Кто из апостолов был братом Петра

ПЕТР, АПОСТОЛ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Апостол Петр, Икона VI в. Дерево, энкаустика. Монастырь св. Екатерины на Синае

Петр (+ 67), первоверховный апостол от двенадцати

Память 16 января — поклонение честны́м веригам, 29 июня — вместе с ап. Павлом, 5 сентября — воспоминание явления ап. Петра правоверному царю Юстиниану в Афире в 552 г. (Греч. [1]; Румын. [2]; РПЦЗ [3]), а также в Соборе двенадцати апостолов и Соборе Додеканесских святых (Греч.).

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме.

Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов.

Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, за что и удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.

Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15).

Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.

Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей.

Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе послание Петра написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании.

Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений.

Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: “Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне”.

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Апостол Петр, Икона из деисусного чина. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе. Первая половина XVII века. Происходит из Богоявленской церкви села Семеновского под Москвой.

Молитвословия

Тропарь, глас 4 на поклонения веригам:

Ри́ма не оста́вль, к на́м прише́л еси́/ честны́ми вери́гами, я́же носи́л еси́, апо́столов первопресто́льне./ И́мже ве́рою покланя́ющеся, мо́лимся:/ твои́ми к Бо́гу моли́твами// да́руй на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:) на поклонение веригам (по 3 песни):

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в первопресто́льника:/ созыва́ет бо вся́ пра́здновати, Пе́тре,/ чудеси́ твоея́ честны́я вери́ги// и подае́т согреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 2 (Подобен: В молитвах неусыпающую:) на поклонение веригам (по 6 песни):

Верхо́внаго и пе́рваго апо́столов,/ и́стины Боже́ственнаго ученика́,/ Петра́ вели́каго восхва́лим/ и того́ ве́рою целу́ем вери́ги,// прегреше́ний разреше́ние прие́млюще.

Тропарь, глас 4 апп. Петру и Павлу:

Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку все́х моли́те/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 апп. Петру и Павлу:

Тве́рдыя и Боговеща́нныя пропове́датели,/ ве́рх апо́столов Твои́х, Го́споди, прия́л еси́/ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и сме́рть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Использованные материалы

[1]  «Ἐγκαίνια Νοαῦ Ἁγίου Πέτρου ἐν τῷ Ἀθηρᾷ», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx

[2]  «Sinaxar 5 Septembrie», сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1679.html

Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла :: Издательство Русская Идея

29.06/12.07. — Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Апостол Петр – простой рыбак – вместе со своим братом Андреем (который и привел Петра) был призван Самим Христом. Звали его Симоном, он был женат и имел двоих детей, а имя Петр (что значит камень) он получил от Господа.

На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Петр в числе трех любимейших учеников Спасителя присутствовал при всех особо важных событиях земной жизни Господа, явив однажды и человеческую слабость троекратного отречения от Него (Мф. 26; Мр.

14), и затем восстановления апостольского служения через горькое покаяние и троекратное исповедание любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17).

Апостол Павел ранее звался Савлом, что значит «выпрошенный», «вымоленный».

Он имел римское гражданство, получил серьезное религиозное образование, был ревнителем еврейского закона и страстным гонителем первых христиан, участвуя в убиении первомученика архидиакона Стефана, «дыша угрозами и убийством»; сам лично Христа не знал.

Чудесное его обращение произошло по пути в Дамаск, куда он ехал для преследования христиан, но услышал голос Самого Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9). После этого он духовно прозрел, получил новое имя Павел и стал бесстрашным проповедником христианства.

Как видим, оба апостола показывают нам в своей земной жизни человеческие слабости и несовершенства (нет безгрешных людей) и возможность их преодоления с Божией помощью жертвенным служением Господу.

Оба апостола более других потрудились в деле евангельской проповеди: Петр – в основном среди иудеев, Павел – среди язычников.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный.

Апостол Петр, творя чудеса, проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия), в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.

Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии.

