Что за бог Гефест

Что за бог Арес — Ангел Божий

> Интересные факты > Бог войны Арес в греческой мифологии: факты, которых нет в «Википедии»

Арес – в мифологии Древней Греции бог войны. Был одним из богов Олимпийского пантеона, почитаемых и троянскими племенами. По описаниям, имел привлекательную внешность: крепкое мускулистое тело со светлой кожей, правильные черты лица, что способствовало успеху Ареса у женщин, от богинь до простых смертных. На фото греческих скульптур, изображавших бога войны, можно увидеть весьма симпатичного, сильного мужчину. Картинки, иллюстрирующие греческую мифологию, демонстрируют нам то же самое.

  • Происхождение Ареса
  • Атрибуты Ареса и его спутники
  • Арес и Афина
  • Женщины и дети Ареса

Происхождение Ареса

В греческой и троянской мифологии нет однозначных сведений о происхождении бога войны Ареса. Согласно некоторым источникам, он признан законным сыном верховного божества Зевса и его супруги, богини Геры.

Со временем в греческой мифологии появились версии о неестественном происхождении бога войны.

Гера, расстроенная постоянным любовными похождениями Зевса и тем фактом, что в деторождении он часто обходился без ее участия, производя потомство то из бедра, то из головы, оплодотворила себя прикосновением волшебного цветка.

Зевс ненавидел Ареса и называл его самым ненавистным из богов. Если бы не родство, он давно низверг бога войны в Тартар, где ему самое место. Гера же, блюстительница нравственности и семейных ценностей, несмотря на ветреный нрав своего сына, всегда помогала ему и заступалась за него перед своим супругом. Однако, незаконная связь Ареса с богиней Афродитой разгневала и ее. Учителем Ареса был Приап, который обучил того танцам, а позже военному искусству.

Атрибуты Ареса и его спутники

Согласно легендам Греции, меч бога войны Ареса сокрушил не один десяток врагов на поле боя. Без него не обходилась ни одна военная кампания, в том числе Троянская война, в которой он был побежден Афиной. Покровительствовал он войне хитрой, коварной, беспощадной и кровопролитной. Его любимым развлечением было спрятаться в толпе воинов во время боя и издать громоподобный клич, сводивший солдат с ума и провоцировавший у них безудержную ярость.

Атрибуты, с которыми можно увидеть Ареса на иллюстрациях мифов Греции:

  • коршун;
  • собаки;
  • копье;
  • зажженный факел.

Спутница Ареса богиня Эрида покровительствовала раздору, а богиня Энио вызывала в воинах ярость. Коней Ареса звали Блеск, Пламя, Ужас и Шум. Таким видели греки бога войны, без промедления пускавшего в ход свой меч.

Однако, согласно мифологии, Арес не был непобедимым и часто проигрывал Афине Палладе. Также Арес был дважды ранен Гераклом и единожды героем Диомедом. Несмотря на свирепый и яростный нрав, божество, получив взбучку, становилось тихим и покорным и отправлялось с жалобами к своему отцу Зевсу.

Арес и Афина

В древние времена военные действия велись слишком часто, поэтому одного божества, покровительствовавшего войне, явно было недостаточно.

В противовес Аресу, не имевшему уважения у греков, этим народом весьма почиталась Афина Паллада – дочь Зевса, богиня, покровительствовавшая войне справедливой и честной.

Она выступала за мудрость, организованность, грамотные стратегические действия военачальников. Напротив, Аресу присуща любовь к «войне ради войны» – истреблению живых только ради того, чтобы лилась кровь, неважно чья.

Война брата и сестры была непримиримой. Каждый, доказывая свою правоту, старался перещеголять другого в военном ремесле, чтобы отстоять право пребывать на Олимпе. Боги и простые смертные больше любили Афину, чему способствовало отсутствие злого умысла в ее словах и действиях. По этой причине большинство мифов рассказывает о взбучках, которые Арес неоднократно получал от своей сестры.

Женщины и дети Ареса

Несмотря на дикий необузданный нрав, греческий бог войны Арес пользовался огромным успехом у женщин (во много благодаря привлекательной внешности). Сотни раз он, спрятав меч в ножны, предавался любовным утехам то с богиней, то со смертной, а то и с мифическим созданием – нимфой или эриннией.

В отличие от многих олимпийцев, включая Зевса, Арес никогда не насиловал своих избранниц. Те всегда отдавались добровольно, покоренные харизмой сильного ласкового мужчины. Беспощадный воин, пряча меч, становился пылким и страстным любовником. Результатом этих похождений стало множество детей, которых в разных версиях мифов Греции насчитывается до 50 человек. По плодовитости Арес не уступает своему отцу Зевсу и дяде Посейдону.

Большинство этих романов было мимолетными и скоротечными. Совсем другая картина наблюдается в отношениях Ареса и богини Афродиты, супруги Гефеста. Эту связь можно называть вторым браком, хотя ветреный Арес до конца своих дней остался убежденным холостяком. В результате этой длительной связи родилось 7 детей:

  • Эрот;
  • Антерос;
  • Гармония;
  • Гимерос;
  • Фобос;
  • Деймос;
  • Пофос.

Гефест, узнавший о тайной связи жены с Аресом, решил устроить для любовников западню. Изготовив тончайшую сеть из бронзовой проволоки, он закрепил ее над постелью Афродиты и отлучился из дома под выдуманным предлогом. Моментом не преминул воспользоваться любовник, тайно явившийся к Афродите в гости. Утром обнаженные любовники оказались запутанными в сеть.

Разгневанный Гефест собрал всех богов, чтобы те стали свидетелями неверности жены. Он заявил, что не распутает сеть, пока Зевс не вернет его свадебные дары. Зевсу эта ситуация показалась глупой, и возвращать дары он отказался. Помочь Гефесту получить дары обратно вызвался Посейдон, но потерпел фиаско. В итоге Гефест остался без подарков, но с Афродитой, так как он любил жену и не хотел ее потерять.

Как минимум трое потомков Ареса участвовало в походе за Золотым руном, а одна из дочерей впоследствии становится царицей амазонок. Несмотря на большое количество отпрысков, Арес любил всех своих детей, вступался за них и жестоко мстил в случае гибели.

Вот таким он был, согласно легендам. С одной стороны, беспощадный и коварный воин, чей меч обагрен кровью Адониса, Галлирофия, Миманта, Пелора, Перифанта и множества менее именитых врагов. С другой стороны – умелый любовник и добрый отец, никогда не оставляющий в беде сыновей и дочерей. Несмотря на некоторые отвратительные черты характера и ненависть со стороны богов и смертных, Арес по праву занимал свое место на Олимпе.

Источник: https://nebovokrug.ru/eto-interesno/chto-za-bog-ares.html

147,Гефест – бог огня (кратко)

Гефест – бог огня в Древней Греции, умелый кузнец и строитель, создатель и распространитель кузнечного ремесла. Единственный представитель элиты богов, который практически всё время посвящал физической работе, а также имел изъян на теле в виде хромоты.

Происхождение Гефеста

Гефест – плод любви Геры и Зевса. В других интерпретациях древнегреческих мифов Гера родила своего сына без помощи мужчин, используя собственное бедро, поэтому его часто называют Апатор. Это действие можно объяснить обидой богини на своего мужа Зевса, который часто ей изменял и смог родить Афину. Другие источники утверждают, что отцом Гефеста могли быть Гелиос или Талос.

Мальчик родился маленьким, болезненным и хромым на обе ноги. Гера была настолько взбешена болезненным видом сына, что выбросила его в пучину океана. Здесь Гефеста поймали морские богини Фетида и Эвринома, вырастили и воспитали.

