Что означает понятие духовность человека

Духовность. 6 мифов о том, кто такой духовный мастер

Что означает понятие духовность человека

Что означают понятия духовность, духовный мастер, духовное развитие?

Общаясь с людьми на тему духовности, говоря, чем занимаюсь, я сделала вывод, что в обществе неверно истолковывают это понятие.

Одни за духовность принимают религиозность, различные обеты и ограничения, связанные с верой, фанатичное служение богу, жертвенность и отказ от себя.

Другие духовность ставят на одну ступень с эзотерикой, магией, гаданиями, считают несерьезным занятия медитацией и веру в действие законов вселенной.

Люди, которые встали на путь духовного мастерства, бояться выйти из тени и рассказать, что именно духовные практики и следование вселенским законам помогли им наладить свою жизнь, потому что не видят в лице близких поддержки и понимания.

Цикл трансляций на Ключах Мастерства 

Получите видео записи 21 часовой трансляции с подробнейшим разбором каждого из Космических Законов

Нажимая кнопку «Получить доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности

В статье рассмотрим, какие еще бывают ошибочные убеждения относительно духовности и почему они неверны.

Вы убедитесь, что духовный мастер в современном понимании — это сильный, мудрый, любящий себя человек, с выстроенной системой ценностей, который способен видеть и проявлять свою уникальность и достигать нужных целей.

Миф №1. Духовный человек должен жертвовать собой

Духовные, святые люди всегда в обществе ассоциировались с самопожертвованием. Большинство святых когда-то пожертвовали своими жизнями ради веры и других людей.

Эта связка — духовный человек, герой = жертвенник, прочно укоренилась в сознании людей. И те, кто жертвуют собой, неосознанно отождествляют себя с героями, даже если эта жертва неоправдана.

Эта внутренняя программа настолько сильна, что человек забывает о себе, идет на страдания, в то время когда нужно заявить о своих интересах и пресечь недостойное отношение.

Сегодня в повседневной жизни нет надобности защищать веру, страдая и лишая себя необходимого.

На Ключах Мастерства мы постоянно призываем осознавать свои мысли и поступки.

Приучите себя каждый раз спрашивать: «Зачем я это делаю? Какая польза от моего поступка другим людям и какая польза мне? Можно ли этот вопрос решить по-другому?».

Вы сами убедитесь, что в большинстве ваших действий, когда вы лишаете себя чего-то важного ради чужих интересов, нет нужды.

Духовный мастер осознает, что его жизнь не менее драгоценна, чем жизни других людей. И его задача показать это остальным.

Духовный человек имеет право отстаивать свои интересы и ставит себя на первое место.

Это не проявление эгоизма, как могут подумать окружающие и еще начать стыдить его, говоря: «Ты же такой духовный, разве можно быть эгоистом?!».

Вопрос в другом, насколько вы сами можете себе позволить отстоять свои границы и выбрать себя.

К этому мы регулярно призываем в наших материалах. Вот один из них:

Как перестать приносить себя в жертву, но не быть эгоистом. Читайте, как отказаться от самопожертвования.

Миф №2. Смысл жизни духовного человека — медитировать и молиться

В обществе есть стойкий образ духовного человека — это либо монах, либо странного вида человек, хиппи, который все время сидит в позе лотоса и медитирует.

Это такой человек, вечно витающий в облаках, словно находящийся в другой реальности.

Таких действительно много, но в нашем проекте мы продвигаем другие ценности. Мы показываем, что можно оставаться нормальным современным человеком и духовно развиваться, не лишая себя мирских благ.

Духовный мастер использует духовные практики в решении бытовых вопросов и для улучшения текущих жизненных обстоятельств, а не ради практик. Именно поэтому ему гораздо легче решить любую проблему, чем обычному человеку.

Духовный мастер регулярно применяет духовные инструменты в сочетании с реальными действиями, потому что осознает, что без его участия ничего не произойдет.

