Что делать, если умер близкий вам человек
В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.
Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.
Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.
После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.
В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении.
В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.
После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.
Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными.
Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим.
Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».
Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами просто думай об умерших, это поможет и им и тебе».
Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.
Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.
Какие существуют виды молитв о умерших?
Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.
Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.
Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)
Главное же моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу.
Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных).
На проскомидии из просфор вынимаются частицы о упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».
Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.
Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.
Как молиться за человека, если он был не крещен?
О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!
Длительность ношения траура?
В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой
Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.
что делать с вещами умершего?
Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи.
Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством.
Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.
Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.
(234164)
Источник: http://soborkld.ru/chto-delat-esli-umer-blizkij-vam-chelovek/
Праздник непослушания. Сергей Чапнин о том, как патриарх Кирилл теряет рычаги управления РПЦ
21 апреля стало известно о первой смерти от коронавируса среди московского священства. Умер 48-летний настоятель кафедрального Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин.
Однако ни эта смерть, ни десятки случаев заражения коронавирусом среди клириков РПЦ неспособны отрезвить внутрицерковных фундаменталистов, которые сегодня стали чуть ли не главными ковид-диссидентами в стране.
Они сопротивляются не только решениям властей, но и патриарха Кирилла, позиция которого как главы РПЦ сегодня стремительно ослабевает, считает религиовед Сергей Чапнин.
Когда на третий день после Пасхи в России от коронавирусной инфекции умер первый священник, эта новость прозвучала неожиданно громко. Многим трудно избавиться от ощущения, что есть какой-то особый божий промысел в том, что первым умер не престарелый священник из небольшого и бедного храма, а сравнительно молодой настоятель кафедрального Елоховского собора в Москве.
Протоиерей Александр Агейкин – это еще и человек из близкого круга патриарха Кирилла, лечившийся в дорогой московской клинике. Однако оказывается, что перед лицом смерти все это ничего не значит. Более того, время и обстоятельства его смерти для любого священника трагичны вдвойне.
Когда состояние отца Александра стало критическим, ему, как и положено, ввели седативные препараты и подключили к ИВЛ, и он умер в одиночестве и без причастия. И смерть, кажется, нарочно выбрала самое неудачное время – те дни, когда Церковь празднует Светлое Христово Воскресение, победу Христа, по слова апостола Павла над «последним врагом» – смертью.
Иногда православные говорят: такая была бы радость причаститься на Пасху и умереть – отпели бы самым радостным и веселым пасхальным чином. Но в случае с о. Александром никакой радости нет. Главное чувство – шок. Трудно поверить, что смерть столь близка и никто не может помочь.
Но, с другой стороны, почему для многих православных смерть отца Александра – это шок? Неужели они не слышали о десятках тысяч умерших по всему миру? Конечно, слышали. Но не могли это осознать, а некоторые даже не верили.
Среди православных в России немало ковид-диссидентов — тех, кто не верит в реальность вируса, в реальность заражения и смерти. Эти диссиденты не только миряне, но и священники, и даже епископы.
Последние своими проповедями и поучениями дезориентируют людей, призывая их продолжать ходить в храмы, продолжать причащаться в привычной форме – одной лжицей (специальной ложкой для причащения) и без ее дезинфекции. Тех, кто не ходит в храмы, ковид-диссиденты обвиняют в маловерии.
Ковид-диссидентство стало не только новым и довольно массовым проявлением православного фундаментализма (верности традициям без критического и творческого осмысления), но и впервые в новейшей истории социально опасной позицией, представляющей угрозу для всех, кто вольно или невольно контактирует с адептами такой позиции.
Ковид-диссидентство стало новым массовым проявлением православного фундаментализма
Стихийное движение ковид-диссидентов стало олицетворением глубокого внутреннего кризиса в Русской православной церкви. Этот кризис будет иметь очень серьезные последствия: он носит системный характер и затрагивает самые болезненные вопросы церковного управления и церковно-государственных отношений.
Фактически ковид-диссиденты вышли из подчинения патриарху Кириллу, который не раз, пусть и запоздало, призывал прихожан остаться дома и не посещать храмы в период жестких ограничительных мер, связанных с пандемией. Православные ковид-диссиденты полностью игнорируют позицию патриарха и призывают к прямо противоположному.
Центрами сопротивления прежде всего стали большие монастыри в России, Беларуси и Украине – Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская лавры, а также Свято-Елизаветинский монастырь в Минске. Самый яркий пример монашеской оппозиции – Троице-Сергиева лавра. Формально сам патриарх Кирилл ее священно-архимандрит, то есть непосредственный начальник. Но патриарх далеко, а молодой наместник особым авторитетом не пользуется.
