Какая религия у немцев

Религия и вероисповедание в современной Германии

Путешествия по миру и иммиграция заставляют многих людей, прибывших в ту или иную страну, считаться с местными нравами и обычаями. Во многом менталитет того или иного общества зависит от господствующей в нем религии.

Даже нерелигиозные люди впитывают основные нравственные установки, понятия о добре и зле из окружающей их среды, поэтому то, какая религия доминирует в стране пребывания, имеет большое значение.

Попробуем разобраться в том, какую роль играет религия в Германии и какие религиозные течения здесь распространены.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи.

В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

Крестителем страны считается святой Бонифаций – епископ Майнца.

Господствующей религией на территории Германии христианство стало в эпоху Каролингов – династии франков, построившей свою империю в центре современной Европы.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации.

В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения.

Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Основная часть населения государства считает себя членами различных религиозных конфессий, но в повседневной жизни это никак не выражается.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2019 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

В заключение

Несмотря на огромное количество церквей в жизни современной Германии религия не занимает много места. Основная часть населения является христианами или выходцами из этой среды. Моральные и этические установки у христиан всех конфессий одинаковы, и жителям России, Украины, Молдавии и Белоруссии они близки. Значительного влияния исламского фактора в стране пока не ощущается.

Несколько фактов о Германии. Религия

Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/kultura-germanii/religiya-v-germanii.html

День в истории: ликвидация АССР немцев Поволжья, начало депортации поволжских немцев в Сибирь и Казахстан

28 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР была упразднена немецкая национальная автономия, существовавшая в стране с 1918 года. В Россию немецких переселенцев пригласила еще Екатерина II во второй половине XVIII века.

Как немцы оказались в Поволжье

В 1762-63 годах Екатерина II подписала манифесты «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» и «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Русским политэмигрантам прощались все преступления, из-за которых они были вынуждены покинуть Родину, и при возвращении гарантировалась государственная поддержка. Но основная цель все же заключалась в привлечении немецких колонистов на пустующие и малоосвоенные российские земли.

При отсутствии денег дорогу желающий получить российское подданство мог обратиться в русское дипломатическое представительство. Оно обязано было обеспечить колонисту переезд в Россию. Существовал реестр пустующих земель, при заселении которых колонисты освобождались от налогов и податей на 30 лет.

Выдавались десятилетние беспроцентные ссуды на строительство домов, на существование до первого урожая, на скот и на инструменты. Государство обещало не вмешиваться в дела колоний, предоставляя им полное внутреннее самоуправление. Манифесты были переведены на разные языки и рапространялись как государственными службами, так и заинтересованными в колонизации частными предпринимателями — «вызывателями».

Вызыватель, заключивший договор с государством, после организации колонии имел право управлять ею и оставлять себе часть доходов.

Всего с 1763 по 1766 годы в Россию переехало более 30000 человек, примерно половина из них была сагитирована вызывателями. Колонисты прибывали сначала в Петербург, где находились в среднем 1-2 месяца и знакомились с российскими законами и традициями. Затем немцы принимали присягу на верность русской короне.

Большая часть новых российских подданных перенаправлялась на ПМЖ на Украину и в Поволжье. Дорога занимала несколько месяцев, из 26676 человек, отправленных для поселения в район Саратова, в пути умерли 3293 колониста. Первой немецкой колонией в Поволжье стала Нижняя Добринка, основанная 29 июня 1763 года.

Правительство надеялось, что освобожденные от налогов и не ущемляемые в вероисповедании немецкие переселенцы принесут на потенциально богатые русские земли европейский жизненный и хозяйственный уклад. И надо сказать, в исторической перспективе Екатерина не прогадала.

1/6

Немецкая колония Блюменфельд

2/6

Делегация советских немцев в Кремль 1988 год фото на Красной площади

4/6

Школа в Энгельсе, фото 1940 года

6/6

Хлебная торговля в немецком кооперативе, 20-е годы XX в.

Немцы на Волге

Переселенцы встраивались в русскую культуру, не забывая при этом о своей, сохраняя язык и католическую или протестантскую религию. Часть молодёжи с усердием изучала языки – русский, калмыцкий, татарский.

Каждый немецкий сельский округ представлял собой самодостаточный полузамкнутый мирок. Сами они себя долгое время немцами не называли – исключительно гессенцами, швабами, силезцами и т.д., сохранялись даже диалектные особенности родных областей.

Только общение с русским населением постепенно позволяло поволжским немцам осознать себя одним народом.

Немцы, которые поселились в Поволжье, не усовершенствовали общую культуру русского земледелия, а, напротив, в итоге усвоили русскую общинную систему землепользования. Это отличало их бывших соотечественников, заселявших Украину и южные русские губернии.

Однако они принесли в Россию плуг, косу, деревянную молотилку, почти не используемые в России, а при обработке земли использовали трехпольный оборот, лишь в условиях малоземелья переходя на четырехполье. Немцы ввели белотурку, картофель, увеличили посевы льна, конопли, выращивали табак и другие культуры, в России до этого не сильно распространенные.

К концу XVIII века окончательно установилось разведение колонистами луговой пшеницы и табака, ржи, овса, ячменя. Эффективность сельского хозяйства в колониях долгое время была выше среднероссийской.

С ростом благосостояния в колониях росла и промышленность. Еще в начале XIX века интенсивно развивалось мучное производство на расположенных рядом водяных мельницах, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, а также производство шерстяной материи и сурового полотна. После этого появилось кожевенное производство, к 1871 году в колониях насчитывалось 146 заводов.

Развивалось промышленное ткачество в Сарепте, откуда и произошло название местной ткани — сарпинка. Пряжа доставлялась из Силезии и Саксонии, а шелк производился в Италии. Спрос на эту продукцию был столь велик, что уже в 1797 году на этой фабрике был выстроен второй каменный корпус.

Трудности с получением сырья из-за границы вызвали потребность производства пряжи у себя, из персидской хлопчатой бумаги, доставляемой через Астрахань. Помимо непосредственно Сарепты в производстве участвовали прядильни, устроенные в Поповке, Севастьяновке, Норке, Лесном Карамыше.

В самой Сарепте была устроена красильня для окраски в разнообразные цвета. Прибыльность сарпинного производства и возросшая конкуренция заставили Сарепту перенести производство в Саратов в 1816 году, где местные предприниматели-немцы братья Шехтель вытеснили сарептян из сферы ткацкого производства.

В 1870-е годы сарпиночное производство испытало упадок и крупные предприниматели перенесли основные капиталы в мукомольную промышленность.

Новый виток в развитии производства этой ткани связан с деятельностью А. Л. Степанова, осознавшего, что конкуренция ручной сарпинки с машинной может быть только в том случае, если ручное производство станет дешевле и приблизится к современным стандартам моды. Предприниматель организовал из разрозненных сарпинских фабрик товарищество, добился усовершенствования ткацких станков.

Благодаря этому стали изготовляться полушелковые, и даже шелковые вещи, значительно улучшилось качество производимых товаров вообще. В течение пяти лет сарпиночное производство из Голого Карамыша получило всероссийское признание и распространение. Прибыльность и значение сарпиночного производства подчеркивается тем фактом, что центр этого вида производства (к началу XX в.

) — Сосновская волость даже с учетом малоземелья была одной из самых процветающих в крае даже в голодные годы.

Противоречивый XX век

Первые тучи над российскими немцами стали сгущаться после объединения Германии, которая теоретически могла влиять на немецкоязычное население России.

