Духовные ценности в жизни человека
Tweet
Здесь мы поговорим про духовные ценности в жизни человека, что это такое и почему они так важны.
Каждый человек вырастает со своим набором ценностей. Самое интересное то, что они не всегда служат человеку, а могут наоборот, даже причинить ему вред.
Ценности передают нам с самого рождения наши родители, учителя, воспитатели, друзья.
Мы не всегда можем сразу понять какие из ценностей нам вредят, а какие приносят пользу. Давай подробнее в этом разберёмся!
Что такое ценности
Ценности – это внутренние принципы, убеждения, в которые человек верит и держится за них, он считает свои ценности важными и если это бывает нужно, готов отстаивать их.
Ценности могут нести как положительный, так и отрицательный характер.
Естественно, отрицательные ценности несут вред человеку. Можно привести пример много ценностей. Например, сигареты, алкоголь и даже наркотические вещества могут стать ценностями для человека, который будет даже в них искать плюсы и защищать их.
Те, кто употребляют алкоголь считают, что он полезен для организма, стерилизует его от инфекций различного рода и что выпивать алкоголь время от времени необходимо. Водка стерилизует, вино расширяет сосуды, алкоголь помогает расслабиться и уйти от проблем. Хотя это конечно ерунда, алкоголь яд для организма.
Сигареты – это лучшее средство для успокоения и от нервов, стресса, зато какой ценой.
Важно видеть вещи в настоящем свете, а не в иллюзорном. В этой статье я предлагаю обсудить именно духовные ценности, не религиозные.
Духовные ценности
Духовные ценности подразумевают наличие в них Духа. Развитие и усиление своего внутреннего Духа, духовного тела.
Осознание того, что эти ценности ты открываешь внутри себя, прежде всего для себя и своего блага, а не для глаз окружающих. Ты выбираешь быть таким именно для себя.
Можно привести в пример такие духовные ценности:
- честность;
- осознанность;
- ответственность;
- любовь в первую очередь к себе, а затем к окружающим;
- вера в себя;
- сочувствие;
- искренность;
- любовь к своим родителям;
- уважение к любой форме жизни;
- миролюбивость;
- устойчивость к стрессам;
- принятие;
- верность (имеется ввиду своей жене);
- любовь к семье.
Так можно перечислять долго. Главное, чтобы каждая ценность делала тебя сильнее. Практикуя эти ценности внутри себя, придерживаясь их просто потому, что ты так выбираешь, ты становишься духовно сильным или духовитым человеком. Это неизвестно почему так. Просто это есть.
Естественно, чтобы быть честным с окружающими людьми, нужно сначала быть честным с самим собой, чтобы быть искренним с другими, нужно научиться не врать самому себе. Чтобы любить людей, нужно сначала полюбить себя.
Всё начинается с тебя, с твоего отношения к самому себе. Если ты себя ненавидишь и не принимаешь, ты себе не нравишься, то не думай, что отношение окружающих к тебе будет другое или вдруг ты загоришься горячей любовью к окружающим. Это иллюзия.
Все эти ценности, если ты их практикуешь, делают тебя сильней.
Нынешнее общество
Сейчас в обществе врать – это нормально, беспорядочные половые связи –это тоже нормально, быть не искренним и двуличным, ненавидеть себя и окружающих, носить маски, не уважать родителей, курить и пить всё это нормально, но не естественно.
Это не взращивает человеческий дух, это его разрушает. Человек чувствует себя внутренне ущербным, не способным что-либо изменить в своей жизни.
Гнаться за внешними идеалами или ставить на первое место деньги и славу, это тоже ненормально.
Быть состоятельным и при деньгах, жить в роскоши – это хорошее желание, но когда для тебя важно только это, когда ты стремишься к этому, чтобы доказать всем какой ты, что быть в глазах окружающих выше – это уже ненормально.
Пусть внутренние категории всегда будут на первом месте, а внешнее на втором.
Внутреннее всегда творит внешнее. Внешний мир лишь отражение внутреннего. Какой смысл гнаться за отражением, когда легче всего влиять на него работая с внутренним миром. Именно для этого и нужны внутренние духовные ценности, чтобы чувствовать внутренний стержень, чтобы иметь способность создавать свою жизнь такой, какой ты её выбираешь.
Я не призываю тебя поверить в это, ты можешь просто проверить. Практикуй и всё узнаешь, только это должно быть не воспитание родителей, использовать и руководствоваться духовными ценностями – это осознанный выбор каждого, а не вбитые в подсознание программы от родителей и окружающих.
Благодарю за внимание!!!
