Лития — это что такое? Лития, совершаемая мирянином
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Лития является очень важной частью православной службы. В переводе с греческого она означает усердное моление. По церковным канонам она совершается только вне храма. Бывают разных видов, как по содержанию, так и по чину. Но у них всегда есть одно общее схождение — это молитва вне храма.
Если изучить православное богослужение, то можно заметить, что лития для мирян обычно совершается в праздничные субботние дни или во время какого-нибудь массового несчастья или нашествия (например, чумы, холеры). Тогда батюшка поет усердное молитвенное обращение к Господу среди народа в центре города.
Лития, совершаемая мирянином, как это было
Раньше первоначальным назначением литии было помолиться в общественных местах, где произошло какое-то бедствие, угроза, поражение. Но так же существует такие богослужения радостно-торжественного характера, которые обычно проходили за городом. Особенно началось развитие этого вида богослужения в Иерусалимской Церкви, где литиями заканчивались все воскресные вечери в разных святых местах.
На сегодняшний день — это небольшой остаток старых иерусалимских усердных молитвословий. Состоят они с молитв, песней и особых обрядов. Этот обряд состоит в основном только из торжественного выхода священнослужителей в притвор.
Лучшая статья для Вас, переходите: Пророчества православных старцев
Также можно отметить особенный вид литии заупокойной, совершаемой мирянином. Этот вид установлен специально для моления по усопшим, которое совершается при выносе гроба из дома, а также непосредственно в любом другом месте и любое время по желанию родственников.
Наиболее часто лития совершается мирянином дома, на кладбище и по возвращении домой после захоронения.
Заупокойная лития
Когда все приготовлено, тело умершего приносят в храм. При вынесении покойника из дома читается заупокойное последование, которое должно соответствовать чину обычной литии. Когда тело выносят из дома отпуст возглашает «Премудрость», а затем пение «Чистейшую». Раньше наши предки всегда перед выносом совершали семипоклонный начал. На сегодняшний день данной традиции практически не придерживаются
Полезная информация: Годовщина смерти что делать
Лития на кладбище и как правильно относится к могиле православного
Кладбища по канонам православной церкви являются святейшими местами. На них покоятся тела усопших до будущего воскресения. Придя на кладбище, обязательно нужно зажечь свечу и совершить литийное молитвословие. Для совершения чина усиленного моления желательно пригласить священника. Тем не менее, краткий чин мирянин может провести и сам.
Как это сделать? Для литии, совершаемой мирянином на кладбище, необходимо:
- Прочитать акафист о упокоении умерших;
- Помолчать, вспомнить хорошее о покойном;
- Прочитать чин литии для кладбища:
«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)»
Это усиленное молитвенное обращение необходимо проводить три раза день:
- при выносе тела из дома;
- на кладбище во время захоронения;
- при возвращении домой после захоронения.
Еще несколько правил:
- Нельзя на кладбище в это время пить или есть. Помните, что обычай оставлять на могиле кусок хлеба или рюмку водки пришел к нам от язычества. Это его пережиток. Православные крестьяне не должны соблюдать языческие традиции. В православной церкви данный поступок только оскорбляет память покойного;
- Не оставляйте на могиле еду — лучше отдайте ее животным или нищим.
Лития по усопшим — мощное оружие православного христианина
Сегодня, как и в старые времена, самым действенным оружием против сил зла для верующего православного христианина является молитвенное обращение к Господу. Святые старцы всегда говорили, что верующий человек читает молитву, а лукавый в это время бежит от него и боится приближаться.
Действенным оружием, как для души усопшего человека, так и для нашей является усиленная молитва. В память об умерших людях в церковных богослужениях уделяется особенное внимание. Как говорят священнослужители: молитва — это обращение к Богу, а молитва за усопших — это общение с умершими, просьба за них. Такая молитва приближает нас и к Господу, и к близким, дорогим людям.
Помните, что заупокойная лития по умершим имеет очень важный смысл не только со стороны христианской веры, но и духовный и психологический подтекст.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/litiya-eto-chto-takoe-litiya-sovershaemaya-miryaninom/
Лития
Во время всенощного бдения на двунадесятые и великие праздники, в дни памяти особо чтимых святых наступает момент, когда священнослужители выходят из алтаря и направляются в притвор храма.
От лица всех собравшихся они возглашают несколько молитвенных прошений. В это время хор поет особые стихиры, раскрывающие суть празднуемого события.
Об этой всем знакомой части богослужения ученикам нашей школы расскажет клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Артемий Добрынин.
*
В переводе с греческого языка «лития» означает «усердное моление». В сегодняшнее время на приходах совершается две литии: одна на великой вечерне, соединяемой со всенощным бдением, а вторая — за упокой. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии различны между собой, но есть у них и общее. Они совершаются вне храма или в притворе. Смысл исхождения из храма заключается в том, что мы подобно Адаму как бы стоим перед вратами небесными.
Выход из храма или же в притвор совершается с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить место ее совершения для оживления молитвенного внимания.
Следующей целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в притвор как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (обо всем мире) литийных молитв.
