Какие есть веры и религии

Георгий Любарский: Вера. Религия. Церковь. — ПОЛИТ.РУ

Какие есть веры и религии

Я уже давно различаю ЦЕРКОВЬ, РЕЛИГИЮ и ВЕРУ на три абсолютно разных вещи.
(из блогов)

Как устроена социальная действительность вокруг таких понятий, как «вера», «религия», «церковь»? Что люди преимущественно имеют в виду, когда произносят эти слова? С чем ассоциируются выражения, а с чем – нет? В каком социальном ландшафте находятся эти понятия?

Ответ на это может дать когнитометрия, которая позволяет построить когнитивную карту, полученную при сравнении сотен и тысяч высказываний. В сравниваемых  высказываниях выделяется общее и различное, происходит сравнение, отбираются наиболее часто встречающиеся связи элементов, более устойчивые, и полученные когнитивные структуры представляются в виде схем. Это поэтапная формализация высказываний, производимая на основе немашинных методов.

Рассмотрено около 1500 высказываний в блогах, найденных по ключевым словам «вера», «религия», «церковь» (В-Р-Ц). После многоэтапной классификации высказываний и фильтрации получена схема отношений, которая связывает понятия. Это не результат личного теоретизирования автора, а совокупность наблюдений: какие понятия в нашем обществе связаны с религией, что общего в разговорах сотен разных людей по этому поводу.

Схема оказалась очень сложной, эти три понятия связаны со множеством других понятий, и карта общественного мнения в этом месте оказывается очень богатой. Но если предельно упростить ситуацию, безжалостно выкинуть все не очень частые смыслы и оставить лишь самые важные отношения, мы получим схему отношений вокруг В-Р-Ц.

Ландшафт мыслей вокруг триединства понятий «о вере»

Есть дорога, правила дорожного движения и гаишники.
Есть вера, религия и церковь!
Речи блогера

Вот карта отношений внутри В-Р-Ц согласно блогам. Пользоваться ею можно, как в детской игре: ходить с кружочков и квадратиков на ближние, смежные с ними. Так что это – карта путей, которыми мыслят то, что происходит между верой, религией и церковью.

Картинка выглядит очень сложной, но по сути это три куста отношений, свой куст от каждого узла: веры, религии, церкви. В прямоугольниках – то, что мыслится как социальные институты, в овалах – понятия, обозначающие эмоции, мысли, действия. Это не слишком важное деление, так что на форму клеточек сначала можно не обращать особенного внимания.

В центре картинки – круг из понятий, связывающих В-Р-Ц. Вера (как публичное дело отдельных личностей) приводит к образованию общин верующих, те объединяются в некие корпорации, что и называется церковью. Конкретный, содержательный характер веры по отношению к этой форме значения не имеет:

верой может быть коммунизм, а корпорациями – партячейки.

Это мыслится говорящими как процесс создания церкви-организации – секулярной, коммерческой, идейной – какой угодно.

Согласно высказываниям блогеров, вера в теоретическом аспекте, как система догматов, «образует» религию, так что религия оказывается чем-то вроде теории для практики индивидуальной веры.

Религия оформляет и видоизменяет некоторые общие положения, создавая вероисповедания, которые служат объединению и разъединению церквей (коллективов верующих).

Теперь рассмотрим куст понятий около узла «вера». Вера, поскольку это личное дело, способ самоосуществления личностей, соседствует с множеством понятий внутреннего мира, способов совершенствования. Как дороги, эти способы личного самоустроения ведут к представлению о вечной жизни, истине, любви, сверхъестественному и к Богу.

Группа понятий около кружка «церковь» описывают существование этой корпорации по поводу духовных дел. Здесь всё, что связано с культом, обрядами, священниками и правилами поведения. Рядом с «церковью» существуют понятия противников, т. е. атеистов: сюда относятся «обман», «выдумки попов» и прочие бранные слова, которыми люди нерелигиозные, неверующие предпочитают объяснять жизнь церкви.

Группа понятий около кружка «религия» имеет несколько очень важных связей. Прежде всего в связи с религией оформляется система ценностей человека и общества, возникают мораль и образ жизни, представления о святом и греховном. Именно здесь – почитание Родины, Земли отцов, Родителей

Кроме системы ценностей, в связи с религией формируется общественный идеал, который, развиваясь, оказывается типом устройства общества – либерализмом, демократией, коммунизмом и чем угодно еще.

Третья важная связь понятия «религия» уникальна: это антагонистическая связь. На всей схеме она такая одна, обозначена жирной черной обоюдоострой стрелкой. Это мощное, яркое противопоставление религии и науки. Наука связана с разумом, доказательностью и полезной деятельностью, технологиями.

Религия – через веру – связана с истиной и другими ценностями внутреннего мира. Видимо, в таком расположении понятий в высказываниях блогеров отражается давняя война религии и науки. Получается очень болезненный разрыв истины (это понятие, находящееся вне науки) и доказательного знания, разума.

Наконец, еще одна группа понятий, связанных с церковью. Это – старый, «полузаживший» конфликт, ставший двустронней связью: отношения церкви и государства. Когда-то это была настоящая война. История Европы написана войнами о взаимоотношениях этих понятий. Сейчас в современной России это уже не реальный конфликт, а двусторонняя связь (белая обоюдоострая стрелка).

Через понятия власти, общества эти облака смыслов связаны с народом. От религии к этому же смысловому центру идут другие связи: произносятся разные слова вроде цивилизационной парадигмы, души культуры, типа рациональности. Смысл тут один: именно через религию устанавливается чрезвычайно важная категория национальной культуры, той спайки, которая обеспечивает единство народа.

Для общества и государства это чрезвычайно важный узел.

Поля согласия и столкновения платформ

«Нелепо, потому и верую!» — говорил Фома Аквинский
и лучше него вряд ли и скажешь.
Речи блогера

Большинство понятий вокруг каждого узла В-Р-Ц относительно бесконфликтно. Есть верующие различно и в разное, но между собой разноверующие спорят не так часто, чтобы это попалось в нашу выборку, споры о вере, видимо, довольно редки.

Внутренняя развертка «мира веры» — бесконфликтна. Один полагает, что главное – любовь, другой – что истина, третий больше говорит о Боге или судьбе. Это не принципиальные конфликты.

Такие области смыслов можем назвать «плато согласия» – там конфликты относительно локальны и сравнительно легко разрешимы.

Но есть и конфликты принципиальные. Например, жаркий конфликт между религией и наукой раздирает всю сферу смыслов надвое – появляются дублирующие понятия, подобные паре «шпион» и «разведчик». Есть истина и доказательное знание, есть рациональность и Высший Разум, святая вера и идеология.

Но конфликтов много больше. Черными звездами на схеме обозначены возникающие конфликты, связанные с насилием над верой. Верующими в данном случае могут выступать хоть католики, хоть атеисты. Это люди, которые не желают терпеть, чтобы над ними без их согласия производили обряды чуждой им религии. Насильно заставляли детей в школе учить чужой катехизис или без спроса показывали по телевизору греховные образы.