А монахи, как теперь выяснилось, имеют собственное мнение и не боятся его выражать. Они считают, что любые ограничения в период пандемии – это «отступничество», и именно монахи призваны «возвещать» правду об этом всему миру. Судя по инстаграм-трансляции, лаврский храм на Пасху был полон, по крайней мере в той части, которая попадала в объектив камеры.
Жизнь РПЦ при патриархе Кирилле стала настолько идеологизирована, что все сценарии сопротивления Московской патриархии должны были бы носить ярко выраженный политический и идеологический характер. Как, например, это было в 2018 году случае с автокефалией Православной церкви Украины.
Как бороться с идеологическим противником, команда патриарха Кирилла знает хорошо, хотя успехи в этой борьбе у нее мягко говоря довольно скромные. Всё больше и больше поместных православных церквей допускают признание украинской автокефалии и дистанцируются от жесткой позиции РПЦ.
Но уникальность нынешней ситуации именно в том, что сопротивление патриарху не носит в чистом виде идеологический характер, и совершенно непонятно, как с этим бороться. Движение православных ковид-диссидентов застало Московскую патриархию врасплох. Оно категорически настаивает на неизменности традиций и религиозных практик и атакует патриарха Кирилла справа.
И проблема в том, что именно атак справа патриарх Кирилл всегда очень боялся. Он начал заигрывать с фундаменталистами и традиционалистами сразу, как только стал патриархом. Фундаменталисты принимали знаки его внимания, при любой возможности пользовались его слабостью для легитимации и пропаганды своей позиции, но своим в полной мере его никогда не считали.
Для фундаменталистов патриарх Кирилл навсегда останется либералом.
Движение православных ковид-диссидентов застало Московскую патриархию врасплох: это атака справа, которой патриарх всегда боялся
Именно из-за страха перед фундаменталистами патриарх Кирилл готовил свою встречу с папой Франциском втайне. Во многом под их давлением патриарх Кирилл решил отказаться от участия во Всеправославном соборе на Крите в 2016 году. Однако судя по всему главные проблемы в отношениях с фундаменталистами у патриарха Кирилла еще впереди.
В условиях пандемии резкую критику и открытое противодействие фундаменталистов вызывают два решения патриарха. Это дезинфицирование лжицы после каждого причастника и призыв не ходить в храмы во время режима самоизоляции. И в этой критике раскрывается не христианский, а фактически магический подход фундаменталистов к церковным практикам. Они твердо стоят на своих позициях.
Во-первых, они убеждены, что заразиться через причастие невозможно, так как это святыня. При этом ни богословские, ни церковно-практические вопросы они обсуждать не готовы, предпочитая сразу же обвинять своих противников в ереси. Во-вторых, они считают, что ходить в храм необходимо всегда, а ограничения, которые ставит государство, следует воспринимать как гонения на церковь.
Поэтому нет ничего страшного в том, что сохраняя верность церкви, прихожане могут пострадать и даже стать мучениками.
Своими силами патриарх Кирилл с фундаменталистами справиться не сможет. У него практически нет реальных рычагов управления Церковью в кризисной ситуации. Его авторитет постоянно падал последние 3-4 года и сегодня находится на таком низком уровне, что многие слушать его просто не будут. Еще одна проблема – это «обнуление» патриарха.
Фактически он не принимает на себя ответственность за основные решения, они теперь выходят в формате инструкций, то есть в обезличенной форме. И более того, право принимать конкретные оперативные решения впервые за долгие годы делегированы правящим архиереям. Конечно, ситуация в разных регионах страны разная, где-то посещение храмов не ограничено, где-то ограничения вводятся значительно медленнее, чем в Москве.
Но в любом случае власть и сопряженная с ней ответственность за принятие решений может сформировать значительно более самостоятельную группу епископата.
Патриарх не принимает на себя ответственность за основные решения, это может сформировать значительно более самостоятельную группу епископата
Единственный выход – это прибегнуть к помощи государства и попросить его наказать тех, кто нарушает предписания высшей церковной власти и тем самым угрожает здоровью других граждан. Однако для патриарха это трудное решение. Вполне возможно, что он его так и не примет, опасаясь, что создаст опасный прецедент.
Если государственная власть получит от патриарха санкцию на преследование фундаменталистов, которые призывают нарушать режим самоизоляции, то где гарантии, что после пандемии государство не войдет во вкус и не будет преследовать священников и епископов по другим уголовным статьям? А целый ряд таких дел, как известно, сейчас просто положен под сукно.
