Бог ГЕРМЕС | Мифы о Гермесе | Бог Меркурий | Миф об изобретении кифары Гермесом | Кадуцей | Гермы — изображения Гермеса | Бог торговли | Бог воров | Гермес Психопомп
Прежде: Бог Эрот (Купидон) | книги | Далее: Уродливый бог Пан |
Тип и атрибуты бога Гермеса (Меркурия). — Гермес — изобретатель кифары и бог воров. — Гермес — бог торговли, бог гимнасия и педагог. — Бог Гермес — охранитель дорог, путешественников и мореплавателей. — Гермес — бог красноречия, посланник богов и проводник душ в Аид. — Жалобы бога Гермеса (Меркурия).
Тип и атрибуты бога Гермеса (Меркурия)
Бог Гермес (в римской мифологии — бог Меркурий), является, по мифам древней Греции, воплощением обмена, передачи и перехода из одного состояния или положения в другое.
Небесный посол, бог Гермес передает богам молитвы людей, а людям — благодеяния богов. Как проводник душ, бог Гермес олицетворяет переход от жизни к смерти. Бог красноречия и договоров, Гермес (Меркурий) передает другим мысли оратора или посланника.
Бог Гермес с собакой, переодетой свиньей. |
Гермес — бог гимнасиев (школ борцов), потому что борьба состоит в передаче сил. Гермес — бог воров и торговли, потому что предмет, украденный или купленный, переходит из одних рук в другие.
На памятниках архаического искусства древней Греции, в особенности на вазах и сосудах, бог Гермес изображен в расцвете лет, с густой остроконечной бородой, с длинными вьющимися волосами, в дорожной низкой шляпе, с крылатыми сандалиями и держащим в руке кадуцей, который иногда на статуях походит на скипетр.
На античных гравированных камнях более поздней эпохи бог Гермес (Меркурий) иногда изображен с бородой, но эти изображения, несомненно, — подражание древним памятникам, потому что в эпоху золотого века греческого искусства тип бога Гермеса совершенно иной.
Бог Гермес изображен высоким, стройным юношей, всегда безбородым, с коротко остриженными волосами, представляя таким образом идеальный тип юноши, посещающего школы борцов (гимнасии). Лицо Гермеса не выражает величия Зевса (Юпитера) или гордости Аполлона, но в лице Гермеса часто отражается лукавство, присущее этому хитроумному и ловкому богу.
Низкая крылатая шляпа и кадуцей — главные атрибуты бога Гермеса (Меркурия). Даже когда Гермеса изображают с обнаженной головой, то на голове у Гермеса крылья.
Кадуцей бога Гермеса, или жезл, — палка, которую обвивают две змеи.
Иногда у Гермеса на пятках — крылья или крылатые сандалии. Богу Гермесу (Меркурию) часто придают и другие атрибуты, сообразно с его различными обязанностями и должностями.
Гермес исполняет обязанности божественного пастуха, и тогда Гермеса изображают с бараном или козой. Как изобретатель кифары, бог Гермес изображается в сопровождении черепахи, из которой Гермес сделал первую кифару.
Петух придается богу Гермесу как атрибут бога гимнасиев (школ борцов). Кошелек в руке Гермеса указывает на то, что Гермес — бог торговли.
Этот последний атрибут (кошелек) встречается чаще всею на античных памятниках римского происхождения, так как у древних римлян бог Меркурий был по преимуществу бог торговли.
Гермес — изобретатель кифары и бог воров
Бог Гермес (Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и Майи, дочери Титана Атланта, родился в пещере на горе Киллене в Аркадии.
Источник: http://zaumnik.ru/mifologija/germes-bog-merkurij.html
������
���������� ������������� ����� � ���������� ��������� ���������. 400 �. �� �.�. ������������ �����. �������. |
������, � ��������� ��������� ������� �����, ����������� ��������, ��������� ��� �������, ��� ��������, �������, ����������, ��������, ����������, ������, ��������� � �����������, ������ ��������� � ����� � ��������, ��� �������. ����������� ���������, ������, �������� � ��������; ����������� �����, ������� � ����������. ������ ����, �����, ������ � ������ ����� �����.
