Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София
Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.
История
Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.
Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.
Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.
Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.
В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.
В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.
Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться
Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом
Источник: http://olgatravel.com/2014/02/sobor-svyatoj-sofii-ajya-sofiya/
Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.
Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Парящий купол
Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.
Внутри храма
Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.
Мозаики собора
В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Разрушение храма
Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.
Легенды и интересные факты
Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.
Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.
Мечеть Айя-София
После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.
Музей Айя-София
Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.
Схема храма Святой Софии
1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II
Где находится храм Святой Софии на карте
Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями
Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html
Мечеть Айя София (Стамбул, Турция) — mahalla1.ru — Доступно об исламе
Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.
Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.
История собора периода Византийской империи
Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)
До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.
В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.
Собор после османского завоевания
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.
Архитектурные особенности
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола.
К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.
К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования.
Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.
Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.
Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: Мечеть Султанахмет или Голубая мечеть и Мечеть Нуруосмание.
Источник: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/mechet-ajya-sofiya-stambul-turciya.php
Собор Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии
Как только не называют это монументальное сооружение, построенное впервые в четвертом столетии нашей эры. Турки используют название «музей Айя-Софья», но часть ообщества употребляет более радикальное: мечеть Айя-Софья. Христиане величают соружение Собором Святой Софии.
Нередко можно встретить и более пространные, церковные. Например, к названию Собор Святой Софии добавялют словосочетание Премудрости Божией. В разговорной речи православных зачастую можно встретить и такое название: Святая София Константинопольская.
В любом случае, речь идет о самом крупном культовом сооружении в христанском мире в первом тысячелетии н.э.
История возведения собора Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии
Константин повелел заложить храм Святой Софии рядом с великим императорским дворцом в Константинополе. Считается, что строительство велось в период между 320 и 330 годами на месте широкой площади Августион.
Однако сильные пожары неоднократно уничтожали храм, по этой причине император Феодосий велел восстановить базилику заново. Согласно метрикам, новый храм был сильно схож с церковью Святой Ирины, которая расположена неподалеку в дворцовом комплексе Топкапы.
В свою очередь великий пожар в начале 6 века вновь уничтожил храм (некоторое элементы которого можно обнаружить рядом с существующим собором).
В свою очередь император Юстиниан I задался целью выстроить на месте пожарища не просто церковь или храм, а грандиозное сооружение, которое своими архитектурным размерами и богатством внутреннего убранства превзошли бы все существующие на Земле соборы.
Таким способом, император хотел подчеркнуть силу и могущество христианской веры, олицетворением которой являлась Византийская империя. Вдумайтесь — размера собора примерно составляли в периметре семьдесят пять на шестьдесят метров, а высота более пятиднсяти метров.
Верхние этажи. Музей Святой Софии
Громадный купол имел диаметр около тридцати метров и по признанию современников словно парил в воздухе, благодаря свету, проникающему сквозь множество окон. В 9-10 веках соборбыл богато украшен мозаиками из камня. Но далеко не все из этих уникальных работ были оставлены нам османскими завоевателями.
В наши дни туристы любуются мозаичными изображенями Богородицы и Иисуса Христа, которые показывают великолепное качество изготовления мозаик и дают представление о былом великолепии росписи храма. Кстати, в строительстве нового чуда света принимали участи сотни бригад квалифицированных рабочих и более десяти тысяч рабов. Исидор Милетский вместе с Анфимием Тралльским стали архитекторами проекта.
Собор Святой Софии бесценен только потому, что практически полностью выстроен из мрамора. Для его постройки были привезены уникальные колонны их храмов Артемиды или Рима. Для оформления храма было использовано невероятное по тем временам количество драгоценных камней, не говоря уже о килограммах золота и серебра.
Наконец, ошеломляют общие расходы на возведение Святой Софии — трехкратный годовой бюджет всей Империи, к тому времени самой богатой в мире. Собор был открыт в конце мая 537 года. Мозаики в музее Святой Софии
Увы, примерно через 487 лет храм был безжалостно разграблен. Историки утверждают, что именно богатства собора Святой Софии привлекли в 1024 году в Константинополь алчных крестоносцев, не гнушавшихся выковыривать из стен драгоценные камни, ободравших со стен золотые мозаики, разграбивших бесценные артефакты и иконы.
С тех пор былое величие убранства храма было навсегда утрачено.
Надо отметить, что в соборе сохранились некотороые достопримечательности , например, омфалион — особым образом декорированное место на полу, где короновали императоров Византии или плачущую колонну ( колонну святого Григория Чудотворца), прикосновение к которой даровало излечение.