Поэтому мальчик жил в пещере на дне океана до тех пор, пока не повзрослел. На протяжении всего времени Гефест занимался своим любимым делом: ковал изделия из различных материалов. Они были очень прекрасны и не имели равных ни по красоте, ни по крепости.

Гефест настолько реалистично изображал зверей и птиц, что они казались живыми.

Несмотря на врождённую хромоту, Гефест вырос в коренастого красавца. Поскольку с раннего детства мальчик полюбил кузнечное ремесло, он постоянно развивал свой талант. Он часто создавал различные шедевры из металлов, а со временем начал творить первые украшения из драгоценных металлов.

Гефест

Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини — Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана.

Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок.

Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру.

Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать.

Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп.

Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп.

Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста.

Скажет он — и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом,весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице.

Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, — он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает. 

Назад к разделу

Месть Гефеста своей матери

Узнав о том, чей он сын и о преступлении Геры, Гефест затаил сильную обиду на мать и решил ей отомстить. Он создал огромный золотой трон, который был очень красив и уникален. Гефест отправил это кресло на Олимп в качестве подарка для Геры. Богиня, увидев такой дар, пришла в восторг и сразу же захотела поудобнее устроиться в красивом кресле. Но, как только Гера села на трон, её руки и ноги сковали невидимые ранее оковы.

Никто из представителей элиты богов не смог освободить богиню от оков кресла, поэтому Зевс был вынужден послать Гермеса, чтобы просить через него Гефеста освободить Геру, на что получил отказ. Тогда боги приняли решение отправить Диониса. Богу виноделия и празднеств удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Несмотря на нетрезвый вид, Гефесту удалось получить от Геры извинения в свой адрес за жестокое обращение и освободил её от оков кресла.

После этого он смог беспрепятственно влиться в ряды жителей Олимпа.

: 136,Гай Плиний старший

Эпитеты и отождествления Гефеста

В римской мифологии греческому Гефесту соответствует Вулкан.

Когда боги бежали в Египет, Гефест превратился в быка.

Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было четыре Гефеста:

  1. Рождён Ураном, от него Афина родила Аполлона — покровителя Афин (по Иоанну Лиду, сын Урана и Гемеры).
  2. Рождён Нилом, египтяне называют его Фта.
  3. Сын Зевса третьего и Геры, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе.
  4. Сын Мемалия, жил на Вулкановых островах у Сицилии.

Жизнь Гефеста на Олимпе

Гера признала Гефеста как своего сына и поспособствовала его браку с богиней Гебой. Несмотря на то, что другие боги его тоже приняли и Гефест стал жить на Олимпе, он продолжил работать кузнецом. С момента появления Гефеста в обители элиты богов, им были построены все здания на Олимпе. Также им были изготовлены не знающие промаха молнии Зевса, ящик Пандоры, две ожившие рабыни из золота, псы Алкония, волшебные стрелы Аполлона, доспехи Ахилла, золотая колесница Гелиоса и многое другое.

После того, как Гефест освободил свою мать, Зевс клятвенно разрешил ему просить всё, что ему угодно и он попросил отдать Афину ему в жёны. Существует миф о том, что Гефест преследовал Афину, а в тот момент, когда богиня стала защищаться от пылкого ухаживания Гефеста, из его пролитого семени родился Эрихтоний.

Мифы сильно разнятся в отношении семейной жизни Гефеста. Некоторые источники утверждают то, что его женой была Геба, другие называют спутницей жизни Афину и Аглаю. Но, большинство мифов сходиться в том, что женой Гефеста была Афродита. Для счастливой семейной жизни бог кузнечного ремесла построил великолепный дворец с большой кузницей.

Афродита была несчастлива в браке и часто изменяла Гефесту. Исходя из рассказа «Одиссея», она изменила мужу вместе с богом войны Аресом. Случайным образом узнав о предательстве жены, Гефест опутал брачное ложе искусно скованной сетью и позвал все богов, чтобы они полюбовались позором его жены. За честь Афродиты заступился Посейдон и попросил Гефеста освободить уличённых любовников. Несмотря на оскорблённые чувства, он согласился освободить неверную жену.

Родственные связи Гефеста

Возлюбленные:

  • Аполлон
  • Аглая (харита). Жена.
  • Афродита. Жена.

Дети:

  • Алкон и Евримедонт (либо 3 кабира). От Кабиро.
  • Египетские кабиры.
  • Аполлон. От Афины (версия)
  • Ардал.
  • Евклея, Евтения, Евфема и Филофросина. От Аглаи.
  • Какий и Какия.
  • Кекул.
  • Керкион из Элевсина. (версия)
  • Олен.
  • Палемоний.
  • Палики. (версия)
  • Перифет. От Антиклеи.
  • Пилий.
  • Спинтер.
  • Талия (нимфа с Сицилии).
  • Филотт.
  • Эрихтоний. От семени Гефеста, пролившегося на землю, то есть сын Геи.

Возвращение Гефеста на землю

Зевс часто ссорился со своей женой Герой, и Гефест часто становился на сторону своей матери. Но, во время одного из последнего скандала, Зевс сильно повздорил с Гефестом и изгнал его из Олимпа. С этого момента он стал жить на земле, но бог огня старался не вмешиваться в жизнь людей и ход войны богов. Гефест продолжил заниматься кузнечным ремеслом.

Многие мифы и легенды рассказывают, что Гефест всегда обучал людей своему любимому делу и защищал всех своих последователей. Поэтому все поэты, жившие в это время, стремились прославлять его талант, а античные художники и скульпторы часто изображали его в своих произведениях.

Почитание

По сообщению Платона, в последний день Апатурий устраивались гимнические состязания в честь Гефеста — лампадодромии

На 28 пианопсиона в каждом четвёртом году приходились, сопровождавшиеся факельным шествием, Гефестии — празднества в честь Гефеста.

В литературе и искусстве

Ему посвящены XX гимн Гомера и LXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Прикованный Прометей», сатировской драмы Ахея Эретрийского «Гефест», пьесы неизвестного автора «Гефест». комедии Эпихарма «Пирующие, или Гефест».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем занимался бог Гермес

: 151,Гиппократ — разбираемся вместе

Литература

  • Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996.
  • Лосев А. Ф. Гефест // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991, с. 299—300.
  • Широков О. С. ΑCMŌN // Античная культура и современная наука. М., 1985, с. 185—188.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  • Латышев В. В.

Источник: https://school1208.ru/drevnyaya-istoriya/gefest.html

Кто такой Гефест

В греческой мифологии Гефест был богом-кузнецом.

Он часто встречается в мифах и несет ответственность за несколько важных элементов, таких как огонь и вулканы.

Гефест проживал на горе Олимп, где проводил время за созданием разных вещей, используя свои кузнечные инструменты.

У этого божества всегда был огонь, а сам он делал подарки для людей и богов, не забывая создавать щедрые предметы и для себя.

Например, дворец Гефеста был сделан из золота и не мог быть воспроизведен даже самыми талантливыми ремесленниками.

Интерьер искрился сапфирами и бриллиантами. Хотя многим было жалко бога из-за его плохой внешности и хромой ноги, он вел щедрую жизнь и был доволен.

Гефеста часто призывали помочь другим богам с решением их задач. Например, он помогал Зевсу в войне с гигантами, создавая оружие и доспехи. Он также создал первую смертную женщину по имени Пандора. Когда предмет должен был быть построен, Гефест всегда был первым, к которому обращались боги и люди.

Происхождение

Родителями Гефеста были Зевс и Гера. Однако, существуют некоторые споры о деталях его появления.

Определенные мифы говорят, что Гера родила его до того, как стала женой Зевса, в то время как другие утверждают, что она зачала Гефеста в одиночку. Согласно одному мифу,  бог родился на острове Лемнос, где оставался на попечении кузнеца.

