Совесть
Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести.
Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.
Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться.
Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё заявил Гитлер: «Совесть — выдумка евреев».
Понятно, что невозможно достичь ясного понимания явлений духовных с помощью одних лишь предположений. Только Всевышний, Знающий в точности сущность духовных явлений, может открыть её людям. Ниже излагается еврейский взгляд на явление, которое называется «совестью». Этот взгляд основывается на Традиции, которую Моше-рабейну получил от Владыки мира на горе Синай.
Слово мацпун («совесть») в «современном» иврите и в иврите древнем
В современном иврите совесть называется мацпун — от слова цафун — «скрытое», потому что голос совести — внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово мацпун связано со словом мацпэн («компас»), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти.
Но в древнем иврите совесть называется мусар клайот, буквально «муки почек».
Почему совесть называется «муки почек»?
В статье «Что говорит Иудаизм о “сердце”?» мы писали, что у каждого органа тела кроме физиологической имеется духовная функция. В Талмуде (трактат Брахот 61а) сказано, что духовная функция почек — указывать («советовать») человеку прямой путь. Так сказано в Гмаре: «Почки советуют».
Эта функция подобна физиологической функции почек — отделять полезное от вредного, выводить вредное (прежде всего — выделение мочи). Так и духовная их функция — отделять добрый путь от дурного.
Источник: https://toldot.ru/sovest.html
Этюд о совести
«Партнер» №2 (137) 2009г.
Григорий Калихман (Дортмунд)
Человек живет не для радости, а для совести.
(Из кинофильма «Покровские ворота»)
Знаменитый американский генетик Фрэнсис Коллинз, который руководил программой по расшифровке генома человека, утверждал: «Наличие совести представляет собой очень сложную проблему для ученых, которые пытаются вывести человеческое поведение как результат эволюции животного мира. Совесть нельзя объяснить стремлением отдельных эгоистичных генов увековечить себя. Эгоизм — это перевес желаний над совестью».
Совесть — чувство нравственной ответственности
Что такое совесть, откуда она берется и помогает ли она человеку в борьбе за выживание? Вот перечень вопросов, которые будут рассмотрены в этой статье. Владимир Даль определял совесть как способность распознать качество поступка. Бессовестным он называет человека, не отдающего себе отчет в делах своих.
Толковый словарь русского языка дает такое определение: совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. В этом определении есть доля истины. Действительно, совесть, как и мораль, существует только в обществе. Где нет людей, там нет морали, там не может появиться и проявиться совесть.
И все-таки, в первую очередь, совесть — это чувство ответственности перед самим собой. Мне больше нравится определение, предлагаемое интернетовской Википедией: совесть — это способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Недаром философ и писатель Цицерон, живший в Древнем Риме до нашей эры, говорил: «Для меня моя совесть важнее, чем речи всех.» Вот так, не больше и не меньше, и я верю, что для него это были не только слова.
Совесть и вынужденная необходимость
Совесть может проявляться не только в форме осознания нравственного смысла совершаемых поступков, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в виде угрызений совести или в положительных эмоциях «спокойной совести».
Согласно Зигмунду Фрейду, совесть — это внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний или действий, с акцентом на то, что эта недопустимость несомненна и в доказательствах не нуждается. При этом совесть находится в непосредственной связи со свободой воли, ибо человек только в том случае может упрекать себя в совершении определенного рода поступков, когда предполагает, что от него зависело и не совершать их.
И вот здесь возникает очень сложный и не решенный до конца вопрос об ответственности человека за совершение вынужденных действий. В одной из песен Булата Окуджавы говорится о солдате, который освобожден от всякой моральной и общественной ответственности и угрызений совести:
А если что не так, не наше дело, Как говорится, Родина велела. Как славно быть ни в чем не виноватым, Совсем простым солдатом, быть солдатом. |
Хочу привести другой пример. Один из нацистских руководителей сказал: «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью.» Само собой разумеется, слушатели без колебаний вняли этому наставлению. Мы все знаем, что из этого вышло.
В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» есть такой отрывок: «Если бы Кальтлуфту (это был начальник огромного концлагеря) пришлось отвечать перед небесным судом, он бы, оправдывая свою душу, правдиво рассказал судье, как судьба толкала его, простого крестьянского парня, на путь палача, убившего пятьсот девяносто тысяч человек.
