Как называется храм в Иерусалиме

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Как называется храм в Иерусалиме

Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.

За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).

Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.

https://www.youtube.com/watch?v=hKXuBekxpWs

Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.

Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.

Как добраться

Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.

Проще всего доехать на такси, но израильское такси стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.

Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.

Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.

Кого пускают внутрь

В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Часы работы

Храм открывается в 4-30 утра, а закрывается в 19-30.

Источник: http://jj-tours.ru/articles/israel/israel-holy-sepulcher.html

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Как называется храм в Иерусалиме

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.  Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Схождение благодатного огня в Иерусалиме 2019: суть и объяснение феномена

Как называется храм в Иерусалиме

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины «Голгофа» М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

photo: Sputnik / Юрий Кавер

В Храме Гроба Господня

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

photo: Sputnik / Vitaliy Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в Беларуси

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

photo: Sputnik / Vitaly Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Освящение куличей и пасхальных яиц

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Декоративные пасхальные яйца

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Светлое Христово воскресение. Православная Пасха

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160430/231416769.html

Православные храмы и монастыри Иерусалима | Израиль10: для самостоятельного туриста

Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей.

Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях.

Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.

Православные храмы в Иерусалиме:

  • Свято-Троицкий собор
  • Пещерная церковь успения Богородицы
  • Храм Воскресения Христова
  • Церковь Святой Марии Магдалины
  • Церковь Святого Александра Невского

Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа.

Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв.

В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.

Свято-Троицкий собор

Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.

Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.

Ограничения для посещения в зимнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда и четверг — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00;
  • пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 7:30 до 12:00 и с 16:30 до 19:30;
  • воскресение и праздники — с 8:30 до 13:00.

Ограничения посещения в летнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 10:00 до 13:00;
  • воскресение — выходной.

Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.

Пещерная церковь успения Богородицы

Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом.

Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.

Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.

По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.

Церковь святой Марии Магдалины

Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры.

Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.

Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.

Горненский женский монастырь

Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.

Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.

В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.

Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.

Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:

  • летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
  • зимой — с 6:00 до 15:00.

Добраться до монастыря можно следующим образом:

  • на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
  • от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.

Источник: https://israel10.ru/pravoslavnye-hramy-i-monastyri-ierusalima

Города Израиля: Иерусалим

Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.

При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.

По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).

«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.

Наиболее важные вехи истории Иерусалима

— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.

— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.

На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.

— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.

Старый город

В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.

Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).

Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.

Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».

Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.

Христианский квартал

Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.

Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.

С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).

Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется Чин посвящения в монахи

Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа.

Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня)

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г.

(первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве).

Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс.

лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.

Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного).

Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж.

входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе).

В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом.

Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г.

каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление.

На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св.

ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт.

часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».

Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО)

Источник: https://www.pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-groba-gospodnya/

Схождение Благодатного огня

Помню, как лет пятнадцать назад мы с родителями приехали на Святую Землю в предпасхальные дни. Мне было тогда десять лет. Я мало что понимал, лишь чувствовал торжественность наступающего праздника. Родители смогли вырваться в Иерусалим только на три дня, чтобы стать свидетелями схождения Благодатного огня.

Храм на месте Воскресения Христа

Мы приехали в Великую Пятницу и уже вечером пришли в Храм Гроба Господня на торжественные богослужения. Схождение Благодатного огня происходит утром в Великую Субботу. Для того чтобы принять участие в богослужении, необходимо прийти заранее, за много часов. Храм Гроба Господня огромен, но даже он заполняется молящимися до предела. Поэтому мы вечером поспешили в Храм, чтобы там остаться на ночь.

Пока мы сидели и ждали в течение всей ночи, мама рассказывала мне историю возведения Храма.Он построен именно на том месте, где Господь Иисус Христос был распят, снят со Креста и положен в погребальную пещеру, которую купил для себя Его тайный ученик Иосиф Аримафейский.

