Десять Заповедей Христианства
10 Заповедей Божиих
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
1. Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется.
И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
Первая заповедь
Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Это значит:
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу.
Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным.
Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
Вторая заповедь
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Это означает:
Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.
Третья заповедь
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?
Четвертая заповедь
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Это значит:
Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.
Пятая заповедь
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Это значит:
Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.
Шестая заповедь
Не убивай.
Это значит:
Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
Седьмая заповедь
Не прелюбодействуй.
А это значит:
Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.
Восьмая заповедь
Не укради.
А это значит:
Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред.
И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.
Девятая заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
А это значит:
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
Десятая заповедь
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
А это значит:
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Святитель Николай Сербский
Похожее
Источник: https://www.hamburg-hram.de/letopis/desyat-zapovedej-xristianstva/13317.html
10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии
Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять.
10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития.
Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.
В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.
10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?
Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. (Книга Исход, глава 19)
Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.
10 заповедей – толкование заповедей
- Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма.
Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно.
Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.
Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?
Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:
- атеизм;
- суеверия и эзотерика;
- многобожие;
- магия и колдовство,
- ложное толкование религии — секты и лжеучения
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.
Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.
- Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.
- Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
- Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.
Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.
Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.
Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.
Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.
Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.
Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.
Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.
Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
Нарушением восьмой заповеди считается:
- присвоение чужой собственности,
- грабеж или кража,
- обман в делах, подкуп, взяточничество
- всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
- Не пожелай ничего чужого.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.
Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.
7 смертных грехов
Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.
Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.
Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.
Источник: http://bibliya-online.ru/10-zapovedey-i-7-smertnykh-grekhov-v-pravos/
2. Заповеди Божии как проявление любви Бога к человеку
поразмышлять над тем, зачем Бог дал человеку заповеди
Задачи:
- повторить, что такое совесть
- повторить, что такое заповеди, и какие они бывают
- понять, для чего Бог дал людям заповеди
- проанализировать отличие заповедей ветхозаветных от новозаветных
- понять, для чего нужно исполнять заповеди
Дополнительная литература:
- Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «Закон Твой – утешение моё».
- Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 3. Урок 20 «Первая заповедь Десятословия».
- Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 3. Глава «Ветхий закон и закон любви». Часть 5. Главы «Заповеди Божии», «Евангельские заповеди блаженства».
Ключевые понятия:
- Заповеди Божии
- Закон Божий
Словарь урока:
- Послушание
- Пророки
- Заповеди Моисея
- Декалог
- Синайское законодательство
- Заповеди блаженства
- Нагорная проповедь
- Совесть
Примерные вопросы для беседы:
- Каким Бог создал человека?
- Что такое свобода?
- Для чего Бог дал человеку свободу?
- Может ли человек любить, если он не свободен?
- От кого люди могут узнавать, что такое добро?
- Что такое совесть?
- Как люди могли говорить с Богом в раю?
- В чем состоял Закон Божий в раю?
- Какие заповеди были даны Адаму и Еве?
- Как распорядились своей свободой Адам и Ева?
- Что такое послушание? Какие есть родственные слова?
- Как Бог говорил с людьми, когда они покинули рай?
- Кто такие пророки?
- При каких обстоятельствах Бог дал заповеди Моисею?
- Сколько всего заповедей Бог дал Моисею?
- Зачем Бог дал людям десять заповедей?
- В чем заключается главный смысл Закона, который Бог дал людям через пророка Моисея на горе Синай?
- В чем отличие Закона Божия от законов, существовавших в те времена у других народов?
- Как Иисус Христос учил людей относиться к Закону Божию?
- Какими главными заповедями Иисус Христос дополнил Закон Божий?
- Чем, в целом, отличаются заповеди блаженства от заповедей Моисея?
- Для чего Иисус Христос дал людям заповеди блаженства?
- Кроме заповедей блаженства, оставил ли Иисус Христос еще какие-нибудь заповеди?
