Какая религия у монголов

Культура Монголии

Самобытная культура Монголии соединила в себе традиции кочевого образа жизни, нравы тибетского буддизма, черты русских и китайских нравов. Несмотря на стремительную урбанизацию, некоторые жители и по сей день живут, согласно некоторым старым традициям.

Страна, за всю свою историю пережила многое, не раз становилась захватчицей, не раз примеряла роль «жертвы», удивительно, но культура Монголии смогла отразить все это. Обычаи и традиции местных жителей, отражают в себе черты традиционной Европы и загадочной Азии.

Многочисленные монастыри и храмы, в начале прошлого века, подверглись жесткому запрету. Уникальные архитектурные здания на протяжении десятилетий, находились на грани полного исчезновения. Лишь в конце 80-х гг., правительство страны осознало значимость религиозных достопримечательностей по достоинству, осознало их значимость в мировой культуре и истории.

Религия Монголии

Жизнь и устои людей, сильно подвержены влиянию вероисповедания, религия Монголии Тибетский буддизм. Здесь большое влияние, оказала география Монголии, вернее, тесная связь с Китаем. В каждом уголке дома, можно найти, священные для монголов алтари с изображением Будды. Религиозные многовековые предрассудки не просто правила для людей, это их непосредственный образ жизни.

Экономика Монголии

Основная экономика Монголии сконцентрирована на сельском хозяйстве, плодородные земли обеспечивают неплохой доход. Соседние государства Россия и КНР, главные торговые партнеры Монголии. Экономическая стабильность, во многом зависит от политических отношений этих стран.

Наука Монголии

Современная наука Монголии, во многом обязана своим прорывом СССР. Именно во времена вхождения в состав Советского союза, Монголия приняла кардинальные изменения в сфере образования.

Древняя монгольская письменность была заменена на кириллицу с добавлением дополнительных букв. В стране действует программа обязательного бесплатного образования, что позволило искоренить безграмотность среди кочевых жителей.

Основная часть крупных университетов находится в Улан-Баторе.

Искусство Монголии

Уникальное искусство Монголии, начало развиваться еще во времена Железного века. Одними из ранних примеров являются наскальные рисунки в виде животных на бронзовых и медных оружиях. Самобытная культура страны тесно связана с монгольской литературой. Главные литературно-исторические памятники переведены с тибетского языка, самый известный из них – «Сокровенное сказание монголов».

Кухня Монголии

Как и в другой стране, где предки были кочевниками, кухня Монголии основана на молочных и мясных блюдах. Большинство блюд состоят из мяса баранины и верблюда. С конца прошлого века, традиционная кухня, претерпела некоторые изменения, благодаря современным технологиям, многим стали доступны некогда редкие овощи и фрукты.

Обычаи и традиции Монголии

Многие обычаи и традиции Монголии сформировались на правилах и канонах Тибетского буддизма. Ряд запретов и суеверий, по сути, отголоски древних шаманских и буддистских обрядов.

Например, копать землю у монголов, считается крайне опасным делом, которое может навлечь за собой несчастья.

Предрассудки, часто встречаются и в быту, поэтому по приезду сюда, желательно ознакомится с самыми известными из них: нельзя доставать мясо ножом, нельзя ранить землю острыми предметами и т.д.

Спорт Монголии

Основной спорт Монголии – это вольная борьба, бокс, дзюдо, стрельба и т.д. Страна принимает активное участие на Олимпийских соревнованиях, к тому же достигла не малых результатов, по числу побед, Монголия не уступает другим высокоразвитым государствам.

Источник: https://travel247.ru/country/asia/mongolia/671-kultura-mongolii

Какая религия в Монголии — колыбели Дальнего Востока

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня мы поговорим о Монголии. Эта страна, о которой большинство наших соотечественников знают непростительно мало, является одной из колыбелей цивилизации на Дальнем Востоке. И хотя сегодня большая часть территории государства пустынна, а значительная часть населения занимается скотоводством и ведет полукочевой образ жизни, в исторически-культурном плане это, на наш взгляд, один из наиболее интересных регионов мира.

Ниже мы расскажем о том, какая религия в Монголии сегодня исповедуется большинством населения и в чем ее особенности.

От шаманизма к буддизму
Три волны буддизма в Монголии
Упадок и возрождение буддизма в Монголии
Особенности монгольского буддизма
Культ ламаизма в Монголии
Заключение

Традиционно страна считается буддийским регионом. Это направление преобладает на всей территории Монголии в целом. Но если брать, например, северные районы (аймаки) – Хувсгел, Булган, Сэлэнге – то здесь до сих пор сильны традиционные верования.

От шаманизма к буддизму

В стране можно встретить представителей многих мировых религий, но большая часть населения – буддисты. Правда, это течение имеет свои национальные особенности, потому что сформировалось под влиянием древнейшей религии региона – шаманизма.

Вообще это самая ранняя религиозная форма, которая в том или ином виде присутствовала в культуре почти всех древних народов и опиралась на собственную (уникальную для каждого этноса или географического региона) систему мифов.

На территории современной Монголии шаманская проторелигия сформировалась еще в эпоху неолита. В основе ее лежал тотемизм – вера в родство рода, племени или отдельного индивида с животными, растениями, природными явлениями. Позже большое религиозное значение получил культ предков и представления о взаимодействии мира живых и мира мертвых.

