Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть
23 января 20129 минут16144
Стамбул, являвшийся сначала в течение тысячи лет важнейшим городом для православных христиан, а потом еще без малого полтысячелетия — столицей и религиозным центром мусульманской Османской империи, насквозь пропитан религиозным ароматом. Причём аромат этот практически со стопроцентным мусульманским уклоном. Сегодня — краткий ликбез по главным стамбульским мечетям.
В наши дни Стамбул — город исключительно мусульманский. От былого православного величия Константинополя практически не осталось и следа, за исключением, наверное, некогда главного храма Византии — собора Святой Софии, хоть и обросшего в XV веке минаретами, но до сих пор не отказавшегося от своего христианского происхождения. Но об этом чуть позже.
Мечетей в Стамбуле, пронзающих небо своими стройными минаретами, невероятное множество. Правда, для меня, туриста неискушенного мусульманской архитектурой, все они на одно лицо, поэтому рассказать что-либо об их архитектурных достоинствах я вряд ли смогу.
Вот, например, Новая мечеть, или по-турецки Yeni Cami, — одна из крупнейших мечетей Стамбула. Расположена она у, наверное, самого оживлённого места Стамбула — рядом с Галатским мостом, поэтому мы проезжали мимо неё довольно часто, каждый раз обращая внимание на её внушительные размеры.
Но, конечно, особое место среди всех стамбульских святынь занимают две — Айя-София и Голубая мечеть.
Айя-София
Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.
Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.
Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.
Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.
Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.
Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.
Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.
После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.
Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):
Когда строительство окончилось, мир был ошеломлён: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес».
Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от неё, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».
Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, Соломон!!!»
Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».
Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.
Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг
За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.
В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.
Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»
Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие — Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.
Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.
Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.
Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.
При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.
Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.
Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.
Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.
Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.
Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.
Голубая мечеть
Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.
Так же как и в случае с Айя-Софией, найти удачный ракурс для съёмки Голубой мечети с земли, на мой взгляд, невозможно. Тут нам на помощь снова приходит терраса ресторана, о котором я рассказывал чуть выше.
Хотя, конечно, лучшие виды на мечеть открываются с Мраморного моря. Фотографии, сделанные с морской прогулки, я уже показывал вам пару недель назад. Тогда же я рассказывал историю про шесть минаретов и реакцию на них имама Мекки.
Мечеть является действующей. Мусульмане перед посещением обязательно омывают ноги. Туристов пускают с грязными, правда обувь всё равно необходимо снимать.
Мечеть была построена в начале XVII века — таким образом молодой султан Ахмед пытался умилостивить Аллаха.
Своё название она получила от огромного количества голубых керамических изразцов ручной работы, использовавшихся для украшения интерьера.
Официальное же название мечети — Sultanahmet Camii — что означает «Мечеть Султана Ахмеда».
Основной темой внутреннего убранства являются цветы — тюльпаны, лилии, гвоздики и розы.
Всего в мечети 260 окон, украшенных витражами.
Про религиозную составляющую Стамбула, наверное, хватит. Но раз уж заговорили про религию — расскажу-ка я вам в следующий раз про Тихвинский монастырь, в котором я побывал на днях.
The show will go on!
Следующая часть: Стамбул разносторонний
Источник: https://kezling.ru/travels/narrative/istanbul-3/
Характеристика необычного имени Айя
Согласитесь, некоторые имена могут удивить нас своей нестандартностью, оригинальностью и непохожестью на другие. Одним из таких необычных имен можно смело назвать имя Айя. Оно отличается особой звонкостью и красотой.
Прекрасные обладательницы этого имени имеют идеалистичный и тонкий характер. Они на протяжении всей жизни могут стремиться к возвышенному идеалу. Но прежде чем подробно начать исследовать значение имени Айя или Ая, мы рассмотрим его происхождение.
Итак, на сегодняшний день между исследователями ведутся дискуссии о том, какое же происхождение имеет это имя. Некоторые говорят, что у него тюркские корни и его перевод – «луна» или «лунная». Кто-то говорит, что его корни греческие и перевод этого имени – «святая».
