Где живут православные

Православие в сердце Востока: почему мусульмане приходят в храмы

После 1990-х русских в Самарканде стало заметно меньше, однако в наши дни православные храмы города не только не закрываются, но, наоборот, возрождаются. Церквям помогают власти. И паствы в них стало немного больше.

Второй родной: почему в Узбекистане учат русский >>

В Самарканде действуют три православных храма – Алексеевский, Покровский, Георгия Победоносца. Есть также планы вернуть верующим еще один объект – церковь Николая Чудотворца. Сейчас это пустующее здания возле железнодорожного вокзала.

Главный православный

Самый центр города часто называют «русским Самаркандом», поскольку он начал застраиваться во времена протектората Российской империи — в архитектуре преобладают постройки конца XIX — начала XX века.

Порой даже кажется, что находишься не в сердце Азии, а где-нибудь в Пятигорске или Владикавказе — тот же кирпич, те же архитектурные формы, та же этажность.

А еще с центральной улицы, со знаменитого бульвара, хорошо видны купола главного православного храма — Собора святителя Алексия Московского, принадлежащего Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.

Sputnik /

Парадное крыльцо в Алексеевский собор в Самарканде

Снаружи у оградки при нашем появлении, как водится, протягивают руки мужчина с женщиной. От собратьев из России их отличает национальный колорит – на женщине теплый почти национальный халат, а в руках пиала с горячим чаем.

Внутри храм выглядит слишком новым: ярко-желтые расписанные сценами из Библии стены, белоснежные колонны, потолок поделен на одинаковые квадраты и в каждом – лепнина. Ощущение, будто еще пахнет краской. Разве что плитка старая – ее, как потом выяснилось, не разрешили трогать из-за исторической уникальности.

Sputnik /

Алтарь Алексеевского собора в Самарканде

Несмотря на субботний день, прихожан почти нет. По одну сторону — свечная лавка, по другую на приличном расстоянии – в глубине храма алтарь, а возле него за перегородкой играет музыка — певчие готовятся к вечерней службе.

«Наш храм построен для казачьего полка в 1912 году еще при царе Николае II. Говорят, он должен был приехать на освящение, но не смог, а потом — Первая мировая война и революция. И храму тоже досталось: начались гонения на церковь, кресты и купола разрушили, собор становился то танцзалом при воинской части, то клубом, то складом. В 1992-м здание передали на баланс музея, начали восстанавливать, а спустя четыре года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и освятил его. С этого времени церковь снова действует. И после у нас побывали многие известные гости – Владимир Путин и Ислам Каримов, Сергей Шойгу и Патриарх Кирилл», — коротко рассказывает историю главной православной святыни Самарканда женщина из свечной лавки, которая представляется Елизаветой.

Выясняется, что это ее второе имя, которое она приняла после крещения.

«Мои родители мусульмане, а я православная. Один раз сюда пришла, понравилось, прошла беседу и покрестилась», — рассказывает Елизавета и признается, что в гражданской жизни ее зовут Луизой.

Корова за веру

Теперь в Алексеевский собор она приходит не только на службы, но и сама в нем трудится.

«Официально моя должность называется сборщик пожертвований. Но это на бумаге, а так делаю все: и подсвечниками занимаюсь, и кушать готовлю, и полы мою. Нас тут всего три человека официально трудятся  – я, бухгалтер и батюшка. Прихожан-то мало: когда 50 человек придет на службу, когда — сто.

Но по большим праздникам или когда какую святыню привозят, то и до 400 прихожан бывает. В России у церквей есть спонсоры, а у нас таких нет – русских в Самарканде осталось не так много, поэтому надежда не на пожертвования, а на власти, которые нам очень помогают», — поясняет Луиза-Елизавета.

Sputnik /

Мемориальная доска на Алексеевском соборе в Самарканде

При этом она добавила, что в Алексеевский собор все чаще приходят и коренные жители — узбеки, таджики и представители других национальностей и народностей. По ее словам, поначалу некоторые мусульмане, заходя в церковь, спрашивали, куда поставить свечку, а потом молча стояли у иконы и о чем-то про себя просили. Впрочем, есть и такие, кто прониклись этой верой и решили принять христианство.

В подтверждение этих слов Луиза указывает на женщину, моющую полы: «Вот, с Галиной поговорите. Женщина выросла в кишлаке, а потом поехала в Россию, там работала в церкви, покрестилась, и муж позже последовал ее примеру. И такие случае, говорит она, не единичны.

«Да, я узбечка, — на очень плохом русском говорит Галина. – В 1999 году во сне увидела большой золотой крест над головой и дедушку в белых одеждах, который спросил: «Хочешь в мою веру? Тогда бери билет в Россию и уезжай очень далеко».

Пыталась его убедить, что денег у меня нет, мои мама с папой в кишлаке живут, бедные все. Но он настаивал так, что я даже проснулась.

Но как только закрыла глаза, снова увидела этот крест и дедушку – Бога Отца, который сказал, что мои родители должны продать корову и тогда денег на дорогу хватит».

Sputnik /

Служительница Алексеевского собора Галина рассказывает, как она пришла к православию

Утром она поехала в кишлак к родителям, рассказала про сон и про большие фотокарточки, которые ей приснились, — женщины с ребенком, мужчины с бородой, того самого дедушки (до этого Галина никогда не видела иконы), объяснила, что хочет видеть Божий дом, и мама с папой согласились продать корову. Так Галина оказалась в городе Энгельс Саратовской области, пришла в Свято-Троицкий собор и предложила свою помощь.  

«Настоятель отец Василий сразу же сказал: ты мусульманка, я тебя не возьму. А я на него рассердилась: «Кто ты такой, чтобы меня не взять?! Здесь Бог Отец есть, у него буду работать». Он удивился моему напору и взял. А потом предложил креститься. Дал имя Галина — меня же Гульстон зовут. Спросил, если родственники узнают, ругать станут, что будешь делать? Откажусь от них, сказала ему», — вспоминает Гульстон-Галина.

В итоге все получилось наоборот, когда спустя 12 лет она вернулась домой, родные ее не приняли, а вот муж-мусульманин напротив, вслед за ней перешел в православие, так вдвоем в Самарканде они и живут.

Внучка сожженного муллы – православная Галина

До революции на территории современного Узбекистана действовало полтора десятка православных церквей, но почти все они в советское время были уничтожены либо переделаны под хозяйственные нужды. Единственный храм, который не закрывался с момента основания, — церковь Покрова Божьей Матери, построенная в 1903 году. Туда мы и отправились.

Sputnik /

Покровская церковь в Самарканде

Еще на подходе к храму встречаем пожилую прихожанку, которая, услышав, что мы из Москвы, искренне обрадовалась и сразу же позвала к себе пить чай. С трудом удается отказать. Просим показать дорогу к церкви. По пути она рассказывает о себе.