Основные религии Монголии:

  • Буддизм – 53%;
  • Ислам – 3,2%;
  • Шаманизм – 3%;
  • Христианство – 2,5%;
  • Иудаизм – 0,5%;
  • Другие религии (мунизм, бон) – 0,3%;
  • Атеизм – 37,5%.

Представители небуддийских религий в основном проживают компактными группами. Например, христиане – в Улан-Баторе (где насчитывается около 200 церквей и храмов), а мусульмане – в Западной Монголии (аймаки Баян-Улгий и Ховд).

Три волны буддизма в Монголии

Как религия буддизм начал проникать на территорию Монголии еще во II веке до нашей эры – из Индии вместе с элементами согдийской культуры. Но соперничать с шаманизмом по полярности он, конечно, не мог, хотя свой определенный след все же оставил.

В XIII веке – во времена Чингисхана – на современную территорию страны пришла вторая волна – на этот раз из Тибета. Это был так называемый ламаизм – комплекс религиозных учений, основанный на традициях Махаяны с элементами Ваджраяны, с особенными методиками медитации и тантрическими практиками.

В существовавшей в ту пору монгольской Империи Юань, основанной внуком Чингисхана – Хубилаем, ламаизм стал основной религией. Для перевода религиозных первоисточников (в основном древнеиндийского происхождения) была даже разработана первая общемонгольская письменность – квадратное письмо.

Однако с падением Империи Юань – в середине XIV века – ламаистическая философия в Монголии, как и квадратное письмо, потеряла популярность. Закончилась вторая волна.

Интересно, что потомкам Чингисхана, активно занимавшимся покорением соседних территорий, удалось на некоторое время сделать ламаизм основной религией всего региона – вплоть до территории Ирана, где буддизм в течение нескольких десятилетий был государственной религией.

В третий раз буддизм пришел на монгольскую землю в XVI веке – сначала в форме религии для избранных, но после объединения тибетских земель и образования тибето-монгольской цивилизации (к концу столетия) ламаизм становится общенациональной религией, фактически единой для региона.

Упадок и возрождение буддизма в Монголии

Вплоть до конца XVIII века буддизм, признанный государственным религиозным направлением, активно распространялся по территории страны, впитав в себя часть древнемонгольских верований. И к началу прошлого века на территории Монголии насчитывалось около 750 монастырей, а почти треть мужского населения страны была монахами.

После Народной революции и перехода Монголии на социалистические рельсы большинство объектов религиозного культа было разрушено, а оставшиеся – закрыты. Но с середины прошлого века начался постепенный возврат буддизма в массы, а несколько десятилетий назад – его активное возрождение.

В рамках возврата к древней национальной религии в Монголию даже был приглашен Богдо-гэгэн IX – буддийский ученый и тибетский лама, ставший на время до своей смерти (в 2012 году) главой местных буддистов.

В наше время количество ламаистских храмов в Монголии приближается к 200, а общее число лам (аналогов гуру в традиционном буддизме) – к 5 000. Эта официальная религия признана государственными органами и получила распространение за территорией страны:

  • Северный Китай;
  • Восточный Казахстан;
  • Алтай;
  • Бурятия;
  • Тыва.

Несмотря на территориальную удаленность региона, ламаизм монгольского толка (традиции Гелуг) распространен и в Калмыкии, куда он попал вместе с западномонгольскими племенами – ойратами, отколовшимися от некогда могучей Монгольской Империи.

Особенности монгольского буддизма

Хотя ламаизм сформировался в основном на основе тибетского направления, он имеет от него ряд отличий. Как уже говорилось выше, они связаны с влиянием местных шаманских традиций. Но кроме того на ламаизм существенно влияние оказал бон, бытовавший на территории Древнего Тибета, и шиваизм, проникший из Индии.

Основными понятиями монгольского направления (как и традиционного буддизма) является сансара и нирвана. Первое – это наш реальный мир, второе – некоторое блаженное небытие, существующее за границами сознания большинства смертных.

Таково устройство не только нашего мира, но и мириадов других, существующих параллельно. Понятие множественных вселенных несвойственно для традиционного буддизма и является одной из характерных особенностей именно ламаизма. Поэтому Будда в этом течении и является столь великим — много выше, чем простые боги и другие сверхъестественные существа. Он может своим сознанием следить за всем множеством существующих миров.

Еще одно важное отличие монгольского направления – в характеристике богов, которые антропоморфны, материальны и несовершенны. Между ними выстроены строгие иерархические отношения. Верховным богом-творцом является Адибудда, далее следуют его многочисленные воплощения, начиная с Шакьямуни. Все многочисленные божества ламаистического пантеона – проявления великого Адибудды.

Важной частью монгольского буддизма является именно сансара – наш материальный «земной» мир и череда перерождений, которая ждет каждого – колесо сансары. В новой жизни праведники могут стать полубогами или богами, а грешники наоборот – животными, неодушевленными вещами или демонами.

Интересно, что хотя ламаизм не отрицает понятие нирваны, но делает его абстрактным и трудно достижимым. Для того чтобы полностью избавиться от переживаний, связанных как со страданием, так и с наслаждением, недостаточно просто умереть праведником, нужно пережить как минимум 64 перерождения.

Культ ламаизма в Монголии

Традиционный буддизм – достаточно простая и аскетичная религия, практически не предполагающая пышного религиозного культа. Ламаизм в этом плане – противоположность классическому «первоисточнику». Многочисленные традиции и обряды здесь связаны с различными природными явлениями и календарными событиями.