До следующих встреч!
Если тебе понравилась статья, поделись ею в соц. сетях и подпишись на новости моего блога.
Да, можешь также, и оставить положительный под этой статьёй.
Всегда ваш: Заур Мамедов
Источник: http://bitnedelat.ru/kachestva-osoznannogo-cheloveka/duxovnye-cennosti-v-zhizni-cheloveka.html
Духовные ценности человека
Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.
Какие бывают принципы
Ценности делятся на материальные и духовные:
- материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
- духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.
Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.
С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья.
В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными.
Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.
Виды нравственных идеалов
Виды духовно-нравственных ценностей:
- Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
- Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
- Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.
Основные духовные понятия
Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.
Красота
Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.
Истина
Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.
Искусство
Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.
Творчество
Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:
- памятники культуры;
- литературу;
- музыку;
- живопись.
Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.
Любовь
Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:
- сопереживание;
- верность;
- уважение.
Без нее невозможно существование.
Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.
Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/tsennosti.html
Кто главный враг России и что такое духовные ценности Самые важные пункты новой Стратегии национальной безопасности — Meduza
31 декабря 2015 года президент Владимир Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности России — документ, отражающий основные планы внешней и внутренней политики страны. По сравнению с прежней версией, которую принимал в 2009 году Дмитрий Медведев, в ней многое изменилось. «Медуза» кратко рассказывает о самых важных пунктах документа.
В мире неспокойно, но Россия — сильная
Преамбула Стратегии рассказывает о положении России в современном мире. С точки зрения властей, ситуация примерно следующая: Россия укрепляется, возрождает духовные ценности, проводит независимую политику, а США и их союзникам это не нравится. Мир все дальше уходит от монополярной модели (когда всем руководит США) и становится менее стабильным — возникают новые глобальные и региональные угрозы.
США — главный враг
В документе говорится, что США и их союзники хотят сохранить доминирование в мировых делах и проводят по отношению к России политику сдерживания: оказывают политическое, экономическое, военное и информационное давление. США вместе с Евросоюзом поддержали антиконституционный переворот на Украине, в результате чего у границы с Россией возник «долгосрочный очаг нестабильности».
Введенные американскими властями экономические санкции угрожают безопасности России, мешают развиваться экономике и науке. Из-за привычки США свергать легитимные политические режимы в мире становится больше горячих точек, разрастается терроризм.
Авторы считают, что «Исламское государство» появилось и добилось успеха из-за политики двойных стандартов, которой придерживаются некоторые государства в борьбе с терроризмом. Под «некоторыми государствами» явно не в последнюю очередь подразумевается США.
В Стратегии говорится об опасности распространения биологического оружия и тут же отмечается, что США расширяет сеть военно-биологических лабораторий в соседний с Россией странах. Несмотря на все перечисленные проблемы российские власти готовы сотрудничать с США в некоторых областях — в частности, в контроле над вооружениями и борьбе с террористами.
Надо быть готовым к мобилизации
Про оборону страны в Стратегии национальной безопасности не сказано ничего принципиально нового — основные положения изложены в прежней версии документа и обновленной военной доктрине.
Как и прежде, в тексте утверждается, что Россия применит военную силу для защиты национальной безопасности только в крайнем случае, когда все другие методы себя исчерпают, и не собирается участвовать в затратной гонке вооружений.
Много внимания уделено повышению мобилизационной готовности — в документе подчеркивается, что необходимо заранее продумывать планы мобилизации страны.
Главный национальный интерес — оборона и сохранение строя
Глава, посвященная национальным интересам России, претерпела несколько символичных изменений по сравнению со Стратегией 2009 года. Если в прежней версии документа первым в ряду национальных интересов стояло развитие демократии, гражданского общества и экономики, то в новой редакции речь сразу идет об укреплении обороны страны, обеспечении незыблемости конституционного строя, независимости и территориальной целостности.
Также среди интересов теперь упоминается укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности. В документе подчеркивается опасность иностранных и международных НКО для конституционного строя. Как и в военной доктрине, в тексте говорится о неких частных лицах, которые могут представлять угрозу для страны — в частности, «инспирированием „цветных революций“» и «разрушением духовно-нравственных ценностей».
Духовные ценности надо приумножать
Слова и словосочетания, связанные с духовностью (духовный, духовность, духовно-нравственные ценности) встречаются в тексте 16 раз — в 8 раз чаще, чем в версии 2009 года.
Наряду с военным, политическим и экономическим Россия наращивает духовный потенциал; возрождение духовно-нравственных ценностей — долгосрочный национальный интерес России, а их разрушение — угроза национальной безопасности.
