Почему Тайная вечеря

10 неоднозначных фактов о фреске

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых загадочных произведений искусства в мире. Ученые много лет спорят о символах и тайных посланиях, зашифрованных художником.

Это первое изображение с правильной перспективой. После него развитие живописи приобрело новое направление.

Художник работал над картиной с 1495 по 1498 год, с перерывами. Тайная вечеря — это интерпретация Леонардо последнего ужина Иисуса Христа с его учениками. Накануне измены Иуды учитель собрал их, чтобы сообщить, что среди них есть предатель.

На фреске да Винчи изобразил 12 апостолов, только что узнавших эту весть, с эмоциями гнева, шока и ужаса на лице. Размеры фрески впечатляющие — 8,80 метров в ширину и 4,60 метра в высоту.

Где находится и как купить билет

Фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, по адресу Piazza Santa Maria delle Grazie, 2. Изображение украшает стену трапезной монастыря.

Резервировать билет нужно не позднее, чем за 2 месяца до поездки. Желающих узнать тайны «Тайной вечери» много, а в день церковь принимает не более 1300 посетителей. Попасть в церковь без записи невозможно.

Осмотр самой фрески ограничен по времени — не более 15 минут. Одновременно в зале могут находиться 25 человек.

Полный билет стоит 12€, льготный — 7€. Можно упростить себе жизнь и заранее заказать экскурсию с русскоязычным гидом, в стоимость которой включен входной билет. Просто нажмите на одну из картинок внизу, и попадете на страницу экскурсии.

История создания

Роспись выполнялась по заказу герцога Лодовико Сфорца. До приезда в Милан Леонардо да Винчи жил во Флоренции. По одной из версий, оттуда ему пришлось уехать из-за конкуренции с Микеланджело.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Работы и скульптуры Микеланджело в Риме

Ранее Леонардо не работал с фресками. Технически картина не является фреской — их традиционно писали на влажных поверхностях. Да Винчи же расписывал темперой (водоразбавляемой порошковой краской) сухую стену, покрытую гипсом, смолой и мастикой.

В отличие от традиционных фресок, изображение рано начало осыпаться и тускнеть. Поэтому работу да Винчи неоднократно реставрировали.

Работа стала началом новой вехи в жизни художника. Приехав исключительно ради крупного заказа, Леонардо прожил в Ломбардии 17 лет.

10 фактов и тайн «Тайной вечери»

  • Искусствоведы много спорят о символах, заключенных в работе Леонардо. Например, отдельные ученые отмечают рассыпанную соль возле локтя Иуды. Они считают, что этот знак может символизировать неудачу или предательство.  
  • Ученые спорят, какое значение имеет изображенная пища. Неясно, что за рыба стоит на столе — селедка или угорь. Обе в переводе на итальянский язык обозначают человека, отрицающего религию. Однако, они имеют разный символический смысл.  
  • По словам итальянского музыканта Джованни Марии Палы, Леонардо да Винчи зашифровал ноты на «Тайной вечере». В 2007 году Пала создал 40-секундную мелодию из записей, которые якобы были скрыты на фреске.  
  • В 2010 году Сабрина Сфорца Галиция провела работу над математическими и астрологическими индикаторами на фреске. Она считает, что в изображении содержится послание Леонардо да Винчи о конце света. Согласно ее показаниям, апокалипсис состоится в 4006 году.  
  • В конце 20-го века реставратор Панин Брамбилла Барчилон и его команда удалили лишние слои краски и написали заново места, не подлежащие восстановлению. Работа продолжалась 21 год. Критики заметили, что в отдельных местах фрески тона, цвета и очертания лиц изменились.  
  • В начале XVI века три ученика Леонардо да Винчи написали репродукции «Тайной вечери». Джампиетрино сделал полномасштабную копию, которая теперь находится в Королевской академии искусств Лондона. Работа Андреа Солари выставлена в музее Леонардо да Винчи в Бельгии. Третья репродукция, работы художника Чезаре-да-Сесто, хранится в церкви Святого Амброгио в Швейцарии.  
  • Церковь и фреска стали символами благородной миланской семьи Сфорца.  
  • Роспись поддавалась реставрации 7 раз — в 1726, 1770, 1853, 1903, 1924, 1928 и 1978 годах.  
  • Доступ к «Тайной вечере» ограничен 1300 посетителями в день из-за влияния на роспись мелкой пыли, которую приносят туристы.  
  • На итальянском языке название картины звучит, как «Ultima Cena», то есть «Последний ужин». Есть и второе имя — «Il Cenacolo», в переводе на русский «Трапезная».