Османский период и метаморфозы Святой Софии
Мечеть Святой Софии в Стамбуле
29 мая 1453 года перевернул всю историю древнего Константинополя. Днем спустя султан Завоеватель Мехмед второй не только восхитился размахом градостроительства, но и оценил велиие собора Святой Софии. Без промедления храм был превращен в мечети Святой Софии, к которой постепенно стали пристраивать минареты, а внутреннее убранство заполняли символами новой веры.
Только вот михраб пришлось развернуть на угол, ибо христианский храм всегда ориентировался по стронам света. Большинство мозаик на сенах были бесжалостно сбиты, либо замазаны штукатуркой. Громадные медальоны с арабской вязью навсегда украсили украсили второй этаж мечети Святой Софии. Никаких работ по рестоврации сооружения не велось, напротив, все силы были брошены на различные пристройки снаружи здания и укрепление стен контрофорсами.
Это сильно изменило наружний вид бывшего собора.
Период Турецкой республики
Великим достижением установления Республики в Турции стало понимание того, что Айя София не может быть более мечетью. Христианский храм, построенный за тысячу лет до завоевания Константинополя османскими войсками, стал музеем.
Соломоново решение Ататюрка, открыло в наши дни дорогу собору миллионам туристов, которые любуются не только архитектурой, но и уцелевшими мозаиками, которые активно освобождаются из под слоя штукатурки. В тоже время, спустя почти 120 лет, вновь возникает спонтанное движение за превращение музея в храм.
Обидно, что оно поддерживается политиками и чиновниками высокого уровня.
Стоимость билета и часы работы музея Святой Софии
Собор расположен на площади Султанахмент в центре исторической части Стамбула. Посещение музея в 2018 году стоит 40TL. Несколько сократить ваши затраты можно, предварительно купив музейную карту. С ее помощью можно пройти без очереди прямо к билетным кассам и войти в музей бесплатно. А очереди в музей могут быть очень большими, здесь можно потерять до 30 минут.
Предлагаются аудиогиды (включая русский язык), который можно заменить книгой, купленной в любом ларьке неподалеку. Осмотр нужно начинать с первого этажа, а затем попасть на второй — где сохранились великолепные мозаики и открывается просторный вид на музей. Время посещения с 15/04 по 1/10 : 09.00 == 19.
00 (стоп продаж билетов: 18:00) и с с 1/10 по 15/04 : 09:00 == 17:00 (стоп продаж билетов: 16:00).
Как добраться до музея Святой Софии в Стамбуле?
Если вы проживаете в европейской части города — используйте трамвай маршрута Т1 (остановка Султанахмет), далее пешком 5 минут. Если вы проживаете в азиатской части города до добраться музея Святой Софии можно на от Юскюдар двумя путями. Первый — Мармарай, выход Сиркеджы, пересадка на трамвай Т1 (остановка Сиркеджы). Второй — паром, выход на причале Еминеню, пересадка на трамвай Т1 (остановка Еминню).
Собор Святой Софии в Стамбуле
Источник: https://www.hierapolis-info.ru/sobor-svyataya-sofiya-ajya-sofya-stambul.html
Кто восстановил купол Святой Софии? Архитектор Трдат
Ученые Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс подробно исследовали самую эффектную часть сооружения — купол собора, который в первоначальной идее был сферический и очерчивал окружность диаметром 31 метр. Его высота от пола — 51 метр. Покоится купол на четырех опорах (парусах). Некоторые его отклонения от идеальной сферы и окружности объясняются многочисленными разрушениями и перестройками.
В сериях публикаций 40−50-х годов ХХ в. Эмерсон и Л. Ван Найс представили детальный отчет о возведении второго купола Святой Софии Исидором младшим и восстановительных работах X и XIV веков. Они оценили вклад архитектора Трдата из Армении в восстановление собора в Х в. на основании византийских письменных источников и осмотра сооружения. Ученые сделали вывод, что Трдат заново построил западную часть купола и укрепил западную арку.
Изучив каменную кладку на внутреннем основании купола, они решили, что явная асимметрия — это результат расширения большой западной арки.
Ученые убеждены, что Трдат увеличил высоту арки, которая имеет вогнутость, и предположили, что она создана намеренно из-за опасной наружной выпуклости южной части купола, которая сохранилась с VI века, а для большей устойчивости купола Трдат заложил две пары окон на разных концах сегмента (статья «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», Кристина Маранчи).
Святая София
В 330 году император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию, которую переименовал в Новый Рим. Однако название не прижилось и город стали называть Константинополь. В том же году Константин заложил базилику и назвал ее Святая София.
Из-за мятежей в городе церковь не раз восстанавливали. Во время мятежа 532 г. она была сожжена, а император Юстиниан готов был бежать из страны, когда полководец Велизарий с войсками вошел в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить самый большой храм в мире. Для этой цели он выкупил земли вокруг сгоревшей базилики и пригласил известных архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.
