Религия в Германии
Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.
Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.
Доля религиозных немцев и религии
В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности.
Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика.
Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.
Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.
Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.
Налог на религиозную принадлежность
Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог.
На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище.
Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.
Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.
Церкви в Германии
Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.
А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.
Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.
24-09-2008, Степан Бабкин
Источник: https://www.tupa-germania.ru/zhizn/religija.html
Влияние протестантизма на этику
Когда люди говорят о протестантской Реформации, многие даже и не подозревают, что те самые процессы, которые привели Церковь к Реформе, повлияли и на всю европейскую культуру, вызвав тем самым переход от Средневековья к Ренессансу.
На закате Средневековья сложилась во многом тупиковая ситуация. Религиозный консерватизм к этому времени стала приобретать все более и более жесткий характер. Любые творческие порывы человека, выходящие за рамки церковного понимания христианства, воспринимались как ересь.
Мышление, выходящее за пределы категорий определенных католической церковью, оценивалось как греховное и ложное. Апологеты средневекового мышления создали свои нерушимые каноны «правильного и неправильного» искусства, и преподносили их в качестве единственного источника истин. А на этом основании в любой экспериментальной деятельности видели опасность идеологической диверсии.
Все это существенно затормозило развитие культуры в целом, поскольку все сферы человеческой деятельности, включая искусство и философию, стали зависимыми от догматического и часто неадекватного понимания назначения искусства.
Изначальные цели христианства — преобразить грешника Благодатью Божьей, дать человеку подлинную духовную свободу, добиться нравственного очищения на основе святой любви, увидеть в человеке печать Господа Бога — Духа Святого, все это усилиями схоластов было в значительной степени извращено.
Естественно, что в этой ситуации возникают различные попытки преодоления устаревшей мировоззренческой платформы.
Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением нового начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние, прежде всего на духовные области человеческой деятельности. Это и понятно, ведь именно они первыми реагируют на свежие веяния. Меняется картина мира.
На смену субъектно-объектных отношений с Богом, когда Бог является Объектом познания человека, одновременно порабощающим и угнетающим его, приходит понимание отношений с Богом, как субъектно-субъектных. Т.е.
человек принимает благодать от Бога и начинает свое преображение в образ Божий.
Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя ответственным за выбор собственной судьбы и сотворцом окружающего мира
Пышным цветом расцветает ренессансный индивидуализм, сущность которого проявляется в гипертрофированном ощущении своей самоценности, собственной созидательной функции.
Важно то, что индивидуализм явился одним из важных условия развития возрожденческой культуры, потому что через индивидуализм деятели Ренессанса отстраняли себя от окружавшей их средневековой культуры, в рамках которой подобное творчество было бы невозможным.
Ведь, с точки зрения средневековой системы ценностей, то, что совершали возрожденцы, их мысли и поступки являлись откровенной ересью.
Процесс формирования новой культуры неминуемо должен был отринуть старое для того, чтобы «выжить», стать новой культурой
Для деятелей Возрождения античная культура была не идеалом, как многие ошибочно полагают, а скорее основой, отправным уровнем, ниже которого опуститься было нельзя. Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, то есть ориентированные на проблемы человека и человечества. В этом ключе и возникает знаменитый ренессансный гуманизм.
Это еще была не Реформация, но предвестник Реформации.
Возрождение началось в Италии и постепенно продвигалось на север Европы. И чем севернее, тем сильнее влияние собственно христианского начала на процессы Возрождения.
В Италии на ранних этапах Ренессанса сохранялось это влияние, что заметно, например, по творчеству такого уже ренессансного художника, как Сандро Боттичелли. В конце жизни он перестал писать картины, придя к выводу, что светское искусство и Бог несовместимы.
Однако Высокое Возрождение в Италии, отмеченное именами Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, полностью освобождается от средневековых пут.
Иначе обстояло дело в Германии, Нидерландах. В искусстве этих стран мы замечаем сосуществование двух культурных начал: средневекового и возрожденческого, некий симбиоз. Большую роль продолжает играть символика, библейские сюжеты сохраняют свою религиозную значимость.
И даже повышенная детализация связана прежде всего с тем, что мир, созданный Богом, требует к себе пристального и пристрастного внимания. Новое проявило себя в появлении обнаженной натуры, в повышенном интересе к быту.
Из представителей искусства Северного Возрождения выделим голландских художников Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Мужицкого и, конечно, немца Альбрехта Дюрера.
Большинство из этих художников застали собственно протестантскую реформацию. Например Альбрехт Дюрер, хотя и умер до формального оформления протестантских конфессий, сложно достоверно утверждать, что он стал неофитом Реформации, однако его гравюры того периода, в частности несколько вариантов «Тайной вечери», явно показывают живой интерес к идеям, пропагандируемым Лютером, а именно к причащению для мирян не только хлебом, но вином.
А Питер Брейгель сблизился с выдающимся картографом Абрахамом Ортелием (1527—1598).
Ортелий принадлежал к религиозному обществу «Семья Любви», члены которого, выказывая внешнее согласие с постулатами католической церкви, утверждали персональную связь каждого человека с Богом, не требующую сложного ритуала, — то есть на практике были чистейшей воды протестантами.
Мы не знаем, стал ли членом этого общества художник, но характерные для «Семьи Любви» взгляды на взаимоотношения человека и Бога он разделял. Это заметно и по некоторым его религиозным картинам — таким, как «Успение Богородицы» и «Иисус и грешница».
Но время шло. И как бы там ни было, но культурные процессы, происходившие на севере Европы, тесным образом были взаимосвязаны с движением Реформации и рождением протестантской культуры.
Изменения, подготовившие приход протестантской культуры, начались достаточно рано. Здесь наиболее четко просматриваются прежде всего экономические процессы.
В XIV-XVI веках бурно развиваются новые формы производства, устанавливается система общеевропейских торговых связей, крепнет банковский капитал. Но главное, формируется человек нового типа — предприниматель, индивидуалист, постоянно расширяющий сферу своих интересов. Ведь в труде он видел не наказание Божье, а благословение Небес.
Труд воспринимался, как оказанное Господом доверие человеку.
С политической точки зрения, начинается эпоха сепаратизма.
Первым сформулировал принципы национального государства французский король Филипп IV. Надо сказать, что до этого момента Западная Европа не знала такого четкого деления по национальному признаку.
Католическая церковь вступает в полосу кризиса, постепенно теряет свое влияние прежде всего в политических процессах. Слишком заметное обмирщение церкви вызывает критику со стороны нарождающейся светской интеллигенции, которая выполняет социальный заказ правящей верхушки. Светским правителям необходима независимость от Римского престола. И самой важной задачей для мыслителей, не обремененных церковными путами, становится создание новой идеологии — идеологии буржуазного мира.
Важным процессом, сильно способствовавшим формированию новой культуры, стала Реформация во главе с немецким теологом Мартином Лютером.
31 октября 1517 года священник Мартин Лютер вывесил на дверях своей церкви в городе Виттенберг 95 тезисов, в которых выступил против римско-католической церкви.
Этот день положил начало Реформации и привел к появлению нового направления в христианстве — протестантства. Сам термин возник в 1534 году, когда на Вселенском соборе последователи Лютера подали Римскому Папе протест.
Основные идеи протестантства таковы.
Церковь не имеет права отпускать грехи человека; спасает человека только искренняя вера; церковь не может быть посредником в общении человека и Бога, потому что Бог общается с каждым из нас лично; все люди равно грешны перед Богом, независимо от общественного положения, но каждый может обрести Божью благодать.
Именно поэтому один величайших художников, живших в эпоху протестантизма в протестантской стране — Рембрандт Ван Рейн создает свои потрясающие полотна, в которых идеи Реформации видны невооруженным глазом.
В картине «Возвращение блудного сына» (1669) блудный сын стоит на коленях, спиной к зрителю. И зритель, как бы, оказывается следующим «в очереди» за прощением Отца.
В картине «Воздвижение креста» художник рисует самого себя, распинающего Господа, как бы подчеркивая и свою виновность в распятии Христа, и Божью благодать, распространяющуюся на грешников всех времен и народов (недаром фарисеи и солдаты на картине одеты в одежды разных эпох и культур).
Протестантизм оказал влияние и на музыку.
Недаром подлинной вершиной музыкального искусства считается творчество протестанта И.С. Баха в произведениях которого впервые со времен средневековья ярко выражено экстатическое начало, показывающее близость отношений с Богом. Если для средневекового искусства подобные отношения с Богом были уделом лишь отдельных святых подвижников, то Бах провозглашает равнодоступность Божьей благодати как для мальчишек из школы Св. Фомы так и для убеленных сединами профессоров теологии.
А протестант Г.Ф. Гендель видел в своем творчестве Божий инструмент для нравственного преображения человека. Так он сказал однажды одному из своих почитателей: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше».
Не только живопись и музыка, но и протестантская архитектура под влиянием идей Реформации превратилась в проповедь Евангелия. Даже православный поэт Тютчев был зачарован глубиной творческого замысла протестантских архитекторов:
Я лютеран люблю богослуженье,Обряд их строгий, важный и простой, —Сих голых стен, сей храмины пустойПонятно мне высокое ученье.Не видите ль? Собравшися в дорогу,В последний раз вам Вера предстоит:Ещё она не перешла порогу,Но дом ее уж пуст и гол стоит, —Ещё она не перешла порогу,Ещё за ней не затворилась дверьНо час настал, пробил Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.
Действительно, ведь пышное убранство православных храмов превращает религию в праздник, а, следовательно, в дело не повседневное, далекое от насущных нужд человека.
Приходить к Богу, как на праздник, а не жить Им каждую минуту — вот типичное средневековое мышление.
Протестантизм же своей нарочитой аскетичностью архитектуры, как бы указывает на то, что вера и жизнь с Богом — это совершенно обычное дело.
Повседневность и близость Бога к душе человека, когда есть время работать и отдыхать, воспитывать детей и готовить пищу, молиться и мыть посуду, читать Библию и постигать премудрости наук — это протестантская идея, которая была выражена в архитектуре, когда храм превращался в дом, а дом в храм.
Таким образом, мы видим, что протестантизм раскрепостил средневековое искусство, приблизил Бога к человеку, а человека к Богу. Протестантизм научил искусство проповедовать Евангелие, не превращая его в нечто сакральное и недоступное простолюдину. Протестантизм не примитивизировал путь человека к Господу, но вернул нас к подлинно библейской простоте.
Что и выразилось в лучших произведениях эпохи Реформации.
В статье использованы материалы:
Источник: https://www.protestant.ru/konfessii/denominations/history/influence
10 стран с наибольшим количеством христиан-протестантов
Треть населения земного шара составляют христиане. Ни один континент не может претендовать на звание «центра христианства», так как приверженцы христианской веры живут по всему миру. В начале 20 века значительная часть христиан проживала на территории Европы.
Исследования, проведенные агентством PEW, показали, что ситуация в корне изменилась и сейчас на той же территории проживает около 26% христиан, в то время как в Америке – 37%, к югу от Сахары – 24% и 13% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 40% всех христиан являются протестантами, что составляет почти 900 миллионов человек.
10. Индия (19 миллионов)
Приверженцы христианства в Индии составляют 2,3% от всего населения страны. Это около 28 миллионов человек, 19 миллионов из которых – протестанты. Популяция христиан в Индии растет преимущественно в южной части страны.
9. Кения (24 миллиона)
Примерно 84% населения Кении исповедуют христианство: из 48 миллионов населения страны, около 40 миллионов являются христианами. 47,7% населения составляют протестанты, католики — 23,4%. Большое количество протестантов объясняется тем, что страна некогда была колонией Великобритании.
8. Германия (29 миллионов)
63% населения Германии исповедуют христианство, в то время как большая часть (33,5) считает себя верующими. К приверженцам римско-католического христианства относится 29,5% населения, а 27,9% (29 миллионов) — протестанты. Исторически Германия считается местом зарождения протестантизма, в лице группы христиан, которые выступали против основных доктрин Римско-католической церкви.
7. Демократическая республика Конго (32 миллиона)
95% населения Демократической Республики Конго (ДРК) исповедуют христианство. Исследования показали, что в стране проживает около 32 миллионов протестантов, включая кимбангистов, которые составляют 48% населения.
6. Соединенное Королевство Великобритании (34 миллиона)
На сегодняшний день около 48,5% населения Великобритании относят себя к атеистам, в то время как 43,8% исповедуют христианство. Из 65 миллионов человек 34% являются протестантами, 8% католиками и 5% мусульманами.
5. Южная Африка (37 миллионов)
85% населения самой южной страны Африканского континента, Южной Африки, исповедуют христианство. 37 миллионов человек (что составляет 36% населения) являются протестантскими христианами. Это самая доминирующая религия в стране, 15% населения которой не относятся к представителям ни одной религии. Протестантов в стране гораздо больше среди белого населения, нежели среди коренных африканцев.
4. Бразилия (41 миллион)
На южноамериканском континенте, в Бразилии, насчитывается около 185 миллионов христиан, составляющих 90% населения страны. Из них 41 миллион — протестантские христиане. Римские католики составляют значительную часть христиан в стране — согласно исследованиям, в Бразилии в два раза больше католиков, чем в Италии.
3. Китай (58 миллионов)
В самой густонаселенной стране мира насчитывается около 58 миллионов христиан-протестантов. Христианская община в Китае является самой быстрорастущей в мире, и, при ежегодном росте на 10%, к 2030 году в Китае будет больше христиан, чем в США.
2. Нигерия (60 миллионов)
В африканском государстве Нигерия насчитывается около 85 миллионов христиан, 60 миллионов из которых являются протестантами – это самое большое количеством жителей, исповедующих христианство, в Африке. С того момента, как христианство появилось в стране в колониальную эпоху, количество населения, исповедующего эту религию, постоянно растет, несмотря на то, что между коренными мусульманами и христианами постоянно возникали конфликты.
1. Соединенные Штаты Америки (160 миллионов)
Около 20% (160 миллионов) всех протестантов проживают на территории Соединенных Штатов Америки. Такая численность напрямую связана с ранним поселением протестантских европейцев, в большей степени англичан, на территории страны в бытность Америки колонией Великобритании.
Значительное влияние протестантского христианства очень заметно во всех сферах жизни, особенно в образовательной среде: так Йельский и Гарвардский университеты являются одними из тех институтов, которые были основаны протестантскими христианами.
Рекомендовано к просмотру:
Несколько стран, в которых протестантизм имел статус главной религии, но со временем утратил свои позиции:
Источник: https://batop.ru/10-stran-s-naibolshim-kolichestvom-hristian-protestantov
АРМЯНЕ-ПРОТЕСТАНТЫ – ПЛАСТ ИНОВЕРУЮЩЕГО АРМЯНСТВА
11.03.2010
Ваграм Овян
Одним из пластов иноверующего армянства являются также армяне-протестанты. Протестантство в Армянстве возникло в 19 веке. Первая армянская протестантсткая община официально была сформирована в 1846г. в Константинополе по указу султана Абдул Меджида. Она была названа «Протестантская нация» (миллиет).
Малочисленная в первое время община армян-протестантов постепенно начала разрастаться и охватила другие районы Османской империи, в том числе Западную Армению. До Первой мировой войны число армян-протестантов в Османской империи составляло более 60 тыс. человек1.
Они жили в Адане, Арабкире, Балу, Берри, Евдокии, Эрзруме, Таласе, Харберде, Кесарии, Мараше, Мезире, Чунгюше, Партизаке, Себастии, Сисе, Сгерде, Сиврихисаре, Марсване, Самсуне, Орду, Чаршамбе, Ване, Константинополе и Анкаре2.
В результате Геноцида армяне-протестанты наряду со всем армянством также эмигрировали и обосновались в разных уголках мира. Как следствие, почти во всех армянских общинах Диаспоры, как отдельный пласт, сформировались общины армян-протестантов.
После распада СССР вместе со многими армянскими деятелями и структурами Диаспоры в Армению приехали и развернули активную деятельность также армянские протестантские деятели и организации. В частности, Армянская Евангелическая церковь перерегистрировалась в Армении в 1994г.
, получив название «Армянская Евангелическая церковь». В результате, число армян-протестантов в Армении начало увеличиваться.
Несмотря на осознание своей религиозной особости, армяне-протестанты, тем не менее, имеют высокое национальное сознание, считают себя частью Армянства, не признают свою оторванность или отчужденность от него. В восприятиях армян-протестантов тезис о неотъемлемости от Армянства базируется в основном на дискуссиях и аргументациях, разворачивающихся вокруг двух принципиальных вопросов:
- Генеалогия протестантства у армян. В этом вопросе делается попытка показать, что протестантство отнюдь не чуждо армянам и возникло именно среди них.
- Роль и значение протестантов в истории армянского народа. Делается попытка доказать большой вклад протестантов в деле решения стоящих перед Армянством задач в течение всей его истории. Важное место отводится также вопросу представления выдающихся армян-протестантов как достойных сынов армянского народа в деле решения общенациональных задач.
Вопросы генеалогии в самовосприятии армян-протестантов
В вопросах генеалогии армяне-протестанты имеют свое собственное восприятие, которое по большому счету противоречит общепринятым точкам зрения, согласно которым протестантство среди армян распространилось в результате деятельности иностранных (американских) миссионеров.
Среди армян-протестантов преобладает точка зрения о том, что протестанство имеет собственно армянское происхождение. Зарубежная миссионерская деятельность лишь способствовала распространению протестантства, но не была причиной его возникновения.
Просто американские миссионеры нашли у армян благодатную почву для разворачивания своей деятельности.
Армяне-протестанты аргументируют армянское происхождение или корни протестанства в основном в двух плоскостях, условно называемых:
- сектантской (павликианской и тондракийской),
- реформистской.
- Сектантское течение видит преемственность протестантства и средневековых сектантских движений – павликиан и тондракийцев. Это течение указывает на религиозную общность между сектантскими движениями и протестантством средневековой Армении.
- Реформисты же утверждают, что протестантство возникло в результате развернутого внутри Армянской Апостольской церкви еще в 17-ом веке реформистского (евангелического) движения. Инициаторами и организаторами реформистского движения были священнослужители ААЦ.
В первое время в рамках ААЦ реформистское крыло мирно сотрудничало с традиционным, однако в дальнейшем реформисты были отстранены от ААЦ: « их покойники оставались непогребенными, дети – некрещенными, молодые – необвенчанными, и им отказывали в какой-либо правовой защите»3. Эти проблемы привели к необходимости учреждения новой церкви, что и произошло. В 1846г. по указу османского султана армяне-протестанты были признаны отдельной общиной.
Хоть и две эти плоскости, указывающие на армянское происхождение протестантства, не зависят друг от друга, эта независимость относительна: определенная взаимосвязь между этими плоскостями все же существует.
Взявшее начало в 17-ом веке реформистское движение порой рассматривается как возрождение армянского средневекового сектантства – движения павликиан и тондракийцев.
Принимается та точка зрения, согласно которой эти движения, хоть и подавленные в средние века, полностью не были искоренены и пережили расцвет в 17-ом веке в виде реформистского движения внутри ААЦ. Таким образом, протестанство рассматривается в преемственной связи с сектантскими движениями средневековой Армении – павликианства и тондракийства.
Существует также другая, не столь расспространенная точка зрения, заключающаяся не столько в том, чтобы доказать армянское происхождение протестантства, сколько в том, чтобы показать, что внешнее происхождение протестантства не лишает армян-протестантов армянской национальной идентичности. Согласно этому подходу, даже если протестантство среди армян возникло в результате миссионерской деятельности иностранцев, то ничего страшного в этом нет.
История человечества – это история взаимовлияния различных цивилизаций и культур, которая по сути похожа на «торговлю». Различные цивилизации и культуры, взаимовлияя двуг на друга, забирают и, в то же время, передают друг другу свои ценности. Следовательно, протестантство проникло в армянскуя реальность из внешнего мира, и трагедии в этом нет.
Армянство в течение своей истории переняло у других цивилизаций и культур множество ценностей, в то же время передавая им свои. Если Армянство откажется от перенятых у других цивилизаций и культур ценностей, то его цивилизационная и культурная сокровищница существенно обеднеет.
Следовательно, сегмент Армянства, перенявший от внешнего мира протестантство как вероисповедание или религиозную ценность, не заслуживает порицания, тем более если это не приводит к утрате национальной идентичности или кризису национального самосознания. Армяне-протестанты такие же армяне, как и все остальные.
Самовосприятие армянами-протестантами своей роли в прошлом и настоящем Армянства
Представления армян-протестантов о своей роли в судьбе Армянства заключаются в том числе в том, что протестанты, как и другие армяне, подвергались гонениям и лишениям, переносили все страдания, выпавшие на долю Армянства.
Они имеют большой вклад в дело решения проблем, стоящих перед Армянством (сохранение армянской идентичности, развитие культуры и образования, социальные проблемы и пр.).
При этом к действиям общенациональной важности их побуждало не протестантство, а армянские корни.
Самовосприятие армянами-протестантами своей значительной роли в судьбе Армянства можно разделить на несколько сфер:
- культурно-образовательная,
- сохранение национальной идентичности,
- социальная.
1. В культурно-образовательной сфере, в частности, придается важность тому обстоятельству, что именно армяне-протестанты первыми перевели на современной армянский язык Библию, в результате чего Армянству, не владеющему древнеармянским языком (грабаром), вновь стали доступны христианские ценности. Армяне-протестанты открыли множество школ и учебных заведений, в которых армянские дети получили качественное образование.
Важная роль протестантства в деле развития культурно-образовательной жизни мотивируется также в аспекте того, что возникновение протестантства привело к конкуренции между Армянской Апостольской и Армянской Евангелической церквами, что вывело из застоя духовно-культурную жизнь Армянства, стало серьезным стимулом к его развитию. Так, за переводом Библии и открытием армянских школ протестантами последовал перевод Священного Писания и открытие школ Армянской Апостольской церковью. Без этой конкуренции, по словам протестантов, армянская духовная жизнь была обречена.
2. Роль армян-протестантов в сфере сохранения армянской идентичности, с их собственной точки зрения, важна, в частности, в плане обращения находящегося на различных уровнях ассимиляции Армянства к своим корням.
В Османской империи протестантские миссионеры (в том числе армяне) развернули деятельность также среди иноязычных и насильственно исламизированных армян и вернули их к своим корням. Это обстоятельство признают даже адепты Апостольской церкви.
В частности, армяне-протестанты ссылаются на Раффи, который писал: «Приехав в Дерсим, протестанты начали читать для окурдившихся армян Евангелие на армянском языке, начали учить их забытому родному языку. Что мы должны сказать этим проповедникам? Сказать, идите и проповедуйте язычникам? Что вам нет дела до армян?» 4
3. В социальной сфере протестантские организации осуществляли и осуществляют множество социальных и благотворительных программ в Армении и Диаспоре. Например, в 1989г. во Франции была учрежденя организация «Надежда Армении», целью которой было содействие восстановлению районов, пострадавших от Спитакского землетрясения 1988г., а также преодолению трудностей переходного периода в Армении5.
Согласно самовосприятию армян-протестантов, в основе их действий лежит не религиозное, а национальное самосознание. Ярким примером сказанному является убийство Талаата паши С.Тейлеряном в 1921г. Как подчеркивает Паргев Тарагчян, С.Тейлерян убил Талаата пашу не потому, что был протестантом, а потому, что был армянином6.
Таким образом, в самовосприятии армян-протестантов действия национального и общенационального значения обусловлены их армянскими корнями. Важной составляющей национальной идентичности является национальное самосознание. Как отмечает Раффи, «национальное единство уничтожает не многообразие вероисповеданий.
Единство нужно искать в гармонии этих частей, его основным мотивом должен быть национализм – в высоком смысле этого слова» 7.
Несмотря на определенное религиозное отличие, армяне-протестанты четко ощущают свою принадлежность к Армянству и благодаря своему высокому национальному самосознанию составляют неотъемлемую часть Армянства.
1Армянская Евангельская церковь, http://www.hierarchy.religare.ru/h-refpresb-aec.html
Источник: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=4431