Какая вера была у древних греков

Религия древних греков. урок. Всеобщая история 5 Класс

Какая вера была у древних греков

На ранней стадии своего развития комплекс верований древних греков должен был объяснять природные явления, которые были непонятны человеку. Боги объясняли миропорядок, являлись его аллегорией (то есть непонятные человеку явления мыслились через образы богов). Позже боги стали покровителями каких-то занятий: ремесел, войны, торговли и т.д.

Одни боги покровительствовали человеческим качествам, другие управляли внечеловеческими силами, влияющими на него: судьбой, удачей. Почти все греческие боги антропоморфны (представляются, изображаются и описываются по подобию с людьми) и очень похожи на людей по поведению: они ссорятся, мирятся, воюют, убивают, флиртуют, обманывают.

Боги могут являться людям, общаться с ними, соревноваться с ними, иметь детей от них.

Боги первого поколения

Уран – олицетворение неба, супруг Геи

Гея – олицетворение земли, супруга Урана

Эрос – олицетворение любви

Гипнос – олицетворение сна

Танатос – олицетворение смерти

Титаны, или боги второго поколения

Кронос – первое верховное божество

Прометей – титан второго поколения. Дал людям огонь и ремесла

Старшие боги (Крониды, то есть дети Кроноса)

Зевс – верховный бог после свержения Кроноса, бог-громовержец

Гера – жена Зевса, верховная богиня, покровительница брака

Посейдон – бог морской стихии

Аид – владыка царства мертвых

Младшие боги

Аполлон – бог света, покровитель искусств

Арес – бог войны

Афина – богиня мудрости, наук и справедливой войны

Афродита – богиня любви

Гермес – бог торговли и хитрости, посланник богов

Дионис – бог виноделия и веселья

Другие боги и существа

Титаны, атланты, гекатонхейры, циклопы, музы, гиганты, сатиры, кентавры и др.

Культурная значимость

Древнегреческая религия и ее мифы приобрели огромное культурное значение. Мы каждый день сталкиваемся с ее наследием (названия магазинов, ресторанов, журналов), Древняя Греция была эстетическим идеалом (начиная с эпохи Возрождения); обращение к античным сюжетам было постоянным явлением в западной живописи.

К греческим мифам обращались многие философы и писатели. Греческая культура и ее мифология стала основой для западноевропейской культуры, обращение к ней – хорошим тоном, неисчерпаемым источником метафор. Греческие мифы эстетизируются.

Апелляция к ним – это обращение к другой, более красивой, «более правильной» реальности.

В Греции есть два места с похожим названием. Одно – это гора Олимп на севере Греции, согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов (рис. 1). Другое место – Олимпия на юге Греции, где раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса – главного бога.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevnyaya-gretsiya/religiya-drevnih-grekov

Религия древних греков

Какая вера была у древних греков
§28. Религия древних греков

Краткие ответы на вопросы 1-4 (после них подробные ответы + сообщение, доклад)

1. Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

В религиозных верованиях греков отразились такие явления природы, как дождь и засуха, морские бури, смена времен года, неурожаи, болезни. Также в верованиях греков отразились такие занятия людей: земледелие, торговля, охота, виноделие.

2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?

У египтян главным занятием было орошаемое земледелие, египтяне не были мореплавателями, не занимались торговлей. Следовательно, бог морей им был не нужен. А греки наоборот, были мореплавателями, и у них почитался Посейдон, покровитель моря.

Также по географическому положению гроз с молниями и громом в Египте практически не было, и египтян это природная явление не пугало, в то же самое время греки очень боялись и почитали то, что было им не понятно и нельзя было подчинить.

3. Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее?

В мифах о Геракле и Прометее нас привлекает то, что эти герои сильные бесстрашные защитники своей родины-города, в котором они живут от врагов и хищников, не бояться своей судьбы и богов.

4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного Бога, создавшего весь мир?

Древние евреи верили в одного Бога – Яхве, который создал весь мир.

Подробные ответы

Проверьте себя

1. Почему греки называли своих главных богов олимпийскими?

Греки считали, что боги живут большой семьей на горе Олимп. Поэтому эти боги и получили название олимпийские.

2. Кого из богов и богинь греков вы помните? Что рассказывали греки о каждом из них?

Зевс – верховный бог олимпийцев. Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Отец богов и людей. Зевс распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Он был одним из сыновей титана Кроноса, которого он вместе с братьями сверг.
Посейдон – брат Зевса. Верховный морской бог. Своим трезубцем он вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников.

Аид – брат Зевса. Бог подземного царства мертвых.

Персефона – богиня плодородия и царства мертвых, жена Аида. Была похищена Аидом и унесена в царство мертвых. Зевс принял решение, что Персефона будет две трети года проводить на Олимпе, а одну треть – в царстве Аида.

Гера – богиня брака, покровительница матерей во время родов, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу.

Афина – богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, повелительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Считается, что когда Зевс проглотил свою первую жену Метиду, то после этого он породил воительницу Афину из своей головы.

Артемида – юная богиня охоты, дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто).

Афродита – богиня красоты и любви, вечной весны и жизни. По преданию она родилась из пены морской, которая образовалась от крови Урана. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Аполлон — покровитель искусств, предсказатель будущего, бог-врачеватель, сын Зевса, брат-близнец Артемиды.