На стройке ежедневно работали 10 тысяч рабочих. Для собора везли лучший мрамор: из Проконеза, Каристоса, Ясоса, Фригии, и даже готовые колонны из языческих храмов Рима, Афин, Эфеса и Баальбека.
Много новшеств было использовано при строительстве: известь готовили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — этим материалом покрыли престол.
На строительство храма уходили все доходы империи — храм украсили мозаики на золотом полу, стены храма полностью были покрыты мозаиками, вместо иконостаса — 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых стояли иконы. Только в ризнице было 40 000 фунтов серебра.
Храм был построен за пять лет, его освящение вылилось в празднества: город ликовал пятнадцать дней. Это было в 537 году. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным.
В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.
Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».
Землетрясение 558 года разрушило восточную часть купола Святой Софии. Восстанавливал купол Исидор, племянник архитектора Исидора из Милета, он поднял купол на 9 метров. По словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.
Еще более сильное землетрясение 989 года разрушило западную часть купола.
Есть две версии, почему работа по восстановлению купола была поручена архитектору Трдату из Армении: по одной из версий, Трдат был в Константинополе и предложил свои услуги, по другой — Трдат, как известный в Армении и Византии архитектор, был приглашен в Константинополь, потому что имел богатый опыт работы с большими куполами.
Архитектор Трдат
Трдат (дар богов) (950−1020 гг.) был известным зодчим Армении во времена царей Багратуни.
После того как царь Ашот III перенес столицу Армении из Карса в город Ани (ныне в Турции, на границе с Арменией), Трдат построил кафедральный собор в Аргине — католикосат (рядом с Ани, тип купольного зала), и кафедральный собор в Ани (тип купольной базилики) — оба с большими куполами, а также церковь Сурб-Ншан (святое Знамение) в Ахпатском монастыре и церковь Григория в Ани (Гагикашен, 3-ярусная ротонда).
Трдат был опытным зодчим, но в Армении архитекторы работали с крупными каменными глыбами, а купол собора Святой Софии был сделан из кирпича и известняка. Трдат представил план восстановления собора, чертеж и модель, как будет выглядеть собор после реставрации. Это было ново для Византии, до этого никто из архитекторов не делал чертежи. Кроме того, во всех сооружениях Трдат использовал паруса под куполом, как в Святой Софии. Все вместе послужило Трдату лучшей рекомендацией.
Но Константинопольские масштабы были иными, что значительно увеличило сложность стоящих перед архитектором задач. Трдат улучшал свои методы по ходу работ, что увеличивало их стоимость. Византийский летописец замечает, что леса, возведенные Трдатом при восстановлении купола, обошлись казне в тысячу ливров золотом.
В 994 году собор Святой Софии был восстановлен. Результат работы архитектора Трдата — ныне музей Айя-Софья — радует посетителей уже более тысячи лет.
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/65036/
Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии
Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00'30.9″N 28°58'48.7″E
:
Краткое описание
Собор Святой Софии — царственный храм православия
Айя-София — мечеть султана-завоевателя
Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур
Собор Святой Софии на карте
Краткое описание
Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София — на турецком.
Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.
Общий вид собора
Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.
В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!». По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».
Вид на собор c юга
Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.
Собор Святой Софии — царственный храм православия
Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.
Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.
Вид собора в ночной иллюминации
Айя-София — мечеть султана-завоевателя
В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки.
По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.
Вид сводов собора
Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур
Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены.
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах.
Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.
Интерьер собора
Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли.
Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.
достопримечательности
← Турция | СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ | Европа → |
Собор Святой Софии на карте
Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/356-sobor-svyatoy-sofii-v-stambule
Айя-София (Собор Святой Софии)
Айя София — место паломничества всех без исключения гостей Стамбула. И это не удивительно. Древнейший храм, переживший за свою многовековую историю кажется все возможные испытания, сохранил невероятную притягательность и энергетику.
Собор Святой Софии в Константинополе до 1453 года была эпицентром христианской жизни огромного региона. Когда эти земли перешли под власть Османской империи, собор превратили в мечеть.
Сейчас он в большей степени музей, чем на действующий храм, однако мощь, красота и былая значимость не оставляют никого равнодушным.
Здание Айя Софии действительно грандиозное. Общее архитектурное решение правильной прямоугольной формы, напоминающее классическую базилику. Только купол здесь имеет высоту 31 метр и диаметр 55,6 метров. По углам его поддерживают колонны высотой 24,3 метра. В соборе предусмотрено 9 ворот.
Самая большая гордость храма — сохранившиеся уникальные византийские мозаики.