В то же время он способен отдаться воле высших сил в решении важных вопросов, доверяя тому, что произойдет и сохраняя баланс между действием и бездействием.

Читайте, Что нужно знать, прежде чем применять духовные практики в жизни.

Миф №3. Духовный мастер не может быть богатым

Это распространенное заблуждение о духовных людях. Либо духовность, либо деньги.

Эта установка корнями уходит в прошлое, когда люди давали обет бедности ради духовных исканий.

Картинка, которую скорей всего представит себе обычный человек при слове духовность, это нищий старец в лохмотьях.

«Деньги — зло», «не в деньгах счастье» и подобное — это, пожалуй, самые стойкие убеждения, от которых труднее всего освободиться современным духовным людям.

Духовный мастер способен соединять в себе духовное и материальное.

Чем больше вы уноситесь ввысь, к своим высшим аспектам, тем сильнее вы должны быть заякорены в материи. Но в реальности в это сложно поверить и принять.

Подробнее о духовных причинах отсутствия денег читайте в статье Почему нет денег? Обет бедности и духовные причины финансовых проблем.

Миф №4. Духовный человек не ест мясо, занимается йогой

Многие школы, преподающие йогу, транслируют и их философию о здоровом образе жизни, отказе от пищи животного происхождения.

Но выбор принимать это или идти своим путем остается за человеком. Если вы занимаетесь духовным развитием, но при этом употребляете в пищу мясо, вы не становитесь от этого менее духовным.

Лично я против всяких ограничений. Главное, чтобы ваши желания были вашими и не руководили вашим сознанием.

Если вы курите, любите иногда выпить хорошего вина, съесть шашлык, не значит, что в вас от этого меньше внутреннего света.

В вашей жизни рано или поздно наступит момент, когда организм сам откажется от какой-либо пищи или привычек. Без насилия над собой.

См. также Есть или не есть. А если есть, то что

В этом материале вы найдете ответ что и как есть, чтобы поддерживать высокие вибрации и не терять заземление.

Миф №5. Духовный мастер  всегда пребывает в позитивном настроении

Неднократно слышала осуждающие замечания в адрес духовных мастеров, учителей о том, что они должны быть все время в хорошем настроении, улыбаться и радоваться.

Даже если вы овладели искусством позитивного мышления, вы не сможете постоянно пребывать в приподнятом расположении духа.

У каждого человека есть свои циклы, по которым он живет. Не бывает постоянного подъема вверх. Когда человек достигает пика, неизбежно наступает спад.

Это естественный процес. И нужно быть к этому готовым и уметь принимать и проживать это состояние.

Испытывать негативные эмоции — не плохо, гораздо хуже скрывать их, обманывать себя и окружающих.

Тяжело улыбаться, когда хочется плакать. Трудно терпеть, когда хочется выплеснуть гнев, даже находясь наедине с собой. Вы не обязаны радоваться, если вам грустно.

Духовный мастер — это зрелый человек, который принимает себя любым.

Отличие его от неосознанного человека заключается в том, что он дает себе прожить неприятные эмоции, не запирает их, принимает и отпускает.

Миф №6. У духовного человека нет недостатков

Есть ряд людей, которые думают, что духовный мастер — это человек, который искоренил в себе все недостатки, освободился от негативных убеждений и травм.

Особенно такие требования предъявляются к духовным учителям, тренерам, у которых учатся, не понимая, что это тоже живые люди со своими красными кнопками, жизненными уроками.

Людей, которые постоянно пребывают в умиротворении и благости, можно пересчитать по пальцам.

Многие ошибочно полагают, что сначала нужно заменить все негативные установки на позитивные, освободиться от всех программ, и тогда они станут просветленными, смогут по праву называть себя духовными мастерами.

Но мастерство проявляется не только в крупных достижениях, а скорее в том, как вы живете сегодня, сейчас, как вы реагируете на различные ситуации, что вы выбираете каждую минуту и даже секунду вашей жизни.

Стать духовным мастером — не означает избавиться от темного в себе. Это темное нужно увидеть и принять, научиться жить с ним. Вот это и есть проявление мастерства.