В тексте объясняется, что относится к таким ценностям: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории страны.
Информационная оборона — это очень важно
В тексте буквально в каждом разделе так или иначе говорится о важности информационного пространства. В прежней версии документа тоже говорилось, что в мире усиливается «глобальное информационное противоборство», но совсем не так подробно.
В новой Стратегии сказано, что власти принимают меры для защиты граждан от деструктивного информационного воздействия со стороны террористов, экстремистов, иностранных спецслужб и неких пропагандистских структур. Под таким воздействием подразумевается «пропаганда идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе».
По мнению властей, российский «культурный суверенитет» нужно тщательно оборонять от «внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия» — с помощью контроля в информационной сфере.
Источник: https://meduza.io/feature/2016/01/11/kto-glavnyy-vrag-rossii-i-chto-takoe-duhovnye-tsennosti
Духовные ценности. Высшие духовные ценности человека
Все основные духовные пути проповедуют ценности истины, праведности, мира, любви и ненасилия. Эти ценности общечеловеческие, это фундамент для личной жизни, карьеры, корни её жизнеспособности, нормального развития.
Современный мир характеризуется господством науки, а специалисты ощущают трудности с предметом духовности. Это понятно, поскольку уважаются факты и наука, а то, что невозможно объяснить, отвергается.
Но существует ли на самом деле разрыв между тем, что человек способен логически мыслить и одновременно ему присущи духовные ценности, убеждения, вера и доверие? Нисколько. Все они необходимы для гармоничного целого.
Духовно-нравственные ценности дают контекст нашей жизни. Они не обязательно связана с определенной системой верований или религиозным культом. Вместо этого они возникают из нашей связи с самим собой, с другими людьми и развития нашей личной системы ценностей. Это наш поиск смысла жизни.
Духовность – это деятельность, которая постоянно происходит внутри человека.
Духовно голодный человек не может ощущать равновесие в своей жизни. Он принимает неудачные решения. Такой человек ощущает себя потерянным и одиноким. Ему крайне сложно сформулировать цель своей жизни, направление развития, способы достижения цели.
К тому же в поисках своего пути необходимо чувствовать умиротворение, а не внутренний конфликт. Духовность является истинной сущностью человека.
Чтобы оценить свои духовные идеалы, следует задать себе определённые вопросы.
Вопросы, которые раскрывают духовные ценности
В целом, люди имеют мало контроля – от места, времени рождения, до времени, когда жизнь заканчивается.
Стоит быть в настоящем моменте, принимая его таким, какой он есть на самом деле. Не пытаться представить «каким бы он мог быть, если бы вы что-то в прошлом сделали по-другому».
Убедите себя, что независимо от происходящего, всё будет так, как нужно. Вы можете ощутить, как спадёт огромный груз с ваших плеч. Не моментально, но пока такая установка не станет частью вашего постоянного мировоззрения.
Считаете ли вы, что есть нечто большее, чем мы?
В мире множество необыкновенного, которое не поддаётся контролю. Примеры: рождение детей, инстинктивное поведение перелётных птиц, мотыльков, циклы обновления живой природы на Земле.
Каждый человек является уникальным чудом.
Когда люди открывают глаза на все свои таланты и способности, начинают понимать, как их можно применить для пользы других существ. Тогда появляется необходимая гибкость, позволяющая быть неотъемлемой частью чего-то большего и необыкновенного.
Наполнены ли вы ощущением единства со всем?
Что бы люди ни думали о существовании высшей силы, признавали её или отрицали, без сомнения, им хочется почувствовать связь с ней. Под этой силой можно понимать: Вселенную, Великий Дух, Божественное или Бога.
Это помогает почувствовать, что люди не одиноки в жизни вне зависимости от происходящего в ней.
Если каждый день быть благодарным и научиться выражать свою признательность этому всеединству, человеку будет доступно большее чувство связи, любви.
Какие духовные качества восхищают вас в других людях?
Люди чувствуют потребность в других людях. Один из самых важных шагов в духовном развитии человека предполагает, что он должен научиться общению с другими людьми на глубоком уровне. Благодаря таким изменениям жизнь получает смысл.
Сострадание, благодарность и великодушие – это универсальные ценности, которые служат высшему благу.
Если человек посвящает свою жизнь служению на благо других, он ясно видит цель. Поскольку энергия направляется на действительно важные вещи, а не тратится на несущественные.
Фундаментальные духовные ценности
Опыт коллективной деятельности показывает, что пять человеческих ценностей лежат в основе общества. Нормальная, правильная, здоровая и жизнеспособная организация общества, которая объединяет активных, здоровых и жизнеспособных людей.
