы должны пройти 14 станций, каждая из которых связана с определенными событиями. Начинается «Виа Долороза» от места, где когда-то стояла римская крепость Антония. Именно там, по преданию, Понтий Пилат совершил суд над Иисусом.

Раскопки каменного помоста крепости, называемого Лифостротоном, равно как и подземные темницы Претории, – одни из немногих подлинных мест, сохранившихся от разоренного Иерусалима евангельских времен. Последние пять станций находятся на территории храма Гроба Господня.

Под большим куполом 

Не раз смотрела видеосюжеты одной из величайших святынь христианства, видела фотографии, но в череде посещаемых в Иерусалиме памятных мест, часовен, церквей, немного устав от гула толпы, едва узнала очертания храма Гроба Господня. Его стены лишены излишних пышных убранств, лепнины, все выглядит весьма строго и аскетично.

Первое, что увидела – атриум, иными словами, небольшой двор, где и находится вход в храм. Наши паломники, желали поскорее зайти внутрь и торопили экскурсовода. Она лишь указала рукой на приставленную между первым и вторым этажами деревянную лестницу, которую также называют «Недвижимой». Она является своего рода символом статуса-кво шести христианских конфессий, присутствующего в храме на протяжении не одного столетия.

Рядом на небольшой скамейке сидел пожилой мужчина, по словам гида, это и был тот самый ключник, который каждый день открывает массивные двери храма. По давней традиции, ключи от храма хранятся в одной арабской семье, а право открывать двери принадлежит другой.

Перед входом было много желающих запечатлеть себя на фоне старой потрескавшейся мраморной колонны. Ее называют колонной Святого Огня. Есть несколько преданий, объясняющих появление трещины, длина которой превышает метр. Все они связаны со схождением Благодатного огня.

Молитвенное поклонение 

Нахлынувшей сзади волной паломников нас метров на 10 унесло вперед и буквально впечатало в застывшую толпу, внимательно смотревшую то вниз, то вверх.

Когда люди немного расступились, то мы увидели Камень помазания, покрытый мраморной полированной плитой, а над ним – древнее мозаичное панно, на котором изображены Голгофа, пещера, в которой был погребен Христос, а между ними – Камень помазания.

Согласно Священному Писанию на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению.

Экскурсовод дала нам два часа свободного времени – до закрытия храма.

Первым делом направились к часовне Гроба Господня, также называемой Кувуклией. Именно в ней раз в году и происходит чудо схождения Благодатного огня. Воодушевленные величием старых стен и при этом внутренней сдержанностью в их оформлении, мы оказались в эпицентре паломнической стихии – в очереди, которая вела к Кувуклии. Опытные экскурсоводы уверяют, что в ней нужно выстоять минимум 40 минут. Мы потратили вдвое больше времени.

Компактное расположение 

Мы не просто стояли, а молились, иногда переводя взгляд от книг на купол, возвышающийся над нами. Он очень большой и при этом кажется легким, устремляющимся ввысь. Кувуклия расположена в самом центре огромной ротонды, которая объединяет все части храмового комплекса.

Когда же подошел наш черед, пожилой греческий монах на пальцах показал – четыре. Это значит, что входить большему количеству паломников одновременно нельзя. Внутри тесно. Меня пропустили, мужчина, что шел позади, замешкался на входе. Так я оказалась в древней гробнице совершенно одна. Царил полумрак, но в окружении каменных стен, освещенных десятком лампад, не было страшно.

В длину Кувуклия, а во время богослужений она превращается в алтарь, не превышает восьми метров. Она имеет притвор – придел Ангела. Здесь хранится часть камня, который закрывал гробницу. В погребальной камере – огромное каменное ложе, прикрытое мраморной плитой.

Выходя, я увидела два отверстия, через которые Иерусалимский патриарх в Великую субботу передает верующим сошедший Благодатный огонь.

На вершину стертого холма 

Храм Гроба Господня – многоуровневый комплекс, часть его приделов, часовен находится буквально в подземелье. А вот чтобы попасть на Голгофу, нужно подняться по ступенькам выше. Именно сюда, а не к Кувуклии, как оказалось, и следовало бы нам пойти сразу после посещения Александрийского подворья, на территории которого хранится часть древней городской стены и больших ворот, также называемых Судными вратами.

