В чем разница между патриархом и митрополитом

Митрополит

В чем разница между патриархом и митрополитом

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям.

Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви.

Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок.

Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия.

В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

Митрополит в католической Церкви

Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали отца у Иисуса

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!

Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:

  • Дьякон (будь то протодьякон или архидьякон — не важно) — сан, который получают до священнического;
  • Иерей — то есть священник. В эту же группу входят протоиереи, протопресвитеры и т.д.;
  • Архиерей — вершина того, что может достичь православный священник в лестнице титулов. Здесь внутренняя иерархия такова: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.

Владыка Антоний — современный православный митрополит

Митрополит, архиепископ, епископ, патриарх — какая разница?

Можно кратко описать, какова разница, между православными архиереями.

Патриарх — глава Церкви, аналог католического папы Римского для православных. Архиерей главного города, столицы.

Митрополит — архиерей, правящий епархией.

Архиепископ — правящий архиерей в области или городе, которая не входит в митрополию. В епархии архиепископа почти всегда есть викариаты. Стать архиепископом можно за некоторые заслуги.

Епископ — представитель высшего духовенства. Может править епархией, а может быть викарием — помощником управляющего.

В христианской иерархии отразился уклад египетского и иудейского жречества

Митрополиты сперва появились не на Руси, а в Римской империи. Но истоки их надо искать ещё раньше возникновения первых христианских церквей.

Первоначально титул подобного рода принадлежал жрецам. Хороший пример — египетский верховный жрец: это первосвященник среди прочих священнослужителей Амона, Атона и других божеств, которым поклонялись на берегах Нила.

Эту форму правления заимствовал Моисей. Ряд историков (Иосиф Флавий, Эдуард Шюре) настаивают на том, что величайший пророк Ветхого Завета получил образование среди египетского жречества.

В таком случае нет причин удивляться тому, что для левитов и прочих священников он ввёл подобную управляющую единицу — верховный священник (надзиратель).

«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии».

Мы не можем сопоставить с этим титулом сам титул митрополита, но новозаветные епископы уходят корнями именно сюда.

Смотрите также статью Митрофорный протоиерей — что это значит?

Новозаветный епископ — предшественник современного митрополита

Сложно представить, какое значение епископы имели в ранней христианской церкви. Мы даже не можем с уверенностью сказать, титул ли это или функция.

Но всё же подобные люди упоминаются в Новом Завете и явно играют в общине далеко не последнюю роль.

В последующие века общины расширяются, а функции епископа обозначаются гораздо чётче. Он становится главой административно-территориальных единиц — населённых пунктов древнего мира.

Иудейский первосвященник — один из прототипов современного митрополита

Епископы появляются в каждом селе, что церковное руководство воспринимает негативно. Становится ясно, что для сохранения целостности Церкви, необходима жёсткая вертикаль власти.

VI Вселенский собор устанавливает:

«По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов».

Постепенно «сельских» епископов упраздняют. Дело в том, что их почти невозможно контролировать. Церковь рискует утратить единство и превратиться во множество мелких течений.

Реформы позволяют этого избежать. Сельских епископов постепенно вычёркнут из иерархии Церкви. Но ещё до того, как это произойдёт, появляется «главный епископ» — митрополит.

Митрополитов назначали в исторических центрах христианства

Впервые слово «митрополит» мы встречаем в канонах I Никейского Собора:

 «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Именно митрополит — исторически первый титул епископов. Если епископа могли поставить во главе любого населённого пункта, то митрополит — это глава самого главного, города, столицы.

В Римской империи подобных мест хватало, ведь она сплошь состояла из присоединённых и подчинённых государств. И столица каждого из таких государств была чаще всего историческим центром христианства:

  • Эфес;
  • Александрия;
  • Коринф;
  • Антиохия;
  • И, собственно, Рим.

Некогда в этих городах образовывались первые христианские общины, это «города-матери». А слово «митрополит» происходит от сложения «мать» и «город» (или ещё версия — «человек из главного города»).

Митрополит — это преемник апостолов и глава митрополии.

В этих населённых пунктах некогда проповедовали апостолы, и митрополит — это не только их преемник, как епископ, но и руководитель сразу над несколькими епископами, — один из самых главных духовных лиц в иерархии Церкви.

Митрополит управляет митрополией — объединением из нескольких епархий. Это Церковь в миниатюре, но совокупность ещё более миниатюрных аналогов церквей (епархий) — со своими уставами, руководителями и особенностями..

Руины Коринфа, некогда здесь был центр христианской митрополии

При этом митрополия возникает не искусственным, а естественным путём — благодаря взаимодействую епархий и их взаимному проникновению через:

  • общие советы;
  • поддержание связи;
  • единые цели.

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет Бог по еврейски

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси

Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.

Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.

Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.

Митрополит оставался единственным на Руси долгое время.

При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.

И всё же митрополит обладал огромной властью:

  • он имел влияние на всех «людей церковных»;
  • разбирался с преступлениями против церкви и христианства (например, осквернение святынь, вандализм и т.д.);
  • рассуживал людей в вопросах, связанных с наследством, браком и прочих семейных спорах
  • следил за тем, чтобы торговые весы давали верные показатели.

Владыка Арсений — митрополит Светлогорский

Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:

  • Ростовская;
  • Крутицкая;
  • Новгородская;
  • Казанская.

Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали.

Митрополит — одни из самых влиятельных руководителей РПЦ, его можно узнать по голубой мантии

Сегодня митрополиты — одни из самых главных фигур в православной Церкви. Выше них только один человек — патриарх.

Одеяние митрополита:

  • Голубая мантия;
  • Белый клобук с крестом.

