Библейская история Адама и Евы
Историю об Адаме и Еве знает, каждый человек, имеющий хотя бы поверхностное представление о Вере. Их имена упоминаются в самой древней части Ветхого Завета — книге Бытие. Древние события, описанные в этой библейской легенде, повлияли на жизнь всех людей на земле.
Создание первых людей
В шестой день творения мира Бог сотворил из земного праха человека, которому дано было имя Адам. В буквальном переводе с древнееврейского языка оно означает «красный». Видимо, это слово является производной от adamah — земля (краснозем). Таким образом, имя первого человека прямо указывает на способ его появления на Земле.
История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду
В Священном Писании упоминается, что Всевышний создавал Адама по образу и подобию Своему. Образ проявился в телесном совершенстве первого человека, а подобие достигается и поддерживается на протяжении всей жизни.
Адам стал венцом Творения, в которое Бог вложил частицу своего духа. Всевышний поселил его в совершенном месте — райском саду, который называется в древних текстах Эдемом. Повелел Создатель своему идеальному творению ухаживать за эдемским садом и хранить его, и всех обитающих в нём тварей, которым необходимо дать имена.
Но один жил Адам в райском месте и не было помощника у него. Бог послал его крепкий сон, и забрал одно ребро человека, сделав из него женщину, названную Евой. В Библии говорится, что Адам назвал её женой своей, так как создана она из его плоти. Создание Евы, окружившей мужа любовью, — проявление образа Бога в человеке, так как в священных текстах говорится, что Бог есть любовь.
Следует знать, что совершенство первых людей не носило абсолютный характер. Так должно было осуществляться им в течение всей жизни, которая становилась богоподобной и вечной только в единстве духовном с Господом.
Бог не подчинил себе человека, а дал ему выбор, который определялся свободной волей человека. Отражением этого стала единственная заповедь, данная Создателем первым людям, в которой запрещалось есть плоды с Древа познания добра и зла.
Первородный грех
В Святых текстах не указывается, сколько первые люди жили в райском саду. Некоторые исследователи считают, что от появления Адама и Евы в Эдеме до их грехопадения прошло семь лет. Они жили в благодати и чистоте, но в райское место проник дьявол в образе змея и начал искушать женщину. Он сказал, что Бог обманул их, и не смерть ждём отведавших плод с запретного дерева, а богоподобие, достигнутое без единения с Создателем.
Змей хитростью убедил Еву попробовать плод запретного дерева познания добра и зла
Наличие свободной воли и желание не просто быть подобием Бога, а обрести Силу Его подтолкнули первых людей к совершению первого греха.
Дьявол в образе змея лишь подталкивает Еву к нарушению запрета Господа на вкушение плодов с древа Познания, но свой выбор она, как и её муж, сделала самостоятельно. Первая женщина вкусила запретный плод и уговорила сделать это же своего мужа.
Своим непослушанием они разгневали Господа и были жестоко наказаны за него.
О грехе в православии:
- Грех празднословия
- Грех злословия
- За какие грехи даются болезни
Не физическая смерть ждала их после грехопадения, а конец благодатной жизни, в которой не было места порокам, боли, злости и стыду. Первым чувством, появившемся в людях после грехопадения был стыд, так как они лишились сияния славы — своей неувядающей одежды. Потеряв связь с Господом и испугавшись Его гнева, люди укрылись от него в саду. Адам и Ева пытались сложить с себя ответственность за свой поступок: мужчина обвинил женщину, которая указывал на змея-искусителя.
Интересно: фигура змея имеет глубокий символизм. В еврейском вероучении змей олицетворяет многобожие и противопоставляется Яхве — единому Богу-демиургу.
Наказание: изгнание из рая
Бог, разгневавшись на людей, жестоко покарал их. Он лишил их возможности жить вечно в единении с ним и изгнал из райского сада. Следствием этого становятся следующие обстоятельства:
- необходимость возделывать землю для получения пропитания;
- появление болезней, физических и душевных страданий, страха и пороков;
- испытание женщинами сильных физических страданий в процессе деторождения;
- возникновение соперничества и конфликтов в межполовых отношениях, основанных на борьбе за главенство и власть.Изгнание из рая Адама и Евы
Следует отметить, что наказание коснулось не только первых людей, но и всех их потомков, в том числе и современных людей. Но, наряду с наказанием, Господь дал людям надежду на приход Спасителя, который искупит первородный грех физических прародителей. В Библии указывается, что человек несёт в себе наследство двух Адамов:
- от ветхозаветного прародителя люди получили греховный образ жизни, наполненный похотью и пороками;
- Иисус Христос — второй и последний Адам — искупил своим самопожертвованием все грехи человечества, в том числе и первородный грех прародителей, дав возможность каждому человеку достигнуть божьей благодати праведной жизнью.
Таким образом, Милостивый Господь, наказав первых детей своих и всех их потомков, дал им надежду на единение с ним в благодатном Царстве Небесном через праведную земную жизнь.
Дети Адама и Евы
Первыми рожденными земными людьми были дети Адама и Евы — братья Каин и Авель.
Каин — старший сын — занимался возделыванием растений. Его младший брат Авель разводил скот. Он вёл праведную жизнь, часто молился, в его душе жили почтение и любовь к Господу и близким людям.
Каин же не думал о духовном совершенствовании, а искал лишь личную выгоду. Душа его наполнялась злостью, гордыней и завистью. Поддавшись этим порокам, он убил младшего брата, совершив один из самых тяжёлых грехов — братоубийство.
В наказание Всевидящий Бог обрёк братоубийцу на пожизненное скитание по миру и постоянные угрызения совести.