Апостол Павел проповедывал в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных. Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных, поразило слепотой волшебника, воскресило мертвого, злые духи покидали одержимых. За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба.

По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4). Вернувшись в Иерусалим, в 59 г. апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении. Два года спустя как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о.

Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения.

За усердную проповедь христианства оба апостола были казнены в Риме при императоре Нероне в один и тот же 67 год по Р.Х. Апостол Павел был усечен мечом как римский гражданин. Петр же был распят вниз головой: считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся Христос, Петр сам просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

(Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».) Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

Мощи апостолов находятся в Риме, но ныне почитаются католиками уже заметно менее, чем гробницы их современных пап, куда стоят огромные очереди, в отличие от мощей апостолов.

Совершенно непохожие в начале своей жизни, один — рыбак, другой — ученый; один из призванных самыми первыми за глубокую веру, другой — из гонителей Христа, призванный последним (Павел не входит ни в число 12, ни в число 70 апостолов, упомянутых в Новом Завете), разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, ибо наиболее отличились своими трудами, описанными в Деяниях, за что Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными.

Это в назидание нам: пути к Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь. Каждый из апостолов имел и свои особенности служения, среди них Господом не было установлено иерархии подчинения, которую потом выдумали католики, наделив особым статусом апостола Петра и превратив затем эту выдумку в догмат «непогрешимости» папы Римского. Этого вопроса мы коснемся в следующий день церковного календаря, который посвящен памяти всех первых 12 апостолов.

Первое послание к коринфянам Св. Ап. Павла

Глава 13

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
2. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,6. не радуется неправде, а сорадуется истине;7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Первое соборное послание Св. Ап. Петра

Глава 3

1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом

7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Источник: https://rusidea.org/25071201

Святые апостолы Петр и Павел

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Апостолы Петр и Павел

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия.

Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи.

В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали.

Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет).

Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила.

Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона.

Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог.

Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что является религиозным символом христианства

Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас.

И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь.

Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

Праздник Петра и Павла

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34).

Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «Паси овец Моих» (Ин.

21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18).

Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х.

, еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев.

Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории.

Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.

 Вы прочитали статью Апостолы Петр и Павел

Источник: https://www.pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-apostola/

ИАКОВ

[греч. ᾿Ιάκωβος, ὁ ὀνομασθες δίκαιος] († 62/63), ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая), брат Господень (ὁ ἀδελφὸς τοῦ κυρίου), 1-й еп. Иерусалима, возглавлявший христ. общину после Вознесения Господня в течение 30 лет (Hieron. De vir. illustr. 2); вероятный автор Иакова Послания.

Свидетельства о жизни и служении И.

содержатся в источниках I-IV вв. самого разного достоинства и происхождения — в канонических книгах НЗ, у Иосифа Флавия, в христ. апокрифах, в гностических трактатах, в сочинениях раннехрист. писателей и в святоотеческих творениях.

Канонические тексты, как более древние, и свидетельство Флавия, несомненно, носят исторический характер, тогда как памятники более позднего времени передают большей частью легендарные истории.

Все источники, несмотря на различие в деталях, отмечают высокий авторитет И. в ранней Церкви.

Канонические Евангелия

содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. Вопрос о том, кто из них впосл. стал именоваться Праведным и в какой именно степени родства состоял И. со Спасителем, обсуждался уже в древности.

Ап. Иаков, брат Грсподень. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий
Ап. Иаков, брат Грсподень. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий

Известны 4 основные т. зр. В вост. правосл. традиции принято считать, что И.

не входил в число 12 апостолов, а потому упоминается в Евангелиях только среди братьев Господних. При этом признается, что упоминаемые в Мф 13. 55 и др. местах братья Иисуса Христа являются детьми прав. Иосифа от 1-го брака. Наиболее четко эта т. зр. была выражена свт. Епифанием Кипрским, а потому в совр. науке носит его имя (хотя впервые встречается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»).