В древности считалось недопустимым хоронить умерших людей в черте города. За высокой стеной находились заброшенные каменоломни, с которых в свое время брали камень для строительства Иерусалима. На одном из тех холмов, на Голгофе, 2 тысячи лет назад римляне и проводили казни на кресте. Делали это крайне редко, например, с целью подавления восстания.

Во II веке на месте Голгофы и окрестных гробниц возвышались храмы Юпитера и Венеры. Неподалеку была рыночная площадь. Но стереть память о Спасителе не удалось. Царица Елена отыскала крест, на котором был распят Христос, место казни, погребения и многие другие памятные места для христиан.

«Голгофа» в переводе с иврита означает «череп». Есть два объяснения такого названия. Говорят, что по форме возвышенность напоминала череп. Другое же предание гласит, что именно под ней находится череп Адама.

В храме Гроба Господня все очень компактно. На месте, где, как считается, воины гвоздями прибивали тело Спасителя ко кресту, находится католический престол, через 5 – 6 метров – православный, под которым есть отверстие, где должен был стоять крест. Чтобы дотронуться до камня, нужно стать на колени, низко наклониться. Какие чувства испытываешь, когда просовываешь руку в небольшое круглое отверстие едва ли не по локоть и пытаешься там что-то нащупать? Интерес и волнение.

Может показаться странным, но на Святой земле все сказанное в Евангелии очень просто представить в воображении. Ты видишь эти камни, древние руины и надписи, вдыхаешь жаркий воздух израильской пустыни, и давно прошедшие события оживают. Будто время повернулось вспять.

За отведенные полчаса мне удалось рассмотреть каменную чашу, именуемую «пуп земли», посетить придел Марии Египетской, коптскую, армянскую часовню и многое другое. Расстояние между ними – всего лишь десятки шагов.

Ночная служба 

Через день мы вновь вернулись в храм. Это была ночная служба на греческом языке в большом православном храме – Кафоликономе. Находится он напротив входа в Кувуклию и принадлежит Иерусалимской православной церкви. Две молитвы, которые поются нараспев, прозвучали на русском языке.

После причастия вновь подошли к Кувуклии, чтобы зажечь восковые свечи от хранящегося Благодатного огня. Пожилой монах дал знак рукой, чтобы мы подождали его. Неподалеку есть комната, он направился туда и вскоре вернулся. В руках у него был небольшой сверток. Поблагодарив за неожиданный подарок, поспешили к выходу.

По дороге развернули кулек, в нем лежало восемь небольших пирожков с мелко порубленной зеленью, ароматными приправами и сладкой начинкой, пропитанной цитрусовым медом. Группа была большая, каждому досталось по кусочку.

Молча мы шли по пустынным улицам просыпающегося Иерусалима. Каждый боялся нарушить внутреннее умиротворение и несказанную радость.

Фото автора.

Источник: http://vitvesti.by/turizm/khram-groba-gospodnia-v-ierusalime-seichas-zakryt-no-pamiat-palomnikov-khranit-chudo-skhozhdeniia-blagodatnogo-ognia.html

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Где находится Гроб Господень

Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.

За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).

Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.

Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.

Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.

Как добраться

Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.

Проще всего доехать на такси, но израильское такси стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.

Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.

Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.

Кого пускают внутрь

В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Часы работы

Храм открывается в 4-30 утра, а закрывается в 19-30.

Источник: http://jj-tours.ru/articles/israel/israel-holy-sepulcher.html

Где находится Голгофа? — Православный журнал

Где находится Гроб Господень

Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.

Отец Александр Тимофеев, автор текста, на раскопках

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Сионская горница

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Каким город был при Ироде?

Реконструкция Иерусалимского храма

Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1).

Где Христос шел на Голгофу?

Фото Владимира Ештокина

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.

Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где Пилат судил Христа?

Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего был создан Святейший Синод

Реконструкция дворца Ирода, макет

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты.

Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться.

Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Место обретения Креста. Сверху — отверстие цистерны

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме,  архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Гроб Господень

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

Фото автора, кроме указанных особо. На заставке — Порог Судных врат

Источник: https://foma.ru/gde-naxoditsya-golgofa.html

Gospel35

Как известно, в последнее время в самом христианском мире возникли разногласия относительно подлинности места Гробницы Господней. У традиционной Голгофы, которой христиане поклонялись уже почти два тысячелетия, вдруг появилась молодая конкурентка, так называемая Голгофа Гордона, рядом с которой имеется сад с известной могилой, которые, как полагают, принадлежали Иосифу Аримафейскому, похоронившего Иисуса в своем имении.

У нас здесь могут возникнуть естественные вопросы: почему об этом саде и могиле нет ни одного свидетельства, ни одного упоминания в древних источниках? и что мешало древним христианам поклоняться Гробу Господню именно здесь, вместо того чтобы претендовать на “оскверненное” язычниками место? Может быть, они забыли, где находится самое Святое место их религии? Но христианское присутствие в Иерусалиме никогда не покидало своих пенатов, а память церковной истории сохранила непрерывающийся список Иерусалимских епископов . С апостольских времен и до Константина, как мы уже знаем, в Иерусалиме постоянно присутствовала иудео-христианская община. Как известно, до 135 года вся Христианская Церковь Иерусалима возглавлялась еврейскими епископами. После захвата Иерусалима Адрианом, христианство стало распространяться и среди пришедших сюда язычников, которые вместе с христианами еврейского происхождения становились новыми гарантами сохранения древних традиций.

Большинство исследователей считает, что неопровержимым доказательством почитания Гроба Господня на этом месте иудео-христианами является последующее строительство императором Адрианом здесь языческого храма.

Даже после этого, несмотря на профанацию, иудео-христиане продолжали развивать свои мистико-теологические доктрины, связанные с местом, где Христос сошел в ад, и затем вознесся оттуда. Этот акт Адриана безусловно выглядел в глазах ранних христиан как профанация, но мы, если хотим судить объективно, не можем согласиться с этим мнением.

Да, Адриан, как правило, выбирал для строительства своих храмов святые для иудеев или христиан места, что, собственно, и подтверждает их аутентичность, но с другой стороны, также и христиане впоследствии обращали языческие святыни в христианские, как например, храм Эскулапа в бассейне Вифезда.

Разве мы можем сказать, что единственной целью строительства там церкви было осквернение памяти Эскулапа? Также и для Адриана, строительство языческих храмов на Святых для христиан местах не имело целью их осквернение. Вообще глумиться над чьими бы то ни было святынями было не в правилах у благородных и набожных римлян.

Осквернением безусловно было бы размещение свалки или строительство конюшни, но храм? Ведь никто не считает строительство мусульманских мечетей на Храмовой горе в Иерусалиме ее осквернением, наоборот, этим мусульмане выражают свое благоговение перед ней. Точно так же и обращение этих мечетей в христианские церкви в период крестоносцев, а затем обратно в мечети при мусульманах, не считается осквернением.

Что же касается Адриана, отличавшегося особой религиозной терпимостью и питавшего любовь к восточным культам, то у него не было абсолютно никакой мотивации преследовать христиан.

Будучи последователем стоика Эпиктета, император провел ряд реформ в духе либерализма, ограничивающих государственный деспотизм, беспредел родительской власти, установил законы, защищающие определенными правовыми гарантиями положение рабов, женщин, и, конечно, положение религиозных меньшинств.

Всякие религиозные преследования в его правление были прекращены, более того, Адриан по своему великодушию помогал восстанавливать древние города, возрождать культы предков у подвластных ему народов. То же самое он предложил и евреям. Он хотел отдать им Иерусалим, помочь отстроить Храм, но национальная гордость и злоба еврейских лидеров взяли верх над здравым смыслом и политикой мирного существования.

