Ельцин Б.Н
страница » Персоналии » Ельцин Б.Н.
Борис Николаевич Ельцин (1 февраля 1931, Бутка, Буткинский район, Уральская область — 23 апреля 2007, Москва) — советский партийный и российский политический и государственный деятель, первый президент Российской Федерации.
Избирался президентом два раза — 12 июня 1991 года и 3 июля 1996 года, занимал эту должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года[2]. С 6 ноября 1991 года по 15 июня 1992 года в качестве президента возглавлял Правительство РСФСР[3][4]. И. о.
Министра обороны Российской Федерации (16 марта — 18 мая 1992 года).
Вошёл в историю как первый всенародно избранный глава России, радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России.
Родился в селе Бутка Уральской области (ныне в Талицком районе Свердловской области) в семье раскулаченных крестьян. Так пишет сам Ельцин в мемуарах. Но это оспаривает село Басмановское, которое может быть местом рождения Ельцина[1].
Как пишет биограф первого президента Борис Минаев, Ельцины действительно жили в селе Басманово, которое находится недалеко от села Бутка, «но „роддом“, то есть деревенская больница, находился именно в Бутке», где и был рождён Борис Ельцин[5].
Позже Ельцин вспоминал:
«Семья Ельциных, как написано в характеристике, которую прислал чекистам в Казань наш сельсовет, арендовала землю в количестве пяти гектаров.
„До революции хозяйство отца его было кулацкое, имел водяную мельницу и ветряную, имел молотильную машину, имел постоянных батраков, посева имел до 12 га, имел жатку-самовязку, имел лошадей до пяти штук, коров до четырёх штук“ Имел, имел, имел Тем и был виноват — много работал, много брал на себя. А советская власть любила скромных, незаметных, невысовывающихся.
Сильных, умных, ярких людей она не любила и не щадила. В тридцатом году семью „выселили“. Деда лишили гражданских прав. Обложили индивидуальным сельхозналогом. Словом, приставили штык к горлу, как умели это делать. И дед „ушёл в бега“»[6]
Борис Ельцин (второй слева) с друзьями детства
Отец Бориса Ельцина — Николай Ельцин, строитель, репрессирован. Отбывал наказание на строительстве Волго-Донского канала, после освобождения в 1937 году работал мастером на стройке химкомбината в Березниках, и через несколько лет стал начальником строительного подразделения при заводе[7].
Мать Б. Ельцина — Клавдия Старыгина, из крестьян, портниха[7][8].
Детство Ельцин провёл в городе Березники Пермской области, там же окончил школу (совр. школа № 1 имени А. С. Пушкина). Согласно биографии Ельцина[7] и данным СМИ, успевал в учёбе, был старостой класса, однако имел нарекания по поведению, был драчлив[8]. Однако в статье Ю. Борисёнка и В.
Эрлихмана утверждается, что Ельцин «не блистал хорошими оценками»[9]. После окончания седьмого класса Ельцин выступил против классной руководительницы, которая била детей и заставляла их работать у себя дома.
За это был исключён из школы с «волчьим билетом», но, обратившись в горком партии, сумел добиться возможности продолжить учёбу в другой школе[6][7].
На левой руке у Ельцина не хватало двух пальцев и фаланги третьего[6]. По версии Ельцина он потерял их во время взрыва гранаты, которую пытался вскрыть[6]. Эту версию ставил под сомнение Сергей Кара-Мурза и Юрий Мухин. Из-за отсутствия пальцев Ельцин не служил в армии[6].
В 1950 году поступил в Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова на строительный факультет, в 1955 году окончил его с квалификацией «инженер-строитель» по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Тема дипломной работы: «Телевизионная башня». В студенческие годы серьёзно занимался волейболом, выступал за сборную команду города, стал мастером спорта.
Профессиональная и партийная деятельность
В 1955 году направлен по распределению в трест «Уралтяжтрубстрой», где за год освоил несколько строительных специальностей, затем работал на строительстве разных объектов мастером, начальником участка. В 1957 году становится прорабом строительного управления треста[7]. В 1961 году вступил в КПСС. В 1963 году назначен главным инженером Свердловского домостроительного комбината. С 1966 года — директор Свердловского ДСК.
В 1963 на XXIV конференции партийной организации Кировского района города Свердловска единогласно избран делегатом на городскую конференцию КПСС. На XXV районной конференции избран членом Кировского райкома КПСС и делегатом на Свердловскую областную конференцию КПСС.
В Свердловском обкоме КПСС
В 1968 году переведён на партийную работу в Свердловский обком КПСС, где возглавил отдел строительства. В 1975 году избран секретарём Свердловского обкома КПСС, ответственным за промышленное развитие области. Предшественник Б. Ельцина на посту секретаря Свердловского обкома КПСС Я. Рябов рассказывал в интервью[10]:
Так получилось, что несколько моих друзей учились вместе с Ельциным. Я решил спросить их мнение о нём. Они говорили, что он властолюбив, амбициозен, что ради карьеры готов переступить даже через родную мать. «А если ему дать задание?» — спрашиваю. Они говорят: «Любое задание начальства он разобьётся в лепёшку, но выполнит».
— Я. П. Рябов
В 1976 году по рекомендации Политбюро ЦК КПСС[10] избран первым секретарём Свердловского обкома КПСС (фактическим руководителем Свердловской области), занимал эту должность до 1985 года. По распоряжению Ельцина в Свердловске было построено двадцатитрёхэтажное, самое высокое в городе здание обкома КПСС, получившее в городе прозвища «Белый Дом», «Зуб мудрости» и «Член партии»[11].