Кроме того, многие монгольские религиозные праздники переплетаются с теми древними верованиями и мифами, которые преобладают в конкретном регионе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отмечать каждый день масленичной недели

Важной составляющей культа являются молитвы и песнопения – мантры, которые верующие повторяют многократно, словно заклинание, стараясь добиться определенных интонаций. Например, ярким примером хвалебной молитвы является знаменитое «Ом Мане Падме Хум» – песнь, прославляющая Будду.

Обычно порядок прочтения молитв и ситуации, в которых их следует применять, строго регламентированы. То же касается и богослужений, частью которых является обязательное жертвоприношение – риса и специально выпеченных хлебов. Вообще наличие строгой иерархии во всем – от мироустройства до титулов и званий церковнослужителей – характерно для ламаизма.

Заключение

Хотя в целом монгольский буддизм схож с традиционным, он имеет немало отличий, во многом сформировавшихся под влиянием исторических событий и особенностей жизненного уклада в регионе. Так, например, важное место в ламаизме заняло колесо сансары (возможность перерождения в другое – высшее существо), которое стало стимулом к праведной жизни для угнетенного и нищего населения.

Друзья, если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

До новый встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/strany/religiya-v-mongolii

Халха (халха-монголы) — основной народ Монголии

Халха — это основной этнос, составляющий народ монголов. Они возникли на основе ряда племен, разговаривают на монгольском и имеют родственные связи с такими племенами, как хотогойты, сартулы и дариганга.

Численность

Численность халха довольно велика. Их более 2 миллионов человек, причем основная часть сосредоточена в Монголии. В России и Китае живут около 6 тысяч халха в общей сложности.

Язык

Монгольский язык именно так и называется — халха-монгольский. Он имеет статус государственного в Монголии, а в общей сложности количество носителей превышает 2 миллиона человек. Несмотря на то, что этот язык является родным для халха, с ним знакомы буряты, калмыки, западные монголы (ойраты) и даже жители Афганистана.

История

По версии историков, халха появились в результате регулярных междоусобиц, которые происходили в 14–15 веках в Монголии. Есть множество противников версии о племенном образовании халха. Они считают, что халха-монголы являются сборным образованием.

Объединившиеся степные и лесные племена включали хотогойцев, дариганцев и других. Причем у халха-монголов в предках есть и тунгусы, и сартулы, и другие представители немонгольских племен.

Поэтому халха — народ, поглотивший другие племена и преимущественно обитавший в районе Центральной Монголии.

Название

Халха — самоназвание современных монголов. Исследователи предполагают, что этноним установился во времена регулярных набегов монголов на Китай. Лагеря, которые разбивали монгольские воины, назывались халхаминь, что переводится как «заслон». Есть также версия, связанная с названием реки Халха.

Религия

Халха в большинстве являются тибетскими буддистами. В Монголию он пришел еще в 13 веке, получив распространение благодаря Угэдэй-хану, который пригласил Кунг Гьялцена в Монголию для наставничества. Хан Хубилай приглашал другого наставника — Пагбу-ламу.

Оба наставника были представителями школы Сакья, которые работали над системой переводов буддийских трудов. Так создавалась монгольская письменность. Не только Хубилай, но и наследники Чингисхана принимали тибетский буддизм.

В 14 веке его влияние стало ослабевать, но уже в 16 сюда приходят далай-ламы, которые с поддержкой западных ханов начинают активную пропаганду буддизма. Утверждается гилуг — традиция, в рамках которой ученики получают образование в монастырях. В ней сочетаются традиции школ Кагью и Сакья.

Религия сильно повлияла на образ жизни монголов, изменив архитектурный облик храмов, развив науку и внедрив тибетский язык. Стало появляться все больше монахов, соблюдающих тибетские традиции. Появилась специальная одежда для лам, которую в Монголии носили ученики при монастырях.

Наряду с буддизмом у халха была распространено несторианское христианство. Оно тоже распространилось в 13 веке и пользовалось большим расположением хана Мунке. Новая волна христианства пришла в 18 веке, когда наблюдался значительный рост авторитета Российской империи.

Позднее на смену православным миссионерам в Монголию приходят протестантские и католические. Впрочем, православная церковь не утратила своего влияния у халха по сей день. Народная революция привела к снижению влияния христианства, но лишь на короткий промежуток времени.

Сейчас помимо буддистов и христиан в Монголии есть мусульмане. Большинство из них являются казахами.

Традиции

Традиции халха тесно связаны с религией, в том числе шаманизмом. Нагляднее всего традиции проявляют себя в боязни перед бедами. Монголы с давних времен стараются давать детям такие имена, как «Безымянный» или «Не этот». Они считали это необходимостью для защиты детей от злых сил.

Иногда боязнь доходила до перемены гендерной ориентации в одежде — мальчика могли одевать как девочку. Прослеживалось явное влияние анимизма, детей натирали сажей, что было необходимо для введения злых духов в заблуждение, когда родители выходили из юрты с ребенком ночью. Дух, по их представлениям, должен был принять ребенка за кролика. Для задабривания духов оставляли рис и конфеты.

Обычно халха-монголы поступают так перед большим путешествием. В редких случаях дары приносят для защиты от невзгод или для хорошей погоды. Очень большое внимание халха уделяют волосам. Существует даже традиция первой стрижки, которую проводят в 3–5 лет. В традициях халха есть множество игр. Самыми любимыми являются шахматы, шашки.