Один такой конфликт – в области церкви и государства. Власть, опираясь на национальную культуру, может насаждать определенную религию, веру, препятствовать проявлениям другой веры, развертывать религиозные конфликты.

Другой конфликт разворачивается в быту, на уровне столкновения личных мировоззрений – в левой части схемы, около системы ценностей, – тот же по природе конфликт.

Итак, описан в общих чертах социальный ландшафт вокруг В-Р-Ц. В этом рельефе смыслов есть области относительного спокойствия («это ваше дело», «меня не касается») и очень опасные зоны, в которых всё время ведутся идеологические сражения.

«Дырки»: о чем не говорят, потому что не думают

Религия ничего общего не имеет с верой Богу
Речи блогера

Следует добавить к этой схеме представление о том, чего в ней нет. Это будет указанием на «дырки» общественного сознания: на схеме нарисовано, как и о чем говорят в связи с В-Р-Ц, но не видно, о чем не говорят. Как это неговоримое можно выявить – отдельный вопрос, это надо подробно описывать методику составления когнитивных карт. Попробуем обойтись без этого, просто указав, где же зияют дыры.

Не говорят о добре и зле. Интересно, что есть разговоры о системе ценностей, о моральных запретах, реже появляется слово «грех». То есть многие близкие понятия из этого семантического окружения употребляются, а вот этих самых смыслов – нет.

Люди не говорят о добре и зле, весь этот круг понятий «утонул». О грехах говорят либо в самом общем, абстрактном смысле, либо – каталогизируют, какие есть смертные грехи и почему они соединены в такой особенный список. Видимо, «добро и зло» слишком конкретны – все же знают, что они относительны и у каждого свои.

Не говорят о значении той войны, которая ведется между религией и наукой и которая раздирает всю социальную сферу. Взаимных обвинений («обман! мифы! невежество!» // «плоский подход, непоследовательность!») – более чем достаточно. Но это именно «война двух вер», где каждый считает себя правым. Попытки понять социальную систему, в которой как постоянное качество присутствует бой непримиримых мировоззрений, – нет.

«Наука» появляется в кругу понятий, связанных с религией, «из ниоткуда», это своеобразный внешний враг, ломающий систему культуры и интеграцию социальной жизни.

Вопросов о том, как этого бы можно было избежать, как исправить дело – не возникает: дырка.

Ещё один важный провал: дырка в понимании связи религии и свободы.

Понятие свободы в Новое время появляется именно как свобода вероисповедания, социальная свобода коренится именно в конфликтах конфессий. Но этого понимания в разговорах людей нет.

Они говорят – с ненавистью – об инокультурных иноверцах, о том, как их принуждают к тому, во что они не верят. Конфликты с иноверцами осознаются и вызывают горячие эмоции, но трансформации в представлении о связи религии и свободы не происходит.

Источник: https://polit.ru/article/2012/07/10/cognitometry_church1/

Не верю: биолог-эволюционист о том, как религия защищается от науки и почему Адам и Ева нам не предки

Какие есть веры и религии

В науке хорошо то, что она истинна вне зависимости от того, верите вы в нее или нет.

Нил Деграсс Тайсон

«Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы»

В теологии частенько можно наблюдать следующую закономерность: по мере того как различные области науки — эволюционная биология, геология, история и археология — опровергают религиозные догмы одну за другой, эти догмы превращаются из буквальных истин в аллегории. Это одно из серьезнейших различий между наукой и религией.

Если какое-то научное утверждение опровергается, оно немедленно отправляется в мусорную корзину, где уже скопилось множество отличных идей, которые просто не оправдались. Когда опровергается религиозное утверждение, оно часто превращается в метафору, которая должна преподать верующим некий «урок».

Хотя некоторые библейские события трудно рассматривать как аллегории (в качестве примеров можно вспомнить кита, который проглотил Иону, и мучения Иова), теологический ум бесконечно изобретателен и всегда способен отыскать моральное или философское поучение в выдуманной истории. Ад, к примеру, стал метафорой «разлуки с Богом».

И теперь, когда мы знаем, что Адам и Ева не могли быть предками всех живущих на Земле людей, в «первородном грехе», который они передали потомству, некоторые верующие видят метафору человеческого эгоизма, развившегося в процессе эволюции.

Далее, многих прогрессивных верующих оскорбляют утверждения о том, что почти все в Библии следует воспринимать буквально. Один из самых часто употребляемых аргументов против подобного таков: «Библия — не учебник».

Видя эту фразу, я автоматически перевожу ее как «В Библии не все правда», ибо в этом и заключается ее смысл.

Утверждение о «не учебнике», разумеется, служит верующим оправданием и разрешением выбирать для себя настоящие истины в Писании (или, если речь идет о прогрессивных мусульманах, таких как Реза Аслан, то в Коране).

Не пора ли последовать совету апостола Павла, обращенному к коринфянам: повзрослеть и отложить детские игрушки?

В самом деле, даже разговор о том, что существует историческая традиция буквального восприятия Писания, может сильно расстроить «современных» верующих, поскольку сейчас принято утверждать, что буквализм — исключительно современное явление.

Однажды я написал на своем сайте, что история Адама и Евы не может быть буквальной истиной, поскольку эволюционная генетика показала: размер популяции человека всегда был намного больше одной пары.

Тогда писатель Эндрю Салливан раскритиковал меня за предположение о том, что верующие считают первую пару людей историческими личностями:

«Нет никаких данных о том, что райский сад всегда рассматривался фигурально? Неужели? Сам-то Койн читал эту штуку? Я презираю всякого, кто, имея мозги (конечно, у кого эти мозги не засорены фундаментализмом), считает, что это все должно толковаться буквально».

Тем не менее многие века христиане (включая и католическую церковь, к которой принадлежит Салливан) воспринимали Адама и Еву как единственных предков человечества. И в этом нет ничего удивительного, ведь библейское описание вполне конкретно и не несет ни малейшего намека на аллегоричность.

Скажем, когда Иисус говорит притчами (вспомним хотя бы доброго самаритянина), всем ясно, что он просто рассказывает историю, чтобы преподать определенный урок. Но книга Бытия толкуется не так.

Более того, католики всегда буквально придерживались религиозного моногенизма — представления о том, что все люди биологически происходят от Адама и Евы.

Реальность Эдемского сада, грехопадение, Адам и Ева как наши предки — все это без вопросов принимали ранние богословы и отцы церкви, такие как святой Августин, Фома Аквинский и Тертуллиан. []

Если вера частенько опирается на факты, то при их опровержении мы могли бы ожидать одного из двух: либо люди откажутся от своей веры (или какой-то ее части), либо будут упрямо отрицать факты и доказательства, противоречащие их вере. Первый вариант встречается нечасто, а вот свидетельств того, что по крайней мере основные догматы веры устойчивы к научным доказательствам, хватает.

64% американцев сохранили бы свои религиозные воззрения даже в том случае, если бы наука их опровергла, и лишь 23% подумали бы о том, чтобы сменить свои убеждения. Лишь чуть менее обескураживающие результаты дал онлайн-опрос Джулиана Баггини среди британских христиан, посещающих церковь.