Словом, патриарх Кирилл оказался в предельно слабой позиции. Захочет ли кто-то внутри Церкви или в Кремле этим воспользоваться, пока сказать трудно. На протяжении многих лет патриарх успешно уничтожал любые потенциальные очаги формирования оппозиции, но сегодня ситуация работает против него. И вполне вероятно, что Кремль поддержит инициативу, если она будет исходить от епископата.
Однако кто и как сможет (и захочет ли) возглавить оппозицию, вопрос пока открытый. Вместе с тем, патриарх Кирилл еще сможет побороться. На него работает экономический кризис. Практически все церковные игроки будут обеспокоены экономикой больше, чем политикой. Всем им важно сохранить уровень своих доходов, который может упасть катастрофически. А здесь уже будет не до политической борьбы.
Источник: https://theins.ru/opinions/215270
В российских церквях и монастырях — массовое заражение covid-19 многие священники и верующие до последнего сопротивлялись карантину и закрытию храмов
В РПЦ растет количество зараженных коронавирусом священников, епископов и митрополитов. Один из российских иерархов уже скончался — это епископ Железногорский и Льговский Вениамин. Очаги заражения возникают и в монастырях.
Патриарх Кирилл выпустил распоряжение для Московской епархии: в нем говорится, что священники, которые будут продолжать службы с участием прихожан, могут предстать перед церковным судом.
Одновременно с этим верующие подписываются под петицией, в которой просят РПЦ сообщать о статистике зараженных священнослужителей и закрытых храмах и монастырях. Однако в рядах церкви немало диссидентов, которые считают закрытие храмов куда большей опасностью, чем пандемия.
Все материалы «Медузы» о коронавирусе открыты для распространения по лицензии Creative Commons CC BY. Вы можете их перепечатать! На фотографии лицензия не распространяется.
Церковный суд против вируса
27 апреля патриарх Кирилл выпустил распоряжение, в котором напомнил священнослужителям Московской епархии об ответственности за меры по ограничению распространения коронавируса и соблюдения антиэпидемиологических правил «во вверенных им храмах и монастырях».
«В тех случаях, когда несоблюдение этих распоряжений и указаний повлечет за собой заражение человека коронавирусной инфекцией с последующей его смертью по причине этого заражения, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности», — говорится в документе.
В свою очередь Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции выпустила заявление, в котором констатировала, что «на начальных этапах распространения инфекции не все восприняли ее как серьезную угрозу, проигнорировав предостережения врачей и . В отдельных монастырях и некоторых храмах это привело к большому количеству случаев заражения».
По мнению известного российского библеиста и исследователя православного христианства Андрея Десницкого, патриарх — «жесткий администратор». «Он умеет наказывать и любит это делать. К его первым призывам прислушались далеко не все священнослужители. Получилось как с самоизоляцией в стране: вначале власть призывала, а потом начались угрозы», — так профессор объясняет появление новых распоряжений главы РПЦ. Ученый считает, что они должны распространяться и на всю РПЦ.
Диакон Андрей Кураев, известный своей критической позицией по отношению к руководству РПЦ, наоборот, не видит в распоряжениях патриарха особой жесткости, он называет их «непонятными». «Несоблюдение может повлечь какое-то наказание в будущем, если невесть кто непонятно как докажет, что заражение имело место именно в храме, — рассуждает Кураев.
— Вместо того, чтобы четко заявить: „Мы закрываем храмы, и контролироваться будут не случаи заражения, а факты наличия прихожан в молитвенном зале. Выполнение этого распоряжения будут контролировать благочинные, и в случае фиксации ими или полицией, или даже блогерами последует лично моя, патриаршая, немедленная и жесткая реакция“.
Переносить же наказание в неопределенное будущее можно лишь в перспективе Божьего суда. Но священники умеют его не бояться».
Главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин обращает внимание, что патриарх может отдавать прямые распоряжения только духовенству Москвы. «На всю страну распространяются решения Священного Синода, но Синод на заседание так и не собрался.
Однако даже некоторые решения по Москве имеют странную форму — это инструкции, то есть документы без подписи, за содержание которых никто персональной ответственности не несет.
В последнем документе — распоряжении патриарха Кирилла от 27 апреля — есть довольно странное положение: в случае несоблюдения указаний и распоряжений патриарха, которые повлекут заражение инфекцией и смерть по вине священника, он будет привлечен к церковному суду.