Напишите в комментариях с какими убеждениями относительно понятия духовности вы сталкиваетесь в жизни?

Источник: https://kluchimasterstva.ru/6-mifov-o-duhovnosti

Значение понятия: «духовность»

Что означает понятие духовность человека

Духовность человека нельзя определить с помощью измерительных приборов или рассчитать на компьютере, это эфемерная, непостоянная величина, зависящая от конкретных поступков.

Взгляд философов и психологов на проблему

С точки зрения философии, духовное развитие человека – это длительный процесс, подразумевающий осознание индивидом своего предназначения, ответственности перед грядущими поколениями, а также стремление к познанию природы мироздания, нравственному росту.

Многие связывают это понятие с верой, однако между религией и духовностью есть большая разница. Любой человек, придерживающийся принципов морали и имеющий непоколебимые духовно-нравственные ценности, стремящийся к самопознанию, самосовершенствованию, но не имеющий веры, может быть духовно развит, при этом он:

  • Не должен слепо следовать требованиям религии, так как свободен в высшем понимании этого слова.
  • Не боится прогневить высшее божество, потому что духовность дает ему силу верить в себя.
  • Не ограничен в поисках истины догмами верования, а волен сам искать и находить смысл жизни.
  • Не обременен запретами познавать разные религии.
  • Не испытывает страха перед плохой кармой или адом, волен творить добро не из-под палки, а исходя из внутренней потребности.
  • Идет своим путем, а не следует по проторенной дорожке.

С точки зрения психологии, понятие «духовность» тесно связано с нравственно-этическими ценностями, что означает свободу индивида от внутренней поглощенности, чуждых влияний и следование высшим ценностям.

Психолог Н.В. Марьясова дает определение, что такое духовность – это стремление индивида посредством самореализации, самопознания постичь высшие инструменты совершенствования своей личности. Несмотря на всю сложность этого определения, смысл довольно прост: когда человек задумывается над подлинным смыслом таких слов, как добро, любовь, истина, красота, начинается его духовное развитие.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто выносит свадебный каравай

Само значение слова «духовность» предполагает стремление индивида к самореализации путем познания базовых ценностей, к самоутверждению за счет отказа от чуждого влияния, способного разрушить благородные устремления.

Духовность и нравственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так в чем заключается смысл этих понятий, много ли на самом деле различий между термином духовное и нравственное развитие?

Рекомендуем: Жизненные ценности человека

Как утверждают психологи, отличия существенны, ибо духовность внутри нас отражает наш индивидуальный взгляд на мир, а желание творить добро исходит изнутри и является естественной потребностью человека. Нравственный человек не обязательно обладает духовностью, он вынужден взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь требованиями общества, вести себя по определенным правилам, хотя это может противоречить его внутренним устремлениям.

Взаимосвязь между кризисами и развитием личности

Философы и психологи сходятся во мнении, что духовное развитие личности невозможно без потрясений и кризисов, которые необходимы для формирования гармоничного мировоззрения. Жизненная философия и духовные ценности человека проверяются на прочность, правильность не только внешним миром, но и им самим.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Индивид испытывает неосознанное стремление в явной или неявной форме прочувствовать целостность себя как личности, как создания, наделенного разумом и сознанием. Многие специалисты по медитативным практикам считают, что такое духовное развитие через поиск себя является наиболее гармоничным и естественным для человека.

С первым кризисом человек сталкивается в юности – примерно в 15-20 лет, когда приходит осознание, что детство закончилось, наступила взрослая жизнь.

Индивид вынужден формировать свое собственное мировоззрение и искать ценности, которые будут определять его дальнейший жизненный путь. Человек развивается, проделывая огромную внутреннюю работу, он впервые пытается определить, в чем смысл бытия.

К концу кризиса завершается психомоторная перестройка, связанная с половым созреванием организма, и человек вступает во взрослую жизнь.

Рекомендуем: Интеллигентный человек — какой он?