Авель и Каин — первые сыновья Адама и Евы
Каин и его жена Аван имели сына Еноха, потомки которого упоминаются в Ветхом Завете до времени Великого потопа. Содеянное Каином убийство привело к появлению в жизни человечества величайшего горя — потери близкого человека. Пораженная страшным известие Ева испытывала сильные душевные страдания, но Всемилостивый Господь даровал ей ещё одного сына — Сифа, потомком которого стал благочестивый Ной.
Всего же 930 лет жизни у Адама родилось 3 сына и неизвестное число дочерей. Место упоения прародителя человечества точно не известно. По этому вопросу существует две версии:
- в иудейской традиции местом погребения Адама считается Иудея;
- христиане располагают могилу первого человека на горе Голгофе.
Ева после смерти мужа прожила ещё шесть дней. Перед кончиной она завещала увековечить историю их жизни на камне.
История об Адаме и Еве в мировой мифологии
Ветхозаветное библейское предание о первых людях основывается на шумерском мифе о сотворении человека. На глиняных клинописных табличках, составленных за 2 тыс. лет до рождения Спасителя, сохранилась надпись о создании богом Хао пары людей. Из этого же источника следует, что сюжет искушения женщины змеем и вкушения плода с запретного дерева, а также последующего изгнания из райского сада и появление в нём охраны из херувимов тоже заимствованы из ассиро-вавилонской культуры.
Легенда о происхождении человечества, схожая с иудейской, существует у персидских народов. Верховный бог Ормузд создал прародителя человечества, объединив четыре основных стихии и поместив в него часть своей бессмертной души. Создав таким образом мужчину и женщину, он поселил их на золотой горе в саду Эдем. Верховный дев — Ариман — соблазнил прародителей вкусить плод с дерева вечной жизни. Люди были изгнаны из Рая, а золотую гору стали охранять большие грифы.
Интересно: миф о создании пары первых людей богом-демиургом существует у многих народов мира от Австралии до Южной Америки. Во всех них присутствует образ змея-искусителя, являющегося олицетворением злых сил.
Интересно о православии:
Адам и Ева в Коране
Иудейско-христианские представления о происхождении первых людей в частично измененном виде вошли в состав исламского учения. Согласно священной книге мусульман Адам не только первый человек, но и первый в ряде пророков, предшествовавших появлению Мухаммеда. Аллах создал его из смеси глины с водой и вдохнул в него часть себя.
В Коране говорится, что Бог создал тело Адама из глины, а душу — из огня
Бог возвысил человека над всеми другими своими созданиями, заставив даже ангелов небесных признать первенство Адама. Но один из них — джинн Иблис — не пожелал подчиниться воле Создателя, и был свергнуть им с Небес.
Как и в христианском предании, первую женщину создали из мужского ребра. Адам и Хавва жили в раю, до момента нарушения запрета Аллаха вкушать плоды с запретного дерева. Соблазнил их на этот поступок коварный Иблис, проникнувший в райский сад. В наказание первых людей, разлучив, выгнали из рая на землю. В течение 200 лет первые люди в одиночестве путешествовали по земле и молили Аллаха о снисхождении.
Создатель простил их и повелел им совершить хадж в Мекку. Здесь первый пророк построил здание из чёрного камня — Каабу, к которому совершал регулярные паломничества.
В Коране говорится, что у Адама и Хаввы родились 39 детей, 38 из которых появлялись парами. В исламской традиции принято считать, что Адам прожил 2 тыс. лет и был похоронен близ Мекки. После Потопа тело его перенесли в Иерусалим на гору Голгофа.
Интересно: именно Адам получил первые заповеди от Аллаха, на которых основывается все исламское учение. Передавал их первому пророку и учителю архангел Джабраил (сопоставляется с христианским Михаилом).
Библейская история, рассказывающая о жизни прародителей человечества — Адама и Евы, учит современных людей, что Господь создал людей для благодатной жизни в единении с ним. Но только от свободной воли человека зависит пойти ли ему по праведному пути, или поддаться греховным искушениям.
Сотворение Адама и Евы
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/biblejskaya-istoriya-adama-i-evy.html
Почему я должен отвечать за грех Адама?. О вере — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Почему я должен за это отвечать? Мой отец украл корову, а меня должны за это судить? Где же справедливость? О милосердии уж и говорить не приходится
А ты и не должен, и вот почему.
Исторически сложилось так, и мы не ищем здесь тому причин, что слово «грех» (как и слово «церковь») является многозначным словом — омонимом. Различают:
- Личный грех.
- Родовой грех.
- Первородный грех.
Личный грех
С личным грехом как будто ясно. Это то зло, которое я причинил себе. Последствия этого зла заставляют меня страдать.
Мы говорим — отвечать за совершенный грех, нести за него «наказание» в этом мире (на самом деле — пожинать неотъемлемые закономерные последствия причинения зла самому себе, например, по пьяни замерзнуть зимой под забором или разрушить семью ради «половых свобод» или лечить простатит и геморрой того же ради). Во всяком случае, ответственность за лично тобою совершенный грех совершенно понятна и согласуется с нашей совестью — сам виноват, сам и отвечай.
Родовой грех
А что такое родовой грех? Если понаблюдать за детьми, можно увидеть интереснейшую вещь. Оказывается, вновь рожденный человек уже имеет какие-то черты характера, которые он не получал от воспитания, а прямо вместе с ними и родился. Наверняка, читатель, тебе приводилось видеть карикатурно скупых мальчиков или неумеренно кокетливых девочек. Детишки порой и знать не знают, что такое жадность или блуд, и примеров неоткуда им взять, но уже ведут себя так. В чем дело? Откуда это?