����� � ���������
������ — ��� ����� � ������ ����, ����� �� ������� ������ ������� (�� ������� — ��� ���������), ������� � �������� ���� ������ � ����� ���� ������� (�������). �� ������ ������ ������� � ������ �� ���� ��������.
������ ���� ������, ������ � ������ �� ���������, �� ����� �� ������ �������, �������, �������� ���� ������� �� ����� (������ ��� ��������) ��� �� ������. �� ����� ���� � ������� ��� �����, �� ����� ������ ��� ���. ����������� �� ������ ���������� ����� 40 �����.
����� �� ������������ ������� ���� ���������, ���� ��������� ���� ������. � �� �������� ������ � ��������� �� ������ ����� ��������. ����� ������ ����������� �, ��� ��������������, � ������ ������� ��. ����� ��� ���������� ��� ����� ��������, ��� �� �������, ������ � ����� � ����.
�� ����, ������������� �������, ������ �������� � �����, ���� ��������. ����� �������� ������� �� ������� � ������ ������ ��������� ���������� ������� � ������. � ����� ������ ������� ������.
����� �������� ��� � ���, ��� ������ �������� � ��������, �� ��� ���������. ����� ������ ����� �������� � ���� ������, ���� ������ ����, ����� ��� ���� � �������� � ���������� ��������� � ������ �������. �������� ����� � ������ � ������ � �������, ��� ����� ���� �������� �������� �����, �� ����� ����� ������� �����������. ������ � ������������� ������ ���� ����������.
����
������ — ������� �����, ������� ��������� �������� ����� �����. ���������� ������������ ���� �������� ���� ����� �� ���, � ������, �������� �� ����� ��� � ������� ������ �����. ������������ ������� �� ����� ����� � ������ ����������������� � ����� ������������ ��������� ��� ��������������� ������.
�������� �������� ������, ����� �������� ����� �� ������� ������� ���������, 1864 �. |
�� ������� ������ — ������ ������ � ����� ������������ ������, �� ������� ��� ��������� �� ������.
���������� ��� ������� ������ ������� ����, � � �� ������� ����� ������ ����� ������; ������ �� ������� ��� ��� �������� ������; ������� ��������� ����� ��������� �����, ����� �������� �� ���������� �����; ������ ���� ���� ����� �� ������ �������. ������ �������� ������ �� ����� ����������.
�� ����� ������ ���������� ���������� � ���� ������, ������ ����� ��������� ������ ������� ��������� ������� ����� ���. ������ ����� �������� ���, ��� ������ ������� � ������� ������ ������.
������ � ������� ������� ���������� ����� ��������� ������� ��� �������� �� ����� �����. �������� ��������� �������� ������� � ������� ����� ��������� �������� ����������� ����� ����� � �������� ������ � ����������� ����� «�������». ������ ���������� � ������ � ����� ��������� �����, ������� ��� ��� ������ � ��������������� �����.
����� ����� �� ����� �� ������, �� �������� � �� ����� ����� (��� ����������� ��������, ��� �������� ����� ��������� ����� ������) � ������� � �����, ��� ����� � ������. � ��� ��� �������� �� ������� ������� �������� � �� ������ ����� ���� ������ ����� ������ ������������ ���� �� ���� ��������� (�������).
�������, ��������� ����������, ����� ���� � ������ � �����, ����� �������� ������� � �����. ���� �������� ��� ������ � ��������, �������� � ��������, ����� ������� ���� ��� � ����� � ����� ������ ���������, ��� ��������� ������.
���� ��� ������ ������� ����� �����, ������ ����� ��������� � ����� �� ����, ���� ����� ����������� �������� � �� ��������� ������� �������� ����� �� ����. ����� ������ ���� ����� �����, ����� �� �������, ��� ������ ��������� �������� � ���� ���������� �� ���� ������� ����.
������ � �������� � ��������� � ������������� ����� ������, 1625 |
��� ��������� ������ � ����� ����� ������� � �����, �������� � ���������, � ������� �����, � �������� ����, ������� ������ � ��� � �������� � ��� � �����. ������ ������ ���������� ������ ���� �������� — ���� ������� �� ������� ������; ��������� ������� — ��������� ����������������, ���������� �� ������������� ������. ��������� �������� � ������ ������ ��������� �� �� ����������� ������ � ���� ���. ����� ���� ����, ������ ����� ���� ������ �� ��������.
