Кого называют апостолами

Святые апостолы Петр и Павел

Кого называют апостолами

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Апостолы Петр и Павел

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия.

Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи.

В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали.

Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет).

Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила.

Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона.

Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог.

Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас.

И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь.

Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

Праздник Петра и Павла

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34).

Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «Паси овец Моих» (Ин.

21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18).

Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х.

, еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев.

Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории.

Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.

 Вы прочитали статью Апостолы Петр и Павел

Источник: https://www.pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-apostola/

Почему 12 апостолов

Кого называют апостолами

  • Кто такие апостолы и сколько их было?
  • Апостолы
    • Смотреть что такое «Апостолы» в других словарях:
  • Число 12: так ли страшно, если оно всю жизнь вас преследует
  • Толкование
    • В нумерологии
    • В мифологии
    • По цифрам
    • По сумме
  • Характеристики
    • Положительные
    • Отрицательные
    • Вибрация
  • Влияние даты рождения
  • Магическое влияние
  • Удачные дни
  • Кто такие апостолы и почему их было 12
  • Их было всего 12, и все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир.
  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Кто такие апостолы?
  • Почему двенадцать?
  • Что стало с апостолами?
  • Кто стал преемником апостолов?
  • Что главное в учении Иисуса Христа? Кто такие апостолы и какова их деятельность? (5 класс, История Древний Мир, Уколова)
  • Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического исследования

Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» — это посол.

Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, учились у него, а затем понесли его учение другим людям. Таким образом, апостолы стали посланниками Господа в мир, проводниками его идей, просветителями.

Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу.

Почему апостолов так почитают?

Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям.

Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия.

Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей церкви. Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им.

Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза. Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду. После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов.

А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.

Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской религии, что был причислен к апостолам.

Деятельность апостолов

Каждый из апостолов после Вознесения Христа посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно легенде, все они (кроме Иоанна и Иуды) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу христианства, но некоторые из них пользуются большей известностью.

Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота.

Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в православии и католичестве. Такое поклонение обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры. В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой убеждения, обращал в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых. Он руководил коллегией апостолов и был первым римским епископом.

Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах.

Иуда Искариот – апостол, совершивший предательство. Его имя стало нарицательным, символом измены, вероломства и малодушия. Христиане проклинают Иуду, но, вместе с тем, его образ неизменно будоражит умы, заставляя думать о мотивах предательства. Существует ряд объяснений поведения Иуды – как признанных официальной церковью, так и неканонических. Именно Иуда часто становился героем художественных произведений – книг, картин, скульптур, фильмов.

Почитание апостолов в христианской церкви

Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов.

На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных слуг Бога.

Смотреть что такое «Апостолы» в других словарях:

Источник: https://iskra-m.ru/2019/12/pochemu-12-apostolov/

В плену стереотипа: это страшное имя иуда

Кого называют апостолами

2 июля Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господня. Святой апостол Иуда – один из 12 учеников Христовых. В Евангелии от Иоанна он назван “Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды-предателя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Нужно ли готовить кутью на 9 дней

Однако личность Иуды Искариота вошла в историю столь страшной вехой, что имя «Иуда» ассоциируется, в первую очередь, только с ним – учеником Иисуса Христа, предавшим Его за 30 серебряников.

«Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться»

Имя Иуда – библейское, евр. Йехуда, и означает – «восхваление Господа». В Библии сказано, что Иудино колено было самым многочисленным и дало название еврейскому народу «иудеи», и религии – «иудаизм». В христианском мире имя Иуда стало нарицательным с ярко выраженным негативным смыслом и породило устойчивый стереотип восприятия.

«Иуда – Предатель, изменник (от имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому мифу, Иисуса Христа)», – такое значение слова «Иуда» даёт толковый словарь Ожегова.

«Иуда – употребляется как символ предателя, изменника, действующего под маской друга», – говорится в словаре Ефремовой.

«Предатель, изменник. – «Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» – Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа), – толкование по словарю Ушакова.

«ИУДА – обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдёшь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! Здесь имя только для красного склада», – разъясняет значение слова «Иуда» словарь Даля.

Иудами не называют детей, хотя это имя есть в Святцах. В литературе вспоминается лишь один персонаж с подобным именем: Идушка Головлёв – герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Но и данном случае настоящее имя персонажа – Порфирий Владимирович Головлёв.