Родовой грех — это соответствующее повреждение в роду, которое появилось вследствие того, что родители были одержимы какой-либо греховной страстью. Человек при этом не отвечает за родовой грех, он только страдает от него. Последствия родового греха как правило затухают в течение трех-четырех поколений (до семи во всяком случае). А если в роду появляется человек, который может бороться с родовым грехом (например, победить в себе склонность к зависти), то и раньше.
Родовой грех напоминает нам о согрешении (личном грехе) наших родителей, дедов, которые может быть уже умерли, но мы нашей молитвой об усопших и нашей борьбой с родовым грехом можем помочь их посмертной участи.
Первородный грех
Первородный грех — это личный грех первочеловеков, за который мы не несем ответственности точно так же, как и за личные грехи родителей в случе родового греха.
Личный грех Адама имел особые последствия для мира. Богоотступничество первородителей повредило человеческую природу как таковую и люди стали не только смертными, но и противоречивыми, нецелостными, разделенными в самих себе. Ум, сердце и тело разделились между собой, каждое приобрело как бы собственную волю, которые раздирают человека, заставляя совершать его то добродетель, то грех. Возникло зло как мера отступленния от добра.
«Сотворение Евы и Изгнание из рая», Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.
В мире существует стройная система законов, которые имеют свою иерархию. Например, законы биологического строения опираются на законы химии, а те, в свою очередь, на законы физики.
Нарушение высшего духовного закона связи с Богом привело к повреждению (по цепочке сверху вниз) всех законов мироздания. В мире появилось тление, смерть других живых существ, появилась пищевая цепочка, когда для того, чтобы жить, надо убивать.
Для поддержания функционирования нетривиальных сложных систем требуется повышение энтропии окружающей среды, и в первую очередь — информационной.
Таким образом, падение прародителей имело для мира последствия повреждения. В этом поврежденном мире, с нашей поврежденной первородным грехом человеческой природой, мы и живем. При этом за личный грех Адама мы не несем ответственности, мы только страдаем от него.
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/religions/1332-pochemu-ya-dolzhen-otvechat-za-grex-adama/
Миллард Эриксон,
28. Последствия греха
В обоих Заветах подчеркивается, что грех — очень серьезный вопрос с очень серьезными последствиями. К нему нельзя относиться легкомысленно, не придавая ему особого значения, ибо он часто имеет далеко идущие и продолжительные последствия. В
следующей главе мы рассмотрим общие последствия греха, то есть воздействие греха Адама на все его потомство. Здесь же мы обратимся к последствиям личного греха, как они показаны в Писании (в частности, в рассказе об Адаме и Еве) и как мы видим их на собственном опыте.
У воздействия греха несколько сторон. Он оказывает влияние на отношения грешника с Богом и людьми. Он воздействует на личность самого грешника. Некоторые последствия греха можно назвать «естественными», связанными с грехом причинно-следственными отношениями. Другие следствия особым образом устанавливаются и направляются Богом как наказание человека за грех.
Последствия, воздействующие на отношения с Богом
Грех привел к немедленному изменению отношений Адама и Евы с Богом. Совершенно очевидно, что до него они находились с Богом в близких и дружеских отношениях. Они доверяли и повиновались Ему, а исходя из Быт. 3:8 можно сделать вывод, что они постоянно общались с Ним.
Он любил их и давал им все, в чем они нуждались. Об этой дружбе Иисус напоминает в Ин. 15:15. Затем все сразу изменилось. Люди не оправдали доверия, нарушили Божье повеление, и отношения стали совсем иными. Люди перешли на другую сторону от Бога и фактически стали Его врагами.
Изменился и отступил не Бог, изменились и отступили Адам и Ева.
Божья немилость
Показательно, как Библия характеризует Божье отношение к греху и к грешнику. В Ветхом Завете дважды говорится, что Бог ненавидит греховный Израиль. В Ос.
9:15 сказано: «Все зло их — в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники». Это очень сильное выражение — Бог фактически говорит, что Он начал ненавидеть Израиль и никогда больше не будет любить его.
То же чувство выражено в Иер. 12:8. В двух других случаях говорится, что Бог ненавидит нечестивых (Пс. 5:6; 10:5). Гораздо чаще, однако,
встречаются места, где говорится о Его ненависти к нечестию (например, Пр. 6:16-1?; Зах. 8:17). Но ненависть эта не односторонняя, только с Божьей стороны: нечестивые также описываются ненавидящими Бога (Исх. 20:5; Вт. 7:10) и еще чаще ненавидящими праведных (Пс. 17:41; 68:5; Пр. 29:10). Из тех немногих мест, где говорится о ненависти Бога к нечестивым, явствует, что это Его чувство вызвано их ненавистью к Нему и самим их нечестием.
Тот факт, что Бог к одним относится с милостью, а к другим с немилостью и гневом, что в одних случаях Он любит Израиль, а в других ненавидит его, не свидетельствует об изменчивости или непостоянстве Бога. Его реакция на любой наш поступок определяется Его неизменной природой.
Бог совершенно ясно дает понять, что Он не может и не будет терпеть определенные вещи. В этом вопросе у Него действительно нет выбора. Его святая природа категорически выступает против греховных действий. Когда мы совершаем такие действия, мы переходим на территорию Божьей немилости.
В случае с Адамом и Евой
границей было дерево познания добра и зла. Им было сказано, какой будет Божья реакция, если они вкусят от плода его. Они сами приняли решение стать Божьими врагами и тем самым вызвали Его немилость.
В Ветхом Завете грешники, нарушающие Божьи законы, часто называются врагами Бога. Сам же Бог в Библии очень редко характеризуется как их враг (Исх. 23:22; Ис. 63:10; Пл.И. 2:4-5). Райдер Смит пишет по этому поводу: «В Ветхом Завете чувство враждебности, как и ненависти, редко относится к Богу и часто — к человеку»890.
Взаимоотношения нарушает не Бог, а человек своим бунтом против Него.
Враждебность к Богу имела печальные последствия для Адама и Евы, и то же будет с нами во всех случаях, когда мы, зная о законе и о наказании за его нарушение, все равно грешим. В случае с Адамом и Евой на смену доверия, любви, уверенности и близости пришли страх, тревога и отдаленность от Бога.
Раньше люди с радостью ожидали встреч с Богом, после же грехопадения они не хотели больше Его видеть. Они даже спрятались в попытке избежать встречи с Ним. Для любого, кто верит в Божий суд, как и для Адама и Евы, последствием греха становится страх Бога. Бог перестает быть близким другом, Его начинают сознательно избегать.
Ситуация аналогична нашему отношению к
представителям власти. Если мы не нарушаем закон, встреча с полицейским не вызывает у нас отрицательных чувств. Нам даже бывает приятно, когда мы видим полицейскую машину.
Это придает чувство безопасности, ибо мы знаем, что рядом есть защита от возможных нарушителей закона. Если же мы сами нарушаем закон или правила, наше отношение совершенно иное.
Нас охватывает неприятное чувство, когда в зеркале заднего вида появляются сигнальные огни патрульной машины. Работа полиции не изменилась, изменилось наше отношение к ней.
О ненависти Бога к нечестивым в Ветхом Завете говорится редко, а вот ссылки на Его гнев — вполне обычное явление. Божий гнев не следует представлять как неконтролируемую ярость или личную злобу. Это, скорее, праведное возмущение.
Источник: https://www.reformed.org.ua/2/954/29/Erickson
5. Грехопадение как непослушание прародителей
познакомиться с историей грехопадения Адама и Евы
Задачи:
- узнать, как диаволу удалось соблазнить человека на непослушание
- познакомиться с последствиями грехопадения
- уяснить понятие греха
- понять важность покаяния
- выучить короткую покаянную молитву
Использованная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1.
- Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М.,2009.
Дополнительная литература:
- Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002.
- Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991.
- Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Ключевые понятия:
- Непослушание
- Грехопадение
- Первородный грех
Словарь урока:
- Прародители
- Заповедь
- Зависть
- Грех
- Покаяние
- Покаянная молитва
- Наказание
- Спаситель
Проверочные вопросы:
- Для чего диавол обманул Еву?
- Почему Ева послушалась змея?
- Кто виноват в том, что Адам съел запрещенный плод?
- Можно ли спрятаться от Бога?
- Как были наказаны Адам и Ева за своё непослушание?
- Что случилось со всем миром после грехопадения прародителей?
- Почему Господь изгнал Адама и Еву из рая?
- Что пообещал Бог Адаму и Еве?
- Что такое первородный грех?
- Бывает ли, что и сейчас диавол разговаривает с людьми?
- Чего ждёт от нас Господь, когда мы согрешаем?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.
Физкультминутка «Голуби и воробей»: Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга «воробей». Хором читаем стишок: «Среди белых голубей скачет серый воробей.
Воробушек-пташка, пестрая рубашка./Воробей, не робей, вылетай поскорей!» С последним словом «воробей» пытается выскочить из круга под руками играющих, а «голуби» не пускают, то опуская резко руки, то поднимая.
Раскрашивание раскраски с одновременным прослушиванием аудиоматериалов.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Просмотр видеоматериалов.
Учитель дополняет своим рассказом увиденное детьми.
Работа детей по картинкам 1 или 2. Каждый ребенок получает распечатку с картинками. Подготовившись, дети рассказывают по очереди вслух историю грехопадения так, как они ее запомнили. Если детей много, можно поделить их на пары, чтобы из каждой пары один ребенок рассказал, а другой оценил рассказ товарища.
материалы:
- Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Адам и Ева»:
- Библейские рассказы. Адам и Ева. Читает Иннокентий Смоктуновский:
- Мультсериал «Великие Библейские герои и истории». «Эдемский сад»:
- Телепроект «Остров открытий». Часть «Адам и Ева».
Источник: https://school.orthpatr.ru/node/181925
Изгнание Адама и Eвы из рая
Изгнание Адама из рая — самое страшное событие, которое произошло от сотворения мира и многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.
Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле, являются прародителями всего человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т.е. мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться. Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4.
Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой и поселил в Эдемском саду (Рае). Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.
Ева была создана как помощница Адама. Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному».
Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Бог наделил Адама свободной волей выбора. Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло Древо Познания Добра и Зла.
Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму.
Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.
Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.
Искушение
Сатана хотел погубить Адама и Еву. В облике змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», дьявол уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла.
Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло: «если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу!».
А у Адама, действительно, была эта цель — быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении.
Известно, что Адам и Ева поддались дьявольскому искушению и совершили первый грех — они ослушались Бога, даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет.
История грехопадения
Сначала Ева, а потом Адам, увлеченный своей женой, нарушили Заповедь Божию и вкусили от плода Дерева Познания Добра и Зла. Следует отметить, что нарушение Заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. Причиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Они участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.
Отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией.
Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.
Грех настолько изменил людей, что когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя.
Так всякий грех удаляет людей от Бога.
Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Однако Адам и Ева не раскаялись, а начали перелагать вину друг на друга: Адам — на жену, а жена — на змея.
Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Впустив грех в свою душу через непослушание и противостояние воле Божией, Адам и Ева «умерли», как и предупреждал их Господь.
Сначала умерли духовно для жизни вечной, как умирает любой человек, предавшийся греху, а потом и «физически». Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания.
В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.
Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога.
Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.
Чему учит рассказ о запретном плоде?