В критической библеистике такую же позицию отстаивали Дж. Лайтфут (Lightfoot. 1865), Т. Цан (Zahn. 1900), а из более совр. авторов — Р. Бокем (Bauckham. 1994). Одним из аргументов в пользу этой теории является наименование Иисуса Христа «сыном Марии» в Мк 6. 3.

Поскольку в эту эпоху матрилинейный счет среди евреев только начинал распространяться, подобное именование имело смысл в том случае, если отец ребенка не был известен или нужно было различать детей, имеющих разных матерей, но одного отца.

И. не входит в число 12 апостолов, а потому возникает вопрос: веровал ли он в Иисуса Христа до Его Воскресения или уверовал позже? Как евангелист Иоанн, так и евангелисты-синоптики отмечают, что родственники Спасителя на начальном этапе Его общественного служения если не противились Его проповеди, то по крайней мере встретили ее непониманием.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/200153.html

Апостол Петр: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу»

Первоверховный апостол Петр – простой и безграмотный рыбак, покоривший весь языческий мир. Смелый, твердый верой и характером. Учитель назвал его камнем — а он отрекся от Него. После слезного раскаяния, именно ему Иисус заповедовал быть пастырем, и доверил ключи от Царства Божьего.

Образ апостола Петра. Синай, монастырь св. Екатерины. Древнейшая энкаустическая икона VI века, написанная на доске

Жизнь Симона до призвания Господом была как у обыкновенного рыбака. Его брат Андрей также был апостолом

До призвания апостольского служения, житие Апостола Петра не отличалось от жизни рыбаков. Продавая пойманную рыбу, он кормил свою семью, тещу и престарелого отца. Звали будущего Апостола Симон. Родом из колена Симеонова, сын иудея Ионы, Симон жил в маленьком галилейском городке Вифсаиде.

Он женился на дочери брата Апостола Варнавы. Имел двоих детей – сына и дочь. Будучи бесхитростным и некнижным, – свято соблюдал заповеди, ходя перед Господом без порока.

Священное Писание указывает, кто из апостолов был братом Петра. Это Андрей Первозванный, который первым призван Христом на апостольское служение. Андрей выбрал путь безбрачия, решив посвятить себя Господу.

Он пошел к святому Иоанну Крестителю на Иордан, и стал его учеником. Услышав от Иоанна Крестителя указание: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29), – ученик пошел в след за Спасителем.

На следующий день Андрей пришел к брату Симону, и сообщил, что «мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Иоан.1:41). Когда братья пришли ко Христу, Он вдруг провозгласил, глядя на Симона: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Иоан.1:42).

«Андрей приводит Петра к Иисусу», Картина Караваджо

Апостольское служение со Христом, сила духа, горячность и отречение Петра

Славная биография Апостола Петра начинается с призывом Иисуса к апостольскому служению. Это предложение прозвучало к Симону, когда он ловил рыбу. С ним в лодке находился брат апостола Петра – Андрей Первозванный.

«Призвание апостолов Андрея и Петра», Дуччо ди Буонинсенья, XIV в

Петр — любимый и почитаемый из Апостолов

При перечислении апостолов, на первом месте всегда стоит Петр. Он ближайший ученик Иисуса, сопутствовавший Ему на всем жизненном пути.

Господь посетил жилище Петра. Там Он исцелил Петрову тещу от горячки

Апостола Петра Христос избрал, чтобы он своими глазами увидел чудеса.

Чудеса, которые видел Петр:

Явление Божественной славы на горе Фавор

Икона «Преображение Господне», XV в. Кирилло-Белозерский музей. Внизу изображены Апостолы Петр, Иоанн и Иаков

Христос воскресил умершую дочь Иаира

«Воскрешение дочери Иаира». Картина М.М. Зеленского, 1871 г. Апостол Петр находится за спиной Христа

Молитвенное бдение Иисуса в Гефсиманском саду

Гефсиманское моление. Иисус изображен с Апостолом Петром. Венеция, Италия. Мозаика собора святого Марка, XIII в

Апостол Петр, единственный из учеников, дерзает пройти по воде .