������� ������� ��� ����������� �����������, ����������� ������� � ������ ������ � �������, �������� (� ���������, ��� — ��� ������� — ��� ����). ������ ������ �������� � ������, �� �������� ������ 7 ����, ������ �� ���� ��������, �� �� ������ �������� �������� � ��������. ��������� ������� ��������� � �������� � ������� ����� ������ (������ � ����� ���) — ������������ ���������.
������ ��������� ��������� �����. ���, �� ��� ��������� ������ ����� � ���� ������, � ������� ������������ ������������ ����� ��.
����� ������� ����������� ������ ���� �������, ������ ������ ��� ������������ �������. ��� ����� ��������� ���������: «���� ����� �� ��������� �������, ���� � ������� ������, �������� �� ��������� ��� ����; � ���� �� ���� �� � ������� �����, �� � ������ ����, ������� ��������� ������, �� ������ ��������� ������������ � ���, ��� �����».
����� ���� ������ � ������, �� ����������� � �����.
���, ������� � ��������
������ ����������� �������� ������������, �������� ������������� �������������. ��� ������� ���������� ��� ����������� �� ����� «�����», ��� ��������� �� ������������ ��������� ����� ��������. ����� ������������ ����� �������� ������� (���� ����� ������, ���� �������� �����) � ���������� ������� ������� � ������������� �������� ��������.
�������� � ������� (��������)��������� �������, 1623-1625. ���. ������������ �������, ������� ��������� |
������� ����� ���������� ����� ����������, ����� ��������������� �� ����������� ����� �, ������ � ���������� ��������, ������� ��������� �����������. ��� ������� ����������� �������, �������� — ������������ �����, ������, ����� (������ ������ ������� «����������» — «��������»). ������� ��������������� �������� ��������� ������ (�����, ������� ��� ������� � ������� �������), ��� ������ �� ������, �� �������� � ��� ����� � ��������.
������ ��������� ���� �� ����� ���������� ������� ���������� ��� ������� � ��� ��� ��������� �� ���� � ������� �������, ������ ��� ������ ��������� — «��������� ���». ������ ��������� ���� � ��� ���� — ����� � ������; �� ��������� ����� ��� � ������, ��� �� ��� � ��������� ����� ������ � ������. �� ����� ����, ����� � �������� �� ��� ������.
� ������ ������� ���������� ������ ����� ������� ����������� («������ �����������») � ����� � ��������� ������� �������������� ����; � ���� ������� ����������� ���������� ����� � ��� ���������� ������������� (������, ��������, ��������� ������ �����������) ���������.
������ ����������� � ������� �� ������, ��� ����������� ����, ������ ��� ���� ������ �������, �� ���� «������� ������». ����� �������� � ������ ������� �������: ������ «��������», ��� ����������� ��������; ������ (��� ��������) ����� ���� �� �������� «��������», «����������» ��� «����������», �������� ���� ������ ������ � ������� �������� � �������; ����� «������»; ������ «����������»; ����� «���������� � ����», ��� ����������� �����; �������� «���������», ��� ����������� �����������.
������ ������ � ���������, ������� ����� ���������. �� ����������� ���� �� ��������, ��������� � �����������������, �������� � �������� ������� ������ ��� ������������ ���������� � ���������, �� ��� ����� ������������ ��� ������� ������ ���� � ������.
� ������� ��������� ��������� ��� ������ ��������. � ��������� � ��� ��������������� �������, ����������� ���� �����, ��������� �� �������� ����������.
Гермес атрибуты – Бог ГЕРМЕС
Тип и атрибуты бога Гермеса (Меркурия). — Гермес — изобретатель кифары и бог воров. — Гермес — бог торговли, бог гимнасия и педагог. — Бог Гермес — охранитель дорог, путешественников и мореплавателей. — Гермес — бог красноречия, посланник богов и проводник душ в Аид. — Жалобы бога Гермеса (Меркурия).
Зевс верховный
Зевс — личность особенная, он заметно отличается от других богов, представление о которых сложилось в культуре древних греков.
Зевс, прежде всего, справедлив, он устанавливает законы и упорядочивает жизнь смертных. Зевс вложил в души людей стремление к добру и совесть, он наказывает и милует, помогает страдающим и взывающим к нему о помощи, покровительствует семье и хранит традиции.