Александр II запретил немцам публично использовать родной язык, уравнял их в правах с русскими крестьянами и распространил на них воинскую повинность. С этих пор можно говорить о первой волне немецкой эмиграции из страны на Запад.

Еще одним тревожным звоночком для немцев стала Первая Мировая война, спровоцировавшая антинемецкие настроения в народе.

После установления Советской власти под угрозой оказалась важная часть национального самосознания поволжских немцев – их религия.

Весь предыдущий период власть гарантировала католикам и протестантам, населяющим колонии, свободу вероисповедания – в конце концов, это было краеугольным камнем неформального договора о переселении.

Советская власть развернула обширную пропаганду атеизма, и немецкие поселения не стали исключением. Правда, особых успехов такая политика не имела – напротив, в среде поволжских немцев сильно возросла религиозность, стали появляться секты.

В 1918 году из части территорий Саратовской и Самарской губерний была создана Автономная область немцев Поволжья, позже переименованная в АССР немцев Поволжья.

Это был беспрецедентный в мировой истории опыт создания немецкой автономии, обладающей определенным суверенитетом, за пределами Германии.

Многие дореволюционные топонимы сменили официальные названия на немецкие – например, город Покровск, ставший столицей автономии, был переименован в Энгельс. Немецкий язык приобрел официальный статус, вместо районов в республике существовали кантоны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Успение в православии

Коллективизация уничтожила тысячи самых продуктивных хозяйств, нанесла удар по важнейшей для региона отрасли. В 1931-1933 году на территории республики бушевал голод, которого она не знала со времен самых первых переселенцев. В 1933 году от голода и коллективизации погибло 50139 человек. Экстренные усилия Советской власти способствовали преодолению смертности от голода, но недоедание среди немецкого населения СССР отмечалось еще долгие годы.

«Немецкая операция» и депортация

Отношения между СССР и Германией всё ухудшались, и это не могло вновь не привести к подозрительному отношению к немцам внутри страны. В 1935—1936 годах более двухсот тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан.

В 1937—1938 годах НКВД была проведена так называемая «немецкая операция». Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция.

Более всего она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов; сама АССР пострадала довольно слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена). В конце 1930-х гг.

за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования — немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. Постепенно подходила очередь самой республики.

В 1941 году она была поделена между Саратовской и Сталинградской областями, и примерно 450 тысяч поволжских немцев были депортированы в Сибирь и Казахстан. На сборы людям давались всего сутки.

Сложно сказать достоверно, существовали ли антисоветские настроения в немецкой среде. По воспоминаниям фронтовика Л. Д. Петрова, дружившего с зятем Молотова, выброшенный после начала фашистской интервенции в республику десант советских воинов, переодетых в фашистскую форму, был встречен жителями республики как ожидаемое прибытие своих.

Надо признать, что определенный риск для Советской власти, конечно же, существовал, особенно учитывая то, как развивались события Великой Отечественной войны и то, как далеко вермахт продвинулся по территории СССР, дойдя в том числе и до Волги. Видимо, определяющую роль сыграло нежелание иметь в тылу целую республику, потенциально лояльную неприятелю.

Тем не менее, целесообразность депортации целых народов до сих пор является предметом споров и носит яркую политическую окраску.

Впервые вопрос о восстановлении немецкой автономии был поставлен в 1978 году, года с немцев были сняты все запреты на территориальные перемещения. Но правительственная комиссия постановила, что учреждать Немецкую АССР в Поволжье нецелесообразно, «так как немецкое население здесь фактически не проживает и исторических корней в этом районе не имеет».

Взамен глава КГБ Андропов предложил создать немецкую автономию в Казахстане, где на тот момент проживало около миллиона немцев (половина немецкого населения СССР). Идея подобной автономии со столицей в Ерментау диктовалась прежде всего желанием прекратить отток немцев с территории Советского Союза, и лишь во вторую очередь просьбами самих немцев.

Но демонстрации среди казахов, с мнением которых, как им казалось, никто не счел нужным считаться, заставили правительство отказаться от этих планов.

В конце 1980-х на волне общего национального подъема в стране появилось Всесоюзное общество советских немцев «Возрождение», которое также попыталось донести до правительства идею возрождения немецкой автономии и реабилитации поволжских немцев.

В 1991 году ВОСН «Возрождение» объединяло в своих рядах уже более 100 тысяч человек, и руководство организации имело все основания полагать, что на тот момент это была самая массовая после КПСС организация, если не считать религиозные.

Тем не менее, в 1993 году «Возрождение» прекратило свое существование, ничего не добившись.

Многие немцы после распада СССР эмигрировали в Германию, Аргентину, США и многие другие страны, часть из них до сих пор сохраняет российско-немецкое национальное самосознание. Всероссийская перепись населения 2010 года выявила 394 138 немцев, проживающих на территории страны. Еще в 2002 году их было 597 212 человек.

Источник: http://www.d-kvadrat.ru/obshchestvo/istoriya/2549

Какая религия в Германии?

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Верования древних германцев

Племена, проживавшие на территории современной Германии, до обращения в христианство, поклонялись в основном силам природы – огню, ветру, солнцу, луне.

У каждого племени древних германцев имелся и свой пантеон богов, которым приносились жертвы, в том числе человеческие. Жрецы обладали большой властью и имели веский голос в решении вопросов, касающихся жизни племени.

Храмов своим богам германцы не возводили, а посвящали им водоемы, деревья или целые священные рощи. Волю богов предсказывали жрецы по разбросанным плашкам – прообразам рун.

Обращение в христианство

В IV веке готские племена первыми из германцев приняли христианство, а к середине VIII века святому Бонифацию, который считается крестителем страны и основателем Германской Церкви, удалось обратить в христианство значительную ее часть. Принявший мученическую смерть от язычников, Бонифаций именуется апостолом Германии и почитается всей Католической Церковью.

Реформация

К моменту Реформации, родиной которой стала Германия, Католическая Церковь владела третью земель страны вместе с проживающими там крестьянами. Все жители платили церковный налог – десятину. Церковные должности продавались и покупались, а торговля индульгенциями (не только на совершенные грехи, но и на будущие), порождала безнаказанность.

Монах из Саксонии Мартин Лютер стал основателем нового религиозного движения, считавшего необходимостью очищение католической церкви, погрязшей в пороках. В 1517 году Лютер обнародовал 95 тезисов, представлявших собой возражения против торговли индульгенциями. Через год им были опубликованы еще несколько сочинений, осуждавших нравы, царившие в католической церкви. Папа Римский издал буллу, которой отлучал Лютера от церкви, однако последний демонстративно ее сжег.

Реформация стала причиной религиозных войн, в результате которых страна раскололась на католические и лютеранские регионы, что привело к раздробленности государства. Подданные феодала вынужденно принимали веру своего господина. «Cuius regio euius religio» (чья власть, того и вера) – принцип, закрепленный Вестфальским договором 1648 года, положившим конец Тридцатилетней войне.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла.

Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией.

В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания –  еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

(2 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Источник: https://germanexpert.ru/religiya-v-germanii/

Как живет сегодня

В самом центре города Маркса — своеобразной столицы немецких поселений в саратовской глубинке — сразу заметна белая колокольня с крестом на верхушке. Крест задерживает внимание неуловимой «неправильностью». Это — лютеранский храм, один из тех, что еще в XIX веке здесь построили переселенцы из Германии.