Что мог сделать он перед волей могучих сил: мировой войны, огромного национального движения, непреклонной партии, государственного принуждения? Кто в состоянии плыть против течения?.. И так же или примерно так оправдывали бы себя перед Богом те, кого посылал на работу Кальтлуфт, и те, кто посылал на работу Кальтлуфта.»
Действительно, судьба ведет человека. Но правдой является и то, что человек идет, потому что хочет, и он волен не хотеть.
Происхождение и природа совести
Если в определении совести философы и моралисты не имеют принципиальных расхождений, то о происхождении и природе совести споры продолжаются со времен Сократа и Аристотеля. До сих пор специалисты не пришли к согласию, что же такое совесть и как она возникла. Существуют две взаимоисключающие точки зрения. Одна из них объясняет появление и развитие совести, исходя из психологических и социологических условий жизни человека.
Вторая теория, называемая интуитивизмом, покоится на утверждении, что совесть есть природное свойство человека, не являющееся производным от других его качеств. Эта теория не отрицает развитие совести и зависимость ее проявлений от исторических условий во времени и в пространстве, но считает зародыш совести основным свойством человеческого духа. Основная мысль интуитивизма: совесть есть глас Божий.
Вот как писал об этом великий французский моралист Жан-Жак Руссо: «Совесть — божественный инстинкт, нравственный наставник сердца, направляющий к хорошим поступкам, хорошим мыслям, хорошей жизни. Без нее я не чувствую в себе ничего, что возвышало бы меня над животными.» Если это так, то как объяснить отсутствие совести у преступников? Чтобы как-то ответить на этот вопрос, сторонники интуитивизма вводят смутное понятие о двойной совести: трансцендентной и эмпирической.
Первая непосредственно задана в природе человека в виде зародыша, т.е. это общее для всех людей духовное свойство. Вторая подвержена законам развития и зависит от весьма сложных внешних и внутренних условий. Если трансцендентная совесть является безошибочной, то эмпирическая может ошибаться.
Еще древнегреческие философы подметили, что человеческая совесть — не обязательно непреложный указатель правильного пути, что существуют ошибки совести.
Из этого следует, что поступать по совести далеко не всегда означает действовать правильно и справедливо. Видите, как всё запутанно, и я предоставляю читателям возможность самим разобраться в этом непростом вопросе.
Этимология слова «совесть»
В одной из своих прежних статей я написал о том, что мне неизвестно происхождение слова «совесть» в русском языке. После публикации статьи одна читательница любезно сообщила мне, что совесть происходит от слов «весть» и «ведать». Я с благодарностью принял это к сведению.
Собирая материалы для этой статьи, я узнал, что почти во всех европейских языках слово «совесть» образовано от корня, обозначающего знание. Например, в немецком языке: das Gewissen (совесть) происходит от wissen (знать); в английском языке: conscience (совесть) происходит от science (знать). Кстати, английские слова conscience и science ведут свое происхождение из латинского языка.
Из сказанного следует, что наличие совести дает человеку знание, позволяющее отличать добро от зла, т.е. делает его почти равным Богу.
«Гибкая» и чистая совесть
Сенека — философ, живший в Риме еще в начале нашей эры,писал: «Чистая совесть есть постоянный праздник.» Я позволю себе не согласиться со знаменитым философом. По моему мнению, чистая совесть может и должна рассматриваться как нормальное состояние человеческой души, т.е. как будни. А вот нечистая совесть — это уже экстраординарное состояние. Мы все помним слова Бориса Годунова из одноименной трагедии А. С.
Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.» Со времен Годунова и Пушкина прогресс цивилизации шагнул далеко вперед, в связи с чем многие люди научились договариваться со своей совестью. Не вдаваясь в широкие обобщения, можно вспомнить нашу «историческую Родину».
Коммунистическая партия — «ум, честь и совесть нашей эпохи» — за почти семьдесят пять лет советской власти вырастила и воспитала несколько поколений «людей с гибкой совестью», которые во имя абстрактного идеала сумели переступить через себя, через свои убеждения и полностью искоренили в себе всё человеческое. Возможно ли такое, если исходить из того, что совесть — дар Божий? Оказывается, возможно.