Обо всем мире
Литии, или литании, были особенностью соборного богослужения в Константинополе. Еще раньше (около IV века) они появились в богослужебной практике Иерусалимской Церкви. Духовенство вместе с верующими посещали места, связанные с событиями, описанными в Евангелии: Голгофу, Вифанию, Елеон, Овчую купель. В каждом месте они пели особенные стихиры, произносили прошения или ектении, а также читали Евангелие.
В отличие от Иерусалима в Константинополе лития имела несколько другой характер. Она не была приурочена к какому-либо празднику, а служилась во время разных бедствий. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен».
В сегодняшнее время лития начинается исхождением священников из алтаря через боковые двери. Им предшествует свещеносец. По древнему же уставу священники исходили в другие храмы и монастыри.
Во время пения стихир, которые чаще всего посвящены храмовому святому, диакон или священник совершает полное каждение храма. По окончании пения хора диакон возглашает сугубую ектению, которая состоит из четырех прошений.
Начинается она с общего прошения словами Пс. 27, 9 «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» за весь народ и мир Божий с присоединением особой просьбы за православных христиан.
При этом в начале ектении Богу в качестве ходатаев представляются все святые, призывается к молитве вся Церковь.
Такое же прошение, кроме вечерней литии, произносится на праздничной и великопостной утрене перед каноном.
После этого общего и вступительного прошения литийная ектения переходит к частной молитве за разных людей и их особые нужды, начиная с патриарха, за всю духовную власть и всех нуждающихся в помощи Божией: обо всех несчастных христианах, о местном храме или монастыре, о мире и устойчивости, о мире особенно же Святых Церквей, о занятых из братии тяжелым трудом («труждающихся») и низшими службами («служащих»), не позволяющими им присутствовать в храме или вызывающими отлучки из монастыря («о оставшихся», собственно оставленных по распоряжению на работах, «и во отшествии, сущих»), о больных, умерших, их «успении», «ослабе» (т. е. отдохновении от земных трудов), «блаженней памяти» о них на земле и «оставлении грехов», о пленных и занятых разными службами теперь и прежде.
Следующее прошение — за весь мир и избавление его от физических бедствий: голода, эпидемии, землетрясения, наводнения, пожаров, войны и междоусобия, вообще о милости Божией и отвращении от нас гнева Божия, как уже надвигающегося на нас («належащаго прещения»).
Заключительное прошение — об услышании молитвы. Вместо обычного возгласа к этой ектении присоединяется целая священническая молитва.
Так как лития является особой службой, вставляемой в другие, то к ней присоединяется преподание мира («Мир всем»), и заканчивается она вместо отпуста молитвою главопреклонения ко Господу нашему Иисусу Христу как Многомилостивому Владыке о приятии молитвы, покровении, отгнании врагов, умирении и помиловании нас и мира. В этой молитве священник обращается к ходатайству тех же святых, к которым обращался диакон в начале литии.
10. ЧИН ЛИТИИ, СОВЕРШАЕМОЙ МИРЯНИНОМ ДОМА И НА КЛАДБИЩЕ
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас, ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй, 12.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися, ору́жием обы́дет тя и́стина Его́.
Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твое́й ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́; Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́.
Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́; на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и́; покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя мое́.
Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние мое́.
Слава, и ныне: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. Трижды.
И тропари сия, глас 4:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́шу раба́ Твоего́ [или рабы́ Твоея́], Спа́се, упоко́й, / сохраня́я ю́ во блаже́нной жи́зни, / я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, / иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, / упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ [или рабы́ Твоея́], я́ко еди́н еси́ Человеколю́бец.
Слава: Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, / Сам и ду́шу раба́ Твоего́ [или рабы́ Твоея́] упоко́й.
И ныне: Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, / моли́ спасти́ся души́ его́ [или ея́].
Кондак, глас 8:
Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ [или рабы́ Твоея́], / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.
Икос: Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / я́ко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: / аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Таже: Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй, трижды. Благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас, ами́нь.
Ве́чная ва́ша па́мять, достоблаже́ннии отцы́ и бра́тия на́ша, при́сно помина́емии. Трижды.
Душа́ его́ [или ея́] во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ [или ея́] в род и род.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.
Источник: http://hram-anevskogo.prihod.ru/tainstva-pravoslavnoj-cerkvi/molitvoslov/10-chin-litii-sovershaemoj-miryaninom-doma-i-na-kladbishe/
Последование литии, для чтения мирянами
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
И абие поют тропари сия. глас 4:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́ши раб Твои́х, Спа́се, упоко́й, / сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, / я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, / иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, / упоко́й и ду́ши раб Твои́х, / я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Слава: Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, / Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.
И ныне: Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, / моли́ спасти́ся душа́м их.
Молитва
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Икос:
Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / я́ко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние, творя́ще песнь: / аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем
Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй, трижды.
Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй, Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, ду́ши от нас преста́вльшихся рабо́в Свои́х [имярек], в селе́ниих пра́ведных учини́, в не́дрех Авраа́ма упоко́й и с пра́ведными сопричти, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.И абие: Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м Твои́м [имярек], и сотвори́ им ве́чную па́мять.