Желаем незабываемых эмоций от встречи с шедевром.

Перед поездкой выберите жилье в центре Милана.

Отели в Милане

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Сикстинская капелла: время работы и билеты

Источник: https://milan10.ru/10-neodnoznachnykh-faktov-o-freske-taynaya-vecherya-leonardo-da-vinchi

Фреска «Тайная вечеря»

Дата создания: 1495-1497 годы.Тип: темпера.

Габариты: 460*880 см.

Тайная вечеря

Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.

Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.

На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.

Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.

Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов — три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф.

26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо — блюда с угрем и апельсинами — любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.

Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.

Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство.

Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия.

Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.

Фома, Иаков Старший, Филипп.

Христос

Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его.

Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» — и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола.

Все композиционные линии картины сходятся в одной точке — к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.

Арка

В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева — герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.

Фреска в наше время

Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.

Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.

Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Религия

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/freska-tajnaya-vecherya.html

Как увидеть фреску Тайная Вечеря

Всем хорошо известна знаменитая работа великого итальянского живописца. Во многих книгах описывают эту гениальную фреску Тайная Вечеря, в огромном количестве фильмов ссылаются именно на нее, придавая особый мистический смысл шедевру гениального мастера. Сегодня мы поговорим о том, как своими глазами увидеть Тайную Вечерю, организовав свой визит полностью самостоятельно.

 

Тайная Вечеря. Первый взгляд.

Тайная Вечеря — это не полотно, это фреска, нанесенная знаменитым художником прямо на стену монастыря. Сюжет канонический библейский изображает последний ужин Иисуса Христа со своими учениками. Леонардо писал эту работу в конце XV века в весьма необычной технике.

Дело в том, что фрески пишут на влажной штукатурке, наносят краски на мокрую поверхность. Из-за этого фреску в процессе работы нельзя изменять. Да Винчи пошел другим путем, он стал писать на сухой стене, вносил множество дополнений, искал новые модели, экспериментировал.

Таким образом, фреской Тайную Вечерю строго назвать нельзя — это, скорее, большая картина, написанная на стене. Наверное, из-за такого подхода работа получилась невероятно реалистичной.

Но все имеет свою цену — Тайная Вечеря сразу начала разрушаться, и все последующие годы прошли в отчаянной попытке спасти великий шедевр.

Где находится Тайная Вечеря?

Поскольку Тайная Вечеря — это фреска размером 5 на 9 метров, то ее решили не перемещать в музей, а оставить именно там, где она и была написана — в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в столице современной итальянской моды в Милане.
До Милана добраться несложно: самолеты летят практически из всех точек мира. Не забывайте, что для посещения Италии Вам необходима Шенгенская виза.
Добираетесь до города, спускаетесь в метро и едете в центр.

На карте указаны остановки метро, от которых можно дойти пешком до монастыря. Мы шли от Кадорна-Триеннале минут десять-пятнадцать. Вход со стороны небольшой площади Санта-Мария-делле-Грацие через билетные кассы.
Для тех, кто будет на автомобиле, вбивайте в навигатор точный адрес:
Santa Maria delle Grazie 2, 20123 Milano, Italy

Часы работы

Тайную Вечерю можно увидеть ежедневнос Вторника по Воскресенье

(Понедельник — выходной день)

с 8:15 минут утра до 19:00 часов вечера.
Последний вход в 18:45, не опаздывайте!

Администрация просит приходить за 20 минут до начала сеанса, указанного в вашем билете, чтобы получить оригиналы билетов, если Вы их приобрели онлайн.

Также выходные дни:
1 Января
1 Мая
25 Декабря

Как купить билеты?

Если Вы просто придете в монастырь, то вероятность посетить его в этот же день катастрофически стремится к нулю. Спрос ажиотажный и все билеты разбирают.Когда мы были в Милане, билеты на Тайную Вечерю можно было купить только на две недели вперед.

К счастью, можно приобрести билеты онлайн, оплатить их на сайте и получить оригиналы непосредственно перед началось сеанса (за 20 минут).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году появились католики

Приобрести билеты можно на нескольких сайтах:
Официальный сайт VivaTicket , но также билеты продаются на MilanMuseum , на MilanoCard , на WeekendInItaly , на SecretItaly и т.п.

Зачем так много? Каждый отличается по цене и по наличию необходимых Вам дат и времени. То есть если за 8 евро на официальном сайте на удобное для Вас время и даты нет билетов, то за 25 евро на сайте агентства перекупщика вполне вероятно можно найти интересующий вариант.
Но помните — дешевле всего на официальном сайте VivaTicket! Только при покупке необходимо зарегистрироваться.