До 135 года первые христиане — апостолы, епископы и простые молитвенники — приходили на место Воскресения Основоположника христианской Церкви и здесь возносили молитвы благодарности и любви.В 135 году Земля обетованная досталась во владение римскому императору Публию Элию Траяну Адриану. Этот властитель изгнал из Святого Града иудеев и христиан.

На месте Крестных страданий и Воскресения Господа император Адриан воздвигает огромный храм во имя языческих богов Венеры, Юпитера и Минервы. Этот храм строится в городе Элии Капитолине — так император переименовал Иерусалим.

В 313 году на престол взошел император Константин, прославленный Церковью как равноапостольный. Он издал эдикт, который прекратил гонения на христиан.

В 326 году его мать, святая равноапостольная царица Елена, прибывает в Святой Град, чтобы заняться поисками святых мест. Животворящий Крест Господень был первой находкой. На том же месте, где он был обретен, царица Елена при помощи епископа Макария построила Храм Гроба Господня. Несколько раз он разрушался: от землетрясений, от набегов иноверцев. Современный Храм, в котором мы сидели той ночью, построен во времена крестовых походов.

Святая ночь

Я сидел возле мамы и слушал ее рассказ. Молитвенный вечер сменился ночью. Это торжественная и святая ночь, в которую Господь наш Иисус Христос спускался во ад, чтобы вывести души ветхозаветных праведников. Ночь, в которую «да молчит всяка плоть человеча и стоит со страхом и трепетом и ничто земное в себе да не помышляет», потому что Сам Бог предан позорной смерти, распят на Кресте Как мог, из всех сил боролся со сном.

Ведь только сейчас все самое интересное и таинственное начинается!Мама продолжала рассказ. И я уже представлял себе, как римские воины двигают тяжелый огромный камень, чтобы завалить им погребальную пещеру, куда было положено Тело Богочеловека.

Как казначей Синедриона Маферкант Иерусалимский отдает последние приказания стражникам, как злорадствуют иудеи, как расходятся убитые горем ученики, как вздрагивают плечи Божией Матери и Марии Магдалины Все закончилось.А по утру, в первый день недели, пришли ко гробу жены-мироносицы, чтобы довести обряд погребения до конца. Но увидели, что гробница открыта и пуста. Их удивлению не было предела.

На камне, которым был вечером в пятницу закрыт Гроб Господень, сидел Ангел. Он сказал им, что Христос воскрес. И жены-мироносицы убежали, чтобы рассказать обо всем ученикам Господа.

Когда же прибежал Петр ко гробу, то увидел лишь «пелены лежащие», а Тела не нашел. И весьма удивившись, вышел из пещеры.

По свидетельству святителя Григория Нисского, апостол Петр увидел не чувственными глазами, а высоким апостольским умом чудный свет, исходящий из погребальной пещеры. Святитель Евсевий Памфил, написавший хронику времен равноапостольного Константина, преподобный Феодосий Великий и многие другие также свидетельствовали об этом свете.

Чудо для укрепления веры

Мама продолжала рассказ, но я заснул. Волнения пятничного дня сделали свое дело. Когда проснулся, вокруг нас уже собралась большая группа паломников. Я понял, что родители так и не уснули: всю ночь провели в молитве, в разговоре с незнакомыми людьми, которые стали за эти несколько часов ожидания родными и близкими.С девяти часов утра Храм Гроба Господня начал наполняться молящимися. Пока не начались торжества, Храм утопает в разговорах и шуме.

Но особый шум устраивает арабская христианская молодежь. Я задумался на несколько минут, погрузившись в эпоху земной жизни Спасителя. И был «отрезвлен» криками и шумом, звуками барабанов и труб, исходящих со стороны Кувуклии (так называется часовня, воздвигнутая на месте Воскресения Христова). Как же так можно в Храме? Но эта была дань традиции. Так арабская молодежь прославляла Воскресшего Христа.