Поют: Ве́чная па́мять, трижды.
По традиции также поют:
Ду́ши их во благи́х водворя́тся и па́мять их в род и род.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/usopshim/posledovaniya/litiya.html
Что такое лития: рассказываем суть
В православных церквях очень часто проводят обряд литии. Что же такое лития? С древнегреческого это слово означает «усердное моление», «просьба». Таким образом, лития – это длинная молитва-прошение о прощении и благословении.
Наследие Святой Земли
Священная Земля где когда-то родился и рост Христос, стала источником большинству обычаев христианской религии. Родина Иисуса дает христианским верующим огромное количество способов предназначенных для спасения их душ, потому что Иерусалим считается уникальным городом во всем мире, где наш Господь принял смерть, и где его положили в гроб.
Считается, что Иерусалим положил начало православному обычаю: ходить крестовым ходом. Сперва это ход совершали на Святой Земле по великим местам, где произошли двухтысячелетние события, которые полностью поменяли мировоззрение людей и оставили свой след в развитии следующих поколений.
Потому как по священным и памятным местам ходили, обычно, истинно верующие люди, то шли они с молитвенной песней, которой спустя время и дали название «лития» Литии исполнялись по несколько причин: во-первых, когда происходили природные катастрофы, вспышки заболеваний либо ж военные действия, истинные христиане совершали крестовый ход, второй причиной являлись – великие божественные праздники, в течении которых православные люди приезжают к святыням и молятся возле них.
: Что такое закят — это надо знать
Что такое лития простым языком
Лития в современном православном богослужении – это особая служба, которая совершается усиленной общей молитвой вне храма. Проводится в случае различных бедствий или как сокращенная часть панихиды по умершему человеку.
С греческого языка слово можно перевести как «усердная молитвенная просьба». Изначально лития была общественной, всенародной молитвой верующих в местах эпидемий, засухи, землетрясений, войны и т.д.
Современное исполнение шествия – литии
В нашем времени в христианской Церкви также совершают литии. Однако, что ж означает понятие «лития»?
Лития переводиться с древнегреческого языка как «усиленная молитва» Такое молитвенное усиление подразумевает под собой ходьбу, традиционно, «шествие» из Церкви. Но спустя время данный обычай немного изменился и сейчас в христианском Храме литию совершают так: когда поется лития богослужители «выходят» из престола, и начинают отходить от алтаря как можно подальше.
В церквях Священной земли священники как правило выходили за ворота храма, однако в нынешние времена такое исполнение литий довольно затруднительное, и по этой причине во время совершения литии просто отходят от престола. Время совершения литий строго установлено, их исполняют лишь на больших вечерях.
Суть такого богослужения состоит в усердной молитве, которая характеризуется неизменяемым текстом, и по этой причине читается только богослужителями.
Как проводится обряд литии
При литии настоятель и все верующие выходят в притвор помещения церкви. Настоятель вместе с диаконом, проходит через северные двери, святые же двери при этом закрыты. Диакон держит кадило и двигается рядом со священником. Перед ними несут светильники, а сзади следует хор певчих, произносящие соответствующие молитвы. В притворе диакон осуществляет каждение, после чего встает с правой стороны от священника.
Далее читается молитва главопреклонения и все возвращаются обратно. Следует учитывать, что некоторые тексты литий в различных храмах будут отличаться. Причина в том, что первым текстом, произносимым во время литии, является стихира определенного храма. Например, в храме Покрова Богородицы первой прочтут стихиру из покровской службы.
Особый род усердной молитвы установлен для умершего человека. Чтение совершается несколько раз:
- В доме или возле него;
- Около могилы (перед захоронением);
- По возвращении домой или в церковь.
Возле дома усопшего, где собрались люди, желающие с ним проститься, читается песнь «Премудрость», а затем «Чистейшая». При отсутствии священника литию может прочитать любой православный мирянин и возле дома, и у могилы. Чин провести несложно, необходимо лишь знать его порядок:
- Прочитать акафист об упокоении;
- Высказаться об усопшем или просто помолчать, вспомнить его;
- Прочитать кладбищенский чин литии.
Лития – это чин, пришедший к нам с древних времен, подразумевающий просьбы не о себе, а всех людях или конкретном усопшем. Совместная молитва помогает объединить верующих одним духом, единой идеей. Кроме того, считается, что именно такие молитвенные прошения обладают особой силой, поэтому они всегда торжественны.
Чем отличается Лития от Панихиды
Второй тип литии – это заупокойная молитва, схожая с панихидой. Существует несколько версий, чем лития отличается от панихиды. Первая из них говорит о том, что панихида – это молитва по усопшему и спасению его души. А вот лития – это только одна из последних маленьких частей всей панихиды. Это более узкое понятие. Она имеет свою структуру.
Ее читают в день похорон перед тем, как идти на кладбище, дома, далее возле самого места погребения тела и потом снова дома по прибытию после похорон. Вторая версия гласит, что в отличие от панихиды литию читают только в день похорон. А вот сама панихида может читаться и после похорон.
И потом позже миряне заказывают панихиду для поминания или успокоения души умершего.
