Выбирая между ребенком и карьерой, каждый десятый белорус выбирает карьеру
Настоящая Беларусь совсем не такая, какую нам показывают по телевизору. Но она не соответствует и образу, который мы создаем в своем воображении. Стоит появиться очередному толковому исследованию «глубинного народа» — и мы удивляемся: надо же, как много мы не знали про собственную страну!
В предыдущей колонке я рассказывал о том, как белорусы воспринимают работу: оказывается, скорее как неприятную обязанность, чем возможность самореализоваться, проявить себя. И пусть это не отменяет очень добросовестного отношения к работе, определенное разочарование все равно присутствует. Сейчас же рассмотрим отношение белорусов к двум фундаментальным духовным ценностям: религии и семье.
Продолжаем анализировать масштабное исследование «Ценности населения Беларуси», представленное Исследовательским центром ИПМ.
Вера
Религия всегда была одним из излюбленных объектов изучения для социологов. Тем более что религия исторически была движущей силой развития многих культур — и белорусы тут не исключение. Объединение представителей народа в единую группу происходило через символические действия и, что куда важнее, через принятие религиозных норм и ценностей.
Церкви и храмы в Беларуси, как и во многих странах, столетиями были местом, где люди собирались для общения. Также религия — это еще и форма социального контроля, призванная регулировать поведение людей, определяя за них, что является добром, а что злом. Впрочем, в контексте разбираемого нами исследования функция религии — придание жизни смысла и цели.
Опрос показывает, что наиболее распространенной религией в Беларуси является православие — к нему себя отнесли 78,9% опрошенных. Католиков оказалось 5,6%, протестантов (всех деноминаций) — 0,5%. Я же всегда считал, что и католиков, и протестантов в Беларуси на самом деле куда больше.
Никакой религии не исповедуют 5,1% населения. Однако авторы исследования резонно замечают, что исповедуемая религия не говорит об уровне религиозности и веры человека. Если белорус называет себя православным — спросите, какого числа в этом году Пасха. Вот сколько людей ответит — столько, по крайней мере, действительно имеют отношение к православию. «Истинные», а не «записные» католики и протестанты определяются примерно так же.
Поэтому исследователями отдельно был задан вопрос о том, насколько люди верят в Бога. Количество безусловно верующих белорусов оказалось практически таким же, как и количество сомневающихся.
Ну а дальнейшее было вполне прогнозируемым: женщины больше верят в Бога, чем мужчины, а самая верующая возрастная группа населения — люди в возрасте от 30 до 44 лет. Не верят в Бога 4,7% населения.
А теперь — о парадоксах. При том что в Бога верят, не испытывая никаких сомнений, 42,6% населения, религиозными себя считают 62,4% людей.
Еще один хороший маркер реальной (а не самооценочной) религиозности — посещение церкви и исполнение соответствующих ритуалов (активное следование традициям и канонам религии). Как показало исследование ИПМ, большинство населения (85,4%) посещает религиозные службы только по важным праздникам, раз в год или реже.
Тем не менее низкий уровень посещаемости религиозных служб не свидетельствует о низком уровне веры, но в некотором смысле говорит о разрушении традиционных представлений о религиозности. Многие люди, считающие себя религиозными, в реальности если и посещают церковь, то только по важным праздникам. В традиционном представлении о религиозности это недостаточный ее уровень, однако в современных реалиях такой уровень религиозности можно оценить как умеренный.
Другой критерий оценки религиозности — чтение молитв, поскольку это практически не предполагает значительных временных затрат и физических усилий и доступно для всех религиозных людей. Кроме того, чтение молитв — эмоциональное и очень личное действие, и поэтому говорит о действительном уровне религиозности людей. Что ж, смотрим таблицу.
Видим весьма умеренный уровень религиозности: часто молятся 21,8% населения, а 33% не молятся никогда.
Также для того, чтобы понять, какое место религия занимает в жизни людей и насколько актуальны темы, связанные с религией, нужно определить, как часто люди готовы обсуждать вопросы, связанные с религией, в разговорах со своими друзьями и близкими.