Молодые парни, сидя друг у друга на плечах, скандировали: «Наша вера правая! Вера православная!». Как мне потом объяснили, Сам Бог благословил им так прославлять Его: в один год арабов не пустили в Храм, и тогда огонь сошел намного позже.Сами торжества начинаются в полдень. Со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход, который возглавляет Патриарх Иерусалимский. На торжественной службе Схождения Благодатного огня обязательно присутствует представитель Русской Духовной Миссии.

Крестный ход проходит по улочкам Старого города от Патриархии до двора Храма Гроба Господня. Через Патриарший православный храм, именуемый Кафоликоном, крестный ход проходит к Кувуклии. Во время крестного хода участники процессии поют псалмы, весь Храм оглашается торжественными византийскими гимнами. Патриарх и клирики троекратно обходят Кувуклию. В эти минуты мне показалось, что Небо сходит на землю, чтобы меня, именно меня, возвести с земли на Небо.

Все лампадки и свечки в Храме Гроба Господня предварительно потушены. По окончании торжественного крестного хода Патриарх останавливается перед входом в Кувуклию. Его подвергают строжайшему осмотру, чтобы снять любые подозрения в том, что он может зажечь огонь от спички. За несколько часов до этого специальные уполномоченные лица тщательно осматривают Кувуклию с целью проследить, не оставлена ли случайно горящая лампада или свеча, от которой можно было бы зажечь огонь.

Кувуклия проверяется трижды. Лампады все погашены, и Храм Живоносного Гроба погружается во мрак.В 11 часов утра Великой Субботы совершается процедура запечатывания Гроба Господня. Кувуклия запечатывается особой восковой печатью (на этом воске сорок раз служилась Божественная литургия). Затем двумя огромными белыми лентами, скрещенными крестообразно, покрывают двери входа. На то место, где ленты перекрещиваются, кладется наибольшая часть воска и ставится печать Патриарха Иерусалимского.

Ровно в 12 часов пополудни ленты Кувуклии разрезаются, снимается печать со входа, и Патриарх Иерусалимский лишь в подризнике, епитрахили и архиерейском омофоре входит в Кувуклию. За Патриархом в качестве наблюдателя всегда следует представитель Армянской Церкви. Армянское священноначалие имеет право первым получать Святой огонь.Во время, когда Патриарх возносит молитвы к Богу, весь народ в Храме благоговейно молчит, а молитвенное напряжение достигает своего предела.

Вот что рассказывает один из очевидцев молитвы Патриарха в Святом Гробе: Патриарх встает перед мраморной плитой Кувуклии, именно перед тем местом, на котором лежало Тело Иисусово. И с великим благоговением и трепетом начинает молиться. Спустя некоторое время в Кувуклии появляется Благодатный огонь. Он возникает ниоткуда, появляется на плите Гроба. Божественный свет возникает в виде огненной росы — ярких шариков голубого цвета.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается Схимонах от монаха

Блаженнейший прикасается к ним кусочком ваты, и вата воспламеняется. Он возжигает лампаду и свечу, которые выносит в Храм и передает народу. В это же мгновение в Храме вспыхивают десятки, сотни голубоватых огней в воздухе, под куполом.Радости и ликованию нет предела! Люди поют, восклицают: «Аллилуйя!» — и передают Благодатный огонь друг другу со словами: «Христос воскресе!». И хотя до самого праздника остается еще много часов, Воскресший Христос уже рядом.

Сошел Благодатный огонь в Великую Субботу этого года. Он сходил и до этого, он будет сходить накануне православной Пасхи до скончания века, ибо так повелел Бог.Благодатный огонь имеет особое свойство: первые секунды он не обжигает. Все в едином порыве радости умывают лица и бороды огнем, сошедшим с Неба. Но проходит какое-то время, и огонь эти свойства утрачивает. Так было и на этот раз. И мне удалось умыться Небесным огнем.Торжества в Храме Гроба Господня заканчивались.