Если на Ваши даты нет билетов, то есть еще один вариант бронирования. В рабочие дни с понедельника по пятницу можно позвонить по телефону +39 02 92800360. Дозвониться сложно, но можно. Далее необходимо по-английски попросить забронировать билеты на нужную Вам дату.

Если есть свободные места (даже если система их уже не показывает), то Вам забронируют билеты.
Дальше надо голосом продиктовать номер Вашей кредитной карты и CVC код.

Да-да, я знаю, что это чревато, но другого варианта оплаты билетов в высокий сезон, например, на майские праздники — у меня, увы, найти не получилось.

После оплаты к Вам на электронную почту придет ваучер (или ссылка на его скачивание или код транзакции, если вы оплачивали билет через оператора). Ваучер надо распечатать и вместе с удостоверением личности необходимо принести в кассу за 20 минут до начала сеанса (или показать письмо с кодом транзакции). Там ваучер необходимо обменять на вожделенный билет.

Как смотреть?

После того, как у Вас на руках есть билеты, ждете всех остальных участников группы. Рекомендую в этот момент почитать буклет и/или взять аудио гид. Лишним не будет.
В зал, где хранится фреска, пускают группами по 25-30 человек через герметичный капсульный вход. Категорически запрещена любая съемка фото и/или видео. Но при желании и хорошей аппаратуре пару кадров «втихую» можно все-таки сделать.

Если будете пытаться фотографировать, не забудьте выключить вспышку, чтобы не повредить шедевр, а также звуковое сопровождение Вашего фотоаппарата (чтобы не пищал и не щелкал).Сеанс длится 15 минут. В полутемном зале помимо фрески Тайная Вечеря находится еще одна фреска «Распятие» работы итальянского художника Джованни Донато из Монторфано тех же годов, что и  Вечеря Леонардо.Подходить к произведениям искусства можно близко, никакого стекла между Вами и шедеврами нет.

Впечатление — невероятное!!!! Очень рекомендую к посещению, если будете в Милане.

Уверен, что после всего вышесказанного вам абсолютно ясно как увидеть фреску Тайная Вечеря. Но если остались вопросы — задавайте их в комментариях.

Приятного путешествия!

Искренне Ваш, TravellerDmitry


Задайте нам вопрос о визите в Италию или к Тайной Вечере, мы обязательно Вам ответим!

Источник: http://www.travelinspirit.ru/kak-uvidet-fresku-taynaya-vecherya/

Икона «Тайная вечеря», значение, в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сложно встретить хотя бы одного верующего человека, который не был бы знаком с иконой «Тайная вечеря». Верующие, которые регулярно ходят в церковь, видели ее много раз над главным входом. Те же, кто не посещает святые места, знают это изображение по фреске Леонардо да Винчи. Многие православные верующие интересуются, икона «Тайная вечеря» в чем помогает и какое смысловое значение имеет.

Значение иконы «Тайная вечеря»

На этой иконе изображено библейский сюжет, который описывает одни из последних дней Сына Божьего перед распятием. Он созвал всех своих учеников на ужин и угощал их хлебом, как символом Своего тела, что страдает за грехи, а также вином, которое означает кровь Иисуса, которой Он искупает грехопадение всех верующих. Эти два атрибута вскоре стали основой для проведения церковного таинства Причастие.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Благоверная княгиня Анна Новгородская

«Тайная вечера» имеет скрытый символизм. Она выступает, как знамя праведной веры и единения всего человеческого рода. Ученые выяснили, что Иисус за вечерей совершил древний ритуал иудеев. Этим Он не отверг старые традиции, а еще и усовершенствовал их. Таким образом, было показано, что служить Господу можно не отрываясь от людей, а наоборот всецело с ними взаимодействуя.

Никто не знает, когда именно происходил тайный ужин, где узнали о предательстве Иуды. Но это и не столь важно. Главное послание этой иконы состоит в том, чтобы православные христиане приняли жертву Христа, пропустили ее через свою душу и соединились с Ним.

О чем молятся иконе «тайная вечеря»

Если верующий человек имел желание пополнить свой иконостас прекрасной иконой, подойдет на эту роль изображение с тайной вечерей. Не имеет икона «Тайная вечеря» значение, где вешать ее в доме. Но наиболее подходящим местом считается столовая, где трапезничают, или кухня, где готовится еда.