Организовал строительство автодороги, соединяющей Свердловск с севером области, а также переселение жителей из бараков в новые дома[6]. Организовал исполнение решения Политбюро о сносе дома Ипатьевых (место расстрела царской семьи в 1918 году), которое не было выполнено его предшественником Я. П. Рябовым, добился принятия решения Политбюро о строительстве метрополитена в Свердловске.
Заметно улучшил снабжение Свердловской области продуктами питания, интенсифицировал строительство птицефабрик и ферм. Во время руководства Ельцина областью были упразднены талоны на молоко. В 1980 году активно поддержал инициативу по созданию МЖК, и строительство экспериментальных посёлков в сёлах Балтым и Патруши.
Предметом гордости стал Балтымский культурно-спортивный комплекс, здание которого было признано как «не имеющее аналогов в практике строительства»[12]. Будучи на партийной работе в Свердловске Борис Ельцин получил воинское звание полковника.[13]
В Верховном Совете СССР
В 1978—1989 — депутат Верховного Совета СССР (член Совета Союза). С 1984 по 1988 — член Президиума ВС СССР. Кроме того, в 1981 году на XXVI съезде КПСС был избран членом ЦК КПСС и входил в него до выхода из партии в 1990 году.
В 1985 году, после избрания М. С. Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС, был переведён на работу в Москву (по рекомендации Е. К. Лигачёва), в апреле возглавил отдел строительства ЦК КПСС, а в июне 1985 года избран секретарём ЦК КПСС по вопросам строительства.
В Московском горкоме КПСС
В декабре 1985 года рекомендован Политбюро ЦК КПСС на должность первого секретаря Московского городского комитета (МГК) КПСС. Придя на эту должность, уволил многих руководящих работников МГК КПСС и первых секретарей райкомов.
Получил известность благодаря личным проверкам магазинов и складов, использованием общественного транспорта. Организовал в Москве продовольственные ярмарки[14].
При Ельцине начинает разрабатываться новый Генеральный план развития Москвы, вводится запрет на снос исторических зданий, начинает отмечаться День города[7]. В последние месяцы работы начал публично критиковать руководство партии.
На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, оставался в этой должности до 18 февраля 1988 года.
После ряда конфликтов с руководством Политбюро ЦК КПСС, 21 октября 1987 года достаточно резко выступил на Пленуме ЦК КПСС (критиковал стиль работы некоторых членов Политбюро, в частности, Е. К.
Лигачёва, медленные темпы Перестройки, в числе прочего заявил о зарождении «культа личности» Горбачёва), после чего попросил освободить его от обязанностей кандидата в члены Политбюро.
После этого был подвергнут критике, в том числе со стороны тех, кто его ранее поддерживал (например, «архитектор перестройки» А. Н. Яковлев). После ряда критических выступлений покаялся и признал свои ошибки:
Кроме некоторых выражений, в целом я с оценкой согласен. То, что я подвел Центральный Комитет и Московскую городскую организацию, выступив сегодня, — это ошибка.
Пленум вынес резолюцию считать выступление Ельцина «политически ошибочным», и предложил МГК рассмотреть вопрос о переизбрании своего первого секретаря. Стенограмма выступления Ельцина не была своевременно опубликована в печати, что породило множество слухов. В «самиздате» появилось несколько подложных вариантов текста, гораздо более радикальных, чем оригинал. Автором одного из них был гл. редактор «Московской Правды» М. Н. Полторанин.
3 ноября, по утверждению А. Е. Хинштейна — Ельцин направил Горбачёву письмо с просьбой оставить его в прежней должности[15].
9 ноября 1987 года из-за сердечного приступа попал в больницу[7]. По некоторым свидетельствам (например, свидетельству М. С. Горбачёва[16], Н. И. Рыжкова и В. И. Воротникова[17]) — из-за попытки покончить жизнь самоубийством (или симулировать попытку самоубийства — «случай с ножницами»)[15][18][19].
11 ноября 1987 на Пленуме МГК повторно каялся[20], признал свои ошибки, но был освобождён от должности первого секретаря МГК. Не был, однако, полностью разжалован, а остался в рядах номенклатуры.
14 января 1988 года был назначен первым заместителем председателя Госстроя СССР — министром СССР.
18 февраля 1988 года — решением Пленума ЦК КПСС освобождён от обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС (но остался членом ЦК).
Летом 1988 года стал делегатом XIX Всесоюзной партконференции от Карелии. 1 июля Ельцин выступает на Партконференции.
В речи он ещё раз подтверждает своё мнение о том, что Лигачев должен быть удален из Политбюро, критикует привилегии партийной элиты, утверждает, что в «застое» нельзя винить одного только Брежнева, а виновато всё Политбюро «как коллективный орган».
В заключении выступления Ельцин просит отменить решение октябрьского пленума ЦК КПСС, признававшего ошибочным его выступление на пленуме и таким образом политически реабилитировать самого Ельцина.
Вы знаете, что мое выступление на октябрьском Пленуме ЦК КПСС было признано «политически ошибочным». Но вопросы, поднятые там, на Пленуме, неоднократно поднимались прессой, ставились коммунистами. В эти дни все эти вопросы практически звучали вот с этой трибуны и в докладе, и в выступлениях.
Я считаю, что единственной моей ошибкой в выступлении было то, что я выступил не вовремя — перед 70-летием Октября.
