Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу
Анастасия Голубева Би-би-си
Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru
В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.
Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.
Что будет с Пасхой?
То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.
Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.
При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.
В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.
Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.
Заболевшие священники
В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.
«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.
На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.
Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.
Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел
Нужно ли ходить в храм?
Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.
Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.
«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.
Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.
«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.
С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.
«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.
«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.
Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.
«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.
Службы онлайн и крестные облеты
Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.
Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.
В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».
В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.
Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.
Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске
3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.
«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.
Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.
«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.
«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.
Что делают другие конфессии?
Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.
24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.
В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.
В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.
«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174
Статистическая информация
Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году.
Созданы 3 митрополии: их число достигло 60.
Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года.
Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства.
Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.
В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.
В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.
В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.
Из доклада Святейшего Патриарха Кириллана Епархиальном собрании г. Москвы
(21 декабря 2018 года)
На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее.
По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов.
В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов.
Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.
Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).
Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияна годичном собрании Московской епархии
(20 декабря 2017 года)
На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1 191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1 564 клирика, из которых 1 441 священников и 123 диакона.
За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1 999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня — новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.
В отчетном году было совершено 27 диаконских и 30 священнических хиротоний. За штат почислено 2 священнослужителя, запрещены в священнослужении 6 человек. В Московскую епархию было принято 17 священнослужителей, в другие епархии перешли 6 клириков.
На приходах действуют службы приходского консультирования. В большинстве приходов организованы церковно-приходские библиотеки. В 2017 году их было 822, а совокупный книгофонд составил 840 тысяч изданий.
В 2017 году в 812 приходах и монастырях Московской епархии действовали 767 детских и 504 взрослых воскресных школ, где обучались 29 198 человек и преподавали 3 421 учитель.
Важными центрами духовного воспитания и образования являются православные гимназии и школы. Всего в Московской епархии действует 16 православных школ, в которых обучается 2 447 человек и преподает 426 учителей.
В 2017 году в Московской области силами духовенства и православных мирян окормлялись 24 вуза, 58 учреждений средне-профессионального образования, 891 школа, 276 детских садов.
Коломенская духовная семинария готовит духовенство для Московской епархии и считается одной из лучших и по оснащению, и по качеству преподавания духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарии ведется преподавание 46 учебных дисциплин и трудятся 56 преподавателей. 39 преподавателей являются священнослужителями Московской епархии. В настоящее время библиотека КДС насчитывает 32 633 книги, 3 850 журналов и 10 100 учебных пособий.
На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов.
За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан.
Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек.
Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского.
В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии.
В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы.
В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий.
В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях.
На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники.
В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.
Деятельность многих приходов и монастырей Московской епархии неразрывно связана с духовным попечением о пациентах и персонале медицинских учреждений. В отчетном году пастырская деятельность велась в 267 подмосковных и 34 московских или федеральных лечебно-профилактических учреждениях для взрослых пациентов и в 28 лечебных заведениях детского профиля.
В Московской епархии оказывается необходимая помощь людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В 21 благочинии действуют 35 приходских обществ трезвости, в которых состоит более пятисот человек. Духовенством Московской епархии окормляются 67 групп трезвости анонимных алкоголиков и наркоманов.
В отчетном году епархиальное духовенство совершало свое служение в 408 подразделениях Министерства обороны и других силовых ведомств. На территории воинских частей расположены 45 храмов, 21 часовня и 24 специально оборудованных молитвенных помещения. Осуществляются работы по проектированию и строительству еще двух храмов. В 70 военных подразделениях, на территории которых расположены храмы, богослужения совершаются регулярно.
В Московской епархии сегодня имеются 12 мужских и 12 женских обителей. Общее число монашествующих — 262 человека, в мужских монастырях — 74 человека, в женских — 188 человек. В этом году было совершено три иноческих и девять монашеских постригов.
Источник: https://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-informaciya
Православный священник
Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа.Профессия подходит тем, кого интересует религия (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
По учению Церкви, священство – одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.
Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.
Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир.
Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности.
Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.
Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит – разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое.
Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство – семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз.
Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место.
Важные качества
Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам.
Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения.
Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.
Оплата труда
Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.
Самые известные из них – Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.
Источник: https://www.profguide.io/professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html
Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.
Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.
— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.
Как считает Росстат
Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.
Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.
В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.
Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.
Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.
Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.
По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.
Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.
Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.
Как считает Православная церковь
Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.
На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений.
К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).
С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.
Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.
Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.
К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года
Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).
Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?
Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.
Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.
Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.
Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч.
В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч.
И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.
Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч.
Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек.
Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.
И ещё немного цифр
Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы.
Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год.
В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.
Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.
Источник: https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/
Церкви в России
Издательский совет Московского патриархата стал центром составления единого месяцеслова Русской православной церкви, заявил на прошедшем 21 декабря 2015 года в Москве епархиальном собрании столичного духовенства Святейший патриарх Кирилл.
rublev.com
Работа по составлению единого списка святых, прославленных Вселенской церковью, началась в минувшем году после того, как 18 сентября 2014 года патриарх Кирилл утвердил состав комиссии по составлению месяцеслова Русской православной церкви.
5 ноября 2014 года состоялось ее первое рабочее заседание. В состав комиссии вошли представители Издательского совета, Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Синодальной комиссии по канонизации святых, Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также Издательства Московской патриархии.
На сегодняшний день, по словам патриарха Кирилла, готов предварительный список, в который вошли имена всех святых, присутствовавших в месяцеслове до XX века, святых, прославленных в других Поместных православных церквях и включенных в богослужебный календарь Русской церкви в период с 1945 по 1989 гг. Сюда же вошли западные святые неразделенной Церкви — подвижники Вселенского православия I—XI веков, почитание которых в силу различных причин угасло на Востоке. Эта часть месяцеслова составлялась при активном участии зарубежных (прежде всего европейских) епархий Русской православной церкви.
Патриарх Кирилл подчеркнул, что работа Издательского совета не ограничивается простой кодификацией или упорядочиванием списков святых. Сотрудники, вовлеченные в эту масштабную работу, а также привлеченные эксперты осуществляют широкую исследовательскую деятельность. Это касается, например, составления и уточнения списков местночтимых святых: основания включения каждого святого в месяцеслов изучаются с привлечением различных документальных источников.
Священная статистика. Сколько святых в церковном календаре?
В современном месяцеслове Русской православной церкви, согласно исследованию священника Сергия Бегияна, опубликованному сайтом Православие.ru, 5008 святых (по состоянию на февраль 2014 года). 2575 из них — это святые непосредственно Русской церкви.
Традиционно распространенный на Руси подвиг монашества получил выражение и в статистических данных: из двух с половиной тысяч русских святых более 500 принадлежит к лику преподобных.
Святых благоверных правителей (императоров, царей, князей) в месяцеслове Вселенской церкви 95, и 69 из них — русские благоверные князья. Причем после XVI века во Вселенском православии не появилось более ни одного святого государственного правителя.
В современном православном месяцеслове более 5 тысяч святых.
За 2 тысячи лет исторического существования Вселенской церковью прославлены в лике праведных 70 святых мирян, 27 из которых — святые Русской церкви. Причем 10 человек из этих 27-ми были канонизированы в XIX—XX веках.
Христа ради юродивых и блаженных в Русской церкви было прославлено 56 человек.
Рублев.com
Для наших читателей: сколько всего святых в православной церкви с подробным описанием из различных источников.
Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но так же и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.
Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.
В каждом разделе имена выстроены по алфавиту. Список пополняемый.
Великие преподобные
IV век
- Преподобный Антоний Великий, Египетский († 356 год);
- Преподобный Иларион Великий († 371 год);
- Преподобный Макарий Великий, Египетский († 390 год);
- Преподобный Онуфрий Великий († 400 год);
- Преподобный Паисий Великий († 400 год);
- Преподобный Пахомий Великий, Египетский († 348 год).
V век
- Преподобный Арсений Великий († 449 год);
- Преподобный Евфимий Великий († 473 год);
- Преподобный Пимен Великий († 450 год);
- Преподобный Сисой Великий († 429 год).
VI век
- Преподобный Варсонофий Великий, Киновиарх († ок. 563 года);
- Преподобный Феодосий Великий, Киновиарх († 529 год).
IX век
- Преподобный Иоанникий Великий († 846 год).
Равные по почитанию с Великими преподобными:
IV век
- Преподобный Аммон, Египетский († 357 год);
- Преподобный Ефрем Сирин († 373 год);
- Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский († 394 год);
- Преподобный Макарий Александрийский, Египетский († 394 год);
- Преподобный Павел Фивейский († 341 год);
- Преподобный Памва Нитрийский, пустынник († 386 год).