- Послушанию. Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
- Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
- Противостоянию искушениям. Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост – лучшее время для тренировки.
За грехопадением Адама и Евы последовало наказание: женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.
Кроме того, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту».
Т.к. как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.
Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.
О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.
***
Библейское предание об изгнании Адама и Евы означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом. Люди неминуемо должны были погибнуть. Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и избрал другой путь для людей.
Как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет ребенка, так и Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгоняет людей из рая. Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.»
Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения. Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.
А через много лет Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!
Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.
Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты – быть похожим на Бога.
Этот плач относится к каждому из нас – а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?
Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – жить любя, а не ненавидя.
Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.
Источник: http://voskrcerkov.ru/2018/02/18/izgnanie-adama-i-evy-iz-raya/
Бенджамин Уэст, «Изгнание Адама и Евы из Рая» (1791). Изображение с сайта fineartamerica.com
Рассуждают иерей Михаил Владимиров, настоятель Храма Святой Живоначальной Троицы в г. Франклин (штат Нью-Йорк, США) и протоиерей Алексей Емельянов, заведующий кафедрой Библеистики ПСТГУ (Москва).
«Адам согрешил, а я здесь при чем?»
«При чем здесь я? — возмущается современный человек. — Адам согрешил, но я-то не грешил! Почему я должен нести ответственность за то, чего не делал? Отвечать за чью-то вину? Какое это ко мне имеет отношение?»
О. Михаил: Объяснение, что такое Адамов грех, проще всего начать с разговора о сельском хозяйстве. Человечество веками культивиривало дикие растения, пригодные в пищу, делая их плодороднее.
Но в последнее время ученые пришли к выводу, что гораздо эффективнее, да и быстрее просто генномодифицировать их.
Иными словами, с помощью генной инженерии вносить непоправимые изменения в генетический код растений, например кукурузы, которые, с точки зрения ученых, улучшат ее урожайность.
Но по сравнению с исходной кукурузой генно-модифицированная кукуруза является поврежденной, вне зависимости от того, потеряла она или приобрела не свойственные ей качества. Такое растение будет передавать эти генетические изменения всем последующим поколениям. Например, генетически измененная сегодня кукуруза сохранит эти изменения и через сотни лет.
Приблизительно такие же необратимые изменения произошли с человеком во время грехопадения. Изначально созданная Богом человеческая природа приобрела не свойственные ей особенности, которые каждый из нас унаследовал и сегодня. Другими словами, во время грехопадения неповрежденный человек превратился в поврежденно-модифицированного человека, который приобрел следующие три свойства:
- страстность – с одной стороны, склонность и подчиненность греховным желаниям, таким как блуд, зависть, воровство, ненависть, гордость и т.д., с другой стороны, эмоциональные страдания от них.
- Тленность – подтверженность человека страданиям от естества: голод, холод, жара, усталость, болезни и т.д.
- Смертность – ограниченность жизни во времени.
Неестественность этих качеств для человеческой природы подтверждается желанием их преодолеть, желанием, которое существовало у людей во все времена и во всех народах. Человек всегда хотел избавиться от страданий, болезней и обрести бессмертие. При этом каждый из нас ощущает в себе эти повреждения, пытается преодолеть их и по опыту знает тщетность этих усилий.
Возвращаясь к аналогии с генно-модифицированными растениями: ученые, занимающиеся сегодня генной инженерией, прекрасно понимают, что модифицированное растение само никогда не сможет вернуться в свое первоначальное состояние.
Точно так же, как и нет 100%-ной уверенности, что ученым удастся обратить эти изменения вспять через сотню лет. Поэтому с развитием генной инженерии появилась необходимость создания банка неизмененных семян всех сельскохозяйственных культур.
Такой банк семян создан и находится в шахтах о. Шпицберген.
История человечества подтверждает, что человек не в состоянии сам преодолеть полученные греховные изменения. Но не было сотворено другого, «запасного» человека, из которого, как из непорочного зерна из хранилища на Шпицбергене мог бы быть воссоздан безгрешный человек. Поэтому божественным актом восстановления человеческой природы в ее естестве, без искажений, полученных в грехопадении Адама стало Боговоплощение.
Христос соединил в себе две природы, человеческую и божественную, восстанавливая искаженную человеческую природу до ее первозданного совершенства. По Воскресении ни смерть, ни тление, ни страсть не присущи человеческой природе, воссозданной во Христе.
Любой человек может получить зачаток неповрежденности в таинстве Крещения и далее развить его в себе или погубить.
Не жестоко, а адекватно
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/adam-sogreshil-ya-zdes-prichem/
Что такое грех?
(Нажмите здесь, чтобы прослушать аудиозапись статьи “Что такое грех?”)
Согласно Слову Божию, грех разделяет людей от Бога. Наградой за грех является смерть. Но что же является грехом? И как мы можем узнать, когда мы совершаем грех?
Грех – это нарушение или неповиновение Божьим законам. (1 Иоанна 3:4)
Бог написал Свои законы в сердце каждого человека (Римл. 1:20), и когда возникает искушение ко греху, твоя совесть сразу же замечает опасность. Твоя совесть (твоё понимание добра и зла) говорит тебе, когда ты нарушаешь волю Божью и напоминает тебе, когда ты согрешаешь. Её задание заключается в том, чтобы удержать тебя от совершения греха.
Так как наша совесть – это наше познание добра и зла, любое нарушение побуждений совести считается грехом.
Однако наше понимание ограничено, и наша совесть, возможно, не соответствует полностью воле Божьей, так как она находится под влиянием внешних факторов, таких как: общепринятые обществом нормы, наше воспитание.