Но в основном литией называют короткую версию панихиды, которая длиться 5-7 минут.
: Что такое артос: читаем суть
Отличия литий, произносимых в разных храмах
Некоторые православные люди, которые не относятся прихожанам определенной церкви, замечают то, что содержания литий несколько отличаются. Это объясняется тем, что первой частью литии есть ифимон относящийся к самой церкви, поэтому в Успенской церкви, первой частью литии является ифимон, взятый из богослужения Успения, в церкви Покрова – из покровского богослужения.
И поэтому смотря в какую церковь пришел верующий, такую и начальную часть литии он услышит. Исключительное внимание заслуживают литийная просьба, которая произносится. При литийном прошении много раз произносится такая такое взывание «Смилуйся, Боже».
В завершении литии богослужители читают молитвословие, которое называется головопреклонение, а затем совершается обратный ход в церковь.
Текст Литии
Для того чтобы совершить литию, необходимо о покое душ умерших прочитать акафист, провести некоторое время в молчании на честь усопшего, поговорить о хороших делах человека, содеянных при жизни, а также на кладбище зачитать литийные молитвы.
В тексте литии поминается усопший, близкие люди просят у Бога прощения и отпущения ему грехов. Также в литийных молитвах говорится о силе и славе Пресвятой Троицы и о Втором пришествии. Иногда читают 90-й псалом Давида.
Текст литии об усопшем для мирян
пример литии об усопшем
Суть и предназначения Литии
Одной из главных частей христианского богослужения считается лития. Преподобный Симеон Солунский говорил:
«Лития проводится в храме в дни праздника и субботние дни, а когда случается какое-нибудь несчастие, либо нападает мор, лития читается в присутствии большой толпы в центре города, либо за пределами города, возле городских ворот»
С самого возникновения литии являлась молитвенной просьбой когда происходили всеобщие несчастья в общественных местах или же могли случится; такую сущность имела лития и в требниках Великого Царьградского храма, и в Западном вероисповедании лишь такой молитвой определяется название литии. Однако вместе с такими литиями были в третьем столетии довольно похожие на них молитвы веселого-праздничного характера, которые также проводились вне храма или за городом, однако их не называли литии и литаниями.
Наиболее широкое применение и известность такие шествия одержали в Иерусалимском Храме, в которых они проводились сперва по торжествам в память важнейших событиях, а потом, в четвертом столетии, превратились в часть каждой воскресной службы; такая лития (также не именовавшаяся так) характеризовалась в многократном повторении молитвенного прошения богослужения в различных святынях.
В современном мире литии проводимые перед поминальной службы является остатком торжественные израильских литий, а на вечерние и утренние службы это православное наследие ночных литии проводившихся в воскресные дни, включивших в себя, под влиянием Православной вере и древней религиозной практики, части из покаянной молитвенной части богослужений.
Лития на большой вечерней службы состоит из трех частей: Процессия, песня и мольба.
Процессия литии представляет собой торжественный выход богослужителей и прихожан за пределы храма.
Исхождении из храма символизирует покаяние и смирение, а «Храм», символизирует принятие исповедующихся и смиренных пред волей Всевышнего и молитвенное прошение о помиловании. проводя вне храма небольшую часть богослужения.
Источник: https://newsu.ru/religiya/chto-takoe-litiya-v-pravoslavii-i-kogda-ee-zakazyvayut.html
Лития — что это такое?
С момента расцвета духовности и вероисповедания в обществе у людей, которые лишь недавно обратились к Господу появляется множество вопросов касаемых правильности произношения мольбы и как проводятся священнодействия.
Приходя в церковь в воскресные дни и во время церковных торжеств, верующие заостряют свое внимание на произношением богослужителями молитвенных обращений, и размышляют над сутью и смыслом.
Довольно часто, посещая Церковь в воскресные дни, можно стать свидетелем беседы недавно обратившихся верующих, которые говорят о том, что на сегодняшней службе священник зачитал литию. А что такое Лития?
Место усиленной молитвы в принятии Православия
Усердное моление – лития, которая читается во время великой вечерни, — обладает уникальной мощью. Всенощное богослужение, в течении которого происходит произношение литии, характеризуется отказом от отдыха, непрекращающееся бдение, которое совершается во имя мольбы.
Каждый отказ от своих потребностей и целей ради мольбы максимально близко придвигает человека к Господу, именно по этой причине литийные молитвы обладают уникальной сутью в проведении торжественной службы. Мощь моления верующих в это время обладает потрясающим эффектом, прихожане объединены одной мыслью, одной верой, потому что верно говорят: «в том месте где два либо три собираются во имя Господа, то и Господь находится среди них».
Групповая молитва о прощении является просьбой не о собственных потребностей, а об всего человечества. В течении Светлой Седмице во время торжественной литии совершается освещение хлеба, в обычные воскресные всенощные службы такое освещение не проводится.