41% опрошенных либо согласились с утверждением «Если наука противоречит Библии, я поверю Библии, а не науке», либо сказали, что скорее согласны с ним, нежели не согласны.

Возможен ли диалог между наукой и религией?

Люди часто призывают к диалогу между наукой и религией, при котором богословы, священники и раввины должны сесть рядом с учеными и разрешить все противоречия. При этом под «диалогом» подразумевается не просто разговор, но такой обмен мнениями, который рассеет всякое недопонимание и принесет пользу и науке и религии. На самом деле подобные совещания проходят регулярно, в том числе в Ватикане.

Их мотивация выражена в знаменитой цитате из Альберта Эйнштейна: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Но эта цитата вырвана из контекста, учитывая который, становится ясно, что говоря о религии, Эйнштейн подразумевал лишь глубокое благоговение перед загадками Вселенной.

Эйнштейн неоднократно отрицал существование личностного, теистического Бога и рассматривал авраамические религии как ложные институты, придуманные человеком. Он был в лучшем случае пантеистом и рассматривал саму природу как «божественное». Он считал, что наука оказалась бы в тупике без глубокого, всеобъемлющего любопытства и изумления — тех черт, которые Эйнштейн считал «религиозными».

Взгляды Эйнштейна, которые часто перевирают, не могут служить утешением ни для большинства верующих-теистов, ни для тех, кто уверен, что диалог науки и веры будет полезен обеим сторонам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем занимался бог Арес

Но возможен ли конструктивный диалог? Мой ответ таков: все полезное проистекает из монолога, в котором наука говорит, а религия слушает. Более того, монолог этот будет конструктивным только для слушающего.

Ученые, конечно, могут узнать кое-что о природе религии из разговоров с верующими, но то же самое способен узнать каждый, кто захочет поближе с ней познакомиться. Напротив, религии нечего сказать науке такого, что помогло бы ей делать свое дело.

В самом деле, для развития науки потребовалось избавиться от малейших остатков религии, будь то сами убеждения или религиозные методы поиска «истины». Нам не нужны эти гипотезы.

Если какое-то научное утверждение опровергается, оно немедленно отправляется в мусорную корзину. Когда опровергается религиозное утверждение, оно превращается в метафору

С другой стороны, религия может получить от науки пользу в нескольких отношениях — если рассматривать «науку» в широком смысле слова, а «религию» не только как веру, но и как институт.

Во-первых, наука может рассказать нам об эволюционных, культурных и психологических основах религиозной веры.

Существует множество теорий о том, почему люди создали религию, включая страх смерти, мечту о могущественном покровителе, желание некоторых властвовать над остальными и естественную склонность человека объяснять природные явления чьей-то сознательной волей.

Конечно, всем, включая и ученых, полезно побольше узнать о религии, поскольку это одна из движущих сил человечества. Она направляет ход истории (как на современном Ближнем Востоке), глубоко влияет на общество (политика современных США совершенно необъяснима без понимания американской сверхрелигиозности), вносит свой вклад в искусство, музыку и литературу. «Макбет» полон отсылок к Библии.

Без представлений о христианстве «Дева Мария в скалах» Леонардо да Винчи — это просто изображение мужчины, женщины и двух маленьких детей.

Но историческое и художественное значение религии — не тема для диалога науки и религии, подлинная цель которого — защитить религию от науки, внедрить религию в науку или продемонстрировать, что обе эти области представляют собой законные и дополняющие друг друга способы поиска истины. []

Если бы мусульмане знали, что Мухаммед, как Джозеф Смит, сам придумывал слова, которые позже стали догмой; если бы христиане знали, что Иисус не воскрес и вообще был не сыном Божьим, а просто одним из множества проповедников апокалипсиса той эпохи; если бы теисты знали, что нет никаких достоверных признаков вмешательства Бога в дела Вселенной — то толпы верующих мгновенно растаяли бы, как снег под весенним солнцем. Конечно, некоторые образованные верующие и богословы считают, что религия не зависит от фактов, но они в явном меньшинстве. Их «религия» — это скорее философия, и она практически не вредит ни науке, ни обществу. []

В конце концов, почему бы не выяснить, как наш мир на самом деле устроен, вместо того чтобы выдумывать про него истории или принимать на веру мифы многовековой давности? А если мы не знаем ответов, то почему просто это не признать, как регулярно это делают ученые, и не продолжить поиски, пользуясь объективными данными и разумом? Не пора ли последовать совету апостола Павла, обращенному к коринфянам: повзрослеть и отложить детские игрушки? Любое почтение по отношению к вере укрепляет те религии, которые причиняют реальный вред нашему биологическому виду и планете. []

Наконец, хотя сам я ученый и глубоко восхищен чудесами, привнесенными наукой в нашу жизнь за короткие пять веков, я считаю, что религия не только несовместима с наукой, но и препятствует ее развитию.

Я не предлагаю создать роботизированный мир, в котором правит наука. Мир, в котором мне хотелось бы жить, это мир, где сила убеждений человека пропорциональна силе доказательств.

Это мир, где можно не спешить с ответом, если его не знаешь, и где сомнение в утверждениях других не воспринимается как оскорбление.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/14668-ne-veryu-biolog-evolyutsionist-o-tom-kak-religiya-zashchishchaetsya-ot-nauki-i-pochemu-adam-i-eva-nam-ne-predki

Что такое религия?

Какие есть веры и религии

С древних времен люди пытались понять, что такое религия? В основе слова «религия» лежит связь или повторное обращение к чему-либо. Религия связывает людей разной этнической принадлежности, профессии, характера и образа мыслей. У представителей каждой религии есть свои традиции, которые заставляют их снова и снова возвращаться к основам своего вероучения, напоминая о том, что и в повседневной жизни нам нельзя забывать о Боге, Он везде и повсюду с нами.

Удивительное устройство мира, в котором создано все для того, чтобы в нем развивалась жизнь всегда наталкивало людей на мысли о том, что существует Творец. Даже там, где сейчас люди не знают Священного Писания, они продолжают верить в высшие силы. Из Священного Писания мы знаем, что отношения человека с Богом развивались на протяжении многих тысячелетий. Именно поэтому нам кажется непонятным многое из того, что описано в Ветхом Завете.

В те времена Бог еще являлся людям, открывал им Свою волю. Мы живем во времена Нового Завета и наша вера основана на нашем духовном опыте, который иногда может служить более явным доказательством существования Бога, чем иные материальные чудеса и подтверждения Его существования. Но духовный опыт каждого человека различен. В мире существует множество религий. И сказать, что «Бог един для всех религий» было бы неправильно, потому что Бог — не обезличенная Сущность.

Несмотря на то, что в монотеистических религиях есть много общего — Бог един и совершенен, в них есть и существенные различия, которые не позволяют последователям религий окончательно объединиться. Для христиан Богом является Иисус Христос, мы говорим о триединстве Бога. В основе христианства лежит Завет, как некий «договор», заключенный человечеством с Богом. Было бы неправильным обеднять роль религии до определенного свода правил или «закона», по которому живут люди во всем мире.