- Для чего человеку соблюдать заповеди?
- Что мы понимаем под Законом Божиим сейчас?
Ход урока:
Беседа с детьми с опорой на вопросы, презентацию, видеоматериалы и литературные источники.
Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.
Презентации:
Дарование Синайского законодательства (скачать)
Литературные источники:
- Рассказ «Почему мне так плохо, когда мне так хорошо?» Т.Н. Ломбина (скачать)
- «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о заповедях (скачать)
- Подборка поговорок о послушании (скачать)
- Рассказ «Старое и новое». Священник Петр Поляков.
материалы:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 29. «О заповедях»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 131. «Дарование Синайского законодательства»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 189. «Нагорная проповедь. Часть 1»:
4. Просветительский проект «Православный мир России». Фильм 4 «Добро и зло. Как распознать»:
- Телепередача «Доброе слово». «Заповеди Божьи».
Источник: https://school.orthpatr.ru/node/232071
Скрижали Завета. Религии — Путеводитель по Израилю
Скрижали Завета — две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей.
Заключение Завета
Согласно Пятикнижию, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано.
И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх.32:15-16).
Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх.32:19).
Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх.34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор.10:1-5).
Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх.34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.
Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа
1. Моисей поднялся на гору Синай, и Бог объявил ему первые Десять заповедей.
«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог. (Исх.20:18-21)»
2. Затем Моисей вторично восходит на гору, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали.
«И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения. И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.
И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь.
Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей (Исх.24:12-18)»
И далее: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, каменные скрижали, на которых было написано рукой Божьей.» (Исх.31:18) Спустившись с горы, он застал народ за поклонением золотому тельцу, и разбил скрижали. Левиты встали на сторону Моисея и убили всех, кто пропагандировал идею с тельцом.
3. После этих происшествий Господь вновь обратился к Моисею:
«В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.
И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь. (Втор.10:1-5)»
Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю.
С тех пор этот день получил название День Искупления (Йом Кипур) — наиболее священный еврейский праздник.
История Скрижалей
Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме.
По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге, и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну.
Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов.
Источник: https://guide-israel.ru/religions/14961-skrizhali-zaveta/
Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется.
И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
Десять заповедей, десять заповедей (-17), на русском языке (синодальный перевод)
Десять заповедей
Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) (עשרת הדברות, «асерет-а-диброт» — букв. десять речений; δέκα λόγοι, «декалог» — букв. десятисловие) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (-25).
Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. -17; -21). В другом месте (-26) часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Всевышнего, при этом не комментируются морально-нравственные нормы, но формулируются предписания в религиозно-культовой области. Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.
Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (19:1 и след.).
Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога.
После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (-5).
Десять заповедей (-17)
Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в 20:2 содержится первая заповедь, а в 20:3 — вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в 20:3, а 20:2 рассматривается как общее вступление.
Большинство протестантских церквей, а также Православная и Греко-католическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх. 20:3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи — второй. Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь.
Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейшее — десятой. В Папирусе Нэша заповеди имеют некоторые отличия от еврейской традиции.
На русском языке (Синодальный перевод)
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
# Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
# Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
# Не убивай.# Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
# Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Источник: http://www.cultin.ru/books-desyat-zapovedejj
10 заповедей Господа: толкование | Храмы Янёва
Неверующие люди часто ошибочно полагают, что христианство переполнено одними запретами и ограничениями. Однако это весьма примитивный взгляд. Законы существуют везде: и в духовном, и в физическом мире. На дороге мы соблюдаем правила дорожного движения, на работе — нормативно-правовые акты, в жизни — Законы той страны, в которой проживаем, на лабораторной по химии — технику безопасности. Их нарушения способны привести к большому ущербу и даже катастрофе.
Так же — и в вере. Если человек игнорирует духовные законы, живёт как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он повреждает свою душу. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.
Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам Заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления.
Из истории
Заповеди были даны Моисею самим Богом
Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.
