Кто создал Еву

Из какого «ребра» Бог сотворил женщину? — Православный журнал

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:21–22).

Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов.

Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало.

Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это — тайна.

Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы.

А эта — заметим, прекрасная — сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно.

И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека — это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие — не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов.

Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком.

Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»

Helmuts Rudzītis

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется.

Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения.

Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг.

Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем — хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров.

Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов — взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»).

И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство.

В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная».

В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина — помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11:11).

Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин — не богинь, а земных исторических персонажей, — которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

«Наш позитивный ответ феминизму»

EladeManu

Этот сюжет вдохновлял святых отцов на глубокие богословские размышления, не укладывающиеся в рамки плоского рационального подхода. Святитель Иоанн Златоуст, например, обращает внимание на то, что после сотворения женщины Адам испытывает особое духовное состояние, и тот сон, в котором он пребывал в момент «изъятия ребра», не является сном в буквальном смысле слова (как и ребро не означает конкретный орган).

Ведь его слова о том, что Ева кость от костей его, свидетельствуют о некоем знании, которое он не мог бы получить, если бы действительно спал. Более того, после этого события Адама охватывает пророческий дух. Так, он говорит: Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей и будут двое одна плоть (Быт 2:24).

И это говорится о последующих супружеских союзах, хотя категории отцовства и материнства Адаму еще неизвестны.

В палитре святоотеческих толкований особое место занимает свидетельство блаженного Августина, который в сюжете о сотворении Евы из ребра Адама видит пророчество о будущем единстве Христа и Его Церкви — то есть Бога и людей. В этом толковании нет ничего удивительного, поскольку в Священном Писании в качестве пророчеств могут выступать не только слова, но и события.

Для нас же, христиан двадцать первого века, этот сюжет, несомненно, может стать не только интеллектуальной загадкой, но и источником обновленного переживания собственной семейной жизни. Здесь и наш позитивный ответ феминизму, не перечеркивающий ценность женщины в обществе, и опора в дискуссии с теми религиозными течениями, которые в восприятии роли женщины недалеко ушли от языческих мифологических систем древности.

Источник: https://foma.ru/iz-kakogo-rebra-bog-sotvoril-zhenshhinu.html

Библейская история Адама и Евы

Историю об Адаме и Еве знает, каждый человек, имеющий хотя бы поверхностное представление о Вере. Их имена упоминаются в самой древней части Ветхого Завета — книге Бытие. Древние события, описанные в этой библейской легенде, повлияли на жизнь всех людей на земле.

Создание первых людей

В шестой день творения мира Бог сотворил из земного праха человека, которому дано было имя Адам. В буквальном переводе с древнееврейского языка оно означает «красный». Видимо, это слово является производной от adamah — земля (краснозем). Таким образом, имя первого человека прямо указывает на способ его появления на Земле.

История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду

В Священном Писании упоминается, что Всевышний создавал Адама по образу и подобию Своему. Образ проявился в телесном совершенстве первого человека, а подобие достигается и поддерживается на протяжении всей жизни.

Адам стал венцом Творения, в которое Бог вложил частицу своего духа. Всевышний поселил его в совершенном месте — райском саду, который называется в древних текстах Эдемом. Повелел Создатель своему идеальному творению ухаживать за эдемским садом и хранить его, и всех обитающих в нём тварей, которым необходимо дать имена.

Но один жил Адам в райском месте и не было помощника у него. Бог послал его крепкий сон, и забрал одно ребро человека, сделав из него женщину, названную Евой. В Библии говорится, что Адам назвал её женой своей, так как создана она из его плоти. Создание Евы, окружившей мужа любовью, — проявление образа Бога в человеке, так как в священных текстах говорится, что Бог есть любовь.

Следует знать, что совершенство первых людей не носило абсолютный характер. Так должно было осуществляться им в течение всей жизни, которая становилась богоподобной и вечной только в единстве духовном с Господом.

Бог не подчинил себе человека, а дал ему выбор, который определялся свободной волей человека. Отражением этого стала единственная заповедь, данная Создателем первым людям, в которой запрещалось есть плоды с Древа познания добра и зла.