«Я в 1966 году приехала с Украины на помощь братскому Узбекистану отстраивать Ташкент после землетрясения. Когда закончили, нам предложили остаться и выбрать любой город. Так я оказалась в Самарканде, с 1971-го живу в двух шагах от этой церкви, сюда и хожу.

А мусульмане – да, сюда тоже ходят. Видимо, у кого-то душа лежит к этой вере, тут у них ничего не просят.

Много таких, кто перед поездкой в Турцию или Эмираты заходит, делает пожертвования, ставит свечи, молится боженьке перед  дорогой», — рассказывает она и просит называть бабой Ниной.

Sputnik /

Прихожанка Покровской церкви в Самарканде Нина

Внутри храм небольшой, в отличие от Алексеевского кажется просто крохотным, но из-за этого он уютен, чувствуется, что старый, намоленный, на стенах много икон XVII-XVIII веков. Даже полы деревянные, крашеные.

«На строительство нашей церкви еще царь Николай II 1 500 рублей пожертвовал — есть подтверждающие документы,— перенимает эстафету от бабы Нины служительница Покровской церкви Галина. — У нас и школа была при церкви до революции. Она и сейчас как воскресная работает, а в подвале хранились уцелевшие иконы из других разрушенных в советские годы храмов. Часть из них мы передали в Алексеевский собор».

Sputnik /

Старинные иконы в Покровской церкви Самарканда — единственной не закрывавшейся в советские годы

Галина в этой церкви тоже заведует свечной лавкой и, как Луиза-Елизавета, выполняет попутно множество других дел. Считается, что постоянных прихожан в Покровском храме человек 200, на большие праздники — Пасху и Рождество — или если привезут мощи святого, могут прийти и больше. Однако обычные службы посещает до 50 верующих.

Сама Галина тоже из бывших мусульманок.

РПЦ

«Мама у меня русская, а папа человек Востока, дедушка вообще был муллой – его в середине 1920-х сначала раскулачили, а потом избили и полуживого сожгли на глазах у детей. Семью разорили и пустили детей по кишлакам. Папа все это помнил, он у меня был верующим мусульманином, маленькой привел в мечеть, где мулла нарек меня Мушаррафой. Я с детства читала Коран, но душа требовала других молитв. Так, в 51 год вместе с внучкой, которой тогда было два года, я крестилась в православие. И сразу все молитвы стали ложиться в голове», — признается она.

Sputnik /

Алтарь Покровской церкви в Самарканде

Раньше Галина ходила в мечети, ездила по святым для мусульман местам, но «благодать нашла другой вере». И теперь за покойного папу-мусульманина просит у Бога в Покровской церкви.  

Постепенно в православие перешла почти вся ее семья — они крестились со своими детьми, уже взрослыми. Такие родственные переходы в другую религию не редкость, добавляет женщина, приведя в пример подьяка церкви — отца Фортуната – чистокровного таджика — и его жену. И его родной брат с супругой и детьми также приняли православие.

Бог един, просто имен и языков у него много

Галина также рассказала, что в храме молятся не только за христиан, ведь почти в каждой семье тех, кто более-менее постоянно ходит в Покровскую церковь, есть мусульмане.

«В наших церквях можно не только поставить свечу за некрещенного, но и записку заказать. Видите, они голубого цвета. Раз в неделю есть благословление, когда священник читает молитвы за них по какой-то потребе. У меня, знаете, сколько двоюродных братьев? Они все мусульмане, но за них же тоже нужно молиться», — говорит она.

По ее словам, чаще всего переход из одной религии в другую начинается с женщин. Это связано с тем, что в православном храме они чувствует себя свободнее, чем в мечети, даже не будучи крещеными, и могут приходить сюда, прося перед иконами, например, о супруге или детях.

Sputnik /

Священное писание и православный крест на кафедре в храме Самарканда

«Я тут столько таких историй насмотрелась, когда девушки-мусульманки вначале приходят и молча стоят у икон, свечи ставят, мужей выпрашивают у Господа. А потом уже вдвоем заходят, теперь о детях молят. Глядишь, и уже крестятся, венчаются и детей своих крестят. Кто-то при этом так и остается мусульманином, но ходит по выходным и праздникам не в мечеть, а сюда», — говорит Мушаррафа-Галина.

«Я считаю, что Бог един, просто имен у него много и языков, но он всех понимает. Вопрос только в том, где ты чувствуешь силу, помощь и как хочешь спасти свою душу. Каждый находит утешение в чем-то своем», — признается она на прощание.

Sputnik /

Узбекистана – одна из самых толерантных и мультикультурных стран не только Востока, но и мира. Здесь благополучно уживаются все конфессии, а мусульмане, православные, иудеи или буддисты часто общаются в повседневной жизни, ходят друг к другу в гости и порой вместе отмечают праздники. Пожалуй, в Самарканде это разнообразие и единение чувствуется особо, а православные кресты на золотых маковках храмов органично дополняют стройные минареты и небесно-голубые купола мечетей.

Источник: https://uz.sputniknews.ru/society/20191205/12949317/Pravoslavie-v-serdtse-Vostoka-pochemu-musulmane-prikhodyat-v-khramy.html

Депутатские хроники: зачем России предлагают перейти на юлианский календарь

В этом году григорианский календарь, по которому сейчас живет весь мир, отмечает свое 435-летие: он был принят в 1582 году. А в России тем временем предлагают вернуться к календарю юлианскому: 16 мая в Госдуме запланировано рассмотрение соответствующего законопроекта.

Его авторы ссылаются на неудобство двойного датирования событий, произошедших до 1918 года, и даже утверждают, что переход на григорианское летосчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты скептически отнеслись к депутатской инициативе, назвав возврат к дореволюционной системе анахронизмом.

Более того, предполагаемые траты на реализацию проекта специалисты считают бессмысленными, а календарную реформу — далеко не главной задачей для страны.

Наследие большевиков

Законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об исчислении времени» предполагает переход с григорианского календаря (ныне действующего) на юлианский (по которому страна жила до 1918 года). Его еще в 2017 году внесли в Госдуму депутаты Борис Чернышов, Михаил Дегтярев и Виталий Пашин из ЛДПР. Рассмотрение документа долго откладывалось, но сегодня оно включено в повестку заседания.

В пояснительной записке авторы напоминают, что юлианский календарь использовался в нашей стране со времен крещения Руси, а в связи с переходом на григорианский многие исторические события стали обозначать двойной датой — по старому и по новому стилю.

«Для России юлианский календарь важен именно как национальная, многовековая историческая и культурная традиция», — говорится в документе. По мнению депутатов, переход на юлианский календарь позволит восстановить «прерванное григорианским календарем почти на столетие течение времени», а также духовные традиции народов России.

— Григорианский календарь — это наследие большевиков, которые не только развалили гигантскую страну, перебили миллионы людей в Гражданской войне, но и оставили после себя путаницу в датах. Весь мир отмечает Рождество 25 декабря, мы — 7 января.