Зевса называли отцом богов и людей, представляли огненной энергией, растворенной во всем окружающем мире. Владея небом, он управляет и земной жизнью.
Таким образом, именно Зевс в представлении язычников ближе всего к Единому Истинному Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого.
Как пишет Гесиод, Зевс «превосходнее всех богов и могучее силой», и все-таки, он — один из множества, которым поклонялись древние эллины. Согласно красивой легенде о рождении Зевса, он появился на свет в пещере на острове Крит, втайне от своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. На Крите Зевс рос и набирался сил, прежде чем одержал множество побед и стал верховным богом Олимпа.
На пути к власти
Повзрослев, Зевс, прежде всего, отправился к своему отцу Кроносу и, напоив его волшебным зельем, таким образом заставил извергнуть всех сокрытых в его чреве детей. Первым из чрева Кроноса вышел камень, который он проглотил вместо младенца Зевса.
Зевс бросил этот камень к подножию горы Парнас и назвал его «пуп Земли», здесь с древности существует религиозный центр мира — город Дельфы.
Освобожденные Зевсом из чрева отца его братья и сестры — Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра, по свидетельству Гесиода, «благодеянья его не забыли душой благодарной братья и сестры, и отдали гром ему вместе с палящей молнией».
Братья Аид и Посейдон заключили с Зевсом союз против жестокого отца Кроноса. Многие жители древнего мира объединились вокруг Зевса и помогли ему получить власть над миром богов и людей.
Главным препятствием для Зевса на пути к власти были его ближайшие родственники — титаны, это боги второго поколения, рожденные от Урана-неба и Геи-земли, а также их дети. То есть титаны приходились Зевсу дядями и тетями или двоюродными братьями и сестрами. Война с титанами длилась десять лет.
Титаны жили на Орфической вершине, а боги во главе с Зевсом — на Олимпе. Между этими горами в нынешней греческой Фессалии и было поле битвы титанов и богов. На стороне Зевса выступили особенные существа — циклопы или, как их еще называют, киклопы, и гекатонхейры.
Циклопы — тоже дети Урана и Геи, как говорит Гесиод, «были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился», от этого происходит и их название — Киклоп значит «круглоглазый». После рождения трое киклопов были, как и другие дети, скованы отцом Ураном и сброшены в недра земли, в Тартар.
Там они занимались кузнечным ремеслом, и, по Гесиоду, «для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». Подняв войну против своего отца Кроноса и других титанов, Зевс освободил киклопов из Тартара, за что те поклялись быть ему верными. Именно циклопы выковали для Зевса непобедимое оружие — перуны, то есть молнии, которые он метал во время битвы.
Для братьев и сподвижников Зевса оружие выковали те же циклопы. Аиду они даровали шлем, а Посейдону — трезубец.
Гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны. Дети Урана и Геи, они тоже были выведены Зевсом из Тартара на войну с титанами. Их участие, несомненно, помогло Зевсу одержать победу.
«Зевс-промыслитель», как называет его Гесиод, символично наказывал своих врагов. Это он поставил Атланта вечно держать на своих плечах небо, это он приказал длиннокрылому орлу клевать печень прикованного к скале Прометея, и мука его была бесконечной — за ночь печень «вырастала ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день».
Других побежденных титанов Зевс низверг в Тартар и поставил сторожить их все тех же сторуких пятидесятиголовых — гекатонхейров.
«Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! Громораскатистый, владыка державный, судья-воздаятель», — воспевает Зевса Гомер. «Вовсе не жребий содеял тебя первенствующим богом, — вторит ему в своих гимнах Каллимах, — Подвиги рук, твоя сила и мощь, что у царского трона. Кто дела твои может восславить? Нет и не будет таких, кто бы Зевса деянья восславил».
Зевс — правитель мира богов и людей
После победы над титанами Зевс стал владеть небом и землей, то есть править всем миром. Его брат Посейдон получил во владение всю водную стихию — океаны и моря, а Аид стал властителем подземного мира.
Зевс славился как всемогущий правитель, при котором жизнь богов и людей расцветала. Развивались искусства и ремесла, земледелие. Зевс сам следил за тем, чтобы правители городов правили разумно и справедливо.