Очевидцы схождения Нетварного света расходились по домам, унося в сердце своем еще одно свидетельство Божественной любви.

С тех пор прошло много лет. У меня уже семья, дети. Но до сих пор в моей душе живы детские воспоминания о той таинственной ночи, проведенной с родителями в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня. И о том радостном дне, исполненном Небесным светом.

Антон Березов

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/313

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме — Православный журнал

У каждого — свой Иерусалим и свой рассказ о походе ко Гробу Господню.
Кто-то именно здесь испытал величайший духовный подъем, а кто-то, напротив,
не почувствовал абсолютно ничего особенного. И то и другое — нормально.
Каждому дано то, что нужно конкретно ему.

Говорят, великий писатель Николай Гоголь в свое время бежал отсюда в ужасе, потому что его ожидания разошлись с реальностью пыльного города, затерявшегося в пустынной Палестине XIX века. Бывают и более страшные случаи: люди, не испытав никаких особенно ярких чувств, начинают придумывать их себе, создают в душе ощущение ложной благодати, которое называют иногда «иерусалимским синдромом». Порой такие путешественники сами объявляют себя пророками, начинают учить других

Избавиться от этого можно лишь одним способом — не ждать ничего особенного, приближаясь к величайшей святыне христианства.

Принять это сложно, но так оно и есть: просто оттого, что вы купили билет, прилетели в Израиль и на автобусе приехали в его древнюю столицу, с вами ничего не случится. С тех пор как паломничество перестало быть опасным подвигом, награду за него просто так получить тоже не выйдет. Надо постараться поработать не только ногами, но и  душой.

И, видимо, самое главное, стоя на месте, где Господь принял смерть от рук мелких римских военных чиновников, —  научиться смиряться.

Заставить себя не замечать излишне резкого и крикливого монаха, дежурящего у самого Гроба Господня, излишне развязных туристов и излишне ершистых и наружно благочестивых паломников. Заставить себя подумать о другом — о том, что ты тоже один из них и ничуть не лучше того, кто стоит рядом с тобой в очереди.

Заставить себя принять и тот простой факт, что Бог, Который уже пострадал и умер на этом самом месте ради всех нас, на самом деле никому ничего не был должен тогда и не должен сегодня.

Если справиться с этой очень непростой задачей, вокруг тебя опять же ничего особенно не изменится, просто ты сам сможешь, наконец, принять то, что положено именно тебе.

Сегодня под одной крышей здесь собрались все христианские конфессии. И люди сюда приходят тоже со всех концов света. Где-то далеко их страны и народы подчас враждуют друг с другом, где-то так же далеко спорят о благочестии и истинном христианстве.

Но, пожалуй, нигде людские разделения не ощущаются так остро, как здесь.

Любые сиюминутные земные споры, как бы масштабны они ни были, здесь заставляют ощущать себя маленьким ребенком у ног родителей, а все великие потрясения в истории человечества кажутся лишь детскими обидами и игрой — вполне серьезной и важной для самого ребенка, но совершенно несерьезной в глазах Отца.

Наверное, именно с этим чувством и нужно приезжать сюда, на землю Спасителя. Не ради того, чтобы в очередной раз показаться благочестивее других паломников. Не ради того, чтобы просто «отметиться». А чтобы еще раз попробовать оценить: насколько далеки мы сегодня от того идеала, который, несмотря ни на какие предательства и муки, видел в нас Спаситель. Идеала, к которому он нас призывал.

И понять, как это сложно бывает порою — просто последовать Его словам. Тогда вы получите от Иерусалима что-то свое, особенное. Даже если не ощутите этого сразу.

5 фактов о Гробе Господнем

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме — одна из главнейших святынь христиан всего мира, ведь он построен на том самом месте, где некогда был распят, а затем погребен Спаситель.