Самостоятельная молитва-лития мирянина
Такую усиленную молитву христианские верующие могут услышать не лишь в церкви, согласно христианской вере литию можно читать и на погосте, и в доме. Произносят литию собственно верующие по покойным близким. После кончины человека и вознесения его души, его дух остро испытует надобность в молитвенных прошениях верующих. В провославии указано, что взамен поминание покойников алкоголем нужно произносить мольбы, среди которых особое место занимает лития.
Молитвенные прошения здравствующих помогают, успокоившимся людям пережить страдания, при мольбах близких душе будет легче находится на том свете. Лития, которая совершается верующими, произносится в квартире и на погосте, считается облегченным, то есть укороченным видом традиционной литии которая читается в церкви в час проведения службы.
Согласно вероисповеданию, покойные люди не могут сами себе помочь, потому что уже не в силах совершать благие действия и произносить молитвы, они лишь могут уповать на наши молитвы о своём спасении. Здравствующие близкие в состоянии помочь упокоившему родственнику с помощью своих молитвенных прошений, чтобы Всевышний помиловал душу. Простой текст укороченной литии несложный в прочтении, однако при этой данный вид литии все также остается «усиленной молитвой».
Лития на погосте, также как и лития «домашняя», произносится из молитвенника, кроме того все тексты для такой литии есть в христианском требнике.
Лития (от греческого слова, λιτή, усиленная молитва) – в христианские службы в современном мире является:
• одна из частей всенощной службы, которая совершается перед праздниками, идущая сразу после ектении, и начинается со слов: «Произнесем ночное молитвенное прошение наше Господу».
Суть молебствий литии указывает на то, что свое название лития одержало по причине всеобщих несчастий, обрушившихся на Рим.
И сейчас лития, кроме праздничных круглосуточного богослужения, проводится во время всеобщих несчастий либо ж в дни памяти о этих событиях, традиционно литии проводятся за пределами церкви, сопровождаясь с молебствие, и в некоторых случаях крестовым шествием.
• сокращенная часть панихиды, определенной вовремя молебствие о покойном в час, когда его выносят из дома, и во время поминальной молитвы в храме о нем в любой другой час.
Современный порядок богослужения в Церкви включает четыре типа литии, которые в свою очередь имеют на четыре подвида, в зависимости от величия:
а) «лития за пределами обители», совершается в некоторые двунадесятые торжества и в Пасхальную неделю и читается вперед литургии;
б) лития на большой вечерней, соединяющаяся с бодростью;
в) лития по завершению торжественной и воскресной утренней службы;
г) лития о поминовении по завершению будней вечерней и утренней службы.
По содержанию молитв и значение указанные разновидности литии имеют значительные отличия, однако схожее у всех видов есть одно исход из церкви. Исход только при первом типе (из вышеназванных) литии осуществляется полным, а в иных- частичное.
Однако и полное и частичное исхождении происходит оно главным образом с намерением обратится не только с помощью словесной мольбы, а и при помощи хождения, сменить обстановку ее произношения с целью оживления молитвенной сосредоточенности; другой целью литии считается фраза – исхождение из церкви нашей недостойности произносить молитвы в ней: «мы произносим мольбы, находясь возле ворот святого собора, как бы находясь перед райскими вратами как Адам, страдалец, блудный отпрыск». Это и объясняет некоторую исповедальную и печальную суть литийных молебствий.
И главное, в литии Храм выходит из своей священной среды в мир людей – в личном понимании – либо ж в приход, как составляющую церкви, соединяющуюся с мирским светом, распахнутую для всего человечества, либо не взятых в Храм, либо изгнанных из него, преследуя цель выполнения молитвенной задачи в мирском мире. Это объясняет всеобщий и всемирный характер (о всем мире) литийных молитвенных прошений».
Лития́
Лития́ (от греч, λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
- часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектенией, начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.
- краткий чин панихиды, установленный для моления об умершем при выносе его из дома, а также при церковном поминовении о нем во всякое другое время.
***
«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное.
Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св.
храма, как бы пред вратами небесными подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».
Михаил Скабалланович.
Сущность и значение Литии
Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.
Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»
Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное.
Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.
Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.
Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.
Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.
Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».
Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.
Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.
Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время:
«Тем же Христе Боже преставльшагося раба Твоего Евгения упокой яко человеколюбец»«Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
«Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу твоему . и сотвори ему вечную память!»
Источник: https://azbyka.ru/litiya
Что такое лития в православии простым языком — Благочестие
Греческое слово «литэ» дословно переводится, как «усердное моление». В православии этот термин имеет такое же значение, однако с одной ремаркой – действие совершается вне храма. Священнодействия могут отличаться по чину, но для их проведения необходимо покинуть церковные стены.
Усердное молитвенное прошение проводится вне церкви
Исхождение символически показывает недостоинство обычных мирян молиться в храме. Отсюда следует несколько минорный лад молитвенных песнопений. Притвор, где проводится богослужение, является метафорической границей между церковью и миром. Так, стать участником общих прошений может даже невоцерквленный человек.
Усердные молитвенные прошения появились во времена императора Константина I. Священнодействие проводили на местах стихийных бедствий, войн или вооруженных конфликтов. Однако к III столетию стали совершать еще один чин, но более радостного характера. Эту традицию активно поддержала Иерусалимская церковь, которая завершала торжественными исходами свои празднества, а позже и воскресную вечернюю службу.