Во всех исторических учебниках приходится дублировать даты событий.

Поэтому фракция ЛДПР внесла законопроект о возвращении к юлианскому календарю, — пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.

Депутат отметил, что католические страны Европы сохраняют свои традиции и живут по григорианскому календарю, в Иране и Афганистане — по персидскому, в Китае используют лунный и солнечный календари.

— И мы должны вернуться к юлианскому календарю, по которому, сохраняя традицию, живет Русская православная церковь и весь православный мир, — заключил Михаил Дегтярев. — Тогда все исторические события и их даты снова будут совпадать, а Рождество мы будем отмечать со всем христианским миром.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет Андрею Павленко

Не в ногу

Однако хронологи и историки не согласны с предложенной парламентариями трактовкой причин перехода России на григорианский календарь.

Завкафедрой Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов пояснил «Известиям», что юлианский календарь был прогрессивен для времени своего создания — 46 года до н.э. Он возник в Древнем Риме, а принципы вычисления христианской пасхалии были установлены Первым Вселенским собором в 325 году н.э. Тогда юлианский календарь стал и христианским.

Но со временем стало понятно, что он неточен: продолжительность года в нем больше реального астрономического. Реформа календарной системы произошла еще в конце XVI века и была инициирована католическим миром, но протестанты и православные поначалу ее отвергли.

Но уже к середине XVIII века все протестантские страны постепенно перешли на григорианский календарь, а в начале XX века это стали делать и православные государства: в 1916 году — Болгария, в 1919-м — Югославия, в 1924 году — Греция. В 1923 году Константинопольская православная церковь перешла на так называемый новый юлианский календарь, который мало чем отличается от григорианского.

Так что принятие григорианского календаря в нашей стране в 1918 году стало звеном общего процесса. А слова депутатов о том, что все православные церкви живут по юлианскому календарю, вызывают определенные сомнения. Он действует только в четырех православных церквях: Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской. А также в разных ответвлениях русского православия (например, у старообрядцев).

— Если мы хотим пойти не в ногу со всем человечеством, мы можем совершить это странное действие, которое будет выглядеть абсолютным анахронизмом, — сказал Евгений Пчелов. — И более того, совершеннейшим абсурдом.

Это приведет к тому, что наш календарь не будет соответствовать всемирному, что только усложнит эту календарную ситуацию. Никаких особенных русских корней в юлианском календаре нет.

То, что он долгое время использовался в России, объясняется тем, что Церковь у нас не была отделена от государства.

Историк Сергей Волков напомнил, что и до перехода России на григорианский календарь в документах приходилось указывать две даты.

— Если речь шла о каких-то контактах с европейскими странами, то указывалась дата и по григорианскому календарю. Например, высочайшие приказы о чинах военных отдавались в ежедневном режиме, и, когда император находился за границей, то даты этого приказа указывались по обоим календарям, — отметил историк.

Он также уточнил, что ряд мусульманских стран ведет исчисление от Хиджры (16 июля 622 года н.э.), но это не мешает им при взаимодействии с иностранными государствами пользоваться григорианским календарем.

Особый путь

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев назвал инициативу депутатов странной.

— Да, Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем. В пику католикам и протестантам. Ибо точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день, — сказал он. — Ни одна страна юлианским календарем не пользуется. Что хотят этой инициативой подчеркнуть депутаты? Что мы православная страна? Что у России особый путь? Если так, то это найдет отклик в сердцах некоторой части избирателей, но инициатива, конечно же, не пройдет.

В думском комитете по охране здоровья считают, что законопроект о переходе на юлианский календарь нецелесообразен и принимать его не нужно.

— Это потребует перекройки всего действующего календаря, а это большие затраты, да и какого-то особого смысла в этом нет, — пояснил «Известиям» член комитета Николай Герасименко («Единая Россия»).

А руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков уверен, что жизнь по двум календарям — церковному и гражданскому — никаких сложностей для верующих не создает.

— Если говорить о какой-то идеальной ситуации, то, конечно, было бы правильно вернуться к исторической системе. Но это из разряда мечтаний. А в действительности мы живем в обществе, которое уже привыкло к григорианскому календарю. По моему личному мнению, вопрос смены календаря сейчас не самая актуальная тема, — отметил он.

Что же касается поддержания духовности в обществе, то и здесь, по словам священника, календарь имеет очень небольшое значение.

Источник: https://iz.ru/878489/valeriia-nodelman-sergei-izotov/deputatskie-khroniki-zachem-rossii-predlagaiut-pereiti-na-iulianskii-kalendar

Архангельск будущего: беспилотные авто, православные общины и тоннель под Двиной

Вместе с нашими экспертами мы попробовали заглянуть в будущее региона и областного центра.

На прошедших в конце апреля в Архангельске Гайдаровских чтениях экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин заглянул в будущее столицы Севера на десять лет. И увидел на улицах Архангельска беспилотные автомобили и автобусы. Мы решили не ограничивать фантазию десятью годами и привлекли к этому делу экспертов.

Дмитрий Яскорский.

«Вымрут торговые центры и начнут собирать смартфоны»

Бывший главный архитектор Архангельской области, автор проекта Михаило-Архангельского кафедрального собора Дмитрий Яскорский видит будущее так:

«В будущем вырастет другое поколение людей — свободных от любых шор и жёстких идеологических установок, которые любят свою страну. Надеюсь, Россия и Архангельская область будут возвращаться к своим духовным истокам. Мы сможем гармонично развиваться, если будем полагаться на свою духовную культуру. Поэтому через 40–50 лет я надеюсь увидеть немножко другую Архангельскую область, другие города и сёла с возрождёнными православными общинами.

Если вырастет общество, нацеленное на гармоничное развитие, можно ожидать, что в регионе будет развиваться и сельское хозяйство.

Появление любой агломерации ведёт к дисгармонии системы расселения: люди из деревень и маленьких городов уезжают в крупные — туда, где, как им кажется, жить лучше.

Сегодня те же территории между Москвой и Санкт-Петербургом — Великий Новгород, Псков — превращаются потихонечку в пустыню, потому что эти огромные „пылесосы“ высасывают из них всё трудоспособное население.

Не хочется, чтобы в будущем Архангельск и Северодвинск превратились в огромных урбанизированных монстров, окружённых пустотой. Архангельский мегаполис — это не мой выбор, потому что он будет создаваться за счёт наших прекрасных малых городов и поселений — Онеги, Шенкурска, Красноборска. Наоборот, нужно создавать диверсифицированную систему расселения.

Например, в Германии нет никаких мегаполисов: экономика № 1 в Европе развивается гармонично. Все небольшие городки там прекрасно живут, и люди в каком‑нибудь городке Мёрсе под Дюссельдорфом совершенно не стремятся переезжать в Дюссельдорф, а из Дюссельдорфа — в Берлин.

Схема территориального планирования Архангельской области предусматривает развитие 360 опорных населённых пунктов. 360, а не 36!