Синай стоял в огне, окутанный густым дымом; земля дрожала; гремел гром; блистали молнии; и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» («Скрижалях Завета»), и передал их Моисею. На одной из них были написаны первые 4 заповеди о любви к Господу, на второй — остальные 6.
Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей.
10 заповедей
Десять заповедей
- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Атеизм — грех перед первой заповедью
Грехи против первой заповеди:
- атеизм;
- маловерие, сомнения, суеверия;
- утверждения наподобие такого: «У меня Бог в душе», но при этом в церковь не ходят, к Таинствам не приступают;
- язычество, вера в ложных богов, оккультизм, сатанизм, эзотерика, магия, колдовство, экстрасенсорика, целительство, астрология, гадания, а также обращение к людям, занимающимся этим;
- раскол, секты, лжеучения;
- отречение от веры, маловерие.
Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Идолопоклонничество — грех против второй заповеди
Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Основные грехи против этой заповеди — язычество и идолопоклонство. Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, всё равно многие творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы.
Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки: чревоугодие, блуд, гнев, печаль, сребролюбие, уныние, тщеславие, гордость. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам. Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью.
Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.
Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку.
И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания.
Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.
Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
День воскресный мы посвящаем молитве
Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).
В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда вспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов.
В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым.
Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Почитай отца твоего и мать твою
Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — об упокоении их душ.
Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции скрепляют общество, делают народ сильным.
Не убивай.
Не убий
Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.
Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.
- Неосознанное сокращение своей жизни
Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.
Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.
Не прелюбодействуй.
Не прелюбодействуй
Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.
Не кради.
Не кради
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабёж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство.
К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не судите, да не судимы будете
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы.
Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета.
Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего.
Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Грех зависти — семя других грехов
Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.
Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть, как кислота, разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога.
10 библейских заповедей необходимо знать тому, кто считает себя истинным христианином, поскольку по ним он может проверять свой жизненный путь и сверять его с тем, который уготовил Господь.
Источник: https://hramy-janevo.ru/zapovedi-bozhii/
Закон Божий, 10 заповедей Божьих
Наш мир устроен так, что каждый стремится к порядку и совершенству. Если нет правил и ограничений, наступает хаос. В библии написан Закон Божий – это 10 заповедей и 613 подзаконных актов.
На протяжении всей истории общения человека с Богом, Бог всегда хочет и будет хотеть иметь отношения со всеми людьми. Бог хочет. чтобы мы Его любили и имели страх Господень, но в это же время человек по плану Всевышнего создан со свободной волей, поэтому он сам должен изъявить желание присоединиться к Нему. Одним из способов привлечения внимания человека – Бог использует закон.
В центре всего закона стоит Господь:
1. И изрек Бог все слова сии, говоря:
2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства
(Книга Исход 20:1,2)
На иврите закон, может звучать как тора. Тора имеет несколько значений:
• Слово Божье• Писание Ветхого завета• Пятикнижие Моисея
• Закон Моисея, то есть собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов, которые Бог дал Моисею на горе Синай. В нее входит десять заповедей, которые написаны рукой Божьей и 613 подзаконных актов:
18. И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.
(Книга Исход 31:18)
16. скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
(Книга Исход 32:16)
Закон Божий – это «жизненный строй» определенный Богом и тесно связывающий Его с избранными людьми.
Десять заповедей можно условно разделить на 3 части
1. Отношение человека с Богом (1-4 заповеди):
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Книга Исход 20:2,3)
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли
(Книга Исход 20:4)
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
(Книга Исход 20:7)
4. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих
(Книга Исход 20:9,10)
2. Отношение человека с семьей (5 заповедь):
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
(Книга Исход 20:12)
3. Отношения человека с обществом (6-10 заповеди):
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Книга Исход 20:13-17)
Предназначение закона или для чего был дан закон:
1. Дать своему народу справедливый перечень уставов, законов и заповедей, а также чтобы сохранить Израиль, как отдельный народ, к которому должен прийти Мессия. Благодаря закону, Израиль был выделен из других народов и возвышен перед Богом:
1. Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.