Как упоминалось ранее, Гефест обычно имеет второстепенную роль в греческих мифах. Но есть некоторые, которые больше сосредотачиваются на его жизни и цели. Вот некоторые из распространенных мифов.

Нога Гефеста

Неизвестно, как была повреждена нога Гефеста, но предполагается, что произошло в ранние годы его жизни. В одной версии Гера отвергла его при рождении, будучи потрясенной хромой ногой младенца.

Она рассердилась и не могла понять, как могла родить такого уродливого ребенка. Гера волновалась, что другие боги будут смеяться над ней и сыном.

Поэтому богиня взяла ребенка и бросила с горы. Гефест упал в океан, где его нашли Тэтис и Евринома. Они заботились о боге в течение девяти лет, за которые он научился делать украшения с жемчугом и кораллом.

В другом варианте Гефест родился с двумя функциональными ногами. Однако, однажды его родители приняли участие в ужасном бою. Гера была расстроена тем, что Зевс изменял ей со смертной женщиной по имени Алкмена.

Из-за неверности отца Гефест встал на сторону своей матери. Это только усилило злость Зевса. В припадке гнева он взял ребенка и бросил его.

Гефест летал в воздухе целый день, прежде чем он врезался в Лемнос, где приземлился на несколько больших скал, из-за чего тяжело ранил ногу и стал калекой. Гефест остался жить на острове и стал кузнецом.

Гефест и Афродита

Как Гефест, проклятый, с хромой ногой и непривлекательными чертами, завоевал сердце самой красивой богини?

Он обманул своего отца, чтобы сделать это. В день празднования Геры Гефест подарил ей золотой трон, который построил сам.

Богиня была в восторге от этого подарка. Она села и залюбовалась. Но когда Гера попыталась встать, она поняла, что Гефест заключил ее в невидимые кандалы.

Гефест стремился отомстить родителям за то, что те оставили его в детстве. Гера сразу почувствовала себя виноватой, заплакала и попросила у сына прощения.

Боги разозлились на Гефеста и потребовали, чтобы он отпустил свою мать, но тот отказался. Дионис, близкий друг Гефеста попросил кузнеца поужинать с ним и обсудить ситуацию.

Во время обеда Дионис убедил товарища освободить мать. Но незадолго до того, как он собирался осуществить это, появился Зевс и выразил разочарование в своем ребенке.

Гефест воспользовался ситуацией, так как его отец не знал, что он все равно собирается освободить Геру. Он сказал отцу, что избавит мать от кандалов, если ему будет обещано сердце Афродиты, являющейся богиней красоты.

Боги были потрясены, но Зевс почувствовал, что у него нет выбора. Гефест выпустил Геру, а затем взял Афродиту в жены.

Гефест был женат на Афродите. Несмотря на то, что у них были каменистые отношения из-за многих любовных отношений богини, у них все же родились несколько детей, у которых были важные предназначения.

Евклея была богиней доброй славы и славы. Евтения являлась божеством процветания и изобилия, Евфима была очень красноречивой, в то время как Филофросина была богиней дружелюбия.

Внешность и символика

Гефест не был известен тем, что являлся очень привлекательным. Его часто изображают как пожилого человека с широкими плечами и устрашающим телосложением.

Также у Гефеста есть белая борода. Он носит короткую тунику, которая была одеждой для ремесленников.

Поскольку Гефест был богом кузнецов, его символы являются мужественными по своей природе. Он связан с такими элементами природы, как огонь и вулканы.

Другие знаки включают молоток, наковальню и щипцы.

Источник: https://max-inform.ru/kto-takoj-gefest/

Гефест олимпийский бог

Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым!Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам

Смертных людей на земле обучил.

Гомеровы гимны Вулкан
Помпео Батони, 1750 Вулкан в кузнице
Помпео Батони, 1750

Сын Зевса (есть варианты) и Геры, не очень-то любимый. Родители по разу сгоряча сбрасывали сыночка с Олимпа и поломали ему обе ножки.

Вариант с рождением вот какой.

Гера узнала, что Зевс родил из головы Афину, и решила симметрично отомстить Есть законное сомнение: Афина была законной дочерью предыдущей жены Зевса Метиды — в чем повод для мести? Впрочем, от Геры можно всего ожидать.. И симметрично родила Гефеста из бедра, без участия мужа Хотя я не исключаю петтинг с неопознанным богом. (Зевс потом тоже довольно симметрично ответил, родив из бедра Диониса. Все эти роды из бедра довольно смешные.)

Гефест был хром, но искусен: он был богом кузнечного дела и, вообще, ремесла и прикладного искусства, и никто не мог превзойти его в ковке оружия и доспехов или выделке корон из золота и драгоценных камней. Входил в Олимпийский Пантеон богов.

Ремесленные изделия

Гефест сделал много разных штукенций, часть из которых имеет отношение к небесным сюжетам:

  • сделал солнечному богу Гелиосу колесницу и за это, возможно, запечатлен на небе в созвездии Возничий;
  • по всей видимости, приложил руку к Северной Короне, доставшейся Ариадне,

а другая часть не имеет:

  • Гефест в отместку за сломанную ножку сделал трон-капкан для своей матери Геры,
  • стал ковать Зевсу перуны, после того, как Аполлон поразил стрелами киклопов, занимавшихся этим раньше (по Вергилию, однако, киклопы трудятся в кузнице Гефеста под его началом);
  • построил не только себе медные чертоги, прекраснейшие среди Олимпа, но и небожителю каждому дом на холмистом Олимпе // Мудрый Гефест хромоногий по замыслам творческим создал;
  • сделал служанок, которые помогали ему в кузне и были золотые, живым подобные девам прекрасным, // кои исполнены разумом, силу имеют и голос;
  • сделал 20 золотых треножников на трех колесах, которые использовались в качестве пиршественных столов и могли двигаться сами, доставляя снедь и выпивку захмелевшим богам: сами б собою они приближалися к сонму бессмертных, // сами б собою и в дом возвращалися, взорам на диво (Гомер «Илиада» XVIII);
  • по приказанию Зевса приковал к скале Прометея (это, впрочем, не штукенция, но для памяти),
  • сделал оружие и щит Ахиллу и Энею (хотя Эней — это уже римская мифология, но мы не будем жадничать)
  • поймал в металлическую сеть свою жену Афродиту и её полюбовника Ареса в тот самый момент, когда они оскверняли супружеское ложе
  • возможно, сделал эгиду Зевсу из шкуры козы Амалтеи, оружие Афине, золотой панцирь Гераклу;
  • слепил из глины, замешанной на воде, механическую женщину Пандору (делал он это в паре с Афиной) и выковал ей золотой венец, угождая родителю Зевсу;
  • серебряную и золотую бессмертных механических собак во дворце Алкиноя.

Личная жизнь

Гефест был некрасив и отличался скверным характером. Однако неожиданным образом женами Гефеста были

  • Афродита
  • или/и харита Аглая
  • а по некоторым мифам — вечно юная Геба, которая на самом деле жена Геракла.

Парнас (фрагмент)
Андреа Мантенья, 1496-1497
Лувр Кузница Вулкана
Джорджо Вазари, 1540 — 1560галерея Уффици(Гефест изготавливает щит

для Афины по ее рисунку,

на щите — Овен и Козерог) Венера в кузнице Вулкана
Франс Флорис,между 1560 и 1564

Берлинская картинная галерея

Аполлон в кузнице Вулкана
Диего Веласкес, 1630Прадо

(рассказывает о забавах Афродиты и Ареса)

Кузница Вулкана
Теодор ван Тюльден, 1649 Кузница Вулкана
Корнелис Схют, 1617-1655
Старая пинакотека? Мюнхен Венера и Амур в кузнице Вулкана
Ян де Брай, 1683
Музей Франса Халса, Нидерланды Венера в кузнице Вулкана
Луи де Булонь Младший Венера в кузнице Вулкана
Ян Брейгель Младший, XVII в. Венера и Амур в кузнице Вулкана
круг Яна Брейгеля Младшего, XVII в.

