Что делали в уцелевших церквях в СССР
В рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.
Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров, в некоторых монастырях и вовсе размещали тюрьмы и отделения ГУЛАГа.
Склад
Большинство храмов, которые не были разрушены, были приспособлены именно под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения для различных фабрик, где хранили зерно, муку, сахар.
Ленинградцы знали, что во время блокады немецкая авиация использовала высокий Исаакиевский Собор как ориентир и не бомбила его. Поэтому в храм свезли ценные экспонаты из других музеев. А вот еще до войны, в 1930-х, в храме был запущен маятник Фуко.
От сноса церковь Спаса на Крови в Петербурге парадоксальным образом спасла война — местным властям было просто не до нее. В годы блокады здесь обустроили морг и свозили тела погибших от голода местных жителей. А вот после войны церковь отдали под склад декораций Малому Оперному Театру.
Под книгохранилище Библиотеки имени Ленина в 1943 году была отдана Церковь Папы Римского Климента в Москве. Кстати, книги были вывезены отсюда лишь в 2008 году!
Казарма
В крымском Храме Воскресения Христова в Форосе в годы Второй мировой войны базировался отряд советской армии. Здание серьезно пострадало от фашистских налетов. После войны его хотели снести совсем, но он чудом уцелел и после Перестройки был отдан РПЦ и вновь стал действующим.
Пожарное депо и автовокзал
В 1930-ые годы власти запретили звонить в колокола Церкви Воскресения Христова и Михаила Архангела в городе Касимов Рязанской области — громкий звук якобы мешал занятиям в местных учебных учреждениях.
В 1940-е колокольню и вовсе снесли, а храм приспособили под пожарное депо. По современному виду постройки невозможно догадаться, что когда-то это была церковь.
В советское время ее неоднократно перестраивали, в итоге превратили в автовокзал, который действует тут и до сих пор.
Фабрика
Некоторые церкви были переданы фабрикам, но не только как складские помещения: в них было организовано производство. Например, Церковь Петра и Павла в Суздале была использована под хлебопекарню.
Похожая судьба была у Благовещенской церкви в Костроме – ее отдали под хлебозавод, а вернули Православной церкви лишь в 2000-ые.
Московская Церковь Бориса и Глеба в Дегунине в 1941 году была переоборудована в амбулаторию. В 1960-х в храме расположились цеха трикотажной фабрики, а во время перестройки здание арендовал под гараж научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза». Сейчас здание возвращено Православной церкви, в нем ведется служба.
Еще один московский храм — Церковь Рождества Христова в Черкизове — использовался в разное время под мельницу, склад и даже мебельный магазин. Но в 1990-х был восстановлен и снова передан Православной церкви.
А вот помещения Воскресенского монастыря в Торжке до сих пор занимает швейная фабрика.
Планетарий
Пожалуй, один из самых необычных функций досталась Николо-Кремлёвская церковь во Владимире. В 1962 году здесь был открыт планетарий, для которого специально изготовили пластиковый купол. Несмотря на планы местных властей перенести планетарий в новое здание, он до сих пор действует именно в церкви. Причем считается важным образовательным учреждением: здесь проходят занятия по астрономии, лекции и викторины.
Музей
Многие коммунисты все же понимали культурно-историческую значимость самых известных храмов. Их сохраняли и устраивали там музеи. Государство брало здания под охрану, реставрировало их, поэтому такие церкви дошли до наших дней в хорошем состоянии и часто даже лучше сохранились, чем те, что были все эти годы в ведении РПЦ.
Одним из первых советская власть принялась музеефицировать Храм Василия Блаженного — самый узнаваемый символ Москвы — в нем открыли историко-архитектурный музей.
Согласно легендам, в 1930-е советские чиновники несколько раз поднимали вопрос о сносе церкви — то в рамках проекта реконструкции Красной Площади, то потому что он якобы мешал автомобильному движению. Однако Сталин лично не позволил уничтожить храм.