Понятие кризиса середины жизни впервые было использовано К. Юнгом и связывалось с концом репродуктивного периода человека. В этом возрасте самопознание и духовное развитие обретают особый смысл, так как начинаются глубокие изменения психики, сопровождающиеся болезненной реакцией индивида на любые отклонения от прежнего комфортного состояния.

Вопреки общепринятому мнению, наиболее тяжело этот период переносят не женщины, а мужчины, остро ощущающие снижение сексуального потенциала и завершение творческого пути. Осознание незавершенности дел приводит сильный пол в унылое состояние духа, что может окончиться весьма плачевно.

Последний кризис связан с осознанием неизбежности смерти, когда человек начинает ощущать физическую немощь, одиночество, теряет смысл жизни. Для этого периода характерна полная переоценка приоритетов, мировоззрения, поиск новых опор и целей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Духовное развитие человека выходит на новый уровень, когда он открывает для себя религию и служение высшим ценностям, обществу. Современный мир меняется очень динамично, поэтому сейчас пожилые люди уже не так сосредоточены на мыслях о смерти – многие путешествуют, занимаются любимым делом или работают, растят внуков или осваивают новые профессии.

Как стать сильнее духом

Развитие духовности невозможно на пустом месте, его воспитывают, работая над собой долгие годы, шаг за шагом. На определенном отрезке жизненного пути человек становится средоточием ошибок, заблуждений, догм, навязанных взглядов. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, он задумывается, что значит для него окружающий мир.

Обычно катализатором, стимулирующим духовный рост, являются серьезные личностные проблемы, вызванные состоянием здоровья, отношениями с окружающими, особенностями мировосприятия. Человек задумывается, с чего начать поиск нового пути, целей и ценностей, и приходит к мысли о необходимости вести осознанное бытие.

Рекомендуем: Что такое душа?

Осознанность – один из важных шагов к духовности, он состоит в отказе от суетности, сиюминутности. Человек как психологически зрелый индивид оценивает свои поступки через призму критичности по принципу «здесь и сейчас».

Нередко осознанность сопровождается моральными страданиями, так как приходится пересматривать базовые ценности, а человек часто к этому не готов.

Очищенное сознание готово воспринять гармонию, любовь, покой, и индивид начинает развивать в себе такое качество, как душевность.

Знаменитый специалист по психологии Ассаджиоли говорил, что воспитание духовности должно идти постепенно по пяти ключевым направлениям: истина, мир, любовь, вера, дух. Работу по поиску истины мы начинаем неосознанно, с раннего детства, ибо это необходимо для развития интеллекта, а также является естественной потребностью. Узнавая новое, мы сопоставляем эту информацию с уже существующими знаниями и делаем выводы о том, является ли это истиной.

Эмоциональное состояние отражает не только характер нашей взаимосвязи с природой или другими людьми, но и внутреннюю гармонию бытия. Человеку предстоит избавиться от внутренних зажимов, поглощающих энергию и тормозящих истинное развитие. Специалисты по духовному развитию утверждают, что эта стадия тесно связана со следующей – любовью, выражающейся в стремлении совершать добрые дела, не рассчитывая на материальное вознаграждение.

Как развить в себе две последние компоненты? Известный психолог В. Франкл советует запастись терпением, а также обратиться к чтению духовной литературы. Многие истины лежат на поверхности, часто они связаны с христианской моралью.

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/duxovnost.html

Духовное развитие человека

Что означает понятие духовность человека

Когда заканчиваются внешние смыслы и чужие идеи утрачивают свою ценность, когда разум опустошается от повседневной суеты и забот, в своих мыслях человек приходит туда, где находится предел, за которым прекращаются поиски и наступает покой.

Мы живем так, как будто впереди еще много времени, успеем подумать, решить, сделать. Но у каждого наступает такой период, когда резкость теряется, новый день не радует своим наступлением, в  доме становится душно, а в душе образуется ноющая пустота.