Первородный грех

В Святых текстах не указывается, сколько первые люди жили в райском саду. Некоторые исследователи считают, что от появления Адама и Евы в Эдеме до их грехопадения прошло семь лет. Они жили в благодати и чистоте, но в райское место проник дьявол в образе змея и начал искушать женщину. Он сказал, что Бог обманул их, и не смерть ждём отведавших плод с запретного дерева, а богоподобие, достигнутое без единения с Создателем.

Змей хитростью убедил Еву попробовать плод запретного дерева познания добра и зла

Наличие свободной воли и желание не просто быть подобием Бога, а обрести Силу Его подтолкнули первых людей к совершению первого греха.

Дьявол в образе змея лишь подталкивает Еву к нарушению запрета Господа на вкушение плодов с древа Познания, но свой выбор она, как и её муж, сделала самостоятельно. Первая женщина вкусила запретный плод и уговорила сделать это же своего мужа.

Своим непослушанием они разгневали Господа и были жестоко наказаны за него.

О грехе в православии:

  • Грех празднословия
  • Грех злословия
  • За какие грехи даются болезни

Не физическая смерть ждала их после грехопадения, а конец благодатной жизни, в которой не было места порокам, боли, злости и стыду. Первым чувством, появившемся в людях после грехопадения был стыд, так как они лишились сияния славы — своей неувядающей одежды. Потеряв связь с Господом и испугавшись Его гнева, люди укрылись от него в саду. Адам и Ева пытались сложить с себя ответственность за свой поступок: мужчина обвинил женщину, которая указывал на змея-искусителя.

Интересно: фигура змея имеет глубокий символизм. В еврейском вероучении змей олицетворяет многобожие и противопоставляется Яхве — единому Богу-демиургу.

Наказание: изгнание из рая

Бог, разгневавшись на людей, жестоко покарал их. Он лишил их возможности жить вечно в единении с ним и изгнал из райского сада. Следствием этого становятся следующие обстоятельства:

  • необходимость возделывать землю для получения пропитания;
  • появление болезней, физических и душевных страданий, страха и пороков;
  • испытание женщинами сильных физических страданий в процессе деторождения;
  • возникновение соперничества и конфликтов в межполовых отношениях, основанных на борьбе за главенство и власть.Изгнание из рая Адама и Евы

Следует отметить, что наказание коснулось не только первых людей, но и всех их потомков, в том числе и современных людей. Но, наряду с наказанием, Господь дал людям надежду на приход Спасителя, который искупит первородный грех физических прародителей. В Библии указывается, что человек несёт в себе наследство двух Адамов:

  • от ветхозаветного прародителя люди получили греховный образ жизни, наполненный похотью и пороками;
  • Иисус Христос — второй и последний Адам — искупил своим самопожертвованием все грехи человечества, в том числе и первородный грех прародителей, дав возможность каждому человеку достигнуть божьей благодати праведной жизнью.

Таким образом, Милостивый Господь, наказав первых детей своих и всех их потомков, дал им надежду на единение с ним в благодатном Царстве Небесном через праведную земную жизнь.

Дети Адама и Евы

Первыми рожденными земными людьми были дети Адама и Евы — братья Каин и Авель.

Каин — старший сын — занимался возделыванием растений. Его младший брат Авель разводил скот. Он вёл праведную жизнь, часто молился, в его душе жили почтение и любовь к Господу и близким людям.

Каин же не думал о духовном совершенствовании, а искал лишь личную выгоду. Душа его наполнялась злостью, гордыней и завистью. Поддавшись этим порокам, он убил младшего брата, совершив один из самых тяжёлых грехов — братоубийство.

В наказание Всевидящий Бог обрёк братоубийцу на пожизненное скитание по миру и постоянные угрызения совести.

Авель и Каин — первые сыновья Адама и Евы

Каин и его жена Аван имели сына Еноха, потомки которого упоминаются в Ветхом Завете до времени Великого потопа. Содеянное Каином убийство привело к появлению в жизни человечества величайшего горя — потери близкого человека. Пораженная страшным известие Ева испытывала сильные душевные страдания, но Всемилостивый Господь даровал ей ещё одного сына — Сифа, потомком которого стал благочестивый Ной.