Я остро переживаю случившееся и прошу конференцию отменить решение Пленума по этому вопросу. Если сочтёте возможным отменить, тем самым реабилитируете меня в глазах коммунистов.
И это не только личное, это будет в духе перестройки, это будет демократично и, как мне кажется, поможет ей, добавив уверенности людям.
Избрание народным депутатом СССР
Источник: http://www.welcomeural.ru/index.php?id=878
Александр Колчак
Колчак Александр Васильевич – видный военачальник и государственный деятель России, полярный исследователь. В период гражданской войны вошел в исторические хроники как предводитель Белого движения. Оценка личности Колчака — одна из наиболее спорных и трагических страниц российской истории 20 века.
Александр Колчак | Obzorfoto
Александр Колчак появился на свет 16 ноября 1874 года в селе Александровское в пригороде Петербурга, в семье потомственных дворян. Род Колчаков стяжал славу на военном поприще, служа Российской империи на протяжении многих столетий. Его отец был героем обороны Севастополя в ходе Крымской кампании.
Образование
До 11 лет получал домашнее образование. В 1885-88 гг. Александр обучался в 6-й гимназии Петербурга, в которой окончил три класса. Затем поступил в Морской кадетский корпус, где показал отличные успехи по всем предметам. Как лучший ученик по научным знаниям и поведению был зачислен в класс гардемаринов и назначен фельдфебелем. Окончил Кадетский Корпус в 1894 году в звании мичмана.
Начало карьеры
С 1895 по 1899 годы Колчак служил в военном Балтийском и Тихоокеанском флотах, трижды совершил кругосветное путешествие. Занимался самостоятельным исследованием Тихого океана, более всего интересуясь его северными территориями.
В 1900 году способный юный лейтенант переведен в Академию Наук. В это время начинают появляться первые научные труды, в частности, выходит статья о его наблюдениях за морскими течениями.
Но целью молодого офицера становятся не только теоретические, но и практические изыскания – он мечтает отправиться в одну из полярных экспедиций.
Александр Колчак | Blogger
Заинтересовавшись его публикациями, известный исследователь Арктики барон Э. В. Толль предлагает Колчаку принять участие в поисках легендарной «Земли Санникова». Отправившись на поиски пропавшего Толля, он на вельботе со шхуны «Заря», а затем на собачьих упряжках совершает рискованный переход и находит остатки погибшей экспедиции. Во время этого опасного похода Колчак сильно простудился и чудом выжил после тяжелого воспаления легких.
Русско-японская война
В марте 1904 года, сразу после начала войны, не поправившись окончательно от болезни, Колчак добился направления в осажденный Порт-Артур. Миноносец «Сердитый» под его командованием принимал участие в установке заградительных мин в опасной близости от японского рейда. Благодаря этим боевым действиям были подорваны несколько вражеских кораблей.
Александр Колчак | Letanovosti
В последние месяцы осады он командовал береговой артиллерией, которая нанесла ощутимый урон противнику. В ходе боев был ранен, после взятия крепости попал в плен. В знак признания его боевого духа, командование японской армии оставило Колчаку оружие и освободило из плена. За проявленный героизм он награжден:
- Георгиевским оружием;
- Орденами Св. Анны и Св. Станислава.
Борьба за воссоздание флота
После лечения в госпитале Колчак получает шестимесячный отпуск. Искренне переживая фактически полную потерю родного флота в войне с Японией, он активно включается в работу по его возрождению.
Александр Колчак | Сплетник
В июне 1906 года Колчак возглавил комиссию при морском генштабе по выяснению причин, приведших к поражению под Цусимой. В качестве военного эксперта часто выступал на слушаниях Государственной думы с обоснованием выделить необходимое финансирование.
Его проект, посвященный реалиям русского флота, стал теоретической базой всего русского военного судостроения в предвоенный период. В рамках его осуществления Колчак в 1906-1908 гг. лично руководит строительством четырёх броненосцев и двух ледоколов.
Александр Колчак | В мире интересного
За неоценимый вклад в исследовании русского Севера лейтенант Колчак был избран членом Русского географического общества. За ним закрепилось прозвище «Колчак-полярный».
Одновременно Колчак продолжает деятельность по систематизации материалов прошлых экспедиций. Изданная им в 1909 году работа о ледяном покрове Карского и Сибирского морей признана новой ступенью в становлении полярной океанографии по изучению ледяного покрова.
Первая мировая война
Кайзеровское командование готовилось к блицкригу Санкт-Петербурга. Генрих Прусский, командующий немецким флотом, рассчитывал уже в первые дни войны пройти по Финскому заливу к столице и подвергнуть ее ураганному огню мощных орудий.
Разрушив важные объекты, он предполагал высадить десант, захватить Петербург и покончить с военными притязаниями России. Осуществлению наполеоновских прожектов помешал стратегический опыт и блестящие действия русских морских офицеров.
Александр Колчак | Сплетник
Учитывая значительный перевес численности кораблей Германии, начальной стратегией борьбы с неприятелем была признана тактика минной войны. Колчаковский дивизион уже в течение первых военных дней поставил 6 тысяч мин в акватории Финского залива. Искусно расставленные мины стали надежным щитом для обороны столицы и сорвали планы германского флота захватить Россию.
В дальнейшем Колчак настойчиво отстаивал планы по переходу к более агрессивным действиям. Уже в конце 1914 года была предпринята отважная операция по минированию Данцигской бухты непосредственно у берегов неприятеля. Вследствие этой операции были подорваны 35 военных кораблей противника. Успешные действия флотоводца обусловили его последующее продвижение по службе.