Умению ладить с людьми евреев научит несколько позже галут, а тогда, живя на своей земле, они хотели либо всего, либо ничего. В ответ римлянам на предложение дружбы они подняли восстание под предводительством Бар Кохбы, которого, кстати, рабби Акива объявил Христом, т. е. Машиахом. Но этот “агнец” был не столь кроток и безгласен, как положено было бы ему быть по рангу, и поэтому у Адриана была возможность сравнить его с Иисусом, и он понял кто из этих двух агнцев – Божий.

Чтобы построить на месте Голгофы храм, посвященный высшим богам Капитолия, Адриан должен был также испытывать тайную любовь и благоговение по отношению к этому месту. Видимо, мистика иудео-христиан, рассказывающая о нисхождении Иисуса в ад и Его воскресение из мертвых глубоко затронула сердце императора.

Вполне естественно возникла аналогия с античной мифологией, повествующей о Венере, которая отождествлялась с семитской Астартой, сходившей в Ад за своим любовником-мужем Адонисом – Таммузом, и, по прошествии трех дней, возвращавшей его обратно на землю, что считалось причиной весеннего пробуждения всей природы к новой жизни (имя Адонис происходит от того же корня, что и еврейское слово Адонай – Господь).

Источник: http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

Храм Гроба Господня (Sanctum Sepulchrum, Ναός του Παναγίου Τάφου)

Израиль | широта и долгота (десятичные): 31.778458, 35.229653

святыня христианского мира находится в Израиле в северо-западной части Иерусалима, в пределах Старого Города, в его Христианском квартале. Это Храм Гроба Господня (официально называемый Иерусалимским храмом Воскресения Христова). Именно здесь был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

Схема, показывающея взаимное положение места казни и погребения Христа и существующий храм Гроба Господня

Согласно Писанию и преданию, Христос был распят перед стенами Иерусалима на холме Голгофе («Лобном месте»), а после смерти погребен в соответствии с иудейскими традициями в пустой гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на частной земле (в собственности Иосифа Аримафейского) около сада, близкого к Голгофе. На третий день после погребения Христос воскрес из мертвых.

Храм Гроба Господня, алтарь Святой Голгофы

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г. При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.

Гробница Иисуса была утеряна до экспедиции матери императора Константина — Святой Елены.

Почти в 80-летнем возрасте Елена совершила паломничество в Святую Землю и проведя раскопки, чудесным образом обрела Животворящий Крест (на котором был распят Христос), гвозди Распятия и открыла пещеру, в котором Иисус был погребен.

При Елене же, в 325 г. был заложен храм. Храм Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 г.

Храм Гроба Господня, Кувуклия

Храм представляет собой сложный комплекс сооружений, вытянутый с запада на восток, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду Анастасис (Воскресения) — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия — небольшая часовня над Гробом, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Схождение Благодатного огня в Храме Гроба Господня

Ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня происходит чудесное схождение Благодатного огня.

Купольная роспись — Христос Пантократор (Вседержитель)

Иерусалим захватывали персы и арабы. В 1009 г. при халифе Аль-Хакиме проводились гонения на христиан и разрушение христианских храмов, в том числе и Гроба Господня. Император Константин VIII выторговал у сына Аль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на открытие мечети в Константинополе). Но контроль и над этим храмом был потерян, что и послужило поводом к началу Крестовых походов зп освобождение Святого Гроба.

Храм Гроба Господня, Иерусалим, Израиль

Крестоносцы в 1130—47 гг. отстроили иерусалимский храм в романском стиле с особым размахом.

Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня с 638 г. хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит другой арабской семье — Нусейба. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Интересно, что в России патриарх Никон, исторически весьма неоднозначная личность, вознамерился повторить у себя святыни Палестины и, в частности, храм Гроба Господня и построил к северо-западу от Москвы Ново-Иерусалимский монастырь, Воскресенский собор которого выполнен по обмерам иерусалимского храма, только украшенный «богаче».

В темах

[здания и сооружения] [объекты археологии] [паломничество] [храмы] [экскурсии] 

Как увидеть это своими глазами?

Источник: http://actravel.ru/sight.php?n=52

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется место рождения Христа

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.  Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня)

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г.

(первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве).

Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс.

лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.

Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного).

Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж.

входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе).

В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом.

Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г.

каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление.

На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

https://www.youtube.com/watch?v=HnYXxbqW9g0

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св.

ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт.

часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».

Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО)

Источник: https://www.pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-groba-gospodnya/

Храм Гроба Господня в Иерусалиме | Израиль10: для самостоятельного туриста

Храм Гроба Господня, известный еще как Храм Воскресения, расположен в Старом городе Иерусалима. Он считается одной из главных христианских святынь в мире. Храм Гроба Господня был возведен на месте, где, как считается, находилась и Голгофа – гора, на которой был распят Иисус, и могила, в которой он был захоронен.

История

Гора, на которой находится Храм Гроба Господня, была местом поклонения, начиная со второго века. Нет точных данных о том, что именно здесь располагалось в то время, но согласно самой распространенной версии на горе был храм, посвященный Афродите.

В четвертом веке император Константин I распорядился построить на горе христианскую базилику. Во время раскопок для возведения нового здания обнаружились святыни, связанные с распятием Христа, а именно Животворящий Крест Господень и могила, предположительно ставшая местом захоронения Иисуса. В связи с этими находками император решил посвятить новый храм воскрешению Спасителя.

В начале 11 века Храм Гроба Господня был разрушен по приказу халифа Аль-Хаким-би-Амруллаха. Восстановление Храма заняло почти полвека. После завоевания Иерусалима войсками Саладина Храм перешел во владение мусульман. С тех пор ключи от Храма и по сей день хранятся в мусульманской семье Джауда Аль Гадийа, хотя сам Храм считается христианской святыней.

Как же так получилось? Дело в том, что Храм не принадлежит какой-то одной конфессии, он поделен между шестью основными христианскими направлениями, включая греко-православное, католическое и армянское. Позже к ним присоединились коптская, сирийская и эфиопская конфессии.

Такое разделение неоднократно становилось причиной конфликтов, поэтому чтобы сохранить баланс и не выказывать предпочтение ни одной из них, было решено оставить ключи от храма в руках мусульман.

Структура Храма

При входе в Храм вы сразу можете увидеть Камень помазания, на котором готовилось к погребению тело Христа. Сегодня это место принадлежит сразу четырем конфессиям: армянской, коптской, греко-православной и католической.

Лестница с правой стороны входа ведет к Кальварии, еще известной как Голгофа, на которой был распят Иисус. Здесь можно увидеть Алтарь гвоздей, принадлежащий католикам, на котором изображен Иисус, прибитый гвоздями к кресту. С католической часовней соседствует Кальвария, принадлежащая греко-православной церкви. Здесь и находится скала Голгофа, которая стала основой возведения Храма Гроба Господня.

Сразу под Кальварией на главном этаже (в него можно попасть через дверь возле Камня помазания) находится Часовня Адама, в которой хранится осколок скалы. Считается, что Иисус был распят в том самом месте, где был захоронен Адам. Часовня Адама принадлежит греко-православной церкви.

Направившись в западную сторону от Камня помазания, вы попадете в центральную часть Храма, известную как Ротонда, под куполом которой хранится Кувуклия — Гроб Господень. Внутри Гроба Господня ежедневно служатся армянские, католические и греко-православные литургии.

Внутри гробницы находятся две маленькие комнаты. Одна из них – это Часовня ангела, в основе которой лежит кусок камня, унесенный ангелами с места Воскрешения. Часовня ангела принадлежит греко-православной конфессии.

С правой (северной) стороны гробницы расположена католическая зона, которая включает в себя большую Часовню, посвященную Святой Марии Магдалене – считается, что именно здесь Иисус явился Марии после своего воскрешения, и частную часовню, принадлежащую францисканским монахам.

В восточном конце северного прохода находится Часовня, возведенная на месте заточения Христа перед распятием. Справа находятся Придел Лонгина сотника, принадлежащий греко-православной церкви, и Придел разделения риз Господних, принадлежащий армянской церкви.