«Что такое лития?»
В этом видеоролике рассказывается о значении православного обряда.
Разновидности литии
В православии всеобщие моления мирян проводятся по трем разным чинам. У каждого из них свое назначение и особенности свершения.
Вечерняя
Это священнодействие является частью субботней службы (после обедни) или праздничной всенощной. По традиции торжественное шествие со святыми иконами и хоругвями проходило по главным улицам города. Верующие просили Всевышнего простить их грехи, каялись, а также молили о помощи. Сегодня священнодействие проводится на территории храма.
Во время исхождения христиане просят о заступничестве у Пречистой Девы Марии, обращаются к святым, а также признают Животворящую силу Честного Креста.
Участники молитвословия благодарят Создателя, духовных отцов, свой приход и место, где они родились. Дозволяется просить заступничества за странников, а также близких, страдающих тяжелыми заболеваниями. Миряне молят о спасении от греховных страстей, пороков, низменных желаний.
Заупокойная
Последование за усопшим совершается трижды:
- когда выносят гроб с покойником во двор;
- на кладбище, у могилы;
- по окончании похорон, дома.
Заупокойная лития может быть прочитана мирским человеком, если рядом нет служителя Церкви. Близкие и родственники, провожающие усопшего в последний путь, сначала поют «Премудрость» и «Чистейшую». Затем произносят акафист об упокоении, который завершается минутой молчания. Далее вслух вспоминают добрые дела, совершенные покойным, а также говорят о нем хорошие слова. Заканчивается исхождение кладбищенским чином.
Лития по усопшим – сильный обряд в православном христианстве
Во время бедствий
Как уже говорилось ранее, усиленные молитвенные прошения изначально проводились для предотвращения бедствий и несчастий. Верующие христиане собирались вместе, чтобы помолиться Господу о защите от эпидемий, засух, наводнений, землетрясений. Обращаясь ко Всевышнему, они объединялись в единый молебен, который сопровождался крестным ходом. При этом литию совершали не только во время буйства стихии, но также по ее окончании.
Особенности совершения
Как правило, усердное всеобщее моление читается на церковнославянском языке. Священнослужители покидают храм через северный проход, затворив за собой главные врата. Дьякон стоит рядом со священником, удерживая в руках кадило. Перед ними идут прислужники с подсвечниками, а сопровождает процессию хор певчих.
Выйдя из церкви, духовное лицо кадит святые образа. Простые миряне в это время олицетворяют блудных сыновей, вернувшихся к родному дому. При этом они выражают скорбное покаяние. А вот выход церковников из храма отождествляется с приходом Спасителя на землю.
Всеобщая лития может быть всенародной и вселенской.
Отличие литии от панихиды
Люди зачастую не видят разницы между этими двумя ритуалами. Богословы определяют исхождение, как составляющую панихиды. Последняя является молитвой о спасении души покойного, и ее можно совершать в любой день после погребения. А вот заупокойное последование читают только во время похорон. Как правило, она длится около 5 минут, являя собой укороченную версию церковной службы по умершему.
Панихиды проводят в любой день после погребения
Миряне, собравшиеся на усиленное моление, объединяют свою веру, делая ее непоколебимой. Исхождение, как часть православной службы, имеет свой глубинный смысл, помогающий христианам стать ближе к Богу.
Источник: https://opv-ak.ru/eto-interesno/chto-takoe-litiya-v-pravoslavii-prostym-yazykom.html
Панихида
Для верующего человека смерть является одной из самых великих тайн бытия. Представление о ней кардинально отличается от тех понятий, которые существуют в атеистическом сознании. Смерть в христианстве не выступает противоположностью жизни: она представляет собой третье рождение (вторым именуется Крещение) — рождение в жизнь вечную. Знаменательно, что дни памяти святых — это дни их смерти
Смерть для христианина не означает конец пути, но лишь дверь, через которую души входят в новую жизнь — Царство Небесное. И на этом пути, который, согласно учению Церкви, пролегает через воздушные мытарства, душа умершего нуждается в сугубой молитвенной поддержке живых — родных, близких и всей Соборной Церкви. Именно поэтому в богослужебном цикле существует множество моментов, посвященных поминовению усопших. Один из них — это панихида.
Что такое панихида?
Само слово «панихида» в переводе с древнегреческого языка означает «всенощное бдение». Свое начало эта служба берет в древних богослужениях, которые творились первыми христианами на могилах мучеников, пострадавших за Христа. Во времена гонений служить панихиды христиане могли только ночью, укрываясь в катакомбах. После ночного бдения (которое в те времена состояло главным образом из псалмов) тела мучеников погребали.
Сегодня панихидой мы называем особую заупокойную службу по умершему. Эта служба может быть полной (иначе она называется «парастас» — от древнегреческого «стояние возле») и сокращенной (лития). Лития может совершаться на могиле или дома — не только священником, но и мирянами.
Когда служится панихида по усопшему?