Александр Колчак | Sanmati
В сентябре 1915 года он назначен командующим Минной дивизией. В начале октября им был предпринят смелый маневр по высадке десанта на берег Рижского залива для помощи армиям Северного фронта. Операция проведена настолько успешно, что неприятель даже не догадался о присутствии русских.
В июне 1916 года А. В. Колчак произведен Государем в чин главнокомандующего Черноморским флотом. На фото талантливый флотоводец запечатлен в парадной форме со всеми боевыми регалиями.
Революционное время
После Февральской революции Колчак до конца был верен императору. Услышав предложение революционных матросов сдать оружие, он выбросил наградную саблю за борт, аргументируя свой поступок словами: «Даже японцы не отняли у меня оружия, не отдам я его и вам!»
Приехав в Петроград, Колчак возложил вину на министров Временного правительства за развал собственной армии и страны. После чего опасный адмирал был фактически удален в политическую ссылку во главе союзнической военной миссии в Америку.
В декабре 1917 года он просит правительство Великобритании о зачислении на военную службу. Однако, определенные круги уже делают ставку на Колчака как на авторитетного лидера, способного сплотить освободительную борьбу против большевизма.
На Юге России действовала Добровольческая армия, в Сибири и на Востоке существовало множество разрозненных правительств. Объединившись в сентябре 1918 года, они создали Директорию, непоследовательность которой внушала недоверие широким офицерским и деловым кругам. Они нуждались в «сильной руке» и, совершив белый переворот, предложили Колчаку принять титул Верховного правителя России.
Цели колчаковского правительства
Политикой Колчака было восстановление устоев Российской Империи. Его указами были запрещены все экстремистские партии. Правительство Сибири хотело добиться примирения всех групп населения и партий, без участия левых и правых радикалов. Была подготовлена экономическая реформа, предполагающая создание промышленной базы в Сибири.
Наивысших побед армии Колчака удалось добиться весной 1919 года, когда она заняла территорию Урала. Однако, вслед за успехами началась череда неудач, вызванная рядом просчетов:
- некомпетентностью Колчака в проблемах госуправления;
- отказом урегулировать аграрный вопрос;
- партизанским и эсеровским сопротивлением;
- политическими несогласиями с союзниками.
В ноябре 1919 года Колчак был вынужден оставить Омск; в январе 1920 года отдал свои полномочия Деникину. В результате предательства союзнического Чешского корпуса он был передан в руки ревкома большевиков, захватившего власть в Иркутске.
Гибель адмирала Колчака
Судьба легендарной личности закончилась трагически. Причиной смерти некоторые историки называют личное секретное указание В. И. Ленина, опасавшегося его освобождения спешащими на подмогу войсками Каппеля. А. В. Колчак был расстрелян 7 февраля 1920 года в Иркутске.
В 21 веке негативная оценка личности Колчака пересмотрена. Его имя увековечено на мемориальных досках, памятниках, в художественных фильмах.
Личная жизнь
Жена Колчака, Софья Омирова, потомственная дворянка. Из-за затянувшейся экспедиции несколько лет ждала своего жениха. Их венчание состоялось в марте 1904 года в иркутском храме.
В браке родились трое детей:
- Первая дочка, родившаяся в 1905 году, умерла в младенчестве.
- Сын Ростислав, 9.03.1910 г.р.
- Дочь Маргарита, родившаяся в 1912 году, умерла в возрасте двух лет.
Софья Омирова в 1919 году при помощи британских союзников вместе с сыном эмигрировала в Констанцу, а впоследствии в Париж. Скончалась в 1956 году, похоронена на кладбище русских парижан.
Сын Ростислав – служащий Алжирского банка, участвовал в боях с немцами на стороне французской армии. Умер в 1965 году. Внук Колчака — Александр, 1933 года рождения, проживает в Париже.
Последние годы жизни фактической женой Колчака стала его последняя любовь Анна Тимирева. Знакомство с адмиралом произошло в 1915 году в Гельсингфорсе, куда она приехала вместе с мужем, морским офицером. После развода в 1918 году последовала за адмиралом. Была арестована вместе с Колчаком, и после его расстрела провела почти 30 лет в различных ссылках и тюрьмах. Была реабилитирована, скончалась в 1975 году в Москве.
Интересные факты
- Александр Колчак был крещен в Троицкой церкви, которая известна сегодня под названием Кулич и Пасха.
- Во время одного из полярных походов Колчак назвал остров в честь имени своей невесты, которая дожидалась его в столице. Данное им название мыс Софьи сохраняет до нашего времени.
- А. В. Колчак стал четвёртым в истории полярным мореплавателем, получившим высшую награду географического общества — Константиновскую медаль. До него этой чести удостоились великие Ф. Нансен, Н. Норденшельд, Н. Юргенс.
- Карты, которые составил Колчак, использовали советские моряки вплоть до конца 1950-х гг.
- Перед смертью Колчак не принял предложение завязать глаза. Свой портсигар он подарил командующему расстрелом сотруднику ВЧК.
Источник: https://24smi.org/celebrity/3711-aleksandr-kolchak.html
��������� �������
������ ���������� � �������� �� ����� �.�.���������� ������ � ����. 360 ��� ��������� � 1238-1598 ��. ����� 2.1 — 2.3 (�. «������������� ���������» 2000 �.).