Они похожи на европейские, а еще халха любят играть в домино. Игра в карты непопулярна, хотя еще сохранилось муушиг, халха очень любят головоломки.

В традициях халха ярко прослеживается любовь к родине, родному краю, родственникам. Самым важным животным для всех монголов являются лошади, поэтому их образы можно видеть всюду. Также монголы считаются гостеприимными людьми.

Характер

Халха, как и другие монголы, от природы очень любопытны. Так как многие являются приверженцами учения Будды, который велел быть преданным доброте, халха стараются быть добры к каждому, но при этом оставаться независимыми. Они очень легко относятся к жизни и не воспринимают всерьез такое явление, как смерть. Для них важны наблюдательность и способность относиться ко всему с юмором.

Культура

Особняком в монгольской культуре стоят литература и историография. Одним из старейших литературных памятников считается «Тайная история монголов», в которой записаны отрывки различных поэтических произведений, насчитывающих не одну сотню лет. Халха научились переводить тексты буддийских работ благодаря представителям тибетских школ. Они занимались также переводом индийских текстов.

Велика роль изобразительного искусства, как занятия, способствующего воодушевлению. Популярным видом творчества стала танка, напоминающая привычные европейцу аппликации. На них мог быть изображен Будда или природные пейзажи. Часто танка представляла собой абстрактную картину. Из скульптур наибольшее распространение получили бронзовые. Ярким доказательством можно считать бурханы, изображающие буддийские божества.

Первой монументальной скульптурой стал памятник Сухэ-Батору. Живопись развивалась у халха активно, поэтому уже в 19 веке к ней пробудился большой интерес даже заграницей. Одними из самых интересных видов живописи стали картинки загал, представляющие собой миниатюры. Модернизм в монгольской живописи появился относительно недавно. Активное его развитие наблюдается с 1990 года. Театр развивался в религиозной плоскости.

Сценки, которые ставили в 18 веке, рассказывали об отшельниках, живущих в Тибете. Самой старой пьесой остается «Лунная кукушка». Точная дата ее постановки неизвестна.

Самой удивительной, по мнению многих искусствоведов, особенностью монгольской культуры является музыка. Она имеет старые традиции, которым насчитываются сотни лет. Горловое пение в совокупности с игрой на моринхуре (двухструнный инструмент, напоминающий виолончель) завораживает многих зрителей. Сейчас в Монголии распространяется влияние европейской музыки, в том числе поп-жанра.

Одежда

Халха по-прежнему носят платье, которое было популярно в Монгольской империи. Эта одежда прекрасно подходит для жизни в степи. В ней легко защититься от ветров и заниматься повседневной деятельностью. Повседневной праздничной одеждой является дэли — кафтан, который может быть оформлен по-разному, все будет зависеть от ситуации. Типичный дэли представляет собой костюм с длинными рукавами и широкими полами. Такой халат подпоясывают широким кушаком.

Дэли распространен у лам, носят его мужчины и женщины, для защиты ног используются также брюки или юбки. Мужчины часто носят косы, иногда даже разделяя их на две косы. Такая манера свойственна и женщинам. Замужние или женщины, обладающие высоким статусом, могли носить головной убор. Косы у молодых людей встречаются довольно редко, женщины же их считают вполне нормальным элементом прически.
Существует много различных этнических групп среди халха.

Их одежда может отличаться по орнаменту и отделке.

Еда

Основу рациона халха составляют молочные продукты и мясо. Наиболее распространенным видом мяса остается баранина, при этом в южных районах люди едят верблюжатину, а на севере встречаются блюда из говядины. Редким деликатесом на столе халха является мясо яка.

  • Практически все молочные блюда изготавливаются из айрага — молока кобылы;
  • Халха пьют практически любое молоко, например, верблюда или яка. Им необходима жирная пища, чтобы иметь большой запас калорий;
  • Из сладостей распространен борцог — печенье, имеющее характерный приторный вкус.

Жилище

Многие халха до сих пор живут в юртах — традиционном жилище их народа. Само название происходит от слова «народ». Существуют разные типы юрт, некоторые предназначены специально для свадебных тождеств, другие же служат обычным домом. Пространство юрты разделяется на мужское и женское. В центре юрты располагается очаг, возле которого собирается все семейство. Важного гостя посадят на наиболее почетное место, которое будет занимать в остальное время только глава семьи.

  1. Главным преимуществом юрты для любого кочевника является возможность быстрой сборки и развертывания на местности.
  2. Юрту легко сложить за счет конструкции, в холодное время она спасает от морозов благодаря войлочному покрытию. Войлок в своем составе содержит шерсть (как правило, овечью).
  3. Раньше вместо дверей использовали навесы, теперь есть типичная входная дверь, хотя от навесов не отказались.
  4. В юрте нет окон, но предусмотрено специальное отверстие сверху, через которое выводят дымоход. Дверь открывают нараспашку.
  5. Количество вещей и предметов интерьера зависит от зажиточности хозяев.
  6. В основе конструкции юрты находятся жерди и канаты — специальные стенки, выполненные в виде решеток. Такие стенки легко складываются и раскладываются. В центре куполообразной крыши устанавливается круг, который называют тюндюк.

Сооружение покрывается кошмой. Отверстие остается открытым нерегулярно. Ночью его закрывают, чтобы сохранять температуру в юрте. Для этого используется аркан, который можно легко потянуть.

Вещи хранят обычно в сундуках, на полах устилают ковры, реже шкуры. Царские юрты отличались большими размерами, напоминали большие шатры. Ханы в них восседали на торах, похожих на троны.