«Немцы начали переселяться в Поволжье при Екатерине. Здесь было множество колоний, только в Марксе, который тогда назывался Екатериненштадт, 97% населения были немцами», — рассказывает директор Общественной организации местной национальной культурной автономии немцев Елена Гейт.

​Домой, в Поволжье!

Все изменилось в 1941 году. 28 августа, эту дату здесь сейчас знает каждый этнический немец, вышел указ Президиума Верховного Cовета о переселении немцев. Через две недели все население было выселено в Сибирь и Казахстан.

«Моя семья, главой которой был мой дедушка Петр Петрович Перре, попала в Новосибирскую область. После войны вернуться в Поволжье немцам не разрешили, и мы поехали в Казахстан. Сейчас я читаю историю, знаю о голоде в 1921 году, в 1932 году, понимаю, как много трудились мои предки, чтобы выжить.

И все равно старики всегда говорили о Поволжье как о родном доме. Мой дед, кузнец двухметрового роста, говорил о Поволжье со слезами на глазах — для стариков здесь и солнце светило ярче, и яблоки были вкуснее, и небо синее.

Но вернуться было нельзя — власти не принимали немцев, не прописывали, не разрешали оставаться», — говорит Гейт.

Массово возвращаться в Поволжье немцы начали в начале 1980-х.

«Сюда ехали целыми семьями, и все ждали восстановления республики немцев Поволжья. Но в начале 1990-х стало понятно, что автономии немцам не дадут, и начался отток: большинство выехало на ПМЖ в Германию. Здесь, на родной земле, остались единицы. По переписи населения 2010 года в районе проживает около 2400 немцев, это 3–4% населения. Во всей области осталось лишь порядка 8 тыс. человек. Хотя мы считаем, что больше», — говорит Гейт.

Религия и соцподдержка

Раньше, продолжает Гейт, немцы делились на католиков и лютеран (одно из протестантских течений — прим. ТАСС). Потому в городе было сразу три церкви — лютеранская, католическая и православная.

«Я католичка и помню, у стариков была даже такая поговорка: лучше выйти замуж за русского, чем за лютеранина. Сейчас, конечно, мы все считаем себя немцами, все конфликты сгладились с годами», — рассказывает Гейт.

Вновь отстроенный католический храм

Валентина Брыкалина/ТАСС

Но если здание лютеранского храма в городе сохранилось, то католическую церковь разрушили до основания. В 1990-х в Марксе на средства Римско-католической церкви выстроили новое здание.

На входе нас встречает Райнхард Долишаль — немецкий пенсионер и бывший католический священник. Он и приехал в Маркс на помощь к местному настоятелю — отцу Боско, которому пришлось уехать на время по делам церкви.

Райнхард почти не знает русского языка, но уверяет: проводить службу для него не проблема, ведь большинство прихожан говорят на немецком.

«Наш храм — это не только место, где люди молятся. Здесь много работают с детьми, обучают их языкам, есть театральный кружок. А самое главное — служба социальной поддержки, где всех желающих, не только немцев, учат ухаживать за лежачими больными», — рассказывает Долишаль.

Всю работу ведут католические монахини. Рядом с храмом есть небольшое кирпичное здание, где сейчас живут 11 женщин. Большинство из них — улыбчивые молодые девушки и при этом не немки. Одна из них — сестра Галина из Новосибирской области. Монахиней девушка стала в 20 лет.

Сестры католического прихода в Марксе обучились игре на органе и сами играют для прихожан во время службы

Валентина Брыкалина/ТАСС

«В католичестве монастыри не закреплены за местом, наша община может иметь разные дома в разных местах. Наша конгрегация имеет общину в Новосибирске. Я поступила в монастырь там, а потом уже приехала сюда. Я русская, веру выбрала во взрослом возрасте.

Как пришла к вере? Господь привел», — улыбается Галина. «Родители, конечно, сначала были против. Но есть жизненное призвание: кому-то суждено стать врачом, кому-то быть матерью, а кому-то — жизнь Богу посвятить. И вот уже более десяти лет как я монахиня».

Помощь меценатов и местных жителей

Лютеранская церковь в Марксе тоже есть. Собор на центральной площади сейчас в стадии восстановления — здесь ведутся работы за счет средств меценатов. Еще один храм, в селе Зорькино, в 50 км от Маркса, уже восстановлен. Там так же, как и в католическом храме, по воскресеньям проводятся службы с органом. Играет на нем, совершенно безвозмездно, директор местной музыкальной школы.

Лютеранский храм на центральной площади Маркса, внутри сейчас идет реставрация

Валентина Брыкалина/ТАСС

Однако восстановить удается далеко не все объекты. «Всего на территории области около 20 храмов, и это очень красивые здания. Они стоят там как напоминание: посмотрите, эта красота строилась без кранов, без техники. Сейчас храмы разрушаются, где-то протекает крыша, живут голуби, все приходит в негодность.

От других зданий и вовсе остались только фасады. Мы пытаемся своими силами сберечь что-то, привлекаем молодежь, волонтеров.

Господдержки у нас, к сожалению, нет, но местные власти помогают как могут — например, здание, где располагается наша организация, нам предоставлено в аренду на безвозмездной основе», — рассказывает Гейт.

Где-то на помощь приходят местные жители. «В селе Липовка, где сейчас почти нет немецкого населения, местные жители охраняют здание, которое стоит разрушенное, без крыши. Полтора года назад там местная администрация хотела снять колокол, так как здание аварийное и колокол может в любой момент упасть. Местные не дали: встали вокруг церкви, когда подогнали кран, отстояли свое право на это наследие. Для нас это очень трогательно и греет душу», — рассказала Елена Гейт.

Туристический потенциал

И все же большинство зданий сейчас в критическом состоянии. А ведь здания немецкой постройки сейчас — это не только историческое и культурное наследие, но и невероятный туристический потенциал.

«В настоящее время наблюдается повышенный интерес к истории и культурному наследию немцев Поволжья, так называемому этническому туризму. И это неудивительно, так как в Саратовской области сохранились памятники, относящиеся к культуре немецких колонистов. В свое время немцы привезли к нам свою религию, культуру и быт, поэтому сейчас особенно важно не только сохранить это наследие, но и популяризировать его.

Ежегодно региональные туроператоры реализуют тематические экскурсии: «Немецкая автономия на Волге», «На улице Немецкой», «Немцы Поволжья на энгельсской земле» и многие другие. Отмечу, что подобные туры пользуются спросом не только среди краеведов и потомков немцев Поволжья, но и у жителей и гостей Саратовской области», — уточнила руководитель Информационно-туристкого центра Саратовской области Ирина Арчакова.

Католическую кирху в Каменке Саратовской области построили, предположительно, в 1907 году

Валентина Брыкалина/ТАСС

По словам главы Марксовского района Дмитрия Романова, такого рода туризм позволяет развиваться району. Например, рядом с восстановленной лютеранской церковью в Зорькино уже открылась мини-гостиница, где туристы могут с комфортом разместиться.