Рекомендуем: Красивые и необычные имена для девочек
Есть также мнение, что это имя имеет арабское происхождение и переводится как «прекрасная». Как видите, вариантов множество, и нужно сказать, что это имя используется многими народами, вне зависимости от того, какая национальность у родителей. И, кстати, национальность женщин, которых так зовут, определить непросто, потому что они могут быть представительницами любого государства.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Нужно сказать, что это имя не представлено ни в католических, ни в православных святцах, следовательно, именины Айя не отмечает. Поэтому при крещении девочку стоит наречь православным или католическим именем.
Женские штучки
Важно обязательно обратить внимание на характер женщин, которых зовут Ая. Вне зависимости от того, какую они имеют национальность, они рождаются бойкими и активными девочками. С детства такая девочка отличается сильной волей и стремлением побеждать. В ней ярко выражен характер лидера и победителя.
Для родителей важно научить девочку жить среди других людей, дать ей понять, что вокруг нее есть другие дети и взрослые и они тоже нуждаются во внимании. Если этого не сделать, то Ая может вырасти эгоцентричной барышней, думающей только о своих потребностях. Лучше всего для воспитания этой девочки подойдет домашний питомец, его наличие поможет формированию альтруизма.
Рекомендуем: Как воспитать дочку счастливой женщиной?
В подростковом возрасте при должном воспитании в Ае открываются новые черты характера: чувствительность к окружающим, способность быть для других опорой и поддержкой. Она становится хорошим, трепетным другом и прекрасной дочерью, готовой помогать своим родителям.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
В юности Ая становится более женственной, ранимой и тонко чувствующей. Но при этом лидерские навыки ее не покидают, только теперь она становится лидером благодаря своему умению договариваться и видеть в каждом человеке личность.
Рекомендуем: Что значит быть сильной женщиной?
Взрослея, Ая превращается в сильную и смелую женщину, стремящуюся к высоким идеалам. Она обладает недюжинной энергетикой, ее «свет» притягивает множество людей, ведь рядом с ней многие могут почувствовать себя спокойно и гармонично.
Также стоит остановить свое внимание на некоторых чертах Айи, влияющих на ее поведение и образ жизни:
- Айя нравственна, она чтит нормы морали, уважает закон, а также выбор других людей. Вне зависимости от того, какую она имеет национальность, она с уважением относится и к религиозному выбору людей вокруг неё.
- Эта женщина имеет хорошее здоровье и прекрасный иммунитет. Если она будет заниматься спортом, то ей это пойдет только на пользу и позволит сохранять высокий тонус организма.
- Мыслит Айя хорошо, она чуткая и внимательная, что дает ей возможность замечать детали и увязывать в целостную картину, казалось бы, разрозненные вещи. Она пытлива и находчива, отличается творческим подходом к любому делу.
- Айе важно и нужно отнестись к выбору профессии с умом, чтобы выбрать именно то дело, к которому у нее лежит душа. И пусть кто-то будет этим выбором недоволен — главное, чтобы Ае было комфортно. А реализовать себя она может практически в любой сфере, так как прекрасно умеет находить подход к людям.
- Интуиция у этой женщины хорошая, поэтому ей свое «шестое чувство» стоит слушать как можно чаще, это позволит избежать многих проблем.
Тонкости любви
Поговорим о любви. Итак, эта женщина выбирает мужчину, не глядя на его национальность или вероисповедание, — в избраннике она стремится найти союзника, того, кто будет чувствовать этот мир так же, как и она.
Айя понимает, что отношения, любовь – это труд, поэтому она не отчаивается и старается лишний раз не конфликтовать с мужем. Она способна стать лидером в отношениях, но не активным и инициирующим, а мягким и тихим, то есть настоящей «шеей».
С детьми эта женщина чувствует себя прекрасно, она реализует свой материнский инстинкт и воспитывает их в любви и гармонии. Хозяйка и жена она тоже отличная, на радость мужу и близким людям. Ведь именно в семье она находит то самое женское счастье.