На самом деле, у религии гораздо больше функций, о которых мы расскажем в этой статье.

Сейчас нам многое известно даже о тех религиях, которые мы не исповедуем. Если в прежние времена основа учения той или иной религии была открыта только ее последователем, то сейчас многие историки занимаются изучением того, что такое религия? Уже известно, что религия неизбежно влияет на многие общественные процессы.

Религиозные воззрения людей сыграли огромную роль в истории современного мира и продолжают менять его. Мировые религии существуют очень давно. Самая молодая из них — Ислам, но и она насчитывает более 1600 лет. Христианству более 2000 лет, а иудаизму боле 4000 лет, а индуизму более 5500 лет.

Во все времена люди старались ответить себе на вопрос — кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? На этом построены древние мифы, легенды и сказки. Религия — это система взглядов, построенная на твердой вере во что-либо из нематериального мира. Многие большие ученые — Эйнштейн, Курчатов, Павлов, Вернадский и другие не скрывали, что они являются верующими религиозными людьми.

Понятие «религия» тесно связано с такими понятиями как «Бог» и «Церковь», потому что любая религия, будь то мировая или небольшой культ какого-либо племени построена на вере в Бога или богов и связана с организацией, имеющей традиции и обычаи — Церковью. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами.

С развитием цивилизации к человечеству пришло понимание того, что Бог един и политеизм ушел в прошлое, появились монотеистические религии. Это религии, в которых Бог един.

Роль религии в жизни человека

Религия играет огромную роль во всех социальных сферах. Что такое религия, если она влияет на культуру, развитие науки, медицину, социальные институты и многое другое? Это — удивительная духовная общность, которая возникает у людей с разным культурным наследием, разными взглядами и традициями. Даже такие сферы, как брак и создание семьи не обходятся без участие религиозных воззрений человека.

Так, например, католическому духовенству запрещено вступать в брак. Медицинская этика сформирована не без участия религии. Многочисленные споры о возможности клонирования во многом были связаны с тем, что Церковь не считает должным брать на себя роль Творца.

Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды.

Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера.

Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства.

Если говорить научным языком, то у религии существуют регулятивная, коммуникативная, интегративная, воспитательная и компенсаторная функция в жизни общества. Регулятивная устанавливает сложные общественные процессы и влияет на поведение людей и их жизнь в обществе. Коммуникативная заключается в объединение людей в группы по религиозному признаку.

Интегративная позволяет каждому последователю той или иной религии стать частью целого и считается продолжением коммуникативной функции. Компенсаторная функция помогает человека справиться с жизненными трудностями, религия поддерживает людей в трудные моменты их жизни, объясняя, с чем могут быть связны неприятности, как их преодолеть или научиться с ними жить.

Воспитательная формирует нравственные ценности у отдельно взятого человека или у целой группы людей.

Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании.

Религия и манипуляция: в чем разница?

Виды религий

Изначально религии были основаны на многобожии. В древнем Египте, конечно, пытались ввести культ единого бога (Ра, бога солнца), но людям было привычнее думать, что каждое божество «отвечает» за вверенную ему «епархию». Монотеизм был важен и с политической точки зрения, ведь собрать множество древних племен в единое государство было возможно только, если все они были готовы исповедовать одну религию. Иначе это могло грозить распрями и религиозными войнами.

В современном мире религии в основном являются монотеистическими. Несмотря на то, что неоязычество стало модным явлением в наши дни, в том числе, на территории бывших стран СНГ и в Европе. Иудаизм, христианство и ислам — монотеистические религии. Каждая из них претендует на вневременную религию, являющуюся постоянной и вечной системой ценностей для тех, кто ее исповедует.

Свою веру люди, как правильно, основывают на священных книгах. Для Христиан это — Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, для мусульман — Коран. В книгах содержатся основы вероучения и история возникновения той или иной религии.

Для совершения богослужений и таинств, люди строят храмы. В каждой религии свое название для места, в котором можно воздать поклонение богу. Мусульмане посещают мечеть, христиане — храм. Причем в каждой христианкой конфессии у храма есть свое название. В католицизме это — костел, в протестантизме — кирха. Они имеют разное архитектурное устройство и оформление.

Кроме того, в каждой религии Бог почитается по-разному, существуют разные таинства и обряды. Так Сикхизм предполагает медитации, христианство — богослужения с Причастием.

Религия появилась только в Новое время

Религии мира

Существует расхожее мнение, что существует три мировые религии:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

На самом деле, буддизм не может считаться религией, так как не включает в себя поклонение богу. Будда считал себя просветленным, но никогда не причислял себя к богам. Наряду с даосизмом и индуизмом, буддизм — это лишь определенная система ценностей, вера в сверхъестественные силы природы.

К монотеистическим религиям в данный момент относятся:

  1. Иудаизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Сикхизм

Иудаизм сформировался у еврейского народы и остается по сей день одной из древнейших монотеистических религий. В мире более тринадцати миллионов иудеев. Исходная точка этической идеи иудаизма — единство человеческого рода и равенство между людьми. Согласно иудаизму не этническая или другая принадлежность различают людей, а участие в их жизни нравственной силы.

Единство мироздания, согласно иудаизму, обязано своим существованием Воле Творца. Наряду с единством Бога иудаизм подчеркивает Его бестелесность. Бог — не одна из сил природы или материального мира, Он над природой и над материальными законами. Заповеди, которые Моисей получил на горе Синай являются продолжением союза, который Бог заключил с Авраамом.

Согласно иудаизму человек своими деяниями должен очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нем. Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог Един, Всемогущ и Вечен. Человек не способен познать Бога, кроме той меры, в которой Господь являет себя людям. Воля Божья является через пророков. Он оставляет каждому человеку свободу воли и не насаждает веру силой.

Иудеи ждут Царства добра и справедливости, которое наступит, когда придет Мессия.

Христианство в свое время считалось иудейской сектой, но истинность веры во Христа позволило скромному течению иудаизма превратиться в мировую религию с множеством последователей. В мире более двух миллиардов христиан, которые верят, что Христос и есть Мессия. Он пришел спасти Нас и принял Крестную смерть за нас.

Христианство не отрицает ветхозаветный принцип монотеизма и почитания Единого Бога. Новозаветный Бог есть любовь. Основа христианской добродетели — смирение и любовь к ближним. Христианство также говорит о равенстве всех людей.

Каждого человека Бог любит, как свое дитя и у каждого есть средства спасения — свободная воля и Божественная благодать.

Ислам — самая молодая из всех монотеистических мировых религий. Коран — священная книга для мусульман. Основателем Ислама считается пророк Мухаммед. Ислам пришел на замену язычеству в в Западную Аравию, в Мекку. Основа Ислама — вера в единого Бога, братство верующих и соблюдение норм морали. Согласно Исламу Иисус — один из пророков. Христиан в Исламе называют «людьми Писания». Этим термином последователи иудаизма и христианства отделяются от язычников.