«Ежегодно к нам приезжает все больше гостей, причем не только из России. Этим летом, например, нас посетили около 1000 человек из Германии, Аргентины, Америки — это родственники тех немцев, что жили когда-то в Саратовской области. Приезжают осматривать наши достопримечательности и жители региона, чаще всего это неорганизованные группы, и сосчитать таких туристов сложно», — говорит Романов.​

Валентина Брыкалина

Источник: https://tass.ru/v-strane/4738357

Религия в Германии

Религиозность немцев не поддается сомнению. В Германии многие причисляют себя к католическим общинам или протестантскому кругу верующих. Однако среди молодежи все больше тех, кто верит в Бога, но к церкви относится прохладно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая вера была у древних греков

Но одна из популярных партий в Германии носит название Христианско-демократической, а первые строки Конституции, говорят об ответственности перед Богом. Германия становится либеральнее к тем, кто не идет в церковь и не включает себя в религиозную общину.

Однако на место традиционных для Германии религий, приходит ислам, а в жизни верующих происходит много событий, которые могут говорить о спаде интереса к религии и церкви.

Храмы в Германии

Храмы Германии во многом уникальны и заявляют об этом хотя бы тем, что не имеют аналогов во всем мире. И речь даже не о знаменитых достопримечательностях, как например, Кельнский собор. Уникальность в том, что храмы, созданные за многие столетия в разных уголках Германии, имеют особенности и неповторимый облик. А часть из них, утратив свое первичное значение превратились в замечательные культурные площадки.

К примеру, именно в Германии самая высокая храмовая колокольня в мире, которая расположена в Ульме. Она поднимается в небо на 162 метра, а подъем на смотровую площадку Ульмского собора состоит из 768 ступеней. Шпайерский собор – самая большая церковь в стиле романтизма во всем мире. Ее длина – 134 метра. И построен этот храм как символ мощи и силы власти кайзера.

Таких уникальных объектов, связанных с церковью и религией в Германии предостаточно. Но времена меняются и часть храмов стали из-за малого количества прихожан перепрофилировать в музеи, как это сделали в Штральзунде. Из здания бывшего монастыря сделали великолепный музей океанографии, пользующийся популярностью у туристов из разных уголков Германии.

Еще один пример – Мариенкирхе в Нойбранденбурге, которая стала концертным залом. Здесь проводят концерты симфонических оркестров и предлагают выступления коллективов, исполняющих классическую музыку.

45 миллионов верующих

В Германии, по последним статистическим данным, около 45 миллионов верующих. Их налоги дают возможность церквям содержать храмы и поддерживать необходимый жизненный уровень священства. Также на эти поступления содержатся церковные учреждения – школы и больницы. 9% всех облагаемых доходов верующего, перечисляют церкви. Причем различий между общинами не делают – православный ли это храм, католический или протестантский.

Немцы – традиционалисты и потому среди коренных жителей Германии больше всего католиков и протестантов. Их примерно поровну, из более чем половины всех верующих в стране.

Значительное количество граждан и тех, кто имеет временный вид на жительство, исповедуют ислам – около 5%. Не больше 2% – это православные.

35% граждан Германии вообще относятся нейтрально к религии и не считают себя приверженцем какой-либо конфессии.

Немецкая молодежь все чаще обращается к какому-то высшему разуму или сверхъестественному образу, который и является Богом. Только 5% немецкой молодежи ходит в церковь и является активным представителем религиозной общины. При этом не менее 70% жителей Германии считает себя верующими людьми, хотя и не обязательно приходящими на воскресную мессу.

Родина Реформации

Именно Германия стала центром реформирования религиозных течений Европы. Именно здесь зародились разные направления протестантской веры, которая выступила за изменения в подходах общения верующих и священства.

Саксонский монах Мартин Лютер стал знаменем Реформации, которая изменила не только религиозную, но и политическую и экономическую жизнь Европы. Изменила Реформация и Германию, которая превратилась в союзы и объединения свободных микрогосударств. Они отличались не только именем правителя, но и верой, общественным укладом и многими другими особенностями.

Собственно, такие сильные отличия в жизни каждой из земель идут именно с тех времен, когда крестьяне и граждане городов обязаны были принимать веру их господина и управителя. Чаще всего соседствующие графства и княжества были противоположны по выбору религии. И потому из-за разной веры и разных взглядов на жизнь, часто вспыхивали конфликты, которые иногда перерастали в полноценные боевые действия, причину которых потом уже редко кто и помнил.

Религия и школа

Несмотря на то что Германия светское государство, в Основном Законе ФРГ прописано несколько фраз о Боге. Правда, законодатели не уточнили о каком именно. То есть закон в Германии на стороне свободного выбора веры или предпочтения атеизма. Такой же свободой изучения основ веры, пользуются в школах. Несмотря на то, что немецкие школьники по традиции учат основы религии, они могут изучать и светские дисциплины, которые расскажут об общечеловеческих ценностях.

В некоторых землях этот предмет заменяют изучением антипода религии – философией. Иногда родители и администрации школ предлагают изучать основы этики.

Постепенно Германия становится страной, в которой уверенно сокращается численность верующих. К 2035 году по оценке ученых, количество людей, ассоциирующих себя с верой, станет на 10 миллионов меньше. К 2060 году – в половину меньше нынешней цифры.

Контр-религии

Контр-религии или религии-перевертыши есть и в Германии. Мода на псевдорелигии пришла из Америки. И прочно осела в части умов и сердец немцев. К примеру, многолетние попытки зарегистрировать «Церковь летающего макаронного монстра» пока не увенчались успехом.

Однако ее почитатели успели посудиться с государством и пытаются даже отстоять свое право вести официальную «религиозную» деятельность, в Европейском суде. Хотя по своей сути эта структура далека от привычного понимания религии, но ее почитатели так не считают.

Это верование-перевертыш, где делают все, что пародирует действия христиан, тем не менее достаточного популярно и насчитывает уже десятки тысяч поклонников.

Германия толерантно относится к разному исповедованию Бога. Но статистика и время не на стороне католиков, протестантов и других церквей. Рациональный мир, в котором есть много ответов с помощью научных данных, оставил мало места для веры. Но пока что, эффективного заменителя для души, никто не нашел. Да и Рождественские и Пасхальные праздники немцы продолжают считать частью национальной культуры.

Источник: https://aussiedlerbote.de/2019/11/religiya-v-germanii/

В ссср не было мультикультурности. и здесь не будет константин бенюмов рассказывает, как в германии живут миллионы русских немцев — и почему им там не всегда рады

С конца 1980-х в Германию из СССР перебрались больше двух миллионов человек — так называемых русских немцев. Их далекие предки приехали в Россию по приглашению властей, чтобы развивать мало освоенные территории; их дедушек, бабушек и родителей массово репрессировали в советские времена. Теперь эти люди вернулись на историческую родину, но и там их не всегда считают своими.

Противоречия между немцами обычными и русскими обострились два года назад, после истории с обвинениями в изнасиловании девушки российского происхождения в адрес арабских мигрантов; сейчас именно переселенцев из бывшего СССР считают главными сторонниками новой правой (и антимигрантской) партии «Альтернатива для Германии».

Спецкор «Медузы» Константин Бенюмов отправился в Германию, чтобы выяснить, как на самом деле русские немцы относятся к своей старой новой родине, а она — к ним.

Виктор Лихтенберг приехал в Германию из Казахстана, чтобы найти Бога и спасти свою жизнь.

«Я в нашей семье из девяти детей один был не как все, — рассказывает он. — У остальных все нормально складывалось, а я не очень хороший образ жизни вел. Сюда приехал уже алкоголиком. Еще два-три года, и я бы умер. Я как-то подсознательно понимал, что Германия — христианская страна, что здесь есть Бог и что он мне поможет».