Всего же 930 лет жизни у Адама родилось 3 сына и неизвестное число дочерей. Место упоения прародителя человечества точно не известно. По этому вопросу существует две версии:

  • в иудейской традиции местом погребения Адама считается Иудея;
  • христиане располагают могилу первого человека на горе Голгофе.

Ева после смерти мужа прожила ещё шесть дней. Перед кончиной она завещала увековечить историю их жизни на камне.

История об Адаме и Еве в мировой мифологии

Ветхозаветное библейское предание о первых людях основывается на шумерском мифе о сотворении человека. На глиняных клинописных табличках, составленных за 2 тыс. лет до рождения Спасителя, сохранилась надпись о создании богом Хао пары людей. Из этого же источника следует, что сюжет искушения женщины змеем и вкушения плода с запретного дерева, а также последующего изгнания из райского сада и появление в нём охраны из херувимов тоже заимствованы из ассиро-вавилонской культуры.

Легенда о происхождении человечества, схожая с иудейской, существует у персидских народов. Верховный бог Ормузд создал прародителя человечества, объединив четыре основных стихии и поместив в него часть своей бессмертной души. Создав таким образом мужчину и женщину, он поселил их на золотой горе в саду Эдем. Верховный дев — Ариман — соблазнил прародителей вкусить плод с дерева вечной жизни. Люди были изгнаны из Рая, а золотую гору стали охранять большие грифы.

Интересно: миф о создании пары первых людей богом-демиургом существует у многих народов мира от Австралии до Южной Америки. Во всех них присутствует образ змея-искусителя, являющегося олицетворением злых сил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется Бог у католиков

Интересно о православии:

Адам и Ева в Коране

Иудейско-христианские представления о происхождении первых людей в частично измененном виде вошли в состав исламского учения. Согласно священной книге мусульман Адам не только первый человек, но и первый в ряде пророков, предшествовавших появлению Мухаммеда. Аллах создал его из смеси глины с водой и вдохнул в него часть себя.

В Коране говорится, что Бог создал тело Адама из глины, а душу — из огня

Бог возвысил человека над всеми другими своими созданиями, заставив даже ангелов небесных признать первенство Адама. Но один из них — джинн Иблис — не пожелал подчиниться воле Создателя, и был свергнуть им с Небес.

Как и в христианском предании, первую женщину создали из мужского ребра. Адам и Хавва жили в раю, до момента нарушения запрета Аллаха вкушать плоды с запретного дерева. Соблазнил их на этот поступок коварный Иблис, проникнувший в райский сад. В наказание первых людей, разлучив, выгнали из рая на землю. В течение 200 лет первые люди в одиночестве путешествовали по земле и молили Аллаха о снисхождении.

Создатель простил их и повелел им совершить хадж в Мекку. Здесь первый пророк построил здание из чёрного камня — Каабу, к которому совершал регулярные паломничества.

В Коране говорится, что у Адама и Хаввы родились 39 детей, 38 из которых появлялись парами. В исламской традиции принято считать, что Адам прожил 2 тыс. лет и был похоронен близ Мекки. После Потопа тело его перенесли в Иерусалим на гору Голгофа.

Интересно: именно Адам получил первые заповеди от Аллаха, на которых основывается все исламское учение. Передавал их первому пророку и учителю архангел Джабраил (сопоставляется с христианским Михаилом).

Библейская история, рассказывающая о жизни прародителей человечества — Адама и Евы, учит современных людей, что Господь создал людей для благодатной жизни в единении с ним. Но только от свободной воли человека зависит пойти ли ему по праведному пути, или поддаться греховным искушениям.

Сотворение Адама и Евы

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/biblejskaya-istoriya-adama-i-evy.html

Почему Бог создал Еву именно из ребра Адама

В Ветхозаветном тексте происхождение Евы описывается как акт творения живого существа из части — ребра — уже существующего, Адама. Бог погрузил последнего в глубокий сон, затем вынул из его грудной клетки одно из ребер и сотворил из этой кости для Адама спутницу (Бытие 2:21—24). Созданные из одного тела, мужчина и женщина являются двумя половинками единого целого.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам, 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар, Курманские свитки, Алфавит Бен—Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина — Лилит — возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит, профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой. В биологии она называется «бакулюм». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян — ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ — очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и — в более широком смысле — сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой» фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте — переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий — это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура» и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро — наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.