Мы собрали несколько интересных фактов о нем.

Бывшая окраина, ставшая центром

Во времена Спасителя гора Голгофа располагалась за пределами городских стен. Это была дальняя окраина, и именно поэтому здесь казнили преступников. Но из-за поздних перестроек города не только смысловой, но и градостроительный центр Иерусалима фактически сместился сюда.

На том же месте был храм Венеры

Через полвека после евангельских событий, в ходе так называемой Второй иудейской войны, Иерусалим был почти полностью разрушен, а на его месте построен римский город, куда был запрещен доступ иудеям. На Голгофе римляне возвели храм Венеры.

Место распятия и погребения Христа было вновь найдено во время знаменитой экспедиции царицы Елены, матери императора Константина Великого, в IV веке нашей эры. Ею были начаты археологические раскопки с целью обнаружить места евангельских событий.

По преданию, среди прочего тогда же был обнаружен и Крест, на котором был распят Спаситель. По повелению царицы Елены был возведен и первый христианский храм — большой античный комплекс.

Гроб Господень

Храм Воскресения Христова объединяет и место, где был распят Спаситель (Голгофу), и расположенное рядом с ним место Его погребения. Непосредственно над Гробом Господним возведена небольшая часовня, кувуклия (в переводе с греческого — «покой, опочивальня). Ее размеры — всего 6 на 8 метров, но именно она является одним из главных мест поклонения христиан всего мира. Очередь паломников стоит в нее практически круглосуточно.

Здесь молятся христиане всех конфессий

Хотя основные права на здание, а также его центральные храмы, принадлежат православному Иерусалимскому Патриархату, под одной крышей здесь объединены храмы шести христианских Церквей: Православной, Католической, Армянской, Коптской, Сирийской и Эфиопской. Здесь есть даже несколько монастырей. Кувуклия находится в совместном пользовании, и богослужение в ней все христиане совершают по очереди.

В Подмосковье есть копия

В подмосковном городе Истра есть достаточно точная копия храма Воскресения Христова в том виде, как он был перестроен крестоносцами в XII веке. Она была возведена патриархом Никоном в составе комплекса Ново-Иерусалимского монастыря, который задумывался им как своего рода копия святых мест Палестины.

Благодарим авиакомпанию «Эль-Аль»  и Министерство туризма Израиля за помощь в подготовке материала.

Источник: https://foma.ru/xram-voskreseniya-xristova-v-ierusalime.html

Храм Гроба Господня в Иерусалиме сейчас закрыт, но память паломников хранит чудо схождения Благодатного огня

В связи с обострением эпидемиологической ситуации вот уже несколько недель массивные двери иерусалимского храма Воскресения Христова, также называемого храмом Гроба Господня, закрыты для паломников и туристов. Да и на узких улочках града царя Давида – непривычная тишина.

А ведь в канун Светлой Пасхи в былые годы здесь толпились тысячи людей. В Великую субботу часами они ждали на улице, чтобы попасть внутрь храма и стать свидетелем чуда схождения Благодатного огня.

Образ древнего храма остается в сердцах людей на многие годы. И я его тоже храню, как и другие яркие впечатления от паломнической поездки на Святую Землю.

Скорбный путь 

Иерусалимский храм Воскресения Христова находится на том месте, где, как считается, был распят, погребен, а затем и воскрес Иисус Христос. Первая церковь здесь была возведена в 335 году по инициативе царицы Елены – матери императора Константина Великого. В последующие века храм, как и сам город, неоднократно разрушался, восстанавливался, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся.

Огромное количество частных лавочек в старом городе, стойкий аромат ладана, воска, смешанный с яркими нотками пряностей и сладостей, – все это создает неповторимый образ Иерусалима. Таким запомнила его я, а сейчас торговцы закрыли ставни, и редкие прохожие спешат по своим делам, поведала мне приятельница, вернувшаяся из Иерусалима в начале марта.