Поселился Лихтенберг у брата в Берлине — тот переехал в Германию за два года до того по той же схеме, что и Виктор: программе репатриации для немцев, живших в СССР и пострадавших от репрессий в годы войны. Брат предложил выпить за встречу. Лихтенберг отказался — и попросил отвести его в храм.

«Церковь была немецкая, со шпилями, — вспоминает мужчина. — Сидело там человек двадцать стариков и старушек, пастор вышел такой старенький. Я посидел там часок, ничего не понял — но вроде получше стало».

Впрочем, радость от встречи с духовным длилась недолго — уже на следующей неделе пожилого пастора сменил молодой. Обнаружив у священника серьгу в ухе, Виктор понял, что Бога в кирхе нет. «Чтобы меня понять, нужно помнить, откуда я приехал, — объясняет он. — Надо было жить в то время: 1994 год, консервативный город.

В Алма-Ате если бы мы встретили где-то мужчину с серьгой — ну не убили бы, конечно, но вырвали бы с мясом».

После этого репатриант разочаровался в религии и вернулся к привычному образу жизни, просто на новом месте. Вместе с другими немцами, приехавшими из постсоветских стран, Лихтенберг наладил связи с расквартированными в Германии российскими военными — до вывода войск оставалось несколько месяцев, и в гарнизонах спешно распродавали имущество и провиант. Бутылку водки, которая в магазине стоила десять марок, у солдат можно было купить за три.

В декабре 1994 года Лихтенберг отметил в Берлине 30-летие. По его воспоминаниям, праздники проходили примерно так: родные и друзья собирались в квартире, предоставленной репатрианту государством, и шумно пили на балконе спиртное под песни Вики Цыгановой — «Русская водка, что ты натворила» и так далее.

Соседям не нравилось, но конфликты решались привычно: либо садись выпивать с нами, либо получи по шее.

Только через некоторое время Лихтенберг и его друзья «начали понимать, где они находятся» — и перестали смеяться над немецкими немцами, которые о своих вечеринках предупреждали заранее и всегда прекращали шуметь к оговоренному времени.

Сейчас Лихтенбергу 53.

Через несколько лет после переезда в Германию он все же смог найти место, которое привело его к Богу, — русскоязычную евангелическую церковь в окраинном берлинском районе Лихтенберг (совпадению названия района с его собственной фамилией мужчина склонен придавать особое значение).

Вскоре он и сам стал священником и организовал церковь уже в своем районе. Большинство прихожан его церкви — русскоязычные немцы, переселившиеся из стран бывшего СССР. И они, и их пастор до сих пор пытаются свыкнуться с жизнью на исторической родине — и не всегда принимают здешний образ жизни.

Цивилизуя Россию

В середине XVIII века бывшая принцесса Ангальт-Цербская София, ставшая русской императрицей Екатериной II, решила осваивать доставшиеся ей в управление огромные территории силами немецких колонистов.

Приезжие из Европы должны были заселить пустующие земли — и «цивилизовать» их, ассимилируя и вытесняя коренные народы Поволжья и Сибири, а заодно улучшить чрезмерно дикий имидж России.

Привлекали иностранцев бесплатной землей, освобождением от налогов и воинской повинности, а также свободой вероисповедания — в том числе поэтому приезжавшие в Россию немцы часто были радикальными протестантами, спасавшимися от религиозных преследований.

К 1873 году в Российской империи жило уже около миллиона немцев. Большинство находились в колониях, основанных религиозными переселенцами, — почти не смешиваясь с местным населением; в то же время они внесли колоссальный вклад в развитие этих земель. Главные из этих колоний располагались в Поволжье — так, сегодняшний Волгоград вырос из основанной Сарепты.

Как показывает в книге «Внутренняя колонизация» историк Александр Эткинд, общины немцев-меннонитов с их специфическими институтами — многие немецкие поселения не знали частной собственности, а при выходе из общины крестьянин лишался своей доли в коллективном хозяйстве — сформировали представления об идеальном социальном устройстве у нескольких ключевых русских мыслителей второй половины XIX века, от Чернышевского до Ленина и Троцкого (все трое росли на колонизированных переселенцами землях).

Со временем у русских немцев появились трудности. В 1870-х их (как и позже финнов) пытались русифицировать и начали призывать в армию — это привело к отъезду в США десятков тысяч меннонитов. В годы Первой мировой, когда Германия стала для России главным врагом, появились первые указы об отчуждении земель и планы по депортации немцев.

Были и погромы, — например, в мае 1915 года москвичи несколько дней грабили немецкие лавки и квартиры, в которых жили немцы; кроме того, указом императора у немцев, живущих в западных районах страны, отнимали землю. Во время Гражданской войны большевики опять принялись русифицировать немецкие территории, параллельно ведя антирелигиозную пропаганду.

В годы коллективизации немецкие общины, когда-то вдохновлявшие Ленина, сочли рассадниками кулацкого подхода — хозяйства разоряли, а их владельцев арестовывали и ссылали; вдобавок к этому в начале 1930-х десятки тысяч потомков переселенцев умерли от вызванного коллективизацией страшного голода в Поволжье.

https://www.youtube.com/watch?v=Y1oIbk6K8CM

С приходом к власти в Германии нацистов ситуация стала еще хуже. Сперва русских немцев истребляли как потенциальных шпионов — уже в 1935 году около 200 тысяч человек из Западной Украины были депортированы в Казахстан.

Еще через два года началась «немецкая операция» НКВД — в первую очередь под нее подпали немцы, работавшие на оборонную промышленность; к 1938-му были расстреляны до 55 тысяч человек. Все национальные немецкие районы были ликвидированы — кроме одного.

Вплоть до начала Великой Отечественной у немцев в составе РСФСР был собственный регион — Автономная республика немцев Поволжья, в которой жило более 600 тысяч человек.

В июле 1941-го закончилось и это. НКВД разоблачил на территории региона «контрреволюционное формирование фашистско-эмиграционного направления» — и через некоторое время последовал указ о ликвидации немецкой республики и тотальной депортации населения.

В течение года более 900 тысяч человек выслали в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

Тогда же, в соответствии с указом о рабочих колоннах и трудовой армии, сотни тысяч немцев — как мужчин, так и женщин — согнали на принудительные работы на заводы, лесозаготовки и рудники в разных районах СССР.

Не свои

«Старики избегали слова „депортация“, — вспоминает писатель Андрей Дитцель, выходец из немецкой семьи, высланной из Поволжья. — В разговорах с детьми и внуками бабушка говорила, что нас эвакуировали. Эвакуировали, а потом семья осталась здесь жить». 

Память о депортациях и трудовых армиях так или иначе сохранялась почти в каждой российской немецкой семье. Отец Виктора Лихтенберга, будучи ребенком, во время войны оказался в Омской области, мать — в Северо-Казахстанской. Через несколько лет там, на границе двух областей и двух республик, они и познакомились.

Массовым депортациям в годы войны подверглись многие народы, жившие в СССР: чеченцы и ингуши, армяне и азербайджанцы, греки и турки.

Большинство из них в итоге так или иначе восстановили в правах, позволив вернуться на свои земли, — кроме двух: немцы и крымские татары вплоть до распада СССР в большинстве своем жили в местах, куда их выслал Сталин.