Как видите, те, кто носит это прекрасное редкое женское имя, имеют такой же неповторимый характер. Нужно сказать, что если Айя будет искать для себя оберег, то ей стоит выбрать украшение из топаза — оно всегда сможет ей помогать и усиливать положительные стороны ее личности.
Источник: https://www.grc-eka.ru/imya/ajya-znachenie.html
Собор Святой Софии
Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.
Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»
), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.
Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.
Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.
Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.
Красавица Святая София. Вехи истории
У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.
История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.
Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией
Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.
В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.
В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.
В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.
И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.
Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.
Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.
В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.
Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.
Строительство и его масштабы
Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.
Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.
Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.
Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.
Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.
А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.
На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.
На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!
Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.
Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.
Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.
В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».
С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.
Архитектурные секреты
Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.
То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.
Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.
Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).
Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.
В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.
Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.
От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.
Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.
Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.
Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii
Значение имени Сафия
Синонимы имени Сафия. Сафи, Сафа, Сафият, Сапият, Сафина, Сапижат.
Происхождение имени Сафия. Имя Сафия мусульманское.
Имя Сафия арабского происхождения, означает «чистая», «непорочная», «ясность», «избранная». Имя Сафия – одна из вариаций мусульманского женского имени Сафи (Сафа). Имя Сафа также может трактоваться как «спокойная», «блаженная», а «чистая» также в значении «искренняя», «настоящая».
В Дагестане также употребляют имена Сапият, Сафият, Сапижат, у татар – Сафина (также трактуют как «ясная» и «корабль», «большая лодка»). От имени Сафи образованы различные двусоставные имена – Сафиназ («чистая грация»), Сафигуль («непорочная красавица»), Сафагуль («цветок непорочности»), Гульсафа и другие. Также существует мужское имя Сафи (Сафа).
Не стоить путать с европейским именем София, которое произносится совершенно одинаково, как и имя Сафия. Смысловыми аналогами для имени Сафия будут – Екатерина, Карина, Ариана, Агнесса, Искра.
Обладательница имени Сафия творческая личность, с хрупкой, интуитивной наружностью, очень эмоциональная и довольно капризная. Её романтический взгляд на мир может не совпадать с реальным положением вещей, поэтому чтобы защитить свой внутренний мир она надевает маску холодного отчуждения. Это часто обескураживает людей вокруг, так как может дисгармонировать с общим впечатлением. Её молчаливость, вдумчивость могут чередоваться бурными разговорами и резкими порывами.
Сафия стремится быть счастливой, но склонна беспокоиться, сталкиваясь с различными трудностями. Она может быть гибкой и умеет адаптироваться, если будет поддерживать в себе энтузиазм и хорошее восприятие мира – больше счастья, меньше горя. Её обаяние помогает ей общаться, Сафия любит поговорить. Интеллектуальные разговоры могут сменяться лёгкой болтовнёй.
В детстве Сафия требует к себе много любви и внимания, она очень зависима от этого, и если не получает желаемое, то может искать требуемое в своём воображаемом мире. Для неё очень важно, чтобы её поддерживали, заботились о ней.
Дисциплина и порядок не являются её сильными сторонами, и родителям надо проявить мудрость и внимательность, чтобы следить за образованием Сафии.
Было бы очень полезно для девочки, чтобы она занималась каким-либо творчеством – рисование, актерская деятельность, танцы, чтобы развивать её способности и учить выражать собственное мнение.
Сафия не признаёт каких-либо границ, как и в отношении её свободы выбора, так и в отношении риска. Она любит приключения, различные изменения, новизну и всё неизвестное.
У неё есть талант для создания обществ по интересам, объединению групп людей под единой идеей. Сафия в этом вопросах может быть очень импульсивным и даже совсем нетерпеливой.
Она любит путешествовать и открывать новые уголки мира, но предпочитает действовать не в одиночку, а чтобы её обязательно сопровождали в таких поездках.
Когда дело доходит до любви, она жаждет страсти, и её жизнь нельзя назвать спланированной или же близкой к традиционным взглядам. Она любит всё, что является необычным и неожиданным, и презирает стереотипы, а общественное мнение старается не замечать. Для того чтобы соблазнить её, эту девушку нужно удивить и поразить. Но имейте в виду, Сафия, как правило, начинает очень быстро скучать от однообразного общества.