Орфические гимны называют Зевса «мир обходящее око», «око справедливости», «свет жизни», «начало всего и всему завершенье» и заключают: «Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит, смертный ли род человечий, иль мир, беспредельно широкий».
Зевс жил на Олимпе со своей женой Герой и их детьми. Гера, согласно мифологии, была третьей женой Зевса.
Первой его женой стала двоюродная сестра и воспитательница, заботившаяся о нем на Крите — Метида, богиня мудрости. Метида помогла Зевсу победить его отца Кроноса, именно она сварила зелье, благодаря которому Кронос изверг из чрева проглоченных детей. Но Метиду постигла горькая участь, когда она забеременела, Зевс, напуганный пророчеством, что их общий сын превзойдет отца во всем, проглотил свою первую жену.
Вторая жена Зевса — Фемида, богиня справедливости. Она родила Зевсу шесть дочерей, трое из которых — богини времен года, а трое других — богини судьбы. В ее обязанности входило возвещать богам и людям волю Зевса, также она обладала даром прорицания. Интересно, что и сегодня Фемида — образ правосудия, общепринятый во всем мире.
Римляне стали изображать ее с завязанными глазами — в знак беспристрастия, с весами и мечом, так она изображается и поныне. Но первоначально, у греков, Фемида изображалась без повязки на глазах, с весами и рогом изобилия.
Согласно мифу, она взвешивала добрые и злые дела человека, и воздавала ему из рога изобилия соответственно, добром или злом.
Третьей женой Зевса стала его родная сестра Гера, спасенная им из чрева их отца Кроноса. Гера — покровительница брака и материнства. Зевс полюбил Геру, когда она была совсем юной. Писатель II века Павсаний, рассказывая о впечатлениях от храмов Эллады, описывает изображение Геры с гранатом и скипетром в руках, причем, на верхушке скипетра сидит кукушка.
Здесь же Павсаний передает рассказ, что Зевс, влюбившись в Геру, превратился в кукушку, которую девушка поймала, играя и смеясь. С этого момента начались любовные отношения Зевса и Геры, позже они вступили в брак, который, по свидетельству Гомера, оставался тайным в течение трехсот лет.
Позже, став законной женой Зевса, Гера была очень ревнива и принесла множество бед подругам и внебрачным детям любвеобильного Зевса.
Интересно, что Зевс любил превращаться в животных. Он не только обратился кукушкой для Геры, но являлся Деметре и Персефоне в образе змея, перед Ледой обратился в лебедя, да перед другими богами и людьми появлялся то в образе быка, то птицы, то жеребца, то муравья, то жука.
Иногда в истории Зевса можно обнаружить свидетельства, схожие с библейскими. Например, рассказ о всемирном потопе, посланном Зевсом, практически, повторяет библейское повествование, только с другими действующими лицами.
Когда нравственное падение людей стало таким ужасным, что землю покинули богини Верности, Справедливости, Правды, Зевс — по свидетельству легенды — решил истребить грешный человеческий род и создать новый. Поэтому он послал на землю потоп, истребивший все живое.
Спаслись от потопа только двое добрых супругов — Левкалион и Пирра, от которых произошел новый род людской.
Наследники Зевса
Само собой, Зевс не признавал себе равным никого. Боясь сына, который мог бы его свергнуть, он проглотил свою первую беременную жену.
У Зевса и Геры родился сын Гефест. Ребенок появился на свет таким слабым и уродливым, что мать, желая погубить, сбросила его со скалы. Но Гефест выжил и стал прекрасным кузнецом, он создавал такие вещи, равные которым не мог сделать никто на земле.
Аполлон — солнечный златокудрый бог искусства и врачевания, покровитель муз, сын Зевса и титаниды Лето. У Аполлона была сестра-близнец, богиня охоты Артемида.
У Зевса родилась дочь Афина, как говорит Гесиод, она родилась без матери, из головы самого Зевса. Богиня мужества и мудрости, Афина, дала название славному городу, который ныне является столицей Греции.
Дети Зевса — это и такие прославленные боги, как Гермес — бог торговли, Дионис — бог виноделия, Персефона — богиня плодородия и Эрос — бог любви.
Детьми Зевса были не только боги, но и герои, рожденные от него земными женщинами. Среди таких героев — Геракл, Гармония, Елена, Персей.
