Кто из 12 апостолов был женат

Апостол Пётр — краткая биография, факты, личная жизнь

Кто из 12 апостолов был женат

Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. В христианстве почитается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми, недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостол в Евангелиях

Рубенс, «Апостол Пётр»

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
(Мф. 16:18-19)Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух . Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

https://youtube.com/watch?v=4tqmmeC9nXQ

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль.

В Деяниях описывается как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их.

В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48)
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18)
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17)
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21)

Караваджо, Смерть апостола Петра

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет — Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако, взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен.

Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена.

В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию апостол Пётр проповедовал евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима — с 43 по 67—68 гг.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме.

Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших.

Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты — не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить.

Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» — спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», — отвечал ему Господь.

Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу (фреска Мазолино в капелле Бранкаччи)

Поиски могилы апостола

Собор Святого Петра в Ватикане, построенный над предполагаемой могилой апостола Петра

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор Святого Петра.

С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи.

В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр.

В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола)

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию.

На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру.

Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал.

2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается.

Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год)..

Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом.

Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу».

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Почитание

Апостол Пётр почитается в христианстве, как один из главных апостолов Христа.

В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков — 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого Папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/apostol-pyotr

ПЕТР, АПОСТОЛ — Древо

Кто из 12 апостолов был женат

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Апостол Петр, Икона VI в. Дерево, энкаустика. Монастырь св. Екатерины на Синае

Петр (+ 67), первоверховный апостол от двенадцати

Память 16 января — поклонение честны́м веригам, 29 июня — вместе с ап. Павлом, 5 сентября — воспоминание явления ап. Петра правоверному царю Юстиниану в Афире в 552 г. (Греч. [1]; Румын. [2]; РПЦЗ [3]), а также в Соборе двенадцати апостолов и Соборе Додеканесских святых (Греч.).

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме.

Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов.

Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, за что и удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.

Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15).

Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.

Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей.

Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе послание Петра написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании.

Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений.

Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: “Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне”.

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Апостол Петр, Икона из деисусного чина. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе. Первая половина XVII века. Происходит из Богоявленской церкви села Семеновского под Москвой.

Молитвословия

Тропарь, глас 4 на поклонения веригам:

Ри́ма не оста́вль, к на́м прише́л еси́/ честны́ми вери́гами, я́же носи́л еси́, апо́столов первопресто́льне./ И́мже ве́рою покланя́ющеся, мо́лимся:/ твои́ми к Бо́гу моли́твами// да́руй на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:) на поклонение веригам (по 3 песни):

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в первопресто́льника:/ созыва́ет бо вся́ пра́здновати, Пе́тре,/ чудеси́ твоея́ честны́я вери́ги// и подае́т согреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 2 (Подобен: В молитвах неусыпающую:) на поклонение веригам (по 6 песни):

Верхо́внаго и пе́рваго апо́столов,/ и́стины Боже́ственнаго ученика́,/ Петра́ вели́каго восхва́лим/ и того́ ве́рою целу́ем вери́ги,// прегреше́ний разреше́ние прие́млюще.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как на самом деле зовут Бога

Тропарь, глас 4 апп. Петру и Павлу:

Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку все́х моли́те/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 апп. Петру и Павлу:

Тве́рдыя и Боговеща́нныя пропове́датели,/ ве́рх апо́столов Твои́х, Го́споди, прия́л еси́/ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и сме́рть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Использованные материалы

[1]  «Ἐγκαίνια Νοαῦ Ἁγίου Πέτρου ἐν τῷ Ἀθηρᾷ», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx

[2]  «Sinaxar 5 Septembrie», сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1679.html

Апостол Пётр. Кто есть кто — Евангельские места. Путеводитель

Кто из 12 апостолов был женат

Годы жизни: умер около 67 г. в Риме

Полезная информация

Симон сын Ионыивр. שמעון בר-יונה, פטרוס הקדושараб. سمعانСимон ПётрАпо́стол Пётргреч. Απόστολος ΠέτροςИмя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כיפא — камень), которое ему дал Иисус

араб. القديس بطرس ، بطرس الرسول

В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков — 29 июня.

В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра.

С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I–II вв.

Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр.

В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.

Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

о двенадцати апостолах, учениках Христа

Янв 17, 2019 13:46 Администратор

Источник: https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/12-apostolov-iisusa-hrista-zhizneopisanie-uchenikov-messii.html

Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла :: Издательство Русская Идея

29.06/12.07. — Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Апостол Петр – простой рыбак – вместе со своим братом Андреем (который и привел Петра) был призван Самим Христом. Звали его Симоном, он был женат и имел двоих детей, а имя Петр (что значит камень) он получил от Господа.

На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Петр в числе трех любимейших учеников Спасителя присутствовал при всех особо важных событиях земной жизни Господа, явив однажды и человеческую слабость троекратного отречения от Него (Мф. 26; Мр.

14), и затем восстановления апостольского служения через горькое покаяние и троекратное исповедание любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17).

Апостол Павел ранее звался Савлом, что значит «выпрошенный», «вымоленный».

Он имел римское гражданство, получил серьезное религиозное образование, был ревнителем еврейского закона и страстным гонителем первых христиан, участвуя в убиении первомученика архидиакона Стефана, «дыша угрозами и убийством»; сам лично Христа не знал.

Чудесное его обращение произошло по пути в Дамаск, куда он ехал для преследования христиан, но услышал голос Самого Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9). После этого он духовно прозрел, получил новое имя Павел и стал бесстрашным проповедником христианства.

Как видим, оба апостола показывают нам в своей земной жизни человеческие слабости и несовершенства (нет безгрешных людей) и возможность их преодоления с Божией помощью жертвенным служением Господу.