Сикхизм — также монотеистическая религия. Она основана духовным учителем сикхизма Нанаком. В мире более 22 миллионов человек исповедуют сикхизм. Он возник в XVI веке. Бог, согласно сикхизму, никому не раскрывает цель творения материального мира, но исполнен любви и лишен ненависти. Бог присутствует повсеместно — в природе, милосердии, правде и красоте. Ему поклоняются с помощью медитативных практик.

Не стоит также путать религии и конфессии. Одна религия может содержать несколько конфессий. Так в христианстве основными являются православие, католицизм и протестантизм. В Исламе крупнейшими направлениями являются суннизм и шиизм.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем отличие христианства и православия

Одной из крупных политеистических религий является индуизм. Это — не совсем религия в привычном понимании слова, скорее, сложный комплекс верований. Главными божествами в индуизме считаются Брахма, Вишну и Шива.

Важно помнить о том, что наш Бог есть любовь и ненависть к людям, исповедующим другие религиозные взгляды, никак не поможет нам в деле Спасения. Лучший способ миссионерства — являть своей жизнью пример христианской любви и благочестия. Не стоит забывать о том, что Иисус не обращал никого в христианство силой, но являл миру чудеса любви.

  • Подросток и религия
  • Христианство как истинная религия

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-religiya/

Пейзаж заменит веру

Вера в моралистических, карательных богов, интересующихся человеческими делами, возможно, облегчила распространение и развитие человеческих обществ, считают авторы исследования, опубликованного в последнем выпуске журнала Nature. В данном исследовании ученые проверяют гипотезу о том, что

вера в всевидящего и карающего бога способствует росту сотрудничества, доверия и справедливости у людей из регионов, географически отдаленных от других сторонников той же религии, таким образом способствуя социальному расширению группы.

Как ислам сочетается с теорией эволюции живых организмов, идут ли иранские женщины в науку и как государство поддерживает исследования, в интервью →

Бенджамин Грант Перзики и коллеги взяли интервью у 591 человека из восьми регионов мира — в Бразилии, Маврикии, российской Республике Тыва, Танзании, а также на островах в южной части Тихого океана. Интервьюированные были приверженцами мировых религий, таких как христианство, буддизм и индуизм, а также сторонниками разнообразных местных религий и традиций, включая вероисповедания предков и анимизм. Авторы изучали поведение участников во время «экономической игры».

Каждому участнику выдавали по 30 монет, кубик, грани которого были окрашены в три цвета, и две чаши. От участников требовалось загадать цвет, выбрать чашу, куда они хотят положить кубик, а затем подбросить кубик. Если выпавший цвет совпадал с загаданным, то человек должен был положить часть монет в заранее выбранную чашу, если не совпадал — то в другую.

В одной серии экспериментов одна чаша принадлежала самому игроку, а вторая — единоверцу, живущему в одном с испытуемым регионе. Во второй серии опытов первая чаша принадлежала либо единоверцу, живущему по соседству, либо единоверцу из другого региона земного шара.

Помимо этого, с испытуемыми проводили подробное интервью и задавали вопросы, связанные с их отношением к своим богам, измеряли и усредняли оценки качеств богов, таких как, например, нравственность, нравоучительность, милосердие, жестокость.

Участники игры не озвучивали свои решения о загаданном цвете и чаше, а значит, решение о том, куда положить монеты, оставалось полностью на их совести. Тем не менее если бы все игроки действовали честно, то итоговый расклад укладывался бы в картинку статистической вероятности. Между тем этого не случилось.

Ученые выяснили:

чем больше человек был склонен характеризовать своего бога как «всевидящего» и «карающего», тем больше денег он готов был пожертвовать незнакомцам той же религии.

В качестве Вифлеемской звезды, которая указала волхвам на место рождения младенца Иисуса, ученые рассматривают соединение Юпитера и Сатурна, комету →

Результаты также показали, что люди делают это не потому, что хотят получить божественное вознаграждение, а потому, что верят в сверхъестественное наказание.

Как утверждают экспериментаторы, данное исследование наглядно показывает, что вера людей в сверхъестественное наказание способствовала повышению сотрудничества в обществах и их дальнейшему продуктивному развитию.

Магниты против религии

Впрочем, как показывает другое исследование, религиозность связана не только с чувством кооперации и сотрудничества и, более того, не является «неизменной величиной».

Недавно в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience было опубликовано исследование о связи религиозности с бытовым национализмом и реакцией мозга на угрозу.

Исследователи утверждают, что с помощью магнитной стимуляции области мозга, отвечающей за поиск и принятие решений, можно изменить отношение человека к мигрантам и религии.

В данном исследовании люди заполняли тесты, определяющие степень их религиозности и отношение к приезжим. Далее на мозг испытуемых воздействовали с помощью коротких магнитных импульсов.

После чего участники снова должны были высказать свое мнение о религии и мигрантах, причем перед этим людей просили подумать о смерти (как утверждают психологи, такие мысли повышают степень религиозности) и просмотреть написанные мигрантами тексты, выражающие их негативное или позитивное отношение к новому месту жительства.

Несмотря на внешние стимулы,

результаты показали снижение религиозности на 32,8% и улучшение отношения к иммигрантам на 28,5%.

95 лет назад в СССР стартовала атеистическая кампания по уничтожению мощей православных святых. Как это происходило, вспоминает отдел науки →

По мнению исследователей, такая реакция объясняется тем, что и религиозность, и негативное отношение к мигрантам являются ответом мозга на вызов — угрозу. В ситуации с религией угроза — это страх смерти, в ситуации с мигрантами — боязнь представителей другой культуры.

Красивый пейзаж отвлекает от церкви

Уменьшить степень религиозности человека можно не только с помощью магнитных импульсов, для этого есть и более приятные способы. Так, психологи выяснили, что среда проживания непосредственно влияет на степень религиозности человека: чем лучше климат и красивее окружающая среда, тем реже люди обращаются к богу и посещают церковь. Статья об этом необычном исследовании недавно была опубликована в журнале Sociology of Religion.

Оказалось, что

люди, проживающие в регионах с красивой природой и хорошими климатическими условиями, намного реже других относят себя к той или иной конфессии.

Психологи закономерно объясняют это тем, что приятные глазу пейзажи и хорошая погода способствуют эмоциональной стабильности людей и оказывают благоприятное воздействие на психику, то есть делают то, что огромное количество людей ищут именно в религии и вере в высшие силы.

Бог против стресса

Нельзя, однако, утверждать, что природа — монополист на рынке средств для поддержания хорошего настроения, а вера не оказывает положительного влияния на эмоциональное состояние человека. Согласно новому исследованию Американской психологической ассоциации, опубликованному

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2016/02/11_a_8067887.shtml

Наука и религия: можно ли положить конец вражде?

Кэролайн Уайат Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Для многих наука и вера не являются взаимоисключающими понятиями

Новый британский проект, целью которого стало примирение религии и науки, вряд ли положит конец долгим и подчас ожесточенным дебатам об их взаимоотношениях. Однако он позволит объединить семинаристов и ученых-христиан в вопросах изучения современной науки.

На проект, поддержанный Церковью Англии, выделено более 700 тысяч фунтов (около 1,05 млн долларов). Он является частью трехлетней программы Даремского университета и ставит своей целью углубить взаимодействие между наукой и верующими-христианами.