Деметра – богиня плодородия и земледелия, мать Персефоны. Когда дочь Деметры живет на Олимпе, мать радуется (земля плодоносит), а когда Персефона уходит в подземный мир – Деметра грустит (наступает зима).

Дионис – младший из олимпийцев, бог растительности, виноделия, вдохновения и театра. Сын Зевса. Гера вселила в Диониса безумие, и он долгое время бродил по землям Египта, Сирии, Индии, Малой Азии и др. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие.

Гефест – бог огня, самый искусный кузнец, покровитель кузнечного ремесла и изобретений, строитель всех зданий на Олимпе, изготовитель молний Зевса. Сын Зевса и Геры.

Гермес – бог торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и красноречия. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрел числа, азбуку и обучил людей. Главный атрибут Гермеса – крылатые сандали и жезл вестника.

Арес – бог войны, сын Зевса и Геры. В отличие от Афины — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную и кровавую, войну ради самой войны.

3. Как поделили между собой власть над миром три бога — три брата? Как их звали?

Трех братьев-богов звали Зевс, Посейдон и Аид. Посейдону досталась власть над морем, Зевс стал господствовать в небе (верховный бог), а Аид — в царстве мертвых (бог подземного царства).

Опишите рисунок «Прометей и Атлант». Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея? Что держит на плечах великан Атлант?

Прометей был одним из титанов, двоюродным братом Зевса. Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице Гефеста и принес его людям, скрыв искру в полом стебле тростника, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде).

Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.

Когда таким образом Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца.

Атлант, изображенный на рисунке слева, держит на своих плечах небо. Атлант был титаном и сражался против олимпийцев. После победы олимпийцев Зевс пощадил Атланта, но обрек его вечно держать небесный свод на своих могучих плечах.

Подготовьте сообщение о герое древнегреческих мифов Геракле. Выскажите своё отношение к поступкам Геракла

Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Жена Зевса очень разозлилась измене мужа и прямо перед рождением Геракла заставила Зевса поклясться, что первый новорожденный из рода Персея будет верховным царем.

Поскольку Геракл был из рода Персея и должен был вот-вот родиться, Зевс дал такое обещание. Однако Гера обманула его, задержав рождение Геракла и ускорив рождение его кузена Эврисфея, который родился первым, и Геракл должен был ему подчиняться.

Тогда Зевс заключил договор с Герой, что Геракл не будет всю жизнь находиться в подчинении Эврисфея, но совершив 12 подвигов по поручению царя, освободится от его власти.

Младенчество Геракла сразу началось с подвига. Гера подослала к его кроватке двух змей, чтобы они убили ребенка. Но маленький Геракл задушил их. Когда Геракл вырос, женился и завел детей, Гера послала на него безумие, и в приступе безумия Геракл убил свою семью.

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.

  1. Удушение Немейского льва
  2. Убийство Лернейской гидры (не засчитан из-за помощи Иолая)
  3. Истребление Стимфалийских птиц
  4. Поимка Керинейской лани
  5. Укрощение Эриманфского вепря
  6. Очистка Авгиевых конюшен (не засчитан из-за требования платы)
  7. Укрощение Критского быка
  8. Похищение Коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
  9. Похищение Пояса Ипполиты, царицы амазонок
  10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
  11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид.
  12. Укрощение стража Аида — пса Цербера.

Много еще подвигов совершил Геракл. В конце своего жизненного пути Геракл убивает из лука смоченной в яде лернейской гидры стрелой кентавра Несса, который согласился перевести жену Геракла Деяниру через реку, а потом попытался похитить её.

Умирающий Несс обманывает Деяниру, сказав, что его кровь можно использовать как любовное зелье. Деянира собирает немного его отравленной крови. Затем Геракл берет в плен Иолу. Деянира, приревновав к ней, посылает мужу одежду, смоченную кровью Несса, чтобы возвратить его любовь.

Кровь кентавра причиняет Гераклу ужасные мучения, и он бросается в огонь. Геракл умирает и возносится на небо. Он был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Подумайте

Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гор и у греков см. рис.?

Боги египтян представлялись полулюдьми-полуживотными, поскольку изначально египтяне поклонялись животным, видя в них силу природы и стихий.

Боги Древней Греции были во всем похожи на людей — и обликом, и своим внутренним миром. Они точно так же как и люди спорили, любили, ненавидели, воевали, строили козни друг другу и дружили.

Отличие же от людей заключалось в том, что древние греки наделяли богов сверхъестественными способностями, которые были не под силам простым смертным. Боги бессмертны, боги повелевают судьбами людей.

Какую роль играло море в жизни древних греков? Какую — горы?

Море окружало Грецию практически со всех сторон, существенная часть населения Греции также проживала на многочисленных островах в Ионическом и Эгейском морях. Поэтому море играло огромную роль в жизни древних греков. Все мифы и легенды древних греков так или иначе связаны с морем. Греки плавают по морю, торгуют по морю, идут на войну по морю. Все греки были отличными мореходами.

Горы также играли большую роль в жизни греков.

  • Во-первых, горы были естественными границами, разделяющими земли Греции, а также защитой от врагов.
  • Во-вторых, в горных долинах греки занимались скотоводством и земледелием, на склонах гор выращивали виноград и маслины. Вино и оливковое масло до сих пор является главными продуктами экспорта Греции.
  • В-третьих, горы были естественным хранилищем различными рудными полезными ископаемыми, поэтому греки были искусны в обработке металлов и ремесленничестве.
  • В-четвертых, горы давали богатство и разнообразие растительного (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и прочие) и животного мира (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы).