Оба апостола более других потрудились в деле евангельской проповеди: Петр – в основном среди иудеев, Павел – среди язычников.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный.

Апостол Петр, творя чудеса, проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия), в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.

Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии.

Апостол Павел проповедывал в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных. Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных, поразило слепотой волшебника, воскресило мертвого, злые духи покидали одержимых. За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба.

По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4). Вернувшись в Иерусалим, в 59 г. апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении. Два года спустя как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о.

Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения.

За усердную проповедь христианства оба апостола были казнены в Риме при императоре Нероне в один и тот же 67 год по Р.Х. Апостол Павел был усечен мечом как римский гражданин. Петр же был распят вниз головой: считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся Христос, Петр сам просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

(Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».) Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

Мощи апостолов находятся в Риме, но ныне почитаются католиками уже заметно менее, чем гробницы их современных пап, куда стоят огромные очереди, в отличие от мощей апостолов.

Совершенно непохожие в начале своей жизни, один — рыбак, другой — ученый; один из призванных самыми первыми за глубокую веру, другой — из гонителей Христа, призванный последним (Павел не входит ни в число 12, ни в число 70 апостолов, упомянутых в Новом Завете), разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, ибо наиболее отличились своими трудами, описанными в Деяниях, за что Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными.

Это в назидание нам: пути к Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь. Каждый из апостолов имел и свои особенности служения, среди них Господом не было установлено иерархии подчинения, которую потом выдумали католики, наделив особым статусом апостола Петра и превратив затем эту выдумку в догмат «непогрешимости» папы Римского. Этого вопроса мы коснемся в следующий день церковного календаря, который посвящен памяти всех первых 12 апостолов.

Первое послание к коринфянам Св. Ап. Павла

Глава 13

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
2. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,6. не радуется неправде, а сорадуется истине;7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Первое соборное послание Св. Ап. Петра

Глава 3

1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом

7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Источник: https://rusidea.org/25071201

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Айя София

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр — единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника.

Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом.

В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь.

Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы.

С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – Рафаэль, «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – Караваджо, «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – Рубенс, «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – Николай Гумилев, «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Источник: https://24smi.org/celebrity/41485-apostol-petr.html

Первоверховные апостолы Петр и Павел

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр,до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный.

Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником.

Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян.

9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3).

Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

У порный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни.

Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме.

Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста.

Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как можно увидеть своего ангела хранителя

Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа,   но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е.

 Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).

«Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по  средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Источник: https://blagozven.ru/pervoverxovnye-apostoly-petr-i-pavel/

Святые апостолы Петр и Павел

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Апостолы Петр и Павел

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия.

Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи.

В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали.

Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет).

Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила.

Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона.

Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог.

Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас.

И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь.

Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

Праздник Петра и Павла

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34).

Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «Паси овец Моих» (Ин.

21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18).

Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х.

, еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев.

Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории.

Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.

 Вы прочитали статью Апостолы Петр и Павел

Источник: https://pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-apostola/

Непосредственные ученики Иисуса

Ученик по-еврейски — тальмúд ( תלמיד ); по-гречески — матэтэс (maqhthV). Все еврейские пророки и позднейшие раввины, как и греческие философы, старались создать вокруг себя тесный круг учеников, помимо изменчивой толпы последователей и сторонников. К этому же стремился и Иисус.

Как известно из Евангелий, приближенная к Основателю группа учеников состояла из двенадцати человек (Мф.10:2; Мк.3:14; Лк.6:13; Ин.20:24).

Связь данного числа с делением еврейского народа на двенадцать колен вполне очевидна, и тот факт, что Иисус ограничил круг ближайших учеников цифрой “12”, безусловно, говорит о том, что Он, создавая план преобразований, думал прежде всего об израильтянах, хотя, конечно, из этого нельзя делать вывод, что только одним “избранным” народом Он думал ограничиться впоследствии.

Проповедь христианства вначале была направлена прежде всего к низшим слоям населения. Апостол Павел пишет: “Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти [], не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых [], и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее” (1 Кор.1:26-28).

Выведенный Цельсом иудей говорит, что Иисус раздобыл себе “десять или одиннадцать приверженцев, отпетых людей, самых низких мытарей и лодочников” (Цельс у Оригена. — Origenus. Contra Celsum.I.62). В Послании Варнавы говорится, что Иисус выбрал себе “собственных апостолов для проповедования евангелия своего — людей крайне грешных, сверх всякой меры греха” (Варнава.5).

Со временем люди стали ставить в вину христианам данные характеристики учеников Иисуса, и эти упреки ощущались тем сильнее, чем более христианское учение проникало в высшие слои общества. Поэтому вполне естественно, что Евангелие от Иоанна, отредактированное человеком образованным и стремившееся удовлетворить запросы образованных христиан из высших классов общества, своеобразно отнеслось к вышеотмеченному факту.

Автор Евангелия от Иоанна, правда, признает, что в Иисуса прежде всего уверовали простолюдины (Ин.7:48), но при этом говорит, что и многие люди из аристократов также уверовали в Христа (Ин.12:42; 19:38). Вообще, если бы в этом Евангелии не было добавочной главы, то из него мы никогда бы не узнали, что многие из Двенадцати были рыбаками, зато сразу отметили бы, что “любимый ученик” Иисуса (Иоанн) был знаком с тестем первосвященника (Ин.18:15).

Поэтому у нас есть полное основание сомневаться в историчности утверждения о том, что кто-то из Двенадцати был в тесных отношениях с первосвященником или его семейством.

Источник: https://khazarzar.skeptik.net/books/kh/mathetai.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Сколько всего было Евангелие

Закрыть