Источник: https://travelask.ru/articles/halha-halha-mongoly-osnovnoy-narod-mongolii

МОНГОЛИЯ

статьи

МОНГОЛИЯ (с 1924 по 1992 – Монгольская Народная Республика), государство в Восточной Азии. На востоке, юге и западе граничит с Китаем, на севере – с Россией. Некогда именовавшаяся Внешней Монголией, страна занимает примерно половину обширной исторической области, которая носила когда-то название Монголия. Эта область является родиной монгольских народов, создавших здесь в 13 в.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно пишется слово Воистину воскрес

мощную империю. С конца 17 в. по начало 20 в. Монголия находилась в вассальной зависимости от Цинского Китая. В 20 в. Монголия стала объектом соперничества между Китаем и Советским Союзом. В июле 1921 в Монголии произошла народная революция и страна была провозглашена конституционной монархией.

Часть исторической Монголии, называемая Внутренней Монголией, в настоящее время автономный район Китайской Народной Республики.

См. также ниже раздел ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ.

Рельеф местности

Монголия имеет площадь 1566,5 тыс. кв. км и в основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900–1500 м над у.м. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них – Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.

Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке – горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии – массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.

На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины – плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая.

По ландшафтным признакам Гоби – пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету – монголы выделяют особо Желтую, Красную и Черную Гоби.

Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.

Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них – верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны – Селенга (в границах Монголии – 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др. Самая полноводная – Селенга.

Она берет начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков – Орхон, Хануй-гол, Чулутын-гол, Дэлгэр-мурэн и др. Скорость ее течения – от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду ее быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют темно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда – от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой).

Средняя глубина при самом низком уровне воды – не ниже 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течет по территории Бурятии и впадает в Байкал.

Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озер.

В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озер и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоемов. Нынешние озера – то, что от них осталось.

Самые крупные из них находятся в котловине Больших озер на северо-западе страны – Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур.

В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.

Климат

В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В столице, городе Улан-Баторе, расположенном примерно посередине между горными массивами северо-запада и пустынной засушливой зоной юго-востока страны, температура в январе составляет в среднем –23° С, а в июле +17° С. Если на северо-западе ежегодно выпадает 250–510 мм осадков, то в Улан-Баторе – лишь 230–250 мм, еще меньше осадков выпадает в пустынной области Гоби.

Растительный мир

Естественная растительность Монголии соответствует местным климатическим условиям. Горы в северо-западной части страны покрыты лесами из лиственницы, сосны, кедра, различных листопадных пород деревьев. В широких межгорных котловинах располагаются великолепные пастбища. Речные долины имеют плодородную почву, сами реки изобилуют рыбой.

По мере продвижения на юго-восток, с уменьшением высоты, плотность растительного покрова постепенно уменьшается и доходит до уровня пустынной области Гоби, где лишь весной и в начале лета появляются некоторые виды трав и кустарника. Растительность севера и северо-востока Монголии несравненно богаче, поскольку на эти районы с более высокими горами приходится большее количество атмосферных осадков. В целом состав флоры и фауны Монголии весьма разнообразен.

Природа Монголии красива и разнообразна. В направлении с севера на юг здесь последовательно сменяются шесть природных поясов и зон. Высокогорный пояс расположен к северу и западу от озера Хубсугул, на хребтах Хэнтэй и Хангай, в горах Монгольского Алтая. Горно-таежный пояс проходит там же, ниже альпийских лугов. Зона горных степей и леса в Хангайско-Хэнтэйском горном районе наиболее благоприятна для жизни человека и наиболее освоена в плане развития земледелия.

Самая большая по размерам – зона степей с ее разнообразием трав и диких злаков, наиболее пригодная для занятий скотоводством. В поймах рек нередки заливные луга.

Животный мир каждой зоны специфичен: в альпийской зоне – горный баран, горный козел, хищник барс; в лесной – лось, марал, дикий олень, кабарга, рысь, росомаха, дикая кошка манул, бурый медведь; в горно-степной – волк, лисица, заяц, кабан; в степной – антилопа дзерен, сурок тарбаган и другие более мелкие грызуны, куропатки и иные промысловые птицы, хищные птицы. Полупустыни и пустыня намного беднее флорой и фауной, однако и здесь обитают крупные представители животного мира: дикий осел кулан, менее прихотливая чем дзерен антилопа джейран, гобийский медведь, лошадь Пржевальского, дикий верблюд.

Население

Более 90% населения страны составляют монголы (северные и западные) и слившиеся с ними немонгольские по происхождению группы, говорящие на монгольском языке. Северные монголы – это халха (халхасцы, халха-монголы), западные –ойраты (дэрбэты, захчины, олеты, тумэты, мянгаты, торгуты, хошуты).

Сюда же относятся буряты, баргуты (шинэ-барга) и дариганга, говорящие на языках монгольской группы. Немонголы по происхождению – прежде тюркоязычные хотоны, дархаты, урянхайцы и цаатаны, а также тунгусы – хамниганы. Все они на сегодняшний день образуют этнографические группы в составе монголов и практически утратили свой язык и национальную специфику.

Менее 10% населения составляют русские, китайцы и казахи, сохраняющие свой язык, национальную культуру и образ жизни.