Кстати, собор до сих пор формально является частью Государственного Исторического музея.
В Казанском соборе на Невском проспекте в Санкт-Петербурге в 1932 году открыли Музей истории религии и атеизма, а в начале войны проводили патриотические выставки, посвященные великим полководцам прошлого. Однако вскоре храм попал под немецкий обстрел, в куполе были пробоины, обвалились некоторые перекрытия и храм-музей закрыли совсем.
Тюрьма
Во многих крупных монастырях и до революции содержали узников (в основном политических преступников) — тому способствовали часто отдаленное положение, неприступность крепостей и толстые стены в сводах которых оборудовали камеры. Советская власть также пользовалась “удобствами” монастырей для тюрем и лагерей. В самих храмах и скитах строили нары и тысячами заточали там заключенных.
Самый известный пример — Соловецкий монастырь. Правда, в общей сложности со времен Ивана Грозного и до конца 19 века на Соловках было около 500 узников, а за время соловецкого лагеря, а затем тюрьмы особого назначения — около 200 тысяч.
Кроме Соловецкого под лагерь был приспособлен, например, Новоспасский монастырь (позже здесь базировалось хозяйственное управление НКВД и женский исправительный дом) и Спасо-Андроников монастырь (потом здесь расположилась колония для беспризорников и отделения наркомата обороны).
Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/176-orthodox-churches-soviet-times
10 красивейших храмов и церквей России
Русские церкви — это уникальное архитектурное явление в мировой культуре.
Почти уникальное, если быть точным. Эта архитектурная традиция пошла из Византии, но русские в результате создали свой собственный стиль. Главным образом он выражен в луковках — куполах церквей и богатстве решений внутри в общем-то строгой и четкой концепции.
Благодаря этому именно в России можно найти больше всего самых впечатляющих и поражающих воображение церквей и храмов.
1. СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО, МОСКВА
Собор Василия Блаженного, расположенный в самом сердце столицы — на Красной площади, признан не только самым красивым храмом России, но и одним из самых впечатляющих религиозных памятников мира, внесенных в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Построенный в середине XVI века по приказу Ивана Грозного, этот собор с одиннадцатью цветными куполами стал самым узнаваемым символом Москвы.
Как мы все знаем из школьной программы, возводивший его неизвестный мастер был ослеплен по приказу царя, чтобы больше никогда не иметь возможности создать подобное чудо.
2. СМОЛЬНЫЙ СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Один из самых изысканных архитектурных шедевров Санкт-Петербурга Смольный собор Воскресения Христова начал строиться по велению императрицы Елизаветы Петровны.
В монастыре при храме она планировала встретить старость, однако строительство собора, первоначальный проект которого принадлежал Растрелли, растянулось почти на сто лет.
За это время экстерьер вобрал в себя черты не только узнаваемого елизаветинского барокко, но и классицизма, и, таким образом, превратился в уникальное и ни на что не похожее творение русской архитектуры.
3. УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, СМОЛЕНСК
В центре Смоленска на холме над городом возвышается величественный Успенский кафедральный собор в стиле барокко, возведенный в честь победы над Речью Посполитой. Его размеры по-настоящему впечатляют: высота — 70 метров, длина — 56,2 метра и ширина — 40,5 метров. Храм построен на месте другого, разрушенного в ходе обороны города собора. Его возведение длилось более ста лет и в ходе работы проект неоднократно изменялся и совершенствовался — результат превзошел все ожидания!
4. УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, ОМСК
Одна из главных достопримечательностей Омска появилась относительно недавно — в конце XIX века: тогда Успенский кафедральный собор был построен на средства горожан. В 30-е годы XX века по приказу советских властей храм был разобран. Восстановить его удалось лишь 70 лет спустя. И снова деньги на строительство собирали всем миром — за два года жители Омска пожертвовали на восстановление православной святыни в общей сложности несколько десятков миллионов рублей.