Торговли нет, ведь мало и паломников. А раньше экскурсоводы к храму Гроба Господня вели туристов одним и тем же маршрутом. «Виа Долороза» в переводе с латыни означает «путь скорби». Название Крестного пути, по которому Христа вели на Голгофу, появилось в XVI веке.

По каменистой дороге паломники и туристы должны пройти 14 станций, каждая из которых связана с определенными событиями. Начинается «Виа Долороза» от места, где когда-то стояла римская крепость Антония. Именно там, по преданию, Понтий Пилат совершил суд над Иисусом.

Раскопки каменного помоста крепости, называемого Лифостротоном, равно как и подземные темницы Претории, – одни из немногих подлинных мест, сохранившихся от разоренного Иерусалима евангельских времен. Последние пять станций находятся на территории храма Гроба Господня.

Под большим куполом 

Не раз смотрела видеосюжеты одной из величайших святынь христианства, видела фотографии, но в череде посещаемых в Иерусалиме памятных мест, часовен, церквей, немного устав от гула толпы, едва узнала очертания храма Гроба Господня. Его стены лишены излишних пышных убранств, лепнины, все выглядит весьма строго и аскетично.

Первое, что увидела – атриум, иными словами, небольшой двор, где и находится вход в храм. Наши паломники, желали поскорее зайти внутрь и торопили экскурсовода. Она лишь указала рукой на приставленную между первым и вторым этажами деревянную лестницу, которую также называют «Недвижимой». Она является своего рода символом статуса-кво шести христианских конфессий, присутствующего в храме на протяжении не одного столетия.

Рядом на небольшой скамейке сидел пожилой мужчина, по словам гида, это и был тот самый ключник, который каждый день открывает массивные двери храма. По давней традиции, ключи от храма хранятся в одной арабской семье, а право открывать двери принадлежит другой.

Перед входом было много желающих запечатлеть себя на фоне старой потрескавшейся мраморной колонны. Ее называют колонной Святого Огня. Есть несколько преданий, объясняющих появление трещины, длина которой превышает метр. Все они связаны со схождением Благодатного огня.

Молитвенное поклонение 

Нахлынувшей сзади волной паломников нас метров на 10 унесло вперед и буквально впечатало в застывшую толпу, внимательно смотревшую то вниз, то вверх.

Когда люди немного расступились, то мы увидели Камень помазания, покрытый мраморной полированной плитой, а над ним – древнее мозаичное панно, на котором изображены Голгофа, пещера, в которой был погребен Христос, а между ними – Камень помазания.

Согласно Священному Писанию на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению.

Экскурсовод дала нам два часа свободного времени – до закрытия храма.

Первым делом направились к часовне Гроба Господня, также называемой Кувуклией. Именно в ней раз в году и происходит чудо схождения Благодатного огня. Воодушевленные величием старых стен и при этом внутренней сдержанностью в их оформлении, мы оказались в эпицентре паломнической стихии – в очереди, которая вела к Кувуклии. Опытные экскурсоводы уверяют, что в ней нужно выстоять минимум 40 минут. Мы потратили вдвое больше времени.

Компактное расположение 

Мы не просто стояли, а молились, иногда переводя взгляд от книг на купол, возвышающийся над нами. Он очень большой и при этом кажется легким, устремляющимся ввысь. Кувуклия расположена в самом центре огромной ротонды, которая объединяет все части храмового комплекса.

Когда же подошел наш черед, пожилой греческий монах на пальцах показал – четыре. Это значит, что входить большему количеству паломников одновременно нельзя. Внутри тесно. Меня пропустили, мужчина, что шел позади, замешкался на входе. Так я оказалась в древней гробнице совершенно одна. Царил полумрак, но в окружении каменных стен, освещенных десятком лампад, не было страшно.