По данным последней переписи 1989 в Монголии проживало 2 434 тыс. человек. На июль 2004 (по данным, опубликованным в Интернете) численность населения Монголии составляла 2751 тыс. Причину снижения численности можно усмотреть в нескольких факторах: переселение большого числа казахов из Монголии в Республику Казахстан, снижение рождаемости (21,44 на 1000 жителей) в настоящее время, высокая смертность(7,1 на 1000 жителей), особенно среди новорожденных детей (55,45 на 1000 новорожденных).

Монголия – малонаселенная страна с многовековыми традициями кочевничества. Ускоренной урбанизации в послевоенный период способствовали общее увеличение численности населения и развитие промышленности. К началу 1990-х годов 3/5 населения страны стали горожанами. Число жителей Улан-Батора (прежнее название Урга) – столицы и единственного крупного города Монголии – увеличилось с 70 тыс. в 1950 до 550 тыс. человек в 1990.

В Дархане, крупном промышленном центре, построенном в 1960-е годы к северу от Улан-Батора, в 1990 проживали 80 тыс. человек. К числу других важных городов страны относятся расположенный севернее Улан-Батора, возле границы с Россией торгово-транспортный центр Сухэ-Батор, город-новостройка Эрдэнэт, выросший вокруг горно-обогатительного медно-молибденового комбината, Чойбалсан на востоке, Улясутай и Кобдо на западе Монголии. См.

также МОНГОЛЫ.

Государственное устройство

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/MONGOLIYA.html

Познайте свою Монголию

Как говорят на сайте любителей этого места, Монголия, — не просто другая страна, а другой век и планета. Монголия, — некогда крупнейшая империя в истории человечества. «Боже упаси нас от монголов.

Они бесчеловечны и звероподобны, всегда жаждут крови, которой и упиваются Они отличаются большей свирепостью, нежели львы или медведи», — дрожали европейцы в 13 веке.

Очевидно, что к 20-му веку основные характерные черты монголов преобразились с точностью до наоборот, и современный европейский пилигрим найдет здесь несравнимое радушие и гостеприимство.

Джавахарлал Неру (государственный и политический деятель Индии, 1889 — 1964) называл монголов самой выдающейся отдельно взятой нацией в мировой истории. Величайшая в истории Монгольская империя растянулась на территорию в миллионы километров — от Вьетнама до Венгрии.

Нации преклонили колени перед их превосходством: политические, социальные, религиозные и торговые достижения монголов помогли создать мир, в котором мы живем сегодня. И, благодаря генетическим исследованиям, доказано, что один из двух сотен живущих ныне мужчин связан с величайшим лидером монголов.

Но, несмотря на все это, монгольский народ живет с постоянной тревогой, что их культура, религия и традиции скоро могут быть забыты и утеряны.

Монгольское имя

После революции 1921 г. в Монголии были запрещены фамилии как пережитки феодализма. Имена состояли из двух частей: первым писалось отчество, затем — собственно личное имя. В 2000 г. гражданам Монголии было разрешено брать фамилии наряду с отчествами.

Экономика

Преимущества: медь и кашемир. Большие неиспользованные запасы угля и нефти. Традиционное и эффективное сельское хозяйство.

Слабые стороны: суровые зимы с 1999 г. уничтожают поголовье скота. Развал инфраструктуры. Растущая бедность.

ВВП (2006): 5.781 млрд долларов

Экспорт: медь, продукты животноводства, пух козий, шерсть

Импорт: топливо, машинное оборудование, автомобили

Основные торговые партнеры: Китай, Россия, США, Япония

Справка

В Монголии на один квадратный километр приходится 1,8 человека. Официальный язык — монгольский, старшее поколение в городах говорит и понимает и по-русски. Более 85% населения говорит на монгольском. С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах.

Зачем ехать в Монголию?

Александр, менеджер среднего звена: Я поехал туда, чтобы развеяться. Хотел отсутствия цивилизации, красивой природы.

Николай, программист: Хочу почувствовать себя монголом.

Станислав, ди-джей: В первую очередь посмотреть памятники архитектуры, больше узнать о культуре, обычаях Ну и конечно с девчонками познакомиться.

Михаил, дизайнер: Если бы я поехал в Монголию, то на предмет «отвалите все, люди, я вас ненавижу». Ну, в творческий отпуск, скажем.

Наталья, менеджер среднего звена: Посмотреть, как живут люди в забытой всеми стране.

Михаил, программист: Конкретно от Монголии: хочу видеть горизонт. Мне жутко нравится видеть горизонт — настоящий, где земля соединяется с небом далеко-далеко. Здесь такое зрелище увидеть довольно сложно. И это как правило только в одной стороне.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как можно назвать Софию

А там, думаю, можно найти место где горизонт будет со всех сторон. Т.е. обернулся на 360 и нет никаких препятствий для глаза. Вот же здорово! Еще хочу провести ночь в степи. Не представляю, как можно спать, когда вокруг такие пространства — потому и интересно.

Ну и много другого интересного хотелось бы тоже

В материале была использована информация из Википедии.

Источник: https://altapress.ru/turizm/story/poznayte-svoyu-mongoliyu-37101

Кого не любят в толерантной Монголии

04.02.2004 00:00:00

В Конституции Монголии 1992 г. записано, что «государство уважает религию, а религия признает верховенство государства». Это положение стало основополагающим для развития отношений между государством и религией в стране. Специальный закон, детально регулирующий государственно-церковные отношения, был принят в 1993 г. и дополнен в 1995-м.