По собственным оценкам 5,3% населения часто обсуждают вопросы религии с друзьями, 17,4% иногда разговаривают на такие темы, редко — 37,8%, и никогда не обсуждают вопросы религии 39,4% населения. Люди, считающие себя религиозными, значимо чаще обсуждают вопросы религии, чем нерелигиозные люди. На эти темы говорят 73,9% религиозных и 38,7% нерелигиозных людей.
То есть религия заметна для всех групп населения и является предметом для обсуждения, но при этом не занимает значительного места в качестве темы для обсуждения для большинства белорусов.
Сложно не согласиться с авторами исследования, которые приходят к выводу: «В целом уровень веры и религиозности в Беларуси является умеренным. Количество верующих людей существенно превышает количество неверующих, но в то же время значительной является доля людей, имеющих некоторые сомнения по поводу веры и религии».
Семья
Изучая результаты исследования ИПМ, сложно не заметить: к семье белорусы относятся куда более трепетно, чем к работе или религии. Тут достаточно посмотреть на краткое резюме исследователей по данному вопросу.
Итак:
- Семью подавляющее большинство людей ассоциирует с детьми.
- Любовь и дом в первую очередь ассоциируются с семьей.
- Большинство людей считают, что ничего не может быть важнее материнства (84,8%) и отцовства (77,5%).
- Оптимальным возрастом рождения первого ребенка 41,6% населения считает возраст от 21 до 25 лет, 36% — от 26 до 30 лет, 11,7% — от 31 до 35 лет, 6,9% — до 20 лет и 3,8% — после 36 лет.
- Более половины респондентов не ощутили никаких проблем после рождения детей.
- Финансовые трудности занимают первое место по частоте упоминаний.
- Для женщин существенно актуальнее проблема затруднения карьерного роста, чем для мужчин, — с ней столкнулись 5,9% женщин и 1,1% мужчин. Второе существенное различие — возникновение проблем со здоровьем. Они возникли у 10,9% женщин и 2,1% мужчин.
- Из тех, кто планирует иметь детей, 62,2% нацелены на рождение двоих детей, 15,7% — на рождение троих детей, 6,6% — на рождение одного ребенка и 1,8% — на рождение 4 и более детей.
- Наиболее распространенная причина отказа от рождения детей — людям это просто неинтересно — 58,2%, 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% говорят, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что это повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.
- Наиболее существенные препятствия для рождения ребенка в ближайшие 2 года (кроме возраста): отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и желание сначала построить карьеру.
- Женскими обязанностями белорусы считают: уход за одеждой, бельем и обувью, приготовление пищи, уборку и мытье посуды. Мужскими обязанностями считают содержание и ремонт автомобиля, а также строительство и ремонт. Чем моложе респонденты, тем больше они поддерживают одинаковые обязанности мужчин и женщин.
- В отношении к обязанностям родителей по всем позициям доминирует мнение, что оба родителя в равной степени должны заниматься детьми.
- Самыми женскими обязанностями наши соотечественники считают уход за ребенком и помощь детям с учебой, а самой мужской обязанностью — наказания.
- 91,7% белорусов считают, что молодые люди должны ухаживать за пожилыми родственниками, а 91,6% считают, что пожилые люди заслужили спокойную старость и не должны работать на пенсии, если не хотят.
Как видим (да, в принципе, и как предполагалось), семейные ценности в Беларуси являются доминирующими, в том числе над работой и даже религией. Семья как социальный институт выполняет ряд функций, значимых для общества в целом. И особенно значима в период социальной, политической и экономической турбулентности. (Читай: последние 30 лет.)
Семейные ценности белорусов весьма обширны и включают в себя отношение к браку, воспитанию детей, ведению экономической деятельности и многое другое. Но основной фокус внимания сосредоточен на вопросах, связанных с детьми. Ряды ассоциаций не оставляют сомнений в том, что действительно ценно для белорусов.
Вот только статистика свидетельствует немного о другом. Падающая рождаемость на фоне стабильной смертности указывает, что для молодых поколений семья и дети уже не являются столь же безусловными ценностями, как для их родителей.
И это на фоне того, что уровень рождаемости в Беларуси ниже уровня смертности, то есть нужно как-то стимулировать рождаемость. Но как — непонятно. Молодые люди не очень хотят рожать вообще, а еще меньше настроены иметь много детей.