V век
- Преподобный Виссарион Египетский, пустынник († конец V века);
- Преподобный Герасим Иорданский († 475 год);
- Преподобный Даниил Столпник († 490 год).
- Преподобный Симеон Столпник († 459 год).
VI век
- Преподобный Авва Дорофей († конец VI века);
- Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский († 556 год);
- Преподобная Мария Египетская († 522 год);
- Преподобный Савва Освященный († 532 год).
VII век
- Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский († 649 год);
- Преподобный Исаак Сирин († ок. 700 года).
VIII век
- Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753 года);
- Преподобный Петр Афонский († 734 год).
IX век
- Преподобный Феодор Студит († 826 год).
XI век
- Преподобный Симеон Новый Богослов († 1022 год).
XIV век
- Преподобный Григорий Палама († 1359 год).
>См. также
- Список православных миссионеров
>Ссылки
- «Общий список православных святых». // Православие.Ru
сколько святых в русской православной церкви
Религия, Вера на вопрос Сколько всего святых в христианстве? заданный автором Проститься лучший ответ это 1434.
(но это лишь примерное число)Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
Языческое почитание знаменитых людей в христианстве было заменено почитанием святых, обычаем прибегать к их заступничеству. Как и герои языческой древности, мученики первых веков христианства, погибшие за веру, стали покровителями христианских общин. На их гробницах проводились богослужения.Канонизация как официальное причисление к лику святых — явление сравнительно позднее. Восточная церковь не установила четкого порядка канонизации.
Она санкционировалась патриархами, епископами, соборами, синодами и даже царями.Большинство святых церковного календаря не были формально канонизированы: их почитание верующими вначале было стихийным, и лишь после этого их имена вносили в месяцеслов.Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.
Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет.Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.
Святые почитались с самых ранних веков христианстваВначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня) . За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца) .
С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский) .
Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, неприятными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами.
Источник: https://karavay35.ru/tserkvi-v-rossii/
ДУШАНБЕ, 14 янв — Sputnik. «Церковь живет на пожертвования. Храм не рабочее, а сакральное место» — эти аргументы в пользу изменения законодательства услышаны Госдумой и президентом, но в обществе вызвали неоднозначную реакцию.
Правда ли, что религиозные организации теперь могут не платить сотрудникам даже минимальную заплату, сколько в среднем получают в православных храмах и есть ли там рабочие места, рассказали РИА Новости представители законодательной власти и церкви.
«У священников нет зарплаты»
Величественный белокаменный храм Московских Святых — один из самых больших в столице. Служат здесь, кроме настоятеля игумена Сергия Рыбко, еще семь священников и два дьякона. Отец Сергий вместе с тремя священниками и двумя дьяконами служат также в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Помимо этого, в обоих храмах работает человек десять сотрудников по штатному расписанию. Но многие трудятся безвозмездно.
А какую зарплату получают священники? «Такого понятия у нас нет. Священник служит и должен это делать даже бесплатно», — объясняет отец Сергий. Трудовой договор священнику «не положен», как и трудовая книжка. «А вот простые сотрудники заключают договоры, и им начисляют зарплату», — добавляет игумен.
Духовенство, вопреки расхожему мнению, живет небогато. «Например, в деревенском храме в Калужской области мои знакомые получают мизерную сумму и вынуждены подрабатывать», — продолжает священнослужитель.
Все зависит от размера пожертвований, а это, в свою очередь, — от прихода. В новых храмах, где почти нет прихожан, пожертвования на клир небольшие. А в старых храмах с большими приходами остаются деньги и на штатных сотрудников.
По словам отца Сергия, сегодня в Москве дьякон в среднем зарабатывает 20-30 тысяч рублей в месяц.
«В богатых столичных храмах, которые не закрывались даже при советской власти, настоятели могут получать 100 тысяч, рядовые священники — 60-80 тысяч. А в деревнях в некоторых храмах вообще ничего не платят», — вздыхает игумен.
И уточняет, что средняя зарплата персонала религиозных учреждений в Москве — 18-20 тысяч рублей, что соответствует столичному минимальному размеру оплаты труды (МРОТ).