(Книга Второзаконие 4:1)
6. итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
7. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8. и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
(Книга Второзаконие 4:6-8)
2. Через закон происходит осознание греха:
20. потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
(Послание к Римлянам 3:20)
3. Предсказать образ и приход Мессии – Спасителя:
1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
(Послание к Евреям 10:1-5)
4. Показать человеку, что своими силами он не способен исполнить Волю Божью
10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Послание Иакова 2:10)
Закон для нас детоводитель ко Христу (детоводитель с греч. «суровый воспитатель», как правило раб, который воспитывал ребенка и мог наказывать его розгами):
23. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою
(Послание к Галатам 3:23,24)
Придя в этот мир, как Спаситель, Иисус заменил закон заповедей Своим учением, которое сводилось к двум заповедям:
1. Возлюби Господа своего:
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим
(Св. Евангелие от Матфея 22:37)
2. Возлюби ближнего своего:
39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя
(Св. Евангелие от Матфея 22:39)
Иисус пришел не нарушить закон, а исполнить его:
17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
(Св. Евангелие от Матфея 5:17)
Только человек наполненный Духом Святым. Может исполнить закон всем сердцем и душой
Источник: http://insektopiya.com/my-inspiration/18-zakon-bozhij-10-zapovedej
Имеют ли Десять Заповедей власть над верующими Нового Завета?
Одной из первых и наиболее часто повторяемых вещей, которой научились мои дети, — в воскресной школе, в христианской школе, за ужином — это Десять Заповедей.
На самом деле, мои средние трое детей любят петь (непрестанно!) песню о Десяти Заповедях, которую они выучили на прошлогоднем концерте хора.
Как пресвитерианский пастор, и тем более как христианин, я считаю одной из своих самых очевидных обязанностей научить своих детей радостной ответственности знать и исполнять Десять Заповедей.
Неужели я, вместе с бесчисленным множеством других родителей-христиан и пастырей, совершаю ошибку?
В своей новой книге, Irresistible: Reclaiming the New that Jesus Unleashed for the World (Неоспоримо: возвращаясь к тому новому, что Иисус дал миру), Энди Стенли утверждает: “Десять заповедей не имеют над вами власти. Никакой. Для ясности: не соблюдай Десять Заповедей”.
Майк Крюгер решительно (и милостиво) оспаривает это смелое утверждение.
Ни у кого не вызовет удивления, особенно учитывая мою новую книгу, что когда заходит речь о роли Десяти Заповедей в частности и Ветхого Завета в более широком смысле, что я полностью согласен с Крюгером и категорически не согласен со Стэнли.
Против всей истории Церкви
Церковь исторически поставила Десять Заповедей в центр своего служения ученичества, особенно для детей и новообращённых.
Веками катехизическое обучение основывалось на трёх вещах: апостольский Символ Веры, Молитва Господня (Отче Наш) и Десять Заповедей.
Другими словами, практически на протяжении всей истории Церкви, когда людей спрашивали: “Как вы развиваете ученичество? Как вы учите своих детей Библии? Что должны знать новообращённые христиане о христианстве?”, их ответ всегда включал Десять Заповедей.
Например, в Хайдельбергском Катехизисе, 11 из 52 Дней Господних сфокусированы на Десяти Заповедях. То же самое верно и в случае 42 вопросов из 107 в Вестминстерском Коротком Катехизисе, большей половине Лютеранского Большого Катехизиса и 120 из 750 страниц Катехизиса Католической Церкви. При всех различиях традиций, всегда существовал исторический акцент на Десяти Заповедях.
