МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные отмечают один из главных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Его часто сравнивают с Пасхой Христовой, хотя о жизни и смерти Девы Марии в Евангелии почти ничего не сказано. О том, почему христиане проводят такую аналогию, что говорят древние апокрифы и в чем секрет популярности Успенских храмов на Руси, — в материале РИА Новости.
Ветвь райского дерева
По преданию, Богородица в Иерусалиме часто ходила к Голгофе, где когда-то своими глазами видела смерть своего Сына, и к гробнице, где одной из первых удостоверилась в Его воскресении.
И вот однажды ей явился архангел Гавриил и возвестил: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». А в подтверждение своих слов ангел дал ей ветвь райского дерева. На погребение Богородицы в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. И именно они несли ее тело до родовой гробницы в Гефсиманском саду.
Так вроде бы скорбное, на первый взгляд, событие стало у христиан одним из величайших праздников.
Кончина или сон
«Богородичная Пасха», по сути, — чуть ли не главный день церковного календаря. Успением Богоматери оканчивается годовой цикл основных христианских праздников.
«Церковный год завершается не только хронологически, но и содержательно.
Ведь что празднуется на Успение? Осуществление того, что было сделано Христом для всего человечества во время его страданий, воскресения, вознесения и ниспослания Святого Духа на апостолов.
То есть такой конец человеческой жизни, который является полным и всецелым «обожением» — вхождением человека в жизнь в Боге», — объясняет глава Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Иными словами, Успение Богородицы, с точки зрения христианского вероучения, является своеобразной «моделью смерти» для каждого человека. Звучит немного шокирующе, если не знать, что произошло после того, как тело Богоматери положили в гробницу.
Тот самый апостол Фома, которого не было на похоронах, прибыл в Иерусалим лишь через несколько дней. Как и в случае с воскресением Христа, он поначалу сомневался в свидетельствах других апостолов: что Сам Христос вместе с ангелами и забрал душу Своей Матери. И Фома направился на место ее погребения, но Девы Марии там не обнаружил
«В третий день после своей смерти она была воскрешена своим Божественным Сыном и взята Им на небеса «в соединении души и тела». То есть не как остальные святые, которые пребывают в раю душой, но ожидают телесного воскресения вместе со всеми людьми уже после второго пришествия Христа», — отмечает отец Максим.
Именно поэтому праздник называется не «кончиной», а именно «успением» Богородицы. Это славянское слово означает «сон». Хотя со временем, уже под влиянием этого праздника, оно приобрело еще один смысл — «тихая кончина».
Мало фактов
Тихой у Богородицы была не только кончина, но и вся жизнь. Она, согласно преданию, была «молчаливым средоточием первоначальной Церкви»: не проповедовала, не записывала учение Сына, не управляла общиной, хотя и пользовалась большим уважением.
Есть, конечно, многочисленные упоминания о том, что Божия Матерь побывала в миссионерских путешествиях в Грузии и на горе Афон. Однако, по словам отца Максима Козлова, в первом тысячелетии считалось, что после воскресения Христа она жила либо в Иерусалиме, либо в Эфесе, в доме апостола Иоанна Богослова, которому сам Христос перед смертью поручил заботиться о ней.
«По чисто психологическим причинам понятно, что город, где проходила проповедь ее Сына, где Он был распят и воскрес, был тем местом, откуда ее материнское сердце не могло надолго отлучаться», — полагает профессор.
Но если о жизни Богородицы ничего не говорится ни в Евангелии, ни в Книге Деяний святых апостолов, откуда тогда известно о ее Успении? Оказывается, память о ней постаралась сохранить иерусалимская христианская община.
«Есть категория очень древних текстов, которые не вошли в Священное Писание — это апокрифы. И в некоторых из них содержится жизнеописание Богоматери от рождения до смерти. Эти апокрифы восходят к самому началу христианства, и на них основано учение Церкви о Божией Матери», — поясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.
Единственная фраза
Богослужения в праздник Успения составлены как раз на основе свидетельств первых христиан — точно так же, как на Пасху Христову, они воспроизводят евангельские события. А праздничным вечером или вечером следующего дня совершается особый чин погребения Богоматери. Перед установленной в центре храма плащаницей — большой иконой, на которой изображена лежащая во гробе Пресвятая Дева, — поются особые песнопения о ее жизни, смерти и помощи христианам.