Спустившись вниз по лестнице, отсюда можно попасть в Придел Святой Елены, который принадлежит армянской церкви. Пройдя по лестнице еще на 13 ступенек вниз, вы попадете в Придел обретения Животворящего Креста, который принадлежит католикам и православным.

После осмотра Храма Гроба Господня вы также можете осмотреть здания, расположенные в восточной части двора: коптскую Часовню Святого Архангела Михаила, из которой можно попасть в Армянскую и Эфиопскую часовни.

Практическая информация

Храм Гроба Господня находится по адресу: Saint Helena Street в Старом городе.

Храм открыт ежедневно: в летнее время с 5.00 до 21.00 (до 20.00 по воскресеньям) и в зимнее время с 4.00 до 19.00.

Вход в Храм свободный, и он открыт для представителей любых вероисповеданий. Единственное требование к посетителям – это скромная, закрытая одежда.

Имейте в виду, что толпа на входе в Храм никак не контролируется, поэтому заранее приготовьтесь к тому, что вам придется простоять в очереди как минимум час. Чтобы избежать очередей, постарайтесь прийти как можно раньше, желательно, до 7.00. Для визита лучше выбрать будний день: вторник, среду или четверг.

Планируя визит в Храм, сверьтесь с календарем иудейских праздников. По возможности постарайтесь избежать посещения Храма в период Пасхи, Рождества, Суккота, Рош Ха-Шана и других значимых для евреев религиозных событий.

Если вы хотите не просто осмотреть Храм, но и посетить литургию, заранее проверьте часы проведения служб, так как они могут проходить в разное время для разных конфессий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает перекладина на кресте

Источник: https://israel10.ru/hram-groba-gospodna-v-ierusalime

Место, где воскрес Христос

Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.

Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.

А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.

История храма

Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.

Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.

императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.

Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.

Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.

Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.

Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.

Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.

Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.

, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.

В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.

В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).

В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.

В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

Экскурсия по храму

Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.

Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.

Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.

Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.

С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.

Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).

Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.

Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.

Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Богослужение в храме

В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.

Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.

У них же хранятся и ключи от храма.

Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/

Деревянная копия храма Гроба Господня

В ризнице Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря издавна хранилась любопытная реликвия – небольшая разборная модель храма Гроба Господня, выполненная из дерева, слоновой кости и перламутра. Бытовала легенда, что патриарх Никон построил в Подмосковье свой «Новый Иерусалим», опираясь на облик этого макета, который по его велению привезли из Палестины.

Арсений Суханов – монах и путешественник

В жизнеописания патриарха Никона сказано, что деревянную разборную модель храма Гроба Господня, по образу которой патриарх якобы строил свой монастырь, привез в Москву монах и путешественник Арсений Суханов. Смотритель подворья Троице-Сергиева монастыря в Москве Арсений Суханов совершил в то время два путешествия на Ближний Восток с целью сбора сведений о положении и обычаях православных христиан, проживавших на горе Синай, в Египте, Сирии, Иерусалиме, Грузии и на Афонской горе.

После поездки по Ближнему Востоку, из которой Арсений также привез редкие «церковные книги и кипарисные доски», монах был награжден Никоном высокой должностью келаря Троице-Сергиева монастыря.

Чтобы понять, насколько значительным было это повышение, стоит обратиться к воспоминаниям гостившего в то время в Москве высокопоставленного сирийца Павла Алеппского. Гостю показалось, что Арсений Суханов стал едва ли не третьим человеком в государстве после царя и патриарха.

Видимо, на православного араба произвел впечатление пышный церемониал, который стал окружать Арсения.

Этот же Павел Алеппский вспоминал, как вместе со своим отцом он был с почестями принят Арсением Сухановым в Троице-Сергиевом монастыре. После знакомства со святынями  обители, Арсений велел вынести для восточных гостей стулья, усадил их напротив садов, и угостил «кубками вина кипрского в изобилии». У собравшихся было о чем поговорить, ведь Арсений посещал Алеппо во время своих поездок по восточным странам.