Икона «Спасение утопающего Апостола Петра»

Иисус сказал Ему: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»

Петр – первый из Апостолов, признавший Иисуса мессией, назвавший Его Сыном Божиим.

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»

Христос под словом «на сем камне» подразумевает Себя.

Вера в Спасителя – есть краеугольный камень, о котором в последствии Апостол Петр говорит в своем послании:

«Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены»

Также Иисус сделал Петра хранителем ключей Царства Небесного

Петра называют «хранитель ключей». Это следует из слов Христа:

«дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»

Памятник «Апостол Петр с ключами». Прага, Чехия

Ключи заповеданы Петру после того, как он от лица всех учеников исповедал Иисуса Христом, Сыном Божьим. Учитель об этом спрашивал у всех Апостолов – «вы за кого почитаете Меня?».

Этим вопросом, направленным ко всем ученикам, Христос указывает, что власть вязать и разрешать, равноправно имеют все Апостолы.Их служение продолжают епископы, которых они рукополагали. Епископы также имеют эту власть до сего дня.

Петр отрекся от Иисуса в момент, когда Его вели на казнь

В Гефсиманском саду, когда Божественного Учителя пришли предать на смерть, Петр – единственный из учеников взял в руки меч, и попытался защитить Иисуса. Несмотря на такую смелость, Господь попускает ему падение.

Отречение Петра. Картина Рембрандта, 1660 г

Петр искренне раскаивался за свой поступок. Христос принял слезное раскаяние Апостола, и удостоил его первого увидеть Себя воскресшего. В последствии, Христос восстанавливает Петра в апостольском служении после троекратного признания в любви.

«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих»

Служение после пятидесятницы – странствия, проповеди и крестная смерть

После Святой Пятидесятницы, ученики Христовы становятся Апостолами, облекшись силою Святого Духа. В этот же день Апостол Петр совершает первую проповедь, после которой к Христовой церкви присоединилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2,14-41).

Свою любовь Апостол доказал Христу горячими проповедями, терпением скорбей и гонений. Его деятельность сопровождалась чудесами и знамениями. Петр молитвами ко Господу подымал хромых (Деян. 3,1-8), воскресал мертвых (Деян. 9,40), исцелял больных (Деян. 9,32-34).

Когда Петр проходил по селениям, то «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5,15-16).

Апостол много странствовал. Он совершил из Иерусалима шесть путешествий. Проповедовал Иисуса Христа в Галилее, Иудее, Самарии, Сирии, Антиохии и Кесарии, Финикии, Понте и Галатии, Каппадокии, Трое, Вифинии, Риме, Вавилоне, Греции и Британии.

Святой Петр много сделал для обращения язычников, за что неоднократно власти принимали решение заключить его в темницу. Но Господь всегда пребывал с ним. Петр чудесным образом освобожден ангелом из темницы (Деян. 12,7-10).

Петра, первого из апостолов, — посетило видение от Господа, чтобы иудеи не почитали ничего не чистым, — ни пищу (Деян. 10,11-16), ни любого человека (Деян. 10,28).

Петр с 43 по 67 год был Римским епископом. В 49 году он возглавил Апостольский Собор, который рассматривал вопрос о порядке принятия язычников в христианство.

Смертельная схватка Петра В Риме произошла с Симоном волхвом. Об этом событии описано древним греческим историком Егезиппом, святым Метафрастом, раннехристианскими авторами преподобными Иустином и Иринеем. Это отображено в Прологе и Великих Минеях.

Симон волхв своим колдовством помрачил умы многих римлян до такой степени, что ему поставили памятник, и почитали как бога. Апостол Петр, ради того, чтобы верные христиане не соблазнились лживыми чудесами, вступил в единоборство с волхвом, и победил его силою Христовою. Петр воскресил мертвого юношу, которого волхв не смог воскресить.