Шекспир, который был не только великим драматургом, но и великим психологом, очень убедительно объяснил этот феномен: «Угрызения нашей совести прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас еще живы, а не нашим порокам.» Постараемся понять: действительно, сколь бы порочен человек ни был, если в нем сохранились какие-то остатки добра и добродетели, то он все-таки не чужд угрызений совести.
Но если у него в душе не осталось ничего святого, то о какой совести может идти речь. По этому поводу известная русская поговорка гласит: «Крой, Ванька, — бога нет!» Наблюдая коллизии сегодняшней политической и экономической жизни в России и в Украине, нельзя не согласиться с шекспировским высказыванием. Для тамошних политиков и олигархов совесть уже давно стала устаревшим, архаическим понятием.
Это про них какой-то юморист сказал: «Чем меньше совести, тем больше всего остального.» А всего остального им не занимать. Я не хочу выглядеть апостолом морали и выскажу одну грустную мысль. Мне кажется, что многие из нас, окажись на их месте, вряд ли вели бы себя иначе. Как говорится, положение обязывает. Из сказанного можно сделать вывод, что на вопрос о том, помогает ли совесть в борьбе за выживание, скорее всего следует дать отрицательный ответ.
И несмотря на это, совесть все-таки существует — и не только как понятие. Это не только сдерживающая, но зачастую и побуждающая сила, которая заставляет человека совершать благородные поступки. Выражение «не за страх, а за совесть» означает, что человек далеко не всегда действует из страха наказания или в ожидании какого-то вознаграждения, а нередко под влиянием внутренних благородных побуждений.
Вот как сказано об этом в стихотворении малоизвестного поэта:
Среди трудяг — трудяга, хоть незаметна сила, Что не дает закиснуть среди невзгод любых. Таких людей лишь совесть из тени выводила, По самой жесткой мерке отметив доблесть их. |
А вот еще один интересный вопрос.
Существует ли связь между уровнем культуры и совестью? Различные этнографические исследования убедительно доказывают, что у некоторых народов, стоящих на весьма низкой культурной ступени, относительно высокая нравственность. Несомненным является и тот факт, что наша совесть формируется под влиянием взглядов и поступков наших близких, а также общественной среды, в которой мы выросли. Таким образом, можно сказать, что наша совесть приобретает определенный «акцент». Хочу пожелать всем читателям и, в первую очередь, себе, чтобы наши дети и внуки вспоминали нас как «людей с чистой совестью».
Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2009/2/212/3522/jetjud-o-sovesti?lang=ru
О чём?
Статьи и публикации
по психологии
Совесть – нравственное сознание,Нравственное чутьё или чувство в человеке;внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в которомотзывается одобрение или осуждение каждого поступка;способность распознавать качество поступка; чувство,побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла;невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда,в различной степени развития.
Владимир Даль
Несколько месяцев назад два студента убили одного близкого мне человека. Убили цинично, в его собственной квартире. Один из юных убийц был его соседом, он знал, где лежат деньги. Ценой человеческой жизни стали 2000 евро. Человека больше нет, остались незавершенные дела, полуторагодовалый сын, мама, которая не может прийти в себя от душевной боли, фотографии и воспоминания.
Московские студенты, современные молодые люди, одному 19, другому 21 год. Перед входной дверью соседа – убийцы стояла сноубордическая доска. Наверное, он также, как все слушал современную музыку, просиживал часами в сети, быть может, имел свою страницу в «жж» или в «одноклассниках», получал профессию и, вероятно, задумывался о будущем.
Подобных молодых людей я каждый день встречаю на московских улицах и задаюсь вопросом, что произошло с миром, если эти «дети» могут позволить себе нажать на курок и выстрелить в человека.
По какому каналу втекла информация в головы современных людей о том, что человеческая жизнь больше ничего не стоит? Кто так усердно старается над зомбированием наших детей и превращает их в убийц? Чему сегодня обучают в университетах, не забывается ли за профессиональной подготовкой главное: воспитание личности и развитие способности мыслить?
Страшно то, что эти юные «раскольниковы» выходцы из социально благополучной среды, имеющие неоконченное высшее образование, не связанны с криминалом или с радикальными молодежными группировками. Значит ли это, что в любом современном молодом человеке я могу видеть потенциального убийцу? Значит ли это, что я больше не могу чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме, открывая дверь соседям?