Совершение панихид начинается сразу после смерти христианина. По учению Церкви, душа человека, разлучившись с телом, проходит определенный период посмертных испытаний (мытарств), которые определяют ее дальнейшую участь. Потому в этот период она очень нуждается в молитвенной поддержке родных и всей Церкви.
Панихида совершается в день смерти, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни, что имеет очень глубокий духовный смысл. Считается, что в течение первых двух дней душа, сильно привязанная к телу, находится рядом с ним или же посещает любимые ею земные места, где она совершала злые или добрые поступки. На третий день Бог призывает душу к себе. Именно по этой причине особенно важно молиться о человеке в третий день после смерти.
Панихида в девятый день совершается ради девяти ангельских чинов, которые, предстоя у Престола Божия, молятся Господу о спасении человеческих душ. В панихиде девятого дня Церковь объединяет свои просьбы о спасении человеческой души с молитвой ангельской.
Сороковой день играет особо важную роль в посмертном пути человека. Само число сорок очень часто встречается в Священном Писании (40-дневный пост Христа в пустыне, пост Моисея перед получением заповедей от Господа на горе Синай и др.
) и является символом полноты, а в данном случае — символом полного завершения земного пути.
Считается, что душа окончательно покидает этот мир именно в сороковой день, после того как над ней совершится предварительный суд, определяющий место ее пребывания до Второго пришествия.
Панихиды также принято служить в годовщину смерти, в день рождения или именин усопшего. Так мы показываем нашим близким, что память о них жива в наших сердцах.
Где служится панихида?
Панихида может служиться дома над гробом покойного или на кладбище, однако чаще всего это происходит в церкви — обычно после литургии. Основным содержанием молитвословий является прошение об отпущении грехов. По учению Церкви, сами души умерших уже не могут ходатайствовать о прощении, однако искренние молитвы живых очень важны для их спасения.
В обиходе часто приходится слышать словосочетание «гражданская панихида». Это понятие не имеет ничего общего с церковным обрядом и является светской церемонией прощания с покойным.
Всеобщее поминовение
Кроме частного поминовения усопших, которое совершается в церкви по просьбе членов семьи и близких людей, существует и всеобщее (вселенское) церковное поминовение, совершаемое в специально установленные Церковью дни, которые называются родительскими субботами. В дни всеобщего поминовения Церковь может помолиться о спасении всех «от века преставльшихся» (то есть обо всех когда-либо умерших людях), а также о тех христианах, которые умерли внезапно и не получили поддержки в чине отпевания.
Дни вселенского поминовения:
- Суббота перед Масленицей, или мясопустная. В следующее за ней воскресенье Церковь вспоминает Страшный Суд и поэтому сугубо молится о милости Божией ко всем почившим;
- Суббота перед праздником Троицы. Сошествие Святого Духа, которому посвящена Троица, является символом искупления человеческих грехов и дает надежду на спасение для всех умерших;
- Димитриевская суббота установлена в день рождения святого благоверного князя Димитрия Донского. Известно, что князь часто поминал в этот день всех воинов, погибших во время Куликовской битвы;
- Вторник Фоминой недели (Радоница) — время особенно торжественного поминовения почивших. В этот день живые приходят на могилы, чтобы разделить с умершими радость Воскресения Христова. На Радоницу употребляют коливо (или кутью), которое является символом единства во Христе. Мед символизирует сладость духовную, а пшеница — воскресение после смерти);
- 11 сентября (29 августа по старому стилю) (Усекновение главы Иоанна Крестителя) совершается память о погибших воинах.
Чин панихиды
По своей структуре панихида сближается с чином отпевания, за исключением некоторых молитв. Во время нее читаются 50-й и 90-й псалмы, заупокойная ектенья, заупокойный канон, «Вечная память» и другие заупокойные молитвы. Если приготовлено коливо, священник благословляет его после чтения молитвы «Отче наш».
Свои особенности имеет панихида, которая служится на Светлой седмице. На такой панихиде поются тропарь Пасхи, пасхальный канон и пасхальные стихиры.
Можно ли служить литию по младенцам?
Церковь на этот вопрос отвечает неоднозначно.
С одной стороны, в таких особых молитвах нет нужды, потому что Царствие Небесное и так принадлежит младенцам Однако известно, что по благословению патриарха Иоакима совершался сорокоуст по смерти 4-летнего цесаревича.
Поэтому, если родители просят послужить, священник не должен отказывать им в такой просьбе. Богослужение в таком случае будет иметь определенные особенности (как и чин погребения младенцев). Поминовение некрещеных младенцев в Церкви не совершается.
Как заказать панихиду?
Панихиду об усопшем можно заказать в каждом православном храме. Для этого необходимо подать записку с именем человека, о котором вы просите помолиться. Имя следует писать полностью и в родительном падеже (об упокоении кого?). Если у вас возникают сомнения по поводу правильного написания, обратитесь с вопросом в церковную лавку.
- через свечную лавку;
- через сестер милосердия, несущих послушание в городе;
- через монастырский сайт, пройдя по ссылке и следуя простым инструкциям (это будет возможно в ближайшее время).