В длину Кувуклия, а во время богослужений она превращается в алтарь, не превышает восьми метров. Она имеет притвор – придел Ангела. Здесь хранится часть камня, который закрывал гробницу. В погребальной камере – огромное каменное ложе, прикрытое мраморной плитой.

Выходя, я увидела два отверстия, через которые Иерусалимский патриарх в Великую субботу передает верующим сошедший Благодатный огонь.

На вершину стертого холма 

Храм Гроба Господня – многоуровневый комплекс, часть его приделов, часовен находится буквально в подземелье. А вот чтобы попасть на Голгофу, нужно подняться по ступенькам выше. Именно сюда, а не к Кувуклии, как оказалось, и следовало бы нам пойти сразу после посещения Александрийского подворья, на территории которого хранится часть древней городской стены и больших ворот, также называемых Судными вратами.

В древности считалось недопустимым хоронить умерших людей в черте города. За высокой стеной находились заброшенные каменоломни, с которых в свое время брали камень для строительства Иерусалима. На одном из тех холмов, на Голгофе, 2 тысячи лет назад римляне и проводили казни на кресте. Делали это крайне редко, например, с целью подавления восстания.

Во II веке на месте Голгофы и окрестных гробниц возвышались храмы Юпитера и Венеры. Неподалеку была рыночная площадь. Но стереть память о Спасителе не удалось. Царица Елена отыскала крест, на котором был распят Христос, место казни, погребения и многие другие памятные места для христиан.

«Голгофа» в переводе с иврита означает «череп». Есть два объяснения такого названия. Говорят, что по форме возвышенность напоминала череп. Другое же предание гласит, что именно под ней находится череп Адама.

В храме Гроба Господня все очень компактно. На месте, где, как считается, воины гвоздями прибивали тело Спасителя ко кресту, находится католический престол, через 5 – 6 метров – православный, под которым есть отверстие, где должен был стоять крест. Чтобы дотронуться до камня, нужно стать на колени, низко наклониться. Какие чувства испытываешь, когда просовываешь руку в небольшое круглое отверстие едва ли не по локоть и пытаешься там что-то нащупать? Интерес и волнение.

Может показаться странным, но на Святой земле все сказанное в Евангелии очень просто представить в воображении. Ты видишь эти камни, древние руины и надписи, вдыхаешь жаркий воздух израильской пустыни, и давно прошедшие события оживают. Будто время повернулось вспять.

За отведенные полчаса мне удалось рассмотреть каменную чашу, именуемую «пуп земли», посетить придел Марии Египетской, коптскую, армянскую часовню и многое другое. Расстояние между ними – всего лишь десятки шагов.

Ночная служба 

Через день мы вновь вернулись в храм. Это была ночная служба на греческом языке в большом православном храме – Кафоликономе. Находится он напротив входа в Кувуклию и принадлежит Иерусалимской православной церкви. Две молитвы, которые поются нараспев, прозвучали на русском языке.

После причастия вновь подошли к Кувуклии, чтобы зажечь восковые свечи от хранящегося Благодатного огня. Пожилой монах дал знак рукой, чтобы мы подождали его. Неподалеку есть комната, он направился туда и вскоре вернулся. В руках у него был небольшой сверток. Поблагодарив за неожиданный подарок, поспешили к выходу.

По дороге развернули кулек, в нем лежало восемь небольших пирожков с мелко порубленной зеленью, ароматными приправами и сладкой начинкой, пропитанной цитрусовым медом. Группа была большая, каждому досталось по кусочку.

Молча мы шли по пустынным улицам просыпающегося Иерусалима. Каждый боялся нарушить внутреннее умиротворение и несказанную радость.

Фото автора.

Источник: http://vitvesti.by/turizm/khram-groba-gospodnia-v-ierusalime-seichas-zakryt-no-pamiat-palomnikov-khranit-chudo-skhozhdeniia-blagodatnogo-ognia.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает мое имя Виктория

Закрыть