По мнению литературоведов, несмотря на то, что его прозвище ассоциируется с Иудой Искариотом, оно лишь отчасти связано с именем апостола-предателя. Прозвище Иудушка разделено на два слова – «Иуда» и «Душка». Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами – душка.

А внутри – жадный и злой Иуда.

Считал себя недостойным называться братом Божиим

А что же другой апостол Иуда, называемый Фаддей или Леввей, брат Господень? Большинство людей нецерковных даже не догадывается о том, что был святой апостол Иуда Иаковлев, сохранивший верность Господу Иисусу Христу, проповедовавший Евангелие и принявший мученическую кончину за христианскую веру.

Апостол Иуда происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность.

Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, то пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии.

Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.

Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и именовался лишь братом Иакова.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Из Персии святой апостол Иуда написал свое соборное послание , в кратких словах которого заключено много глубоких истин.

Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков.

Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда принял мученическую кончину около 80-го года в Армении, в городе Арате, где был распят на кресте и пронзен стрелами.

С именем Иуда Православная Церковь также знает и святого Иуду-Угличского (ум. 1609) – преподобномученика, погибшего при разорении Углича поляками в Смутное время. Его память отмечается 5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.

О том, как в почитании этих святых преодолеть стереотип в восприятии имени Иуда и избавится от негативных ассоциаций – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.

«Стереотипы лишают человека свободы мышления»

– Не все Иуды – Искариоты. Иудой звали ветхозаветного патриарха, сына Иакова, от которого пошло колено Иудино, и к которому принадлежал и царь-пророк Давид. Был Иуда Маккавей, ревностный последователь Закона Моисеева, руководивший восстанием евреев против насаждения эллинского культа. И христианские святые с этим именем есть, и среди монахов встречается имя Иуда. Ведь сама этимология имени Иуда – «восхваление Господа» – прекрасна.

И совершенно не значит, что человек, дискредитировавший себя, опорочил этим и своё имя. Ведь и у Чикатило, и Оноприенко тоже были имена – имена святых, которыми называют многих людей. И хоть был Адольф Гитлер, можно нисколько не сомневаться, что есть много прекрасных людей с именем Адольф.

Поэтому от стереотипов в любом случае надо избавляться, и от этого тоже. Стереотипы лишают человека свободы мышления. Может, в силу того, что я музыкант, у меня имя Иуды в первую очередь ассоциируется с ораторией Генделя «Иуда Маккавей». А стереотип восприятия имени Иуда косвенно связан ещё и с темой антисемитизма. Люди малообразованные иудеев ассоциируют с этим именем, что все евреи – Иуды, предатели.

Однако и персона Иуды Искариота не настолько однозначная – всё-таки его нельзя назвать человеком, совершенно лишённым совести. Тот бы забрал деньги и постарался бы их увеличить. А он не смог – поколебался какое-то время, пришёл к первосвященникам и швырнул им эти деньги. Поэтому Иуда Искариот не вызывает однозначной оценки его личности.

Как по мне, Иуду-предателя можно назвать человеком, скорее, жалким. О нём хорошо пишет преподобный Нил Мироточивый, которому стоит доверять, учитывая его посмертные вещания о последних судьбах нашего мира. Святой описывает, что отец Иуды – разбойник, мать – блудница, и, тем не менее, Господь его призвал.

И не потому, что кто-то должен быть стать предателем, и Иуда понесёт такой тяжёлый крест – как это модно сегодня рассматривать во всевозможных эпатажных версиях. Господь ждал, что Иуда изменится. Он оказал ему высокое доверие и сделал казначеем апостольской общины.

И преподобный Нил пишет, что Господь, даже когда в муках умирал на кресте, Он с надеждой смотрел в сторону Иуды – не придёт ли и не раскается ли тот. И если бы Иуда пришёл и раскаялся, то несомненно Господь бы его простил, и он остался бы в числе 12 апостолов и, как и другие апостолы, пошёл бы с проповедью Евангелия Царствия Божия.

Но, похоже, что ему на это не хватило мужества – он просто отчаялся и покончил с собой. Так что поступок Иуды Искариота, конечно же, низок и страшен, но он нисколько не оскверняет само имя «Иуда» – восхваляющий Господа.

Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/31706-v-plenu-stereotipa-eto-strashnoe-imya-iuda

4 вопроса о 12 апостолах — Православный журнал

Их было всего 12. И за ними не шли полки обученных солдат. Не сверкало на солнце оружие. Не храпели под тяжелыми всадниками могучие кони. Они не были воинами, но простыми рыбаками из далекой провинции. Их было всего 12.  И все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир. 

Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых мы будем опубликованы на сайте «Фомы» в серии 12 апостолов, надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?

«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.

Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16)Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.

Почему двенадцать?

На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.

Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.

Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что  Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий.

Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь.

Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.

Что стало с апостолами?

Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10:16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным.

Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями.

В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.

Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.

Кто стал преемником апостолов?

Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви.

Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни.

Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.

Подробнее о каждом из апостолов читайте здесь:

Автор — редактор сайта «Азбука веры» 

Источник: https://foma.ru/4-voprosa-o-12-apostolax.html

Славянские апостолы

В первые века нашей эры людей разных социальных слоёв, культур и национальностей объединила одна миссия — распространять Слово Божье. Эти странствующие проповедники, пересекали километры моря, шагали под палящим солнцем и умирали в муках для того, чтобы сегодня мы следовали Завету Божьему.

О том, достигали ли первые ученики Христа славянской земли, спорят. Есть Предание о посещении Руси Андреем Первозванным. Но оно, по всему вероятию, выдумка. А вот Симон Кананит, похоже, у славян бывал, хотя спорно, где именно.

Зато нам достоверно известно о деятельности на славянских землях других исторических личностей — братьев Кирилла и Мефодия.

«Славянские апостолы» — так называют братьев Кирилла и Мефодия.

Апостолами в прямом понимании святые Мефодий и Кирилл не были, но почитаются в православии наравне с учениками Христа.

Константин (позже — Кирилл) и Мефодий родились в богатой византийской семье

Будущие апостолы славян родились в городе Фессалоники, в Византии. Это многонациональная страна, из-за чего нельзя установить, кем же были братья по национальности. Есть множество версий. Кто-то считает их греками, кто-то болгарами. Но без дополнительных исторических источников узнать правду невозможно.

Семья святых братьев была довольно зажиточной, отец — военный, дед — крупный вельможа. Константин был младшим из семи братьев. Другое имя святой Кирилл получит лишь позднее, при крещении. Что до Мефодия — неизвестно, звали ли его так сразу.

Кирилл с ранних лет встал на путь веры, а Мефодию понадобилось 10 лет, чтобы принять судьбоносное решение

Карьера солунских братьев Константина и Мефодия складывалась по-разному.

Брат Мефодий устремил силы в военно-административную сторону. Связи семьи гарантировали ему перспективное будущее. Об этом заботился евнух Феоктист, который управлял государственным казначейством.

В итоге Мефодий устроился на пост стратига в скромной македонской провинции — Славинии. Иными словами, он управлял небольшой военно-административной единицей. Продлилось это 10 лет.

Икона святых Кирилла и Мефодия

Неизвестны обстоятельства, при которых Мефодий решил круто изменить жизнь.

Через время он стал настоятелем.

Младший, Кирилл (для простоты не будем больше называть его Константином), имел возможность пронаблюдать, как складывается жизнь у братьев.

Быть может, уже в юности он решил предпочесть духовный путь. По крайней мере, известно, что он интересовался христианством в довольно раннем возрасте.

Мефодий бросил всё, что имел, и постригся в монахи.

Кто-то приходит к Богу из-за тяжёлой болезни, кто-то — из-за утраты смысла жизни. Кирилл же пришёл к Богу, потеряв на охоте ястреба.

Птицу он любил. И это событие что-то перевернуло в юном Кирилле. Он нарисовал дома на стене крест и изучал работы Григория Богослова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит слово кафедральный

Затем Кирилл получил отличное образование в Константинополе — это снова помог евнух Феоктист.

Однако младший из братьев не пожелал идти по пути старшего, отказался от мирских перспектив и сразу избрал путь священника. Но для этого предстояло ещё проявить себя.