В чем помогает этот образ:

  • дает возможность поговорить с Богом и рассказать ему о своих трудностях;
  • посылает благословение на приготовление пищи;
  • до и после принятия пищи молитва перед иконой означает благодарность за возможность вкушать еду;
  • в церкви перед ней молятся для разрешения принять Святые Дары;
  • часто перед этой иконой просят о прошении грехопадения.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Святой Исидор Пелусиот

Икона «Тайная вечеря» настолько сильно почитается в православии, что ее размещают над образами Пресвятой Богородицы и Спасителя. День памяти такой святыни всегда приходится на Великий или Чистый Четверг перед Пасхой. Именно в этот день начинаются приготовления к главному празднику, вспоминают жертву Христа, горе Его смерти и радость воскрешения.

Молится у этого образа принято такими словами:

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Тайной Вечере:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/ikona-tajnaya-vecherya-znachenie-v-chem-pomogaet/

Тайны картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Истинно великие произведения искусства можно бесконечно созерцать и бесконечно описывать. От этого они не теряют очарования, но могут утратить свое предназначение. Поиски все новых – тайных и явных – смыслов уводят исследователей от первоисточника тем дальше, чем больше проходит времени с момента его создания и чем соблазнительнее конъюнктурная подоплека его тщательного изучения.

Так произошло и с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая не нуждается в дополнительном представлении, тем более что ранее Blogoitaliano уже достаточно подробно писал о ней.

Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, музыкант, изобретатель

Необходимость в еще одной статье, посвященной великой картине (а точнее, фреске), очевидна. Произведение столетиями вызывало и вызывает слишком много вопросов, которые требуют если не обстоятельного освещения, то хотя бы упоминания.

История создания: штрихи к портрету заказчика

Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.

Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.

По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.

Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?

Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.

Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.

Фреска “Распятие” Донато Монторфано

К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента. Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.

Тайная вечеря: сюжет и композиция

Сюжет Тайной вечери Христа с учениками был одним из самых популярных в средние века и Эпоху Возрождения. По обычаю, ее изображение иллюстрировало либо таинство Евхаристии (Святого Причастия, то есть превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову), либо одновременно сразу 2 эпизода: слова Иисуса о том, что один из его учеников предаст Его, и причащение учеников.

Эти эпизоды вызывали наиболее острые теологические споры на протяжении средних веков, тем более что при сопоставлении текстов Евангелий было неясно, присутствовал ли Иуда при этом таинстве или нет.

Именно поэтому (и, конечно, из-за предательства) его фигура зрительно дистанцировалась от всех остальных фигур. Иуда мог сидеть по другую сторону длинного стола, над его головой мог быть черный, а не золотой нимб, его одежды контрастировали с одеждами Спасителя и Апостолов.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа

Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы.

Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа, будто залитая светом из центрального окна и своей формой напоминающая устремленный ввысь треугольник – символ Святой Троицы. За окнами – пейзаж, в котором угадывается ландшафт местности близ озера Комо, что в 40 км от Милана.

Апостолы размещены группами по трое, но, помимо фигуры Иисуса, над головой которого сходятся все линии перспективы, взор зрителя мимолетно скользит по очертаниям еще одного треугольника, где и проходит золотое сечение – между Спасителем и Иоанном – и также устремляется ввысь в религиозном экстазе, уже потом останавливаясь на сидящих слева от Христа.

« и один из вас предаст Меня»

Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции, согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом со зрителем.

Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины).

Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание (« рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. На зрителей они тоже не смотрят, и это лишний раз подчеркивает: вечеря и в самом деле тайная, скрытая от чужих глаз.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько заповедей дал Бог Моисею

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

Не отступает Леонардо и от другой традиции – одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов, объединенных в 1 сцене. Причащение иллюстрируется почти буквально: правая рука Христа протянута к хлебу, из запястья левой тугой струей бьет кровь. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены.

Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (!) реакцию на внезапное появление раны. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия.

Мастерски изобразив и изумление, и негодование, Леонардо, в отличие от более ранних художников, действительно сумел объединить 2 эпизода в одной сцене Тайной вечери.

Первые эскизы Тайной вечери находятся в Венецианской Академии

В какой-то степени художнику при помощи изобразительного искусства удалось разрешить и застарелый теологический спор о присутствии/отсутствии Иуды при таинстве.

Но есть на фреске еще один элемент, усиливающий незаметно для современного зрителя общее впечатление от картины, как от проникнутого истинной религиозностью произведения.

Рыба на столе – это еще один евхаристический символ, отсылающий зрителя к 3-му (снова цифра 3) эпизоду о насыщении народа в пустыне хлебами и рыбами, а также раннехристианский сакральный знак Иисуса и веры в Спасителя.

Где и как посмотреть фреску

Как мы уже писали выше, на BlogoItaliano есть еще одна статья, посвященная знаменитой фреске. В ней мы подробно остановились и на самом что ни на есть прикладном вопросе – где и как можно лицезреть Тайную вечерю.