Обладательница этого имени быстро схватывает идеи, обладает значительным интеллектуальным проворством, не лишена практичности. Можно сказать, что не сама Сафия ищет свой путь в жизни, а именно сам путь стремится найти её.
Вполне вероятно, именно по этой причине её карьера зависит от каждой конкретной ситуации, её эмоциональных связей, влияния ее семьи и друзей или, возможно, даже из-за случайного или же спонтанного момента. Сафия предпочтёт выбрать направление, связанное с продажами, маркетингом, туризмом и путешествиями.
Профессии устного и письменного направления также могут стать её призванием (журналист, преподаватель, администратор). А вот творческая стезя в любом её проявлении очень близка этой девушке. При этом Сафия никогда не отбрасывает для себя возможность получить совсем новые профессии, профессии будущих поколений.
Именины Сафии
Сафия именины не празднует.
Известные люди с именем Сафия
- Сафия бинт Хуяйй ((610-670) жена пророка Мухаммеда)
- Сафият Аскарова ((1907-1955) первая киноактриса Дагестана, посвятила немому кино 13 лет. Также была театральной актрисой.)
- Сафия Абди Хаазе ((род.1959) норвежская медсестра и общественный деятель (борьба с насилием в отношении женщин), награждена Орденом Святого Олафа I класса)
Источник: https://kakzovut.ru/names/safiya.html
Айя-София, Стамбул — собор Святой Софии: история, описание
Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.
История создания Айя-Софии
В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.
Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.
Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.
Мечеть двух религий
Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.
С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.
28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.
И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.
Советуем прочитать о Казанском соборе.
Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.
Архитектура и внутреннее убранство
Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.
Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.
От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.
Интересные факты
- Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
- На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
- Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.
Полезная информация: как попасть в музей
Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).
Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.
Источник: https://www.miroworld.ru/ajya-sofiya-sobor-svyatoj-sofii/
Айя-София в Стамбуле
Когда-то, в «золотую эпоху» Византии, это величественное здание было патриаршим православным собором. Его ждала трудная судьба: храм неоднократно горел, разрушался землетрясениями. Затем православные отсюда были изгнаны, была устроена мечеть. В настоящее время это музей византийской архитектуры. И кто знает, какие еще повороты судьбы ждут этот многострадальный памятник непостоянству человеческого выбора.
Айя-София, или собор Святой Софии — мраморный символ Стамбула.
История храма как история войн и мира
Действительно, история храма Айя-София во многом повторяет историю мировой цивилизации с ее войнами и перемириями, когда желание сохранить историческую правду вступает в конфликт с религиозными страстями.
Айя-София, или собор Святой Софии, — такой же символ Стамбула, как Эйфелева башня в Париже, с той лишь разницей, что вокруг последнего велись лишь словесные баталии о необходимости постройки такого сооружения, а Айя-София оказалась в центре крупнейших религиозных войн в истории человечества. Возможно, предвидя такой поворот событий, люди назвали храм в честь Святой Софии, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость».
История Айя-Софии началась в первой половине IV в. со строительства христианской церкви на месте древнеримского храма, что стоял на константинопольской площади Агустеон. Это была церковь большая, но незамысловатой постройки, с деревянной крышей.
Она получила название Магна-Эккпезиа, или в переводе с латыни — «великая церковь»: слово «великая», по всей вероятности, обозначало не столько размеры церкви, сколько местонахождение в крупном римском городе. Строительство велось с личного благословения римского императора Константина I (272-337 гг.
), прославившегося тем, что он провозгласил христианство государственной религией Древнего Рима, отвергнув языческих богов.
Это были времена, когда христианство еще только утверждалось, и церкви нередко становились жертвами пожаров, устроенных мятежными толпами, выдвигавшими новых и новых вождей христианского мира. В этом смысле храмам на месте нынешней Айя-Софии фатально не везло: в 404 г. сгорел первый храм, в 415 г. — восстановленный, в 532 г.