Будущие священники и другие участники проекта получат доступ к ресурсам современной науки. Кроме того в рамках программы будет изучаться отношение к науке среди иерархов церкви.

Финансирует программу благотворительный фонд Templeton World Charity Foundation, который предлагает отправлять заявки на получение гранта до 10 тысяч фунтов всем ученым-прихожанам, желающим способствовать развитию более глубокого понимания взаимоотношений между верой и наукой.

Среди сегодняшнего научного сообщества нет единого отношения к вопросу веры.

Так, одни современные ученые выступают с атеистических позиций и крайне отрицательно относятся к религии. Например, популяризатор материалистической картины мира Ричард Докинз, известный своей многолетней борьбой с религией, в своей книге «Бог как иллюзия» называет веру не заслуживающей доверия и даже бредовой.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет всех сложных взаимоотношений между двумя этими сферами

Другие же не считают науку и веру взаимоисключающими понятиями. В их числе один из кураторов программы, преподобный Дэвид Уилкинсон — профессор-астрофизик на кафедре теологии и религии Даремского университета.

«Слишком часто христианские лидеры считали науку угрозой или боялись обращаться к ней», — сетует он.

Битва идей

Профессор Уилкинсон стал священником методистской церкви после обучения и работы в области теоретической астрофизики; его специализация – изучение происхождения Вселенной.

«Многие вопросы, которые вера и наука ставили друг другу, приносили значительные плоды», — замечает он.

Я был поражен красотой и изяществом самой Вселенной, а также красотой и простотой законов физики, которые лежат в основе ВселеннойПреподобный Дэвид Уилкинсон

«Люди внутри и вне церкви убеждены, что у науки и религии непростые отношения, но упрощенная модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет очень интересных взаимоотношений, исторически сложившихся между этими сферами», — добавляет священник-ученый.

«Сегодня космологи обнаруживают, что некоторые вопросы выходят за рамки науки, — например, откуда у нас берется чувство благоговейного трепета», — объясняет он.

Сама по себе идея о борьбе между наукой и религией уходит корнями в средневековье, ко временам преследования Галилея католической церковью за его утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Потребовались сотни лет, чтобы церковь признала, что Галилей был прав.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Церковь признала свою неправоту в споре с Галилеем лишь сотни лет спустя

Но подлинный конфликт между наукой и религией начал пылать с конца XIX века. Он оказался удивительно стойким, до сих пор вызывая оживленные в споры на телевидении, радио и в интернете.

Многие говорят, что наука имеет дело с фактами, в то время как религия – с верой, хотя сегодня есть множество и тех, кто утверждает, что есть области, в которых интересы религии и науки пересекаются. К ним относится, например, вопрос о том, благодаря кому или чему возникла и существует Вселенная.

Нередко эти интересы перерастают во взаимную вражду, вырастающую, например, из не утихающих споров между верующими и атеистами на тему креационизма или разумного замысла.

Упрощенные определения

«Старое определение, что наука имеет дело с фактами, а религия – с верой, является слишком упрощенным, — говорит профессор Уилкинсон. — Наука включает в себя доказательства, но также включает в себя и навыки формулирования суждений и оценки доказательств».

Открытия сами по себе не могут быть использованы для формального доказательства существования Бога, но они порождают чувство прекрасного, для которого вполне естественным является религиозный откликОтец Эндрю Пинзент

«В конце концов, у вас есть только ограниченный набор доказательств, с помощью которых вы можете обосновать свою теорию, и вам приходится верить им, что не слишком далеко от положения верующего-христианина», — убежден Уилкинсон.

«Речь не о слепой вере, и на самом деле не слишком хороша та религия, что основывается лишь на слепой вере, — считает преподобный Дэвид Уилкинсон. — Христианство должно быть открыто для интерпретаций его суждений о мире и опыте».

По его убеждению, наука и религия отнюдь не исключают друг друга.

Он цитирует книгу физика Пола Дэвиса «Космический джекпот», где говорится, что Земля, как кровать в сказке про Машу и трех медведей оказалась идеально приспособлена для жизни по целому ряду удивительных и независящих друг от друга параметров.

«У меня был такой момент, когда я остановился и подумал: вот это да! Я был поражен красотой и изяществом самой Вселенной, а также красотой и простотой законов физики, которые лежат в основе Вселенной», — говорит профессор Уилкинсон.

Это чувство изумления разделяет и католический священник, специалист в области физики элементарных частиц Эндрю Пинзент, работающий в лаборатории ЦЕРНа, а также возглавляющий Центр науки и религии имени Иэна Рэмси в Оксфордском университете.

Отец Эндрю Пинзент уверен, что сегодня — чрезвычайно многообещающее время для изучения науки и религии.

В то же время он опасается, что старая «парадигма конфликта» также переживает свое второе рождение, и она формирует образ мышления для многих людей — особенно из числа тех, кто слабо разбирается как в науке, так и в религии.

Image caption Ричард Докинз известен своей многолетней борьбой против религии

Ученый-священник приветствует открытие доступа к научным знаниям для служителей церкви.

«Многие священники уже прошли значительную научную подготовку, — утверждает он. – Когда я готовился к роли католического священнослужителя в Риме, то 10% семинаристов в моем колледже имели высшее научное и медицинское образование. При этом в среднем по Великобритании такое образование у менее чем 1,5% населения».

«Более того, две важнейшие теории современной науки – генетика и теория «Большого взрыва» – были разработаны священниками», — добавляет он.

По словам Пинзента, его, как специалиста в области физики элементарных частиц, всегда поражали открытия восхитительных форм и симметрии в природе, математики, лежащей в основе всего, а также невероятных особенностей света.

«Эти открытия сами по себе не могут быть использованы для формального доказательства существования Бога, но они порождают чувство прекрасного, для которого вполне естественным является религиозный отклик», — замечает он.

Рост взаимопонимания

Другие ученые соглашаются, что давняя идея войны между наукой и религией является устаревшей и неверной концепцией, хотя они не считают науку и религию естественными союзниками.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Дарвиновская теория возникновения жизни и человека на протяжении многих лет вызывает ожесточенные споры между сторонниками эволюции и «разумного замысла»

Джеймс Уильямс, специалист по преподаванию естественных наук в Университете Сассекса говорит: «Проблемы, как правило, возникают в кругах людей, которые пытаются совместить науку и религию или же норовят использовать религию, чтобы подвергать сомнению науку».

«В этом заключается неправильное понимание природы науки, — говорит он. — Наука имеет дело с естественным, а религия — со сверхъестественным».

«Наука ищет объяснения природным явлениям, в то время как религия пытается понять смысл жизни».

«На мой взгляд, наука и религия не могут быть интегрированы, то есть наука не может ответить на многие вопросы, которые поднимает религия и, аналогично, религия не может ответить на научные вопросы», — замечает Уильямс.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/03/150323_religion_science_relationship

Где же новые мировые религии, господи?