Гефест кует перуны Зевсу, изготавливает оружие Афине, Ахиллу — по просьбе его матери Фетиды, Энею — по просьбе его матери Афины.

Гефест вручает Фетиде
щит для Ахилла
Мартен ван Хемскерк, ок. 1536
(за плечом Гефеста — киклоп) Кузница Вулкана
Джорджо Вазари, 1540 — 1560галерея Уффици(Гефест изготавливает щит

для Афины по ее рисунку,

на щите — Овен и Козерог) Вулкан изготавливает оружие для Энея
(Кузница Вулкана)
круг Jacques Firens XVI-XVII вв. Венера просит Вулкана
изготовить оружие её сыну Энею
Антонис ван Дейк, 1630 — 1632
Лувр Вулкан кует
молнии Юпитеру
Питер Пауль Рубенс, 1636
Прадо Венера в кузнице Вулкана
Луи де Булонь Младший Венера просит у Вулкана
оружие для Энея
Франсуа Буше, 1732
Лувр Венера, требующая у Вулкана
оружие для Энея
Шарль-Жозеф Натуар, после 1732
Музей Фабра Венера в кузнице Вулкана
Франсуа Буше, 1757
Лувр

Powered by Ph&Ph
сборка pmwiki.ru
авторизация

astromyth 2004 — 2020 astromyth v.2 2018 — 2020

[email protected]

Источник: http://www.astromyth.ru/Subjects/Hephaestus.htm

Мифология — Мифы о Гефесте

Рождение Гефеста, бога огня. — Свержение бога Гефеста с Олимпа. — Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии. — Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери — богине Гере (Юноне). — Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом). — Сети бога Гефеста (Вулкана). — Кузница бога Гефеста (Вулкана). — Циклопы, работники кузницы Гефеста.

Свержение бога Гефеста с Олимпа

Греческий бог Гефест (в римской мифологии — бог Вулкан), — бог огня. Гефест олицетворял собою силу и творчество. Огонь был элементом бога Гефеста (Вулкана) подобно тому, как вода была элементом бога Посейдона (Нептуна).

По античным мифам, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот древние греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф о боге Гефесте. В современном греческом языке (новогреческом) до сих пор слово, обозначающее вулкан, происходит от имени бога Гефеста — ηφαίστειο [ифэ́стио].

Бог Гефест (Вулкан) — сын Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Подобно пламени, которое вначале слабо и ничтожно и только потом разгорается и усиливается, бог Гефест (Вулкан) родился слабым, хилым и хромым. Красавица Гера (Юнона), стыдясь подобного сына, сбросила его с вершины Олимпа.

https://www.youtube.com/watch?v=sCK4qnSVGAQ

Гефест упал в море и был воспитан двумя Нереидами, Фетидой и Эвриномой. В продолжение девяти лет бог Гефест занимался изготовлением украшений из драгоценных камней и металлов для дочерей Океана.

Так как люди стали заниматься ремеслами только после открытия огня, то бог Гефест (Вулкан) является богом — покровителем и поощрителем ремесел и промышленности. Бог Гефест (Вулкан) сам работает и придумывает разные искусные и полезные вещи для богов. Гефеста называют «искусным художником», «плавильщиком металлов» и «кузнецом».

Хромота бога Гефеста и искривленные ноги должны напоминать о том, что пламя коверкает и искривляет все, что попадается ему на пути, даже самые твердые металлы.

Прожив несколько лет на дне моря, бог Гефест (Вулкан) вернулся на Олимп, но, заступившись за мать во время одной ее ссоры с Зевсом (Юпитером), Гефест навлек на себя гнев Громовержца. Зевс, схватив Гефеста за ногу, сбросил его обратно на землю.

В продолжение целого дня летел Гефест (Вулкан) в пустом пространстве, пока не упал почти без признаков жизни на остров Лемнос, который с тех пор стал любимым местопребыванием бога Гефеста (Вулкана). Там, на горе Мосихле (Μόσυχλος) устроил Гефест свою кузницу, где работал дни и ночи вместе со своими учениками — одноглазыми Циклопами.

На острове же Лемносе находился храм в честь бога Гефеста, выстроенный на том месте, куда, по древним мифам, упал Гефест. Там ежегодно бывал праздник в честь огня, который поддерживали на жертвеннике круглый год.

Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии

Бог Гефест (Вулкан) держит молот, сидя у наковальни с изготовленными им доспехами.

Поэты античности описывали бога Гефеста (Вулкана) в виде сильного, искусного кузнеца, но неуклюжего и смешного, подвергавшегося частым насмешкам красивых олимпийских богов.

Архаическое искусство изображало Гефеста в виде хромоногого карлика в остроконечной шапке. Только в эпоху расцвета древнегреческого искусства бога Гефеста стали представлять сильным и мужественным, с густою бородою и со всеми принадлежностями кузнеца.

Бог Гефест — неутомимый работник и придумывает для богов Олимпа всевозможные вещи. Гефестом сделаны скипетр и эгида Зевса (Юпитера), трон бога сна, корона и колесница Гелиоса, корона Ариадны, медные быки, охраняющие золотое руно. Гефест также выковал для Аполлона стрелу, которая всегда попадала в цель и вновь возвращалась к нему. Богиня Артемида (Диана) также обратилась к Гефесту (Вулкану), когда ей понадобились колчан, лук и стрелы.

Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери — богине Гере (Юноне)

Желая отомстить своим безжалостным родителям, бог Гефест (Вулкан) придумал выковать золотое кресло, которое не выпускало неосторожного, рискнувшего сесть на него, и только повинуясь воле Гефеста, отпускало свою жертву.

Однажды богиня Гера (Юнона), придя навестить сына в его кузницу и ничего не подозревая, села на золотое кресло. Гефест (Вулкан), несмотря на все ее просьбы, не захотел ее освободить. Тогда бог войны Арес (Марс) вступился за свою мать и принудил Гефеста отпустить Геру.

Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом)

Бог Гефест (Вулкан) страшно рассердился, он не захотел более возвращаться на Олимп и ничего не стал делать для богов.

Огорченные боги напрасно просили Гефеста вернуться — он был неумолим. Наконец, богу Дионису (Вакху) удалось напоить Гефеста вином и привести пьяным на Олимп. С тех пор дружба между Гефестом и Вакхом упрочилась. В этом мифологическом моменте надо видеть намек на то, что виноград (Дионис) созревает лучше и обильнее на вулканической почве, как бы согреваемый подземным огнем (Гефестом).

Сети бога Гефеста (Вулкана)

По «Одиссее» и по некоторым другим греческим мифам, супругою бога Гефеста (Вулкана) была Афродита (Венера), богиня красоты. По другим античным мифам, богиня Афродита (Венера) была супругой Ареса (Марса), бога войны. Желая примирить эти противоречия мифологии, поэты античности измыслили другую версию на более поэтичной и любовной подкладке.

Богиня Афродита (Венера), не любя своего хромого, вечно покрытого сажей и занятого грубыми работами мужа, изменила Гефесту ради красивого, статного бога войны.

Всевидящий Гелиос первым рассказал об этом богу Гефесту — обманутому мужу. Тогда Гефест (Вулкан) выковал тончайшую проволоку, из которой он изготовил почти невидимую, но крепкую сеть. Подкравшись к ничего не подозревающим жене и Аресу (Марсу), бог Гефест набросил на них эту сеть. Затем Гефест призвал остальных богов для того, чтобы они могли полюбоваться на смятение двух любовников.