Цены на билеты 2020 в собор Святой Софии
Вход в музей обойдется в 100 турецких лир. Для детей до 8 лет — бесплатно.
Билеты можно купить в кассе музея или автоматических терминалах при входе. На официальном сайте музея доступна предварительная онлайн-покупка.
Обратите внимание, что музей — самая посещаемая достопримечательность Стамбула, и на входе обычно стоит внушительная очередь.
Часы работы
График работы музея зависит от сезона. В летний период (1 апреля — 31 октября) музей открыт с 9 до 19 часов. В зимний сезон музей Айя София закрывается раньше, в 17.00.
Имейте ввиду, что купить билет и зайти в музей можно не позднее, чем за час до закрытия.
Так же в музее есть традиционные изменения в расписании, связанные с религиозными праздниками, например, с Рамаданом. Отправляясь в Стамбул в эти дни, отдельно уточните расписание музея заранее.
Внутреннее убранство собора Святой Софии (видео)
Как добраться до собора Айя-София
Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.
Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.
От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/temples/2910
Собор Святой Софии
Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.
Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»
), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.
Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.
Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.
Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.
Красавица Святая София. Вехи истории
У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.
История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.
Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией
Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.
В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.
В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.
В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.
И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.
Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.
Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.
В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.
Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.
Строительство и его масштабы
Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.
Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.
Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.
Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.
Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.
А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.
На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.
На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!
Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.
Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.
Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.
В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».
С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.
Архитектурные секреты
Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.
То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.
Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.
Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).
Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.
В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.
Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.
От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.
Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.
Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.
Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii
Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)
Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере
Название: Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)
Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София
Местонахождение: Стамбул (Турция)
Создание: 532—537 гг. (основана в 324г.)
Архитектор(ы): Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света.
Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.
«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский
Архитектура храма
- Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий.Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
- Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
- Окна.
- Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
- Кирпичная кладка.
- Темпы строительства.
- Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
- Башни минаретов.
- Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
- Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
- Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
- Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.
Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере
Параметры объекта:
- Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
- Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
- П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
Источник: http://kannelura.info/?p=1742
Музей Айя София (Собор Святой Софии) в Стамбуле
Наиболее часто посещаемой туристами достопримечательностью не только Стамбула, но и Турции в целом является музей Айя-София.
Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).
Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.
История Собора Святой Софии
Собор Святой Софии в Стамбуле — Айя-София
Еще до строительства нынешнего здания Святой Софии, в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г.
Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан).
Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор Григория Богослова (Назианзин), вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году.
В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.
“Церковь Премудрости Божией”
Айя-София, вид со стороны Мраморного моря
История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан, подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников.
Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.
Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.
Святая София в Стамбуле ночью
Строительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из Иераполиса в Памуккале.
Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного храма Артемиды в Эфесе, а порфировые колонны из храма Солнца в Риме.
Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз.
А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя, Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.
Мечеть Айя София
Айя София – шедевр византийской архитектуры
После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ.
В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов.
Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).
Панорама интерьера Святой Софии
C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем, а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.
Время работы музея Айя София:
Зимой:с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Весной, Летом и Осеню:
с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Входная плата составляет 60 лир (2019 год).
Фото Айя Софии в Стамбуле
- Купол Айя-Софии в Стамбуле
- Интерьер Айя-Софии в Стамбуле
- Галерея второго этажа Собора Святой Софии в Стамбуле
- Михраб расположенный в апсиде
- Интерьер Айя-Софии
- Мозаика апсиды Святой Софии: Богородица на престоле с Младенцем Христом
- Юстиниан (слева), приносящий в дар Богородице собор Святой Софии и Константин приносящий город Константинополь
- Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Источник: https://cappadociavisit.com/sobor-svyatoj-sofii-hagia-sofiya/
Храм святой Софии в Стамбуле
Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.
Смысл популярного женского имени София обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке — ее память празднуется 15 мая. Софии — премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.
История храма святой Софии в Стамбуле
Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой Азии. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.
Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было.
Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса — зеленый мрамор, из Ясоса — красный, из Фригии — розовый.
Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное — жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.
В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.
Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.
Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле
Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».
Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.
Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур — Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева — Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.
Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд — это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.
Тайны храма святой Софии в Стамбуле
Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.
История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.
Землетрясения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.
В 859 году собор опять серьезно пострадал от огромного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.
Таким образом, храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад.
Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года. На сегодняшний день — это главная достопримечательность Стамбула, символ византийского искусства, повлиявший на архитектуру других народов.
Даже на современников храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал. А некоторые побаивались этого храма. Это уже было связано с непростой судьбой его предшественников.
В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность — так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.
Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих.
Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника.
Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.
Источник: https://geographyofrussia.com/xram-svyatoj-sofii-v-stambule/