Отправляясь в Милан и желая увидеть этот шедевр Леонардо да Винчи, примите во внимание, что билеты для осмотра фрески очень желательно покупать заблаговременно.  Дело в том, что ежедневно в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие может попасть искусственно ограниченное количество посетителей.

А поскольку билеты на просмотр Тайной вечери можно приобрести через интернет (на этом сайте), это создает естественные сложности с покупкой «день в день»: все доступные квоты попросту выкупаются заранее. Нередки случаи, когда билетов в кассе не остается даже за 2 месяца до предполагаемой даты визита в Милан.

Источник: https://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/milan/tajny-kartiny-tajnaya-vecherya-leonardo-da-vinchi.html

Знаки на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

«Тайная вечеря» — одна из самых известных картин в мире и при этом одна из самых таинственных

Знаменитая картина Леонардо да Винчи не обошла стороной ни одного жителя земного шара. «Тайную вечерю» видели все и практически каждый знает сюжет этого произведения. Написана картина была написана по заказу Людовика Сфорца в период между 1494 и 1498 годами и до сих пор находится на том самом месте, как и много лет назад, — в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Граци.

Сюжет

Начав работу над своим произведением по библейскому сюжету, Леонардо и представить себе не мог, что оно станет одним из самых известных и влиятельных в мире.

В основу сюжета картины легло событие, описанное во всех четырех Евангелиях, когда Иисус собрал всех 12 апостолов на последний их совместный обед и оповестил, что один из них станет предателем.

Все участники вечери отреагировали совершенно по-разному на эту новость, что ярко отображено на картине, при этом Христос в этот самый момент сохранял удивительное самообладание.

Техника исполнения

Чтобы создать свою уникальную картину, Леонардо сделала огромное множество набросков. Сама «Тайная вечеря» имеет размер 4,6 на 8,8 м и, к всеобщему удивлению, выполнена не в популярной на то время технике фрески, а на гипсовой заготовке с использованием темперы и масла.

Он так поступил потому, что хотел добиться большей яркости работы, чего фреска не позволяла, к тому же она слишком быстро сохла, что требовало спешки при работе. Пигменты для картины художник создал самостоятельно.

Однако такая картина не выдерживала испытание временем и еще до своего завершения начинала сыпаться, потому Леонардо приходилось ее подправлять.

Композиция

При помощи молотка, гвоздя и веревки художнику удалось реалистично отобразить на картине перспективу, что вновь открыло этот метод для эпохи Возрождения. Все апостолы написаны в группах по три человека, а также на работе нарисовано три окна, что является символом Святой Троицы. Также картина удивительно симметрична, на ней изображено одинаковое количество фигур по сторонам от Иисуса.

Магдалина или Иоанн?

Многие считают, что справа от Иисуса нарисована женщина, в то время как церковь говорит, что на самом деле это апостол Иоанн. Его фигура удивительно женственна, а черты лица нежны, своей позой и одеждой он практически полностью отображает Иисуса. Центральное место занимает фигура буквы «М», которую создают Иисус и эта женщина. Может быть, это тайный посыл на имя Магдалины.

Источник: https://sm-news.ru/znaki-na-kartine-leonardo-da-vinchi-tajnaya-vecherya-55009/

Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»

Многие мечтают увидеть знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Это творение на века и тысячелетия! Лицезреть его вы можете в старинном итальянском городке Милане. Картина завораживает и притягивает, ведь этот библейский сюжет раскрывает нам тайны бытия и основы нашей жизни.

В уютном уголке Милана, затерявшемся среди зеленых улочек, можно увидеть монастырь Санта Мария дела Грацие. Недалеко от нее расположено здание трапезной, в которой находится шедевр, не перестающий поражать людей уже более пятисот лет – фреска, написанная великим творцом Леонардо да Винчи, имеющая название «Тайная вечеря».

Художник написал эту фреску по заказу Лодовика Моро, герцога, который в то время бы правителем Милана. Этот герцог был очень развратен, так как с ранней юности его окружали вакханки. Его жена Беатриче была тихим и скромным созданием, и неспособна была, отвадить герцога от его пагубных пристрастий. Однако Лодовико испытывал к ней глубокую привязанность и благоговел, считая ее своим ангелом-хранителем.

После ее безвременной кончины Лодовико Моро отчаялся, почувствовал себя разбитым. В отчаянии он сломал свой меч, перестал смотреть на детей и общаться с друзьями. Он заперся в своей комнате и пятнадцать суток оттуда не выходил. После этого он пригласил к себе да Винчи и открыл ему свое горе. Вот тогда и родилась у Леонардо идея создать свою самую знаменитую работу – «Тайная вечеря».