Но бога Гефеста (Вулкана), по-видимому, мало огорчала измена Афродиты (Венеры). В шутливой форме повествует одно античное стихотворение о том, что Гефест (Вулкан) более всего тревожится о судьбе даров, преподнесенных им в разное время Афродите (Венере), и решил не выпускать ее из сетей до тех пор, пока не получит их обратно.

Античные барельефы, сохранившиеся до наших дней, изображают плененных Вулканом Марса и Венеру и осмеивающих их богов.

Циклопы, работники кузницы Гефеста

Кузница бога Гефеста (Вулкана) и его работники, одноглазые Циклопы, служили не раз темой для разных произведений искусства. Гефеста и Циклопов за работой изображали на камеях, античных барельефах и картинах.

Из художников новейшего времени Веласкес изобразил мастерскую бога Вулкана в тот момент, когда Гелиос пришел сообщить ему об измене Венеры: бог огня занят работой, а три Циклопа, опустив свои молоты, с любопытством прислушиваются к рассказу Гелиоса.

В Лувре находится небольшая картина Романо: в мастерской, окруженные амурами, сидят рядом Венера и Вулкан, он показывает ей только что выкованные стрелы и колчан.

Исполняя заказ кардинала Савойского, поручившего ему написать плафон с изображением четырех элементов, Альбано написал бога Вулкана и его кузницу как олицетворение огня.

Первоначала. Одилон Редон, 1880-е (?) гг. Трактовка устрашающего облика древнегреческого Циклопа своеобразнейшим французским художником-символистом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая мировая религия считается самой древней

Существует много изображений Циклопов, этих одноглазых великанов, производивших, по мнению древних греков, такой адский шум в недрах вулканов. Циклопы сильно занимали народное воображение, и им приписывали в античности, подобно тому как в средние века дьяволу, все постройки и памятники неизвестного происхождения.

Циклопы своим видом нагоняли на всех ужас. В одном античном гимне рассказывается о том, как богиня Диана в сопровождении нимф отправилась в кузницу Вулкана просить его выковать ей колчан и стрелы. Там они видят Циклопов, и нимфы, объятые ужасом, бледнея и дрожа, смотрят на великанов, единственный глаз которых зловеще сверкает посреди лба.

От ударов тяжелых молотов Циклопов дрожит и колеблется вся Италия, искры сыплются во все стороны, вылетая из недр вулканов, где живут эти страшилища. Даже матери пугали Циклопами своих непослушных детей.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Источник: http://zaumnik.ru/mifologija/mify-o-gefeste.html

������

���������� «������» (��������). ������� �����������, 1838����� ������������, ����������

������, � ��������� ��������� ��� ���� � ���������� ����, ����� �������� ������. ����������� �������� ������������� �������������, ���������� ���������� ����� �������� ������.

����� � ���������

�������� ������ �� — ��� ����� � ����, ���� ��������, �����, �����, ���� � ������. �� �� ������ ������ �� ��� ������ ����, ��������� �� � �������� ����� �� �������� �����. ��� �� ����� ������� ������ ������� ������� ���, �� ��������� ����, ������.

������ ��� ����� ����� ���������� ������ ��������, � ������ ������ �����. � ������� ���� ��������� �������� � ������, ����� ������� �������� �� ���� ��������� ���������� ����-�����. ������ � ������ ������� ��������� �� ������ ��� ���������, �� � �� �������.

�� ����� ������, ������ ������, � ������� ������� ����� � ����������, ������������� � ������ ������� � �����, � ������ (��� ������, ��� ������) ������ ����������������� � ��������. ��� ������� ������� �������� ��������.

�� �������� ��� �������, �������� ���� ����� � ������ ��������.

������ ������� ��� ������ ��������, �������� ������ ����� � �������� ������, � �� �������� ��������� ������� «������ � ������», � ����� ����� ������� «��������».

����

����� ������ �������� �� ����, �� �������� ������� � ����� �������, � ���� �� ������ �� ��� ����. ����, ������ ������ ���������� ����, ���������� �� ���� � ������� � �������� ������ (��������� ����������� �������, ��� ������� ��������� � ������� ������ ����� �������).

�� ���� �� ��������� ����� ����, ������� ������� ������� ����� ������� ������ ������ (��� �����). �� ������ ��������������� ������ ��� �� ��� ���� � ��������� ����� ������� �����: ����� � �������������. �� ������� �������� ���� ������ � ��� �������� �� ���� ������ �� ��� ����.

����� ������ ����� � ���, ��� ��� ����, �� ����� ���������. �� ������ ������ (������� ����), ������� �������� �� ���� � ����, � ������ �� ����� � �������� ������� ��� ����� ������. ���� ������ � ������� � ���� ����� �������� ����� �������� ��������, �� ������ �� ����� �� ������, � ������ ��������� ����� �����, � ��� ��������� ��������� � ������.

����� �� �������� ����� �� ���� ���������� ���� ������, ������� ���� ��� �������� ��������� �������, �������� �����, ����� ��������� ������� ���������� ����. �� ������ �������. ����� ����� � ������� ���������� ����, ����� ����� ��������� ������� ���������� ��������� ������. �� � ���� �������� �������. ����� ���� ������� �������, ���� ���������, � �������. ������� ������� ������� ������� � ��������� ��� �� �����. ������ � ���������� ���������, ������ ��������� ���� ����.

�� ������ ������ ������ ������ ���������� ��������� ���� ���� ������ ������ �� ��������, ������� � ����� � ����������� ��� �����.

������ ������� ������ ������ ��� ����������� ����, 1757, ����, �����, �������.

���� �������� ������ ���� � ������ ��� ������ � ���� �����, �� ��������� �������� � �������� �������. ��� ������ �� ������ ���� ��������� ��������, ���� ������� ��� ������������� ���� �� ������� ������� ������. ��� �� � ����� ��������������, ��� �� ������������ ������ ���� �������� ���� ������� ��� ���, ��� ��� ��������, � ������ �������� �����.

���� ����� �� ��� �������� ������ �����, �� ����������� ����� ����������. ����� ��� ������ � ������� ��������� ��� ���-�� ���������� ��� ��, ������ ����� ����� ��������� ������ � ����� �������� ���������� �� �������. ���� ������� ��������� �� ���� ������, �� ������� ��� ������ ���� � �������� ���� ����� � �����. ��� �������� ��� ������� � ����� — ��������� (������ ��������� ������������� ��������� �� ��, ��� ���-����� �������� ���������, � ������ ������� ��������� ����� ������� ���).

������ ��� � ������ ������� ������� ����-����, �� ���� ������������ «������». ���� �������� ������� �������, �������� ���� ������ ���� �� �������� ������� �������.

����� ������ ����������� �� ����, ������ ����� ������� �� ��� ������� ���� � �������� ��, �� ��� ���� �������� �� �� ���� �� ����, �������� � ����� ����������. ������ ��������� ����, � ����������� ����������� ������� ��� � ������. ������ ���� � ���� � ������� ������.

����� ����������� ������� � ������ ��� ������ ������ ������� ������ ��������; ��� ���������� ����� �������� � ���� ������, ��� ������ �������� ���� �������.

������ ���������� � ������������. ���� �� ��� ���������� ��������� �������� ������ ��� ���� ��������, ����� ��������� ����� ���������� ����� � �������� (�� ����� �� ������).

����� ��������� ���������� ������� (��������)����� ������� 1555-1560

������ �������� � ������ �������� ����� �� ������������� �����. ��� �������� �������� — ������ �����, ��� ����� ���������� � ����� � ��������. ����� �� � ���������� � ��� ��� �����, � ������� ��� ��������� �������� �������. ���-������ ��� ������ �� ������ � ������� ����� �������� ����������. ������� �� ������ ����, ��� ������ ����� ����� �������������, ��� ��� ��� ���������� ��������� ����� ������ ������.