После этого Симон, поднятый на воздух бесами, имитировал свое вознесение. Но Петр связал бесов именем Иисуса. Симон упал на землю и разбился.

Картина художника Беноццо Гоццоли «Падение Симона волхва». 1461 г

В это время Петр написал свои Соборные Послания, вошедшие в Новый Завет.

Послания апостола Петра вошли в Новый Завет Библии, их два

В 63 и 67 годах апостол Петр пишет свои Соборные послания, вошедшие в Новый Завет.

В первой части посланий он укрепляет новообращенных христиан в вере, увещевает их не смущаться угрозами, клеветой и преследованиями. Он учит благоразумию, молитве и благочестию. Во втором послании Апостол призывает не отступать в вере в угоду язычникам, обличает лжеучителей и лжепророков, предупреждает и оберегает христиан от заблуждений беззаконников.

Цитата из послания:

«Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».

Послания апостола Петра утверждают христиан в вере, благочестии и твердости убеждений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем разница между патриархом и митрополитом

Крест и смерть апостола Петра – венец его святости

Смерть апостола Петра предсказана Христом. Об этом Петр пишет в своем послании: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1,14). После того, как Петр обратил в христианство двух жен Нерона, разгневанный император приказывает распять Апостола на кресте.

По просьбе христиан, Петр уходит из Рима. По дороге он встречает Иисуса Христа, идущего в Рим. На вопрос Петра, Иисус ответил, что Он идет в Рим, чтобы вновь пострадать на кресте. Апостол понимает, что настал час принять мученическую смерть. Его арестовывают, сажают в темницу, и через несколько дней посылают на казнь.

Казнили Апостола Петра в 67 году, 29 июня.

Как умер Апостол, в Священном предании подробно описывает святой Метафраст. Петр просит своих палачей прибить его вниз головой. Причина этого – глубокое покаяние из-за его отречения, и осознание своего не достоинства быть распятым, как Христос. Просьба осужденного исполнена, и пригвоздили на крест Апостола Петра вниз головой.

Могила апостола Петра найдена в XX веке

Христианское предание сохранило сведения о том, что древняя римская базилика Константина находилось на месте предполагаемого захоронения Апостола. Археологические раскопки, проводившиеся в 1939-1949 годах, обнаружили древние останки, и камень с надписью «Здесь покоится Петр». В отчете исследований отражено предположение, что с большой вероятностью останки и могила принадлежали Апостолу. Изучив материалы, в 1968 году Папа Римский Павел VI объявил об открытии могилы Апостола Петра.

Почитание Первоверховных Апостолов Петра и Павла совершается 29 июня.

Источник: https://hranitel.club/107-apostol-petr

Апостол Иаков, брат Господень — Православный журнал

Святой Иаков — первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова — 8 января.

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19).

Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился — таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу.

Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру — христианство.

Литургия апостола Иакова

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется — Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви.

В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор.

В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века — первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. его цель — укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого.

Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) — старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз.

Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Другие “родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3).

Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти).

Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

Святой Иосиф Обручник

Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры — это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником.

К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы — формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником — кроме самого обручения их больше ничего не связывало.

Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним — 8 января.

Источник: https://foma.ru/apostol-iakov-brat-gospoden.html

Апостол Пётр. Кто есть кто — Евангельские места. Путеводитель

Годы жизни: умер около 67 г. в Риме

Полезная информация

Симон сын Ионыивр. שמעון בר-יונה, פטרוס הקדושараб. سمعانСимон ПётрАпо́стол Пётргреч. Απόστολος ΠέτροςИмя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כיפא — камень), которое ему дал Иисус

араб. القديس بطرس ، بطرس الرسول

В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков — 29 июня.

В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра.

С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I–II вв.

Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр.

В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II в., писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию.

На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане.

Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». 

Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Юстин Мученик, писавший в первой половине II века в Риме.