Источник: https://suharewa.ru/pochemu-bog-sozdal-evu-imenno-iz-rebra-adama/

Ева

Ева — праматерь всех людей, супруга Адама, сотворенная Богом из ребра первого мужчины. Мать Каина, Авеля и Сифа — первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.

Сотворение человека

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» сотворил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву — первую женщину.

Адам, Ева и Бог

Значение имени связывается с древнееврейским словом «хава» — «дающая жизнь». В исламе первая женщина зовется Хаввой.

Сотворение Евы было связано с одиночеством Адама и его потребностью в обществе равных, ибо «нехорошо быть человеку одному». Она стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева — не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая женщина Адама, которую Бог создал раньше. Об этом рассказывается в книге Зогар.

Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.

Адам и Ева с яблоком

Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы — в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.

Грехопадение

Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности. Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева — Древо познания добра и зла и Древо жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.

Первое время люди соблюдали Господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уговаривать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.

Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив — съев плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и по поводу того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения — от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.

Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.

После столь рокового поворота биографии мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах — в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима — многокрылого ангела с огненным мечом.

После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына — Каина, а за ним второго — Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода Сифа произошел Ной — ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы — Каина и Авеля — погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.

Образ Евы в культуре

Будучи праматерью людей, Ева изображалась на иконах, например, на известной работе Андрея Рублева «Сошествие в ад». Там она стоит посреди праведников, спасенных из геенны огненной, а ее красный наряд символизирует Воскресение и начало новой жизни.

В иллюстрациях к Библии Еву и Адама традиционно рисуют обнаженными — их тела лишь слегка прикрыты листьями тропической растительности.

После грехопадения они получили от Бога «одежды кожаные», но художники в сценах изгнания из рая предпочитают заменять их шкурами животных или полотняными туниками.

В Эдеме первые люди окружены животными, райскими плодами и диковинными цветами, а на земле они изображаются с традиционными атрибутами земледелия и ремесла — плугом, колосьями, корзиной хлебов. Еву часто рисуют беременной или в окружении малышей, с прялкой или шитьем в руках.

Создание Евы

В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте «слетать с катушек», превращаясь в убийц-психопаток.

В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной». Образ Евы в нем воплотила актриса Ариан Райнхарт.

В сериале «Сверхъестественное» Ева — праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где в облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.

Ева и Змей

В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров — андеграундном музыканте (Том Хиддлстон), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене, которую сыграла обладательница необычной внешности Тильда Суинтон. Оба вампира названы именами библейских прародителей — Адам и Ева.

Интересные факты

  • Сотворение человека, образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.
  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм Discovery «Настоящая Ева».
  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена Петра I. За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии — могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.
  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина — на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз — близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы, по исламской версии, родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

Цитаты

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.Наш Сад есть единое Древо, с многолиственным сонмом ветвей. Его насадила лучистая Ева, в веках и веках непорочная Дева

Библиография

  • XV век до н. э. — Книга Бытия
  • 1900 — «Православная богословская энциклопедия»
  • 1908 — «Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона»
  • 1957 — «Мифы народов мира»
  • 1998 — «Библейские образы»

Фильмография

  • 1966 — «Библия»
  • 1973 — «Божественная комедия»
  • 2014 — «Ной»
  • 2017 — «Мама!»

Источник: https://24smi.org/person/2681-eva.html

Из чего Бог сотворил Еву на самом деле

Сотворение Евы из ребра Адама — известный библейский миф, который утверждает, что мужчина был создан из праха земного по образу и подобию Бога, а женщина — лишь часть его бока. Однако современные историки, занимаясь изучением оригинальных текстов Ветхого Завета, приводят доказательства, что в эту трактовку закралась некая лингвистическая ошибка. Жена Адама была создана не из ребра его, а совсем из другой кости.

Кость, которой не стало

В главе «Сотворение мира. Адам и Ева» говорится: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Ветхий завет.

