Юлианский календарь — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)
Характеристика
В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.
Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.
Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.
Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.
История
Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э..
Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь.
Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).
Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года.
Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н.
календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений.
В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.
В современном церковном использовании
Ныне юлианский календарь используется:
Использованные материалы
[1] Серафим (Соболев), архиеп., «Чем опасен переход на новый стиль», http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2103
[2] http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bocc.html
[3] Цит. по постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnews[point68c
[4] Богданова Ольга, «Рождество в Америке», Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html
[5] Так, на начало XXI века, вся Аляскинская епархия придерживалась юлианского календаря.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/78.html
История календаря
Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап
О Церковном календаре
:
Что такое календарь?
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Этимология термина
Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами.
Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение.
Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница.
Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э.
(поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).
Необходимость календаря
Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.
Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:
1) смену дня и ночи,
2) смену фаз луны и
3) смену времен года.
На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.
Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).
Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.
Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы.
Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток.
Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.
Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди.
Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г.
папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
Три рода календарей
Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:
1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;
2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,
3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.
Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней.
Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка).
Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.
Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь1.
1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:
1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и
2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).
Библейский календарь
I | 7 | АВИВ, НИСАН. 30 дней 14. Пасха (Исх.12; Лев.23:5; Числ.28:16). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев.23:10-14). | март-апрель |
II | 8 | ЗИФ, ИЯР. 29 дней | апрель-май |
III | 9 | СИВАН. 30 дней 6. Пятидесятница (Лев.23:16) или праздник седмиц (Втор.16:9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев.23:15-21) и начатков всех плодов земли (Числ.28:26; Втор.26:2, 10). | май-июнь |
IV | 10 | ФАММУЗ. 29 дней | июнь-июль |
V | 11 | АВ. 30 дней 9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах.8:19). | июль-август |
VI | 12 | ЭЛУЛ. 29 дней | август-сентябрь |
VII | 1 | АФАНИМ, ТИШРИ. 30 дней 1. Праздник труб (Числ.29:1). Новый год. 10. День очищения (Лев.16:29, 25:9). 15-22. Праздник кущей (Лев.23:34-36; Числ.29:12-35). | сентябрь-октябрь |
VIII | 2 | БУЛ, МАРХЕШВАН. 29 дней | октябрь-ноябрь |
IX | 3 | КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1Мак.4:52-59. Ин.10:22). | ноябрь-декабрь |
X | 4 | ТЕБЕФ. 30 дней | декабрь-январь |
XI | 5 | ШЕВАТ. 30 дней | январь-февраль |
XII | 6 | АДАР. 29 дней 11. Пост Есфири (Есф.4:16). 14-15. Праздник Пурим (Есф.9:17-32). | февраль-март |
В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх.13:4, 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев.23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх.12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д.
Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) — 3Цар.6:1, афаним (месяц бурных ветров) — 3Цар.8:2, и бул (месяц произрастания) — 3Цар.6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем.2:1), ияр, сиван (Есф.8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем.6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем.1:1; Зах.7:1), тебеф (Есф.
2:16), шеват (Зах.1:7) и адар (Есф.3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно.
12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня.
Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой — параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя — субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф.28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» — понедельнику и т.д.
День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд.7:19), а день — на утро, полдень и вечер (см. Пс.54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк.12:38; Мф.14:25) и вошло в употребление понятие «час» — двенадцатая часть дня или ночи (Мф.20:1-8; Деян.23:23).
Источник: https://azbyka.ru/days/p-istorija-kalendarja