Когда ты начинаешь служить и повиноваться Богу, Он посылает Свой Дух, чтобы привести тебя к Его совершенной воле. Дух может просветить тебя в тех областях, в которых не может совесть, и твоё понимание всё в большей и большей степени приходит к соответствию со Словом Божьим.
Грехопадение. Как грех проник в мир
Чтобы понять концепцию греха, важно понимать его происхождение. Грех вошёл в мир, когда Адам и Ева поверили в ложь сатаны и проявили непослушание Богу. Они выбрали свою волю, а не волю Божью и вкусили от дерева познания добра и зла. Их совесть пробудилась, и они узнали, что такое добро и что такое зло, они поняли, что согрешили. Из-за проявленного непослушания в их человеческую природу вошёл грех, и они стали обладателями греховной плоти.
Грех, живущий во плоти
Все потомки Адама и Евы унаследовали грех во плоти, не саму вину, а склонность следовать своей собственной воле, а не воле Божьей. Павел пишет в Римл. 7:18: “Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе.
” Здесь он описывает склонность ко греху, которую мы унаследовали. В Библии мы находим много выражений, описывающих эту склонность: грех, живущий во плоти, тело греховное, закон греха, похоти и вожделения и т.д.
Его также часто называют “греховной природой” и “первородным грехом.”
Иоанн пишет: “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.” 1 Иоанна 1:8. Это грех, который живёт в нашей плоти – похоти и вожделения, которые мы унаследовали. Это не наша вина, так как мы родились с ним. Мы чувствуем эти тенденции каждый раз, когда искушаемся ко греху. “Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь своей собственной похотью.” Иакова 1:14.
Однако существует огромная разница между тем, чтобы иметь грех, что означает влечение к своим похотям и вожделениям и тем, чтобы совершать грех.
Когда мы совершаем грех?
Иаков пишет: “Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех, рождает смерть.” Иакова 1:15. Отсюда мы видим, что искушение не является грехом, пока не произойдёт зачатие. Это зачатие происходит, когда наши помышления сознательно соглашаются с похотью.
В результате мы совершаем грех в наших мыслях, словах или поступках. И за этот грех нам придётся дать отчёт, теперь вина лежит на нас. Мы можем получить прощение за совершённый нами грех, если раскаемся в нём всем своим сердцем.
Однако после покаяния, план заключается в том, чтобы мы больше не совершали грех.
Ещё о грехе можно прочитать в следующей статье “Какая разница между тем, чтобы иметь грех и совершать грех?”
Несознательный грех – дела тела
Понятно, что мы можем делать или говорить то, что противоречит воле Божьей, не осознавая этого. Библия называет эти поступки “делами тела,” и законом греха, который живёт в наших членах. (Римл. 7 и 8).
Так как эти наклонности не прошли через наше сознание, они не повлекут за собой наказания. Бог не осудит нас за грех, о котором мы не знаем. Однако даже эти поступки могут позже дойти до нашего сознания и нам придётся разобраться с ними.
Они должны быть осуждены и отвергнуты нашим сознанием. Мы должны посредством Духа принести в смерть дела тела. (Римл. 8:13)
Никто не обязан совершать грех!
Даже несмотря на то, что в нашей плоти живёт грех, мы не обязаны совершать грех. Когда ты искушаешься сделать то, о чём ты знаешь, что это плохо, ты можешь принять решение не грешить. Ты можешь выбрать исполнять волю Божью вместо того, чтобы соглашаться со своими похотями и страстями.
Это понимание открывает дверь в очень интересную жизнь! Это действительно возможно всегда иметь чистую совесть. Это действительно возможно всегда угождать Богу! Это действительно возможно победить грех и смерть и стать участником Божеского естества и вечной жизни! (2 Петра 1:2-4)
Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/chto-takoe-greh
История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая
Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.
Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.
Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).
Бытие, глава 2 | Бытие, глава 3 | Бытие, глава 4 |
Создание Адама и Евы
Александр Сулимов. Адам и Ева
Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.
Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.
Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.
Где находился Эдемский сад?
Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего.
В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.
Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.
На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.
Почему именно змей выступает как символ зла?
Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.
Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.
Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?
Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.
Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.
Изгнание из рая
Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.
Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16).
Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины.
И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.
Дети Адама и Евы
Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.
О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.
Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.
Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.
О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.
Источник: http://bibliya-online.ru/istoriya-adama-i-evy-pervorodnyy-grekh-i/
Изгнание из рая (Первородный грех)
Библейское сказание о первой человеческой паре, рассказывающее о том, как жена, поддалась искушению змеи («змея»), и съела запретный плод и дала его попробовать мужу, за что люди были изгнаны из рая (сада Эдемского); в христианстве сюжет истолкован как «грехопадение», «первородный грех». Это сказание, которое сохранилось в каноническом тексте Библии, представлено в книге Бытия (глава 2, строфы 4, в, 8-9, 15-17; глава 3, строфы 1-19, 23-24).
Где был Эдемский сад?
Первые люди Адам и Ева жили в райском саду, в стране Эдем. В Библии сказано, что Эдем находился «на востоке» и через него протекала река, которая разделялась затем на 4 реки, называемыми Фисон, Тихон, Тигр и Евфрат. Упоминание 2-х в действительности существующих рек (Тигр и Евфрат) и 2-х фантастических поспособствовало возникновению разных мнений на счет местоположения Эдема.
Высказывали предположения, что он находился в Африке, другие считали, что в Сирии, в Месопотамии, на Кавказе или на острове Цейлон. «Но все это только догадки» — сказано в «Библейской энциклопедии». В народном сознании, обычно, Эдем не ассоциируется ни с какой реальной местностью, а представляется раем — небесной обителью Бога.
Причина изгнания из рая
Причиной изгнания Адама и Евы из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. Согласно толкования этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что могло избавить бы их от дальнейших бедствий.
«Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, – то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал в последствии. Однако это, к сожалению, тогда оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причиной этому – гордость и рожденное ею нежелание признать за собою всю меру ответственности за содеянный грех.
ред. shtorm777.ru
Источник: https://shtorm777.ru/izgnanie-iz-raya-pervorodnyj-grex.html
PSYLIB® – П. Полонский. ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСТВО
Современная европейская цивилизация построена на разделении «религиозных» и «светских» сфер человеческой жизни. В европейской цивилизации содержание религии – это прежде всего вопросы веры человека в Бога, которые рассматриваются как отделенные от «мирских», светских сфер жизни – внешней и внутренней политики, экономики и т.д.
Такая структура культуры опирается на христианскую концепцию религии, сформулированную в знаменитых словах Иисуса: «Воздавайте Богу – Богово, а кесарю – кесарево».
Иисус конкретно говорил о деньгах, но эта формулировка приобрела более общее значение и стала пониматься в христианской культуре как общий принцип, разделяющий мир на область духовную, находящуюся в ведении религии, и область светскую, внерелигиозную.
В иудаизме подход к этой проблеме совершенно иной. Иудаизм – это прежде всего учение о том, как следует жить (а не только о том, как следует верить), и потому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения религии.
Еврейские источники подробно рассматривают и обсуждают не только проблемы веры, не только вопросы культа и ритуала, но также и те вопросы, которые в европейской системе мышления воспринимаются как «светские» и не относящиеся к религии.
В иудаизме существуют четкие предписания о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и можно ли устраивать забастовки, и т.д. и т.п.
С еврейской точки зрения, любая сторона человеческой жизни религиозно значима – и потому сотни страниц Талмуда посвящены тому, какие правила следует соблюдать при обработке земли, сборе урожая, постройке домов и ведении торговли; детально рассматриваются, например, вопросы о том, как правильно поступить, если две тяжущиеся стороны претендуют на один и тот же предмет или сумму денег; как суд должен рассматривать те или иные финансовые или уголовные правонарушения; на каких принципах строится государство, как царь управляет народом, в каких случаях он может объявлять войну и как он может ее вести, и т.д. Размышляя над самыми разными вопросами частной или общественной жизни, религиозный еврей обращается за советом прежде всего к Талмуду и к другим религиозным источникам и зачастую находит именно там модели и способы решения современных проблем.
Эта разница в подходах является источником того недоумения, которое порой испытывает христианин, читая еврейскую религиозную литературу: с его точки зрения, многие вопросы, которые там обсуждаются, вообще выходят за рамки религии. Но все дело в том, как вообще понимать, что такое «религия».
Иудаизм – это цельная система, по которой должна строиться жизнь человека, народа, государства. Таким образом, по европейско-христианским меркам иудаизм – это даже не чисто религия, а скорее «культура» или «цивилизация».
Но для верующего еврея все области его жизни представляют собой сферу религии, ибо каждая из них является одним из элементов диалога человека с Богом.
8. ПРОБЛЕМА «ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА»
8.1. Первородный грех и проблема мессианства. В начале книги Бытия – книги, священной как для иудеев, так и для христиан, – рассказывается о том, как Первый Человек, Адам, совершил свой первый грех: в Саду Эденском, нарушив запрет Бога, он вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Это первое грехопадение повлекло за собой вселенскую катастрофу – изгнание первых людей из рая. И иудаизм, и христианство согласны в том, что последствия греха Адама люди несут на себе до сих пор.
История, которая произошла в Саду Эденском, ставит перед человеком множество вопросов.
Что такое «Дерево Познания Добра и Зла»? Как изменился человек после того, как сел его плод? В чем заключаются причины греха Адама? Эти важнейшие и сложнейшие вопросы подробно – и по-разному – рассматриваются и в еврейских и в христианских источниках.
Мы не будем сейчас за неимением места углубляться в подробное их обсуждение. Мы рассмотрим здесь только один из этих вопросов: каковы последствия первого греха для потомков Адама – т.е. для всего человечества. Тут христианство и иудаизм принципиально расходятся в своих концепциях.
Христианство учит, что вина за грех Первого Человека – наследственная, она передается всем его потомкам: каждый человек от рождения «виноват» перед Богом уже в том, что он – человек, сын Адама.
С точки зрения христианства, единственный путь освобождения и искупления этой вины за «первородный грех» дал людям Иисус: пожертвовав собой за людей, он снял с человечества великую вину.
В этом, как считают христиане, и состоит смысл «первого пришествия» Иисуса на землю, его роль как Мессии, «Спасителя и Искупителя» рода человеческого.
Тут мы снова возвращаемся к проблеме, по которой кардинально расходятся христианство и иудаизм. Выше (в гл.
1 этой книги) мы уже говорили, что у идеологов христианства всегда была проблема с трактовкой мессианской роли Иисуса: как объяснить, что Иисус, вопреки тому, что предсказано библейскими пророками, не исполнил обещаний и не исправил мир, в котором продолжают существовать страдания, нищета и войны; и если он не сделал этого, то почему же люди должны считать его Мессией? Идея «первородного греха» была логически необходима первохристианам для решения этой проблемы. Христианство учит, что первый приход Иисуса только подготовил почву для исполнения библейских пророчеств (которые будут осуществлены в результате «второго пришествия») – тем, что этот приход дал человечеству возможность освободиться от наследственной вины за первородный грех. При этом освобождение от этой вины достигается только с помощью крещения – обряда, символизирующего веру в Иисуса и в единение с христианской церковью [1]. Люди, не прошедшие этого обряда, «несут на себе вину за грех Адама» и, согласно теологии христианства, не имеют шансов на спасение, даже будучи праведниками [2].