После смерти жены миланский герцог совершенно изменился, наложил вето на все развлечения и празднества и стал глубоко набожным человеком.

Сам сюжет фрески «Тайная вечеря» множество раз изображался другими творцами и до Леонардо. Среди этих картин можно обратить внимание только на фрески Гирландайо Доменико и на работу Джотто.

Сюжет фрески, изображенной на трапезной церкви Санта Мария дела Грацие, происходит в то момент, когда Иисус Христос обращается к своим ученикам: «Говорю вам воистину – предаст меня один из вас». В этой речи заключается кульминационный момент, высшая трагедия и вечная проблема человеческих взаимоотношений.

Это не только трагедия Христа, это также трагедия Высшего Возрождения, это момент разрушения безоблачной гармонии, и жизнь уже не кажется такой безмятежной.

На фреске Леонардо представлены не только персонажи из Библии, там еще присутствуют гиганты Возрождения, красивые и свободные, которые пребывают в тот момент в смятении ведь кто-то из них предаст Христа, каждый апостол почувствовал на себе ледяное дыхание неотвратимой беды.

На лицах присутствующих на трапезе после этих слов выразились совершенно различные эмоции – одни возмущены, другие опечалены, третьи поражены. Юный Филипп, готовый пожертвовать собой ради Христа, склонился к нему, а Иаков в трагическом недоумении развел руки. Петр схватился за нож, будто уже готовый растерзать предателя, а Иуда в правой руке сжимает мешочек с серебряниками

Фреска отражает такое великолепие и гамму чувств, что никого не может оставить равнодушной. Каждый элемент в ней выполнен с особой реалистичностью и правдивостью. Настоящими выглядят даже скатерть и каждая ее складочка, которой накрыт стол. Все действующие фигуры в картине Леонардо расположены к зрителю лицом. У Христа нет ореола, у апостолов – их атрибутов, с которыми их изображали на старинных картинах. Душевное беспокойство скользит в каждом лице, в каждом жесте.

«Тайная вечеря» — величайшее произведение да Винчи, которая не принесла ему радости в жизни. Глядя на эту фреску в наши дни, начинаешь испытывать чувство скорби из-за того, что время так все разрушает. Не пощадило оно и фреску. А Леонардо вложил в картину всю свою душу и любовь, это видно невооруженным глазом.

Люди, видевшие, как он писал эту фреску, рассказывали, что он частенько, бросив все свои занятии, бежал в монастырь Санта Мария дела Грацие, что поправить один маленький контур и провести незначительную черту в своем произведении. Он был помешан на этой работе и писал ее неотрывно с рассвета и до позднего вечера, забывая при этом и пить, и есть.

Бывали, правда, и такие дни, когда он несколько дней подряд не брал в руки кисть, однако все равно он сидел по несколько часов возле картины и рассматривал уже готовые элементы и фигуры. Приора монастыря такое поведение Леонардо порядком раздражало. Он считал очень странным, что художник большую часть дня может просто стоять и смотреть на картину.

По его мнению, у художника в руке всегда должна быть кисть. Приор даже пожаловался на это самому герцогу Лодовико, но тот остался на стороне Леонардо, сказал, раз художник так делает, значит так надо. Леонардо пояснил герцогу, что сначала картина должна появиться в воображении художника, в его уме, и уже после этого изображение надобно запечатлевать.

К образам апостолов Леонардо подходил с особой тщательностью. Он ежедневно искал моделей в плохих кварталах Милана, в которых проживали преступники и нищие. Там он и нашел модель, с которой написал образ Иуды – образ величайшего негодяя всех времен. В поисках моделей художник побывал во всех частях города. Вместе с бедняками он обедал в трактирах, рассказывал им различные истории, иногда грустные, иногда веселые, а бывало и страшные.

После этого он очень внимательно разглядывал лица слушателей, когда те плакали или смеялись. Если он замечал интересное выражение на лице слушателя, он сразу делал его зарисовку. При этом художник совершенно игнорировал настоятеля монастыря, а того это злило, он бесился, кричал и снова жаловался герцогу.

Однако как-то приор монастыря все же так надоел художнику, что он завил, что если не найдет лучшей модели для образа Иуды, срисует его с нескромного и настойчивого настоятеля.

Сама фреска пронизана трагедией, которую всколыхнули слова Христа. Перед зрителем предстает древняя евангелиевская трагедия. В ряду с другими апостолами сидит и предатель Иуда, хотя на старых полотнах Иуда всегда изображался отдельно ото всех. При этом на картине Леонардо да Винчи Иуда получился как-то более обособленным от других, несмотря на то, что сидит вместе со всеми.