Божественный Олимп — престол Зевса
И поныне возвышается на древней земле Эллады горная гряда Олимп, овеянная множеством легенд о великом Зевсе — первым избравшем это место в жилище богам. Здесь — по легенде — Зевс, окруженный богами и богинями, устраивал свои царские пиры, на которых решались судьбы мира.
Далеко внизу, в земной долине, жили люди, подверженные переменам, в их жизни радость сменяется горем, благоденствие — трудностями. Боги же всегда были радостны и спокойны. Справедливый Зевс уверенно чувствовал себя на троне верховного правителя.
Его окружали — богиня мира Ирена, богиня победы крылатая Ника, богиня радуги Ирида. Здесь же — супруга Зевса, богиня семьи Гера, их дети, и друзья — боги. Они вкушали нектар и амброзию, любовались танцами и пением прекрасных муз.
А Зевс решал, кого из людей наказывать, а кого миловать, кого одарить, а кого обделить. В распоряжении Зевса были два огромных сосуда — один с добром, а другой со злом. Оттуда черпал громовержец свои дары и посылал людям, соответственно добрым или злым делам каждого.
В соответствии с этим представлением и жили древние эллины, на таком мироощущении зиждилась древнегреческая цивилизация, впоследствии оказавшаяся готовой — как ни одна другая из язычников — принять весть о Христе.
Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/261-zevs
Гермес
Греческий пантеон славится многочисленными божествами, каждый из которых имеет специфичное предназначение, богатую родословную и незаурядную биографию. Большинство богов и богинь – дети Зевса, родившиеся от союза с богинями или смертными женщинами. Гермес – знаменитый житель древнегреческого Олимпа. С этим персонажем в мифах Древней Греции связана масса удивительных нюансов и подробностей.
История появления
Гермес – бог Древней Греции, чьей матерью оказалась Майя, дочь атланта. В детстве мальчик – получеловек, полубог – проявлял себя большим хулиганом. Он не гнушался воровством и забавными шалостями. Гермес – первый персонаж греческого Олимпа, о детстве которого появились распространенные упоминания в мифах.
Гермес в детстве
В отличие от него Афродита и Афина родились взрослыми женщинами, Аполлон и Артемида молниеносно повзрослели, а про юношеские годы Ареса и Гефеста ничего не известно. Детальное описание детских лет в мифах обрели только Зевс и Дионис.
Происхождение имени продиктовано словом «герма», в переводе означающим место погребения под грудой камней. Такие метки оставляли на дорогах и границах. Прозвищем Гермеса было «Привратный». Бог благосклонен к путникам, в его власти открытие любых замков.
Гермес с младенцем Дионисом
Божество считается покровителем торговцев и воров. Проводник смертных в Царстве мертвых, Гермес спускает усопших к Аиду и единственный из живых возвращается на землю. Гермес считается посредником между двумя мирами. Божество способно приходить в вещих снах, чтобы оглашать волю Олимпа.
Биография Гермеса сопровождается яркими достижениями. Мифы гласят, что этот персонаж передал златорунного барана Нефеле, а Амфиону вручил лиру, с помощью которой он возвел стены Фив. Из рук Гермеса Персей принимает меч для боя с Медузой Горгоной и сандалии, позволяющие летать. Гермес покровительствует путешественникам, поэтому Одиссею он дарит волшебную траву, чтобы тот избежал колдовства Цирцеи.
Гермес и Афродита
В греческой мифологии у Гермеса был сын Автолик, пращур Одиссея. В союзе с Афродитой бог зачал Гермафродита, который затем был слит воедино с возлюбленной нимфой. Приятель сатиров бог Пан тоже был детищем Гермеса.
Гермеса часто приравнивали к Аполлону. Богов изображали в дуэте в скульптурных изваяниях или украшали статуями дома, ориентируясь на прозвища героев легенд: Гермес Привратный и Аполлон Уличный. Эллины воспевали Гермеса Трисмегиста, что означало трижды величайшего. Существовало научное направление под названием герметизм. Оно описывало религиозно-философские суждения рубежа эры.
Образ и характер
Характеристика персонажа проста и понятна. Бог предстает в человеческом обличии. В соответствии с развитием социума ему доверялись различные обязанности. Первоначально он был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле и в подземном мире.