Религиозная политика страны

Формулировки первой редакции «Закона Монголии об отношениях с конфессиями и Церквами», принятого в 1993 г., имели довольно жесткий ограничивающий характер. Например, статья 3 гласила: «За исключением буддизма, ислама и шаманизма в Монголии запрещено пропагандировать иные религиозные учения или вести иную религиозную деятельность где-либо, кроме церкви или монастыря».

Статья 2 запрещала «проводить любую религиозную деятельность из-за рубежа», а «число прихожан и месторасположение монастырей должно контролироваться и регулироваться государством», было «запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства приезжать в Монголию с целью миссионерской деятельности, если только они не прибыли по приглашению религиозной организации и указали это целью поездки».

Ограничена деятельность всех религиозных движений, кроме буддизма, ислама и шаманизма — традиционных для Монголии вероисповеданий, хотя в тексте закона нет формулировки «традиционные верования». Государство в первую очередь оказывает помощь при восстановлении буддийских религиозных центров, имеющих культурно-историческое значение.

Если в начале 1990-х гг. государство в основном уделяло внимание возрождению буддизма в контексте национального возрождения и только училось строить отношения с церковными институтами, то с середины 90-х гг., когда «национальная» буддийская община окрепла и заняла доминирующее положение, государственные органы смягчили свое отношение к «нетрадиционным» религиям. Это нашло отражение в поправках и дополнениях к закону в 1995 г.

Буддийский ренессанс

Буддизм на протяжении нескольких веков оказывал огромное влияние на историю и культуру Монголии. В начале XX века в Монголии насчитывалось 583 монастырей и монастырских комплексов, 243 ламы-хубилгана (перевоплощений известных буддийских учителей и божеств).

Буддийскому духовенству принадлежало около 20% всех национальных богатств страны. В 1920 г. в стране насчитывалось 110 тыс. монахов, составлявших около трети мужского населения страны.

Монгольское государство представляло собой теократию во главе с Богдо-гегеном (Джэбцзун Дамба хутухтой).

Репрессии и гонения на духовенство в советский период монгольской истории превзошли по размаху и неоправданной жестокости антирелигиозные кампании в СССР. К 1937 г. в Монголии практически все монастыри обезлюдели, тысячи лам были убиты и сосланы. Такие же гонения и репрессии испытали на себе и последователи шаманских культов.

В 1989 г. вслед за СССР в Монголии тоже начались демократические преобразования. Заброшенные монастыри наполнились монахами и верующими. Тесные связи и контакты существуют между буддийской Церковью Монголии, Традиционной Сангхой России и Далай-ламой.

Огромную помощь в возрождении буддизма в Монголии сыграли тибетские ламы и периодические визиты Далай-ламы, которого в Монголии, несмотря на общую границу с Китаем и окрики Пекина, всегда встречают на высоком правительственном уровне.

При помощи неправительственного фонда произведены реставрация и строительство учебного факультета Идга Чойжчилинг при монастыре Гандан, действует цикл телевизионных передач «Открывая буддизм», открыта радиостанция «Дхарма» и организовано горячее питание для 200 послушников в монастыре Гандан, духовно и исторически связанного с известным тибетским монастырем Сэра.

За последние восемь лет в стране появилось более 160 буддийских дуганов (молитвенных домов) и монастырей. Подавляющее большинство буддийских общин составляют приверженцы тибетского буддизма традиционной для Монголии школы гелукпа.

Недавно появилось несколько корейских и японских буддийских миссий, последователей направления дзен-буддизма. Их прихожанами стали по большей части корейцы и японцы, живущие в Монголии.

Общая численность буддийского духовенства, лам и хувараков (послушников) насчитывает более 2,5 тыс. человек.

Правящая монгольская элита практически полностью состоит из людей, принадлежащих буддийской традиции. Свои буддийские предпочтения наиболее ярко проявляют премьер-министр Монголии Намбырын Энхбаяр и отчасти президент Нацагийн Багабанди. Премьер-министр в некоторых публичных выступлениях объясняет реалии политической и экономической жизни современного мира с буддийской точки зрения.

Ислам и шаманизм

Ислам исповедуют 4% населения страны. К ним относятся этнические казахи, большей частью исповедующие ислам суннитского толка. В основном они живут на западе страны. В июле 1992 г. образован ныне действующий Центр мусульман Монголии (Монголын ислам шашины тов), объединяющий мусульманские общины.

В районах компактного проживания казахов действуют 10 мечетей, в 1993 г. в аймаке Баян-Ульгий открыто медресе (духовное учебное заведение), в котором обучаются около 3 тыс. студентов с преподавателями из Турции.

Мусульманские общины Монголии периодически получают финансовую помощь от религиозных организаций Турции, Пакистана, ОАЭ.

Шаманизм не имеет специальных институтов. Судя по результатам социологических опросов, в современной Монголии сохраняется определенный религиозный синкретизм: участие как в буддийских, так и в шаманских обрядах. Шаманизм, так же, как и буддизм после периода гонений, испытывает небывалый подъем.

Возрождаются культы «хозяев местности», в церемониях общественных молебнов у местных святынь, проводящихся по инициативе местного населения, нередко участвуют и представители центральной и местной властей. Указ президента 1995 г.

«О поддержке инициативы поклонения и культа гор Богдо-Ул, Хан-Хэнтэй и Отгонтэнгэр» придал статус «общенациональной святыни» наиболее примечательным природно-историческим объектам.

Выросло число практикующих шаманов. Часть из них, как правило, представители старшего поколения, исполняли шаманские ритуалы в годы гонений тайком. Сейчас они получили возможность практиковать открыто.