А в заступничество Богородицы православные верят особо. И храмы на Руси чаще всего посвящали именно этому празднику. Их больше, чем церквей в честь «праздника всех праздников» — Воскресения Христа.
Собственно, о том, что Божия Матерь не оставит христиан, говорится и в апокрифах. Уже после того, как апостол Фома пришел в гробницу и не обнаружил там ее тела, апостолы собрались на общую трапезу. И тогда к ним явилась Дева Мария в окружении ангелов и произнесла единственную фразу: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Источник: https://ria.ru/20190828/1557964127.html
Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы
МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Православные христиане отмечают 28 августа Успение Пресвятой Богородицы. В этот день патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит литургию в Успенском соборе Московского кремля, сообщила пресс-служба патриарха.
«28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 10:00», — говорится в сообщении.
В канун праздника, 27 августа, патриарх провел Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящен событиям, связанным со смертью — успением — девы Марии. Он завершает Успенский пост, начавшийся 14 августа, и по строгости накладываемых на верующих ограничений сравним с Великим постом. Он принадлежит к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати важнейшим после Пасхи праздникам православия, и является непереходящим — каждый год он приходится на 28 августа.
Конец земной жизни Богоматери
Обстоятельства последних лет и дней жизни девы Марии не описаны в Евангелиях, и известны Церкви из Священного Предания (произведений святых отцов и учителей Церкви, канонов, житий святых и других источников вероучения, не относящихся к Священному Писанию), легенд и апокрифов.
«Об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания Псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви», — сообщил в канун праздника в своем Telegram-канале Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь в Москве.
Православные верят, что после распятия Христа Богородица поселилась недалеко от Елеонской горы в доме Иоанна Богослова. За три дня до смерти Богородице явился архангел Гавриил и сообщил о скором окончании ее земной жизни, вручив ей в знак этого пальмовую ветвь. После этого в Иерусалиме стали собираться верующие, в город вернулись апостолы, которые окружали деву Марию в последние часы ее земной жизни. Принять ее душу, согласно Преданию, явился сам Господь.
После Успения апостолы положили источавшее благоухание тело Богоматери в гроб и оставили в пещере, завалив вход в нее камнем. Гробница была устроена в Гефсимании, где находился Гроб Господень и были погребены родители Богородицы и ее муж Иосиф.
На третий день после погребений апостол Фома, которого не было на погребении, вошел в пещеру с апостолами, чтобы проститься с девой Марией, но в пещере они увидели лишь пустой гроб и плащаницу.
В тот же день она явилась ученикам Христа в сиянии и окружении ангелов, обратившись к ним: «Радуйтесь! — ибо я с вами во все дни».
Успение и три спаса
На Успенский пост приходятся три праздника в честь Иисуса Христа, которые на Руси принято называть спасами. Первый — Медовый — приходится на начало поста 14 августа, он получил свое название от обычая освящать воду и мед после литургии в этот день.
На этот день приходятся праздники, установленные в честь знамений от икон, явленных князю Андрею Боголюбскому во время сражений с волжскими булгарами и императору Византии Мануилу Комнину — с турецкими войсками.
Кроме того, на этот же день приходится и праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста, установленный в Константинополе в IX веке, когда в городе для отвращения болезней поклонялись Животворящему Кресту.
Во время второго, или Яблочного спаса — праздника Преображения Господня 19 августа — освящают виноград, который в России заменяют яблоки.
Третий — праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (29 августа), который празднуется на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
Его называют Ореховым из-за того, что в это время года начинался сбор урожая орехов. В этот день освящали и зерна нового урожая, что дало празднику еще одно название — Хлебный спас.
Ореховый спас в 2019 году москвичи смогут отметить в парке «Покровское-Стрешнево» 29 августа, где в 11:00 начнется фольклорный праздник «Ореховый Спас», сообщается на сайте мэра Москвы.
История праздника в христианстве
Почитание Богородицы в богослужении и празднование связанных с ее жизнью праздников началось после Эфесского собора 431 года. Историки церкви считают, что праздник Успения появился только в VI веке при византийском императоре Маврикии (годы правления — 582-602), а до того в Константинополе отмечался как поместный. В Риме же праздник Dormitio Beatae Virginis был установлен при папе Сергии I (687-701).