5. КАЗАНСКИЙ СОБОР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Казанский собор в Северной столице построен по аналогии с собором Святого Петра в Риме — северный фасад здания в стиле ампир дополняет впечатляющая полукруглая колоннада из 96 колонн высотой 13 метров. Храм стал не только почитаемой верующими религиозной святыней, но и памятником русской воинской славы. Кроме того, площадь перед собором часто выбиралась местом для проведения политических и общественных демонстраций.
6. ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (ФОРОССКИЙ ХРАМ), КРЫМ
Удивительная церковь на Красной скале на высоте 412 метров над уровнем моря посвящена спасению царской семьи — в 1888 году Александр II с супругой и детьми чудом уцелел во время крушения поезда. Узнав об этом, местный купец Александр Кузнецов попросил дозволения построить в честь этого события церковь. Храм, хорошо заметный с моря, на протяжении всех лет всего своего существования служит морякам в качестве маяка, указывая путь во время штормов или туманов.
7. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, КИЖИ
Небольшой остров Кижи в Онежском озере известен на весь мир благодаря церкви Преображения Господня. Глядя на это сооружение, невозможно поверить, что оно полностью создано из дерева без единого гвоздя. Согласно легенде, построил храм в начале XVIII века местный плотник Нестор, используя один единственный топор, который он после завершения работы выбросил в озеро, чтобы никто не смог повторить его успех.
8. НИКОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Еще один шедевр стиля «елизаветинское барокко» — Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Он был построен во второй половине XVII века по прошению князя Михаила Галицина. Средства на его возведение были предоставлены морским ведомством, ведь храм был призван олицетворять славные дела российского флота. Неподалеку от собора расположена четырехъярусная колокольня, образующая с ним единый архитектурный ансамбль.
9. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, СЕРГИЕВ ПОСАД
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — это уникальный архитектурный комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, строительство которых велось в период с XIV по XIX век. Это крупнейший мужской монастырь России, первым игуменом которого был Сергий Радонежский. Лавра пережила татаро-монгольское нашествие, выдержала осаду польско-литовских интервентов, в советские времена была преобразована в историко-архитектурный музей, но после распада СССР вернула былой статус.
10. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, МОСКВА
Источник: https://like-a.ru/stories/10-samyh-krasivyh-hramov-i-tserkvej-rossi/
40 самых высоких колоколен: Красота, которая окрыляет
Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека. Мы представляем обзор самых высоких красивейших православных колоколен.
Архитектор: Н.М. Чагин
Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над редокрестием сооружался купол.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века. Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.
Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.
Петропавловский собор — 122,5 метра
Источник: https://rosphoto.com/best-of-the-best/40_samyh_vysokih_pravoslavnyh_kolokolen-3499
Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
- 31 декабря и 1 января музей не работает.
- 1 сентября — 4 ноября: 11:00–18:00, ежедневно.
- 5 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
- 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
- Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
- Для взрослых — 500 руб.;
- Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 200 руб.;
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (2 родителя + 1 или 2 ребенка до 16 лет) — 600 руб.
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Также узнать много нового об истории этого архитектурного памятника можно в рамках обзорных прогулок по Красной площади в сопровождении гида проекта Эксперты.Туристер.Ру.
Как добраться
Храм входит в ансамбль Красной площади с южной стороны, поэтому добираться до него удобно не только классическим способом, на метро, но и наземным транспортом — на автобусах № 158, м5 до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. От остановки останется совсем немного пройти к храму через Васильевский Спуск.
От московских вокзалов удобнее сесть на метро и выйти на одной из многочисленных станций в пешей доступности от Красной площади (в зависимости от выбранной ветки метро): «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11841
Почему купола православных церквей бывают разного цвета?
Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.
Что символизирует золотой цвет куполов?
Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.
Что символизируют синие купола?
Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.
Какие храмы имеют зеленые купола?
Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.
В каких храмах можно встретить купола черного цвета?
Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.
Что означает количество куполов на храме?
Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.
Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.
О чем говорит цвет храма?
Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.
Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.
Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.
Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).
Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия.
Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала.
Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.
По материалам «АиФ»
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Источник: https://big-rostov.ru/eto-interesno/pochemu-kupola-pravoslavnyx-cerkvej-byvayut-raznogo-cveta/
Храм Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного — популярный памятник православного христианства и русского зодчества. Он возвышается в центре Москвы. Датируется XVI веком.
Каноническое название постройки – собор Покрова Божией Матери, что на Рву. Другой вариант именования – собор Покрова Пресвятой Богородицы. Также известен многим как Покровский.
Интересно! Привязка «на рву» в названии также не случайна. Вплоть до 1813 года рядом с Кремлевской стеной был прокопан ров оборонительного назначения.
На самом деле собор Покрова Божией Матери — это не одна, а несколько церквей, объединенных в единый архитектурный ансамбль.
Строительство храма Василия Блаженного
Храм появился во времена Ивана Грозного. Даты строительных работ: с 1555 по 1561 гг. Царь пообещал в случае завоевания казанских ханов возвести собор. В честь каждой крупной победы строилась церковь. Название давалось сооружениям по имени святого, в чей календарный день было выиграно сражение. Так появилось восемь деревянных церквей. победа пришлась на день Покрова Богородицы. Отсюда и название главного собора, каменного.
Сооружение переживало пожары, несколько войн и революции. За свою историю собор видоизменялся, перекрашивался, реконструировался многократно. Он «оброс» колокольней, галереей, оградой и прочими элементами. Среди известных архитекторов храма: Осип Бове (1817 г.), Иван Яковлев (1784—1786 гг.), Сергей Соловьев (1900—1912 гг.)
В 1918 году собор получил статус архитектурной ценности мирового уровня, стал охраняться государством. В начале 90-х прошлого века он в одновременном пользовании церкви и музея.
Собор во времена империи
О создателях сооружения ходят разные легенды. Одной достоверной версии нет. Большинство исследователей солидарны в идее, что возведение храма — «дело рук» мастера, прозванного Постником. Полное имя — Барма Иван Яковлевич.
Некоторые уверены, что московский собор Василия Блаженного сконструировал неизвестный итальянский архитектор.
Ранее бытовала версия, будто храм возводили Постник и Барма, то есть мастера было сразу два. Но в ней историки нашли слишком много несоответствий.
Интересно! Популярная легенда гласит: Иван IV велел ослепить зодчих Постника и Барму по окончании строительства. Он не хотел, чтобы мастера повторили свое творение где бы то ни было. Этот факт, скорее всего, вымышлен, так как не сходится с историческими событиями.
Почему храм Василия Блаженного так называют
В народе прижилось такое именование собора неспроста. Название храму дано по имени юродивого, который жил при Иване Грозном. Сам царь побаивался блаженного за дар ясновидения. Народ любил Василия. Когда он умер, его похоронили близ Троицкой церкви.
Василия Блаженного канонизировали через 29 лет после смерти. Его именем назвали одну из церквей храма. Здесь же хранятся мощи юродивого, ныне — святого.
Структура и параметры собора
Отличительная особенность храма — то, что он не имеет выраженного фасада. Каждая сторона выглядит «парадной».
Храм Покрова Божией Матери достигает высоты в 65 метров.
Интересно! В течение двух веков после своего появления это была самая высокая постройка Москвы.
Весь комплекс состоит из одиннадцати построек. Вокруг центральной церкви расположено еще восемь, четыре из которых сгруппированных ровно по сторонам света. Структура напоминает восьмиконечную звезду. Десятая церковь — «нижняя». Одиннадцатая постройка — колокольня.
Все церкви имеют единое основание, объединены закрытой галереей, внутренними общими переходами.
Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного
Правильный ответ — 11. Из них девять луковичных церковных, два шатрообразных с маленькими главками. Шатром завершаются купола центрального храма и колокольни. Все они красочных цветов, оформлены узорами. Объясняют это праздничное оформление тем, что купола храма символизируют образ Небесного Града Иерусалима.
Престолы Покрова на Рву
Собор представлен десятью самостоятельными церквями с престолами:
- Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь расположен Центральный престол.
- Адриана и Наталии. Церковь называлась ранее в честь святых Киприана и Иустины (северное направление). Высота постройки — 20,9 м. Здесь находится «Неопалимая Купина».
- Трех Патриархов Константинопольских (северо-восток). Церковь высится в 14,9 м.
- Святой Троицы (восток). Постройка имеет высоту в 21 м.
- Александра Свирского (направление — юго-восток). Высота сооружения — 15 м.
- Николая Чудотворца (престол южный). Высота — 28 м. Другое название — Николы Великорецкого.
- Варлаама Хутынского (юго-запад). Высотой в 15,2 м. Церковь освещается самым древним паникадилом во всем соборе.
- Входоиерусалимский (направление — запад). Отличается особенно нарядным убранством.
- Григория Армянского (стоит на северо-западе). Высота — 15 м.
- Василия Блаженного. Это нижняя пристройка. Только в ней из всех других проходят регулярные богослужения.
У храма есть общий подклет. В нем хранятся древние иконы, доступ к нему не доступен для массовых посещений.
На заметку! Монета номиналом 5 рублей 1989 года выпуска была выпущена с изображением на реверсе Покровского собора. Ее тираж — 2 миллиона экземпляров. Тираж улучшенного качества составляет 300 тысяч единиц. Сейчас коллекционеры могут купить эту монету за полторы-три тысячи рублей.
Информация для посетителей
Собор является филиалом Государственного исторического музея и открыт к посещению. Он входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.
По воскресеньям здесь проходят богослужения.
Время работы и стоимость билетов
Собор как музей действует ежедневно:
- летом — с 10:00 до 19:00;
- 1 сентября — 6 ноября и весь май — с 11:00 до 18:00;
- 8 ноября — 30 апреля — с 11:00 до 17:00.
Исключение: каждая среда в июне, июле, августе и первая среда остальных месяцев. В эти дни в комплексе санитарный день.
Музей работает на 1 час дольше во время школьных каникул. В некоторые праздники расписание работы может меняться. Уточняйте эти вопросы заранее.
Обратите внимание! Касса и вся территория закрываются за 45 минут до окончания рабочего времени.
Стоимость входного взрослого билета составляет 500 RUR. Цена единая для представителей всех стран.
В 600 рублей обойдется билет семейный (для пары с детьми младше 16-ти).
Под особую категорию попадают лица от 16 до 18 лет, студенты-очники, пенсионеры и льготники (репрессированные, члены многодетных семей и др.). Для них стоимость входного билета составляет 150 RUR.
Бесплатно попасть в музей могут дети до 16 лет, Герои войны, блокадники, узники, инвалиды, сироты, сотрудники музеев, паломники и т. п. Для получения права на льготный или бесплатный вход надо предъявить подтверждающий соответственный документ.
Как добраться
Основной ориентир — Красная площадь, собора Василия Блаженного не заметить нельзя. Он выделяется своими красочными главами куполов.
Ближайших станции метро три. Это «Охотный ряд», «Китай-город» и «Площадь Революции».
Экскурсии
Покровский собор предлагает разные экскурсионные программы. По ним музей работает с 11:00 вплоть до 16:00. Программа зависит от возрастной группы, национальности, количества и интересов посетителей. Длительность составляет два или три часа. Экскурсия рассчитана на группы до 10 или до 15 человек.
Для младших школьников общая стоимость программы — 2500 RUR, для учащихся средних классов — 3000 RUR, для старшеклассников — до 4500 RUR(зависит от количества часов).
Стоимость экскурсии для взрослых групп — от 5000 RUR до 10000 RUR. Цена зависит от количества посетителей и выбранной программы.