Патриарх Фотий взял Кирилла работать с бумагами, возможно, чтецом, возможно, начальником канцелярии.

Однажды по неизвестным причинам Кирилл убежал со своего поста в монастырь, но его уговорили вернуться в Константинополь, где тот начал преподавать философию.

После смерти евнуха Феоктиста, Кирилл взял пару учеников и отправился в монастырь к Мефодию. Здесь братья и те, кто их поддерживал, задумали создать славянскую азбуку.

Братьев отправили в Хазарию, чтобы убедить кагана принять христианство, но он предпочёл иудаизм

860 год, Кирилла направляют миссионером к хазарскому кагану Захарии. Его цель — убедить хазарского правителя принять христианство.

Но туда отправляется не только Кирилл, а также представители других религий: иудейский раввин и мусульманский имам. Им предстоит участвовать в полемике.

Кирилл хорошо подготовился к своей задаче, в частности изучил несколько новых языков. Однако убедить хазарского правителя принять христианство он не смог. Достоверно неизвестно, почему. Есть две версии:

Версия 1. Кирилл победил в полемике, но казан просто не сдержал данное христианам слово.

Версия 2. Победил раввин. Он стравил мусульманского имама с Кириллом, чем выставил иудаизм в наиболее выгодном свете.

Ряд исследователей замечают, что хазары на тот момент уже приняли иудаизм. Само имя Захарии не языческое. Значит, полемика — изначально пустая затея.

Противоречия в истории с хазарской полемикой вдохновили выдающегося сербского писателя Милорда Павича написать одну из самых необычных книг современности — «Хазарский словарь». Один из главных приёмов книги: игра с противоречиями. Каждый термин, эпизод или событие раскрывается с трёх точек зрения: христианской, иудейской и мусульманской.

Купить книгу можно в магазине OZON.RU

Этот эпизод примечателен ещё одним интересным событием. По пути в Хазарию Кирилл и Мефодий обрели мощи, которые, как они предположили, принадлежали Римскому папе Клименту. Произошло это на территории Севастополя.

Однако оснований считать эти мощи мощами папы Климента нет. Они могли принадлежать любому другому святому. Сам понтифик в тех местах не бывал.

По крайней мере, нам сегодня об этом ничего не известно. Не исключено, что Кирилл и Мефодий руководствовались какими-то источниками, ныне утраченными.

Братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и пользовались ею, чтобы переводить книги и вести богослужения

В 862 или 863 году константинопольского императора Михаила III навестил князь Ростислав из Великой Моравии.

Это славянское государство до X века существовало на территории нынешних Венгрии, Польши, Чехии и Украины — разумеется, частично.

Великая Моравия — славянская страна, где трудились славянские апостолы Кирилл и Мефодий

Вероятно, моравский князь Ростислав намеревался дистанцироваться от немецкого духовенства. Для этой цели он попросил у византийского императора дать ему епископа и учителя.

Михаил III отправил в Великую Моравию Кирилла и Мефодия. Там они занялись активной христианской деятельностью — переводили с греческого на славянский язык самые важные церковные книги:

  1. Евангелие.
  2. Апостол.
  3. Псалтырь.
  4. Октоих.

А также другие тексты. Славянским языком пользовались в семье братьев, так что они были готовы к своей задаче. Идея о создании славянской азбуки тоже к тому моменту созрела. Именно ею и воспользовались Кирилл и Мефодий.

Но вот какую именно азбуку создали браться — глаголицу или кириллицу? Название намекает, что кириллицу. Но по иронии судьбы вероятнее, что глаголицу. Черноризец Храбр писал, что в азбуке Кирилла 38 знаков.

Глаголица — азбука, которая, вероятнее всего, создана Кириллом и Мефодием

Братья много сделали, чтобы установить среди славян богослужение на славянском языке, научить их письму и чтению. На это у них ушло три года.

Затем Кирилла и Мефодия вызвали в Рим, где среди богословов возникли разногласия. Некоторые считали, что вести богослужение можно только на трёх языках: греческом, еврейском и латинском.

Соответственно, братья, три года потратившие, на «славянизацию» христианства получались еретиками. Однако те даже по дороге в Рим нашли время наведаться в славянскую Паннонию и обучить её население богослужению на родном языке.