В 1948 году специальным распоряжением Президиума Верховного совета было зафиксировано переселение немцев «навечно, без права возврата их к прежним местам жительства»; тем, кто пытался бежать, грозило до 20 лет каторжных работ.

«Я очень хорошо помню пренебрежительное отношение к немцам, — рассказывает Виктор Лихтенберг, родившийся в 1964 году в Алма-Ате. — Не скажу, что были гонения, нет. Но фашистом обзывали. Я, конечно, пытался драться, доказывать, что я свой, но это ни к чему не приводило».

Своими Лихтенберга и его соплеменников отказывалось считать и государство — даже после смерти Сталина: многие вузы в местах проживания немецких спецпереселенцев (так официально называли депортированных) скрыто или явно отказывались принимать на обучение студентов с немецкими корнями.

По словам Лихтенберга, он и другие немцы страдали только по одной причине — из-за фамилии. В остальном и он, и его братья, и другие русские немцы его поколения были обычными советскими людьми. В большинстве семей уже тогда практически не говорили по-немецки — разве что родители, когда хотели скрыть что-то от детей.

Не чувствуя себя своими в СССР, многие немцы стали задумываться об отъезде. Выпускать их в ФРГ и ГДР начали с середины 1950-х — сперва военнопленных, а потом и репрессированных в годы войны (закон о репатриации был общим: он был принят в 1953 году и касался в первую очередь беженцев).

Из русских немцев уезжали немногие — просто потому, что не знали о такой возможности: на протяжении первых послевоенных десятилетий правительство исправно выпускало указы о реабилитации немецкого населения (1964) и отмене ограничений на расселение (1972), но подавляющее большинство советских немцев об этих указах не подозревало.

По одной из версий, некоторые из этих распоряжений попросту не публиковались.

Вплоть до перестройки эмиграция немцев продолжала оставаться немассовой. Все изменил не только крах Советского Союза и переговоров по восстановлению автономии в Поволжье, которые Михаил Горбачев вел с властями Германии, но и активность нового канцлера Гельмута Коля по возвращению бывших соотечественников на родину. В 1988 году он представил правительству программу их переселения, заявив, что русские немцы «до сих пор чувствуют на себе последствия Второй мировой войны».

Источник: https://meduza.io/feature/2018/05/28/v-sssr-ne-bylo-multikulturnosti-i-zdes-ne-budet

Германия: история и современность

Культура Германии многообразна и самобытна. Множество немецких деятелей искусства приобрели мировую известность. Германия подарила мировой музыке такие громкие имена как Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, которые ныне признаны основоположниками классических музыкальных традиций, а также композитора Иоганнеса Брамса и крупнейшего реформатора оперы Рихарда Вагнера.

Мировую копилку гениев изобразительного искусства пополнили Альбрехт Дюрер и Питер Рубенс. Знаменитые на весь мир писатели – Фридрих Шиллер, Генрих Гейне, Томас Манн и Иоганн Вольфганг фон Гёте – представляют собой выдающиеся явления не только немецкой, но и общечеловеческой культуры.

Это признано не только миллионами почитателей по всему миру, но и Нобелевским комитетом: среди немецких писателей немало лауреатов Нобелевской премии. За время существования премии ее получили шесть немецких писателей: Теодор Моммзен (1902), Паул Хейзе (1910), Томас Манн (1929), Герман Гессе (1946), Гейнрих Бёлль (1972) и Гюнтер Грасс (1999). Для современной Германии характерно культурное многообразие.

Наряду с известными центрами – Берлином, Мюнхеном, Веймаром, Дрезденом и Кёльном – имеется множество культурно значимых небольших городов: например, Байройт, Виттенберг и Шлезвиг.

В Германии около четырех тысяч популярных музеев, число которых неуклонно растет. В год на них приходится почти сто миллионов посещений.

Наиболее известные немецкие музеи – Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и многие другие.

Немало также музеев-дворцов (наиболее известный – Сан-Суси в Потсдаме) и музеев-замков, например, широко известный Нойшванштайн, безумно популярный у туристов замок на юге Германии.

Не меньше любят в Германии театр: в сезон оперу и балет посещают более шести миллионов зрителей. Немного отстают драматические спектакли: на их долю приходится пять с половиной миллионов зрителей. Трех миллионов посещений в сезон удостаиваются оперетты и мюзиклы, и почти полтора миллиона человек приходят на различные концерты.

Всемирно известные гении кинематографа – режиссер Йозеф фон Штернберг и актриса Марлен Дитрих – уроженцы Германии. Из современных кинодеятелей следует отметить актеров Морица Блайбтроя и блистательного Тиля Швайгера.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был введен юлианский календарь

Ежегодно в современной Германии снимается около шестидесяти фильмов, выпущенных непосредственно немцами или совместно с кинематографистами других стран.

На деньги, выделяемые на культуру из государственного и муниципальных бюджетов, поддерживается деятельность театров, профессиональных оркестров, хоров и других музыкальных коллективов, а также обеспечивается проведение музыкальных мероприятий.

Библиотеки и литература

Немцы – очень читающая нация, которая называет себя «das Land der Dichter und Denker» – «страна мыслителей и поэтов». Всего в Германии более тысячи научных и более одиннадцати тысяч общественных библиотек. Практически в каждом, даже небольшом, немецком городе работает публичная библиотека.

Федеральный библиографический центр Немецкой библиотеки (Франкфурт-на-Майне) получает обязательный экземпляр всех книг, напечатанных в Германии после 1945 года. На сегодняшний день общий фонд библиотеки составляет четырнадцати миллионов томов.

Не менее внушительными собраниями печатных изданий могут по праву гордиться Мюнхенская Библиотека земли Бавария (около четырех миллионов книг), Лейпцигская Немецкая библиотека (более шести миллионов книг на немецком языке, изданных в ХХ веке), Берлинская Государственная библиотека прусского культурного наследия (около 4 миллионов книг).

Замечательными собраниями литературы самых различных жанров обладают и библиотеки университетов. Некоторые из них (библиотеки университетов в Гёттингене, Кёльнее, Фрайбурге, Гейдельберге, Мюнхене, Гамбурге и Технического университета в Ганновере) общими усилиями создали специальные собрания печатных книг и манускриптов, культурно-историческое значение которых бесценно.

В Германии существуют важнейшие архивные коллекции, в которых хранятся собрания выдающихся писателей, поэтов и драматургов. Весьма богатые архивы сформированы в Федеральном архиве в Кобленце и Берлинском Федеральном архиве. Здесь есть и свои лидеры, представленные Архивом Гёте и Шиллера в Веймаре, где собраны драгоценные рукописи этих выдающихся немецких поэтов и других известных немецких писателей.

В 2012 году архив открылся после масштабной двухлетней реконструкции и доступен для посещения. Более того, к 2032 году планируется перевести бесценный архив рукописей в цифровой формат. Следует отметить, философскую литературу, традиционно сильную в Германии и влияющую на европейское и мировое культурное развитие.

К самым влиятельным немецким философам относятся Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и Георг Гегель.

Что касается фольклорной литературы, то особо примечательны произведения, связанные с германо-скандинавской мифологией. Наиболее известными считаются «Песнь о Нибелунгах» и «Песнь о Хильдебранте».

Музыка и хореография

Музыка с давних времен играла важную роль в жизни Германии, постепенно сформировав национальные музыкальные традиции. Одаренной молодежи страны есть кем гордиться: Бах и Гендель, Бетховен и Шуберт, Брамс и Вагнер – эти великие музыканты достойный пример для подражания.