Мы все дальше удаляемся от первоисточника, все меньше современная цивилизация похожа на Эдем. Мы сами себя лишили рая, но человечество всегда тоскует по нему, и в желании заглушить эту тоску мы непрестанно создаем фальш-рай, компенсируя утраченное материальными ценностями.
Двигаясь по этому пути, мы не обретаем ощущение душевной гармонии, а все больше утрачиваем райскую обитель и отрекаемся от духовных ценностей, освобождая место для материального. И прежде неприкосновенная ценность жизни, на взгляд современного человека уже не так неприкосновенна.
Возможно, я утрирую, и всегда были маргиналы, способные на непредсказуемые действия. Скорее более важным, является отношение общества к подобным поступкам. К сожалению, сегодня мы больны эпидемией равнодушия. А равнодушие – это благоприятный фон для насилия, хамства, предательства и лжи.
Что такое равнодушие и каковы его симптомы?
В равнодушии мне становится все равно, что происходит вокруг, меня больше ничто эмоционально не трогает, больше ничто не переживается мной как ценное. Происходит обесчувствование, эмоциональная закрытость от боли другого. Только собственная боль способна вызвать во мне чувства, но общество уже заражено, и я не вправе рассчитывать на поддержку ближнего.
Меня, уснувшего могут ограбить прямо в метро, избить, пройти мимо, игнорируя мой сердечный приступ. Если меня убьют, никто не заметит, даже, если это случиться публично, в центре города, в середине дня. Никому не придет в голову позвонить, сообщить, помочь, защитить.
Равнодушие наступает тогда, когда насилие, преступность и беззаконие перестают быть единичными явлениями и становятся повседневным фоном жизни.
Сначала все это вызывает эмоциональный шок, душевную боль, слезы. А потом наступает фаза апатии ко всему, что происходит вокруг.
Вот как писал об этом психотерапевт Виктор Франкл, переживший концлагерь: «Угасание нормальных чувств продолжалось и продолжалось. Вначале заключенный не мог выносить тех садистских экзекуций, при которых его заставляли присутствовать; он отводил взгляд от своих товарищей, часами приседавших и встававших в грязи в темпе, диктуемом ударами.
Но проходят дни, недели, и он начинает реагировать иначе. Ранним утром, еще в темноте, стоит он в своей колонне у ворот лагеря перед маршем на работу; где-то рядом раздается вопль боли, он оборачивается и видит: его товарища ударами сбивают с ног, поднимают и снова сбивают.
Почему? За что? Его товарищ болен, у него высокая температура, но, на его несчастье, жар начался только этой ночью и у него не было возможности своевременно измерить температуру в лазарете и остаться в бараке, как больному. Теперь его наказывают, как симулянта, отлынивающего от работы.
Мучительная картина, но нашего заключенного, находящегося уже на второй стадии психологического реагирования, это уже не трогает. Равнодушно, как-то отрешенно, с тупым безразличием наблюдает он за происходящим».
Равнодушие – это особый механизм психологической защиты, реальность сужается, главной задачей каждого из нас является забота о собственном благополучии, что само по себе хорошо, при условии, что мы продолжаем видеть других. Когда остаемся только мы, а все остальное исчезает из нашего поля внимания – это признак заражения, как бы мы себя не оправдывали при этом.
Порой эта позиция равнодушия маскируется благородными идеями: «Нужно думать о себе, если каждый будет думать о благополучии собственной семьи, то мир станет лучше и прекраснее”, но, как показывает жизнь, это не так. Не достаточно заботиться только о своей семье, необходимо видеть шире.
В библейском понимании ближний, это не родственник, а тот, кто в данный момент оказался рядом.
Еще один путь, ведущий к равнодушию – это чрезмерная сытость. Нам всем знакомо чувство блаженного отупения в момент удовлетворения потребностей желудка. В состоянии сытой неги человек не задумывается о высоком, он не в состоянии сопереживать ближнему и совершать личностные поступки. Состояния чрезмерной сытости опасны, и в том, чтобы их не допускать состоит величайшая мудрость постов.
Они существуют не для диеты, а для духовной аскетики, для того, чтобы освобождать место в душе человека для любви, сострадания и милосердия, для того чтобы человек следовал за сердцем, а не за потребностями «желудка». Я не говорю о том, что человек должен быть голодным, обескровленным, лишенным необходимых для жизни материальных благ.