огонь уничтожил новый храм — базилику Феодосия, построенную по повелению императора Феодосия II (346-395 гг.) — последнего императора единого Рима. Это ужасное восстание практически разрушило весь Константинополь и унесло жизни более 35 тысяч человек. Правящий император Юстиниан I (483-565 гг.
) с величайшим трудом удержался на троне и решил, что лучший способ укрепить свою власть — по примеру императоров-язычников воздвигнуть грандиозный храм, величественней которого еще не было.
Юстиниан обложил налогом всю страну, выкупил участки земли под строительство, переманил из других городов самых ученых людей того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского — и согнал на стройку лучших каменщиков империи. Материалы везли отовсюду: известняк — из Сирии, мрамор — из Египта, а древнегреческие колонны доставили из храма Артемиды в Эфесе.
Юстиниану I не терпелось открыть храм лично, что он и сделал в 537 г. Однако достраивать его пришлось потомкам Юстиниана еще на протяжении полувека: например, мозаики окончательно были выложены только в годы правления императора Юстиниана II (565-578 гг.). Внутри храм поражал византийской роскошью: золото, драгоценные камни, слоновая кость.
А потом снова начались несчастья: храм очень сильно пострадал от землетрясений 553 и 557 гг., землетрясение 558 г. разрушило купол, впоследствии восстановленный и ставший еще выше; в 1204 г. храм разграбили крестоносцы.
Основатель ислама пророк Мухаммед предсказал, что первый мусульманин, кто вознесет молитву в Айя-Софии, попадет прямиком в рай. В 1453 г. султан Мех-мед II Завоеватель (1432-1481 гг.) после 54-дневной осады захватил Константинополь и обратил храм Айя-София в мечеть.
На границе православного и мусульманского миров
В 1985 г. архитектурный комплекс Айя-София удостоился чести быть внесенным в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чтобы православный храм стал походить на мечеть, к нему пристроили четыре минарета. Так как изначально храм Айя-София был ориентирован по христианской традиции — алтарем на восток, то мусульмане нашли место для михраба (направления на Мекку) в юго-восточном углу собора. Именно этим и объяснялась странная картина, поджидавшая мусульман внутри Айя-София, когда молящимся приходилось занимать места под углом относительно основного здания.
Мусульмане провели еще немало существенных переделок в храме и вокруг него: во второй половине XVI в. к храму пристроили массивные контрфорсы, отчего храм утратил первоначальный внешний вид, зато стал крепче. В XVII в. построили мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, в XVIII в. здесь появились медресе, столовая для бедняков, библиотека и фонтан для ритуальных омовений.
Однако самое главное изменение последних веков произошло в 1935 г., когда основатель турецкого государства Мустафа Кемапь Ататюрк, следуя своей политике реформации уклада жизни турок и запрета на деятельность религиозных обителей и орденов, приказал мечеть в Айя-Софии закрыть, а здание превратить в музей. А еще за четыре года до этого, в 1931 г.
, началась расчистка стен Айя-Софии: с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки, нанесенные мусульманами, которым запрещалось размещать изображения живых существ, тем более в мечетях. С той же целью с пола убрали ковры, и глазам людей предстал восхитительный декор.
Сами того не подозревая, мусульмане сохранили для истории старинные мозаики: под слоем штукатурки они оказались словно бы законсервированы.
Храм Айя-София в общем сохранил оригинальную планировку и представляет собой прямоугольник с тремя нефами, где средний — широкий, а боковые — заметно уже. Базилика храма увенчана куполом: кажется, что он парит в воздухе, и неудивительно, что древние христиане были уверены, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил.
Впрочем, мистики здесь нет: небывалая прочность купольной постройки достигалась путем добавления в раствор настойки листьев и зерен ясеня, обладающей заметным вяжущим свойством.
Кроме того, подкупольное пространство с северной и южной сторон поддерживается арками с порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта.
Также известно, что под храмом еще в глубокой древности были проложены каналы и тоннели, назначение которых пока неизвестно. Размеры одного из таких подземных каналов таковы, что по нему могла бы проплыть многовесельная галера. Местные жители уверены, что в тоннелях спрятаны священные книги и сокровища религиозных орденов.