В неурочное время есть возможность посетить специальную экскурсию за 1000 RUR для групп от 20 человек с гидом.
В некоторые праздники организуют тематические экскурсии.
Источник: http://snovadoma.ru/temples/Churches/saintbasil/
Храм Василия Блаженного: история создания
Жители Москвы, а также ее гости, попав на главную площадь города, Красную площадь, замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного.
Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.
История строительства Храма Василия Блаженного.
Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости.
Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось.
Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.
После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов.
21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения.
На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме.
С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.
Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему.
Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.
Церкви Храма Василия Блаженного.
В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию.
При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры.
А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.
Тайник в храме.
Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года.
В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию.
Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку».
Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.
Храм Василия Блаженного внутри.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения.
В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком.
Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства.
«Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг.
Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея.
Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.
Источник: https://hram-slava.ru/svyatye-mesta/hram-vasiliya-blazhennogo-istoriya-sozdaniya.html
Храм василия блаженного москва, история создания покровского собора, описание внешнего вида, ажурного крыльца, архитектор, сколько куполов, высота, где находится, мощи василия блаженного, интересные факты
В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.
Храм Василия Блаженного. 1555–1561. Фотография: tournavigator.net
Храм-памятник
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству.
битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника.
Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне.
Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы.
Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана.
Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним.
Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью.
Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия — продухи.
Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей.
Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник.
Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей.
Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма.
По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор.
Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
«Лазарь, поставь на место!»
Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать.
Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось.
Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Источник: https://achair-city.ru/molebny/hram-vasiliya-blazhennogo-moskva-istoriya-sozdaniya-pokrovskogo-sobora-opisanie-vneshnego-vida-azhurnogo-kryltsa-arhitektor-skolko-kupolov-vysota-gde-nahoditsya-moshhi-vasiliya-blazhennogo-interesnye.html
Величие и грация: самые красивые соборы мира
Эти церкви вдохновят своей красотой, даже если вы не питаете любви к религии.
Церкви и храмы всегда являлись примерами передовой инженерной мысли своего времени. И даже спустя века, многие из них выглядят потрясающе, привлекая внимание не только религиозных паломников, но и тысяч любителей архитектурных шедевров.
Собор Василия Блаженного (Москва, Россия)
Возглавляет наш список один из самых красивых религиозных памятников Собор Василия Блаженного, считающийся визитной карточкой Москвы и всей России.
Первоначально на его месте стояла небольшая деревянная церковь. В средине XVI века, после успешного штурма Казани, на ее месте начали возводить каменный собор. Достоверно не известно, кто является автором этого величественного сооружения. По одной версии, собор построили итальянские мастера, по другой — русские архитекторы Барма и Постник. По третьей — Барма — это прозвище псковского зодчего Постника Яковлева.
Вокруг главного храма с самым высоким куполом расположились восемь церквей, символизирующих основные церковные праздники. Всего в храмовом комплексе насчитывается десять куполов.
Интересный факт: первоначально Собор Василия Блаженного не был таким красочным, как сейчас. Его стены были покрыли красивыми росписями только в XVII веке.
Храм Святого Семейства (Барселона, Испания)
Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) сложно отнести к старинным соборам, так как его возведение планируют закончить только в 2032 году. Однако он отличается богатой историей, относясь к одним из самых больших долгостроев мира.
Первый камень базилики был заложен в конце XIX века. Первоначально руководителем проекта был назначен Франциско дель Вильяр (Francisco del Villar), однако он быстро сошел со сцены.
На место Вильяра был назначен молодой каталонский архитектор Антонио Гауди (Antoni Gaudi), который посвятил этому проекту большую часть своей жизни.
После кончины Гауди разработку проекта продолжил его ученик Доменек Сугранес (Domenec Sugranes).
Храм состоит из трех фасадов, нескольких ризниц, дюжины башен с колокольнями, часовни Успения Богородицы, башни Девы Марии, башни евангелистов и башни Иисуса Христа, на вершине которой будет возвышаться огромный крест.