Для иудаизма совершенно неприемлема христианская концепция греха Адама как универсальной «вины», унаследованной его потомками.
С еврейской точки зрения, последствия грехопадения Адама распространяются, конечно, на его потомков, что выражается в объективных трудностях повседневной человеческой жизни («в поте лица своего будешь есть хлеб свой») и в проблемах внутреннего устройства личности.
Вследствие греха Адама людям стало труднее жить и труднее общаться с Богом; но это не неискупимая вина, а проблема, с которой каждый человек может и должен справляться, понимая свою ответственность перед Богом за свою судьбу и за судьбу всего мира.
Сам христианский термин «первородный грех» неприемлем для иудаизма, ибо он подразумевает, что «от рождения» на каждом человеке лежит вина перед Богом, что каждый как бы от рождения уже грешник.
Иудаизм со всей определенностью утверждает, что каждый человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу, и только от его собственного выбора зависит – сделать ее грешной и «виновной перед Богом», или же сделать ее праведной и чистой; спастись или погибнуть.
Ежедневная утренняя молитва еврея начинается со слов: «Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, – чиста»
Иудаизм учит, что человек не рождается грешником и что от рождения никто не «порабощен грехом». С младенчества каждый человек в равной степени расположен как к греху, так и к праведности.
В книге Бытия говорится о том, что у человека есть «склонность к греху от юности его» (Бытие 8:21), но есть также и силы противостоять ему. Бог говорит Каину: «У входа грех лежит, ты же имеешь возможность властвовать над ним» (Бытие 4:7).
Человек сам отвечает за свои поступки, он сам делает свой моральный выбор – грешить или не грешить; и он может винить в своих грехах только себя самого, но никак не «наследие греха Адама» или «порабощенность дьяволу».
8.2. Грех Адама и сексуальная жизнь человека. Библейский рассказ о Сотворении мира не только рисует отдаленную историю человеческого рода, но также объясняет нам структуру мира и устройство человеческой души. Как мы видели, евреи и христиане по-разному понимают историю Сотворения мира, изложенную в книге Бытия. Из этой различной трактовки священного Текста вытекают многообразные следствия, касающиеся важнейших сторон человеческой жизни, в том числе различное отношение к сексу.
Еврейская и христианская традиции различаются прежде всего описанием последовательности событий в драме, разыгравшейся в Эденском саду. Согласно христианской трактовке, Адам «познал жену свою» (Бытие, 4:1) после того, как Адам и Ева нарушили Божественный запрет и сорвали плод с Дерева Познания; а их дети – Каин и Авель – родились после изгнания, вне пределов Сада Эденского. Христиане при этом считают, что то «познание», о котором идет речь в стихе 4:1, – т.е.
сексуальные отношения между Адамом и Евой, – является прямым следствием греха. Из этого христиане заключают, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной изначально таят в себе греховное начало. Поэтому принципиальной важностью обладает для христиан чудесное рождение Иисуса «от девы, не познавшей мужа» [3]. Сам Иисус никогда не вступал в брак и с похвалой отзывался о тех, кто «сам сделал себя скопцом ради Царства Небесного» (см. Матфей 19:12).
Павел (Первое Послание к Коринфянам 7:25-40) вообще отменил обязательность Божественной заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28), заявляя: «Если можешь не жениться – не женись».
С этим же связано христианское представление о том, что для достижения святости человеку следует отказаться от сексуальных отношений, выражающееся в безбрачии монахов и священников (в католицизме – всех, в православии – только «черного духовенства», которое единственное может занимать высшие посты церковной иерархии).
Совершенно иное отношение к сексуальной сфере человеческой жизни мы встречаем в иудаизме. Иудаизм рассматривает сексуальные отношения мужа с женой и рождение детей как величайшую заповедь, а отказ от сексуальных отношений и деторождения – как «форму убийства», и, таким образом, категорически отрицает монашество и безбрачие.
Еврейская традиция иначе толкует текст рассказа о Сотворении мира и, соответственно, делает иные выводы о правильном Божественном пути человека. Согласно еврейской традиции понимания Текста Торы, дети Адама и Евы родились в Саду Эденском еще до изгнания, причем Каин родился еще до того, как первые люди сорвали плод с Дерева Познания.
Иначе говоря, грех Адама не связан с сексом, а «Дерево Познания Добра и Зла» не имеет прямого отношения к тому, что «Адам познал Еву».
8.3. Дополнение
СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ АДАМА И ЕВЫ В СВЕТЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЕВРЕЙСКИХ КОММЕНТАРИЕВ
К сожалению, в рамках этой книги нет места для подробного анализа традиционных еврейских толкований первых глав Торы в соответствии с тем, как они дошли до нас в мидрашах, Талмуде и других источниках. И все же для тех читателей, которые хотели бы получить «информацию к размышлению», мы постараемся разъяснить некоторые ключевые моменты.
Библия описывает сотворение человека как бы в двух параллельных рассказах. Рассказ первый содержится в первой главе книги Бытия, там, где впервые заходит речь о сотворении человека.
И сотворил Бог человека в образе Его, в образе Божественном сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею»
Как мы видим, «плодитесь и размножайтесь» – это самая первая заповедь, которую дает человеку Бог, еще до того, как Он запрещает человеку срывать плод с Дерева Познания.
Эта заповедь не только «хронологически» первая, она является одним из «сопутствующих условий» к сотворению человека: рождая детей, человек как бы продолжает Божественный труд сотворения мира.
Поэтому сказали об этом в Талмуде еврейские мудрецы: «тот, кто отказывается выполнить эту заповедь, – подобен убийце, проливающему кровь».
Источник: http://psylib.org.ua/books/polon01/txt03.htm