��������� ������� ���������� � 1438 ���� �� ������� ������� ���� �� ���������� ������ �������-������� ��������, �� ����� �� �����, �� ��� �� ���� � ����� �����. ������ ��������������� ������ ������������ ����. ����������� �������� ��������� ����� ��� ��� �������� (������ � 1438-1445).
�� ��� ����� ���������� ������� ��������� ��������� �.���������� (�� ������ ������ �����).
�� ������ ������� ������� ��� �� �.����� (�� �� ����� �� ����� �.���), ����� �� �.�����, ������� ���� ����� �.�������� � ������� ����� �������� �.�����, � ����� �������� �.����, �� ������ ������� �� �.���.
�� ������� ��������� ������� ��������� � ��������� ����� ���, ��� � ������ ��������� ������� ����� ��� �������� (� �� ����������� �������� — ��. ������� �.���;).
�� ������ ������� ������� ���������� ������� ��� �.����������� � ������� � ������� ������������ ��� �� ��������� ������ �.
���� � �����.
��������� ���������� ������� ���������� ��������� ������� � ������, ���������� ���������� ���������� ����� � ���� ��� �� ���������� �� � XIII �. ������-���������, � ����� �����-�������� ������: �������, �������, ������. �������� ��������� � ����� � ������������� �� ������� �������� ��������� �������� ����� ������� ���� ���������� ����������� �������� «������».
�������� ����� ��������� �������� �� ��������� � ��������� ��������, ��������� ���� � ��. ������: ����������� (��-�������), ��������, ��� ��������� (�����-����), �������� (����-�������) ������, ���������� ������� (����� �������, ����), �������������� ��� ����������� ���������� (�����) � ����� ��� ������� (������). �������� �������� ��������� ���� ����������. � ������� ���� ������� ����������������.
������������ ���� ������ �������� � ������� ������������, �������, �������� ������� � �������.
����������� ���������� �������
����������� ���������� ������� ���� ����������� ��� ��������� ���������� ������� ����, ������� ����������� � ����� XIV �. ����� �������� �������� � ������������������� �������� �� ���� ������� �� ��������� ������ — ����������� ����������� (����������� �����, 1380), � ����� � 1389-1395 ��.
� ���������� — ������� ���������, ���������� ������������� ������� ���� � ����������� �� ������� �����-�����.
������� ������� ��� ��������� ��������� �� ������ XIV-XV ����� �������� ������������ � ����, ������������ � ������������ ������ �� ������ ����� ���������� — � ����� �������, � ����� ���������� ���� �����-�����, ������������ ��������� ����� ���������, — � ������.
����� ������ ��������� (1406�) ������ ����� ������������ ���� ���� ������������� ������ ����� �����������.
������� �� ������� ������� ���� �������� ������� ���������, �� ��� ��� ������� ����� �������. �������� �������� �� ��� ��� ������-�����, ������� 2-� ��� ������ � 1411 ���� (1-� ��� � 1407 �.), ����� �� �������� ���������, �������� ��� ������ ���������� ����� ������� ������ ���������, ���� ���� ������-�����.
������-������ ������� ������������ ���������� ����� ��� ������� � ��������� ������� I ����������� c 1412 �. ����� ������� ���� ������� ����. ��� ������-������, ���-��������, ���������� (� 5-� ���) �� ������� � 1428 �. ����� ����������� ����������� ���� �� �������, ������ � 1437 ���� � ���� ��� �������� ����-��������, ���� ��������� ��������� — ���� �����-�����. ��� ����� ������� ������� ���� ��� � ��� ��� ������������ ������ ��� �������� ���������.
������ ���-��������� ������� ������������ � ����� ����� ������� ���� � ��������� ��� ������������� ��������� ����� — �������� ������, ���� �� � ��������, ���� ��� ����� ����������� ������ ��������� �������. ������, ���������� ��� � ���� ����� �������� � ����� ���� ������ ��������, ��������� �� ����� �� �� ������� � ������� ���������� ��������� — ��������� ������� ����������� ����������, � ������ ��� ������ ��� �� ����� � 1437 ����.
���� ������, ������, �� � ������� ������, � �� ����� 3-��������� ������, ���-�������� ������� � ������� �������� �����������, ����� �.����� � �������� ��������, ������� ������������ �� ������ ������ �� ��������������� ������ ����� ���������� ����������� � ��������� ����������. ��������� ������� ������ ���������� ������, �������� ���� �������� ������� ���-��������� �� �������� ����������� �����������, ��� 5 ������� 1437 �. ������ �������� � �.�. ��������� ����� � ��� ����� ����������������� � ���� ������� ����, � ����������� �������������� ���������. �������� ����� �� ������ �� �������� �������� ���������� ������, ���-��������, ������ ���������� ��� ����, ��������, ���, �����, ����� � ���� � ����� � ����� � ������ ����� ������, ����� ���������� ������������� �� ������� �����, � ������� �� �������� ������� ����, ������� ��������� � ���������� ������� ����������.
����� �������� ���-�������� ������ ������, ��������� ��� � �������� XIII �. (��. 1261 �.
, �� ������ ��������� ����� �� 100 ��� ������), � ������� � ���� ������� ������������ �������� ������� ��������, �������� �� ��, ��� ����� ����������� ������ �����������, � ��� ����� � �������� �������� (1399). �.�.
��������� ���������, ��� ���-�������� ������� ������ �� ����� ����� �� �.�������, � 5 �� �� �� �����, ������ ������ ������������� �������, ��� �� ����� ����� ��� ����������� �����, ����� ���������� ����� (��������� ��. ���� ������ «������»).