Как называются две знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции? Каково содержание поэм? Что известно об их авторе?

Самые знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции —
«Илиада» и «Одиссея». В них Гомер описал один из заключительных этапов Троянской войны и увлекательное путешествие героя войны, царя Итаки Одиссея во время его возвращения из Трои домой на Итаку.

В поэмах Гомера мы можем увидеть изобилие различных героев Древней Греции, описание их подвигов, а также уловить взаимосвязь с древнегреческой мифологией. По сути, Гомеру удалось удачно переплести существовавшие на момент написания поэм мифы и исторический факт Троянской войны.

Об авторе Гомере не известно практически ничего. Даже сами греки не знали, кто был этот человек, где он родился, как выглядел. Семь городов спорили между собой за честь называться родиной Гомера.

Существовала легенда, что этот поэт был слепым. Сегодня ученые уверены, что поэмы Гомера были созданы в VIII веке до н.э.

Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

Действиями богов греки объясняли различные природные явления: дождь, засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи и болезни.

Все основные занятия греков имели своих богов-покровителей: земледелие — Деметра, охота — Артемида, виноделие — Дионис, ремесленничество — Гефест, торговля — Гермес, искусства — Аполлон и т.д.

Греки приносили жертвы богам и возводили в их честь храмы, создавали различные сказания.

Источник: https://litemove.ru/religiya-drevnix-grekov

Религия Древней Греции

Какая вера была у древних греков

В Древней Греции не было единой религиозной системы, религия строилась на культах разных божеств, которые не считались всесильными, а были покровителями одной или сразу нескольких стихий или сфер деятельности человека. Зачастую такие религиозные представления имели расхождения в разных регионах, так Артемиду считали покровительницей девственниц либо охотников и т. д. Богов соотносили с разными животными (отголоски тотемизма).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет Бог по еврейски

Несмотря на это, учения, которые зарождались в ту эпоху, в той или иной мере подготовили умы европейцев к восприятию христианства, в частности, орфики опирались на традиционные религиозные представления, ввели и развили множество религиозных идей.

Замечание 1

Орфиками называли приверженцев орфи́зма мистического учения Древней Греции, связанного с именем мифического поэта и певца Орфея. Возникло оно приблизительно в VI веке до н. э

Развитие религиозных взглядов

Формирование и развитие религиозных взглядов в Греции прошло несколько периодов, соответствующих периодам развития древнегреческой культуры. Историки обычно выделяют следующие.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.
  1. Крито-микенский период (III-II тыс. до н.э.). завершился разрушениями, вызванными извержением вулкана и наводнениями.

  2. Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). в этот период сформировалась политическая система Греции, появились полисы. Завершился период созданием знаменитых поэм Гомера, в которых присутствует религиозная тематика.

    Определение 1

    Полис – особая форма социальной и экономическо-политической организации древнего общества.

  3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). сформировались главные особенности культуры и религии древней Греции.

  4. Классический период (V-IV вв. до н.э.). славится подъемом древнегреческой культуры.

  5. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). происходит синтез древнегреческой культуры с культурами других народностей.

В греческом представлении боги отчасти были простыми людьми, мужчинами и женщинами, которые вступали в отношения, рожали детей, вели войны и самым наглым образом вмешивались в человеческие дела. Все эти мифы существовали исключительно в устной форме, так как в религии греков не существовало священных текстов, позже были предприняты попытки зафиксировать эту устную традицию, например, Гесиодом в его Теогонии и косвенно в поэмах Гомера.

Религия в поэмах Гомера

Главными источниками, содержащими информации о религии Древней Греции, являются поэмы великого Гомера «Илиада» и «Одиссея». На основании текстов Гомера, исследователи пришли к выводу о том, что все боги были разделены на три группы:

  • небожители или уранические боги (к ним относились 12 богов Олимпа);
  • боги подземелья (Аид, Деметра, Эринии);
  • земные боги (Гестия, покровители домашнего очага и семьи).

Изображая богов, Гомер в качестве примера брал образ человека, и это было большим прогрессом, в сравнении, например, с древними египетскими звероподобными божествами.

Вместе с этим такая позиция могла обернуться и большой опасностью, углядев в богах человеческое начало, древние греки вложили в них все многообразие чисто людских слабостей.

Таким образом, в гомеровском изображении боги не имели ничего сверхчеловеческого, обладали обычным, пусть и исполинским телом, также им был необходим отдых и сон, они любили праздники и предавались любовным утехам.

Другие древние источники свидетельствуют, что греческим богам была присуща еще одна отрицательная черта, они были жадны, при этом очень коварны и завистливы. Лишь одно отличие отдаляло их от людей, они были бессмертны благодаря специальному магическому напитку, в общем, у Олимпийских богов наблюдалось полное отсутствие этических принципов.

Боги также считались покровителями городов, некоторые культы были заимствованы из других стран, например, Адонис, и включены в список греческих богов

Распространение древнегреческой религии и ее закат

Постепенно греческая религия начала распространяться и оказывать влияние на этрусков и древних римлян.

Замечание 2

Этруски – древняя цивилизация, населяла в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова.