��� ������ ������ ����, �������� ������� ����� � ����� ��� ��������� ������� ������ ������� �� ��� ������� ������������� ����. �� ������ ���� �����, ������������ �� ����������, ��� ����� ���� ��������, ��� ��� ��������� ���� � ���� ������ ��������� �� ����� �����, � ������ ����� ������ �������� ��������.

������ ���������� �������� �� ��������� �������, � ���� ������ �� ������� �������� ���������, ��� ��� ��� ��������� ������� ���� �������.

����� ����� ������� �������� ����� �������� �����, � ������ ���� ���� � ��� ������ ����� (�� �������), ���������� �� ���������, �������� � �������, ������ ��� �������� � ���. ������ ������ �� ������ � ������ �������� ���� ������ �� ������� ������, ��� ����� ��� ������ � ��� ����� ���������� �������.

������������ ����� ������� — ������ � �������� ������ � ����� ����������, ��� ��������� — ������������ ��������. �� ��� ������ ������ � ������������ ���. ������ ���� ���� ����, ����������� ����, ����� ������� ���� ������� ��������.

� «������» �������� ����� ����������� �������� ��������� ����� �������, ��� ��������� ������� ����� � ������, � ��� �� ������ ����. ����������� ���� ���������� ������� � �����, ��������� ����� �������.

������ ����������� ��������, �� ���� ������ ����� ����, �� ���������� �����.

������ ������ ������� ������� � ����� �����, ���� �������, ��������� �������, ����, � ������� �������� ��� ���� �������� � �� ������������ ����. ������ ������� ���� �� ������� ���� ������������ ��������, ������� �� ����������� ��� �������� � ����� ����������.

������� ������ � ����� ���������� ������ ������������ �� ��������� � �����. �� ����������� � �����������, ����� ���������� ������� ����������� ����� ������ ���� � ����. ���� ���� ����� ������������ �� �����, ����� �� ��������� ����, ����������� ������ �������������� ����� � ������������ �� ������ � ��������. �� ������ ����� ���� � �������. �� ������ ���� ���� ����� �������� ��� ��� �����.

���, ������� � ��������

���������� «������». ������� �����������, 1838����� ������������, ����������

���������������� ��� ������ �������� «�������������». ������� ������� — �������, �� ���� «������-������» ��� «������-���������» ��� �����������, �� ���� «�����-�����». ������ ��������� ��� ��� ����� �������, ��� ��� ���������� ����. ��� ������������� ���������� �� ����������.

�� ������ ������ ���������� ������� �����, ������� �� ��������� � �������� � ������ ��������� � ������ ��������� ����, ��� ����� ��������� �� ��� ����������� �������������. � ��������� ���������� � «�����������» �������������� � ���, ��� ������ ����� ��� ����������� ���� ������ ���������, ������� ��-��� ����������� ����, — ������, ����, ����� � ����.

������� ������ �������-������� �� ���� ������������ �������� �������. �� ��� ��������������� � ����������� ����� ������� � ������ �������. ���� � ������� �������� ����� ������� �������������-������������ ���������� � ����� �����������.

� ������ ���� �� ��� (������) ������ ��� �������, � ��� �� ��������� ����� ������� ������� �������� ������ — «��������� �������».

������������� ������ ������ ���������� ������� ������ ���� � �������������� ��� ������� ���������� ��������, �� ������������, ������� � ����� ����������� ����� ���� ������� �����, ���������� ������� ���� ���� � �������� � ������� ����������� � ��������� �������, ��������� � ��������������� ������� ����������� ����.

���������� ���� ���������� ������� ��� ����� ����������� ���� �� ���� � ������������ ������������. �� — ������ � ��������, �� �� �� ����, �����, ����. �� �������� ����, ������ � �������, �� �� �� — ���� � ��� �������, �������, �� ���������� �����, �.�. ������ — � �����, � �����������, � ������ ����������, � ��������� ��������.

� ������� ��������� ������� ������������� ������, � ������ — ���� (��� ���).

������� �� �������� � ���������

������� ��������� �� ���� ������ � LXVI ���������� ����. ����������� ���� �������� ������ «����������� ��������», ����������� ����� ���� ����������� «������», ����� ������������ ������ «������», ������� �������� «��������, ��� ������».

��� ��������� ������ �������� ������� �� �����. ������ ���� �� ����, ����� ��������� �����; ����� ��� ����� ���� �������.��������������� ��������� ����.

� ������� �� ������ ���������� �������� � ������� ����� ������ ���������� ����� ������������ � ����������� ������������. ������ ��� �� � ����������, ���������� ���������� ������������ � ������ ��������, ������� ��� ����� �� ������������ �����.

� ��������� ��� ������� ���������� ����� �������, � ������ ������ � ������. ����� �� ������ ������������ ������, ����� ������ ������������ � ������, �� ����� �������� ������, ����������� ��� �������.

����� ����� �� �������� ��� � ����������� ��� ������ ����� ��������� ��������� ���������.

������� ����� ���������� �� �������, �������� �� ����� � � ����������� ������� �����. �� ����� ����������� � � ����� ������� ������� ������������. � � ����� ����������� ��������� ����� ����� ����� ������� ����� ������ ���������, � ������� ����� ��� � ������ ����� ����� ������� �� �������� ����������.

������ � �������������

� ����� ������� ������� ����� ������� (2212) ������, �������� 27 �������� 1978 ���� ��������� ���������� �������� ������ � �������� ��������������� ������������. ��� ����������� ��������, ����������������� ������ ��������� ������� � � ���� ����� ���������� �������� ������� �����������.

��� �� � ����� ������� ������ ����� «��������», ����������� � ����������� ������ � ����.

������ ������� ������� ��������� ����� �������� ������� ������� � ���������.

Источник: http://knch.ru/mist/greece/0037_gefest.php

Гефест – бог огня

Большая часть богов Олимпа правила миром, следила за ходом войн и судеб, но был среди этого большинства и труженик: Гефест — бог огня, сын Зевса и Геры. Когда божественная матерь Гера увидела хилое тельце своего сына Ге­феста, то утратила олимпийское спо­койствие. Она схватила свое дитя за ножку и сбросила вниз.

Долго летел младенец, брошенный матерью, пока не упал в океан. Ему повезло. Недалеку в волнах веселились Фетида, дочь морского старца Нерея, и ее подруга Эвринома. Они подхватили бедного Гефеста и унесли в подводное царство, где девять лет тайком его вы­кармливали и пытались дать подобающее воспи­тание.

Но юный Гефест не любил ни музыки, ни танцев. Не тянуло его и к войне – давала знать о себе хромота, полученная во время падения. Гефесту нравилось мастерить. Уже в детстве он научился превращать куски золота и серебра в прекрасные браслеты, оже­релья, серьги его воспитательницы вскоре ще­голяли в таких драгоценностях, каких не ведал Олимп.

Гера пожалела, что так обошлась со своим сыном.

Вскоре она пожалела об этом еще раз. Бог огня Гефест прислал в подарок матери золотое кресло удивительной красоты. Богини окружили его. Гера же, подо­брав длинные одеяния, величественно опустилась в него.

И вдруг из поручней и ножек выскочили какие-то пружины и приковали Геру к сиденью и спинке прочными невидимы­ми цепями, богини заверещали. На помощь поспе­шил сам Зевс, но даже он не смог освободить супругу из  плена. Пришлось отправить на землю Гермеса. Явившись на остров Лемнос, посланец богов застал Гефеста у гор­на.

Его помощники дружно колотили молотами по металлу. Гермесу из-за шума никак не удавалось втолковать Ге­фесту, что Гере надо помочь.