В центре композиции находится Иисус Христос, который является источником всех страстей, бушующих на картине. У Леонардо Христос получился воплощением человеческой красоты, а не божества. Его чистое и нежное лицо окутано скорбью, он трогателен и велик, но, вместе с тем, остается человеком. А на лицах апостолов изображены страх, ужас, удивление настолько живо, что их можно принять за живых.

Шарль Клеман, французский исследователь, даже задался вопросом: «Сколько сил отдал Леонардо да Винчи своему творению, что так превосходно смог изобразить чувства каждого образа?» Сам да Винчи никогда не был религиозным человеком, и ни в одной его картине не прослеживается религиозная идея. Об этом свидетельствую его записи, в которых не найдено ни одного подтверждения его религиозности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали всех богов

Считается, что вечерю апостолы устроили на горе Сион. «Горница Тайной Вечери» находится на втором этаже здания, построенном над гробницей царя Давида. Сионскую горницу именуют «матерью всех церквей», поскольку здесь была утверждена Церковь.

Итак, зимой в 1497 герцог в сопровождении свиты пожаловал строгую и простую трапезную монастыря, чтобы увидеть готовую фреску. То, что он и зрители увидели, совершенно не было похоже на подобные росписи, делавшиеся ранее. Они увидели потолок, а под ним невысокое возвышение.

На стенах, по задумке Леонардо, было изображено как бы продолжение трапезной монастыря. Само возвышение замыкалось тремя окнами, из которых можно было увидеть горный пейзаж. На возвышении были изображен стол, совершенно такой же, как и остальные столы в трапезной монастыря. Стол покрыт скатертью, точной такой же, как и другие скатерти в трапезной.

Посуда тоже ничем не отличалась. Иисус Христос в окружении всех двенадцати своих учеников сидел на этом возвышении. Таким образом, создавалось впечатление, что в трапезной присутствует Христос и апостолы. Это было вечное поучение монахам о том, что и в их столовую может пробраться предатель, а сам Спаситель беспокоится о каждой заблудшей душе.

Монахи ежедневно должны были видеть теперь на стене и Христа, и его предателя.

От центра фрески движение расходится вширь по фигурам и упирается в края трапезной. Взгляд как бы сам собой устремляется к фигуре Христа, голова которого освещена светом трапезной. Причудливая игра тени и света, придают лицу Спасителя необычайную одухотворенность.

Известно, что работая над картиной, тяжелее всего Леонардо было изобразить лицо Иисуса Христа. Сперва он тщательно изобразил лица всех учеников, посуду на столе, горный пейзаж за окнами трапезной. Несколько позже он изобразил Иуду, после длительных поисков модели.

Но лицо Христа осталось незавершенным.

Некоторые исследователи считают, что по правую руку от Иисуса сидит не апостол с тонкими чертами лица и рыжевато-русыми волосами, а женщина! Кто она – тоже тайна; быть может, Мария Магдалина? Подтвердить или опровергнуть это невозможно: слишком пострадала фреска от времени.

Изначально планировали «Тайную вечерю» держать в секрете, однако это не удалось. Отчасти виноват в этом был сам Леонардо. Работая над картиной, использовал для создания картины новую грунтовку и краски. Это позволило ему не торопиться, иногда останавливаясь, а также вносить изменения в картину. Сначала результат превзошел все ожидания, однако через пару лет на картине стали проявляться первые следы разрушения – отшелушивание красочного слоя и пятна сырости.

В 1500 году, в трапезной произошел потоп, частично повредив фреску. А спустя 10 лет Милан постигла страшная эпидемия чумы, и монахи совершенно позабыли о том, что в их трапезной есть произведение искусства. Они были заняты, спасая собственные и чужие жизни, поэтому забота о фреске отошла на последний план. Поэтому в 1566 фреска находилась в плохом состоянии.

Посреди картины монахи проделали дверь, через которую они попадали на кухню. Эта дверь уничтожила у Спасителя и нескольких апостолов ноги. А еще позже картина была обезображена большим миланским гербом, который повесили прямо над головой Христа. Постепенно картину все больше уничтожали.

В конце 17 века из трапезной сделали конюшню, и фреска покрылась конским навозом, а французские вояки развлекались, бросая кирпичи в апостолов.

Но даже в жалком состоянии фреска «Тайная вечеря» способна произвести неизгладимое впечатление. Франциск І, французский король, который в 16 веке захватил Милан, пришел от фрески в полный восторг и изъявил желание перевезти ее в Париж. Он готов был заплатить большую сумму тому, кто придумает способ, как переправить картину из Милана во Францию. Однако никто так и не придумал, как это сделать.