Голод – это другая крайность, заставляющая думать человека о собственном выживании. Все должно быть в балансе и материальное не должно влиять на ясность мысли и взгляда. В последнее время большинство постится во время Великого поста, но традиционно православные верующие постятся четыре раза в год, что составляет примерно шесть месяцев.
И именно этот, веками сложившийся ритм позволяет человеку находиться в состоянии духовного тонуса и наполнять свою жизнь подлинным содержанием.
О чем говорит мне моя совесть?
В состоянии сытости мы перестаем слышать голос своей совести. Как говорил Франкл: «Совесть – это голос Бога внутри человека». Но у каждого из нас есть выбор — разбудить ее или оставить в дремлющем состоянии. Нынче совесть не в моде, торжествует всепобеждающий «здравый смысл». Редкий современник откажется от головокружительной карьеры и соблазнительных перспектив, даже если для этого придется договариваться с собственной совестью.
И что в результате, мы живем в век процветания вино-водочных и сигаретных компаний, оружейного и нарко-бизнеса, сталкиваемся не с врачами, а с бизнесменами от медицины, с коррупцией в правоохранительных органах. И за все это мы расплачиваемся самым ценным – здоровьем, верой, утратой любви и сочувствия к другим. Сталкиваясь с подобным опытом, мы считаем, что получаем моральное право — относиться также к другим, и круг на этом замыкается.
Интересно, что совесть, может совпадать, а может и не совпадать ни с голосом разума, ни с ценностями, принятыми в обществе, в котором живет человек. Совесть не зависима, она существует и развивается сама по себе. Это внутреннее чутье на правильное, которое является врожденной способностью каждого человека.
Но звучать отчетливо голос совести начинает тогда, когда запускается процесс формирования личности. Слышать голос совести, это не значит следовать за ним, и каждый человек взаимодействует с ним по-своему.
Кто-то живет как прежде, но каждый раз раскаивается, ничего существенно не изменяя в своей жизни, кто-то находит компромиссные решения, кто-то делает вопреки, отрекаясь от собственной совести, а кто-то следует за ней, и таких среди ныне живущих современников становится все меньше.
Следовать за совестью не просто, особенно сегодня, в век, изобилующий всевозможными соблазнами. Совесть часто толкает к неудобству, к самоотречению, к усилию над собой ради других. Порой, следуя за совестью, приходится жертвовать своим временем, отдыхом, комфортом, финансами, безопасностью и ради чего? Вот основной вопрос, который извечно стоит перед человечеством и рано или поздно касается каждого из нас.
Ради чего успешный предприниматель Шиндлер спас 1100 евреев во время 2-ой Мировой войны и стал банкротом? Ради чего доктор Гааз отказался от сытой жизни в Германии и успешной врачебной практики и в тюремной больнице лечил русских каторжников? Ради чего Виктор Франкл, не имеющий возможности уберечь своих близких, отказался от американской визы и отправился в фашистский концлагерь вместе со своей семьей? Во всех этих примерах нет «здравого смысла», но есть другой – глубинный, божественный, который и является в конечном итоге смыслом жизни.
Мы в этом мире для чего-то, и не только не для того, чтобы красиво одеваться, шикарно жить и вкусно кушать, а прежде все для того, чтобы любить, заботиться, спасать, сочувствовать, помогать, создавать, творить, сохранять, защищать, дарить. Совесть, порой противоречит «здравому смыслу», но как говорил Франкл – выбор совести всегда этичен. Именно по этому критерию, по этичности наших поступков легко понять, следуем ли мы за этим голосом или идем ему вопреки.
Недавно я попросила своих студентов написать небольшие эссе по поводу их взаимоотношений с собственной совестью. Ответы достаточно противоречивы, многие обнадеживают, а некоторые взгляды вызывают грусть и сожаление. Вот некоторые выдержки из их ответов:
Источник: http://www.keytoself.com/article-015.html
Читать книгу «Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня» онлайн— Лев Толстой — Страница 2 — MyBook
Меня спрашивали об этой книге: «Почему именно Толстой»?
А кто же ещё? Кто ещё, кроме Толстого, вплотную подошёл к той сфере знаний, для обитания в которой уже недостаточно общедоступных, обычных представлений о добре и морали, а требуется особое состояние сознания, дозревшего до предчувствия Синтеза?