Библия) Если исходить из достоверности божественного источника, то следует предположить, что с того времени все мужчины на земле должны были рождаться без одного ребра.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у монголов

Многие люди, знакомые с библейской литературой, но никогда не касавшиеся биологии, даже считают, что так на самом деле и есть.

Но, в норме и у мужчин, и у женщин — по 12 пар ребер и редко встречаются какие-либо отклонения. Более того, у всех взрослых и здоровых людей, независимо от пола, в строении скелета участвует 206 костей.

И все-таки все антропологи мира называют еще одну кость, которая около 1,9 млн лет назад была 207 по счету, но встречалась только у мужчин.

Бакулюм — кальциево-хрящевидное образование в соединительной ткани полового члена, до сих пор имеющееся у самцов очень многих животных, и, в частности, у большинства приматов. Но причем здесь это?

Перевод неточен

В 2015 году специалист по анализу библейских текстов Зайони Зевит, профессор Американского еврейского университета в Бел-Эр, штат Калифорния, вместе с группой лингвистов основателя Библейского археологического общества в США, Гершеля Шенкса, заявил о новом прочтении данной части главы Ветхого Завета.

Ученые утверждают, что слово «ребро» в канонических переводах Библии неточно отражает древнееврейский и арамейский первоисточники. В текстах при переводе и переписи возникла ошибка, в ходе которой слово, обозначающее палку, кость, перевели как несчастье.

В то время, как в иврите, не имевшем слово пенис, этой самой палкой-костью называли бакулюм (животных). Также лингвисты приводят варианты, что древнеиудейское слово «tsela», которое обычно переводится как ребро, обозначает на самом деле крайнюю плоть полового члена.

При этом немецкие ученые, специализирующиеся на языках древнего Шумера, также полагают, что история с «женщиной из ребра» — старая ошибка переводчиков.

Анализируя тексты некоторых шумерских мифов на разных древних языках, они пришли к выводу, что в первоисточнике словосочетание «женщина из ребра, которой даровали жизнь», переведена неверно.

Германский историк, антрополог и лингвист, профессор Рагнар Боршеим, утверждает, что фактическое прочтение данной фразы — «женщина для ребра (бакулюма) дающая жизнь».

И хотя это имеет отношение к языческому ближневосточному мифу, а не к христианской литературе, при написании и дальнейшем переводе ветхозаветных текстов использовались одни и те же слова и словосочетания, но точный смысл их был утерян.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/101316-iz-chego-bog-sotvoril-evu-na-samom-dele.html

История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие –  в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Бытие, глава 2 Бытие, глава 3 Бытие, глава 4

Создание Адама и Евы

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.  Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего.

В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.

 Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы.  Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания.  В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех –  отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой.  Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения.  Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16).

Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины.

И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать  детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Источник: http://bibliya-online.ru/istoriya-adama-i-evy-pervorodnyy-grekh-i/

Изгнание адама и евы из рая

Статьи — Библейский сюжет

Изгнание Адама из рая — самое страшное событие, которое произошло от сотворения мира и многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле, являются прародителями всего человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т.е. мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться. Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие –  в главах 2 – 4.

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой и поселил в Эдемском саду (Рае). Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.

 Ева была создана как помощница Адама. Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному».

Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Бог наделил Адама свободной волей выбора. Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло Древо Познания Добра и Зла.

Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму.

Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Искушение

Сатана хотел погубить Адама и Еву. В облике змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», дьявол уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла.

Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло: «если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу!».

А у Адама, действительно, была эта цель — быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении.

Известно, что Адам и Ева поддались дьявольскому искушению и совершили первый грех — они ослушались Бога, даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет.

История грехопадения

Сначала Ева, а потом Адам, увлеченный своей женой, нарушили Заповедь Божию и вкусили от плода Дерева Познания Добра и Зла. Следует отметить, что нарушение Заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. Причиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Они участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Грех настолько изменил людей, что когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя.

Так всякий грех удаляет людей от Бога.

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Однако Адам и Ева не раскаялись, а начали перелагать вину друг на друга: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Впустив грех в свою душу через непослушание и противостояние воле Божией, Адам и Ева «умерли», как и предупреждал их Господь.

Сначала умерли духовно для жизни вечной, как умирает любой человек, предавшийся греху, а потом и «физически». Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания.