—    Какая мера? Какая ночь? — спрашивал притворщик, делая вид, что не понимает

—    Не мера, а Гера, — кричал Гермес, — твоя мать, ее надо освободить!

—    Не понимаю, —  твердил Гефест, продолжая ра­боту.

Пришлось позвать на помощь Диониса, который явился с мехом, полным неразбавленного вина. Дионис ничего не просил у Гефеста, а, напротив, предложил кузнецу полную чашу. Разгоряченный жаром, Гефест всегда испытывал жаж­ду. Вино же ему особенно по­нравилось, и он, войдя во вкус, потребовал еще.

Вскоре кузнец настолько опьянел, что его можно было взвалить на осла и везти хоть в Тартар. На Олимпе бога огня Гефеста подвели к креслу, и умелец, придя в себя, в одно мгновение освободил Геру. Отплатив за обиду, он больше не держал на мать зла и всегда принимал ее сто­рону, за что поплатился: Зевс сбросил его на землю.

Гера поняла, как плохо она обошлась с сыном, и, чтобы искупить свою вину, упросила Зевса отдать в жены Гефесту красавицу Афродиту.

После этого, Гефест зачастил на Олимп. Богам пригодилось его мас­терство. Он построил для них золотые палаты, а для себя небесный дворец из трех металлов — зо­лота, серебра и бронзы. Имелась в нем кузница с чудесными мехами, располагавшаяся, согласно одному из мифов, внутри Этны.

По одному лишь слову бога огня Гефеста они сами раздували пламя, и ему оставалось лишь бросить в него руду, потом перенести клещами на наковальню. Чего только ни выковывалось чудодейственным молотом Гефеста — и эгида Зевса, и колесница Гелиоса, и чаши для амброзии, и украшения для оби­тательниц Олимпа.

Куз­ницу на Лемносе Гефест сохранил, ведь там прошло его детство.

Занятый любимым трудом, Гефест мало бывал до­ма, и Афродита в его отсутствие предавалась любви с Аресом. Узнав об этом от всевидящего Гелиоса, Гефест решил наказать неверную. Он смастерил волшебную не­видимую сеть и приладил ее к ложу. Как только Афродита и Арес возлегли, они оказались в ловушке.

И тут появился Ге­фест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хо­хотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смерт­ные могли принять их за гром. Сбежались боги: богини захихикали. Зевс же грозно нахмурил брови.

«Конечно же, Афродита и Арес заслуживают осуждения, но кто дал этому чумазому право быть судьей?»

Пришлось богу огня Гефесту распустить сеть. Афродита скрылась от позора на острове Кипре. Арес утешился тем, что разжег еще одну бойню. Гефест вернул­ся к своим мехам, молоту и наковальне. Он стал обучать своему искусству людей. Обитавшие ранее в пещерах, они стали сооружать дома, наполнять их мебелью и всем, что необходимо для полного счастья. Поэто­му они всегда помнили о боге-кузнеце и обращались к нему с мольбой: Милостив будь, о Гефест! Подай добродетель и счастье!

Вирусы становятся все опаснее. В некоторых случаях кибер-оружие может быть столь же разрушительным, как ядерная бомба. Например, вирус Stuxnet

АМС Сервейер-1

Доставка аппаратов «Сервейер» к Луне осуществлялась ракетной системой «Атлас-Кентавр», а посадка в заданную точку с помощью основного тормозного двигателя,

Мистические животные

Животные — организмы, составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений обусловлены единством их происхождения. Однако, в

Культура древнего Китая

Письменность и книгописание. Древние китайские книги выглядели совсем не так, как современные. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного

Сын Гектора и Андромахи

Астианакт — сын Гектора и Андромахи. последний потомок Ила  — основателя Трои. Гектор возлагал на него большие надежды и мечтал, что

Виды статей в Интернет

Большинство из тех, кто занят продвижением товаров или услуг в Интернете сталкиваются с одной и той же проблемой — они

Нэп в СССР

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята весной 1921 года X

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году город Вавилон был захвачен персами

Источник: http://objective-news.ru/2010-02-24-14-54-55/gefest-pokrovitel-ognya-i-metallov.html

Гефест

Гефест в мифах Древней Греции — бог огня, искусный кузнец и строитель, покровитель кузнечного ремесла и изобретателей. Он единственный из пантеона, кто работает не покладая рук, а также, в отличие от всех богов, которые по определению уже совершенны, имеет физический недостаток.

История появления

Гефест — плод любви Геры и Зевса.

Впрочем, описание его рождения в разных источниках противоречит друг другу: по одной из версий, Гера произвела на свет божество без помощи мужчин, воспользовавшись собственным бедром, поэтому иногда его называют Апатор, что в переводе означает «не имеющий отца». Этот поступок объяснен обидой богини на Зевса, который посмел родить Афину. В некоторых мифах есть информация о том, что Гефест — сын солнечного божества Гелиоса, а критских сказаниях отцовство приписывается Талосу.

Ребенок родился маленьким, больным и хромым на обе ноги. При виде его мать захлестнул гнев, и она сбросила сына в пучину океана. Здесь малыша подхватили морские богини Фетида и Эвринома, выходили, вырастили, и Гефест жил в гроте на дне океана до тех пор, пока не возмужал.

По другой версии биографии бога, Гефест разгневал отца, ввязавшись в спор между Герой и Зевсом, за что верховный бог рассердился и собственноручно сбросил отпрыска с Олимпа. С тех пор покровитель кузнецов хромает. Изгнанный из дома Гефест оказался на острове Лемнос, где позднее в его честь появился цикл праздников под общим названием Гефестии.

Бога огня почитали не только в Афинах и на Лемносе. Культ Гефеста царил на островах Имброс и Самофракия. Римляне отождествляли героя с Вулканом. На сохранившихся изображениях бог предстает взрослым мужчиной с бородой, левая нога чуть короче правой. Среди атрибутов образа — кузнечные клещи и молот, шапка и одежда, в которой трудились рабочие. Живописцы нередко рисуют его верхом на осле — так бог триумфально возвращался на Олимп.

Мифы о боге Гефесте

Гефест вырос в могучего широкоплечего красавца, у которого с детства открылся талант к ремеслам. Особую страсть бог питал к кузнечному делу. Руки его, полные исполинской силы, создавали шедевры из металла. Чуть позже увлекся ювелирным искусством, и первые украшения с драгоценными камнями презентовал приемным матерям. В списке изобретений бога — две ожившие рабыни из золота, ящик Пандоры, псы Алкиноя и много других полезных и красивых вещиц.

Узнав, чей он сын, Гефест затаил обиду на Геру и решил отомстить. Из-под молота появилось огромное кресло с резьбой, которое отправилось в подарок матери. Трон очаровал Геру, однако, как только богиня удобно устроилась на нем, тело ее сковали невидимые оковы, и никому не удалось помочь встать с этого дьявольского презента.

Зевс в отчаянии отправил к Гефесту Гермеса — просить вернуться на Олимп. Но кузнец наотрез отказался. Тогда хитрый верховный бог призвал на помощь винодела Диониса. Весельчак и затейник напоил брата вином, усадил на осла и привез на Олимп.

Под хмелем бог огня освободил мать, получил от нее извинения в свой адрес за былую жестокость и влился в ряды жителей обители богов.

На Олимпе Гефест развернул бурную деятельность, проявив щедрость характера: воздвиг дворец для родителей, подарил отцу скипетр и эгиду, а также боевую колесницу. Главное достижение кузнеца — не знающие промаха молнии Зевса. Для Аполлона мастер выковал волшебные стрелы. Ахилл получил в подарок доспехи, а Гермес — жезл примирения. Гелиос обзавелся золотой колесницей, на которой бороздил небесные просторы.