Источник: https://tass.ru/obschestvo/6806016
Православные в Хакасии отмечают Успение. Что нельзя делать в праздник
Внутреннее убранство церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Игорь Подгорный / РИА Новости
В среду, 28 августа, православные, в том числе в Хакасии, отмечают великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Успение — древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в случае с Божьей Матери — смерть, кончину, причем по отношению к Богородице слово «Успение» пишется с заглавной буквы.
Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение.
А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова — Усыпание. Не смерть, а сон.
Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а с другой стороны — радость.
Потому что, перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, Она усыновила всех нас — объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой, пишет Российская газета.
Приметы и традиции
После Успения начинается бабье лето. Если в праздник погода ясная и солнечная, оно будет прохладным.
Радуга после дождя в этот день предвещает теплую и продолжительную осень.
Паутина на деревьях — признак морозной зимы с малым количеством снега.
Туман на Успение сулит обильный урожай грибов в этом году.
В день праздника босиком по земле ходить — болезни собирать, а волосы стричь — в слезах ходить.
Что нужно делать на Успение
По традиции на праздник пекут пироги из муки нового урожая и устраивают обед для родных и соседей, однако без шумных гуляний и алкоголя.
В этот день рекомендуется прочитать молитвы Пресвятой Деве Марии, например «Богородице Дево, радуйся», и посетить храм.
Очень важно в такой день не держать ни на кого зла, простить людям их слабости и постараться сохранить в душе мир и покой.
Чего нельзя делать на Успение
Церковь учит, что в день Успения Пресвятой Богородицы нет никаких особых запретов. Однако стоит учесть, что праздник в этом году приходится на среду, и согласно церковному уставу, это день постный — разрешено есть рыбу, но не мясо.
В народе считалось, что в день Успения Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком по росе, поскольку капли влаги на траве символизировали слезы Богородицы. Говорили, что намочившего ноги такой росой ждут беды и неудачи.
В день Успения не стоит надевать неудобную, старую обувь, иначе этого человека весь год будут сопровождать трудности, сообщает minsknews.by.
Источник: http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/108777-pravoslavnye-v-khakasii-otmechayut-uspenie-chego-delat-nelzya
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной и католическойцеркви, посвящённый воспоминанию смерти (успения)Божией Матери. В православии принадлежит к числудвунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласноцерковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербскаяправославные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа поюлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.
Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийскомимператоре Маврикии, уже празднуется повсеместно.
Новозаветная история
Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. СогласноНовому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14).
Небиблейские свидетельства
Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию.
По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания».
К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век),Епифания Кипрского (IV век)[1]. Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.
К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей[2]:
Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами,херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время. |
В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.
О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия»[2]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.
Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
После этого Дева Мария мирно скончалась.
Возраст, в котором скончалась Богородица
Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)
Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи.
Погребение
Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам.
Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.
После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
Чудо восхищения Богоматери на Небо
Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона.
В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией.
когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».
Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования
Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Еёкоронование.
Православная церковь
В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим послеВеликого поста. Стихиры праздника были написаны в V векеКонстантинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — вИерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службыутрени Великой Субботы.
[4] В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника.
Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.
Тропарьпраздника | В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. | При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. | Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν. |
Кондакпраздника | В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. | Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе. | Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον. |
Задостойник | Припев 1-й: Роди вси блажим Тя, единую Богородицу.Припев 2-й: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася: како Девая восходит от земли на небо.Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. | Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё. | Припев 1-й: Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον. Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω.Ирмос 9-й песни канона:Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου |
Католическая церковь
Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию [6].
Примечания
Источник: http://uspenie-kamishin.prihod.ru/istorija_prikhoda.svjatyni_khrama/view/id/1183171
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»: в чем помогает верующим
Православная иконография необычайно многогранна. Особое место среди святынь занимают образы, посвящённые церковным событиям и праздникам. Практически каждому важному в христианской истории факту посвящена определенная икона.
Православные иконописцы не могли обойти вниманием праздник Успения Пресвятой Богородицы. Ему посвящена удивительно красивая икона, несомненно заслуживающая внимания как со стороны искусствоведов, так и среди верующих.
Как выглядит икона «Успение Пресвятой Богородицы»? В чем помогает святыня? Кому стоит её приобрести? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в публикации ниже.
Композиция иконы
Об Успении Пречистой Девы не рассказывается в Библии. Мы знаем об этом празднике из Предания и апокрифов. В связи с отсутствием документальных свидетельств в Священном Писании, отделить истину ото лжи было сложно.
В связи с этим фактом и обилием ересей в ранней христианской истории, своё начало каноническая иконография Успения Девы Марии по церковным меркам берет довольно-таки поздно: лишь в начале IX века. Именно тогда сформировалось чёткое понимание события Успения, которое и было впоследствии отражено на образе.
Итак, композиция включает в себя следующие элементы:
- В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
- Перед ложем: скорбящие апостолы.
- За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
- Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.
Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».О чем молятся перед этим образом вы узнаете в следующей части статьи.
Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.
О чём молиться перед образом
Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб). Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:
- Исцеление болезней (душевных и телесных).
- Укрепление веры.
- Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
- Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
- Напутствие умирающих.
Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.
Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы. Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты.
Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено. Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы».
В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена.
Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.
Источник: https://pravzhizn.ru/blog/ikona-uspenie-presvyatoy-bogoroditsy-v-chem-pomogaet-veruyushchim/
Успение Богородицы 28 августа — что можно и нельзя делать
Праздник является ежегодным и одним из важнейшим для христиан. Полностью его название звучит так: Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Католики и православные отмечают его в разные даты. Первые — 15 августа, вторые — 28-го.
История праздника
В этот день верующие вспоминают окончание (успение) земной жизни Девы Марии — матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, она жила в доме на горе Сион, в Иерусалиме. Дева Мария часто поднималась на Голгофу и у Гроба Господня молилась. Богородица прожила более 70 лет. Незадолго до смерти перед ней явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей об окончании ее земного пути и предрек встречу с Иисусом.
Архангел попросил Марию не бояться физической смерти, ведь после ее ожидала вечная жизнь в Царствии Божием. Перед смертью Мария захотела увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство. Согласно Евангелию, ее желание исполнилось. Ученики Христа были перенесены к дому Богоматери. Она тепло с ними попрощалась, около ее ложа возникло сияние, а затем она тихо умерла. Именно поэтому праздник Успения связан со светлой грустью.
Дева Мария была похоронена в пещере в Гефсимании, рядом со своими родителями Иоакимом и Анной, а также супругом Иосифом Обручником. Апостол Фома, согласно апокрифу, опоздал на прощанье с Богоматерью. Ради Фомы другие апостолы отодвинули камень, закрывавший вход в пещеру, но тела Марии там не было. Ему в утешение Мария с неба бросила свой пояс. По преданию, потом этот предмет одежды стал святыней, известной как Пояс Пресвятой Богородицы.
Народные традиции
Как известно, в народе этот праздник называют Первая Пречистая. Вторую Пречистую (Рождество Богородицы) отмечают 21 сентября. Третья Пречистая (Введение Богородицы во храм) проходит 4 декабря.
Эти даты означают окончание осенних полевых работ и предвещают начало зимы. Люди на Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая — дождем поливает, Третья — снегом укрывает».
После Успения женщин в деревнях по возможности освобождали от тяжелой работы. Именно об этом говорит поговорка: «Пришла Первая Пречистая — стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки и разговоры).
После Успения Богородицы на Руси начинался период осенних свадеб. Чаще всего их играли на Покров (14 октября).
Что хорошо делать на Успение
В этот день на Руси освящали муку и хлеб. Им обычно угощали хлебом голодных и нищих. Также 28 августа молились за близких. Особенно на Успение хорошо просить у Господа о благополучии и здоровье детей, а также девушек и замужних женщин. Богоматерь является заступницей всех детей и женщин, а также слабых и немощных людей.
В конце августа также начиналась подготовка к свадьбам. Считалась, что если на Первую Пречистую удалось договориться о торжестве, которое пройдет на Покров, то молодожены проживут вместе счастливую и долгую жизнь. У них будет хороший достаток и много детей.
Что нельзя делать на Успение
В праздничный день запрещалось любая работа, кроме соленья огурцов. Кроме того, девушкам советовали 28 августа не плести косы и стричь волосы. Иначе не видать им замужества. В этот день строго-настрого запрещалось сквернословить и ругаться. Также нельзя было готовить еду, если праздник приходился на постный день, то есть на понедельник, среду или пятницу.
В этом случае продолжают действовать правила поста. Запрещены мясо, молочные продукты, яйца. Можно есть горячую постную пищу с растительным мясом, морепродукты и рыбу. В любом случае еда должна была быть приготовлена накануне. Если же хозяйка в этот день взялась что-то варить или жарить, то ее семью могли ждать безденежье и голод.
Источник: https://360tv.ru/news/tekst/uspenie-bogoroditsy/