Минимальная зарплата бывает разная
Федеральный МРОТ в 2019 году согласно закону № 481-ФЗ установлен на уровне прожиточного минимума: 11 280 рублей. Никакая организация не имеет права платить сотрудникам меньше, иначе штраф — 50 тысяч рублей. Причем каждый регион России волен устанавливать надбавку к федеральному МРОТ. Так, в Москве МРОТ составляет 18 781 рублей, а в Московской области — 14 200.
Организации должны начислять зарплату не меньше регионального МРОТ, если только они официально от этого не откажутся. Но для отказа нужно согласие профсоюза. Это условие до последнего времени было невыполнимым для религиозных организаций, поскольку в России нет соответствующих профсоюзов. Последние поправки, принятые одновременно с законом, устанавливающим федеральный МРОТ, решили эту проблему.
«Каждая религиозная организация должна платить сотрудникам зарплаты не ниже МРОТ. Это норма Трудового кодекса», — подчеркивает один из авторов законопроекта, председатель Комитета Госдумы по труду депутат Ярослав Нилов.
По его словам, при рассмотрении законопроекта на заседание Комитета Госдумы по труду приглашали представителей традиционных религиозных организаций, и все единогласно высказались за принятие поправок.
В Русской православной церкви вынуждены отказываться от регионального уровня минималки в частности потому, что «некоммерческие организации, в том числе религиозные, существуют за счет пожертвований граждан и не имеют постоянных источников финансирования». «Отдаленные сельские приходы не всегда могут соблюсти требования о минимальной заработной плате. И контингент работников у нас особый», — объясняет РИА Новости руководитель юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега).
Надо добавить, что православные семьи, как правило, многодетные, поэтому жены просто лишены возможности работать — им надо заниматься детьми. Причем это касается не только семей священников, но и многих мирян.
Традиционные конфессии с 2016 года ставили вопрос об определении особого порядка отказа от региональных соглашений для религиозных организаций. «В минувшем году нас услышали, закон принят и подписан президентом», — говорит игуменья Ксения.
Священное или рабочее место?
Условия труда в церкви тоже особые. Игуменья уточняет: «У священника не работа, а служение». Его оформляют в штат храма указом правящего архиерея. Этот указ — единственный юридический документ для государственных органов».
«Трудовой договор со священниками не заключается, потому что они не являются работниками — закон «О свободе совести» выводит их из этой категории. Они — отдельная категория, не вступающая в трудовые отношения с религиозной организацией. При этом все отчисления в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования — осуществляются», — заверила главный юрист Московской патриархии.
А вот мирские работники религиозных организаций, в отличие от священников, оформляются по трудовому договору или как добровольцы по договору о добровольческой деятельности.
Вторая резонансная поправка к трудовому законодательству касается Федерального закона «О специальной оценке условий труда». По закону все организации на территории России до 2014 года должны проходить аттестацию рабочих мест.
Но у религиозных организаций и здесь своя специфика. «Если в храме исходя из религиозных правил проводят богослужение при свете свечей, каким образом выполнять оценку этого рабочего места?» — недоумевает депутат Нилов.
Поэтому в Госдуме решили избавить священнослужителей от этой обязанности.
«Алтари, храмовые задания и храмовые территории нельзя рассматривать как рабочие места, подлежащие аттестации», — подчеркивает игуменья Ксения. Цель аттестации — выявление «вредных производственных факторов», например, «наличия электромагнитных полей, вредных микроорганизмов, радиоактивного излучения».
«Но как позволить специализированным организациям проверять религиозные объекты, места служения наших священников и религиозного персонала на предмет наличия вредных производственных факторов? Ведь люди Богу служат!» — говорит руководитель юридической службы Московского патриархата.
Принятая поправка распространяется и на рядовых сотрудников церковных организаций, работающих в прихрамовых зданиях.
«Мы просто хотим избежать оскорбления чувств верующих и не можем допустить посторонние организации производить оценку мест служения наших клириков и религиозного персонала, выявлять какие-то вредные факторы в наших зданиях, на территории монастырей, приходов, — объясняет игуменья.
— Это позиция не только Русской православной церкви, это консолидированная позиция религиозного сообщества традиционных конфессий — мусульман, протестантов, иудеев. Она отражена в протоколах заседания Комитета Госдумы по труду».