«Согласно Гал.2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).

Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II в.

, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом.

Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу.

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр.5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима.

Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община. Так как, по словам Павла (Гал.2:7-9) , Петру было вверено проповедование Благой Вести обрезанным иудеям, то отдельные исследователи предполагают, что он посетил Вавилон с этой целью.

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/people/6820-apostol-pyotr/

Апостолы Иисуса Христа

«Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь»

Даже глубоко верующий человек может заблуждаться насчет того, сколько же последователей было у Иисуса Христа, следовавших за ним повсюду. Их начали называть апостолами, так как в переводе данное слово обозначает «посланники».

Согласно тексту из Евангелие, апостолы были людьми, которые беспрекословно слушались Христа, следовали за ним на его пути, обучались слову Божьему и проповедовали Евангелие повсеместно, неся волю Господа повсюду.

Благодаря этим людям до наших времен дошли свидетельства Божьего слова, учений, благих деяний.

Имена апостолов

Согласно официальным данным, у Сына Божьего было 12 последователей. Их звали Петром, Андреем, Иоанном, Иаковом (Заведеев и Алфеев), Филиппом, Варфоломеем, Фомой, Матфеем, Симоном и Иудой (Иаковлев и Искариот). Несмотря на это, есть и другие версии, согласно которым учеников у Иисуса Христа было больше. Но поближе стоит познакомиться с известными всеми двенадцатью апостолами.

Пётр

Бывший моряк по имени Симеон, который позднее получил имя Каифа, что в переводе обозначает камень, или же Пётр. Он уверовал в Господа после одного знаменательного события, когда тот излечил тещу моряка от тяжёлого недуга.

Тогда будущий последователь учений Христа уверовал в Бога и попросился стать учеником Сына Божьего, следуя по его стопам. Именно он стал первым апостолом, который не отрекся от Всевышнего и поверил в него, за что получил звание ученика.

До нашего времени дошли сведения о чудесах, сотворённых им, например, хождении по поверхности воды.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Апостол Андрей был братом Петра. Он уверовал в Господа ранее своего брата, так как до того, как стать последователям Христа, он обучался Божественному слову у Иоанна Крестителя. Приняв крещение на реке Иордан, он сразу же последовал за Иисусом. Именно это и говорит о том, что именно он является Первозванным Андреем.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Он же Заведеев. Именно с этим апостолом верующие люди знакомы больше всего, так как ему принадлежит авторство одного Евангелия и некоторых книг из нового Завета. Свое прозвище Богослов последователь Христа получил за то, что во всех его писаниях красноречиво рассказывается о Сыне Господа и Всевышнем. Также как и апостол Андрей, он сперва обучался у Иоанна Крестителя.

Стоит отметить, что именно он был самым юным и любимейшим из учеников Христа. На изображении Тайной вечери его голова находится на плече Сына Божьего. Их всех последователей, он единственный, кто не побоялся поддержать мученический подвиг Христа, остался на Голгофе и до последнего наблюдал за происходящим. За свою веру он получил наставление от Господа – присмотреть после его кончины за Богородицей, которую в дальнейшем ученик приютил в своём доме.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Прежде чем стать последователем Иисуса Христа Иаков был моряком в Галилее. Среди апостолов он получил звание старшего Иакова, так как среди двенадцати учеников был еще один последователь с таким же именем, присоединившийся к учениям позднее. Иаков был тем, кто увидел преображение Господа на горе Фавор.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Рукописная икона Апостол Иаков Заведеев

Цена от: 6 500

Подробнее

Иаков Алфеев получил среди апостолов звание младшего. Последовал в веру сразу же за своим братом Матфеем.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Апостол Филипп имел Вифсаидское происхождение. Он постоянно давал мудрые советы Иисусу Христу, в том числе когда возникала необходимость в разделении пяти хлебов и двух рыбин на несколько тысяч человек у Галилейского моря.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