Но такое облачение более характерно для богослужебной практики. В обычных обстоятельствах митрополита будет проще встретить в чёрном одеянии.

Обращаются к митрополиту — «владыка».

Количество митрополий в России значительно возросло — их около шестидесяти.

Местонахождение центра русской митрополии — Московская епархия.

Митрополит у католиков выполняет похожие функции

Так как все мы из одного, христианского лона, то и митрополиты существенно не отличаются у католиков и православных. В латинском обряде это так же — лицо, которое стоит над епархиями и хиротонисует новых епископов.

Но есть и отличия:

  • Под надзором митрополита должны быть не только епархии, но и архиепископии;
  • Центр митрополии — это обязательно центр архиепископии;
  • Митрополит — это архиепископ;
  • Полномочий у католического митрополита меньше, чем у православного;
  • Руководит богослужениями.

3 латинских митрополита носят титул патриарха.

Также митрополит — это первая инстанция, к которой апеллируют епархиальные суды.

Три митрополита имеют титул патриарха:

  • Патриарх Венеции;
  • Патриарх Лиссабона;
  • Патриарх Иерусалима.

Источник: https://hranitel.club/833-mitropolit

Иерархия духовенства — Православный журнал

В чем разница между патриархом и митрополитом

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах  — монах в сане священника.

2) Архимандрит —  (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри.

В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа).

В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Николая

! Игумен —  (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин 

Для белого священства:

Для черного священства:

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка».

В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник.

Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество».

Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Скачать и распечатать инфографику об иерархии в Русской Православной Церкви:

Источник: https://foma.ru/ierarxiya-duxovenstva.html

Патриарх Кирилл примет участие во встрече глав православных церквей в конце февраля

В чем разница между патриархом и митрополитом

РИМ, 12 февраля. /ТАСС/. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл будет представлять Русскую православную церковь (РПЦ) на встрече в Иордании глав поместных православных церквей, которая состоится в 20-х числах февраля.

Как сообщил в среду российским журналистам председатель синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), предстоятель РПЦ будет участвовать в собрании даже в случае присутствия Патриарха Константинопольского Варфоломея.

«Спор в православном мире не может быть разрешен при помощи Папы Римского. Этот спор должен найти свое решение в семье православных церквей, и, может быть, этому поможет та встреча, которая сейчас организуется Иерусалимским патриархом, которая состоится в Аммане (столица Иордании — прим. ТАСС) в 20-х числах этого месяца», — сказал Иларион.

«Думаю, что наша церковь будет представлена на уровне предстоятеля», — указал митрополит.

Встреча в присутствии Вселенского патриарха

По его сведениям, Патриарх Константинопольский пока не принял приглашение, потому что считает, что «только у него есть право созывать собрание предстоятелей поместных церквей».

«Но, насколько я знаю, Иерусалимский патриархат продолжает приглашать глав поместных церквей, в том числе и константинопольского патриарха, — отметил русский митрополит.

— Дело в том, что Иерусалимский патриарх не созывал какого-то официального собрания, а, как он написал в своем письме, это братская встреча для обсуждения существующих проблем».

На вопрос, примет ли РПЦ участие во встрече в присутствии Варфоломея, митрополит ответил утвердительно.

Митрополит Иларион выразил недоумение, что у Патриарха Константинопольского вызывает возражение приглашение иерусалимского патриарха. «Когда константинопольский патриарх получил письмо с приглашением от иерусалимского патриарха принять участие в этой встрече, он ответил отказом, мотивировав это тем, что письмо было написано не на священном греческом языке, а на английском», — рассказал священнослужитель.

Он вспомнил, что в 2000 году патриарх Иерусалимский Диодор приглашал глав поместных православных церквей на празднование 2000-летия Рождества Христова. «И тогда все участвовали, и ни у кого это не вызывало возражений, в том числе и у Константинополя. Почему-то теперь, с точки [зрения] Варфоломея, только он может приглашать, а если он не приглашает, то вопросы решаться не будут», — добавил он.

«Просто пока патриарх Варфоломей не проявляет никакого желания решать созданную им проблему. Он просто пытается всех склонить к тому, чтобы все признали его беззаконные решения, но поместные церкви в большинстве своем не признают эти решения, потому что они антиканонические и противозаконны», заключил Иларион.

Встреча с Папой Римским 

Иларион также не исключил возможности новой встречи Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского Франциска. Об этом иерарх РПЦ заявил российским журналистам на прошедшей в среду в Риме конференции, посвященной четырехлетней годовщине первой исторической встречи предстоятелей на Кубе.

«Пока мне не известно о таких планах, но, коль скоро состоялась одна встреча, то естественно, что рано или поздно может состояться и другая встреча», — сказал Иларион.

Он также сообщил, что в четверг обсудит отношения РПЦ и Римско-католической церкви с Папой Римским Франциском.

По его словам, отношения между Римско-католической церкви и РПЦ развиваются динамично. «Новый импульс им придала состоявшаяся ровно четыре года назад встреча Папы Римского Франциска и патриарха Кирилла», — сказал Иларион. По его убеждению, она определила дальнейшее развитие этих отношений на многие годы. «Мы решили отмечать ежегодно годовщину, и сегодня состоялось заседание совместной рабочей группы по культурному сотрудничеству и сотрудничеству в социальной сфере», — сообщил митрополит.

Среди совместных проектов, как он рассказал, обсуждалась помощь пострадавшим в военных действиях сирийским детям. «РПЦ уже осуществляется эта работа по благословению двух патриархов — антиохийского и московского», — уточнил владыка.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7747917

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию