Что такое Успение в православии

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные отмечают один из главных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Его часто сравнивают с Пасхой Христовой, хотя о жизни и смерти Девы Марии в Евангелии почти ничего не сказано. О том, почему христиане проводят такую аналогию, что говорят древние апокрифы и в чем секрет популярности Успенских храмов на Руси, — в материале РИА Новости.

Ветвь райского дерева

По преданию, Богородица в Иерусалиме часто ходила к Голгофе, где когда-то своими глазами видела смерть своего Сына, и к гробнице, где одной из первых удостоверилась в Его воскресении.

И вот однажды ей явился архангел Гавриил и возвестил: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». А в подтверждение своих слов ангел дал ей ветвь райского дерева. На погребение Богородицы в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. И именно они несли ее тело до родовой гробницы в Гефсиманском саду.

Так вроде бы скорбное, на первый взгляд, событие стало у христиан одним из величайших праздников.

Кончина или сон

«Богородичная Пасха», по сути, — чуть ли не главный день церковного календаря. Успением Богоматери оканчивается годовой цикл основных христианских праздников.

«Церковный год завершается не только хронологически, но и содержательно.

Ведь что празднуется на Успение? Осуществление того, что было сделано Христом для всего человечества во время его страданий, воскресения, вознесения и ниспослания Святого Духа на апостолов.

То есть такой конец человеческой жизни, который является полным и всецелым «обожением» — вхождением человека в жизнь в Боге», — объясняет глава Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Иными словами, Успение Богородицы, с точки зрения христианского вероучения, является своеобразной «моделью смерти» для каждого человека. Звучит немного шокирующе, если не знать, что произошло после того, как тело Богоматери положили в гробницу.

Тот самый апостол Фома, которого не было на похоронах, прибыл в Иерусалим лишь через несколько дней. Как и в случае с воскресением Христа, он поначалу сомневался в свидетельствах других апостолов: что Сам Христос вместе с ангелами и забрал душу Своей Матери. И Фома направился на место ее погребения, но Девы Марии там не обнаружил

«В третий день после своей смерти она была воскрешена своим Божественным Сыном и взята Им на небеса «в соединении души и тела». То есть не как остальные святые, которые пребывают в раю душой, но ожидают телесного воскресения вместе со всеми людьми уже после второго пришествия Христа», — отмечает отец Максим.

Именно поэтому праздник называется не «кончиной», а именно «успением» Богородицы. Это славянское слово означает «сон». Хотя со временем, уже под влиянием этого праздника, оно приобрело еще один смысл — «тихая кончина».

Мало фактов

Тихой у Богородицы была не только кончина, но и вся жизнь. Она, согласно преданию, была «молчаливым средоточием первоначальной Церкви»: не проповедовала, не записывала учение Сына, не управляла общиной, хотя и пользовалась большим уважением.

Есть, конечно, многочисленные упоминания о том, что Божия Матерь побывала в миссионерских путешествиях в Грузии и на горе Афон. Однако, по словам отца Максима Козлова, в первом тысячелетии считалось, что после воскресения Христа она жила либо в Иерусалиме, либо в Эфесе, в доме апостола Иоанна Богослова, которому сам Христос перед смертью поручил заботиться о ней.

«По чисто психологическим причинам понятно, что город, где проходила проповедь ее Сына, где Он был распят и воскрес, был тем местом, откуда ее материнское сердце не могло надолго отлучаться», — полагает профессор.

Но если о жизни Богородицы ничего не говорится ни в Евангелии, ни в Книге Деяний святых апостолов, откуда тогда известно о ее Успении? Оказывается, память о ней постаралась сохранить иерусалимская христианская община.

«Есть категория очень древних текстов, которые не вошли в Священное Писание — это апокрифы. И в некоторых из них содержится жизнеописание Богоматери от рождения до смерти. Эти апокрифы восходят к самому началу христианства, и на них основано учение Церкви о Божией Матери», — поясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.

Единственная фраза

Богослужения в праздник Успения составлены как раз на основе свидетельств первых христиан — точно так же, как на Пасху Христову, они воспроизводят евангельские события. А праздничным вечером или вечером следующего дня совершается особый чин погребения Богоматери. Перед установленной в центре храма плащаницей — большой иконой, на которой изображена лежащая во гробе Пресвятая Дева, — поются особые песнопения о ее жизни, смерти и помощи христианам.

А в заступничество Богородицы православные верят особо. И храмы на Руси чаще всего посвящали именно этому празднику. Их больше, чем церквей в честь «праздника всех праздников» — Воскресения Христа.

Собственно, о том, что Божия Матерь не оставит христиан, говорится и в апокрифах. Уже после того, как апостол Фома пришел в гробницу и не обнаружил там ее тела, апостолы собрались на общую трапезу. И тогда к ним явилась Дева Мария в окружении ангелов и произнесла единственную фразу: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Источник: https://ria.ru/20190828/1557964127.html

Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы

Что такое Успение в православии

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Православные христиане отмечают 28 августа Успение Пресвятой Богородицы. В этот день патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит литургию в Успенском соборе Московского кремля, сообщила пресс-служба патриарха.

«28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 10:00», — говорится в сообщении.

В канун праздника, 27 августа, патриарх провел Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящен событиям, связанным со смертью — успением — девы Марии. Он завершает Успенский пост, начавшийся 14 августа, и по строгости накладываемых на верующих ограничений сравним с Великим постом. Он принадлежит к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати важнейшим после Пасхи праздникам православия, и является непереходящим — каждый год он приходится на 28 августа.

Конец земной жизни Богоматери

Обстоятельства последних лет и дней жизни девы Марии не описаны в Евангелиях, и известны Церкви из Священного Предания (произведений святых отцов и учителей Церкви, канонов, житий святых и других источников вероучения, не относящихся к Священному Писанию), легенд и апокрифов.

«Об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания Псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви», — сообщил в канун праздника в своем Telegram-канале Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь в Москве.

Православные верят, что после распятия Христа Богородица поселилась недалеко от Елеонской горы в доме Иоанна Богослова. За три дня до смерти Богородице явился архангел Гавриил и сообщил о скором окончании ее земной жизни, вручив ей в знак этого пальмовую ветвь. После этого в Иерусалиме стали собираться верующие, в город вернулись апостолы, которые окружали деву Марию в последние часы ее земной жизни. Принять ее душу, согласно Преданию, явился сам Господь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал про 9 кругов ада

После Успения апостолы положили источавшее благоухание тело Богоматери в гроб и оставили в пещере, завалив вход в нее камнем. Гробница была устроена в Гефсимании, где находился Гроб Господень и были погребены родители Богородицы и ее муж Иосиф.

На третий день после погребений апостол Фома, которого не было на погребении, вошел в пещеру с апостолами, чтобы проститься с девой Марией, но в пещере они увидели лишь пустой гроб и плащаницу.

В тот же день она явилась ученикам Христа в сиянии и окружении ангелов, обратившись к ним: «Радуйтесь! — ибо я с вами во все дни».

Успение и три спаса

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Иисуса Христа, которые на Руси принято называть спасами. Первый — Медовый — приходится на начало поста 14 августа, он получил свое название от обычая освящать воду и мед после литургии в этот день.

На этот день приходятся праздники, установленные в честь знамений от икон, явленных князю Андрею Боголюбскому во время сражений с волжскими булгарами и императору Византии Мануилу Комнину — с турецкими войсками.

Кроме того, на этот же день приходится и праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста, установленный в Константинополе в IX веке, когда в городе для отвращения болезней поклонялись Животворящему Кресту.

Во время второго, или Яблочного спаса — праздника Преображения Господня 19 августа — освящают виноград, который в России заменяют яблоки.

Третий — праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (29 августа), который празднуется на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

Его называют Ореховым из-за того, что в это время года начинался сбор урожая орехов. В этот день освящали и зерна нового урожая, что дало празднику еще одно название — Хлебный спас.

Ореховый спас в 2019 году москвичи смогут отметить в парке «Покровское-Стрешнево» 29 августа, где в 11:00 начнется фольклорный праздник «Ореховый Спас», сообщается на сайте мэра Москвы.

История праздника в христианстве

Почитание Богородицы в богослужении и празднование связанных с ее жизнью праздников началось после Эфесского собора 431 года. Историки церкви считают, что праздник Успения появился только в VI веке при византийском императоре Маврикии (годы правления — 582-602), а до того в Константинополе отмечался как поместный. В Риме же праздник Dormitio Beatae Virginis был установлен при папе Сергии I (687-701).