«Совершенно честный человек без какой-либо доли лукавства» – именно так об ученике Варфоломее отзывался сам Господь. Родился будущий апостол в Галилейской Кане. Известен в миру также под именем Нафанаил.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Именно этого апостола в народе прозвали «неверующим», используя данный афоризм в простой лексике. До сих пор остаётся загадкой, кем же был Фома до момента начала учения у Христа. Однако свое прозвище апостол получил за случай, когда он усомнился в том, что Христос Воскрес. Тогда Христос явился лично перед ним и попросил положить пальцы на его раны. Тогда Фома убедился в Воскрешении Господнем и больше не изменял своей вере.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Рукописная икона Апостол Фома

Цена от: 6 500

Подробнее

Именно Апостолу Матфею принадлежит авторство первого Евангелия. Достоверно известно, что до начала учения у Христа, он был простым человеком, собирающим налоги, — таких людей ранее называли мытарями. В Господа он уверовал почти сразу и никогда не изменял своей вере в него. Христос часто посещал апостольский дом, а хозяин отвечал ему гостеприимством.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Согласно преданию, в Господа будущий апостол уверовал на собственной свадьбе в Кане Галилейской. Именно тогда гости торжества опустошили все запасы благодатных напитков, после чего Иисус Христос превратил воду в сосудах в вино.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

В миру Иуду Иаковлева называли Фадеем. От других апостолов он отличался смиренностью и постоянными утверждениями, что не настолько хорош, чтобы называться Господнем братом.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Рукописная икона Иуда Апостол Иаковлев Леввей

Цена от: 6 500

Подробнее

Иисус подал кусок хлеба и сказал ему: «что делаешь, делай скорее». После чего Иуда вышел и предал его, выдав первосвященникам за 30 сребреников. Загадка его перехода от апостольства к предательству — сюжет многочисленных богословских и художественных произведений.

Иуда Искариот единственный выходец из провинции Иудея среди апостолов, остальные были галилеяне. Как известно, Иуда Искариот был учеником Христа, который его предал и встал на путь воровства.

 После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам  и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

 Когда состоялся один из апостольских соборов, то его место по жеребьевке было отдано апостолу Матфею.

Источник: https://vseikony.ru/news/vse/apostoly-iisusa-hrista/

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько заповедей дал Бог Моисею

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр — единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника.

Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом.

В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь.

Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы.

С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – Рафаэль, «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – Караваджо, «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – Рубенс, «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – Николай Гумилев, «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Источник: https://24smi.org/celebrity/41485-apostol-petr.html

Апостол Пётр. Библиотека — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כיפא — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Рубенс, «Апостол Пётр» Питер Пауль Рубенс (1577–1640), Public Domain

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 
(Мф. 16:18-19)

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Святой Пётр, икона VI века. Монастырь Святой Екатерины (Синай) фото Ghirlandajo, Public Domain

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль.

В Деяниях описывается, как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень апостола Петра осенила их.

В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г. неизвестен, Public Domain

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48).
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18).
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17).
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21).

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния апостолов.

Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу (фреска Мазолино в капелле Бранкаччи) Мазолино да Паникале (1383–1447), Public Domain

В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет — Первого послания Петра и Второго послания Петра. 

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр проповедовал Евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима — с 43 по 67—68 год.

Антиохийская православная церковь (Римский православный патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом основал её около 37 года в Антиохии.

Распятие св. Петра. Караваджо (1601) Караваджо (1571–1610), Public Domain

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме.

Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших.

Для доказательства бесовства Симона Волхва, которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67–68 годах) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить.

Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» — спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», — отвечал ему Господь.

Петр понял, что удаление его неугодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра.

Собор Святого Петра в Ватикане, построенный над предполагаемой могилой апостола Петра :Loveless, GNU 1.2

С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи.

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола) Dnalor 01, CC BY-SA 3.0

В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. 

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/78558-apostol-pyotr/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]