Во власть должна приходить молодёжь, которая своей целью ставит создание комфортной среды обитания на малой родине. И тогда все остальные проблемы будут решаться, в том числе и проблемы крупных городов региона.

С Архангельском парадоксальная ситуация — как с Москвой, только в меньших размерах. Чем лучше мы будем делать дороги, тем больше будет машин. И тем сложнее будет решать уже на следующем этапе эти же транспортные проблемы.

Я очень хотел бы, чтобы в Архангельской области развивались инновационные виды промышленности. У нас прекрасные научные кадры: нам ничего не мешает построить с нуля фармацевтическую, химическую, обрабатывающую промышленность, точное машиностроение. Собирать свои смартфоны и гаджеты!

Сейчас идёт подготовка нового генерального плана, где должны решаться принципиальные вопросы, связанные с расселением Архангельска. Что сегодня делать с островными территориями? Строить туда мосты, пытаться строить там поликлиники, школы, детские сады?

На  мой взгляд, город нужно оптимизировать, „собрать в кучу“. Рациональнее создавать новое социальное жильё и инфраструктуру на этом берегу, а на островах — том же Бревеннике и Хабарке — оставить территории под дачное строительство, для любителей охоты и рыбалки.

Пусть это будет территория для рекреации.
Что касается транспорта и логистики: городские магистрали всё равно нужно будет расширять и строить. Нужно делать четырёхполосным с двухсторонним движением проспект Ломоносова.

Сегодня это не проспект, а маленькая узкая дорога с двумя полосами.

Нужен новый железнодорожный мост, который должен соединиться с Карпогорской железной дорогой и выйти на Север. Он был запланирован ещё в советские времена в районе острова Турдеев. Он должен стать дублёром существующего железнодорожного моста и взять на себя все непассажирские перевозки.

Надеюсь, в Архангельске появится и свой тоннель под Двиной — в районе существующего железнодорожного моста, для того чтобы движение по мосту было односторонним в сторону города, а из тоннеля был выезд в сторону Северодвинска и Приморского района.

Такой тоннель позволит в разы увеличить скоростной поток.
На мой взгляд, нужно возвращать электротранспорт. Трамваи, конечно, вернуть сложно, но троллейбусы — вполне реально.

Это существенно улучшит экологию в городе, к тому же гонки между троллейбусами исключены, в отличие от автобусов.

Думаю, через 40 лет город избавится от половины торговых центров. С самого начала было очевидно, что такого количества ТЦ Архангельску не нужно. На их месте появятся новые жилые кварталы».

Евгений Тенетов.

«Чтобы ожила река»

Журналист, художник, один из инициаторов создания центра поддержкитворческих инициатив «Футурист», директор Северного морского музеяЕвгений Тенетов видит перспективу иначе:

« проблема региона сегодня — „утечка мозгов“: лучшая архангельская молодёжь поступает в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, и с каждым годом всё чаще — в вузы Европы.

Архангельск активно заселяется приезжими, в основе своей из сел и деревень Архангельской области. Таким образом, понятие „горожанин“ из Архангельска уходит: город заселяется людьми, не умеющими жить в городе, не понимающими его.

Появляется новый вид городского жителя, которого известный урбанист Святослав Мурунов определил как „слободчанин“.

Для нового жителя города понятие „моё“ ограничивается размерами его квартиры. Он любит дачу, землю, грядки и парники, а асфальт, парки, набережные, кафе и прочие признаки города ему непонятны. Слободка — это не город и не деревня, это нечто среднее. У Архангельска есть все шансы в скором времени превратиться из города в слободку.

Я бы хотел видеть в будущем город, чувствующий свою идентичность, где живут люди, которые понимают и ценят, берегут его. И главное — не жалеют, что живут здесь. Это должно касаться всех: от мэра и застройщиков до дворника.

Город нужно любить, если в нем живёшь, тогда он станет таким, как мы хотим. В идеале в городе должно быть много пешеходных и парковых зон с хвойными насаждениями, в центре должно быть ограничено передвижение на автомобилях.

Автомобильные развязки необходимо вынести за Обводный канал.

Само по себе положение города в приарктической зоне должно определять внимание к комфорту городской среды и вниманию к человеку в городе, а не к автомобилю. Хочется, чтобы ожила река, чтобы стало модно иметь свой водный транспорт. Архитектура должна становиться экологичной, органичной, современной и малоэтажной. И должна быть решена, наконец, проблема городского мусора и ливневых стоков».

Владислав Дреко.

«Самостоятельность, искренность и бескорыстное радение»

Создатель сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко. Именно ему  как представителю поколения рождённых в 1990‑е жить в Архангельске будущего:

«Размышляя о будущем Архангельска, пытаешься не разорваться между двумя крайностями: представляешь либо некий идеальный город, либо постапокалиптическую территорию.

В первом случае нам удаётся решить все накопившиеся многоплановые проблемы: экономические, коммунальные, эстетические — и с учётом мирового опыта, на базе своей самодостаточности превратить Архангельск в настоящий город-сад. Во втором случае сложившаяся ситуация усугубляется до крайней степени, все проблемы и допущенные ошибки сливаются воедино и превращают Архангельск в город-ад.

Нам надо осмыслить место нашего обитания. Только это понимание должно быть не „спущено сверху“, а каждому из нас следует самостоятельно прийти к осознанию этого сложного, живого организма. Для меня наиболее важными представляются следующие качества — самостоятельность, искренность и бескорыстное радение.

Между уникальностью и самостоятельностью я выбираю самостоятельность, из которой следует самодостаточность и независимость. Поэтому в Архангельске должна быть своя архитектурная школа. Особенно в вопросах территориального планирования, чтобы наше территориально-пространственное будущее не зависело от того, каким его видят в Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде.

Бескорыстными и искренними должны быть подходы к архитектурному облику. Здесь не должно быть места политическим и финансовым спекуляциям, манипуляциям и лицемерию. Это уже вопрос власти и бизнеса, их интересов, взаимоотношений и ценностей.

И нам, всем жителям, нужно осознать свой город. И просто радеть за него, деятельно заботиться, бережно развивать.

Тогда, может быть, мы будем жить при своём собственном, реальном генплане, действительно будем связаны с нашим культурным и историческим фундаментом, а не только с фасадами, и будем непреднамеренно творить монументальную новую историю, а не быть словно кочевники с вигвамами.

Архангельск может быть каким угодно. Для меня город — это разнообразие. У Архангельска бессчётное множество талантов, потому он может быть самым разносторонним. И я верю в него, я хочу видеть город разнообразным».

Источник: https://region29.ru/2018/07/12/5b474dc612f17b8e75536572.html

Отдых христианина – какой он?

Весь год – дождливую осень, морозную зиму и долгую весну – мы с нетерпением ждем лета, строим планы, мечтаем хорошо отдохнуть, отогреться на солнышке, расслабиться. Но на лето выпадает Петров пост, в этом году 40-дневный, следом за ним Успенский.