Секулярное общество — это не то, что вы думаете

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Насти

На феномен религии можно смотреть по-разному. Кто-то считает это стадией общественного сознания, которую всем пора переступить. Кто-то — элементом своей культурной идентичности, когда вопрос о принадлежности к определённой вере более важен, чем вопрос о том, а действительно ли ты хоть во что-то веришь. А для кого-то религия остаётся главным ориентиром и содержанием жизни.

И пока роботы учатся рассчитывать областной бюджет и писать поэзию, люди продолжают устраивать религиозные ритуалы. Люди убивают за веру, люди умирают или терпят лишения за веру. Люди добиваются того, чтобы их движение признали в качестве религии. И это не просто хождение по кругу — появляются всё новые и новые религиозные течения и движения, пытаются перетянуть паству друг у друга, предложить своё решение первостепенных вопросов. Но получается у них не очень.

Журнал The Atlantic расспросил исследователей современных религиозных движений о том, почему же новым религиям не удаётся соперничать с теми, что возникли ранее.

Я построю свой сион

Рассмотрим, например, такой сценарий. В одной стране, по преимуществу мусульманской, появился человек, который объявил, что он — сын божий. Вокруг него собралась большая группа сторонников. Перед нами новый пророк, утверждали они. Такой пророк, каким был Мухаммед.

Сторонники новоиспечённого пророка создают религиозное учение. Многие распродают своё мирское имущество и на заработанные деньги совместно покупают землю. Это будет новая Земля Обетованная, и последователи пророка собираются жить там в мире и согласии

Что ждало эту коммуну, нетрудно догадаться. Новый пророк оказался в тюрьме и вроде даже отказался от своих притязаний. При полном попустительстве полиции угодья его последователей были сожжены, а затем (уже при полной поддержке полиции) те насильно были выселены со своей Земли Обетованной.

Небольшие пояснения: история эта произошла совсем недавно в Индонезии. Пророк — это бывший тренер национальной сборной по бадминтону Ахмад Мушаддек:

Проповедовать он начал в конце девяностых. Количество сторонников Мушаддека, образовавших движение «Мила Абрахам», или «Гафатар», составило около 50 тысяч человек. Семь тысяч из них переселились на Борнео в надежде обрести там Землю Обетованную, и в 2016 году их прогнали.

Официально Индонезия — светское государство со свободой вероисповедания. Вместе с тем, на самом деле только основные религии считаются здесь законными. Как отмечает индонезийский исследователь Аль Макин, в современной истории одной только этой страны было зафиксировано около 600 новых религиозных течений. Государство реагирует на их появление агрессивно, особенно это касается движений, отошедших от официального ислама.

Как часто бывает со всякими ересями, новое движение было не только религиозным, но и этическим. 

За что бы вас сожгли в Средние века?

Мушаддек призывал людей мирно жить, заниматься фермерством и научиться полностью обеспечивать себя всем необходимым. Практически исламский нью-эйдж. 

С точки зрения государства сторонники Мушаддека — секта, опасные радикалы, так что после разгона общины для них устроили специальные курсы под присмотром психологов — чтобы переучить людей обратно законопослушных граждан и легальных мусульман.

А вот с точки зрения религиоведения и социологии как «Мила Абрахам», так и многие другие аналогичные движения, могут рассматриваться как новые религии, которых просто губят в зародыше, отмечает канадская исследовательница Сьюзан Палмер. 

По её словам, многие люди просто даже не осознают, сколько на свете этих «детских религий» и с каким постоянством они возникают.

Молодые религии были всегда; это органический феномен, как сорняки в саду. В некоторых обществах в них видят только сорняки и выпалывают; в других им позволяют вырасти, пустить корни и стать полноценными растениями.

Палмер поясняет, что изнутри члены коммуны видят своё движение именно так — как соперника «больших» религий. В доктрину тех же «Мила Абрахам» входит критика доминирующих авраамических религий: коррупция и властолюбие развратили религиозных лидеров, война на Ближнем Востоке означает скорый крах ислама — поэтому-то и нужен новый пророк, чтобы вернуть всё, как было.

Религии, которые мы называем мировыми, развивались по схожему сценарию, отмечает швейцарский учёный Жан-Франсуа Майе. 

Будь мы свидетелями религиозной ситуации в 50 году нашей эры, я сомневаюсь, что мы бы делали ставку на маленькую религиозную группку в уголке Римской Империи.

Всё уже поделено до нас

Но в глобальном масштабе нашей семимиллиардной планеты это всё равно довольно маргинальные течения. 

Конечно, нельзя оценивать статус той или иной религии исключительно по количеству последователей — ведь иудаизм относят к мировым религиям отнюдь не за число верующих (оно относительно невелико), а за исключительное влияние этой религиозной традиции. Вместе с тем, исследователи признают — после ислама, появившегося в VII веке нашей эры, столь значительных религий больше не появлялось.

Согласно энциклопедии «Британника», на все новые религии приходится всего 63 млн последователей, а влиятельный американский религиовед Джон Мелтон насчитывает 64 млн.

Источник: https://newtonew.com/culture/gde-zhe-novye-mirovye-religii-gospodi

Вера – основа религии. Объект религиозной веры

Определение 1

Вера – это принятие каких-либо положений, не имеющих теоретических или практических доказательств. Вера противоположна знанию.

Определение 2

Религия – это некоторая иерархия взглядов, основанная на вере в сверхъестественное и состоящая из свода моральных норм и типов поведения, обрядов и пр.

Основной, определяющий элемент религии – религиозное сознания.

Определение 3

Религиозное сознание – это отражение реального положения вещей в фантастических образах.

К основным чертам религиозного сознания относят чувственную наглядность, соединение адекватного действительно содержания и иллюзий, веры, символичности, эмоциональной насыщенности.

Религиозное сознание полностью базируется на религиозной вере, как на центральном, объединяющем элементе.

Вера в данном случае представлена особым состоянием психики, возникшем при дефиците точной информации и способствующем эффективной деятельности человека. При изменении ситуации и появлении дополнительной информации о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезать или укрепляться. Вера – важный фактор интеграции личности и группы, стимул решимости и активности людей.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Религиозную веру отличает ряд существенных особенностей. Так, она предполагает существования гипостазированных объектов, к котором относят Бога, ангелов, чертей и пр. Предполагается возможность общаться с этими объектами, возможность наступления в реальном мире мифологических событий, реальность событий, символ которых – религиозное действие, сверхъестественная сила авторитетов, которыми являются служители культа, учителя, святые, пророки и пр.

В религиозном сознании выделяют два уровня: обыденный и концептуальный.

  1. Обыденное религиозное сознание является совокупностью образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, в которых отражены условия жизни людей в обычной обстановке.
  2. Концептуальный уровень предполагает, что религиозное сознание – специально разрабатываемая и систематизированная совокупность понятий, принципов, идей и концепций. Она состоит из учения о Боге, мире и человеке, интерпретации основных сфер жизни общества в соответствии с принципами религиозного мировоззрения и религиозной философии. Религиозное сознание, то есть вера, — это основной элемент религии. Все остальные элементы по своей форме и содержанию зависят от него.