В 353 году выходит закон, запрещающий приносить жертвы языческим богам на территории Римского государства и приказывающий закрыть все языческие храмы. Через три года вышел другой закон, который установил смертную казнь за участие в жертвоприношениях и поклонениях языческим богам. В 950 году в Харране закрыли последний древнегреческий языческий храм, а в 988 году были крещены последние язычники. В настоящее время эта религия представлена в виде неоязычества.

Религиозная жизнь проявлялась везде в любом месте и в любое время, помимо древних храмов священными считались очаги в частных домах, люди могли посещать такие места в любое время, когда захотят. Люди делали богам такие подношения, как цветы и еда, так они рассчитывали искупить грехи или отблагодарить за какой-то поступок.

В Древней Греции храмы часто посещали люди, которые пытались исцелиться от болезни, особенной популярностью в этом плане пользовались храмы, которые были связаны с богом медицины Асклепием.

Греки искали и находили знаки от богов в повседневной жизни и рассматривали эти знаки как предвестники будущих событий, такими знаки могли быть птицы в небе, случайно оброненное слово в беседе с другом или даже простое чихание, которое считалось как благоприятным знаком, так и предвестником неблагоприятного события.

Такие религиозные взгляды и убеждения были подвержены серьезной критике со стороны мудрецов и философов, но они не могли в полной мере отражать взгляды широких слоев населения, поэтому религия была чем-то вроде фундаментальной части жизни для простых жителей Древней Греции.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/religiya_drevney_grecii/

2. Боги — покровители хозяйства и культуры

Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремёсел — есть свой бог-покровитель.

Бога виноделия называли Дионисом. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по улицам городов ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя.

Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа.

В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются.

Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте — покровителе кузнецов. По представлению греков, Гефест сам работал в подземной кузнице. Руки и лицо его были постоянно выпачканы сажей. Вулканы, извергавшие огонь и дым, греки называли выходами из его кузницы.

Богом искусства считался прекрасный юноша Аполлон. Его сопровождали музы — покровительницы пляски, музыки, поэзии, истории.

3. Отражение в религии неравенства среди греков

Греки думали, что Зевс, Аполлон и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе, и называли их «олимпийскими богами». Там на вершине, затянутой облаками, будто бы стоят их роскошные дворцы, построенные Гефестом.

Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги будто бы носят нарядные одежды, часто пируют. Как семьи знатных людей управляют племенами, так семья «олимпийцев» во главе с Зевсом управляет людьми и всей природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были знатные люди.

Боги будто бы установили и весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других — бедными, третьих- рабами. Того, кто восстаёт против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.

4. Миф о Прометее

Представление о жестокости и мстительности богов особенно наглядно проявилось в мифе о Прометее. Этот миф рассказывает, что боги скрывали от людей огонь. Они хотели, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь, принёс его людям и этим спас их от гибели.

Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс посылал орла, который клевал у Прометея печень. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом и проклинал своего мучителя.

Миф о Прометее показывает, что древние греки хорошо понимали значение огня в жизни людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.

У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы. Когда первобытнообщинный строй у греков стал сменяться рабовладельческим, в религии отразились возникновение неравенства и появление знати. В Греции, как и в других странах в древности, религия укрепляла господство угнетателей над угнетёнными.

Рассказ одиссея о гибели его последнего корабля

  • Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус,
  • Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море,
  • Но, когда в отдалении остров пропал,
  • Бог громовержец — Зевес тяжёлую тёмную тучу
  • Прямо над нашим пустил кораблём, и под ним потемнело
  • Море. И краток был путь для него. От заката примчался
  • С воем Зефир 1 и восстала великая бури тревога;
  • Лопнули разом верёвки, державшие мачту, и разом
  • Мачта, сломясь с парусами своими, гремящая пала
  • Вся на корму Тут Зевес, заблистав, на корабль громовую
  • Бросил стрелу; закружилось пронзённое судно, и дымом
  • Серным его охватило. Все разом товарищи были
  • Сброшены в воду, и все, как вороны морские, рассеясь,
  • В шумной исчезли пучине — возврата лишил их Зевес.

Описание в «илиаде» сожжения тела патрокла — друга ахилла

  • Сруб они вывели с сотню ступней шириной и длиною
  • И на вершину его мертвеца положили, печалясь.
  • Много и жирных овец, и тяжёлых быков криворогих,
  • Перед костром заколов, ободрали. И, срезавши жир с них,
  • Тело Патрокла кругом обложил Ахиллес этим жиром
  • От головы до ступней, на костёр побросал он и туши.
  • Там же расставил сосуды двуручные с маслом и мёдом,
  • четырёх коней крепкошеих
  • С силою бросил в костёр, стеная глубоко и тяжко.
  • Двух собак заколол Ахиллес и туда же забросил;
  • Также двенадцать отважных сынов благородных троянцев
  • Острою медью зарезал, свершив нехорошее дело.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/313-religiya-drevnikh-grekov.html

Религия в древней греции. Религия древней греции

О Богах и мифах древней Греции мы слышали на уроках истории и культурологии, читали в учебной, исторической и художественной литературе, а также видели десятки мультфильмов и фильмов о богах и героях Эллады.