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6806016

Православные в Хакасии отмечают Успение. Что нельзя делать в праздник

Что такое Успение в православии
Внутреннее убранство церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Игорь Подгорный / РИА Новости

В среду, 28 августа, православные, в том числе в Хакасии, отмечают великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Успение — древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в случае с Божьей Матери — смерть, кончину, причем по отношению к Богородице слово «Успение» пишется с заглавной буквы.

Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение.

А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова — Усыпание. Не смерть, а сон.

Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а с другой стороны — радость.

Потому что, перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, Она усыновила всех нас — объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой, пишет Российская газета.

Приметы и традиции

После Успения начинается бабье лето. Если в праздник погода ясная и солнечная, оно будет прохладным.

Радуга после дождя в этот день предвещает теплую и продолжительную осень.

Паутина на деревьях — признак морозной зимы с малым количеством снега.

Туман на Успение сулит обильный урожай грибов в этом году.

В день праздника босиком по земле ходить — болезни собирать, а волосы стричь — в слезах ходить.

Что нужно делать на Успение

По традиции на праздник пекут пироги из муки нового урожая и устраивают обед для родных и соседей, однако без шумных гуляний и алкоголя.

В этот день рекомендуется прочитать молитвы Пресвятой Деве Марии, например «Богородице Дево, радуйся», и посетить храм.

Очень важно в такой день не держать ни на кого зла, простить людям их слабости и постараться сохранить в душе мир и покой.

Чего нельзя делать на Успение

Церковь учит, что в день Успения Пресвятой Богородицы нет никаких особых запретов. Однако стоит учесть, что праздник в этом году приходится на среду, и согласно церковному уставу, это день постный — разрешено есть рыбу, но не мясо.

В народе считалось, что в день Успения Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком по росе, поскольку капли влаги на траве символизировали слезы Богородицы. Говорили, что намочившего ноги такой росой ждут беды и неудачи.

В день Успения не стоит надевать неудобную, старую обувь, иначе этого человека весь год будут сопровождать трудности, сообщает minsknews.by.

Источник: http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/108777-pravoslavnye-v-khakasii-otmechayut-uspenie-chego-delat-nelzya

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Что такое Успение в православии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной и католическойцеркви, посвящённый воспоминанию смерти (успения)Божией Матери. В православии принадлежит к числудвунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласноцерковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербскаяправославные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа поюлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийскомимператоре Маврикии, уже празднуется повсеместно.

Новозаветная история

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. СогласноНовому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14).

Небиблейские свидетельства

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию.

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия преобладает в России

К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век),Епифания Кипрского (IV век)[1]. Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.

К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей[2]:

Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами,херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия»[2]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Возраст, в котором скончалась Богородица

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи.

Погребение

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам.

Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.

После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Чудо восхищения Богоматери на Небо

Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона.

В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией.

когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Еёкоронование.

Православная церковь

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим послеВеликого поста. Стихиры праздника были написаны в V векеКонстантинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — вИерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службыутрени Великой Субботы.

[4] В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника.

Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Тропарь, кондак и задостойник Успения   На церковнославянском(транслитерация) На русском На греческом[5]
Тропарьпраздника В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.
Кондакпраздника В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе. Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον.
Задостойник Припев 1-й: Роди вси блажим Тя, единую Богородицу.Припев 2-й: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася: како Девая восходит от земли на небо.Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё. Припев 1-й: Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον. Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω.Ирмос 9-й песни канона:Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου

Католическая церковь

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию [6].

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно чтобы забрать урну с прахом

Примечания

Источник: http://uspenie-kamishin.prihod.ru/istorija_prikhoda.svjatyni_khrama/view/id/1183171

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»: в чем помогает верующим

Православная иконография необычайно многогранна. Особое место среди святынь занимают образы, посвящённые церковным событиям и праздникам. Практически каждому важному в христианской истории факту посвящена определенная икона.

Православные иконописцы не могли обойти вниманием праздник Успения Пресвятой Богородицы. Ему посвящена удивительно красивая икона, несомненно заслуживающая внимания как со стороны искусствоведов, так и среди верующих.

Как выглядит икона «Успение Пресвятой Богородицы»? В чем помогает святыня? Кому стоит её приобрести? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в публикации ниже.

Композиция иконы

Об Успении Пречистой Девы не рассказывается в Библии. Мы знаем об этом празднике из Предания и апокрифов. В связи с отсутствием документальных свидетельств в Священном Писании, отделить истину ото лжи было сложно.