Три макета из дерева

В старых книгах говорится, что помимо деревянной модели храма Гроба Господня в ризнице Ново-Иерусалимского монастыря когда-то хранились еще две подобные модели, привезенные из Палестины: копия церкви Рождества Христова в Вифлееме и макет часовни-кувуклии. Они представляли собой небольшие церковки, вырезанные из ореха и кипариса, украшенные перламутром и слоновой костью.

Крыша у этих зданий снималась, поэтому все внутренние помещения были хорошо видны. В разных местах у моделей были наклеены бумажки с пояснениями. Особенно много таких подсказок было у модели Вифлеемской церкви.

На макете указывалось место яслей, в которые положили родившегося Иисуса, расположение пещеры трех волхвов, место явления ангела Иосифу, кельи святого Иеронима, переводившего Библию с еврейского языка и многие другие мелкие детали.

В конце XVII века по указу царицы Софьи в Ново-Иерусалимском монастыре построили храм Рождества Христова, в пространстве которого была сделана попытка скопировать святые места Палестины, связанные с рождением Иисуса Христа. Для этой цели использовалась сохранившаяся деревянная модель Вифлеемской церкви времен патриарха Никона. Впрочем, эта попытка была менее удачной, чем никоновский Воскресенский храм, копировавший иерусалимскую церковь Гроба Господня.

Показателен один случай, связанный с Вифлеемской церковью Ново-Иерусалимского монастыря. В девятнадцатом веке паломничества в Палестину из России были все еще довольно редки. Писатель Андрей Муравьев, совершивший в те годы поездку на Святую землю, решил после возвращения посетить Новый Иерусалим на Истре.

Он хотел сравнить, насколько по форме и по духу подмосковная обитель повторяет свой прообраз в Иерусалиме. Когда монах водил его по церкви Рождества Христова путешественник лишь разочарованно вздыхал: «Здесь нет и тени сходства слышу названия вифлеемские, но не узнаю самых мест».

Совсем другое впечатление произвел на него главный Воскресенский собор никоновской постройки. Зайдя внутрь, Муравьев воскликнул: «Я снова в Палестине!»

Другая версия происхождения модели храма

Историк Сергей Белокуров в конце XIX века усомнился в подлинности версии из жития Никона, где строительство Нового Иерусалима связывалось с деревянной моделью и поездками Арсения Суханова.

Во-первых, итогом путешествия Арсения в Иерусалим стало нечто гораздо более важное для строительства, чем деревянный макет. Он составил так называемый «Проскинитарий» – книгу, где приводились исчерпывающие описания палестинских святынь с обозначением их точных размеров.

Одной такой книги, по мнению историка, было вполне достаточно для постройки копии храма Гроба Господня.

Во-вторых, согласно житию Никона, патриарх будто бы послал Арсения за моделью собора уже после его возвращения из длительных поездок по Ближнему Востоку. Едва ли имело смысл посылать вновь своего представителя в такое трудное путешествие всего лишь для того, чтобы привезти макет. Можно было прибегнуть к помощи «торговых гречан» — то есть греческих купцов, которые постоянно курсировали между Москвой и православным Востоком.

Можно было также призвать для этой цели кого-то из восточных архимандритов. В богатом городе их было в то время много: они регулярно приезжали просить милостыню на свои бедствующие под властью турок монастыри. Известно, что именно так обычно и поступал Никон, когда ему нужно было выслать важные документы для христианских иерархов в восточные страны.

Существует версия, что эту модель привез в Москву не Арсений Суханов, а сам иерусалимский патриарх Паисий, посетивший столицу Русского царства еще до возведения Никона на должность патриарха.

Сегодня палестинскую реликвию можно увидеть в большом и современном здании музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Макет стоит в витрине исторического зала, где находятся также подлинные вещи патриарха Никона, например, его церковный жезл, вериги и карета.

Музейный комплекс расположен примерно в километре от монастыря на другом берегу реки Истры.

Стоит обратить внимание, что в художественной галерее этого музея хранится старая икона Божией Матери «Троеручица», в то время как в самом монастыре выставлены две современные копии этого образа.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/derevyannaya-kopiya-khrama-groba-gospodnya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
В каком году был создан Святейший Синод

Закрыть