Греческая культура и религия неотрывны от античной цивилизации, поэтому нельзя сказать точно, оказало ли влияние становление одной из величайших цивилизаций древности на развитие ее же религии, или наоборот, и мировоззрения древних греков послужили причиной того, что этот народ сумел создать передовую цивилизацию древнего мира.

Религия древней Греции была одной из сложнейших религиозных систем античности, так как она включала в себя веру в безличных божеств, человекоподобных божеств, полубожеств, демонических сущностей, героев, а также ряд культов и традиций, связанных с поклонением богам и героям.

Особенности религии древних греков

Древние греки считали верховным божеством, вопреки распространенному мнению, совсем не Зевса, а абсолют (космос). Согласно их верованию, абсолют — это разумная, всеобъемлющая и всесильная сверхсущность, которая создала и землю, и людей, и породила божеств. Несмотря на такую веру, культов, посвященных абсолюту, у древних греков практически не было, так как они считали, что нужно славить отдельных божеств, которые олицетворяют и воплощают идеи абсолюта на земле.

Двумя основными характеристиками, описывающими и отличающими религию древней Греции от верований других народов древности принято считать политеизм и антропоморфизм.

Политеизм или многобожье — это вера в существование множества богов, и в веровании древних греков политеизм просматривается наиболее четко, так как эллины считали, что практически каждая природная стихия и каждое социальное явление имеет своего бога или богиню.

Вторая характеристика религии древних греков, антропоморфизм или очеловечивание богов, выражалась в том, что греки приписывали своим богам человеческие качества и привычки. Боги древних греков жили на горе Олимпе, совместно работали и наблюдали за людьми, а также иногда ссорились и воевали между собой.

Еще одна особенность верования древних греков заключалась в вере в постоянное взаимодействие людей с богами.

По мнению жителей Эллады, богам не только было не чуждо все человеческое, но и они сами часто спускались на землю с Олимпа и даже вступали в связь с людьми.

Результатами такой связи были герои — полубоги-полулюди, дети божества и человека, не бессмертны, но обладающие большой силой. Одним из самых известных героев в греческой религии был Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкемины.

В отличии от , которые обожествляли своих правителей и считали жрецов высшей кастой, греки не относились к служителям культа с особым пиететом.

Большинство ритуалов и религиозных обрядов проводились отдельно в каждой семье или общине главами семей или уважаемыми в обществе людьми, а оракулы (так греки называли своих жрецов), служащие при храмах, были ответственны за проведение лишь наиболее масштабных ритуалов, требующих подготовки и особых знаний.

Однако нельзя сказать, что оракулы считались в греческом обществе выше других людей — несмотря на некоторую обособленность их жизни и приписываемую им способность общаться с богами, закон и право греческого общества одинаково распространялись и на мирян, и на служителей культа.

Божества древних греков

Древние греки считали, что первые доги были созданы абсолютом вместе с созданием неба и земли, и этими богами были Уран и Гея — бог неба и богиня земли соответственно. Уран и Гея стали родителями Кроноса, первого верховного бога и тирана, который женился на своей сестре Рее и стал отцом других божеств.

Однако, как утверждает греческая мифология, Кронос очень боялся, что его дети отберут у него власть на Олимпе, поэтому пожирал собственных детей. Тогда богиня Рея, желая защитить новорожденного Зевса, скрыла младенца от отца в пещере, а вместо ребенка скормила Кроносу камень. Когда Зевс вырос, он победил отца, освободил из его чрева сестер и братьев и сам стал править на Олимпе.

Зевс, его жена Гера, их дети, а также братья, сестры и племянники Зевса составляли пантеон богов древних греков.

Всех божеств, в которых верили жители античной Эллады, можно разделить на три основных группы: небесные (боги, живущие на Олимпе), подземные (боги, живущие в и других подземных сферах) и земные (боги, покровительствующие людям и проводящие большую часть времени на земле). Наиболее почитаемыми в древней Греции были следующие божества:

1. Зевс — бог грома и молний, правитель Олимпа;

2. Гера — богиня семьи и брака, жена Зевса;

3. Аполлон — бог Солнца и искусства;

4. Афродита — богиня красоты и любви;

5. Афина — богиня мудрости и справедливости, также считалась покровительницей воюющих за правое дело;

6. Артемида — богиня охоты;

7. Гестия — богиня домашнего очага;

8. Посейдон — бог моря;

9. Деметра — богиня плодородия и земледелия;

11. Аид — бог подземного царства, куда после смерти попадают души людей;

12. Арес — бог войны;

13. Гефест — бог огня и покровитель ремесленников;

14. Фемида — богиня правосудия;

15. Дионис — бог виноделия и музыкального искусства.

Помимо богов, древние греки также веровали в существование так называемых «демонов» — бессмертных сущностей, служащих тому или иному божеству и обладающих определенной сверхъестественной силой. К таким сущностям жители Эллады относили селен, нимф, сатиров, океанид и др.

Культы древних греков

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали отца девы Марии

Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии — проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне.

Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений умерших.

Так как древние греки наделяли богов человеческими качества и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу.

Культ тела в древней Греции и был результатом таких попыток, ведь люди считали красоту и здоровье физического тела признаком одухотворенности, гармонии и благоволения к человеку высших сил. Проявлением культа тела в древней Греции были ряд традиций, связанных с воспитанием детей, а также отношение греков к красивым людям.

Греки не стеснялись своего тела, они восхищались спортсменами, обладающими атлетическим телосложением, и не стеснялись обнажаться перед другими людьми в общественных купальнях.