Примеры общечеловеческих духовных ценностей:
- Правда помогает установить доверие и честное общение.
- Праведность помогает действовать на более высоком уровне и достигать высокого качества работы.
- Мир способствует принятию творческих и мудрых решений.
- Любовь способствует бескорыстному служению, которое основывается на заботе о благе и счастливой жизни других.
- Ненасилие помогает установить взаимовыгодное сотрудничество.
Данные ценности обычно называют не духовными, а человеческими. Понятие «духовные ценности» подразумевает, что они являются тем идеалом, к которому необходимо стремиться и которого, как надеются люди, получится достичь.
Для большинства людей природа человека воспринимается как далёкая от совершенства, ограниченная, но не как духовная. Это не правильно, поскольку люди являются разумными существами, а быть человеком – значит быть духовным.
Любви не учат в школе. Любовь встроена в нас
Стоит подчеркнуть три принципа:
- Эти ценности не нужно изучать; скорее их стоит раскрывать.
- Эти духовные ценности представляют всех людей.
-
Эти духовно-нравственные ценности можно понять с трёх точек зрения:
- Их сущность базируется на принципе, что божественность заключена во всех творениях.
- Их кросс-культурные выражения проявляются во всех обществах, хотя могут видоизменяться.
- У каждого человека выражаются индивидуально, в установках и мотивах, которые лежат в основе поведения и личности человека.
Духовная сущность человеческих ценностей заложена в нас самих. А межкультурные и индивидуальные ценностные проявления усваиваются, развиваются и практикуются на протяжении всей нашей жизни в той среде, где мы живём. При исследовании проявлений этих ценностей, их можно увидеть в повседневности.
Согласно мнению исследователей [1] все эти ценности представляют собой интегрированное неделимое целое, одна из них не может существовать отдельно. К тому же человеку, который воплощает ценности в своей деятельности, они дают огромную силу.
Как эти ценности выражаются в работе?
Специалист | Специалист будет честно говорить о своих ошибках невзирая на возможный выговор. |
Священнослужитель | Священнослужитель выполнит свои обязанности качественно, даже если за ним не наблюдают. |
Руководитель | Руководитель будет искать способы доставки товара, которые не принесут клиентам лишних расходов. |
Продавец | Продавец будет активно служить людям, а не прятаться за бюрократическими правилами. |
Менеджер | Менеджер будет стараться сохранить природную среду и предохранить её от загрязнения отходами. |
Как воплотить духовные ценности на практике?
-
Правдивость.
Говорить с коллегами и клиентами честно и открыто. -
Праведность.
Придерживаться всех достигнутых договоренностей. -
Внутренний мир.
Быть невозмутимым и спокойным даже в кризисных ситуациях, получили вы прибыль или пострадали от убытков, порицают вас или хвалят. -
Любовь.
Быть великодушным к словам других, проявлять сострадание. -
Ненасилие.
Находить такой вариант решения проблемы, который окажется беспроигрышным, не пытаться достичь успеха за чужой счет.
Держать свое сердце открытым для принятия и любви к себе и другим — это ключ к поддержанию постоянной духовной связи. Когда мы слишком заняты собой, чтобы думать о цели нашего существования, наша жизнь перестает иметь смысл.
Только тогда, когда мы полностью принимаем реальность нашей смертности, мы начинаем жить. В этот момент мы начинаем узнавать о духовном измерении, которое так важно для определения того, что действительно имеет значение в жизни.
Каждому человеку стоит исследовать, что эти духовные ценности значат для него лично и как он выражает их в своей работе.
Источник: https://goal-life.com/ru/spiritual-values
В россии утвержден список духовно-нравственных ценностей
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России (см. список ниже). Что думают про этот список традиционных ценностей священники?
Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
- человеколюбие
- справедливость
- честь
- совесть
- воля
- личное достоинство
- вера в добро
- стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством
Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)
Протоиерей Александр Ильяшенко
Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.
Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.
В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.
К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.
Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.
Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.
Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.
В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда — интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.
Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.
Ценности, которые помешают брать взятки
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Протоиерей Федор Бородин
Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.
Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.
Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.
Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.
Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.
Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело.
Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями».
Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.
Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.
Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.
Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.
Список ценностей – только в контексте Стратегии
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали» То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.
Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.
Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там говорится о важных вещах, в том числе и о настоящих ценностях.
Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов.
Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.
Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.
Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.
«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия
Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.
Игумен Агафангел (Белых)
Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности.
Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства.
Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.
Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?
Источник: https://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/