Атрибуты Гермеса
Благодаря этим функциям Гермес обрел власть над мистическим началом. Атрибуты, сопутствующие деятельности мифологического персонажа, – крылатые сандалии для быстрого перемещения и золотой скипетр, преподнесенный в дар Аполлоном. Посредством золотого жезла Гермес вводит людей в состояние сна и транслирует божественную волю смертным. На изображениях бог часто предстает в петасе – широкополой шляпе.
Гермес предстает в положительном образе. Божественная «карьера» сына Зевса и Майи началась весьма двусмысленно, но с течением времени образ персонажа облагораживается. Ему доверен важный функционал, который перестает ассоциироваться с мошенничеством, поначалу привлекавшим Гермеса. Житель Олимпа помогает людям во многих начинаниях.
Бог Гермес
Благодаря ему в путешествии находится верная тропа, смертные понимают, как угодить богам, а главные герои мифов обретают важные предметы. В то же время плутовская жилка в крови Гермеса, а точнее, склонность к коммерции, делает его покровителем торговцев. Писатель Гомер, рассказывая о приключениях Одиссея, намекает, что храбрый герой унаследовал у божественного предка важные черты характера в виде хитрости и изворотливости.
Примечательно, что Гермес описывается как отъявленный весельчак и балагур. Он любил розыгрыши и ради веселья крал скипетр Зевса, оружие Аполлона и трезубец, принадлежащий Посейдону.
Интересные факты
- Как известно, у греческих мифов были альтернативные варианты. В римской мифологии персонажем, аналогичным Гермесу, выступает Меркурий. У римлян он был покровителем торговых дел и многочисленных ремесел.
- Гермес не только «отец» воров и шутов. Этот бог нес человечеству и полезные знания. Кентавр Хирон придумал меры веса и длины, которые Гермес подарил смертным. Азбука и числа тоже стали известны людям из-за снисходительности Гермеса. Считается, что первые египетские письмена были изобретены этим плодовитым богом.
Статуи Гермеса
- Жители Греции считали бога покровителем атлетов и спортсменов. В полисах были стадионы, названные в честь божества, а школы, где обучались и упражнялись гимнасты, украшали статуями с изображениями представителя Олимпа.
- Геродот писал, что афиняне начали изображать бога обнаженным и с внушительным мужским достоинством, переняв традицию у пеласгов. Гермес стал первым божеством фаллического характера. Воспевая его, жители Древней Греции воздвигали колонны под названием гермы. В 415 году гермы были уничтожены, а с приходом Римской империи фаллический культ нивелировался. При этом прямоугольная колонна продолжала использоваться в качестве постамента для бюстов.
Гермес на городских часах
- Греческие филологи свидетельствуют о том, что в древних фольклорных произведениях существует пять прообразов Гермеса. Первый был сыном Гемеры и Урана и прославился симпатией к Персефоне. Второй, потомок Корониды и Валента, носил имя Трофоний и жил в подземном царстве. Сын Майи и Зевса стал третьим образом в мифах и родителем Пана и Пенелопы. Египетское божество Гермес был сыном Нила, а еще один персонаж египетских легенд в облике Гермеса как раз подарил людям письменность. Его второе имя – Тот.
Источник: https://24smi.org/person/2708-germes.html
Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации — ИДДЦ
Рассмотрев великих древних греков, которые на поверку оказались славянами, я решил посмотреть, кем являлись боги древних греков. По стилю изображения древнегреческих богов очень похожи на изображения великих древнегреческих граждан.
Однако, если это боги, их должны сопровождать слова ЛИКИ. Иначе говоря, мы должны увидеть на изображениях ЛИК ЗЕВСА, ЛИК ГЕРЫ и т.д. Кроме того, было бы странным найти на них датировку в годах Яра – боги существовали всегда.
Так что изображения древнегреческих божеств должны нам дать информацию по древнегреческой религии.
- Зевс.
- Моё чтение надписей.
- Гера.
- Моё чтение надписей.
- Аид.
- Моё чтение надписей.
- Посейдон.
- Моё чтение надписей.
- Гефест.
- Моё чтение надписей.
- Гермес.
- Моё чтение надписей.
- Гермес как «добрый пастырь».
- Обсуждение.
- Заключение.