Фасад рождения Христа — один из двух завершенных на сегодняшний день. Большая его часть была создана под руководством Гауди. Он описывает таинство рождения и юные годы Спасителя.
Фасад Страстей описывает бичевание Христа. Гауди не успел окончить работу над ним, поэтому окончательный облик фасада формировали его последователи.
Фасад Славы, также называемый фасадом Воскрешения, еще находится на стадии строительства. По замыслу каталонского архитектора, он должен быть самым величественным, изображая человеческую кончину, Страшный суд и преподношения даров Святого Духа.
Глядя на видео, можно представить, как будет выглядеть Храм святого Семейства в 2032 году. Кстати, у каталонцев существует легенда, что по окончании строительства храма наступит конец света.
Базилика Сакре-Кер (Париж, Франция)
Базилика Сакре-Кер (Basilique du Sacre-Cœur) — один из немногих храмов, выполненных в византийском стиле. Проект Поля Абади (Paul Abadie) не может похвастаться такой популярностью, как Нотр-дам де Пари, но по величественности он ничем не уступает «легенде Парижа».
Храм построен в форме греческого креста, ориентированного на Собор Парижской Богоматери.
Фасад базилики не перенасыщен декорациями. Редкие фигуры в большинстве своем — это классические католические скульптуры. Темные силы представлены как распространенными в католичестве горгульями, так и более редкими зооморфными инфернальными существами — химерами в облике козла или свиньи.
Центральным элементом внутреннего убранства является мозаика, изображающая Иисуса с золотым сердцем, окруженного Девой Марией, святым Михаилом и Жанной Д’Арк.
Еще одной достопримечательностью является орган, расположившийся в огромной нише под окном. Он считается одним из самых больших в мире.
Монастырь Русану (Греция)
Монастырь Русану (Roussanou Monastery), также называемый монастырем Святой Варвары, не так величественен, как представленные выше соборы и храмы. Однако расположение на вершине 484 метровой скалы делает его и другие монастыри Метеоры одними из самых необычных религиозных сооружений мира.
Историки до сих пор спорят об истинном происхождении монастыря. По одной версии он был основан в конце XIV века монахами Бенедиктом и Никодимом. По другой — в XVI веке братьями Яниными на месте руин древнего христианского храма.
На территории монастыря раскинулся красивый сад, центральным элементом которого стала клумба в форме креста.
Однако настоящую ценность представляют фрески XVI века. Сегодня они считаются одними из лучших сохранившихся образцов критской школы иконописи.
Золотой храм (Амритсар, Индия)
Хармандир-Сахиб (Sri Harmandir Sahib) или Золотой храм (Golden Temple) расположился в индийском городе Амритсаре. Он был возведен на рубеже XVI–XVII веков в центре искусственного озера Амритсар, чье название в переводе с индийского звучит как «источник бессмертия».
Храмовые стены построены из мрамора. Золотой блеск им придает бронза в комбинации с сусальным золотом. По оценкам историков, на позолоту были потрачены сотни килограммов благородного металла.
Хармандир-Сахиб представляет собой внушительный комплекс, состоящий из десяти отдельных построек. Четыре входа расположены строго по сторонам света.
Стены храма украшены росписью. Можно только догадываться, сколько сил и труда было вложено художниками в создание этих орнаментов.
Внутреннее убранство, как и фасад, сочетает в себе лучшие черты индусского и исламского архитектурных стилей. Интерьер производит не меньшее впечатление, чем наружное оформление — практически все поверхности покрыты золотом, драгоценными инкрустациями и сложнейшими орнаментами.
В мире существуют еще десятки удивительных соборов и храмов, достойных упоминания. И вы обязательно узнаете о них в наших следующих публикациях.
Источник: https://journal.homemania.ru/article/samye-krasivye-cerkvi-i-sobory-mira