Однако это упоминание выглядит излишним, так как в этом случае возникает , а священник, если против него возбуждено уголовное дело, будет сразу отстранен от служения. А если обвинения подтвердятся — то и лишен сана. Регулировать следует те случаи, которые не подпадают под действие УК и КоАП», — объясняет Чапнин.
Эксперт считает, что руководство РПЦ предпочитает пугать священников, вместо того, чтобы их поддержать. «У храмов нет денег, чтобы платить взносы в патриархию и зарплаты сотрудникам, однако только митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) прямо сказал, что временно отменяет взносы и сам готов помогать духовенству, — замечает Чапнин. — Видимо, это говорит о том, что в РПЦ нашелся всего один архиерей, который понимает нужды священников и прихожан».
«В патриархии боятся угрозы справа»
Пока единственным публично наказанным «ковид-диссидентом» из числа священнослужителей остается схиигумен Сергей, известный как духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской и ультраконсерватор. Екатеринбургская митрополия запретила ему проповедовать после того, как он проклял всех, кто выступает за закрытие храмов во время эпидемии, предложил выслать их в Биробиджан, сделал ряд антисемитских высказываний и обвинил власти в организации «электронного лагеря Сатаны».
Все опрошенные «Медузой» эксперты назвали наказание для игумена мягким. «Возможно, в патриархии боятся угрозы справа, со стороны фундаменталистов — это люди нервные, для них это вопрос жизни и смерти, вечного спасения», — рассуждает Андрей Десницкий. Вторая возможная причина мягких санкций — попытка дистанцироваться от слов отца Сергия именно в публичном поле.
Этой точки зрения придерживается и Сергей Чапнин, он считает, что сейчас РПЦ накрывает новая волна фундаментализма — своего рода «магический фундаментализм», чрезмерная приверженность к церковным обрядам. Бороться с этим, по словам эксперта, нужно не столько административными мерами, сколько содержательной критикой, прежде всего пастырской и богословской.
Андрей Кураев уверен, что священноначалие должно было вступить в полемику даже не с отцом Сергием, а с идеями, которые он озвучил, — «это мнение множества профессиональных православных».
«Общество должно было посмотреть в это зеркало, увидеть, что православный мир — это не только бабушки — божьи одуванчики или милые детки у иконки. В церковном мире есть и зверье. Террористом может стать кто угодно.
И молчание епископата по поводу сталинской мозаики и памятников Ивану Грозному показывает, что даже церковные элиты вполне допускают путь террора», — объясняет диакон.
«Между монастырем и казармой есть существенная разница»
Распоряжениям патриарха и рабочей группы предшествовали многочисленные новости о заражении и даже смерти высокопоставленных служителей церкви. В понедельник стало известно, что с подозрением на коронавирус был госпитализирован митрополит Челябинский Геннадий. Та же участь постигла еще нескольких священнослужителей Свято-Симеоновского кафедрального собора, где служил архиерей. Однако эта епархия не стала закрывать храмы для прихожан на пасхальные богослужения.
«Всем клирикам стало плохо в понедельник, 20 апреля. Заболели. Крепким оказался один священник и один диакон. Службы не отменили. Через пару дней остался один священник. Службы не отменили. Первыми официально загремели в больницу священник и алтарник. Службы не отменили. Потом простой мирянин (!не начальник!) организовал КТ для болеющих клириков, которые планировали скоро вернуться на службу.
На эту процедуру не явилось два священника: один не имеет симптомов и продолжает служить, другой решил нести подвиг и остался дома, видимо, ждет карету скорой, потому что он совсем не здоров. С КТ вернулись не все, но я обращаю внимание на то, что ушедшие не здоровы, просто у них не задеты легкие», — так описал у себя в фейсбуке ситуацию бывший клирик Свято-Симеоновского собора Станислав Трофимов.
Источник: https://meduza.io/feature/2020/04/29/v-rossiyskih-tserkvyah-i-monastyryah-massovoe-zarazhenie-covid-19
Кафедральный собор — что это такое и чем отличается от церкви
Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.
Что означает слово «собор»
Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.
- Обычно собором называют главный храм в городе.
- В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
- Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
- Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
- Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников
Что такое «кафедральный собор»
Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.
Чем собор отличается от церкви
Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.
По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.
Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.
Соборы в разных направлениях христианства
Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.
Православие
У православного храма выделяют три части:
- Алтарь;
- Наос (или средняя часть под куполом);
- Притвор (вход внутрь).
При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.
Католицизм
Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.
Протестантизм
В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.
Самые известные православные соборы
- Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века.
- Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
- Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
- Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
- Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.
Источник: https://pravednik.info/kafedralnyj-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html