Читайте здесь еще об Италии!

   

Источник: https://www.ice-nut.ru/italy/italy198.htm

Тайная вечеря

Та́йная вече́ря (Мф.26:17-29; Мк.14:12-25; Лк.22:7-30; Ин.13-17) – пасхальная трапеза (ужин) Спасителя с учениками-апостолами накануне Его крестных страданий, в Великий Четверг, во время которой Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом и друг с другом, которое совершается ныне за богослужением, именуемым Литургией.

Краткий перечень событий Тайной вечери:

  1. Умовение ног Иисусом Христом Своим ученикам;
  2. Господь объявляет о Своем предателе;
  3. Установление таинства Евхаристии;
  4. Господь возвещает ученикам заповедь о любви;
  5. Предсказание Христа, что ученики соблазнятся о Нём в эту ночь;
  6. Обетование о Святом Духе;
  7. Первосвященническая молитва Спасителя Богу Отцу.

***

Если Евхаристия была установлена на Тайной вечере до Крестных страданий и смерти Спасителя, то каким образом мы причащаемся тела воскресшего Христа?

Как следует из произносимой на Божественной Литургии молитвы, участие в Таинстве — участие в Тайной вечере: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Но почему, если Тайная вечеря исторически совершилась однажды, около двух тысяч лет тому назад, то и сегодня верующий молит Сына Божьего принять его участником Тайной вечери?

Как когда-то в Сионской горнице, так и сегодня в каждом православном храме присутствует Господь: невидимо по Божественному естеству, и зримо — под видом хлеба и вина, в соответствии с Его словами: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин.6:41).

Как апостолы причащались тогда Тела и Крови Христа, так и современный верующий причащается Истинных Тела и Крови Христовых. Как в Сионской горнице священнодействовал Господь, так Он же священнодействует и на современной Божественной Литургии, имея «священство непреходящее» (Евр.7:24), как «священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.

7:17), «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр.7:26).

В этом отношении совершаемое в наше время Таинство Евхаристии есть по духу и содержанию та Тайная вечеря, что была совершена в Сионской горнице. В чём же отличие нынешней Евхаристии от той Тайной вечери?

На той Тайной вечере было совершено установление Таинства Евхаристии, которое, после создания Церкви, стало совершаться во всех христианских храмах.

На той Тайной вечери апостолы причащались не как члены (уже созданной) Церкви, а как ближайшие ученики и последователи Христа, в частном порядке (заметим, что на некоторых старинных христианских изображениях Вознесения Господня апостолы представлены без нимбов (тогда как Богородица с нимбом), поскольку это событие предшествовало Сошествию Святого Духа в день Пятидесятницы, который стал Днём рождения Церкви).

Со времени создания Церкви возможность причаститься Святых Христовых Тайн дана каждому православному христианину. Причём, христиане причащаются уже прославленного, нетленного, бессмертного, максимально обоженного Тела (и Крови) Христа (напомним, что и до Воскресения Христос, как Человек, был обожен, но обожен настолько, насколько это было возможно для обладателя тленного Тела).

***

В молитвах перед причастием есть слова: вечери твоея тайныя днесь, сыне божий, причастника мя приими: не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко иуда, но яко разбойник исповедаю тя: помяни мя, господи, во царствии твоем.
о какой тайне здесь говорится, о каких врагах, и при чём тут иуда?

Как известно, Иуда входил в круг ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Наряду с другими Его учениками он был участником Тайной вечери, на которой было утверждено Таинство Евхаристии, однако вместо того, чтобы, в результате, ещё теснее соединиться с Господом, он пошёл и предал Его врагам.

Когда мы, во время Божественной Литургии, произносим указанные выше слова, мы исповедуем, что приступаем к причащению Тела и Крови Христовых не с таким же настроем, какой был у Иуды-предателя, когда он участвовал в Тайной вечере, а с кардинально противоположным духовно-нравственным настроем: исповедуем, что приступаем к причащению с искренней верой в Иисуса Христа как в Вочеловечившегося Сына Божьего, нашего Спасителя, Искупителя, с верой в действенность Таинства Евхаристии, с целью единения с Богом (Ин.6:56) и ближними (1Кор.10:17), с надеждой на достижение вечной блаженной жизни в Царстве Небесном (Ин.6:48-51).

Источник: https://azbyka.ru/tajnaya-vecherya

«Тайная вечеря» да Винчи — История одного шедевра

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Источник: https://diletant.media/articles/37090148/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]