 В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Чему учит рассказ о запретном плоде?

  • Послушанию. Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
  • Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
  • Противостоянию искушениям. Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост – лучшее время для тренировки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у французов

За грехопадением Адама и Евы последовало наказание: женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.

Кроме того, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту».

Т.к. как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

***

Библейское предание об изгнании Адама и Евы означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом. Люди неминуемо должны были погибнуть. Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и избрал другой путь для людей.

Как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет ребенка, так и Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгоняет людей из рая. Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.»

Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения. Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.

А через много лет Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!

Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты –  быть похожим на Бога.

Этот плач относится к каждому из нас – а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?

Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – жить любя, а не ненавидя.

Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.

Источник: http://www.hram-troicy.prihod.ru/bogoslovie/view/id/1202537

Сотворённый по образу Бога

Рассел Григ

Согласно историческому Библейскому описанию сотворения Адама и Евы (Бытие 1:26-27) Бог создал первых мужчину и женщину «по образу Своему». Что это означает? И почему это важно?

Это произошло на шестой день недели сотворения после того, как Бог подготовил землю для проживания человека, и после того как Он создал рыб, птиц и других животных. Всё это было сотворено по Божественному повелению.

Это означает, что Бог повелел (или захотел) и так произошло, и всё появилось. Но всё было немного по-другому во время сотворения человека. Вдохновенное Писание говорит нам:«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).

Божье совещание

В этом удивительном стихе Бог, по-видимому, с кем-то говорит. 1 Кальвин писал: «Выглядит так, словно говорящий явно совещается он приступает к консультации». 2 Многие другие толкователи Библии называют это «совещанием». Но если это так, то с кем совещается Бог? И почему? Говорит ли нам Библия что-нибудь об этом?

Поскольку Господь не нуждается ни в каких советниках, 3 подобное совещание может происходить только между лицами Троицы — между Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом. 4, 5 В послании к Евреям 1:2 говорится о том, что когда Бог творил веки (или вселенную), Он делал это через Своего Сына. 6

Бог легко мог повелеть и человек появился бы одним лишь Его Словом, как это и было в случае с животными (Бытие 1:20, 24) и растениями (Бытие 1:11). Но Он выбрал другой путь.

Человек не является ни собратом животных, ни далеким родственником примитивных растений, ни продуктом бактерий. Наоборот человек – это некто особенный, замечательный шедевр Божьего мастерства и особое выражение природы Бога. Человек был сотворен при личном содействии Бога.

Бог вводит человека в мир торжественно, величаво и с особой осторожностью как результат обдуманного решения Троицы.

Несмотря на то, что человек был сотворен из праха земного, Бог лично «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7).

Таким образом, человеческая жизнь является не результатом спонтанной перестройки молекул в его теле или продуктом эволюции от какого-либо животного или «низшего человекообразного существа» (как учит теистическая эволюция), а подарком от Бога.

Это еще больше подтверждается описанием происхождения Адама в Евангелии от Луки, где Лука называет Адама не сыном человекообразной обезьяны, а «сыном Бога» (Луки 3:38).

Так что же Бог обсуждал с Сыном? В книге Откровение 13:8 говорится, что Агнец Божий (т.е. Иисус) «закланный от создания мира».

К шестому дню недели сотворения были заложены все основания земли, но уже с момента сотворения человека Бог начал цепь событий, которые неотвратимо должны были привести к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на кресте как расплате за человеческие грехи.

В Своей земной жизни Иисус подтвердил Свое желание и готовность исполнить волю Отца в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что Он сделал то же самое на небесном совещании, непосредственно перед тем, как Бог сотворил Адама?

По подобию Бога

Когда Бог сотворил человека по Своему подобию,7 Он хотел, чтобы человек (как мужчин, так и женщина) был определенным образом похож на Бога, и имел определенные Божьи привилегии. Относительно этого можно сделать вывод:

1. Это было не физическое сходство, а

Несмотря на то, что Бог – это Дух (Иоанна 4:24) и не имеет такого тела, как у человека, когда Он появляется в Старом Завете перед людьми, Он делает это в теле человеческом (напр., Бытие 18:1-2; 32:24, 28, 30).

8 Доктор Генри Моррис пишет: «В теле человеческом есть что-то особенное, что однозначно указывает на Божье проявление Самого Себя (так как Бог знает всё, что Он создал от начала мира — Деяния 15:18) и Он должно быть создавал тело человека именно с этой мыслью.

Соответственно Бог создал тело человека не таким, как у животных: оно стоит прямо, его лицо направлено вверх, это лицо способно выражать чувства в соответствии с эмоциональными ощущениями, тело имеет мозг и язык, который может передавать звуки и символическую речь».9, 10

Более того, человеческое тело было таким, через которое должен был воплотиться Бог-Сын или «сделался подобным человекам» (Филиппийцам 2:7). Таким образом Бог создал человека в таком теле, в котором Он Сам однажды пришел — в форме, в которой Он пожелал явить Себя людям.

2. Подобие мыслей.

Бог одарил человека интеллектуальной способностью, которая намного превосходила и превосходит способность понимать у животных.

Таким образом, человеку был дан ум, способный слышать и понимать для того, чтобы общаться с Богом; эмоции, способные отвечать Богу с любовью и преданностью; и воля, благодаря которой он может выбирать, слушаться ли ему Бога.

Человек был наделен всем необходимым не только для того, чтобы «любить Бога и вечно слушаться Его», но также и для того, чтобы выполнять Божий замысел на земле — быть Его регентом и управлять творением вместе со своим Творцом.

Это видно из повеления Бога Адаму и Еве,11 чтобы они владычествовали над всей землей и животными (Бытие 1:26, 28), чтобы Адам ухаживал за садом (Бытие 2:15), и чтобы он дал названия всем животным на земле (Бытие 2:19-20).12

Интеллектуальные таланты человека еще больше выражаются в его способности проектировать и создавать различные вещи, ценить красоту, сочинять прекрасную музыку, рисовать картины, писать, считать огромные числа и изучать математику, контролировать и использовать энергию для самого себя (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, мыслить, принимать решения, обладать самосознанием, смеяться над собой и думать абстрактно. Всё это поведение не является инстинктивным (в отличие от животных), и как таковое оно имеет неограниченное многообразие.

3. Моральное подобие.

Из всех сотворённых Богом существ только человек имеет дух или осознание Бога, т.е. способность познавать Его и иметь духовную связь с Ним через молитву, хвалу и поклонение. С момента грехопадения (Бытие, глава 3), человек имеет врождённое моральное понимание добра и зла (совесть), которые он распознает своим духом.13

Человек был сотворен не только непорочным (т.е. без греха), но и святым. В противном случае Адам не мог бы иметь общение с Богом, который не может смотреть на злодеяния (Аввакума 1:13). Это еще больше подтверждается в Бытие 1:31, где Бог говорит, что всё, созданное Им (включая человека), было «хорошо весьма». Это не могло бы быть правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

4. Социальное подобие.14

Социальную природу Бога и истинную любовь можно увидеть в доктрине Троицы. Бог, суть которого есть любовь, сотворил человека с социальной природой и необходимостью в любви. Утверждение в Бытие 3:8 о том, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», указывает на то, что Адам и Ева наслаждались дружбой и общением с Богом, которые они имели, пожалуй, каждый день.

Бог также обеспечил человека очень особенным общением и любовью. До того, как Бог создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Затем Бог создал Еву из ребра Адама (Бытие 2:21-24), и именно этот факт Иисус использовал в разговоре с фарисеями для того, чтобы защитить святость брака и глубину любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6; Марка 10:6-8).15

Заключение

Когда Бог создавал растения и животных, Он творил их всех «по роду их» (эта фраза встречается в Бытие 1:11-25 девять раз). Когда Бог создал Адама, Он сделал его по образу и подобию Бога (см. Деяния 17:28).

После грехопадения, человек всё равно остается творением, созданным по образу (Бытие 9:6; 1 Коринфянам 11:7) и подобию Бога (Иакова 3:9). Однако этот образ был запятнан в момент неповиновения Богу, и все аспекты Божьего образа были испорчены.

И, тем не менее, эти аспекты были совершенными в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом Бога невидимого» (Колоссянам 1:15), и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как в Своей жизни на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что через Евангелие мы преображаемся в образ Бога, и что этот образ облекается «в праведность и святость истины» (Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24). Это не свойственно природе человека и он не может достичь этого собственными усилиями.