Римский папа Адриан II нашёл деятельность братьев богоугодной, разрешил богослужение на славянском языке, а всех участников славянских миссий наградил.

Кирилл умер в 869 году, а Мефодий ещё 16 лет продолжал дело брата

В 869 году Кирилл заболел. Только перед смертью он принял монашеское имя, которым его называет весь мир. Мефодий же стал архиепископом и продолжил общее дело.

Через год он с учениками снова посетил Паннонию, затем — Моравию. Но вернулся он не в ту страну, из которой уезжал когда-то.

Князя Ростислава свергли немцы, а его преемник, Святополк, шёл на поводу у их преобладающей силы.

Немецкое духовенство пресекало попытки славянизации христианства. Мефодий на три года угодил под стражу, откуда его потребовал освободить понтифик Иоанн VIII.

Мефодий стоял на своём, и в 879 году папа выдал ему буллу. Она разрешала богослужение на славянском языке. Святой продолжал деятельность в Чехии, Константинополе, Моравии.

Мефодий перевёл на славянский святоотеческие произведения и Ветхий Завет.

Умер он в 885 году, но даже в день своей смерти, 4 апреля, прочёл проповедь. Отпевали Мефодия на латинском, греческом и славянском языках.

Хотя святые оставили этот мир, дело их продолжило жить. Папа Римский Иоанн VIII написал трусоватому Святополку приказ, чтобы проповеди отныне читались по-славянски.

Для славянских культур вклад братьев Кирилла и Мефодия неоценим. Одно дело — формально принести слово Божье, но совсем другое — перевести его на понятный каждому язык, сделать доступным.

Святым Кириллу и Мефодию молятся для помощи в учении, от заблуждений и для укрепления в вере

Восток и Запад почитают братьев как святых.

День памяти святого Кирилла — 14 (27) февраля.

День памяти святого Мефодия — 6 (19) апреля.

День памяти Кирилла и Мефодия — 24 мая.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий:

  • помогают в учении;
  • оберегают славянские народы;
  • наделяют благочестием;
  • укрепляют в истинной вере;
  • спасают от заблуждений.

Молитва первая равноапостольным Мефодию и Кириллу:

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Кирилле и Мефодие!

К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и к вере Христове наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся.

Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом, и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете,

отпадохом: обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваших молитвы не отвратите,

но яко велие имущии дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, да умирит,

отпадающия паки во единомыслие приведет, и всех нас единением духа и любве во единей, святей, соборней и апостольстей Церкви соединит: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнича ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает: не оставите убо нас,

унылых и недостойных чад ваших (имена), ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словенския разсеяваемы от волков мысленных восхищаются: дадите нам, молитвами вашими,

о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии Богоугоднем на земли преспевающе,

жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице единаго Бога, прославим во веки веков. Аминь.

 Жития святых — Кирилл и Мефодий равноапостольные , учители Словенские

Источник: https://hranitel.club/392-slavyanskie-apostoly

Апостол это. Кто такой апостол. Служение апостола. Апостольство

Кто такой Апостол – это человек, который получает от Бога определенное послание.

Давайте посмотрим, что произошло. Иисус собирает учеников вместе. Своего рода собрание. Далее, Он ИЗБИРАЕТ из общего числа 12 человек и ПРИЗЫВАЕТ их. Это говорит о том, что у Него были определенные критерии или знание, на основании которых Он это сделал. И этим избранным ученикам он присваивает определенный титул. Апостол – это название того, кем эти люди отныне становились. Итак, кто такой Апостол?

Значение слова

Апостол – это посланник, посол. (В более широком смысле) — снаряженный флот, морская экспедиция.

Значит, Иисус собирался этих людей куда-то посылать для выполнения определенной миссии. И для этого снаряжал определенными сверхъестественными качествами. Слово «апостол» встречается в новом завете 80 раз. Посмотрим некоторые места с этим выражением.

Что мы видим? Это слово используется в наших переводах и для обозначения ПОСЛАННИКОВ (апостолов) церквей для определённого служения. И Иисус назван посланником (апостолом) нашего исповедания. Другими словами, мы должны увидеть

— тех, кто избирает

— тех, кого избирают

— конкретная цель, для чего избирают и посылают.