Гносеологическое и религиозное значение веры

Главным признаком религиозного сознания выступает вера в сверхъестественное, которое, в соответствии с религиозным вероучением, не подчиняется законам окружающего материального мира и лежит за гранью чувственно воспринимаемых объектов, то есть не в материальном, естественном, мире.

При этом, такое определение свойственно теистическим религиям, основой которых является почитание Бога или богов. Ранние формы религии, к которым можно отнести магию, фетишизм, тотемизм и пр.

, характеризовались верой или в сверхъестественные свойства материальные предметов (в фетишизме), или в сверхъестественные связи между материальными предметами (в магии и тотемизме).

В процессе эволюции религиозных верований, сверхъестественное все больше обособлялось от естественного, представляя уже особую духовную сущность, которая не просто противопоставлялась материальной природе, в качестве боле высокой формы бытия, но и управляла ею.

Религиозный человек не применял к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности.

Боги, духи и прочие сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут восприниматься органами чувств человека, если они не приняли «телесную», материальную оболочку, не предстают перед людьми в «видимом» и доступном для человека виде.

Если же Бог или какая-то другая сверхъестественная сила пребывают в постоянном своем, трансцендентном мире, то, по уверению богословов, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним применять нельзя.

Объект религиозной веры

Религиозная вера состоит из двух тесно взаимосвязанных компонентов. Один из них предполагает признание бытия потустороннего начала, и в некотором отношении, стоит ближе к философской вере, а второй – принимает личную зависимость от этого начала и потребности в нем. Последнее придает вере ее своеобразные черты.

Объектом религиозной веры можно назвать ангельских и демонических существ, собственную душу и душу других людей, события чудесной природы, судьбу, нирвану.

В отличие от научной веры, констатирующего характера, пусть и сопряженного с соответствующим спектром эмоций, религиозная вера характеризуется спасительным (сотериологическим) характером, ярко выраженным в монотеистических религиях.

Она не просто удостоверяет факт существования Бога, но и предполагает установление с ним определенных отношений, а также человеческие обязанности, вытекающие из этих отношений, а также делает возможным вечное спасение, то есть вечную жизнь в блаженном созерцании Бога как абсолютного и совершенного блага.

Такая вера по своему достоинству и содержанию превосходит более обыденные ее формы. При этом она выступает как средство и условие спасения.

Описанный характер веры обуславливает и межконфессиональные споры, затрагивающие ее особенности – роль благодати в возникновении спасительной веры, то есть может ли человек обрести ее без какой-то благодатной помощи Бога, а также о соотношении веры с делами по достижению спасения.

Известный спор этой направленности – споры в эпоху Реформации. В христианстве веру в Бога невозможно отделить от веры в воплотившегося Бога – Христа и его спасительно миссии. Христианское богословие, основанное на Библии, определяет ее как часть триады основных добродетелей – веры, надежды и любви. Под любовь здесь понимают духовное влечение, прототип которого – любовь к Богу. Более низкие ступени веры не имеют спасающей силы.

Иными словами, вера связана с волей, которую необходимо прилагать, особенно в кризисные периоды, с разумом и божественной благодатью, без помощи которых вера немыслима, так как она – дар Бога. В иудаизме веру связывают с ожиданием пришествия Машиаха, в исламе – с переживанием покорности Богу и абсолютностью его воли.

Источник: https://spravochnick.ru/religiya/vera_osnova_religii_obekt_religioznoy_very/

Вера и религия — отличие | Держава Русь

Вера состоит из двух Рун:
Веда – Мудрость, Знание.
Ра – изначальный Свет.

Вера – это изначальное Знание, которое имеет каждый народ, то есть язык, культура, традиции, обряды, праздники, информация о Предках (откуда собственно появился данный народ, где его корни) и прочее.

Эта система знаний называется одним словом — ВЕРА, то есть Мудрость, и эти знания передаются из поколения в поколение.

Поэтому Вера у каждого народа своя (свой язык, традиции, Предки), но одни хранят это Знание, а другие относятся к нему равнодушно: есть – хорошо, нет – и не надо.

Религия – это повторная связь высшего с низшим (РЕ – повтор, ЛИГА – объединение).

Допустим, по каким-то причинам люди утратили Веру (цельное знание), и пытаются восстановить связь с родными Богами, познать древнюю Мудрость своих Предков, и какой-либо посланник начинает высказываться от имени Бога, на основе этих высказываний создают учение (заповеди, информация о прошлом, и так далее).

При этом хорошо, если посланник правильно передал информацию и его правильно поняли, а могут и исказить. Или какой-то «мудрец» начинает по-своему объяснять Веру, как он её понимает в зависимости от своего образования, культуры, такую религию и создаёт. Поэтому религий много, это искусственно созданные учения, какая-то часть от целого Знания (Веры).

Искажение религии

У славян Вера и Жизнь – это одно и тоже, то что существует, миропонимание, Вселенские Законы, поэтому исказить Веру невозможно, также как нельзя исказить восход Солнца или Звёздное небо. Человек может экспериментировать только в вопросах религии – вводить какие-то догматы, постулаты, правила, потом их отменять и вводить другие.

Религиозные люди иногда решают такие вопросы, о которых вообще никакого понятия не имеют. Пример: на втором Вселенском Соборе множество христиан мужчин несколько месяцев решали: есть ли у женщины Душа? Лишь с перевесом в два голоса выиграли те, кто сказали, что у женщины Душа есть.

(У славян не может стоять такого вопроса, потому что Вера гласит – Душа есть не только у людей, но и у животных, птиц, камня, древа, Земли, Небес то есть у всего есть своя Душа).

На шестом Вселенском Соборе христиане отменили понятие реинкарнации, то есть понятие о повторном рождении на Земле, потому что решили, что так будут легче подчинить себе людей, сказать, что живёшь один раз, а потом или вечное блаженство или вечные муки, третьего не дано.

Вера и религия 1000 лет назад

Мы уже разобрали, что религия – это какая-то часть от целого Знания, причём может быть взята из чужой Веры. Допустим, в основе христианской религии — Пятикнижие Моисеево, т.е. история еврейского народа, их версия Сотворения Мира и сотворения человека (Бытие), еврейские правила храмовой службы, поклонение еврейскому богу и прочее.

Заметьте, христиане уничтожали библиотеки белых людей и на Западе и у нас, то есть древние знания наших Предков, и вместо них давали часть знаний еврейского народа (исТОРЫю), Древлесловенскую Буквицу заменили церковно-славянской Азбукой, славянские обряды и праздники заменили иудо-христианскими, хотя у многих из них остались языческие корни.

Нам следует осознать, что произошло и удалить все чужеродные вкрапления. ВЕРА – это Сияющая Мудрость.

* Вера как миропонимание, пишется с большой буквы и с буквицей Ять [Вѣра], а обычная «вера во что-то» с маленькой буквы и с буквицей Е.
** Вѣра – это просветление знанием, понимание Законов Природы, а религия – это слепое следование каким-либо традициям.

Храмы славян

См. также:

Источник: https://derzhavarus.ru/vera-religiya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Сколько лет было до Рождества Христова

Закрыть