Уникальное место в Ветхом Завете
Десять Заповедей — это не просто часть Завета Моисея; они занимают уникальную и центральную роль в законе, данном на Синае. Мы видим это прямо из пролога 20-й главы книги Исход. Господь больше не говорит Моисею спуститься и передать послание народу.
Так Господь действовал в 19-й главе, но в следующей главе Бог говорит “все слова сии” напрямую Израильтянам. Вот почему в конце Десяти Заповедей народ взывает к Моисею со словами: “Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть” (Исх. 20:19).
Они были слишком напуганы тем, что Бог общался с ними без посредника, что говорит о потрясающем проявлении Божьей силы в 19-й и 20-й главах и подчёркивает важность Декалога.
Более того, язык второго стиха является преднамеренным напоминанием Божьего призыва к Аврааму. Посмотрите на схожесть:
“Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского” (Быт. 15:7)
“Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской” (Исх. 20:2)
В эти эпохальные моменты искупительной истории — вначале с Авраамом, а теперь с Моисеем и народом Израиля у подножия горы Синай — Бог говорит, по сути: “Я Господь, который вывел тебя из чужой страны, чтобы быть твоим Богом и дать тебе это особое Слово”.
Некоторые люди, включая многих исследователей Ветхого Завета, сказали бы: “Хорошо, послушайте, есть разные виды заповедей. Десять заповедей — это краткие заповеди, и они сыграли важную роль в истории Церкви, но они являются всего лишь введением в Закон Моисея. В Пятикнижии есть сотни заповедей, и нигде в Библии не сказано, что эти десять единственные в своём роде”.
Хотя Библия действительно не говорит напечатать Десять Заповедей жирным шрифтом, мы не должны недооценивать их особую роль в древнем Израиле. Они пришли от Бога, когда Он говорил с народом лицом к лицу (Втор. 5:1-5), и они пришли с горы Синай из среды огня, облака и мрака громогласно (Втор. 5:22–27). 20-я глава книги Исход знаменует собой буквальный и духовный пик в жизни Израиля. Неудивительно, что скрижали, наряду с манной и жезлом Аарона, были помещены в ковчег завета (Евр. 9:4).
После 20-й главы книги Исход в Ветхом Завете ещё будет много других заповедей. Но эти первые десять являются основой для остальных. Десять заповедей — это как конституция для Израиля, а то, что следует за ними, — нормативные акты. Дарование закона резко изменяется с переходом от 20-й к 21-22 главам.
Десять Заповедей — это ясные, конкретные, абсолютные стандарты того, что хорошо и что плохо. Когда мы доходим до главы 21, мы переходим к приложению. Вы можете заметить характерный язык в начале каждого абзаца глав 21 и 22: слова наподобие “когда”, “кто” и “если”.
Это прецедентное право для реализации конституционных положений, записанных на камне на горе Синай.
Другими словами, с самого начала официального существования Израиля как нации, Десять Заповедей занимали особое место в установлении правил их совместной жизни.
Часть того нового, что Иисус открыл миру
Вопреки приведённому выше утверждению Энди Стенли, Десять заповедей — это не просто важная часть Ветхого Завета, они также являются центром этической части Нового Завета.
Вспомните, например, Марка 10:17. Богатый юноша приходит к Иисусу и спрашивает: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Иисус говорит ему: “Ты знаешь заповеди”. Затем Он перечисляет заповеди со второй скрижали, говорящие об отношении к нашим ближним: “не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать”.
Этим Иисус, конечно, не указывает на путь получения вечной жизни. Мы знаем из продолжения этой истории, что Иисус обрекает этого молодого человека на провал, потому что тот очевидным образом не соблюдал заповедь, пропущенную Иисусом, — “не пожелай” (Мк. 10:20-22).
Но примечательно, что когда Иисусу было необходимо кратко изложить наши обязанности по отношению к ближнему, Он прямо переходит к Десяти Заповедям.