«Представьте маленький храм: как оценить рабочее место сторожа? Нельзя сравнивать храм и шахту. Эта норма была создана для оценки потенциально опасных рабочих мест», — убежден депутат Нилов.
В пресс-службе Минтруда не стали прокомментировать поправки, сославшись на то, что законопроект выдвинут депутатами Госдумы.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/russia/20190114/1027962016/komu-kak-platyat-zarplatu-tserkov.html
Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать
Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.
Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?
Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.
Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.
Сколько православных в России?
Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.
Почему?
Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).
Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?
В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов
В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов
Сколько православных в мире?
Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.
Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:
На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.
Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.
Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000
см.также: Католичество и православие: различия, самое главное
Православных в мире — около 300 миллионов.
Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):
- Русская православная церковь — 90–120 миллионов
- Румынская православная церковь — 18 800 000
- Элладская православная церковь — 9 000 000
- Сербская православная церковь — 8 000 000
- Болгарская православная церковь — 6 350 000
- Грузинская православная церковь — 3 600 000
А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.
Источник: http://uznavay.pro/skolko-v-rossii-tserkvey-i-drugie-tsifryi-kotoryie-interesno-znat/
В российских церквях и монастырях — массовое заражение covid-19 многие священники и верующие до последнего сопротивлялись карантину и закрытию храмов
В РПЦ растет количество зараженных коронавирусом священников, епископов и митрополитов. Один из российских иерархов уже скончался — это епископ Железногорский и Льговский Вениамин. Очаги заражения возникают и в монастырях.
Патриарх Кирилл выпустил распоряжение для Московской епархии: в нем говорится, что священники, которые будут продолжать службы с участием прихожан, могут предстать перед церковным судом.
Одновременно с этим верующие подписываются под петицией, в которой просят РПЦ сообщать о статистике зараженных священнослужителей и закрытых храмах и монастырях. Однако в рядах церкви немало диссидентов, которые считают закрытие храмов куда большей опасностью, чем пандемия.
Все материалы «Медузы» о коронавирусе открыты для распространения по лицензии Creative Commons CC BY. Вы можете их перепечатать! На фотографии лицензия не распространяется.
Церковный суд против вируса
27 апреля патриарх Кирилл выпустил распоряжение, в котором напомнил священнослужителям Московской епархии об ответственности за меры по ограничению распространения коронавируса и соблюдения антиэпидемиологических правил «во вверенных им храмах и монастырях».
«В тех случаях, когда несоблюдение этих распоряжений и указаний повлечет за собой заражение человека коронавирусной инфекцией с последующей его смертью по причине этого заражения, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности», — говорится в документе.
В свою очередь Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции выпустила заявление, в котором констатировала, что «на начальных этапах распространения инфекции не все восприняли ее как серьезную угрозу, проигнорировав предостережения врачей и . В отдельных монастырях и некоторых храмах это привело к большому количеству случаев заражения».
По мнению известного российского библеиста и исследователя православного христианства Андрея Десницкого, патриарх — «жесткий администратор». «Он умеет наказывать и любит это делать. К его первым призывам прислушались далеко не все священнослужители. Получилось как с самоизоляцией в стране: вначале власть призывала, а потом начались угрозы», — так профессор объясняет появление новых распоряжений главы РПЦ. Ученый считает, что они должны распространяться и на всю РПЦ.
Диакон Андрей Кураев, известный своей критической позицией по отношению к руководству РПЦ, наоборот, не видит в распоряжениях патриарха особой жесткости, он называет их «непонятными». «Несоблюдение может повлечь какое-то наказание в будущем, если невесть кто непонятно как докажет, что заражение имело место именно в храме, — рассуждает Кураев.
— Вместо того, чтобы четко заявить: „Мы закрываем храмы, и контролироваться будут не случаи заражения, а факты наличия прихожан в молитвенном зале. Выполнение этого распоряжения будут контролировать благочинные, и в случае фиксации ими или полицией, или даже блогерами последует лично моя, патриаршая, немедленная и жесткая реакция“.
Переносить же наказание в неопределенное будущее можно лишь в перспективе Божьего суда. Но священники умеют его не бояться».
Главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин обращает внимание, что патриарх может отдавать прямые распоряжения только духовенству Москвы. «На всю страну распространяются решения Священного Синода, но Синод на заседание так и не собрался.