Как совместить увлекательные путешествия, поездки к морю, в дома отдыха и санатории с напряженным ритмом церковной жизни? Как уберечься в поездках от множества искушений, полноценно отдохнуть и за время отпуска не разлучиться со Христом? На эти и другие вопросы, касающиеся поведения православного христианина во время отпуска, мы попросили ответить

Епископа Покровского и Николаевского Пахомия:

– Скажите, Владыка, можно ли православному христианину позволить себе расслабиться на время отпуска, если он весь год жил напряженной церковной жизнью?

– Ответ будет зависеть от того, что мы подразумеваем под понятием «расслабиться». Напряженная христианская жизнь – процесс бесконечный. Нельзя две недели молиться, а потом две недели не молиться, ходить весь год в храм, а на время отпуска забыть туда дорогу.

Христианская жизнь предполагает постоянную работу над собой, исследование своей совести, своих помыслов и поступков. Жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны всегда, во все дни.

Во всякое время христианин должен устраняться от суеты и сплетен, подавлять гнев и раздражительность, творить милостыню, исповедоваться в грехах и т.д.

Другое дело, что невозможно жить в постоянном духовном напряжении. Есть тому замечательный пример в древнем патерике. К преподобному Антонию Великому подошел некий человек, охотник, и спросил, почему авва позволяет братии в некоторых случаях ослабить строгость духовной жизни.

Преподобный в ответ предложил охотнику взять в руки свой лук и натянуть тетиву до самого предела. «Но он может сломаться», – возразил охотник. «Точно так же и в духовной жизни, – ответил авва Антоний. – Нужно трудиться, понуждать себя, но приходит время, когда тетиву духовной жизни следует на время ослабить».

И в монашеской, и в мирской жизни это называется утешением.

– Как следует настроиться православному человеку, чтобы во время отпуска немного отдохнуть, но не разлучиться со Христом?

– У современного человека есть все возможности отдыхать без потери для своей духовной жизни. На любом курорте, у нас в стране и за рубежом, существуют православные храмы. Нет проблем и с постными продуктами.

В любой гостинице и в санатории вам предложат постное меню. Стоит помнить, не всегда точное соблюдение внешних правил ведет к высотам духовной жизни, главное — Богу отдавать свое сердце.

Отправляясь на отдых, следует взять с собой молитвослов, Евангелие, чтобы не только тело, но и душу свою питать, и не забывать о посте.

– Но, Владыка, нынешний Петровский, а следом за ним Успенский посты продлятся практически все лето. Трудно отдыхать с постоянными ограничениями.

– Что же делать, пост есть пост. Конечно, лучше спланировать свою поездку не на время поста, но если другой возможности нет – надо ехать. Конечно, не стоит, находясь в доме отдыха или в санатории, скрупулезно изучать каждый продукт на наличие в нем крупицы масла или яичного порошка, а вот от шашлыка и безудержного веселья следует отказаться. Чтобы потом не чувствовать в себе духовной опустошенности.

Лучше всего посоветоваться со своим духовником и найти ту меру, которая не позволит слишком уж расслабляться, с другой стороны, немного тетиву отпустить, позволить себе в отпуске побольше поспать, погулять, побыть на природе. Не грешны и разумные развлечения. Например, посещение театра, кино, выставок, концертов.

– Однажды я, отправляясь в санаторий во время Успенского поста, попросила совета у батюшки. В ответ услышала, что лучше всего взять с собой электроплитку, запастись гречкой и в столовую не ходить, дабы не нарушать пост. Честно сказать, я не решилась на такой подвиг.

– Знаете, здравый смысл никто не отменял. Когда мы слышим о том, что ради послушания надо морковь или капусту вниз головой сажать, то здесь речь идет о подвижниках очень высокой духовной жизни. Там это оправдано. Но это не всегда наш случай. Впрочем, у каждого человека своя мера подвига.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая самая крупная католическая страна мира

– Интересно узнать, Владыка, как отдыхают священнослужители? Ведь их жизнь полностью меняется во время отдыха.

– Большинство священников нашей епархии уходят в отпуск достаточно условно. Если у батюшки несколько приходов, как он бросит свою паству? Он может лишь немного сократить богослужения, на время отложить какие-то хозяйственные дела.

Бывает так, что священник отдыхает вдали от дома, но он может в воскресный день сослужить местному духовенству, помолиться, причаститься. Это очень полезно и познавательно. Наши священники узнают, как живут православные общины в других местах, сравнивают с жизнью своей епархии, своего прихода.

– Владыка, а Вы тоже отдыхаете условно или можете себе позволить хоть ненадолго покинуть пост?

– Честно говоря, я плохо умею отдыхать, но если все-таки удается куда-то поехать, стараюсь максимально наполнить свой отдых какими-то познавательными, культурными мероприятиями. Не люблю и не умею проводить отпуск в праздности, как говорят, «попляжиться», – это не мое.

– А может ли священник с семьей загорать со всеми на пляже, купаться, словом, быть как все во время своего отдыха?

– Все зависит от ситуации и от самого батюшки. Не думаю, что священник станет загорать вместе со своими прихожанами, другое дело, если он будет купаться где-то в уединенном месте. Вообще, любые действия, которые мы совершаем на отдыхе, да и в повседневной жизни, не должны быть соблазном для окружающих. Этого правила и надо придерживаться.

– Что бы Вы посоветовали нашим читателям, планирующим свой будущий отпуск?

– Я бы очень рекомендовал посвятить свой отпуск или хотя бы часть его паломнической поездке. Такой отдых принесет и телесную, и духовную пользу.

клирика Свято-Троицкого кафедрального собора священника Аркадия Махсумова:

Как быть, отец Аркадий, если во время отдыха мы не имеем возможности в воскресные дни посещать храм?

– Еще с древних апостольских времен известны каноны, согласно которым христианин, пропустивший три воскресные службы без уважительных причин, должен быть отлучен от Церкви. В таком виде это правило давно не соблюдается, но помнить мы его должны. Непосещение храма без серьезных причин – тяжкий грех. В этом необходимо каяться и всячески избегать такого греха.

Но человек может болеть, может находиться в длительной командировке или отдыхать вдали от храма. Каков же выход? Нужно в таком случае более усердно читать молитвенное правило, Священное Писание, духовную литературу. Главное — не обманывать себя, не бежать с радостью вприпрыжку от храма, а постараться найти ближайший храм, доехать до него и принести своей душе пользу.

– Часто священники рекомендуют на время поста выдергивать из розетки телевизор. А каково Ваше мнение на этот счет?

– Думаю, не стоит так радикально отгораживаться от мира. Тем более, что именно во время отпуска появляется возможность посмотреть интересные познавательные передачи, услышать новости.

Отдыхать надо разумно, читать хорошую литературу, не обязательно церковную, больше бывать на природе, позволять себе безгрешные удовольствия и не воображать себя «жуткими» подвижниками, ярыми аскетами, а то так можно и в прелесть впасть.