Нечто подобное мы видим в Рим. 13. Когда апостол Павел хочет резюмировать то, что значит быть христианином, живущим в послушании Богу, он обращается к Десяти Заповедям:
“Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.” (Рим. 13:8-9)
Павел, как и Иисус, говорит, что Десять Заповедей — это способ, которым Божьи люди могут любить друг друга. Когда мы любим, мы исполняем заповеди, а когда мы исполняем заповеди, мы исполняем закон любви.
Павел делает нечто подобное в 1-й главе 1-го Послания к Тимофею. После утверждения, что закон благ, если им пользоваться законно (1 Тим.
1:8), Павел продолжает в 9-10 стихах вспоминать вторую скрижаль закона, ссылаясь на нечестивых “оскорбителей отца и матери” (нарушение 5-й заповеди), “человекоубийц” (нарушение 6-й заповеди), сексуальную аморальность и мужчин, практикующих гомосексуализм (нарушение 7-й заповеди), “человекохищников” (нарушение 8-й заповеди), лжецов (нарушение 9-й заповеди). И снова, когда Павелу необходимо понятным образом обобщить этические инструкции для Божьего народа, Он возвращается к Десяти Заповедям.
Согласно еврейской традиции, в Пятикнижии содержится 613 заповедей. Все они имеют значение, потому что они учат нас чему-то о любви к Богу и ближнему.
Но эти 613 заповедей можно резюмировать Десятью Заповедями, которые, в свою очередь, можно свести к двум: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим” и “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (см. Мф.
22:37-40). Несомненно, Иисус преображает Десять Заповедей, но Он никогда не собирался их отменять (Мф. 5:17).
Десять Заповедей были центральными для Божьего народа в Ветхом Завете, центральными для Божьего народа в Новом Завете, центральными для Божьего народа на протяжении всей истории Церкви, и они должны быть центральными для нас.
Автор — Кевин ДеЯнг / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 29.04 (Украина). Спасибо!
Источник: http://ieshua.org/imeyut-li-desyat-zapovedej-vlast-nad-veruyushhimi-novogo-zaveta.htm
10 заповедей Моисея для белорусских иудеев в День дарования Торы
Иудеи Беларуси начинают сегодня вечером отмечают день дарования Торы – праздник Шавуот, сообщили агентству «Интерфакс-Запад» во вторник в еврейской общине Минска.
«Шавуот является одним из почитаемых и значимых праздников в иудейской религии и длится 2 дня. Он посвящен дню, когда всевышний явил себя народу Израиля, чтобы вручить ему Тору – священное религиозное иудейское писание», – пояснили собеседники агентства.
В дни Шавуота в синагогах республики будут совершены религиозные обряды, во время которых особое внимание будет уделено молитвенному прочтению глав Торы, рассказали в общине.
В день дарования Торы, который традиционно отмечается через семь недель после первого дня пасхи, заканчивается ряд религиозных праздников, связанных с формированием древнего народа Израиля.
10 заповедей Моисея
Согласно традиции, в этот день Бог открыл Себя всему Израилю и дал людям десять заповедей, записанных Моисеем на скрижалях, а также остальные законы Торы.
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Паломничество в Иерусалим
На Шавуот многие религиозные белорусские евреи совершают паломничество в Иерусалим. «Они придерживают древней традиции и ездят помолиться в Иерусалимский храм», – рассказали священнослужители.
По их словам, в древности в Шавуот земледельцы со всех концов Израиля под пение и танцы несли приношения в иерусалимский храм. Сейчас во время празднования Шавуота принято украшать дом и синагогу зеленью, цветами и бумажными аппликациями.
«В средние века в еврейских общинах Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и угощать их медом со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы «вкус Торы был сладок в их устах», – рассказали в общине.
В первый день Шавуота, который в этом году приходится на 4 июня, перед мясной трапезой принято устраивать трапезу молочную. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания.
Анна Нефедова
Источник: https://interfax.by/news/belarus/1158103/