Однако даже некоторые решения по Москве имеют странную форму — это инструкции, то есть документы без подписи, за содержание которых никто персональной ответственности не несет.
В последнем документе — распоряжении патриарха Кирилла от 27 апреля — есть довольно странное положение: в случае несоблюдения указаний и распоряжений патриарха, которые повлекут заражение инфекцией и смерть по вине священника, он будет привлечен к церковному суду.
Однако это упоминание выглядит излишним, так как в этом случае возникает , а священник, если против него возбуждено уголовное дело, будет сразу отстранен от служения. А если обвинения подтвердятся — то и лишен сана. Регулировать следует те случаи, которые не подпадают под действие УК и КоАП», — объясняет Чапнин.
Эксперт считает, что руководство РПЦ предпочитает пугать священников, вместо того, чтобы их поддержать. «У храмов нет денег, чтобы платить взносы в патриархию и зарплаты сотрудникам, однако только митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) прямо сказал, что временно отменяет взносы и сам готов помогать духовенству, — замечает Чапнин. — Видимо, это говорит о том, что в РПЦ нашелся всего один архиерей, который понимает нужды священников и прихожан».
«В патриархии боятся угрозы справа»
Пока единственным публично наказанным «ковид-диссидентом» из числа священнослужителей остается схиигумен Сергей, известный как духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской и ультраконсерватор. Екатеринбургская митрополия запретила ему проповедовать после того, как он проклял всех, кто выступает за закрытие храмов во время эпидемии, предложил выслать их в Биробиджан, сделал ряд антисемитских высказываний и обвинил власти в организации «электронного лагеря Сатаны».
Все опрошенные «Медузой» эксперты назвали наказание для игумена мягким. «Возможно, в патриархии боятся угрозы справа, со стороны фундаменталистов — это люди нервные, для них это вопрос жизни и смерти, вечного спасения», — рассуждает Андрей Десницкий. Вторая возможная причина мягких санкций — попытка дистанцироваться от слов отца Сергия именно в публичном поле.
Этой точки зрения придерживается и Сергей Чапнин, он считает, что сейчас РПЦ накрывает новая волна фундаментализма — своего рода «магический фундаментализм», чрезмерная приверженность к церковным обрядам. Бороться с этим, по словам эксперта, нужно не столько административными мерами, сколько содержательной критикой, прежде всего пастырской и богословской.
Андрей Кураев уверен, что священноначалие должно было вступить в полемику даже не с отцом Сергием, а с идеями, которые он озвучил, — «это мнение множества профессиональных православных».
«Общество должно было посмотреть в это зеркало, увидеть, что православный мир — это не только бабушки — божьи одуванчики или милые детки у иконки. В церковном мире есть и зверье. Террористом может стать кто угодно.
И молчание епископата по поводу сталинской мозаики и памятников Ивану Грозному показывает, что даже церковные элиты вполне допускают путь террора», — объясняет диакон.
«Между монастырем и казармой есть существенная разница»
Распоряжениям патриарха и рабочей группы предшествовали многочисленные новости о заражении и даже смерти высокопоставленных служителей церкви. В понедельник стало известно, что с подозрением на коронавирус был госпитализирован митрополит Челябинский Геннадий. Та же участь постигла еще нескольких священнослужителей Свято-Симеоновского кафедрального собора, где служил архиерей. Однако эта епархия не стала закрывать храмы для прихожан на пасхальные богослужения.
«Всем клирикам стало плохо в понедельник, 20 апреля. Заболели. Крепким оказался один священник и один диакон. Службы не отменили. Через пару дней остался один священник. Службы не отменили. Первыми официально загремели в больницу священник и алтарник. Службы не отменили. Потом простой мирянин (!не начальник!) организовал КТ для болеющих клириков, которые планировали скоро вернуться на службу.
На эту процедуру не явилось два священника: один не имеет симптомов и продолжает служить, другой решил нести подвиг и остался дома, видимо, ждет карету скорой, потому что он совсем не здоров. С КТ вернулись не все, но я обращаю внимание на то, что ушедшие не здоровы, просто у них не задеты легкие», — так описал у себя в фейсбуке ситуацию бывший клирик Свято-Симеоновского собора Станислав Трофимов.
Источник: https://meduza.io/feature/2020/04/29/v-rossiyskih-tserkvyah-i-monastyryah-massovoe-zarazhenie-covid-19