Культ тела в древней Греции способствовал становлению идеала красоты в сознании греков. Красивыми считались люди, имеющие правильные и симметрические черты лица, подтянутую атлетическую фигуру, золотистые волосы и светлые глаза, а эталоном женской красоты была статуя Афродиты.

Так как в моде была светлая кожа, большие глаза и яркие пухлые губы, богатые гречанки и греки не жалели денег на косметические средства для отбеливания кожи, румяна и помады, которые изготавливались из природных компонентов.

Благодаря культу тела, обязывающему заниматься физической культурой и следить за своим телом, древние греки в сравнении с другими народами отличались более крепким здоровьем и большей продолжительностью жизни.

Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке.

Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V–IV вв. до н. э.

Особым почитанием греков в древнейшую эпоху пользовалась мать-земля. Это отражало и влияние оставленного в прошлом матриархата, и значение земледелия как основной отрасли хозяйства народа. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. Позже культ земли включил также почитание Реи, Деметры, Персе фоны и мн. более мелких божеств, связывавшихся с обработкой почвы, посевом и уборкой урожая.

Боги представлялись грекам занятыми тем или иным трудом: Гермес и Пан — наблюдением за стадами, Афина — выращиванием оливкового дерева и т. п. Поэтому, чтобы человек мог успешно выполнять к.-л. дело, считалось необходимым задобрить то или иное божество жертвоприношением ему плодов, молодых животных и т. п.

Иерархии среди богов в древнейшую эпоху у греков не существовало, что свидетельствовало о разрозненности греч. племен.

Источник: https://remontantenn.ru/stoleshnicy/religiya-v-drevnei-grecii-religiya-drevnei-grecii/

История христианства в Греции

Греция до Императора Константина (49 — 325 г.) — Византийская Империя (325 — 1453 г .) — Греция времен турецкой оккупации (1453 — 1821 г.) — Греческое восстание (1821 — 32 г.) — Национальный период греческой истории (1832 — 2000 г.)

Греция до Императора Константина (49 — 325 год от Рождества Христова)

Ко времени Христова Воскресения Греция уже двести лет была частью Римской Империи. Рим поглотил наследие ее прошлого, то есть остатки классического периода.

То, что мы называем современной Грецией, стало перекрестком, соединявшим захваченную Римом Малую Азию, его европейские колонии и сам Рим. Все дороги не просто вели в Рим. Это были хорошо защищенные дороги для привилегированных категорий граждан, таких, каким был св.

Павел; он прошел Малую Азию, Македонию (современную Грецию), Рим и даже добрался до Европы, проповедуя Христово Евангелие.

Греческое Христианство возникло в основном благодаря миссионерским трудам св. Павла. После своего обращения по пути в Дамаск Апостол исходил всю Малую Азию от Антиохии до Кипра и к северу до западного побережья нынешней Турции, распространяя евангельскую весть.

Когда он находился в древней Троаде, ему приснился сон, в котором Бог повелевал ему идти в Македонию. С 49 по 52 год св. Павел занимался проповедью Христианства среди язычников Македонии. Он основал в Греции маленькие церковные общины — в Неаполисе (Кавале), Филиппи, Береи (Верии), Салониках, Афинах и Коринфе.

Это были первые шаги на пути обращения в Христианство всей Греции.1

Среди людей, говоривших по-гречески, трудились и другие апостолы и ученики Господа, в том числе св. Иасон и св. Сосипатр из числа семидесяти, в 37 году они принесли свет Евангелия на Корфу; св. Иоанн Богослов и св.

Прокопий (они проповедовали на Патмосе и в Ефесе); св. Варнава и св. Марк (вместе со св. Павлом), обратившие население Кипра; св. Андрей — он проповедовал и был распят в Патрах, и св.

Лука, который много путешествовал с апостолом Павлом и впоследствии упокоился недалеко от нынешних Фив.

Еще триста лет после Воскресения Христова Церковь боролась за выживание в условиях гонений, периодически возникавших на территории Римской Империи. В некоторых случаях гонения (особенно те, которые устраивали императоры Домициан, Лициний, Адриан, Диоклетиан и Максимиан) приводили к повсеместному разрушению христианских общин.

Иногда были преследования местного масштаба. И хотя периоды гонений обычно сменялись временами затишья, угроза преследований присутствовала постоянно. Многих мучеников тех времен мы знаем по именам. В числе тех, чьи мощи почивают ныне в Греции, находятся: сщмуч. Иерофей, сщмуч. Дионисий Ареопагит, св. Иасон и св. Сосипатр, св. Елевферий и св.

Анфия, св. Поликарп, мц. Параскева Римская, св. вмуч. Харалампий, св. Христофор, сщмуч. Киприан и мц. Иустина, мучч. Тимофей и Мавра, дева-мученица Анисия Солунская, вмуч. Пантелеимон, вмц. Варвара, преп. Парфений, епископ Лампсакийский, вмуч. Димитрий, вмц. Екатерина Александрийская, вмуч. Феодор Тирон и вмуч. Феодор Стратилат, сщмуч.

Власий, епископ Севастийский.

Византийская империя (325 — 1453 г.)