Это является результатом работы Христа через веру и покаяние (Иоанна 1:12; Галатам 2:20). Эту работу совершает в нас Святой Дух (Титу 3:5; Римлянам 8:28-29), который живет в Божьих детях (1 Коринфянам 3:16; 6:19).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Ссылки и примечания

  1. Два других стиха, где используется множественная форма в речи Бога (совещание): Бытие 3:22 и 11:7. Вернуться к тексту.
  2. Джон Кальвин, Бытие, перевод и издание Джона Кинга, издательство The Banner of Truth Trust, Эдинбург, 1965, с. 91. Вернуться к тексту.
  3. Исаия 40:13; Римлянам 11:34. Вернуться к тексту.
  4. Иоанна 16:13 свидетельствует о том, что Святой Дух говорит. Вернуться к тексту.
  5. Множественная форма «Бог» (Элохим) и местоимения во множественном числе «нас» и «наш», используемые с глаголом в единственном числе в Бытие 1:26, предопределяют доктрину Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19. Вернуться к тексту.
  6. Также смотрите Иоанна 1:3: «Всё чрез Него начало быть (т.е.

    через Слово = Иисус Христос), и без Него ничто не начало быть, что начало быть», и Иоанна 17:24, где Иисус говорит о том, что Бог Отец возлюбил Сына «прежде основания мира». Вернуться к тексту.

  7. Некоторые толкователи Писания различают слова «образ» и «подобие» Бога. Другие рассматривают их как синонимы, желая подчеркнуть идею о сходстве. По-видимому, Моисей больше согласен со вторым мнением: т.е.

    он использует слово «подобие» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (между двумя фразами в послании к Евреям нет никакого союза «и»); он использует слово «образ» дважды и ничего не говорит о «подобии», о котором говорится в Бытие 1:27; он использует «подобие» (только) в Бытие 5:1, и «образ» (только) в Бытие 9:6. Вернуться к тексту.

  8. Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Иоанна 1:18). Вернуться к тексту.
  9. Генри Моррис, Описание Бытия, издательство Master Books, Эль-Каджо, Калифорния, 1976, с. 74. Вернуться к тексту.
  10. Животные общаются несколькими различными способами, включая голос, выражения лица, поза тела и запахи, но, ни одно животное не может говорить с помощью грамматических фраз и предложений. Вернуться к тексту.
  11. Обратите внимание на то, что в Бытие 1:27 говорится, что Ева также была сотворена по образу Бога, а повеление в Бытие 1:26 и 28 находится во множественном числе «их», т.е.

    касается Адама и Евы, а значит и всех их потомков (всех людей). Вернуться к тексту.

  12. Таким образом, человеку был дан во владение весь земной мир (животный, минеральный, растительный) не для того, чтобы он эксплуатировал его для собственной выгоды и вел себя как тиран, но для того, чтобы быть представителем Бога. Это задание, требующее посвящения и ответственности. Человек во всём ответственен перед Богом. (Откровение 20:12).

    Вернуться к тексту.

  13. Человек – это существо, имеющее три составных, т.е. единство тела, души и духа. Растения имеют тело и неосознанную жизнь. Животные имеют тело и осознанную жизнь (с евр.: nephesh, обычно переводится как «душа»). Человек имеет тело, осознанную жизнь (душа, включающая человеческий интеллект или ум, эмоции или чувства, и право выбора или воля), и дух (осознание Бога).

    Человек – это бессмертный и уникальный образ Бога во всех трёх аспектах. Некоторые толкователи Писания сравнивают это триединство человека с Троицей Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вернуться к тексту.

  14. Адаптированная версия работы Генри К. Тейссена, Лекции по систематической теологии, издательство Eerdmans, Мичиган, 1977, сс. 156-7. Вернуться к тексту.
  15. Создание Евы из Адама является абсолютным камнем преткновения для толкований теистической эволюции. Некоторые говорят, что «из праха – Адам» символизирует эволюцию от низших форм, но что означает «из ребра – Ева»? Вернуться к тексту.

источник — www.creation.com

Источник: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1332

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Настя по церковному

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]