«Лев Толстой – эзотерик?»
Да, как ни странно это может звучать. Читая эту книгу, вы забудете Толстого – категоричного отрицателя; перед вами предстанет созерцатель с сердцем, готовым к вмещению. Человек, свободный от страха утратить свои прежние убеждения, ставшие неугодными Истине. Человек, догадывающийся о подлинных свойствах Бога, Абсолюта и начавший уже произносить слова, которые даже ему самому иногда кажутся странными, но жить без которых он уже не в состоянии
«Но будет ли такой портрет Толстого вполне правдивым?»
Для устремлённых – да! Ведь правда – это не то, что есть, а то, чем оно, преображаясь, становится. И если какой-то человек по-настоящему одержим идеей преображения, то можно со спокойной совестью о наивысшем, что есть в таком человеке, говорить, как о нём самом.
Максим Анатольевич Орлов
– 1 –
Какое радостно-восторженное чувство испытывает человек, когда в первый раз поймёт, что его дело в борьбе с собой. [1]
Жизнь как отдельного человека, так и всего человечества есть неперестающая борьба плоти и духа. В борьбе этой дух всегда остаётся победителем, но победа эта никогда не окончательная, борьба эта бесконечна, она-то и составляет сущность жизни. [2]
Настоящая жизнь – в том, чтобы становиться лучше, побеждать своё тело силою духа, приближаться к богу. Это не делается само собой. Для этого нужно усилие. И это усилие даёт радость. [3]
Жизнь человеческая только тогда истинная, когда она сознательна и состоит из усилий как мысли, так и дела и слова. [4]
Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чём-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо. [5]
Избавление от зла и приобретение блага добывается только своим усилием; () нет и не может быть такого приспособления или учреждения, посредством которого, помимо своего личного усердия, достигалось бы своё или общее благо; () нельзя ни спасать других, ни спасаться посредством других. [6]
Мы знаем, что без физических усилий мы ничего не достигнем. Почему же думать, что в области духовной можно достигнуть чего-либо без усилия. [7]
Доброта голубя – не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель и её степени начинаются только тогда, когда начинается усилие. [8]
Видел во сне, что думаю и говорю, что всё дело в том, чтобы сделать усилие, то самое, что сказано в евангелии: «Царство Божие усилием берётся» Всё хорошее, всё настоящее, всякий истинный акт жизни совершается усилием: не делай усилий, живи по течению, и ты не живёшь. () Усилие важнее всего. Всякое маленькое усилие: победить лень, жадность, похоть, гнев, уныние. Это важнейшее из важного, это проявление Бога в жизни – это карма, расширение своего я. [9]
Мы живём только тогда, когда помним о своём духовном я. А это бывает в минуты духовного восторга или минуты борьбы духовного начала с животным. [10]
Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, всё равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью. Люди, не делающие усилия, часто говорят это, но, сколько бы они ни говорили это, они в душе своей знают, что пока они живы, усилие в их власти. [11]
Если тебе чего-нибудь так хочется, что тебе кажется, что ты не можешь воздержаться, – не верь себе. Неправда, чтобы человек не мог воздержаться от чего бы то ни было. Не может воздержаться только тот, кто вперёд уверил себя, что это невозможно. [12]
Трудитесь, боритесь. Жизнь – борьба. Без борьбы нет жизни. [13]
Да, жизнь всегда борьба, и когда стоишь на стороне того, кто наверное победит в борьбе – больше радости, чем страданий. [14]
Главное – бороться, не переставая бороться в мыслях, в чувствах, в поступках и верить в свою духовную силу. Не верить в эту силу нельзя, потому что духовная сила, составляющая наше истинное «я», есть сила божественная, всемогущая по отношению самого себя. [15]
Не говорю: дай бог вам душевного спокойствия и радости, а говорю: сами возьмите и спокойствие, и радость; они в нашей власти [16]
Весь смысл и вся радость жизни заключается во всё большем и большем сознании божественности своей природы. [17]
Если ребёнок не знает, что у него есть сердце, то это не значит, что у него нет сердца. То же и с духовной силой. Если человек не знает в себе духовной силы, это не значит, что её нет в нём. [18]
У человека есть, кроме сознания своей жизни, высшее сознание, способность спросить себя: истинно ли и добро ли то, что я делаю? У человека, стало быть, есть в нём самом мера истинного и доброго. В нём, стало быть, есть истина и добро. [19]
Сознание в себе Бога не допускает бездеятельности: зовёт, требует проявления, требует общения с божественным и освещения небожественного – борьбы, труда. [20]
Для того, чтобы быть с Богом, быть в настоящем, быть неподвижным, надо не переставая двигаться. Je m’entends (Я понимаю то, что хочу сказать (фр.).), т. е. что для того, чтобы быть с неподвижным, вечным, надо не переставая отодвигать то, что отделяет от него. [21]
Человек сознаёт себя Богом, и он прав, потому что Бог есть в нём. Сознаёт себя свиньёй, и он тоже прав, потому что свинья есть в нём. Но он жестоко ошибается, когда сознаёт свою свинью Богом. [22]
Я пишу, главное, для себя: тот, на кого я нападаю, кого я убеждаю – это я. [23]
Бороться – это самая жизнь, она только и жизнь. Отдыха нет никакого. Идеал всегда впереди, и никогда я не спокоен [24]
Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем.