����� �������, � 1437-1438 ��. �������� ��������������� �� ������� ���� ����� ��������� �������, ���������� �������� ����������. � ���� ��� ������������� ����� ������ ������� ���� ����� ���������� ��������� ����� (� ������� �� ������� ����, �������������� �� ������������ �������� ������� ����) � ��� ����� ���������� ���� ��������, ���� �� ������������ � ������� ������ ���������� ����������� — ������������� ������� (1480).
��������������� ������� ����� ���������� �������
��������������� ������� ���������� �� ����� �.�.���������� ������ � ����. 360 ��� ��������� � 1238-1598 ��. ����� 2.7. (�. «������������� ���������» 2000 �.).
��� ������� ����������� ������������� � ��������� �������� ��������� �������� ��� �������, �������� ��� �� ����������. ��� ���������� �������� ���� [����. ������� �.�.]
1. �������� �������� ��������� (��. ������� ��������� ����� ������� ����); | ||
1437 — 1446 | 1. ���-�������� (�������� �������) (1446+) | ���� ���������; ���������� ������ (1439) � ������ (1444-1445) ������ ��������� ����� �� ������ (��� �������) |
1446 — 1463 | 2. ������ (1463+) | ��� ���-��������� |
1463 — 1467 | 3. ������ (1467+) | ���� ���-���������, ���� ��������� |
1467 — 1479 | 4. ������� (1479+) | ���� ������; ���������� �������� �� ������� ���� ����������� ����� III ��������� �� ���������� ���� ���������� ������� � ���������� ������� ������� ����������� �� ������� — �������� ������. ������ ����� ����� III ������ ���������� ������� (1467-1469) ���� �������������� �������, �� � ����� ��������������� ��� ������. |
1479 — 1484 | 5. ��� | 1-� ���. ��� �������� �� 1-� ���� (������), ���������� «��������». |
1484 — 1485 | 6. ��������-���� (1469-1518+) | 1-� ���. ��� �������� �� 2-� ���� (���-������), «���������� �������» — ������ �� ������� ��� �������� ���������� ����� III. |
1485 — 1487 | 7. ��� | 2-� ���; � 1487 �. ���� III ������������� 2-� ����� �� ������ � ����� ��. ��� ��� � ������ ������ � ������� (���� � ������), ��� ������ — � ���������; �� �������� ������������ ��������-����. |
Источник: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kazan.htm
Принятие христианства на Руси и её значение
К X веку древнеславянские языческие верования не имели высокого уровня развития. Русичи легко примешивали к своим суеверия неславянских соседей и легко поддавались посторонним влияниям. В ситуации окончательного оформления Древнерусского государства требовался более мощный духовный стержень. Христианская вера оказалась близкой по духу восточным славянам, вдобавок она стала могучим фактором единения разноплемённых территорий Киевской Руси.
Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века
Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.
Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.
Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий
В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции.
В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства.
Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.
Предпосылки принятия Русью христианства
Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации
Духовные | Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси. |
Социальные | Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян. |
Политические | Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы. |
Экономические | Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами. |
Причины принятия новой религии
Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя | Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром |
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения | Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации |
Поднятие авторитета киевских властей | Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы |
Разрушение пережитков родового строя | Введение Киева в круг общеевропейской политики |
Сильное влияние православной общины Киева | Укрепление международного авторитета Киевской Руси |
Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).
Легендарный византийский выбор князя Владимира
Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни.
Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном.
Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.
В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.
Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.
Процесс принятия христианства
Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.
Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.
Распространение Православия на Руси
В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание.
Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси.
Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.
Значение принятия Христианства
Политическое |
|
Международное |
|
Духовное |
|
Нравственное |
|
Последствия принятия христианства
Гуманизация общества стала важнейшим последствием принятия Древней Русью Христианства.
Церковь признавала всякую власть от Бога | Упрочение власти киевских князей |
Вера сплачивала племена восточных славян | Формировалась единая древнерусская народность |
Появление канонического единения с христианским миром | Повышение роли Древней Руси в международных отношениях |
Культурный феномен Христианства | Появление на Руси письменности и искусства, распространение грамотности |
Внедрение христианской морали |
|
Принятие древней Русью христианской религии было грандиозным шагом развития цивилизации восточного славянства. Благодаря этому шагу произошли значительные изменения в развитии этносов, политики, культуры, экономики и общества средневековой России.
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm
История России — тема 3
В VII — X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:
- Сварог бог неба
- Дажьбог бог Солнца
- Стрибог бог ветра
- Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
- Велес бог скота и покровитель пастухов
- Ярила бог весны (или Солнца)
- Купала бог лета
- Мокошь богиня женского рукоделия
Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.
https://www.youtube.com/watch?v=mBuLW0ul9hE
Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам.
Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.
2. Первая религиозная реформа
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
- Перун Хорс (солнечный конь)
- Дажьбог Мокошь
- Стрибог Симаргл (значение неизвестно)
Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением.
К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария.
Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
3. «Выбор веры»
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI — XII вв.)
Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне — в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя.
Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества.
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.
5. Распространение христианства на Руси
Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес — Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.
Сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.
6. Значение принятия христианства
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
На что следует обратить внимание при ответе:
- Особенности славянского язычества, отличия его от античного.
- Причины неудачи первой религиозной реформы: создание собственного пантеона требовало времени, а давление монотеистических представлений усиливалось.
- Легендарный характер рассказа о выборе веры князем Владимиром.