Источник: https://obitel-minsk.ru/treby/panihida
Что такое лития в православной вере: история появления, особенности совершения и виды обряда + отличия от панихиды
Греческое слово «литэ» дословно переводится, как «усердное моление». В православии этот термин имеет такое же значение, однако с одной ремаркой – действие совершается вне храма. Священнодействия могут отличаться по чину, но для их проведения необходимо покинуть церковные стены.
Усердное молитвенное прошение проводится вне церкви
Исхождение символически показывает недостоинство обычных мирян молиться в храме. Отсюда следует несколько минорный лад молитвенных песнопений. Притвор, где проводится богослужение, является метафорической границей между церковью и миром. Так, стать участником общих прошений может даже невоцерквленный человек.
Усердные молитвенные прошения появились во времена императора Константина I. Священнодействие проводили на местах стихийных бедствий, войн или вооруженных конфликтов. Однако к III столетию стали совершать еще один чин, но более радостного характера. Эту традицию активно поддержала Иерусалимская церковь, которая завершала торжественными исходами свои празднества, а позже и воскресную вечернюю службу.
Что такое лития в православии и когда ее заказывают — Духовная Аптека
Лития в богослужении — служба, совершаемая усиленной молитвой вне храма по случаю бедствий или по усопшему. Греческое слово «лития» в православии означает усердная молитва, совершаемая вне стен храма.
Первоначально назначением литии была общая молитва людей в районах стихийных бедствий, военных и террористических угроз.
Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Важно! Лития имеет молитвенную миссию донести покаяние всем отступникам, не принявшим Христа своим Спасителем, грешникам.
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Лития
Два вида литии
Церковные служения разделены на несколько частей. Каждому христианину необходимо знать, что такое лития в богослужении, чтобы подготовиться к ней соответствующим образом.
Общая молитва для мирян служится в двух разных чинах:
Каждый чин имеет свое назначение, объединяет их символический выход священников из церкви в притвор, специальную пристройку, где молятся оглашенные или некрещеные.
Заупокойная лития для мирян чаще читается на кладбище около могилы почившего человека. Усердные молитвы об умершем отличаются от панихиды временем их проведения, но имеют ту же миссию.
Вечерняя лития
Вечерняя лития совершается в субботу или по праздникам во время всенощного служения.
После ектеньи звучит вечерняя молитва Господу.
Во время вечерней службы по древнему христианскому обычаю, чтобы уберечь свой край от бедствий, люди выходили с молитвами перед Богом, неся впереди процессии хоругви и образа.
Торжественное молитвенное шествие проходило через площади, улицы города, порой совершая ночные обхождения населенных пунктов по всему периметру.
Усиленными прошениями народ со смирением взывает к Господу, моля Его о прощении, милости и покрова перед надвигающимися бедствиями.
Христиане должны иметь крепкую веру в то, что во время таких общих взываний Господь дарует своему возлюбленному народу просимые благословения:
- милость;
- щедроты;
- христианскую силу.
Христиане признают себя грешниками, поэтому в молитвах просят заступничества и помощи у Пречистой Богородицы, всех святых, начиная с Иоанна Предтечи и оканчивая покровителем храма, хранителем его. Люди провозглашают свою веру в Честный Крест, признавая Его Животворящую силу.
Все православные, принимающие участие в общей молитве, мысленно сливаются духом в единстве Церкви:
- с первыми Апостолами;
- вселенскими учителями;
- чудотворцем Николаем Угодником;
- святыми Кириллом и Мефодием;
- святыми, могилы которых освящают русскую землю.
Во время торжественной литии несутся в небеса благодарения за Творца, духовных отцов, свой храм, населенный пункт.
Многие христиане во время торжественного общего моления просят Всевышнего о путешествующих в других странах, об исцелении от неизлечимых человеческими силами болезней, об освобождении плененных дьяволом всякими зависимостями и находящихся в явном плену.
Лития вне храма
Когда читается заупокойная лития
После приготовления усопшего человека к похоронам, усердные молитвы совершаются несколько раз:
- при выносе тела с родного дома;
- около могилы перед захоронением;
- после возвращения с кладбища.
Во дворе дома, где собираются люди, желающие проводить покойника в последний путь, исполняют песни «Премудрость» и «Чистейшая». При отсутствии, по каким либо причинам, священника на похоронах, чин литии может быть прочитан мирянином как около дома, так и на кладбище.
Порядок проведения последнего служения усопшему прост.
- Читается акафист об упокоении усопших.
- После минуты молчания все желающие говорят об ушедшем в мир иной хорошие слова, вспоминая его добрые дела.
- Читается кладбищенский чин литии.
Иерей начинает:
Отличие литии от панихиды
Заупокойная лития служится только в день похорон усопшего.
Панихида совершается в храме, как правило, после Литургии, время ее проведения уточняется у священнослужителей.
Панихида — сугубое моление об усопшем, которое может повторять неоднократно.
Как на панихиду, так и проскомидию, записки об умерших людях можно подавать регулярно в течение всего времени.
Посмотрите видео о литии
Источник: https://aptekahram17.ru/ikony/chto-takoe-litiya-v-pravoslavii-i-kogda-ee-zakazyvayut.html