Сейчас при многих храмах существуют различные спортивные, культурные, творческие объединения. Заняться есть чем. Душа должна трудиться всегда, у нее не может быть отпуска.

– Отец Аркадий, как Вы отдыхаете с семьей?

– Я очень люблю активный отдых, выезжаем с детьми на природу, подальше от города. Супруга еще со времен нашего знакомства бегает за мной по горам, и детей приучаю. Люблю забраться на гору и полюбоваться окрестностями с высоты. Как-то отдыхали в Красноярском крае, все горы облазили, переходили вброд горные речки и, конечно, святые места посещали. Мальчишки были в восторге. Можно так далеко и не уезжать, в нашей Саратовской области много красивейших мест, особенно на Волге. 

помощника благочинного Балаковского округа по религиозному образованию и катехизации Наталью Леонардовну Бударину:

– Самоограничение во время отпуска – это осознанное решение взрослого человека. Другое дело — ребенок, который за время летних каникул должен хорошо отдохнуть, набраться сил, окрепнуть. Расскажите, как отдыхают дети в православном лагере, обязательно ли для них соблюдение поста?

– Православный человек должен всегда оставаться православным, независимо от того, зима на дворе или лето, каникулы или школьные будни.

Дети, как и взрослые, живут по определенным нормам, с соблюдением поста, посещением богослужений, исповедью и причастием. В нашем православном лагере все это есть.

Новичкам, возможно, покажется тяжеловатым строгий распорядок, но если в семье заложены основы Православия и они поддержаны в воскресной школе, таким детям в нашем лагере не будет трудно или скучно.

– А все-таки, как дети постятся, неужели по всем правилам?

– Все зависит от благословения Владыки. Нынешняя лагерная смена, которая начнется в июле, с постом не совпадает, а вот на летней площадке при нашей воскресной школе дети будут отдыхать с соблюдением поста. С благословения батюшки им разрешены молочные продукты.

Хотелось бы коснуться и темы одежды. Можно ли ребятам, отдыхающим в лагере, сменить привычную скромную одежду на короткие юбки, шорты, открытые купальники?

– Девчонки, приезжающие в лагерь, поначалу думают, что им всю смену придется ходить в длинных юбках. Конечно же, нет. Заниматься спортом, убирать территорию удобнее в спортивной одежде. Купаются, загорают они, естественно, в купальниках, но отдельно от мальчиков. Они и живут в разных корпусах. Мы пришли к выводу, что так удобнее тем и другим и воспитывает уважительное отношение мальчиков и девочек друг к другу.

Есть определенные рамки поведения для христианина, и мы учим детей их соблюдать. У нас не принято проведение шумных дискотек, но красиво танцевать, играть в традиционно русские игры и забавы мы ребят учим.

Не нужно думать, что православные дети какие-то особые, очень уж правильные и всегда с книгой в руках. Дети остаются детьми. Они общаются, играют, резвятся, радуются летним каникулам так же, как все их сверстники.

С той лишь разницей, что у православного ребенка в душе всегда должна быть молитва. Он помнит, что с ним Бог, и он тоже всегда с Богом.

Беседовала Ольга Стрелкова

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/24581

10 стран с наибольшим числом православных

Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.

Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.

Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.

10. Грузия (3,8 млн.)

Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.

Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.

9. Египет (3,9 млн.)

Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия — Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.

8. Белоруссия (5,9 млн.)

Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.

7. Болгария (6,2 млн.)

Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.

6. Сербия (6,7 млн.)

Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.

Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.

5. Греция (10 млн.)

Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета — греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.

4. Румыния (19 млн.)

Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).

Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.

3. Украина (35 млн.)

В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.

Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.

2. Эфиопия (36 млн.)

Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.

1. Россия (101 млн.)

Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, — это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.

Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.

Рекомендуем посмотреть:

В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.

Источник: https://batop.ru/10-stran-s-naibolshim-chislom-pravoslavnyh

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Кипрская православная церковь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Никосийский Иоанно-Богословский собор

Кипрская Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Священный Синод является высшим органом церковной власти.

Епархии

См. также Епископат Кипрской Православной Церкви; Исторические епархии Кипрской Православной Церкви

Исторический очерк

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Марк и Варнава, последний из которых стал первым правящим архипастырем острова и особенно чтим здесь. До 325 года Кипр находился в ведении Иерусалимской кафедры, затем — Антиохийской. В первой половине IV века на острове начинается монашество, связанное с именами преподобного Илариона Великого, святителя Николая Мирликийского, равноапостольных Константина и Елены.

На III Вселенском (Ефесском) Соборе в 431 году Кипрская Церковь была провозглашена автокефальной. Антиохийский предстоятель впоследствии вновь претендовал на управление Кипром, но в 478 году на острове была найдена гробница апостола Варнавы.

Это поддтвердило апостольское основание Кипрской Церкви, благодаря чему позднее в том же году император Зинон подтвердил автокефалию и даровал архиепископу «три привилегии» — право подписываться киноварью, носить одежды цвета порфиры вместо черных под облачениями, использовать царский скипетр вместо епископского посоха.

Арабские вторжения в VII веке заставили архиепископа бежать с острова на Геллеспонт, где, под защитой императора Юстиниана II, он основал новый город — Новая Юстиниана. В 698 году арабы были изгнаны с острова и архиепископ возвратился на остров, но с тех пор сохранял за собой титул архиепископа Новой Юстинианы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал про 9 кругов ада

В эти века многие монахи покинувшие Сирию и Палестину из-за арабского захвата этих земель, а также защитники икон из Малой Азии во времена иконоборчества искали прибежища на Кипре. Их пребывание укрепило Православие на острове, способствовало основанию новых монастырей.

Также развитию монашества в эту пору помогали набеги арабов и стихийные бедствия, так как они воспринимались как проявления Божественного гнева и побуждали людей посвящать жизнь свою Церкви и завещать обителям свое имущество.

Противостояние арабов и византийцев на Кипре закончилось в 965 году победой последних, после чего император всячески старался поощрить монашество на острове.

В 1191 году Кипр был завоёван английским королём Ричардом Львиное Сердце, а в 1192 году — продан бывшему королю Иерусалима Ги де Лузиньяну, основавшему латинское Кипрское королевство под владычеством римо-католиков. Латинские правители притесняли православную иерархию, снизив число православных архиереев на острове с 14 до четырёх.

В 1220 году на Кипре была утверждена католическая иерархия, просуществовавшая там вплоть до 1571 года. Римо-католические прелаты силились упразднить Православие, вынуждая православных пойти на компромиссы как в догматах так и обычаях. Кипрская Православная Церковь подверглась угнетению и ограблению со стороны католиков, что вызвало протест и возмущение православного духовенства.

Переход власти к венецианцам в 1489 году не принёс принципиальных изменений в положение Православной Церкви.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей.

По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом — ромеями («рум миллет»), а Православная Церковь — единственной легальной христианской Церковью. Турки поставили архиепископа Кипра в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадежность паствы.

По этой причине объявление греческой независимости в 1821 году привело к смерти архиепископа Киприана и многих видны клириков и мирян Кипрской Церкви.

В 1878 году, с занятием острова англичанами, Православная Церковь обрела больше свобод, включая право использовать колокола в храмах. При этом британские власти стали серьезно вмешиваться в церковную жизнь, что привело к церковному восстанию в октябре 1931 году, после которого англичане наложили дополнительные ограничения на выборы архиепископа.

Британская оккупация острова продолжалась до 1960 года, когда Кипр вновь обрел свою независимость и провозгласил себя республикой вместе с избранием архиепископа Макария III как духовным так и политическим главой страны. Это совмещение властей продолжалось до его кончины в 1977 году.

Воспользовавшийсь попыткой военного переворота в 1974 году, Турция вторглась на Кипр и оккупировала его северную часть, составляющую около трети острова. Почти все православное население этой части бежало на юг, и оставшиеся на севере православные храмы и имущества — 514 храмов, часовен и монастырей — по большей части подверглись повреждению и осквернению.

Предстоятели

  • Геласий ? — 325
  • Свт. Епифаний I (368-403)
  • Свт. Савин I (403 — ?)
  • Троил ? — 431
  • Ригин 431 — ?
  • Олимпий I ? — 449-451
  • Савин II ? — 457-458
  • Анфемий ? — 470
  • Олимпий II
  • Филоксен
  • Св. Дамиан
  • Прп. Софроний I (VI в.)
  • Григорий I
  • Аркадий I
  • Плутарх (? — 620-625)
  • Аркадий II (? — 630-641)
  • Сергий (? — 643)
  • Епифаний II (? — 681-685)
  • Иоанн I (? — 691)
  • свт. Георгий I (? — 750)
  • Константин (? — 783-787)
  • Епифаний III (? — 870)
  • Евстафий (ок. 890 )
  • Василий
  • Николай Музал (? — 1100)
  • Иоанн II Критянин (? — 1151-1174)
  • Варнава II (1175-)
  • Софроний II ( — 1191)
  • Исаия (- 1209)
  • Неофит II (1222-1251)
  • Георгий II (1251) [3]
  • Герман I Писимандр (1251 — 1260)
  • 1260 — 1572 — отпала в унию

  • Тимофей (1572 — 1575)
  • Лаврентий (ок. 1580)
  • Неофит III (1587 — 1592)
  • Афанасий I (1592 — июнь 1600)
  • Вениамин (1601 — 1605)
  • Христодул I (1606 — 1639 и 1640-1641)
  • Парфений (1639 — 1640)
  • Никифор (1641 — 1672/3)
  • Илларион Кигала (1674 — 1682)
  • Христодул II (1682 — 1690?)
  • Иаков I (1690?- 1694?)
  • Герман II (1694 — 1705)
  • Афанасий II (1705-1710)
  • Иаков II (1710 — 1718)
  • Сильвестр (1718 — 1733)
  • Филофей (1734 — 1759)
  • Паисий (1759 — 1767)
  • Хрисанф (1767 — май 1810)
  • Киприан (29 октября 1810 — 9 июля 1821)
  • Иоахим (1821 — 1824)
  • Дамаскин (1824 — 1827)
  • Панарет (1827 — 1840)
  • Иоанникий (1840 — 1849)
  • Кирилл I (1849 — 1854)
  • Макарий I (1854 — 1865)
  • Софроний III (1865 — 9 мая 1900)
  • Кирилл II (8 ареля 1909 — 1916)
  • Кирилл III (1916 — 1933) (в 1931 изгнан британцами)
    • Леонтий (1933 — 1947), местоблюститель
  • Леонтий (20 июня 1947 — 26 июля 1947)
  • Макарий II (24 декабря 1947 — 28 июня 1950)
  • Макарий III (Мускос) (20 октября 1950 — 3 августа 1977)
  • Хризостом I (Киккотис) (12 ноября 1977 — 12 ноября 2006)
  • Хризостом II (Энглистриотис) (с 12 ноября 2006)

Святые и святыни

Среди особо чтимых на Кипре: святых апостол Варнава — основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный — епископ Китийский; Аристовул — один из 70 апостолов, брат апостола Варнавы; Тит — ученик апостола Павла, родился в городе Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел — римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон — епископ Тримифунтский, участник I Вселенского Собора; Епифаний — епископ Кипрский, известный церковный писатель и защитник Православия.

Издавна славятся монастыри: Ставровунийский (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Киккский (XII в.); Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.).

Статистика

  • не позднее 1 января 2006 — 654 тыс. членов; 600 священнослужителей; 628 приходов [1]
  • 2012 — ок. 28 действующих монастырей [2]

Средства массовой информации

  • Απόστολος Βαρνάβας («Апостол Варнава»), ежемесячно

Учебные заведения

  • Никосийская духовная семинария апостола Варнавы

Использованные материалы

[1]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/middle-e_%5

[2]  Подсчёт от 15 сентября 2012 года по официальной странице Кипрской Православной Церкви, http://www.churchofcyprus.org.cy/index.php?categoryID=18.

[3]  был избран, но не утвержден папой Римским Иннокентием IV

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16.html

Ольга Ившина Би-би-си, Салоники

Image caption Храм Серафима Саровского в Салониках принадлежит Элладской православной церкви, но формально подчинен Вселенскому патриархату

Самодельную табличку «Разговоры о политике в здании просьба не вести» с двери Русского общества в Салониках сняли лишь недавно. Но, похоже, ее пора вешать вновь. Последние новости из мира православия вызывают в русскоязычной диаспоре горячие дискуссии.

«Я сама русская, муж — грек, дети здесь родились и крестились. Раньше мы всей семьей ходили в одну в церковь по воскресеньям. И не думали ни о чем. А теперь что нам делать?» — взволнованно спрашивает Елена. Свою фамилию она называть отказывается и вообще заметно нервничает от того, что говорит с журналистами Би-би-си.

«Во всем виновато ЦРУ. Это они заплатили Константинопольскому патриарху, чтобы устроить раскол», — вступает в разговор женщина, назвавшаяся Антониной.

И дискуссия тут же превращается в споры о геополитике.

Я вежливо интересуюсь у Антонины, почему она думает, что за Вселенским патриархом Варфоломеем стоят американские спецслужбы.

«Конечно, стоят! По телевизору вчера рассказывали про это, — не задумываясь отвечает женщина. — Мы смотрим российские каналы по спутниковой тарелке. Кстати, а Би-би-си же тоже американская компания?»

«Мы в замешательстве»

Image caption Решение РПЦ о разрыве с Константинополем вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих за границей

15 октября Русская православная церковь заявила, что ее последователи больше не могут причащаться в храмах Константинопольской церкви.