Сегодня государство оказывает ощутимую поддержку дальнейшему развитию музыкальной сферы: спонсируются композиторы, регулярно проводятся музыкальные фестивали, в числе которых всемирно известный Вагнеровский фестиваль, каждое лето организуемый в Байройте. Среди других заметных ежегодных фестивалей – мероприятия, проводимые в честь Бетховена в Бонне и Моцарта в Вюрцбурге.

Любопытен тот факт, что на данный момент, более трехсот тысяч немцев — профессиональные музыканты.

В дополнение к известным музыкальным гениям прошлого отличились высококлассным творчеством и современные композиторы. Весь мир восхищается симфониями и операми Карлхайнца Штокхаузена и Карла Орфа, которые поддерживали немецкие музыкальные традиции на протяжении ХХ-ХХI столетий. В своих произведениях они обратились к музыкальным корням, совместив классическую музыку с народными мотивами.

Германия взрастила множество известных музыкальных коллективов. Так, Берлинский филармонический оркестр входит в число лучших оркестров мира. Заслуженным признанием также отмечены Дрезденский, Мюнхенский, Бамбергский симфонические оркестры и Лейпцигский оркестр Гевандхауса.

Современная немецкая музыка также достойна упоминания. На сегодняшний день музыкальный рынок Германии является третьим по значимости в мире. Германия сделала большой вклад в различные жанры рок-, поп- и электронной музыки. Кроме того, именно в Германии зародился жанр «пауэр-метал», впоследствии ставший международным.

Германия отличается и великолепной подготовкой вокалистов, а также зрелищными сценическими постановками опер, что относится даже к театрам небольших городов. Многочисленные туристы спешат посетить замечательные оперные театры в Берлине и Дрездене, Мюнхене и Гамбурге, Лейпциге и Штутгарте, Франкфурте и Байройте.

Музыка практически неразделима с выражением эмоций и чувств посредством языка тела и пластики – танцем. Слава Штутгартского и Франкфуртского балетов и Гамбургского и Баварского национального балетов давно распространилась далеко за пределы Германии.

Архитектура Германии

Основной особенностью развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. Следует отметить, что на протяжении готического периода, развитие получили гражданская архитектура и прикладное искусство. Отличительные черты знаменитой немецкой готики и по сей день несут в себе ратуши и гостиные дворы.

Готический период также преобразил бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. Так же как и в других странах Запада феодальной эпохи, средневековые города Германии были укрепленными. Городские стены остались невредимыми в Нюрнберге, Динкельсбюле и многих других немецких городах и по сей день вносят разнообразие в пейзаж башнями и подъемными мостами.

А в Ротербурге-на-Таубере можно даже подняться на крепостную стену, пройти по ней и спуститься в подземелья и казематы.

Другая особенность германской архитектуры – это архитектура эпохи национал-социализма, которая отличает строительные проекты в послевоенной Германии.

Вожди национал-социалистической Германии, а также работавшие под их руководством архитекторы и планировщики пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассический европейский стиль и национальные германские традиции.

Эти два значительных периода развития сделали архитектуру Германии уникальной, придав ее строгим элементам особую внушительность.

Религия

В Германии религия по большей части представлена лютеранством и католичеством. Лютеранство — одно из течений протестантизма, названо в честь имени своего основателя — Мартина Лютера. Религиозные организации данного течения принято называть евангелическими церквями.

В 1948 году три германские лютеранские церкви, принадлежащие к разным землям, образовали Объединенную Евангелическо-Лютеранскую Церковь Германии (город Эйзенахе), которая объединила около 34% всего верующего населения страны.

В основном, это религиозное течение распространено в землях Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести других восточных землях.

Еще около 38% верующих — приверженцы римско-католической Церкви. Католичество – частое явление на таких территориях, как Северная Рейн-Вестфалия, Саарланд, Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг и Бавария. В южной Баварии практически все жители исповедуют католицизм.

В Германии взимается налог на церковь. Не уплачивать этот вид налога могут только граждане, официально заявившие о том, что они являются атеистами.

Население Германии в целом нельзя назвать особо религиозным (по сравнению, например, с Италией). Это отчасти объясняется отсутствием специализированных организаций, вроде христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.

Национальная германская одежда

В первую очередь, как и в любой другой культуре, национальный немецкий костюм делится на мужской и женский. Мужчины надевали «на каждый день» светлую рубаху, жилет, длинный широкополый кафтан с обшлагами на рукавах и большими карманами (как вариант — короткая суконная куртка), узкие штаны до колен, чулки или гетры и башмаки с пряжками.

Женский наряд состоял из белой кофты с рукавами, темного узкого корсаж-лифа со шнуровкой и глубоким вырезом спереди (его закрывают различные вставки, нагрудники или платок), короткой широкой юбки со сборками и фартука. Для рабочего повседневного фартука брали недорогую синюю или полосатую ткань.

На праздничный шла шерсть или шелк, а для украшения применялась многоцветная вышивка или тесьма.

Области с направлением протестантства отличались национальной одеждой с преобладанием более темных, приглушенных тонов. Католический юг был более ярким – с синими, красными и зелеными цветами. Рассматривая областные особенности народного костюма, особо выделяются сельские баварские наряды, очень похожие на австрийское тирольское одеяние.

Мужской костюм состоял из коротких (до колен) кожаных или суконных штанов, которые украшал цветной (обычно зеленый) шнур, белой рубашки с отложным воротником и обшлагами на рукавах, зеленого жилета, серой короткой куртки и суконной или кожаной шляпы с небольшими полями. Женщины надевали яркую короткую юбку, корсаж (обильно украшенный металлическими элементами) и остроконечную шляпу с отделкой из лент и золотого шнура.

Даже сегодня этот несколько осовремененный костюм (или его отдельные части) можно увидеть на городских жителях Баварии.

Источник: http://www.bgunb.ru/VirtualExibition/year_germany/culture1.html

День религии и роль христианства в Эстонии

Ежегодно в третье воскресенье января во всем мире отмечается День религии, учрежденный для провозглашения единой сущности всех мировых религий и демонстрации того, что религия необходима для объединения людей, а не раздора

В 2018 году Всемирный день религии выпадает на 21 января. Праздник был внесен в календарь событий в 1950 году по инициативе ООН. Его целью является распространение информации и знаний о существующих религиях, а также призывы к терпимости и согласию между людьми разной веры.

История религий — это во многом история человеческой культуры и цивилизации. Чувство общей веры объединяет миллионы людей, даже если они находятся в разных уголках планеты.

На земле существует множество различных религиозных традиций и верований. Самые распространенные из них — христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм и зороастризм, но все они имеют что-то общее. Поэтому главная идея, лежащая в основе Всемирного Дня религии, состоит в том, что вера необходима для всеобщего объединения людей.

Лютеранство и другие движения

Эстония считается одной из наименее религиозных стран в мире. Среди верующего населения Эстонии в основном преобладают сторонники христианства — православные и лютеране. Христианство было привнесено в страну тевтонскими рыцарями в XIII веке. До начала Второй мировой войны Эстония была примерно на 80% протестантской, и в основном в это число входили лютеране.

Католики и православные: да будем мы едины >>

До наступления Реформации в начале XVI века единовластвующей конфессией в Эстонии было католичество. А после распространения в стране в 20-х годах XVI века Реформации самая большая конфессия была сформирована из лютеранской церкви.