Однако древние строители Айя-Софии при всех их талантах и способностях не догадывались, что воздвигают храм как раз над линией тектонического разлома и достаточно сильное землетрясение может однажды полностью разрушить это чудесное здание.
Исторические:
- Мозаики (около середины IX в., IХ-Хвв. и конец X в.).
- Медальоны с надписями на арабском языке.
- Рунические надписи времен Крестовых походов.
Архитектурные:
- Мраморные колонны из древнегреческих и древнеримских храмов Малой Азии (середина VI в. до н.э.).
- Мраморные двери.
- Мусульманские пристройки (михраб в апсиде, ложа султана, минбар, библиотека Махмуда I, мраморные кувшины, пять мавзолеев).
Общие сведения
Местонахождение: исторический центр Стамбула, Турция.
Музей византийской архитектуры в здании бывших христианского храма и мечети.
Официальный статус: памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (1985 г.).
Религия: ислам (суннизм).
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.
Цифры
Длина базилики: 75 м.
Ширина базилики: 70 м.
Высота базилики: 55 м.
Длина атриума: 48 м.
Ширина атриума: 32 м.
Диаметр купола: 31 м.
Высота вершины купола: 55,6 м.
Радиальные арки: 40.
Арочные окна: 40.
Климат
Субтропический.
Средняя температура января: +6°С.
Средняя температура июля: +23,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Сфера услуг: туристические.
Источник: https://mirchudes.net/architecture/631-ayya-sofiya.html
Собор святой софии: как главный православный храм стал мечетью — Русь Матушка
Айя-София – уникальный храм, в котором чудесным образом сочетаются две разные, иногда даже противоречивые религии: христианство и ислам. В этом соборе сосредоточилась обширная история нынешнего турецкого города Стамбула, а некогда Константинополя, крупного православного центра Византии. Что же такого примечательного в этом популярном туристическом месте?
Особенности названия
У главной достопримечательности Стамбула несколько названий, которые непрестанно сменяли друг друга с приходом той или иной власти. В христианский период его величали Софийским собором, собором Святой Софии Константинопольской, собором Святой Софии Премудрости Божией. Значение женского имени, в честь которого был назван храм, очень обширно и разнообразно. Его можно толковать как «мудрость», «разум», «знание» и т. д.
С приходом мусульман на эти земли храм стали называть на арабский манер Айя- София, что в переводе также означает Святая София.
Предшественники
Святая София была возведена на холме, где в прежние времена возвышались иные храмы с идентичным названием. Первоначально императором Константином I была заложена каменная базилика с деревянной крышей. Однако позже здание сильно пострадало в результате народного восстания 404 года.
Следующий император, Феодосий II реконструировал базилику. Но новые общественные волнения не пощадили восстановленную святыню и уничтожили ее.
Чуть позже на этом месте началось возведение третьей Софии, которой удалось выстоять и пережить все последующие катаклизмы, в том числе завоевание города османами, землетрясения и пожары.
Чудесный сон
История Айя-Софии начинается полтора тысячелетия назад. Существует мистическая легенда о создании этого собора. Согласно ей, в одну из ночей византийскому императору Юстиниану приснился дивный сон, в котором он увидел облик будущего храма. Некоторые источники указывают на то, что ему явился ангел с планом грандиозного сооружения.
На следующее утро император срочно начал искать людей, способных превратить божественный замысел в действительность. За ближайшие пять лет практически все доходы империи были потрачены на строительство собора Айя-Софии. При возведении были использованы только самые лучшие материалы, тщательно подобранные, привезенные со всей страны и из-за границы.
В какой-то момент Юстиниан перестал выплачивать жалование чиновникам и значительно увеличил налоги. Наконец, в 537 году на свет появился монументальный собор Святой Софии Премудрости Божией, на протяжении тысячелетия считавшийся самым монументальным и крупным храмом всего христианского мира. Потомки до сих пор восхищаются его размерами и величием.