Начало периода Византийской Империи связано с правлением императора Константина Великого (306 — 337 г .). В 312 году Константин, выезжая на поле сражения у местечка под названием Сакса Рубра в восьми милях к северо-востоку от Рима, увидел в небе светящийся крест и слова: Сим победиши.

Победа в той битве принесла ему титул единовластного правителя Римской Империи, — победа, которой он был обязан заступничеству христианского Бога.

На следующий год он и его соправитель Лициний выпустили Эдикт Веротерпимости, оградив таким образом христиан от преследований, а позже и сам принял Христианство.

Константин перенес столицу Империи из Рима в один из городов Малой Азии (нынешней Турции). Это решение было продиктовано не только политико-экономическими соображениями; Христианская вера, все более и более возраставшая в его сердце, подвигла Императора на разрыв с римским язычеством. В 330 году на церемонии присвоения новой столице названия Константинополь Император объявил, что в этом городе никогда не будут совершаться языческие жертвоприношения.

Менее чем полвека спустя Император Феодосий I провозгласил Христианство государственной религией. Константинополь стал самой прекрасной жемчужиной в диадеме Греческой Империи, сыграв роль духовного и национального центра.

Несмотря на то, что по прошествии тысячи лет Византия прекратила свое политическое существование, в сознании православных греков этот город и по сей день остается своеобразной географической осью, вокруг которой вращается их духовная жизнь.2

Итак, гонения окончились, и Христианство начало быстро распространяться. Строились храмы, определялись и оформлялись церковная традиция и доктрины, пришедшие из глубины веков. Как и следовало ожидать, став государственной религией, Христианство привлекло к себе внимание людей честолюбивых, во всем следовавших моде и равнодушных к самой вере.

В качестве альтернативы светской жизни в городах появилось и стало быстро набирать силу монашество. В четвертом веке в Египте появились отшельники-аскеты, а потом очень скоро во всех уголках Римской Империи возникли мужские и женские монашеские общины. Первыми монахами в Египте были преп. Антоний Великий — основоположник монашества ( † 356), преп. Пахомий Великий ( † 348) и преп. Макарий Великий ( † ок. 390).

Среди тех, кто принес на Запад иноческий устав и организовал общежительные монастыри, одними из первых были свят. Василий Великий ( † 379) и его сестра преп. Макрина ( † 380). Монашество служило противовесом постоянно усиливавшейся формализации церковной жизни, живым напоминанием о том, что Царствие Божие — не от мира сего.

Даже в наши дни людей, знакомящихся с Православием, часто привлекает как древняя монашеская духовная литература, так и свидетельство современных иноков.

Во времена правления Константина начался период Вселенских Соборов (325-787); первые шесть определили внешнюю, организационную структуру Церкви и основополагающие догматы Христианской веры, в частности, касающиеся природы и воплощения Христа и богословия Святой Троицы. На седьмом Вселенском Соборе было восстановлено иконопочитание, запрещенное в течение целого столетия в период иконоборчества.

На этот период приходится время расцвета святоотеческого богословия. Письменные труды свят. Афанасия Великого, отцов-каппадокийцев четвертого века — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также свят. Иоанна Златоуста, писавшего в начале пятого века, способствовали утверждению церковных догматов и пониманию Священного Писания.

И поныне их труды считаются основой православной традиции.

В эпоху стабильности, которая длилась несколько столетий, по всей территории Византийской Империи были построены великолепные храмы и монастыри. До наших дней сохранились удивительные образцы византийской архитектуры — например, в Неа Мони на острове Хиос, в Осиу Лукасе (недалеко от Фивы), Панагиа Атениотисса в Дафни.

Крупнейший храм всего христианского мира — храм Святой Софии в Константинополе — также был построен в этот ранний период, и несмотря на то, что с момента захвата Константинополя турками в 1453 году его использовали в качестве мечети и музея, христиане относятся к нему с благоговением, понимая его важное значение в истории Православия.

Тысячи праведников трудились ради спасения своей души в эпоху тысячелетнего византийского правления, и благодать Святого Духа, почивавшая на них, исполняла эту землю.

Византийские христиане стремились к целостности и гармонии в отношениях между Церковью и государством. Византийского Императора помазывали на Царство в качестве самодержавного и единовластного правителя. Он не был просто главой правительства. Он не мог разделить власть ни с кем, поскольку должен был сам нести всю полноту ответственности.

Византийцы верили, что в конечном итоге он предстанет перед Богом и даст ответ за духовное и физическое благополучие Империи. Согласно учению свят. Иоанна Златоуста, Император имел почти мистическую обязанность противостоять злу видимому и невидимому. На него одного ложилось бремя духовной ответственности как на «Удерживающего, того, кто не позволяет исполниться “тайне беззакония, которая уже в действии”».

Однако самодержавная власть Императора не приобрела статуса церковного догмата. Император имел право (и обязанность) защищать чистоту веры, выступая на церковных соборах, но решающий голос в вопросах Церкви и веры оставался за епископами.

И наоборот, церковные иерархи были морально обязаны протестовать против государственной политики, если она шла вразрез c принципами христианской нравственности или с интересами Церкви, однако окончательное решение оставалось за Императором.

Источник: https://www.pravmir.ru/istoriya-xristianstva-v-grecii/

Религия древней Греции

Что касается собственно религии древней Греции, то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте.

Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами — прежде всего Гомером и Гесиодом.

Гомер был первым, кто изложил в своей книге основу веры древней Греции

Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене – «гомеровской религии», для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.