Причем, что интересно, процесс имеет волновую динамику: за последние 20 лет уровень рождаемости существенно возрос и в 2015 году почти сравнялся с уровнем смертности. Но в 2017 году он снова значительно снизился.
Это, наверное, пресловутое «поколение Z» дает о себе знать
Но давайте посмотрим, какая ситуация с детьми сейчас. В структуре выборочной совокупности оказалось 28,6% бездетных, 31,2% имеют одного ребенка, 31,7% — двоих, 6,7% — троих, 1% — четверых и более. Средний возраст рождения первого ребенка в выборке — 21,3 года, что по современным меркам очень даже неплохо. (В большинстве стран Европы уже стараются не рожать до 30 лет.)
Но хотя средний возраст рождения первого ребенка в белорусской семье довольно низкий, в различных возрастных группах количество детей сильно отличается.
Многие же сегодня просто не хотят иметь детей — и вовсе не по причине возраста или того, что у них уже есть дети. Самая распространенная причина отказа от рождения ребенка — «это просто неинтересно» — 58,2%.
Еще 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% уверены, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.
Причем, по словам социологов, все эти причины называют в основном мужчины в возрасте от 18 до 29 лет. И это дает надежду — ведь рожать-то все равно будут женщины.
Источник: https://officelife.media/article/people/12090-choosing-between-child-and-career-every-tenth-belarusian-chooses-a-career/
Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты
Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.
Католический священник благословляет белорусских солдат
Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.
Вера, принадлежность, практика
В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).
При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.
Заупокойное православное богослужение в Куропатах
В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.
При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.
В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.
Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»
Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.
Акция против абортов в Гомеле
Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.
Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.
В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.
Православно-католический мир
Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.
Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.
Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске
Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.
В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.
Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.
Российское влияние
При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.
Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!
В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.
Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.
Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.
В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.
Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).
Сильное государство, свободный рынок
Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.
При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.
Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси
В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.
В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.
При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.
Национальные чувства, демократия и прагматика
Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.
Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/
Религия в жизни белорусского общества и ее значение
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- 1. Проблема определения религии
- 2. Религия в жизни белорусского общества и ее значение
- Заключение
- Список использованных источников
fВведение
религия белорусское общество
fЗаключение
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
3. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С.58-67.
4. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. — 2004. — 690с.
5. Религиоведение: социология и психология религии. / С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. — 445с.
6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие / Пер. с англ.В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 800 с.
7. Современная западная философия: Учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей вузов / Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др.; Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. — Минск: Выш. шк., 2000. — 492 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736с.
9. Старостенко, В.В. Свободомыслие и свобода совести в Беларуси: очерки истории: Монография / В.В. Старостенко. — Могилев: МГУ, 2004. — 264 с.
10. Таркан, И.И. Религиоведение / И.И. Таркан. — Минск: Вышэйшая адукацыя, 2007. — 288с.
11. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 516 с.
Размещено на Allbest.ru
- Понятие религии и ее главные элементы. Возникновение и эволюция религии, а также существенные изменения в характере религиозных верований. Функции религии в жизни человека и общества. Основные результаты исследования на тему «Религия и общество».реферат [24,3 K], добавлен 14.11.2008
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/religion/00170614_0.html
Религия в Беларуси
Руководители религиозных конфессий на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (2015)
Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий.
Религии в Беларуси
Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:
- православие
- католицизм
- протестантизм
Среди других религий наиболее распространены:
Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2019 г. составила более 3,3 тыс.
Православие
Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.
В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.
Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.
Свобода религий и веротерпимость
В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование.
В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла.
И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают студенты, исповедующие православие, католицизм и другие конфессии.
Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.
версия для печати сделать стартовой добавить в избранное
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion
Общество
Термин «белорус» впервые начал употребляться в конце ХVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси.
В Республике Беларусь на 1 января 2020 года зарегистрировано 15 политических партий, 25 профсоюзов, 2995 общественных объединениq.
Партийная система Беларуси представлена Либерально-демократической партией, Белорусской социально-спортивной партией, Белорусской партией «Зеленые», Социал-демократической партией народного Согласия, Белорусской аграрной партией, Республиканской партией, Консервативно-Христианской партией – БНФ, партией БНФ, Республиканской партией труда и справедливости, Белорусской партией левых «Справедливый мир», Объединенной гражданской партией, Белорусской патриотической партией, Партией «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусской социал-демократической партией (Грамада), Коммунистической партией Беларуси.