Действительно, огромные усилия заслуженных архитекторов своего времени Анфемиоса Траллетского и Исидора Милетского, византийских зодчих и налогоплательщиков стоят того.
Образец истинного христианства
В эпоху становления различных религий перед многими странами стояла трудноразрешимая проблема: какому именно вероисповеданию последовать? Именно с таким вопросом русские послы прибыли в Византию. Монументальность и роскошь Айя-Софии поразили их. Побывав в этом храме, они прониклись могуществом православного христианства. Находясь под впечатлением от увиденного, послы посоветовали князю Владимиру обратиться именно в это вероисповедание.
Раскол церкви
Храм Айя-София стал центром всего христианского мира. Здесь законно принимали власть от патриарха новые правители Византии. Долгое время в соборе хранилась наиважнейшая христианская реликвия — Туринская плащаница, ткань, в которую было завернуто тело распятого Иисуса Христа.
В 1054 году на этом месте случилось наиважнейшее событие в истории христианства. Тогда кардинал Гумберд передал Михаилу Керуларию, Константинопольскому патриарху, официальный документ об отлучении.
Так некогда цельная христианская церковь раскололась на две части: католическую и православную, что породило много споров, противоречий и столкновений.
Смена веры
В середине XV века Константинополь пал под натиском все разраставшейся Османской империи. С приходом к власти султана Мехмеда II для города началась эра новой религии, которая длится и по сей день. По легенде, завоеватель был настолько поражен Софийским собором, что у него не хватило духа уничтожить его. Было принято решение переделать христианский храм в мечеть.
К нему были пристроены четыре минарета, а на роскошные мозаики и иконы нанесли толстый слой побелки, после чего их завесили верблюжьими кожами, на которых золотой вязью были написаны изречения из Корана. Крест, венчавший купол храма, был заменен на полумесяц.
Так собор Святой Софии Премудрости Божией превратился в мечеть Айя-София, ставшей после Каабы второй по важности святыней ислама.
Четыре минарета были пристроены не в одно время, что заметно по их внешнему виду. Первый минарет был деревянным, затем последующие правители возвели еще три. В XVI веке к мечети пристроили несколько новых зданий: библиотеку, медресе (начальную школу), прекрасный шадырван (фонтан для омовений), служебные помещения, дом имамов и, наконец, усыпальницу правителей Оттоманской династий.
Султаны очень заботились о сохранности мечети, она периодически реконструировалась и укреплялась. В XIX веке для этого были вызваны ведущие итальянские реставраторы, которые спасли святыню от полного разрушения.
Современный храм
В 1934 году Кемаль Ататюрк, президент Турции, превратил храм в музей, который открыт для посещения и в наше время. С тех пор здесь проводятся не мусульманские обряды, а реставрационные работы.
Толстый слой штукатурки снимается, и перед посетителями предстают одухотворенные лики христианских святых, обрамленные витиеватыми сурами ислама.
Относительно недавно эта поразительная достопримечательность была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внешний облик собора
Айя-София в Стамбуле заметна издалека, однако снаружи храм выглядит достаточно аскетично и сливается с мечетями поблизости. В первую очередь в этом сооружении поражает его монументальность, массивность. Площадь здания составляет более 5000 квадратных метров, высота – 51 метр. Все это мощное великолепие венчает внушительный купол диаметром 31 метр.
В храм можно войти с девяти ворот (священное у мусульман число). С противоположной стороны от главного входа в музей расположены гробницы османских султанов. Их можно посмотреть бесплатно. Здесь также находится интересный мавзолей Мехмеда III, в народе именуемого борцом за справедливость.
Внутреннее убранство
Парадный вход – одно из примечательных мест храма. Более тысячелетия назад отсюда выходили императоры. Проем украшает интересная мозаика. На ней изображены Богоматерь с младенцем на руках и два правителя — императоры Константин и Юстиниан. Основатель города держит в руках план Константинополя, а основатель собора – план храма.
Вся роскошь Айя-Софии спрятана внутри. Поражают размеры бывшей мечети. Мощные и толстые колонны, поддерживающие свод, кажутся изящными и утонченными. Их высота — около 25 метров.