Например, представители малочисленной народности цаатан, оленеводы тюркского происхождения, проживающие на северо-западе Монголии в районе озера Хубсугул, особенно гордятся своим 90-летним шаманом Сунды. Он стал своего рода местной туристической достопримечательностью.

По его словам, он не осмеливается исполнять многие сложные ритуалы, так как его настоящее шаманское облачение было конфисковано и сожжено.

Сам он не в состоянии восстановить сложный зашифрованный узор одеяния, а потому и не может передать свои секреты молодым шаманам. Интересно, что его сын в 1980-е гг.

во время учебы в Иркутске нашел среди экспонатов местного краеведческого музея шаманский костюм. Ему удалось сделать фотографии костюма и показать их отцу.

Шаман «прочел» рисунок облачения и сказал, что тот принадлежал очень сильному шаману, более сильному, чем он, а поэтому он и не осмелился бы повторить рисунок и узор платья великого предшественника.

Нетрадиционные религии Монголии

Христианская община Монголии немногочисленна. Она включает в себя представителей Русской Православной и Римско-Католической Церквей, некоторое число протестантских общин, лютеран, просвитериан, евангелистских сект, мормонов, свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня. Новый Завет был переведен на современный монгольский в 1990 г. Если в 1992 г. в Монголии было 12 христианских миссий, то в 1995-м официально их зарегистрировано уже 20.

Точное число монгольских христиан не установлено, хотя известно, что в столице Монголии Улан-Баторе последователями учения Христа называют себя около 24 тыс. человек, что составляет около 0,3% от общего числа жителей столицы. В 2002 г. воздвигнуты два католических храма. 29 августа 2003 г. в Монголии было объявлено об официальном учреждении католической епархии.

Западные корреспонденты с энтузиазмом сообщают о «подъеме христианства» в Монголии, однако мои личные наблюдения в период месячного пребывания в 2003 г. в Монголии не подтверждают столь оптимистичной картины. Я стала свидетелем картины, как в отдаленном аймаке супружеская пара американцев, преподавателей английского языка из «Корпуса мира», с энтузиазмом раздавала красочные буклеты о жизни Христа.

Местные жители с удовольствием разбирали брошюры и журналы. Хозяин дома, в котором мы остановились, объяснил, что все они идут на растопку печки. Действительно, с 1990-х годов зарегистрировано множество христианских сект, но их деятельность носит весьма ограниченный характер. Официально зарегистрированные религиозные миссии могут открыто заниматься миссионерской деятельностью.

Сведений о преследовании по религиозным убеждениям и узников совести не имеется.

В целом мирное сосуществование различных религиозных организаций в Монголии способствует внутренней государственной политике веротерпимости.

Вместе с тем время от времени в печати и СМИ раздаются голоса недовольных «консервативно» настроенных граждан, критикующих «прозападные» увлечения молодежи, к коим отнесена и христианская Церковь.

Конституция не запрещает миссионерскую деятельность, однако государство запрещает деятельность миссионерских организаций в случае, если они маскируются под различные гуманитарные организации.

Немного статистики

Население Монголии составляет 2,4 млн. человек. Подавляющее большинство жителей страны — это этнические монголы. Религиозная идентичность населения сформировалась практически по признаку этнической принадлежности, поэтому обобщенно можно сказать, что этнические монголы (халха-монголы, баяты, буряты, ойраты и др.) исповедуют буддизм, а казахи — ислам.

По данным социологических опросов, уровень религиозности среди казахов и бурят оказался выше, чем у представителей других этнических групп. Причем для бурят Монголии (около 50 тыс. человек) оказалось характерным сочетание в религиозной практике буддизма и шаманизма. Халха-монголы составляют 80% населения Монголии. Среди них, назвавших себя верующими, 80% исповедуют буддизм, 10% — ислам, 4,7% — христианство, 5,3% — последователи других религий.

Уровень религиозности по возрастным группам также представляет неоднородную картину. На вопрос «Считаете ли вы себя верующим?» — 74,9% молодежи в возрасте от 16 до 30 лет ответили утвердительно; среди представителей среднего поколения от 31 до 60 лет — 67,1% и среди пожилых людей (от 61 и старше) — 78,1% считают себя верующими.

По мнению секретаря Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте Монголии, нынешняя религиозная ситуация в Монголии представляет сложную и интересную картину. Правительство уже накопило определенный опыт взаимодействия как с традиционными, так и с нетрадиционными конфессиями. Оно уже в состоянии прогнозировать развитие религиозной ситуации в стране, выявлять степень влияния религиозного фактора на проблемы национальной безопасности.

По мнению членов совета, религиозным организациям необходимо не только возрождать внутриконфессиональные традиции, но и проводить реформирование, определенную модернизацию.

Новые нетрадиционные конфессии представляют вызов традиционным религиям, нередко уповающим на помощь со стороны государства. Религиозный ажиотаж 1990-х гг. в последние несколько лет заметно спал.

Многие новые конфессии, обретя свою паству, уже не ведут столь агрессивную политику, а население больше интересуют экономические проблемы нового времени.

Работа выполнена в рамках проекта «Религия в истории и культуре монголо-язычных народов России: буряты и калмыки в сопоставительном аспекте». Программа «Этнокультурное взаимодействие в Евразии».

для элемента не найдены.

Источник: http://www.ng.ru/people/2004-02-04/5_mongolia.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]