Кто избирает?

Божьи Апостолы, апостолы Христовы избирались Богом.

Апостол – это посол

Нам знакомо слово «посол». Сегодня в дипломатии послы очень важны. Они НЕ ГОВОРЯТ СВОЕГО МНЕНИЯ. Они передают послания тех, кем посланы. Обратите внимание, что многие послы, президенты в отставке сегодня говорят против политики своих государств. Потому что они свободны от обязательств. А если бы ранее они себя так вели, то их лишили бы этого титула посланника.

Служение Апостола

Служение апостола неотъемлемо от всех пяти служений в Церкви.

Для созидания

Сегодня появилось много «апостолов», которые не служат для созидания, а для разрушения Тела. То есть определить Апостола легко по его целям. Я хочу подчеркнуть, что здесь не говорится о тех, кто говорит евангелие, чтобы люди принимали спасение. Это и есть созидание. Я говорю о тех, кто приходит к вам в этом ранге и ведет себя иначе.

Единство веры и познания Сына

Единство веры можно добиться, только если источник и цель веры – Христос. Познание Сына Божьего – это основная цель служителей Христовых.

Муж совершенный

Обратите внимание – не в «мужей и жен» совершенных, но в МУЖА. То есть совершенство достигается в Теле, а не по отдельности.

Полный возраст Христов

Об этом мы очень подробно говорим здесь.

Колеблющиеся от учений младенцы

Это категория людей, которые постоянно прыгают по церквям и учениям. То одно учение «самое, самое», через время другое. Когда человек наставлен в истине – его никто не сможет поколебать. Очень ясная цель служителей, которая, к сожалению, сегодня заменяется полным подчинением тому учению, что исповедует главный человек в церкви.

Скрепляющие связи

Служителя должны способствовать скрепляющим связям, причем связям Христовым.

Испытание Апостолов

Итак, мы разобрались со значением слова «апостол». Но наша цель – это разобраться ещё и с тем, кто не является Апостолом (посланником) Иисуса Христа. Это было очень важно в Эфесской церкви, куда пришли люди, которые НАЗЫВАЛИ СЕБЯ апостолами (посланниками) Иисуса Христа. Сам Господь хвалит эту церковь за то, что они ИСПЫТАЛИ этих людей и нашли, что они лжецы.

Выше мы немного писали о том, как распознать истинного служителя, а на этой странице мы более подробно изучаем вопрос испытания Апостолов.

Ещё раз подчеркну важность служения Апостолов. Они кладут основание, на котором другие будут строить. И они имеют верховную власть в Церкви. И мы, признав кого-то Апостолом обязаны будем ему подчиняться.

Власть Апостолов

Эти места свидетельствуют не о «киношной власти», к которой люди привыкли по фильмам о «спасителях». Власть дана к созиданию. И Бог наблюдает за этой властью, как Он наблюдал за властью Моисея.  Павел уверен, что он имеет власть от Бога.

И поэтому мог приказывать, мог применять строгость. Как мы уже говорили, созидание, строительство, является сутью пятигранного служения. И Бог дал власть служителям к созиданию.

Поэтому строительство церквей, служение в собраниях выглядело сверхъестественным.

Апостольство

Я постараюсь сделать точный перевод с греческого языка этого места.

Потому что действующий, производящий, содействующий Петру в посланничестве, отправлении, апостольстве

Кто содействовал в этом отправлении Петру и Павлу? Дух Святой, ибо мы читаем, что именно Дух отправлял их на определенные задания. Поэтому так важно понять, что научиться этому не возможно. Служение обрезанным и служение язычникам существенно отличалось.

Источник: https://dom-na-vostoke.ru/apostol/

12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.

Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется пятый день масленичной недели

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

о двенадцати апостолах, учениках Христа

Янв 17, 2019 13:46 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/12-apostolov-iisusa-hrista-zhizneopisanie-uchenikov-messii.html

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр — единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника.

Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом.

В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь.

Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы.

С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – Рафаэль, «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – Караваджо, «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – Рубенс, «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – Николай Гумилев, «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Источник: https://24smi.org/celebrity/41485-apostol-petr.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Чем отличается католицизм от христианства

Закрыть