Олимпийские боги в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера

Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями — владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети:

  • Аполлон
  • Гермес
  • Гефест
  • Арес
  • Афродита
  • Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра)

Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность — угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.

По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.

Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов.

Единственное, чем отличались боги Олимпа от людей, так это своим бессмертием

С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков.

У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире — оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это — обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны.

Мифология древней греции

Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в «Теогонии» Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного мифографа — в нем нет никаких особенных религиозных откровений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно говорить в ответ на Христос воскрес

Как и многие восточные народы, греки не знали единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной Матери-Земли.

Дальше огромную роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент — боги вступают друг с другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга — блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса — предвечного начала любви животворящей и плодящей.

Потом идет рассказ о смене поколений богов — как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами. С тех пор миром начал править Зевс.

Древний культ Дионисия

Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Религия древней Греции зачастую строилась на приданиях и художественных произведениях.

Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой являлись дионисии — разнузданные женские оргии.

Дионис – бог вина и удовольствий греческого пантеона богов

В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы — Дионису или Вакху.

Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в семью олимпийцев — его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.

В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.

Орфическая доктрина

Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея — легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного духа.

По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа.

Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой.

Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем.

Орфей и Эвридика. Фредерик Лейтон, 1864 год

Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления растерзали его.

Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.

Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте.

Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса. Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем.

Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной:

Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный — бог, объемлющий собой все природное многообразие. В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода. Но это было не главное.

Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков — единственное мировое божество, являющееся во многих ликах. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим история богов не заканчивается.

Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына — Диониса-Загрея. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса – его мощью, его силой. Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс — не кто иной, как Первородный.

Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием, Ноэль Куапель

Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце — носитель Дионисовой сущности.

Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу — божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.

Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.

Образ жизни орфиков

Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа — эта дионисова искра — под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира — выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству.

Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия — Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни.

Дельфы, Греция. С VI века до н.э. здесь был религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона

Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в сложных магических обрядах.

Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным оно так и не стало.

Общины орфиков — маленькие замкнутые кружки — существовали вплоть до начала нашей эры. Целостная религия древней Греции так и не сформировалась в плоть до прихода Христианства.

Источник: https://www.iksinfo.ru/stati/religii/item/438-religija-drevnej-grecii.html

Древняя Греция: ее история, религия, культура

  • История древней Греции
  • Ранний период
  • Период Архаики
  • Классический период
  • Эллинистический период
  • Культура древней Греции
  • Искусство древней Греции
  • Религия в древней Греции
  • Интересные факты о древней Греции
  • Древняя Греция, видео
  • Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).

    Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр.

    И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство.

    И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

    История древней Греции

    Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

    • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
    • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
    • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

    Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

    Карта древней Греции.

    Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

    Ранний период

    Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев.

    Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира.

    Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

    Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

    Период Архаики

    Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта.

    Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты.

    Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/drevnyaya-gretsiya-ee-istoriya-religiya-kultura/

    Во что верили древние греки

    Греки, как и другие народы древнего мира, боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

    Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

    Могучий Зевс будто бы поражает людей своими золотыми стрелами-молниями. От него же зависит, прольётся или нет дождь на землю.

    Жизнь людей, плававших по морю на маленьких деревянных судах, во многом зависела от погоды. Поэтому не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона, который может своим трезубцем поднять бурю и потопить корабли.

    По верованиям греков, день наступает от того, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.

    Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами – невестами.

    2. Боги – покровители хозяйства и культуры

    Считалось, что у каждой отрасли хозяйства – земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремёсел – есть свой бог-покровитель.

    Бога виноделия называли Дионисом. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по улицам городов ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя.

    Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа.

    В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются.

    Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте – покровителе кузнецов. По представлению греков, Гефест сам работал в подземной кузнице. Руки и лицо его были постоянно выпачканы сажей. Вулканы, извергавшие огонь и дым, греки называли выходами из его кузницы.

    Богом искусства считался прекрасный юноша Аполлон. Его сопровождали музы – покровительницы пляски, музыки, поэзии, истории.

    4. Миф о Прометее

    Представление о жестокости и мстительности богов особенно наглядно проявилось в мифе о Прометее. Этот миф рассказывает, что боги скрывали от людей огонь. Они хотели, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь, принёс его людям и этим спас их от гибели.

    Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс посылал орла, который клевал у Прометея печень. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом и проклинал своего мучителя.

    Миф о Прометее показывает, что древние греки хорошо понимали значение огня в жизни людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.

    У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы. Когда первобытнообщинный строй у греков стал сменяться рабовладельческим, в религии отразились возникновение неравенства и появление знати. В Греции, как и в других странах в древности, религия укрепляла господство угнетателей над угнетёнными.

    • Мгла (мифология) — первоначало, олицетворение Мглы и Пустоты (иногда ассоциируется с древним божеством Скотосом – воплощением Мрака)
    • Хаос (мифология) — бог-создатель всего живого, воплощение Первобытного Разрушения и первый царь Всего Сущего.

    (Боги первого поколения) Дети Хаоса и Мглы:

    • Хронос — воплощение Времени
    • Гея — воплощение Земли

    Источник: https://vasque-russia.ru/vo-chto-verili-drevnie-greki/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Читаем Библию
    Когда день ангела у Маргариты

    Закрыть