Это произошло через четыре дня после того, как Вселенский патриархат Константинополя заявил о принятом решении даровать еще не созданной украинской православной церкви автокефалию (независимость).

Решение Синода РПЦ вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих в Западной Европе и США. Во многих городах за пределами стран бывшего СССР нет храмов РПЦ, зато есть церкви Константинопольской патриархии.

Раньше люди, крестившиеся в храмах Московского патриархата, но переехавшие жить за рубеж, спокойно ходили на службы священников Вселенского патриархата.

Сейчас ситуация стала сложнее.

«Мы в замешательстве! Переехали из России в Грецию два года назад. Считаем себя чадами и Русской и Элладской православных церквей. А теперь, получается, нам надо сделать выбор?» — пытается разобраться одна из прихожанок церкви Серафима Саровского в Салониках.

Image caption Многие прихожане, считающие себя и вдали от родины связанными с Русской церковью, продолжают ждать разъяснений сложившейся ситуации от пастырей

Храм принадлежит Элладской православной церкви — автокефальной поместной церкви, имеющей в Греции государственный статус. Фессалоникийская митрополия на территории города Салоники, как и прочие епархии греческих так называемых Новых земель, хотя и управляется Элладской церковью, но формально подчинена Константинопольскому патриархату.

А значит, тем, кто считает себя принадлежащим РПЦ, причащаться и участвовать в иных церковных таинствах здесь уже нельзя.

«Если будем причащаться у греков — нарушим решение Московского патриархата. Если не будем — останемся вообще без причастия, ибо храмов РПЦ нигде в округе нет», — сетует молодая женщина.

Настоятель храма — отец Лев (Эфремидис) пытается как может успокоить прихожан: «Да, мы находимся под духовным окормлением Константинопольского патриархата. Но мы-то принимаем и причащаем всех православных. У нас запретов нет, а за решение РПЦ мы не отвечаем».

Священник признает, что каждый день к нему обращаются за разъяснениями несколько человек.

Media playback is unsupported on your device

«Хочется, чтобы это угомонилось»: прихожане греческой церкви о ссоре РПЦ и Константинополя

«Я бы посоветовал верующим не бояться высказывать свое мнение. Даже если это мнение может не совпадать с мнением властей», — продолжает он.

Прихожане храма со словами священника, кажется, согласны и охотно обсуждают тему перед началом литургии.

«Если Украина — это независимое государство, почему бы ей не иметь свою независимую церковь? Я очень доверяю нашему Вселенскому патриарху. Он мудрейший и умнейший человек. Я не верю, что он мог поступить неправильно или опрометчиво», — говорит, поправляя платок, Афродита Пеливаниду. В храм она ходит уже 16 лет.

Image caption «Мы принимаем и причащаем всех православных. У нас запретов нет, а за решение РПЦ мы не отвечаем», — говорит отец Лев

«Такие решения не принимаются одним только патриархом, хоть он и Вселенский. Так нельзя. Нужен собор, нужно обсуждение и согласие всех православных церквей», — вступает в беседу прихожанин по имени Георгий.

«Надеюсь, все же по промыслу Божию Вселенский патриарх пойдет на попятную» — добавляет он.

Впрочем, с началом службы дискуссия заканчивается, и многие из тех, кто в ней участвовал, после общей молитвы подходят к причастию.

В храм за 200 км?

Нет однозначного ответа на вопрос, по какому признаку определяется принадлежность к РПЦ для тех, кто постоянно проживает за ее каноническими пределами.

И это лишь добавляет вопросов, как мирянам, так и среди священникам.

«Минское постановление [Синода РПЦ] временно испугало тех, кто не совсем понимает принцип православного церковного единства и ее соборности. В остальном, народ идет в храм ко Христу, не задумываясь, какому патриархату принадлежит», — считает священник православной церкви Константинопольского патриархата в Тулузе Алексей Милютин.

Однако не все прихожане с такой позицией согласны. В этом же храме верующих часто исповедовал пожилой иеромонах, который долгое время служил в храме Московского патриархата в Париже, а затем вышел на пенсию и обосновался в Тулузе.

В прошедшее воскресенье он не пришел на литургию, следуя решению РПЦ.

Image caption Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства

Во Франции зарегистрировано 22 прихода Московского патриархата. Но во многих из них богослужения проводятся лишь раз в месяц. Приходов Константинопольского патриархата русской традиции — более 50. При этом есть ряд городов, где существуют лишь «константинопольские» приходы.

Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства или придется ездить в храмы Московского патриархата, иногда за несколько сотен километров.

«Если я хочу истинных молитвы и причастия, я пойду или поеду туда, где оно есть. Мы же не ходим к протестантам или мусульманам за причастием. Вот и к раскольникам нельзя» — говорит жительница Лиона Ольга Бойко.

«Если надо — и за 200 километров поедем, хотя это, конечно, очень непросто. Особенно с маленьким ребенком», — отмечает она.

Церковные перегородки

Image caption С началом литургии политические дискуссии прекращаются, чтобы снова возобновиться по ее окончании за общей трапезой

Представители Константинопольского патриархата заявили, что не разрывали и не собираются разрывать евхаристического общения с Москвой. Имя патриарха Кирилла продолжает поминаться на богослужениях, которые ведет Вселенский патриарх Варфоломей.

Представители РПЦ считают, что именно Константинополь спровоцировал нынешний конфликт.

«Некоторые пишут, что виноваты теперь во всех этих неудобствах церковные чиновники Русской церкви, что «Христос бы их не одобрил» и как последний и многими признанный аргумент — что на Небе нет «церковных перегородок». Неужели непонятно, что сейчас разрывает Хитон Господень именно Константинопольская церковь, разменявшая церковное благо на политические преференции?» — написал на своей странице в «Фейсбуке» священник и православный публицист Владимир Вигилянский.

Media playback is unsupported on your device

Что думают люди в Москве и Киеве о разрыве отношений РПЦ с Константинополем

«И если возникают какие-либо претензии об «ущемлении прав», то они должны быть адресованы не к нам, а к тем, кто затеял эту бучу, нарушив десятки святых канонов Вселенских соборов», — добавил он.

Продолжая дискуссию о канонах и соборах, прихожане храма Серафима Саровского в Салониках накрывают в трапезной стол.

«Мне кажется, тут поссорились не две церкви. Тут поссорились администраторы, которые этими поместными церквями управляют», — говорит алтарник храма, выпускник Минской духовной семинарии Дмитрий Погребенко.

Image caption По словам иерархов РПЦ, храмы Константинопольского патриархата теперь можно посещать лишь с туристическими целями

«Те, на кого мы должны ориентироваться, забывают слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Понятно, что и братья иногда могут ссориться друг с другом. Но все равно все можно решать в духе братской любви» — добавляет он, выключая закипевший чайник.

И кажется, все в трапезной надеются, что конфликт между Константинополем и Москвой удастся погасить, словно огонь на газовой плите.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45948732

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает форма кулича

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]