Все они выглядят по-разному, так как были привезены из разных древних святынь Ливана и Эфеса. В самом куполе проделано множество небольших окошек, которые наполняют здание светом. Создается ощущение, будто сооружение парит в воздухе.
Своды храма украшены изречениями из Корана, которые соседствуют с фресками и лепниной, в том числе с изображением Матери Божьей.
Стены собора выложены золотыми мозаиками. На них отображена удивительная история византийского искусства. Поначалу соборы украшались орнаментальной мозаикой. Затем декор усложнялся, обретал определенные формы и сюжет.
При помощи мозаики начали изображать почитаемых святых, а впоследствии и библейские сюжеты. К сожалению, они сохранились не полностью. Однако и по фрагментам можно наблюдать эволюцию византийской иконописи, когда мастера от плоских изображений переходили к объемным и глубоким.
В музее Айя-София можно обозреть большое собрание икон и иных предметов, относящихся к христианству.
Пол выложен белым мрамором, что зрительно еще больше увеличивает пространство. На нем можно найти омфалион – цветную вставку в мраморном полу, обозначающую место традиционной коронации императоров, которое находится от алтаря справа, ровно под центром купола.
Очень много предметов декора свидетельствуют о мусульманском периоде храма. Интересно, что минбар (то есть кафедра), с которого мулла проводил богослужение, был построен не на месте бывшего алтаря, а юго-восточнее.
Заветы ислама требуют, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. По этой причине мусульмане молились не посередине храма, а чуть в стороне.
Сегодня на стенах рядом с христианскими святыми можно увидеть панно с витиеватой каллиграфией османского периода.
Что посмотреть внутри
В соборе Айя-София в Стамбуле есть пара примечательных и популярных у туристов мест. Во-первых, стоит обязательно подняться на второй уровень храма, ведь оттуда открывается прекрасный вид на внутреннее великолепие.
Во-вторых, если времени достаточно, можно постоять в очереди к «плачущей» колонне. Считается, что она исполняет желания. Раньше на этом месте была икона Григория Чудотворца. К ней стремились притронуться сотни паломников в надежде исцелиться от недугов.
Легенда также гласит, что случайное прикосновение к ней избавило императора Юстиниана от мучившей его головной боли.
Когда храм превратили в мечеть, икону убрали, после чего здесь осталось небольшое углубление. Сейчас это отверстие сияет, ведь каждый посетитель стремится прокрутить в нем палец по часовой стрелке, загадывая при этом свое заветное желание. Если палец стал влажным – оно обязательно исполнится.
Внутри храма есть необычное «холодное» окно, откуда всегда веет прохладой даже в знойный и безветренный день.
Литературный образ
Великолепный собор был возвеличен и в поэзии, например в стихотворении И. А. Бунина «Айя-София». Вот его полный текст:
- Светильники горели, непонятный
- Звучал язык, — великий шейх читал
- Святой Коран, — и купол необъятный
- В угрюмом мраке пропадал.
- Кривую саблю вскинув над толпою,
- Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
- Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах
- А утром храм был светел. Все молчало
- В смиренной и священной тишине,
- И солнце ярко купол озаряло
- В непостижимой вышине.
- И голуби в нем, рея, ворковали,
- И с вышины, из каждого окна,
- Простор небес и воздух сладко звали
- К тебе, Любовь, к тебе, Весна!
Здесь автор описывает мусульманский период храма. Большое количество света внутри мечети олицетворяет здесь одухотворенность и религиозный дух.
Справочная информация
Айя-София в Стамбуле расположена в историческом районе города (Султанахмет). Местоположение очень удобно, ведь именно здесь сосредоточены основные достопримечательности столицы Турции.
Музей работает каждый день с 9 до 19 часов в летний период (с 15 апреля по 30 октября) и с 9 до 17 часов в зимнее время. Необходимо учесть, что храм закрыт в такие важные мусульманские праздники, как Рамадан и Курбан-Байрам.
Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/sobor-svyatoj-sofii-kak-glavnyj-pravoslavnyj-hram-stal-mechetyu.html