Поскольку большинство церквей на территории Эстонии было построено прибалтийскими немцами, именно лютеранство и стало основной религией среди населения страны. До конца XIX века священники в церковных приходах были в основном немецкоязычными.

По данным переписи населения за 1934 год, примерно 4/5 жителей Эстонской Республики причисляли свою принадлежность к лютеранской церкви.

Завершен капремонт самого большого церковного органа Эстонии >>

Православная церковь также считается одной из старейших христианских конфессий в Эстонии, однако первое масштабное вступление эстонцев в православие произошло лишь в середине XIX века. Одной из основных причин была надежда у крестьян вместе с принятием «царской веры» получить землю.

Влияние советской власти на религию

После установления в Эстонии советской власти в стране начали происходить различные реорганизации, в том числе и затрагивающие религиозную жизнь, целью которых было вытеснить религиозные институты на всех общественных уровнях. В связи с этим был закрыт теологический факультет Тартуского университета, запрещена деятельность многих религиозных организаций и закрыты периодические духовные издания.

Sputnik / Вадим Анцупов

В 1960 году в Эстонии начала развиваться пропаганда советской марксистской идеологии атеизма, которая привела к тому, что большинство молодого поколения отошло от религии и значительно уменьшилось число религиозных церемоний. Не редкими были случаи увольнения с работы или отчисления из университетов общественно-активных верующих, репрессировали священников.

Однако после распада СССР, когда ослабел контроль органов власти над религиозной деятельностью, эта сфера общественной жизни вновь обратила на себя внимание. Восстановили свою деятельность многие религиозные движения. Например, такие как Свидетели Иеговы, последователи бога Таара, а также появился ряд новых в местном контексте религиозных движений.

История и традиции православного Рождества Христова >>

В 1989 году был основан Совет Церквей Эстонии, в который входят наиболее крупные церкви страны. Цель Совета — объединение всех христианских церквей и приходских союзов для духовного развития общества на основе принципов христианства. Совет является единственной религиозной организацией, получающей дотацию из государственного бюджета.

Религия сегодня

В последнее время религиозное положение в Эстонии значительно отличается от положения в соседних государствах. В сравнении со многими другими европейскими странами, в Эстонии все чаще прерывается традиция принадлежности к церкви или другим религиозным группам. В основном это связано с семейными ценностями и получением права для человека выбрать вероисповедание самому, а не автоматически при рождении.

Мусульмане и христиане: кого на земле будет больше >>

Переписи населения между 2001 и 2011 годами показали, что православие стало крупнейшей христианской конфессией в стране по большей части за счет увеличения числа атеистов среди этнических эстонцев.

Источник: https://ee.sputniknews.ru/spravka/20180120/8925492/Den-religii-rol-hristianstva-estoniii.html

= GESCHICHTE DER WOLGADEUTSCHEN = Курило О. Лютеране в России. XVI-XX вв

Конфессиональная принадлежность представляет собой одну из важных сторон характеристики этноса. В настоящее время, как известно, на Земле нет народа, которому была бы совершенно незнакома религия. В мире распространено большое число различных конфессий, сильно отличающихся друг от друга, принадлежность к ним влияет на ход этнических и демографических процессов и межнациональные отношения.

Среди других конфессий особенно выделяются мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Несмотря на «мировой характер» этих религий, который проявляется, в частности, в разнообразии их состава, «этничность» религии не пропадает, отражаясь в национальных обрядовых особенностях, обусловленных национальной психологией и культурными традициями.

Из христианских деноминаций лютеранство представляет особый интерес для этнолога в силу изначальной постановки Лютером, наряду с другими, «национальных задач», которые выражались в период Реформации в борьбе за ведение богослужений на родном (в отличие от употребляемого тогда повсеместно в Западной Европе латинского) языке и национальное устройство церкви. Массовая поддержка, которую нашли эти требования, показала рост этнического самосознания народов Европы и рост национальных сил.

Объединение лютеран в национальных церквах способствует сохранению национальных традиций. Особенно это существенно для эмигрантов, получающих возможность, живя в иноэтническом окружении, слышать родной язык во время богослужений, консолидироваться с ранее прибывшими соотечественниками, иметь связь с родиной через церковь, получая информацию о ней от приезжающих пасторов и через доставленную из отечества прессу.

Россия — страна, в которой живет много различных народов, по своей религиозной структуре политконфессиональна. Конфессиональный состав ее населения находится в определенной корреляции с этнической структурой. В этой связи необходимо исследовать и проблему соотношения религиозной и этнической общности. Характерно, что еще в XIX в.

при проведении первой всеобщей переписи населения Российской империи по губерниям отмечалась связь численности верующих определенного вероисповедания с числом граждан, принадлежащих той или иной национальности (этнической принадлежностью). Имевшиеся в России конфессии, естественно, сильно различались по численности, распространению, степени консолидации, а отсюда и по той роли, которую они играли в ее истории.

Политические, социальные и экономические факторы отражались на численности представителей разных конфессий, миграционных процессах, в которые они были втянуты. Лютеране Российской империи по данным переписи 1897 года были наиболее крупной группой протестантского населения страны. В современной России по численности верующих лютеранство из протестантских вероисповеданий уступает только баптистам и пятидесятникам.

Это обусловливает существующую роль лютеранского наследия в экономике, политике, культуре страны и актуальность исследования связанных с этой деноминацией вопросов.

В России лютеранство исповедовали и исповедуют лица разных национальностей: немцы, финны, латыши, эстонцы, шведы, русские и др.

Задача нашего исследования состояла не только в том, чтобы выявить численность лютеран в России, места расселения, национальный состав лютеранских общин, но и раскрыть их национальную специфику.

Правильное понимание исторических событий и явлений современности невозможно без детального знания религиозной структуры населения России, а ведение национальной политики — без анализа динамики численности последователей разных конфессий и выявления тенденций развития религиозного состава.

Религия оказывает влияние на разные сферы жизни людей: общественный и семейный быт, различные стороны материальной и духовной культуры. Это влияние в разные периоды может быть весьма различным. Исследование его в прошлом и настоящем предоставит богатый материал для сравнения, позволит определить степень сохранности религиозных народных традиций, их роли в возрождении национальной культуры.

Важно также изучить этнические процессы в среде проживающих в России лютеран, их взаимоотношения с русским православным населением, выявив преобладающие тенденции. Поскольку многие лютеране были репрессированы, в исследовании будут затронуты и вопросы, касающиеся депортации исповедующих лютеранство народов и связанных с ней этнокультурных контактов.

Исследование представляется особенно актуальным сегодня, когда идет процесс конструирования Евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ) России, происходит возрождение деятельности лютеранских общин, начавшееся с конца 50-х годов ХХ века.

Предисловие к части ii

Данная часть книги представляет собой сборник документов й материалов, посвященных взаимоотношениям советской власти и Лютеранской церкви в 1918—50 гг. Основу сборника архивных материалов составили документы из 13 российских архивов: ЦЙАМ, ЦГАМО, ГАСО, ГАВО, ЦГАУР, ГАТО, ГАНО, ГААО, ГАСвО, ГАОО, ГАПК, ЦГАРТ, ЦГИАРБ, которые публикуются впервые. Кроме того, два документа (№ 10, № 22) впервые переведены с немецкого на русский язык.

Источник: https://wolgadeutsche.net/bibliothek/kurilo.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]