Да что счастье – глупое слово; не счастье, а хорошо; а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, – это – несчастье. () Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость. [25]
Никогда не отчаивайтесь в борьбе: не считайте борьбу предшествующим действием чего-то; в ней-то и жизнь: тяжёлая, мучительная, но истинная жизнь, где бы она ни происходила – на верху или на низу лестницы. [26]
Одно законное счастье есть честный труд и преодолённое препятствие. [27]
– 2 –
То, что требуется совестью, высшим предчувствием доступной человеку истины, – есть всегда и во всех отношениях самая плодотворная и самая нужная в данную минуту для человечества деятельность. Только человек, живущий сообразно своей совести, может иметь влияние на людей, и только деятельность, сообразная с совестью, может быть полезна. [28]
Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека – быть полезным и иметь спокойную совесть. [29]
Камень не может сделаться вредным и даже не полезным. Человек может, и это надо помнить. [30]
Помните одно: другие живут, как им велит их совесть, а я буду жить по своей совести, и пусть судят обо мне, как хотят, только бы бог был со мною, или, скорее, я с ним. [31]
Совесть есть воздействие сознания вечного, божественного начала на сознание временное, телесное. [32]
Совесть () есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим. [33]
Голос совести – голос бога. [34]
Все наши беды оттого, что мы забываем про то, что Бог живёт в нас, и продаём этого Бога за чечевичную похлёбку телесных радостей. [35]
Жизнь для души уменьшает мелкие радости, но увеличивает самую большую духовную, как ветер задувает свечи и раздувает костёр. [36]
[Жизнь, соответствующая требованиям совести,] есть одна: жизнь по учению Христа. А эта жизнь разрушает всё то, что даёт радости мирской жизни. Правда, что жизнь по христианскому учению даёт другие, несравненно высшие радости, даёт свободу, спокойствие, уничтожает страх смерти. Но для этого нужно новое рождение, т. е. перенесение всей своей энергии жизни из личных интересов в служение богу, всегда, во всякий момент настоящего, не думая о последствиях. А рождение не бывает без мук. [37]
Есть пути, связывающие нас с миром и с его соблазнами, и есть нить, связывающая нас с богом. Всё стремление наше должно быть направлено на то, чтобы держаться на одной нити божьей. [38]
Подумайте о том, кто вы, и перестаньте делать [зло]. Перестаньте – не для себя, не для своей личности, и не для людей, не для того, чтобы люди перестали осуждать вас, но для своей души, для того бога, который, как вы ни заглушаете его, живёт в вас. [39]
Благодарю Тебя, Господи, за жизнь и благо её. Помоги мне прожить её в любви. Не оставляй меня, чтобы мне помнить то, что Ты во мне, и что я жив только Тобою. [40]
Источник: https://mybook.ru/author/lev-tolstoj/lev-tolstoj-o-velichii-dushi-chelovecheskoj-put-og/read/?page=2
Совесть — Психологос
Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.
Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.
Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Нужна ли совесть?
Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.
Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится.
Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть.
Только как и где ее ставить — решать ему.
А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее).
И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает.
И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.
Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.
Как пользоваться совестью
Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.
Как это осуществлять?
- Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
- Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/sovest