Скульптура Гефеста

Не забыл Гефест и о себе самом, построив шикарный дворец с просторной кузницей, в котором поселился с Афродитой. Хотя мифы и в этом разнятся. В части сказаний освобожденная Гера на радостях отдала в жены сыну прекрасную Гебу.

В других источниках Зевс даровал Гефесту Афину, но воинственная богиня защищалась от преследователя-любовника, в результате чего из пролитого на землю семени бога огня родился Эрихтоний.

В интерпретации поэта Гесиода Гефест состоял в браке с харитой Аглаей.

В «Одиссее» Афродита изменила супругу с богом войны Аресом. Случайно узнав о предательстве, Гефест опутал брачное ложе стальной сетью и позвал богов, чтобы те собственными глазами увидели позор жены. Обиженный муж согласился освободить любовников только после уговоров Посейдона.

Гефест дружил с Прометеем. Это у него из кузнечного горна сердобольный титан, жалеющий людей, похитил искры огня и даровал человечеству. А один из мифов рассказывает историю ослепшего охотника Ориона, которому кузнец создал механические глаза. Во времена Флегрейской битвы с гигантами Гефест вместе с Гелиосом ездил по миру в колеснице.

Гефест в культуре

Древние памятники искусства подчеркивают связь бога с оружием. От его имени произошло слово «эфес», означающее рукоять клинка. Священным животным Гефеста был лев, который нередко изображался рядом с ним. Символы божества — молот, наковальня и другие инструменты кузнеца, а также горящий огонь.

В Афинах сохранился храм, посвященный Гефесту, в котором стоит статуя работы известного скульптора Алкамена. Широкое распространение культа божества в Риме подтверждается множеством найденных монет с его изображением — римляне считали Вулкана покровителем чеканки.

Образ божественного кузнеца вдохновил на создание шедевров многих европейских художников. Сюжеты, где Вулкан изображен за работой в своей мастерской, встречаются у Веласкеса, Тициана, Бассано; сцены ревности между богом и его женой Афродитой изображали Тинторетто, Рембрандт, Буше, Гольциус.

В 1838 году датский скульптор Бертель Торвальдсен создал мраморную статую Вулкана, где он — могучий муж в свободной тунике, который стоит рядом с наковальней.

Образы бога-кузнеца присутствуют и в кинематографе. В вольной экранизации сюжетов древнегреческой мифологии «Битва титанов» (1981) бог огня по велению Афины создал для Персея крылатого коня и Буббо, ученую сову. В картине режиссера Десмонда Дэвиса в роль кузнеца вжился Пэт Роуч.

Гефест в полной красе блистает и в современном кино. Постановка Джонатана Либесмана «Гнев титанов» (2012) вновь повествует о Персее. В образе бога огня предстал актер Билл Найи.

Библиография

  • VIII–VII вв. до н. э. — «Теогония»
  • 1922 — «Легенды и мифы Древней Греции»
  • 1955 — «Сказания о Титанах»
  • 1991 — «Мифы народов мира»
  • 2001 — «Реальный словарь классических древностей»

Фильмография

  • 1981 — «Битва титанов»
  • 2012 — «Гнев титанов»

Источник: https://24smi.org/person/2659-gefest.html

Олимпийские Боги

• Зевс • Посейдон • Гера • Гестия • Деметра • Афродита • Гефест • Афина • Аполлон • Артемида • Гермес • Дионис • Прометей

Зевс

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких великанов — гека-тонхейров и с их помощью низверг туда титанов. Ему помогал титан Прометей, который перешел на его сторону. Свергнув Кроноса, Зевс и его братья разделили свои владения. Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду — подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.

Посейдон

Брат Зевса и Аида, сын Реи и Кроноса. Его символом является трезубец. Он величествен, подобно Зевсу, хотя и находится у брата в подчинении. Он — владыка морских просторов. Вместе с тем Посейдона часто связывают с культом быка или коня, он считается покровителем рыболовства. Споря с Афиной, кто больше достоин властвовать в Аттике, он дарит людям родник, который забил на Акрополе от удара его трезубца. Он выступает на стороне Агамемнона и Менелая в войне с Троей.

Согласно легенде, он требует независимости Коринфа, Наксоса и Эгины. Вместе с Посейдоном живет его прекрасная супруга Амфитрита. Их подводный дворец находится в Эгейском море. В сопровождении сонма морских божеств Посейдон мчится по морю на своей колеснице, запряженной дивными конями с длинными золотыми гривами. Когда он взмахивает своим трезубцем, на море поднимается буря, а когда простирает его над бушующими волнами, они успокаиваются.

Гера

Дочь Реи и Кроноса, сестра и жена Зевса, послушная и почитающая своего супруга. Боги чтят Геру, хотя из ревности — ее супруг очень любвеобилен — она жестоко преследует своих соперниц.

В споре, начатом из-за брошенного Эридой яблока, предназначавшегося прекраснейшей из богинь, и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Гера, как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев.

В то время как Зевс правит на небесном своде, Гера, как богиня женщин, покровительствует браку, а ее дочь Илифия — роженицам. Гера — богиня ясного неба. Из ее детей наиболее известны Арес, Гефест и Геба.

Гестия

Старшая дочь Реи и Кроноса, олицетворяющая вечную чистоту, счастье и справедливость. Посейдон старался добиться ее благосклонности, но тщетно. В период античности она особо почиталась как покровительница вечного огня, который никогда не должен погаснуть. Гестия была символом как домашнего очага, так и единства греческого народа.

Деметра

Дочь Реи и Кроноса, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Гестии, она дарует земле плодородие. Аид похитил и забрал к себе в подземное царство ее дочь Персефону, предназначенную ему в жены Зевсом. Оплакивая несчастную судьбу своей дочери, Деметра спустилась с Олимпа и появилась на земле в траурном платье, принеся с собой голод и засуху.

По приказу Зевса, взволнованного грозившей людскому роду гибелью, Гермес отправляется на поиски Персефоны в мрачное царство Аида. Встреча с дочерью произошла в Элевсине. Радостная Деметра вернула земле плодородие.

Но Зевс решил, что Персефона две трети года будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть года — возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство. Это символизирует смену времен года: зимы (материнской печали) и лета (радости встречи).

Деметра — мать всего живого на земле, символ процветания, прихода весны.

Афродита

Высокая, стройная, прекрасная Афродита. Римляне называли ее Венерой. Она родилась из пены морских волн. Кто были ее родители? Родилась ли она из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену? Или, как повествуется в «Илиаде», она была дочерью Зевса и Дионы. Для древних греков Афродита — богиня красоты и любви.

Культ Афродиты существовал повсюду. Ее любовной власти были подчинены и люди, и боги — все, кроме Афины, Артемиды и Гестии.

Как и многие другие боги, Афродита имела непосредственное отношение к Троянской войне: это она пообещала Парису в жены дочь Зевса и Леды, самую прекрасную из смертных женщин, она помогла ему построить корабль, чтобы отправиться в Спарту и выкрасть прекрасную Елену у Менелая. Хотя Гомер в своих поэмах утверждал, что Афродита была женой Гефеста, она страстно любила Адониса. Ее дети — Гармония и Эрот.

Афина

Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль.

По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом — такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина — богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу.

Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.

Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево — оливу. Она помогает ремесленникам — гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю.

Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах.

На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов — златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель.

Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона — чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм, главный центр почитания Аполлона.

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения.

Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом — отвратителем бед и богом исцеления.

Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида — богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил.

Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее.

Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире.

Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес — вестник богов, покровитель путников. Он — посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор.

Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии.

Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы.

Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Пан — сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан — бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/26-olympic-gods

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]