Рассмотрение я начал с главы древнегреческого пантеона – Зевса.
Рис. 1. Изображение Зевса из Отриколи и моё чтение надписей
Понятно, что сначала я даю сведения о нём и Википедии: «Зевс (др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи . Брат Аида, Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.
Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни. Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть.
Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.
Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги».
Моё чтение надписей
На рис. 1 изображен так называемый Зевс из Отриколи. Музей Ватикана. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала примерно IVвека до н.э. Я копирую это изображение из статьи Википедии о Зеве. На Викисклад фотография от Jastrow поступила 25 октября 2006 года.
Зевс ли это? Я уже научен опытом чтения надписей на греческих изображениях, что скульптурные портреты одних персонажей искусствоведы могли атрибутировать как портреты других персонажей. Поэтому я читаю надписи на лбу в увеличенном виде и в обращенном цвете.
И убеждаюсь, что это – Зевс, хотя надпись меня удивила, ибо над морщиной на надписи в две строки я читаю наверху МИМ ЯРА, а строкой ниже – ЗЕВС и РУСЬ ЯРА. Получается, что Зевс не только не был богом, он даже не являлся и хараоном. А всего лишь был жрецом бога Яра. Это, разумеется, не только ново, но и очень непривычно.
– Под горизонтальной морщинкой лба я читаю слова МАСКА ЯРА, то есть, ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Далее, из хитросплетения локонов волос самой верхушки головы я выделяю несколько прядей, которые читаю как надпись ХРАМ ЯРА.
А затем перехожу на чтение центральной части бороды и фрагмента слева от нее, где читаю привычный, но неожиданный на данном персонаже текст: ГОД ЯРА 653, что соответствует ГОДУ 1509 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что вместо четвертого века до нашей эры мы имеем изображение начала XVIвека. Опять невольно вспоминается фраза А.Т.
Фоменко: «Античность – это средневековье». Только теперь это уже, скорее, конец эпохи Возрождения. А на правой части лица, на уровне глаза, локоны ниспадающих волос образуют слово АРКОНА, такое важное для меня.
Рис. 2. Статуя Зевса в Эрмитаже и моё чтение надписей
Казалось бы, прочитаны все слова, однако последнее слово я читаю в самом низу бороды: СКЛАВЯНИН. Как известно, у бога нет этнического происхождения, ибо он – не человек. Так что последняя надпись закрепляет на первый взгляд странное свидетельство того, что перед нами – не бог, а ЖРЕЦ БОГА ЯРА ЗЕВС, СЛАВЯНИН.
Рис. 2. также заимствован мною в Википедии. Подпись гласит: «Статуя Зевса в Эрмитаже. Бог неба, грома и молнии, верховный бог». Но под отдельной фотографией подпись иная: «Юпитер. Верховный бог римлян. Конец I в. Мрамор, А 362. Драпировки, жезл, фигуры орла и Виктории – тонированный гипс, XIX в. Эрмитаж, зал Юпитера. Санкт-Петербург, Россия». Верховный бог римлян. Конец I в. Мрамор. На Викисклад фото отправил Георгий Шуклин 21 апреля 2001 года.
Здесь я сначала читаю надписи на левой ноге, расположив ее горизонтально и усилив контраст. Здесь читаются слова ХРАМ ЯРА и МАСКА ЯРА. А затем я читаю надписи на увеличенном изображении головы.
Тут на середине бороды читаются слова ЯРА ГОД 533, что соответствует дате ГОД 1389 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, конец XIVвека! А на верхней части бороды можно прочитать слова: В АРКОНЕ.
Кроме того, На локонах чуть выше правого глаза можно прочитать слово СКИФ, и, наконец, на бороде можно прочитать слова: ЯРА РУСЬ. Как видим, подписи здесь – примерно те же, что и подписи под известными персонажами древней Греции.
Всё это весьма странно, но пока я не хочу строить никаких гипотез, а просто читать всё новые и новые тексты в надежде, что рано или поздно решение появится.
А теперь я перехожу к рассмотрению изображения жены Зевса, богини Геры.
Рис. 3. Изображение Геры и моё чтение надписей
Гера
Здесь Википедия предлагает такой текст: «В древнегреческой мифологии, Ге́ра
Источник: http://runitsa.ru/publications/793