В связи с этим фактом и обилием ересей в ранней христианской истории, своё начало каноническая иконография Успения Девы Марии по церковным меркам берет довольно-таки поздно: лишь в начале IX века. Именно тогда сформировалось чёткое понимание события Успения, которое и было впоследствии отражено на образе.

Итак, композиция включает в себя следующие элементы:

  • В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
  • Перед ложем: скорбящие апостолы.
  • За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
  • Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.

Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».О чем молятся перед этим образом вы узнаете в следующей части статьи.

Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.

О чём молиться перед образом

Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб). Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:

  • Исцеление болезней (душевных и телесных).
  • Укрепление веры.
  • Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
  • Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
  • Напутствие умирающих.

Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.

Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы. Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты.

Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено. Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы».

В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена.

Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.

Источник: https://pravzhizn.ru/blog/ikona-uspenie-presvyatoy-bogoroditsy-v-chem-pomogaet-veruyushchim/

Успение Богородицы 28 августа — что можно и нельзя делать

Праздник является ежегодным и одним из важнейшим для христиан. Полностью его название звучит так: Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Католики и православные отмечают его в разные даты. Первые — 15 августа, вторые — 28-го.

История праздника

В этот день верующие вспоминают окончание (успение) земной жизни Девы Марии — матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, она жила в доме на горе Сион, в Иерусалиме. Дева Мария часто поднималась на Голгофу и у Гроба Господня молилась. Богородица прожила более 70 лет. Незадолго до смерти перед ней явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей об окончании ее земного пути и предрек встречу с Иисусом.

Архангел попросил Марию не бояться физической смерти, ведь после ее ожидала вечная жизнь в Царствии Божием. Перед смертью Мария захотела увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство. Согласно Евангелию, ее желание исполнилось. Ученики Христа были перенесены к дому Богоматери. Она тепло с ними попрощалась, около ее ложа возникло сияние, а затем она тихо умерла. Именно поэтому праздник Успения связан со светлой грустью.

Дева Мария была похоронена в пещере в Гефсимании, рядом со своими родителями Иоакимом и Анной, а также супругом Иосифом Обручником. Апостол Фома, согласно апокрифу, опоздал на прощанье с Богоматерью. Ради Фомы другие апостолы отодвинули камень, закрывавший вход в пещеру, но тела Марии там не было. Ему в утешение Мария с неба бросила свой пояс. По преданию, потом этот предмет одежды стал святыней, известной как Пояс Пресвятой Богородицы.

Народные традиции

Как известно, в народе этот праздник называют Первая Пречистая. Вторую Пречистую (Рождество Богородицы) отмечают 21 сентября. Третья Пречистая (Введение Богородицы во храм) проходит 4 декабря.

Эти даты означают окончание осенних полевых работ и предвещают начало зимы. Люди на Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая — дождем поливает, Третья — снегом укрывает».

После Успения женщин в деревнях по возможности освобождали от тяжелой работы. Именно об этом говорит поговорка: «Пришла Первая Пречистая — стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки и разговоры).

После Успения Богородицы на Руси начинался период осенних свадеб. Чаще всего их играли на Покров (14 октября).

Что хорошо делать на Успение

В этот день на Руси освящали муку и хлеб. Им обычно угощали хлебом голодных и нищих. Также 28 августа молились за близких. Особенно на Успение хорошо просить у Господа о благополучии и здоровье детей, а также девушек и замужних женщин. Богоматерь является заступницей всех детей и женщин, а также слабых и немощных людей.

В конце августа также начиналась подготовка к свадьбам. Считалась, что если на Первую Пречистую удалось договориться о торжестве, которое пройдет на Покров, то молодожены проживут вместе счастливую и долгую жизнь. У них будет хороший достаток и много детей.

Что нельзя делать на Успение

В праздничный день запрещалось любая работа, кроме соленья огурцов. Кроме того, девушкам советовали 28 августа не плести косы и стричь волосы. Иначе не видать им замужества. В этот день строго-настрого запрещалось сквернословить и ругаться. Также нельзя было готовить еду, если праздник приходился на постный день, то есть на понедельник, среду или пятницу.

В этом случае продолжают действовать правила поста. Запрещены мясо, молочные продукты, яйца. Можно есть горячую постную пищу с растительным мясом, морепродукты и рыбу. В любом случае еда должна была быть приготовлена накануне. Если же хозяйка в этот день взялась что-то варить или жарить, то ее семью могли ждать безденежье и голод.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/uspenie-bogoroditsy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию