Какой народ исповедует ислам в России

Народы ислама в России

17:39 , 15 сентября 2014

81510

Народы ислама в России

В России проживают представители более 20-ти мусульманских народов (19 млн. человек), исповедующих ислам. Большинство из них имеют свою государственность в форме национальных республик, входящих в состав РФ.

На территории России преобладают мусульмане-сунниты (Приуралье, Поволжье). Шииты преимущественно проживают в ближайших к границе районах Северного Кавказа.

Представители ислама в Приуралье и Поволжье

Татары

Самый многочисленный народ ислама – татары (7 млн. чел.). Они расселены по обширной территории: Татарстан, Башкортостан, Средняя Азия, регионы Урала и Сибири. Современный татарский язык входит в тюркскую языковую семью (кыпчакская группа). Имеет 3 диалекта:

  • Казанско-татарский.
  • Западный (мишарский).
  • Восточный (сибирские татары).

Ислам выступает фундаментом культуры татарского народа, предки которого принимали участие в создании великих империй Раннего Средневековья (держава гуннов, Великая Булгария, Тюркский каганат).

Башкиры

Еще один народ ислама, его представители живут в Башкортостане, Челябинской и Оренбургской областях, в Татарстане. Общая численность – около 1, 3 млн человек.

Представители ислама на Северном Кавказе

Чеченцы

Мусульмане-сунниты, исповедующие ислам. Выходцы из Чечни, Дагестана и Ингушетии. Численность – 899 тыс. человек.

Ингуши

В России проживает около 413 тыс ингушей, из которых большинство живет в самой Ингушетии (361тыс.). Ингуши являются мусульманами-суннитами.

Аварцы

Многочисленный народ современного Дагестана. Населяют большую часть горного региона. Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шиитского толка.

Лезгины

Народ России лезгинской подгруппы нахско-дагестанской языковой группы северокавказской семьи. Место жительства в России — юго-восток Дагестана. Численность — 257,3 тыс. человек. Исповедуют Ислам суннитского течения.

Кабардинцы

Исповедуют Ислам в северокавказском регионе России. Являются частью адыгской группы народов. Общая численность в России — 520 тыс. человек.

Ногайцы

Тюркский народ, проживающий в Дагестане. Общая численность составляет прим. 60 тыс. чел. Ногаи — мусульмане-сунниты.

Карачаевцы

Один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке. Исповедуют Ислам суннитского течения.

К более малочисленным народам ислама относятся: адыгейцы, рутульцы, кумыки, даргинцы, лакцы, табасаранцы, и другие.

Islam-today

Понравился материал? Будем благодарны за репост!

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/narody-islama-v-rossii/

Татары — сунниты или шииты?

В такой огромной многонациональной стране как Россия по сложившейся исторической традиции тесно соседствуют и переплетаются не только разные народности, но и самые разные религиозные течения и верования. Издревле в России плечом к плечу идут через годы и века две наиболее распространенные религии – Христианство и Ислам. Одними из наиболее многочисленных приверженцев мусульманской веры являются татары.

Преимущественно татарин мусульманин – это суннит, и он может быть приверженцем одного из четырех основных мазхабов, среди которых ханафитский более распространен. На вопрос являются ли татары суннитами или шиитами можно ответить однозначно: татары — сунниты, более 98 % татар – это сунниты.

Где живут татары?

Татары представляют собой тюркский народ, который проживает преимущественно в Сибири, Приуралье и Поволжье, в центральной части европейской России, а также в Казахстане, СУАР, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

После русских это второй по численности народ в России. По этнотерриториальному признаку этот народ можно разделить на три группы – это сибирские татары, волго-уральские и астраханские. Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар.

Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты.

В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка.

История принятия ислама татарами

Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы.

Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства.

Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм.

Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века.

Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин.

К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.

Официальный «мечетский» ислам в России дореволюционного периода смешивался с суфийскими братствами, в которых шейхов называли, как в Туркестане, «ишаны», и суфизм поэтому и получил название «ишанизма». Между братствами не было особых отличий в самом учении или в духовной практике.

Ишанизм стал основой для ваисовского движения, названное так по имени основателя — дервиша Ваисова, который создал «Ваисов Божий полк мусульман-староверов», целью которого было возвращение к чистоте первоначального ислама.

Движение это было разгромлено властями царской России, но после 1905 года восстановлено и просуществовало вплоть до 1918 года.

Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении.

Современный ислам среди татар

Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.

В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары – сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко. В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ.

Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения.

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько всего священников в России

По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем.

Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине.

Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально.

В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/tatary-sunnity-ili-shiity

«В итоге сказал, что больше исповедовать ислам не буду. Их реакция? Недовольство!»

Еще недавно этот широкоплечий русский парень с голубыми глазами ежедневно совершал намаз и возносил молитвы всемилостивому Аллаху. «Братья-мусульмане» уверяли его в необходимости священной войны с неверными.

Сергея Голубева из подмосковной Дубны обратили в радикальный ислам в местном следственном изоляторе, где он содержался по подозрению в незаконном обороте наркотиков. «Опоили» сладкими речами о вечной жизни в райских кущах Сегодня 21-летний парень отбывает 10-летний срок в Дубравлаге. Здесь он пересмотрел свои жизненные взгляды.

«Почему меня удалось склонить на их сторону? Я был слаб эмоционально и не понимал, что истина, а что нет», — ​признался он Екатерине Смирновой.

Сегодня в российских местах лишения свободы идет целенаправленная борьба за умы сидящих. В основном исламисты пытаются достучаться до молодых людей, которые впервые оказались в неволе. Они сломлены, раздавлены, жизненные ориентиры стерты. Радикалы расхваливают свою «религию», окружают «подопечных» заботой. Для растерянного человека очень важно почувствовать надежное плечо рядом.

А потом с тобой ненавязчиво заводят беседы о справедливом Аллахе, который поможет преодолеть трудности. Снабжают религиозной литературой, в которой ты поначалу находишь утешение. И вот тогда наступает решающий момент. «Братья» готовят тебя к обряду обращения.

Ты читаешь молитву на арабском языке и спустя минуту превращаешься в мусульманина и становишься на путь борьбы с неверными

Предыстория

Сергея Голубева атеистом не назовешь. Он с самого детства посещал православный храм вместе с мамой. Был крещен, носил крестик с ликом Иисуса Христа и обращался с молитвами к Богу. «Всевышний действительно помогал мне, — ​рассказывает собеседник. — ​Ведь как бывает в жизни: когда тебе хорошо, ты о Господе даже не вспоминаешь. А когда наступают плохие времена, обращаешься за помощью. Так было и в случае со мной.

Я много раз выходил сухим из воды лишь благодаря Богу». Родители развелись, когда Сергею было всего 4 года. Мама снова вышла замуж. В семье появилась сестренка. Отчим принял мальчика как родного. Кстати, он даже сейчас помогает Сергею — ​привозит передачи в Дубравлаг. Дети ни в чем не нуждались. Сергей проявлял большой интерес к спорту. Увлекался бодибилдингом и даже выиграл чемпионат Курской области среди юниоров.

Занимал множество призовых мест на местных соревнованиях В его фигуре до сих пор угадываются черты атлета: сильные руки, широкие плечи, подтянутый торс. После школы поступил на юридический факультет местного вуза. В перерывах между учебой встречался с друзьями. Один из них предложил попробовать наркотики. Это была марихуана. Сергей не стал отказываться. Признается, что тяжелее растительного «зелья» никогда ничего не пробовал.

А после случилось то, что разделило его жизнь на «до» и «после». Согласно приговору, в январе 2015 года Сергей сбыл знакомому в Дубне два свертка с марихуаной и спайсами. Товар оценил в 2 тысячи рублей, но деньги взять не успел: его задержали оперативники. Парень не знал, что клиент действует в рамках «проверочной закупки». «Я тогда учился на третьем курсе. Просто не смог отказать человеку. Он просил угостить.

Мол, я тебя сто раз выручал В итоге я попался».

Тюремный джамаат

Вину парень не признал. Сначала ходил под подпиской о невыезде, но спустя два месяца его определили в следственный изолятор. В ожидании приговора провел там полгода. «Мне было всего 19 лет, и вдруг я оказался в ТАКИХ условиях. Было тяжело эмоционально. ТАМ очень нужна поддержка. Русские были сами по себе.

Может быть, я бы нашел общий язык со спортсменами, но там таких не было Ко мне подошли люди, исповедующие ислам. В основном это были таджики, узбеки, казахи. Они сидели за кражи и наркотики. На арабском языке такое сообщество именуется джамаатом. Они оказали хорошую психологическую поддержку. Рассказывали об Аллахе, о его всеобщей милости.

Сделали все так плавно и красиво, что я сам не понял, как стал с ними заодно»

[link id=»73702″]

Парня снабдили религиозной литературой. В ожидании следствия и приговора переживания не покидали ни на минуту. Чтобы хоть как-то отвлечься, Сергей начал изучать Коран. Книги исламского толка свободно ходили по СИЗО. Ими пользовалось уже не одно поколение сидящих. В некоторых книгах листы были вырваны, интересные места помечены карандашом. Встречалась и новая литература со свежими ценниками. Такие в основном присылали родственники подозреваемых.

«Коран — ​то же самое, что и Библия. Одна история жизнеописания святых, только имена разные. В нем даже присутствует Иисус Христос. Правда, там он носит имя Иса ибн Марьям. Мусульмане его представляют обычным человеком, которого Аллах послал подтвердить истинность священного писания Таурата» «Братья-мусульмане» вели с надломленным парнем проникновенные беседы о «единственно правильной религии».

Давили на то, что Аллах всемилостив и устроит его жизнь. Нужно лишь верить в него и принять ислам. И парень сделал это. Прочитал специальную молитву на арабском языке и через минуту стал мусульманином. «Сомнения были?» — ​спрашивает корр. «С». — «Да! Но мне говорили: это тот же Бог, в которого ты верил!» Согласно канонам ислама, новообращенный имеет право выбрать себе новое имя. Правда, арабское. Сергей этого делать не стал.

Не думал и о многоженстве: за несколько месяцев до этого он прямо в следственном изоляторе расписался с возлюбленной. Предавать человека, который пошел на такой серьезный шаг, ему не хотелось. Остальные правила учился исполнять со всей тщательностью — ​заучивал пятикратную молитву, пытался держать пост. В камере не хватало места для желающих вознести молитвы Аллаху.

Мужчинам приходилось располагаться на двухъярусных кроватях Администрация изолятора относилась к таким религиозным людям нейтрально. С ними не вели разъяснительных бесед Вскоре «братья-мусульмане» начали разговор о джихаде. Убеждали в необходимости священной войны с неверными — ​всеми теми, кто не придерживается идей ислама. Это посеяло сомнение в душе новообращенного. «Я понимал, что на противоположной стороне окажутся мои близкие.

«Ты должен отказаться от них!» — ​говорили мне. Эти слова противоречили тому, о чем я читал. О любви к людям, например. Но я продолжал исповедовать ислам. Надеялся на чудо»

«Прозрение»

Но чуда не произошло. За «покушение на сбыт наркотиков в крупном размере» Сергея приговорили к 10 годам в колонии строгого режима. Отбывать наказание отправили в исправительную колонию № 7 Дубравлага. «Осужденные сразу узнали, что я мусульманин. Встретили как брата. Посадили за стол, достали конфеты и печенья. Здесь очень большая община верующих. Исповедующих ислам приезжает больше, чем представителей других религий».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На каком языке говорили во времена Иисуса

Сергей признается, что именно здесь поначалу начал исповедовать ислам по-настоящему. Стал совершать намаз, держать пост и хотел отращивать бороду. Ежедневно посещал мечеть, расположенную на территории колонии. Постепенно мусульмане стали контролировать каждый шаг собрата. Указывали, с кем ему можно общаться, а с кем нет. Парню это было не по душе.

Как-то раз с ним завели беседу земляки, которые отбывают наказание в колонии: «Они же тобой помыкают! Разве не видишь?» «После этого я немного прозрел, — ​говорит Сергей. — ​Мне рассказывали истории о том, как некоторые осужденные, исповедующие ислам, пытались завербовать «братьев» для участия в военных действиях в Сирии, за что получили новые сроки. Сидеть мне больше не хотелось.

Знаете, решение отказаться от новой религии после такого далось мне не особо трудно. Я перестал делать намаз. Не давал никому «салам» — ​приветствие. В последнее время на меня напирали с требованием принять арабское имя, а я не поддавался. В итоге все продумал и сказал, что больше исповедовать ислам не буду и ко мне не нужно приставать. Их реакция? Недовольство! Мол, почему так поступаешь? Пытались давить на совесть.

Но я уже понимал, что к ним не вернусь. Я словно повзрослел душевно. Ну и родителей не хотелось впутывать. Они ведь до сих пор не знают, что со мной произошло»

[link id=»79910″]

Сегодня Сергей трудится на деревообрабатывающем заводе, расположенном на территории исправительного учреждения. По возможности посещает церковь. Говорит, что принимать христианство больше не будет, ​ведь уже был крещен. «Христиане никогда никого не прогоняли. Если ты сбился, помогают вернуться на истинный путь. Если ушел, ​всегда примут обратно» У Сергея появился хороший друг, который, кстати, тоже из Дубны.

Он старше на несколько лет, но может ответить на все вопросы и поддержать Парень все еще мечтает о спорте. Надеется окончить обучение в вузе и наладить личную жизнь. Отношения с супругой после его этапа в колонию разладились. Она не отвечает на письма и звонки. «Я сам прекратил отношения. Ну зачем мне эта нервотрепка? Я и так в колонии, надо беречь себя. Понимаю, что 10 лет — ​слишком большой срок. А она молодая, и ей нужно устраивать свою личную жизнь.

Хотя, конечно, считаю что, если человек действительно любит, вопрос времени для него — ​всего лишь вопрос и не больше. Выйду — встречу другую. Будет семья и дети. А так не рвусь. Как мне их обеспечивать, находясь условиях в неволи? Я же не смогу! Всем тем, кто окажется в моей ситуации, хочу сказать: надо держаться, не поддаваться и не отступать! Вопрос религии — конечно, это личное дело. Но у каждого свои моральные принципы.

Один увидит в исламе истину, уедет воевать за него и умрет. Другой посчитает это неприемлемым. Джамаат составляют в основном малограмотные люди. После своих аулов они оказались в Москве и попали в тюрьму. Все сказанное против их мнения встречают в штыки Решают, кто верные, а кто неверные. Это лишь Богу решать, а не смертным. Особо радикально настроенных называю «сектантами». Из-за своих религиозных идей они убивают людей.

Я не понимаю, в чем виноваты представители других религий Нужно сначала для себя разобраться, к чему ведет то или иное решение. Иначе потом могут быть плохие последствия, о которых будешь жалеть»

Источник: https://stolica-s.su/news/society/80302

У мусульман начался один из главных праздников в году — новруз

Новруз — чуждый для ислама праздник. Но именно мусульмане его и сохранили. Хотя против него выступали и ортодоксальные клерикалы, и не менее ортодоксальные безбожники-коммунисты.

Что за праздник такой? Что-то вроде мусульманского нового года? Некоторые так и считают. Это не совсем так.

Когда новый год?

Верховный муфтий России предложил создать единую организацию мусульман

Начнем с простого. Почему мы празднуем Новый год 1 января? Потому что в этот день год и начинается. А почему? Что за день такой 1 января? А никакой, обычный.

Просто Юлий Цезарь, как и многие римляне, особо почитал среди всех Януса. Того самого двуликого — бога дверей, входов и выходов, начала и конца. День, посвященный Янусу, и был объявлен началом нового года, «дверью» в наступающий год. Первый месяц был назван «январем». Тоже в честь Януса.

Это потом появились, елки, Деды Морозы, бой курантов и салат оливье.

Но не для всех новый год начинался 1 января. Не для всех и сейчас начинается.

Да, католики живут по григорианскому календарю, но православные — уже по юлианскому, евреи отсчитывают время от мифической даты сотворения мира, мусульмане — от времени переселения пророка из Мекки в Ясриб

Но все это условные даты, придуманные или назначенные. И только природа и прислушивающийся, присматривающийся к ней человек существуют по непридуманным, естественным законам.

Поэтому гораздо раньше, чуть ли не с первых дней своего существования, люди сверяли свою жизнь по солнцу. Вот дни становятся темнее, а вот ночь — короче. И дважды в году день и ночь — поровну. К этим точкам отсчета примеряли сев и сбор урожая, начало и окончание сельскохозяйственных работ, будни и праздники.

Долгота дня и восход солнца, приход весны, тепло, сменяющее холод, не зависят ни от национальности, ни от вероисповедания.

Глянешь на небо — и все понятно. Если луна меняется, на наш астрономический взгляд, дважды в месяц — вот лунный диск растет, вот убывает, а вот и полнолуние, то солнце во всей своей полноте предстает дважды в год. В день весеннего (и осеннего) равноденствия ночь становится короче дня, солнце абсолютно точно восходит на востоке, а заходит на западе. Время сеять (или, если осень, время убирать).

Вот он правильный новый год. «Новруз» («нов» — новый, «руз» — день) — персидское название этого праздника.

При чем тут Заратустра?

В Москве показали фильм о жизни пророка Мухаммеда

Считается, что Новруз пришел к нам по наследству от персов-огнепоклонников, зороастрийцев. И все-таки не очень точно считать наш Новруз праздником от Зороастра (или, иначе, Заратустры).

Нет ни одного народа, у которого к этому дню хоть когда-то в истории не были бы приурочены праздники. Потому что это естественно — радоваться наступающему теплу и свету. Красочные карнавалы Европы, перенесенные в Бразилию и другие латиноамериканские страны, — та же встреча весны, только передвинутая католической церковью подальше от дня весеннего равноденствия. Церковь просто приватизировала, как и многое другое, древнейший народный праздник встречи весны.

В России только что отпраздновали Масленицу, приуроченную к началу христианского поста, называя ее проводами зимы и встречей весны. И где тут логика? Вокруг снег, порой морозы — какая весна?

Древние славяне были логичнее. Помните старое русское выражение про первый блин комом? «Ком» — так называли предки своего тотемного животного медведя. В день прихода весны, пробуждения медведей после спячки славяне первые испеченные блины раскладывали на пеньках — комам на съедение.

Отсюда и праздник Комоедица, праздновавшийся с разгульным размахом. Не скучнее, не тусклее, чем сегодня отмечается Новруз. Славяне считали, что в день весеннего равноденствия младенец-солнце, которого они называли Колядой, становится юношей-солнцем Ярилой, а уже потом, летом, — мужчиной в расцвете сил Купалой.

Прекрасная сказка, отличный праздник! И при чем тут Заратустра?

Как мусульмане празднуют?

Много веков азербайджанцы и узбеки, таджики и многие другие исповедующие ислам народы называли себя в обиходе просто — мусульмане. Может быть, поэтому и произошла путаница. Ну да, раз мусульмане празднуют, значит, и праздник исламский. Хотя так не считали мусульманские богословы и священнослужители.

У православных верующих начался Великий пост

Но как Масленица — к православию, а день святого Валентина — к католичеству, так и Новруз никакого отношения к исламу не имеет.

И так же, как и в христианстве священники искоса смотрели на яро веселящуюся перед постом ряженую толпу, так и исламские имамы и муллы неодобрительно покачивали головами, глядя на народ, искренне радующийся наступившей весне.

Радовались бы тихо, а они разводят костры, прыгают через них, красят куриные яйца, выращивают в блюдечках зеленые ростки пшеницы и делают много вещей, о которых ни в священной книге Коран, ни в преданиях о жизни пророка Мухаммеда (мир ему) ничего не сказано.

Арабы никогда Новруз не праздновали и не празднуют, нет и не было такого в традиции. В Сирии Новруз до сих пор запрещен, но это уже другая история.

А вот на пространстве, которое хоть каким-то краешком касалось древней персидской культуры, Новруз — один из самых любимых праздников. Для азербайджанцев, иранцев, таджиков — может быть, самый. У татар и башкир он все-таки уступает место сабантую — празднику первой борозды, тоже совсем не исламскому.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно просить помощи у ангелов

Ислам — религия, много внимания уделяющая регламенту. Это дозволено — халяль. А вот это запрещено — харам. Любое проявление язычества встречает у мусульман, мягко говоря, неодобрение. Есть единый Всевышний Бог, которому поклоняются люди одной веры — иудеи, христиане, мусульмане.

А есть божки, идолы, колдовство и гадания, отвлекающие людей от веры. Ширк — говорят про такое мусульмане — многобожие, идолопоклонство, язычество. Самые ревностные фанатики — салафиты — видят ширк чуть ли не во всем.

Подарил цветы на Восьмое марта, поздравил с Новым годом, вышел на площадь в День города — ширк.

Но что говорят богословы, отрицающие радикализм?

Кадыров на Курбан-байрам накормил 900 сирийских беженцев

Спокойно, грамотно, ссылаясь на аяты Корана и хадисы Сунны, они объясняют, что если во время праздника мусульмане не участвуют в иных, чем исламские, религиозных обрядах, так пусть празднуют, не запрещено.

Кстати, именно так решили полвека назад и советские идеологи. Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии.

С тем же рвением, что и особо «принципиальные» мусульмане, его запрещали ортодоксальные коммунисты.

За это снимали с работы, выгоняли из партии, обвиняли чуть ли не в приверженности древней персидской религии зороастризму, ничего опасного в себе не таившей, кроме разве того, что одну из своих книг не жалуемый в советские времена философ Ницше назвал «Так говорил Заратустра».

Но в позднем СССР сначала в Азербайджане, потом в Средней Азии, потом в Дагестане и в Поволжье Новруз все-таки стали праздновать. Ростки пшеницы пробили идеологический асфальт. Узбеки варили зерновой суп «сумаляк», казахи ставили на стол «наурыз коже» — блюдо из семи элементов, таджики просто выкладывали семь продуктов, обязательно начинающиеся на букву «с».

Сегодня в странах Центральной Азии и Среднего Востока это государственный праздник. В Азербайджане будут официально гулять 7 дней, в Иране — 13. Почти как мы на Новый год.

В 2009 году Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества; с этого времени день 21 марта объявлен Международным днем Новруза.

А в преддверии праздника, 20 марта, в Москве в одном из павильонов ВДНХ соберутся полтора десятка тысяч человек. Будут петь, танцевать, угощать народными яствами, торговать сувенирами. Что празднуют? А просто весну. Очень радостный праздник. Потому что дальше дни будут только теплее, светлее А может быть, и счастливее.

Источник: https://rg.ru/2016/03/17/u-musulman-nachalsia-odin-iz-glavnyh-prazdnikov-v-godu-novruz.html

Ислам в Сибири России

В Сибири ислам сейчас распространен сильно. Его исповедуют сибирские татары.

Как распространился ислам в Сибири?

Ислам — религия, которая стоит на первом месте по количеству исповедующих ее людей. Мусульман в России достаточно много, в основном они сосредоточены на Кавказе, в Татарстане, Башкирии. Но есть они и на сибирских просторах.

В Сибирь ислам проник через татаро-монголов. В 14 веке хан Узбек провел реформу, касающуюся вероисповедания. В результате нее ислам стал главной религией в Золотой Орде! С этого началось распространение данной веры по сибирской территории.

Особенно сильно ислам расходился, когда в Сибирь прибыли мусульманские миссионеры. В 16 веке Казанское ханство пало. На сибирскую территорию хан Кучум приглашал казанских мулл, чтобы распространить мусульманство среди всего своего народа.

Стоит отметить, что адаптация к новой вере проходила сложно. Не все соглашались принимать ее. По этой причине оставалось много язычников.

Сибирские татары

Сибирские татары — это как раз тот народ, который в этой части России исповедует ислам. В свое время они приняли данную веру, что помогло им укрепить государство. Они стали активно возводить мечети, при которых еще строились школы.

Представители этого народа изучили все основы мусульманства. Для них становился популярным арабский язык и культура. Связь с другими группами татар налаживалась, к примеру, с казанскими. Также укреплялись отношения с тюрко-мусульманскими народами.

Благодаря исламу в Сибири повышалась грамотность, люди стали больше учиться, тянуться к знаниям. Открытие школ при мечетях отлично способствовало этому.

Сибирские татары раньше занимались разведением животных, земледелием, ловлей рыбы, охотой. Постепенно они заселяли сибирскую территорию все больше и больше, так как было еще множество неосвоенных земель. Так тут стали появляться целые города.

На данный момент сибирские татары также существуют и живут преимущественно в Тюменской области России. Сейчас уже их вера укрепилась прочно, ислам — единственная религия, которую они исповедуют.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Источник: https://moscow-airports.com/fakty/kakie-sibirskie-narody-ispoveduyut-islam.html

10 стран с самой большой численностью мусульман — Центр образования «Медина»

В 622 году пророку Мухаммеду (Мир ему и благословение!) было ниспослано первое откровение. Посланник Аллаха начал свою поездку с целью распространять ислам. Согласно текущей статистике, численность мусульман в мире уже превысила 1,7 миллиардов человек. А это значит, что каждый четвертый житель нашей планеты исповедует ислам. Представляем вам 10 стран с самой большой численностью мусульман со ссылками на данные.

1. Индонезия

Самое большое количество мусульман живет в островном государстве Юго-Восточной Азии – 221 миллион! Ислам распространялся здесь в основном в XIII—XVI веках. Его приверженцы сегодня составляют примерно 88 процентов общего населения государства.

2. Индия

В Индии зародились такие религии, как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент пришли также христианство и ислам, оказавшие значительное влияние на развитие разнообразной культуры региона.

  На сегодняшний день в стране Болливуда проживает более 177 миллионов последователей Пророка Мухаммеда, это больше 14% общего населения страны.

Причем, в 2010 году Индия занимала третье место в мире по численности мусульман, но к 2013 году опередила Пакистан.

3. Пакистан

Поначалу в Пакистане жило 11% мусульман мира. Но их число растет с каждым годом и превысило 97% всего населения страны.

4. Бангладеш

Подавляющее большинство бангладешцев исповедуют ислам. 89,5 % населения страны — мусульмане. В численных показателях это более 144 миллионов человек. Оставшиеся 10,5 % — религиозные меньшинства индуистов, христиан, буддистов и других.

5. Нигерия

В этой стране Западной Африки живет более 88 миллионов мусульман. В 12 штатах Нигерии действуют законы шариата: в 9 — полностью, ещё в 3-х — в местах компактного проживания мусульман.

6. Египет

В стране двух континентов, расположившейся на юго-западе Азии и северо-востоке Африки, проживает около пяти процентов мусульман мира. Примерно 95% мусульманского населения представляют абсолютное большинство в государстве.

7. Иран

Большинство иранцев — мусульмане. Это 77 миллионов человек. 89 % населения — мусульмане-шииты (государственная религия). Наряду с Ираком, Азербайджаном и Бахрейном, Иран является одним из государств, где шииты составляют больше половины населения.

8. Турция

В любимой российскими туристами стране проживает более 74 миллионов мусульман, что составляет более 98% населении страны. Большинство из них исповедует ханафитский мазхаб и матуридизм.

9. Эфиопия

В этой единственной традиционно христианской африканской стране, тем не менее, живет более 46 миллионов мусульман, что дает стране 9-е место в списке. Более того, по сравнению с 2010 годом Эфиопия обогнала по численности мусульман Алжир и Морокко, войдя в первую десятку стран с самой большой мусульманской популяцией.

10. Алжир

Крупнейшее по территории африканское государство – дом для 36 миллионов мусульман. Это 2% от всей численности приверженцев ислама в мире.

Россия находится на 21 месте в мире (порядка 18 млн. 500 тысяч человек).

Следует отметить, что численность мусульман растет достаточно высокими темпами, что обеспечивается высокой рождаемостью среди традиционных мусульманских народов России и значительной эмиграцией представителей исламских стран (прежде всего из Средней Азии, Казахстана и Азербайджана).

Согласно данным переписи населения, проведенной в 2010 году, мусульман в России на тот момент проживало около 15 млн. человек. С учетом естественного прироста и наличия большого числа нелегальных мигрантов из исламских стран (от 3 до 5 млн. человек), сейчас мусульманское население России по разным оценкам насчитывает от 18 до 21 млн. человек.

Источник: https://medina-center.ru/10-stran-s-samoj-bol-shoj-chislennost-yu-musul-man/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]