- Упорное сопротивление новой религии на севере страны, удаленном от Византии.
- Значение христианства для культуры и морали, усиления авторитета княжеской власти, становления древнерусской народности, международного положения Киевской Руси.
Источник: http://www.1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap3.htm
Присоединение Абхазии к России
Присоединение Абхазии к России — исторический процесс, который начался в 1808 году, когда князь Сефер-Бей признал российское подданство и закончился в 1864 году, когда уже другого князя освободили от занимаемой должности ввиду его ненужности для интересов империи. До этого процесса Абхазия была формально частью Имеретинского царства, после — стала округом Кутаисской губернии. Это присоединение так же считается «добровольным», хотя в Абхазии с этим не согласны.
Смерть Келеш-Бея
В истории Абхазии иногда случались странные повторы. Например, два раза она рушилась на пике своего могущества. Первый раз это произошло в 969 году, когда начали войну друг с другом два брата умершего царя. Второй раз — в 1808 году, когда войну начали сыновья князя Келеш-Ахмад-Бея.
Келеш-Бее при жизни контролировал всё побережья от Ингури до Джикетии, паша Поти был его родственником и паша Батуми вроде бы тоже. Дела шли прекрасно. Абхазия была была как бы частью Османской Империи, хотя и воевала с ней время от времени. Но это был бунт провинциального чиновника против центра, а не война за свободу нации. И вот в 1808 году Келеш-Бея убивают.
Кто убил Келеш-Бея — по сей день спорят. У него было два сына: один (Сефер-Бей) женат на мегрелке и крещён, второй (Аслан-Бей) — мусульманин.
Официальная российская (имперская) версия звучит так: «второго мая 1808 года, возвратившись ночью домой со званого вечера, Келиш-бей, при входе в переднюю, был встречен пистолетным выстрелом и убит наповал сыном своим Араслан-беем». По современной абхаской версии, его убил Сефер-Бей. По третьей версии — это был тайный грузинский (мегрельский) заговор.
По четвертой — это были агенты Российской империи. Это случилось в крепости Сухум-Кале, и там же Келеш-Бей был похоронен. Абхазские археологи по сей день мечтают найти его могилу как символ великой эпохи в истории Абхазии.
Между братьями началась война, и Сефер-Бей сразу был разбит и бежал в Мегрелию. В Абхазии принято думать, что сильный и благородный мусульманин Аслан-Бей победил слабого и безвольного Сефер-Бея.
Сефер-Бей в Мегрелии
Сефер-Бей скрылся в Зугдиди, и вроде бы даже не помышлял вернуться обратно. Но тут его взяли в оборот мегерлы и русские. Они предложили ему подать заявку императору на российское подданство. Или даже сами подали её от его имени. Александр I запрос утвердил и в армию пришёл приказ содействовать Сефер-Бею.
Между тем в Закавказье ситуация была вот какая.
Росийсская армия только что ликвидировала Имеретинское царство, царь которого бежал в Турцию. Мегрелия и Гурия стали подданными и союзниками империи. Только что пал турецкий Поти. Абхазия оставалась неподконтрольным России и дружественым Турции побережьем Черного моря, что было не очень хорошо. И война с черкесами ещё шла, так что переход одной части «черкесского мира» в подданство России был очень кстати.
Было решено отвоевать Абхазию и сделать её независимим союзным государством.
Интересно, что выбора у Сефер-Бея в общем-то не было. Российская администрация поддерживала идею территориальной целостности Имеретинского царства (в своём её понимании), а Абхазия формально считалась частью этого царства. Ликвидация царства ничего не поменяла.
Точно так же ликвидация Картлийского царства не помешала российской армии завоевать Ганджу как «издревле принадлежащую грузинским царям». Император считался правопреемником грузинских царей.
Всё, что когда-то было Имеретинским царством, должно было стать частью Кутаисской губернии.
Поход на Сухуми
15 июня 1810 года генерал Симанович получает приказ выступить на Сухум-Кале. К Сухумской крепости подошли несколько кораблей и отряд морских пехотинцев в 640 человек под командованием капитан-лейтенанта Петра де Додта. Крепость обороняли несколько сотен абхазов и турков, на рейде стояли турецкие корабли.
8 июля в 16:00 начался обстрел крепости с моря.
На следующий день в 15:00 обстрел повторился. Крепость была основательно разрушена, потоплены несколько кораблей. 10 июля был высажен десант, который взял крепость штурмом при поддержке отряда генерала Орбелиани со стороны Мегрелии. При штурме погибло почти 400 защитников крепости, ценой гибели 109 человек с российской стороны. В крепости было захвачено 62 пушки.
На следующий день в крепость прибыл Сефер-Бей с сотней русских пехотинцев. Там он был объявлен князем Абхазии и получил грамоту Александра, знаки инвеституры и орден Святой Анны 1-й степени.
Турки покинули Сухуми и окрестности, с ними выехали многие абхазы. Этот уезд абхазов считается первой фазой их переселения в Турцию (мухаджирства). Это момент интересен. Обычно, когда Россия отвоёвывала у Турции кусок территориия, туда сбегали из Турции как минимум армяне. Но абхазы бежали в другом направлении — в Турцию.
Лучшую характеристику этим событиям дают современные абхазские историки: «Случившееся 10 июля 1810 г. никак нельзя назвать добровольным присоединением Абхазии к России». И тут они правы. Количество добровольцев ограничивалось Сефер-Беем.
Если Грузия была готова входить в состав России хоть на каких-то условиях, то Абхазию не устраивали никакие условия вообще.
Последствия
Присоединение Абхазии к России долгое время было условным. Сефер-Бей удерживал Сухумскую крепость, но не мог отойти от неё далее чем на сотню метров даже днём. Аслан-Бей собрал сторонников и ушёл в горы.
Долгое время Абхазия была настолько необустроенным и проблемным краем, что возникли даже проекты возвращения её обратно туркам.
Категорически против этого был генерал Ермолов, который в марте 1820 года написал министру иностранных дел, что если Абхазию таки вернут, то пусть это поручат не ему, а кому-нибудь другому «ибо я, будучи начальником, много потеряю в общем мнении». Иными словами, пригрозил отставкой.
7 февраля 1821 года Сефер-Бей умер, и в то же лето Аслан-Бей подошёл с армией к сухумской крепости. В ноябре князь Горчаков разгромил абхазов и привёл к власти Омар-Бея, сына Сефер-Бея. Но он умер 16 октября 1822 года.
Князем стал его сын Дмитрий, но он умер в 1823 и власть (или её видимость) принял его брат Михаил. Абхазы снова взбунтовались и Аслан-Бей осадил Михаила в Лыхнах. Князю Петру Горчакову пришлось предпринимать серьёзный поход на Лыхны.
24 июля абхазы были разбиты, Аслан-Бей бежал в горы.
При Михаиле среди абхазов стало распространяться движение за принятие турецкого подданства, что заставило Россию принимать решительные меры по установлению контроля над регионом.
В 1830 было завоевано всё побережье Абхазии, а в 1864 году были разгромлены черкесы, после чего существование независимого князя потеряло смысл для империи, поэтому в 1864 году Михаила сослали в Воронеж.
Формальной причиной стало то, что 21 сентября 1855 года, когда в Абхазию вошли турки, он не бежал, а остался в Сухуми и о чём-то там с турками разговаривал.
Абхазия превратилась в Сухумский округ Кутаисской губернии.
Источник: http://travelgeorgia.ru/660/
Принятие христианства на Руси
Хронология
- 988 г. Принятие Русью христианства
- 1036 — 1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого. Составление первых статей “Русской Правды”
- 1147 г.
Первое упоминание о Москве в летописи
- Новая вера объединила духовно 5 этносов — славян, финно-угров, тюрок, балтов, кавказские народности, а также несколько экономических укладов, образов жизни — земледельческо-оседлый (славяне), скотоводческо-кочевой (тюрки), бродячий (охотники — финно-угры).
- Через Византию Русь вошла в мировую историю, приобщилась к христианской цивилизации, приобрела высокий статус в сообществе государств Восточной Европы.
- Христианство способствовало культурному развитию страны: из Византии на Русь пришли книжность, письменность, иконопись, архитектура.
- Христианство способствовало смягчению языческих нравов.
- Новая вера оказала решающее влияние на формирование черт национального характера.
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г.
Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии.
Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды.
“Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.
Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы.
Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств.
Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.
Киевская Русь при Ярославе Мудром
Наивысшего могущества достигла Киевская Русь при Ярославе Мудром (1036-1054гг.). Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром.
Составление “Русской Правды” связано тоже с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность.
В Русской правде нашли свое отражение особенности социально-экономического стороя Руси. Документ определял штрафы за различные преступления против личности, охватывал каждого жителя государства, от княжеского дружинника до смерда и холопа, ярко отражая степень несвободы. определявшуюся его экономическим положением. Хотя “Русская Правда” приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти.
Ярославу принадлежит только первые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).
“Русская правда” — свод древнерусского феодального права. Этот документ охватывал каждого жителя государства от княжеского дружинника до холопа, ярко отражая степень несвободы крестьянина, определявшуюся его экономическим положением
Феодальная раздробленность
После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции, начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности, растянувшийся на несколько веков. Характеристика этого периода историками неоднозначна: от оценки периода как прогрессивного явления до диаметрально противоположной оценки.
Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а, прежде всего, заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов.
В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все для них необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить, или хотя бы остановить политический распад единого государства.
Ослабление центральной власти привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами.
Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.
Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII-XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.
В конце XII — начале XIII в. на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: на Северо-Востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на Юге и Юго-Западе — Галицко-Волынское княжество; на Северо-Западе — Новгородская феодальная республика.
Внешняя политика (IX — XII вв.)
На рубеже IX — X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В результате этих войн русскими войсками Святослава в середине 60-х гг. Х в. были разгромлены хазары, после чего нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тьмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.
В конце IX и в Х вв. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имело в этот период отношение Руси с Византией, особенно торговые отношения. Торговые отношения между ними нарушались военными столкновениями. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму.
Там уже было к тому времени построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь.
Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносила попеременный успех то одной, то другой стороне.
В 906 г. князь Олег с многочисленным войском отправился в Византию, “устрашенные греки просили мира. В честь победы Олег прибил щит к вратам Царьграда. По возвращении в Киев, народ, дивясь его храбрости, уму и богатству, прозвал Вещим” (И.М. Карамзин).
Постоянную борьбу в этот период истории Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили Киев, но в конечном итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться, их вытеснили из черноморских степей другие кочевники — половцы.
Под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью. Вторая половина XI — XII вв. — время борьбы Руси с половецкой опасностью.
К этому времени Древнерусское государство становится одним из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии.
Источник: http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/kreshchenie-rusi.html