Достаточно разнообразна структура общественных организаций в Беларуси. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и другим критериям. На сегодняшний день в республике действует более 2400 таких организаций.
Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – единый национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение отраслевых профсоюзов с общей численностью свыше 4 млн человек.
Республиканское общественное объединение «Белая Русь» насчитывает в своих рядах более 132 тыс. человек. В объединение входят 6 областных, городские и районные в крупных городах организации. Количество первичных организаций — 7175.
В Беларуси работает около 400 благотворительных организаций. В числе самых авторитетных — общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия.
В Беларуси активно развивается молодежное движение. Крупнейшими и наиболее влиятельными из организаций являются Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. БРСМ объединяет свыше 480 тыс.
юношей и девушек, в рядах пионерской организации состоит более 580 тыс. детей и подростков.
Активное участие в общественной жизни страны принимают ветеранские и экологические организации. 110 организаций объединяют представителей национальных меньшинств.
В Беларуси деятельность политических партий, общественных организаций, профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь «О политических партиях», Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».
Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 года форм непосредственной демократии, среди которых следует отметить референдум, выборы и Всебелорусское народное собрание.
Социальная политика
Для современной Беларуси характерен высокий уровень социальной защиты населения. Каждый житель страны имеет право на качественное бесплатное здравоохранение и образование. Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и предоставляется возможность находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.
Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения — пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.
Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом поддержка должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные слои населения.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития предусматривают:- равенство мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;- право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;- право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;- справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;- право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;- право на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.Планомерность государственного курса заключается и в поддержке талантливой молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.
Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Особенностью Беларуси является поликонфессиональный уклад ее религиозной жизни. На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.
В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога.Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.
В Беларуси действуют 3524 зарегистрированные в установленномзаконодательством порядке религиозные организации 25 конфессий инаправлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение(религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовныеучебные заведения), и 3350 общин (православные, римско-католические, христианверы евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня,лютеранские, иудейские, мусульманские и общины других религиозных направлений).
Вовзаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуетсязаконодательно закрепленным принципом равенства религий иучитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственныхтрадиций белорусского народа.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1681 общину, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.
Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн человек). На 1 июля 2017 г. в состав РКЦ в Беларуси входят 4 епархии, 496 католических общин, 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.
Протестантские религиозные организациипредставлены 1033 общинами, 21 объединением, 22 миссиямии 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.
Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являютсяобъединения христиан веры евангельской (521 община), евангельских христианбаптистов (280 общин), адвентистов седьмого дня (73 общины).
Исторически традиционным на территории республики является лютеранство,которое насчитывает 27 общин.
В трех иудейских религиозных объединенияхнасчитывается 52 общины, 10 из них имеют автономный статус,располагают 9 культовыми зданиями, 1 духовным учебным заведением.
В республике действуют 24 мусульманскиерелигиозные общины, 8 мечетей и 2 молитвенных дома, в том числе Соборная мечетьв г.Минске, официальное открытие которой состоялось 11 ноября 2016 года с участиемПрезидента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Т.Эрдогана.
В 2015 году зарегистрирована буддистскаяобщина в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь.
Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С 2008года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действуетКонсультативный межконфессиональный совет.
Межнациональные отношения
На 1 июля 2017 г. в Беларуси зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных объединений представителей 26 национальностей. Среди них — имеющие статус международных, республиканских ирегиональных. Основные уставные задачи – это культурно-просветительская иблаготворительная деятельность.
При объединениях созданы творческие коллективы, работаютвоскресные школы по изучению языка и культуры своей исторической Родины.Национально-культурные общественные объединения активно участвуют вмероприятиях, посвященных государственным праздникам Беларуси, других событияхреспубликанского и местного значения и вносят значительный вклад в духовнуюжизнь белорусского общества.
При Уполномоченном по делам религий и национальностей с 2006 года работает Консультативный межэтническийсовет, в состав которого входят руководители 26 национальных общностей,представляющих более двухсот национально-культурных объединений.
Источник: http://president.gov.by/ru/society_ru/