И тогда нам хочется найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Зачем я пришел в этот мир?», «Почему я получаю такой опыт?» В этот момент мы стараемся найти истинную удовлетворенность, и ее невозможно получить материально.

Для того чтобы это обрести, человеку важно пройти путь своего духовного развития.

Люди часто путают духовное и культурное развитие, а разница в них колоссальная. Культурное развитие – это способность развиваться творчески, созерцать и вдохновляться предметами искусства, результатами реализации человеческих способностей и талантов. В свою очередь, духовное развитие – это развитие духовной составляющей человека, его внутренних качеств и принципов, осмысление своей задачи и миссии в жизни.

Духовное развитие – это не результат, это процесс, путь, по которому движение только вперед. Каждый день – это шаг к себе лучшему, приумножению своих духовных качеств, чувствованию красоты и гармонии окружающего мира.

Направления духовного развития

Существует много направлений для духовного развития, среди которых:

  • чтение специальной литературы и ее осмысление;
  • духовные практики – медитации,  ритуалы, аскезы;
  • физические упражнения  – йога, дыхательные техники, посещение духовных святынь.

Женский и мужской путь духовного развития отличаются: мужской основан на духовных подвигах (аскезах), женский – более мягкий.

Но для некоторых он будет тоже испытанием: попробуйте каждый день красиво одеваться, делать прическу, украшать себя, даже когда вы находитесь дома? Каждый день готовить пищу, наводить порядок в доме с максимальной заботой и любовью к себе и близким.

Говорить добрые и мягкие слова, исключить из своей речи осуждение, недовольство, слова-паразиты. Пути могут быть разные, но они, несомненно, должны вести к пробуждению лучших качеств в человеке.

Духовные качества наиболее полно и целостно раскрываются во время нашего взаимодействия с людьми. Не зря в Индии говорят:

«Хочешь узнать человека? Тогда задень его. Человек – это сосуд. Чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него!»

Сложнее всего проявить свои духовные качества с самыми близкими, друзьями. Причина состоит в том, что, занимаясь духовными практиками, люди часто переносят фокус на поклонение Высшему, забывая, что частица Высшего – и в нас самих, и в окружающих нас людях.

И мы являемся тем аспектом, через который выражается любовь, проявляя лучшую сторону, открываясь тому, чтобы давать и принимать. Соприкасаясь с внешним миром собственной наполненностью радостью и полным удовлетворением, мы постигаем свое совершенство.

Мы принимаем жизнь в полном ее многообразии, проживаем ее активно, в продуктивном и творческом взаимодействии с людьми.

Как начать духовно развиваться

У человека возникает стремление развивается духовно в трех случаях:

  1. осознанное желание  работать над собой;
  2. работа над собой после экстренных ситуаций (болезнь, авария, развод, потеря близкого человека);
  3. проявленное чудо (чаще через личный пример, следование за кем-то как своим духовным проводником).

Самый экологичный путь – первый. Когда желание исходит из намерения стать лучше, проявить свои духовные качества на полную, человеку легче двигаться дорогами жизни. Находятся нужные люди, полезные книги, открываются новые возможности. 

Во втором случае человека начинает волновать вопрос: «Почему я страдаю? Зачем этот опыт мне?». Он возвращается к предыдущему опыту и стремится качественно изменить свою жизнь, прежде всего – отношения с собой и близким окружением.

Третий случай бывает реже, но случается. Как апостолы пошли за Иисусом Христом, потому что доверились ему, увидели в нем проявленное чудо, так и каждый человек может увидеть чудо в другом. Разглядеть то, что его вдохновит стать лучше, открыть сердце и принять все божественные дары, которыми щедро одарил его Творец.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто создал Еву

Каждый из нас имеет все возможности стать духовно развитым человеком.

Признаки духовно развитой личности:

  1. есть цель в жизни: у человека есть сила намерения осуществить то важное, к чему он стремится;
  2. осознанность: каждый момент действия есть ответом на вопрос «зачем я это делаю?»;
  3. спокойствие: даже в самых сложных ситуациях человек сохраняет спокойствие и собранность мыслей;
  4. отношения с людьми гармоничны: духовно развитая личность действует так, чтобы человек повернулся к ней лучшей своей стороной;
  5. жизненная энергия: цель дает энергию для ее реализации, тело поддерживает это;
  6. человек максимально реализует свои способности и таланты: действует на благо людям.

Говорят, что сильный духом способный на многое. И только в наших руках – развить и приумножить свой личный потенциал духовной силы, жить в ладу с собой и миром, каждый день просыпаться с улыбкой своему внутреннему свету.

Медитация от Инессы Кравченко

Источник: https://kolesogizni.com/razvitie/duhovnoe-razvitie-cheloveka

Понятие слова духовность — Этимология слова духовность

Сегодня очень модно стало заниматься так называемым духовным развитием и многие люди выпячивают свои так называемые духовные достижения, гордятся ими и т.п. В этой статье мы разберём понятие слова духовность.

У разных людей духовность ассоциируется с разными вещами: с религией, с гармоничной жизнью, с сектантством и многим другим. В целом считается, что духовное развитие помогает человеку стать возвышенным, сострадательным, более развитым, приблизиться к Богу и многое другое.

Но считать и думать мы можем одно, а факты могут говорить о другом. Поэтому я считаю так:

Каждый человек должен понимать глубинные основы того, чем он занимается и что пропагандирует. А в вопросах духовности и её развития особенно.

Более запутанного положения вещей, как в духовности, трудно сегодня найти. Этот термин окутан непонятной таинственностью, людям говорится, что познать глубокие основы духовного развития могут только некоторые, которые достигли «особого» уровня духовного развития. И всё это сопровождается огромной кучой всякой мишуры, что запутаться можно в два счёта.

Но рано или поздно тайное становится явным.

Простая этимология слова духовность

Есть такая наука, которая называется этимология. Она изучает слова, в том числе, раскладывает их на части, каждая из которых имеет какое-либо значение.

Чем больше я изучаю настоящую историю наших предков (русов, славяно-ариев), тем больше я замечаю глубокое значение различных слов. К примеру, наши предки давали имена, которые имели смысловое значение, а не просто были звуком.

Вот одно известное имя — Радомир (настоящее имя Иисуса Христа, подробнее об этом можно почитать в книге «Откровение», Светланы Левашовой). Одно из его значений — Радость Мира или Несущий Радость Миру. Ещё можно перевести, как Несущий Свет Знаний Ра.

Теперь давайте разберём слово духовность.

Духовность: дух — овно — сть или Дух Овна.

Знаете, кто такой Овен? Это парнокопытное млекопитающее из рода баранов,семейства полорогих.

Если продолжить, то духовное развитие означает Развитие Духа Овна. Что-то совсем не похоже на развитие личности, разума и т.п. Ведь так?

Понятие духовность настолько сильно въелось в сознание людей, что им вынуждены пользоваться все. Поэтому приходиться постоянно делать оговорки, про что именно идёт речь.

Лично я с недавних пор в своей работе употребляю понятия духовность и духовное развитие только потому, что люди привыкли к ним. Под этими понятиями я подразумеваю эволюционное развитие человека, наработку определённых свойств и качеств личности, развитие разума, улучшение характера. Но употребляемые мной понятия не имеют ничего общего с современными религиями и духовными течениями.

Во что людей превращает современная духовность?

Прежде всего речь идёт о духовности, навязываемой традиционными религиями и духовными течениями. Такая духовность не имеет ничего общего с настоящим развитием человека. Скорее наоборот: религиозная духовность останавливает развитие людей, заставляя их топтаться на одном месте в лучшем случае.

Современная религия является одним из важнейшим инструментом управления и манипуляции людьми. А если заглянуть ещё глубже, то религия помогает превращать людей в духовных рабов, которые боятся действовать и перекладывают ответственность за те или иные события на кого-то другого, к примеру, на Господа Бога.

Религиозные проповедники учат людей быть слепцами и принимать всё на веру без каких-либо доказательств. Столетиями людей превращали в невежд, отрицали необходимость собственного опыта.

Конечно, нечисть, которая пока что держится за власть в мире, очень боится людей разумных, свободных, здравомыслящих, могущественных, которые постоянно развиваются и выходят из-под влияния рабской системы. Ведь такими людьми нельзя управлять, их можно только убить, что собственно и делается уже много-много лет.

Людям с детства внушают, что они рабы Господа Бога и «богоизбранного» народа. Им обещают рай, духовный мир или Царство Божие после смерти. А в текущей жизни нужно терпеть несправедливость, трудности, преступления — ведь это «божий» промысел или карма, или ещё какая-нибудь ахинея.

Благо, что люди в последние годы начали массово просыпаться и видеть, что происходит на самом деле. По моим ощущениям этот процесс уже не остановить и только вопрос времени, когда всей нечисти придётся убраться восвояси.

Некоторые тексты о духовном рабстве

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые тексты из так называемых «священных писаний».

К примеру, вот такие тексты:

«Рабы во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, боясь Бога.

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; Рабы, повинуйтесь господам по плоти со страхом и трепетом, как Христу.

Не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя Волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не человекам; Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым»

«Бога бойтесь, князя почитайте – рабы мы, во-первых, Бога, а потом – господина»

«Всякая душа властям повинуется. Естеством земным подобен есть всякому человеку царь, властью же сана, яко Бог – вещал великий Златоуст. Тем самым противиться власти, значит противиться закону Божьему»

Абсолютно рабская идеология, которая «проталкивается» через религиозные книги. Конечно, эти книги пишутся по всем правилам нейролингвистического программирования и люди не замечают элементарных вещей. Но и это работает всё слабее и слабее

Недавно была написана статья про некоторые очень увлекательные тексты из Библии (рекомендую):

10 шокирующих цитат из Библии про убийства и геноцид людей

Кстати, в Советском Союзе в определённое время был большой штраф за неудачную попытку самоубийства. Это буквально говорит о том, что тогда явно власти намекали людям на то, что они рабы и даже их тела не принадлежат им. Собственно, это в той или иной мере продолжается и сегодня.

Понятие слова духовность — как воспринимать?

Кто-то может сказать, что я опять наговорил тут  одного негатива и не рассказал, как со всем этим быть. С удовольствием поясню.

Если Вы не хотите быть рабом и обманутым человеком, то нужно самостоятельно начать изучать все эти вопросы. Не нужно слушать, что Вам говорят церковники, гуру разных мастей, а просто постарайтесь включить свой разум.

Когда человек начинает мыслить самостоятельно и вне всяких шаблонов, то начинают появляться удивительные открытия. Он вдруг видит то, чего раньше не видел, а если и видел, то хитрые проповедники уводили его в сторону.

Развиваясь вне рамок официальной духовности Вы рано или поздно поймёте, что вера в Бога и религии возникают либо на определённом этапе развития человечества (довольно невысоком) или специально навязываются социальными паразитами (нечистью).

Сам термин духовность можно использовать, раз уж так сложилось, но просто вкладывайте в это понятие настоящее развитие человека, а не какие-то духовно-бесполезные штуки.

Со своей стороны могу порекомендовать Вам слушать то, что расположено в разделе и читать то, что есть на странице Рекомендую.

Источник: https://sergeiyurev.com/ponyatie-slova-duxovnost/

PSYLIB® – А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ

В двусоставном термине «духовно-нравственный» наибольшее затруднение вызывает первая часть. Ставя проблему раскрытия духовной реальности, индивидуального духа человека в категориях научной психологии, мы видим в ней три составляющие ее части, три задачи.

Во-первых, это методологическая сторона дела – можем ли мы вообще рассматривать сущность духовной жизни в психологических категориях; достаточны ли они для этого? Во-вторых, в чем состоят проявления духовной жизни, которые мы можем наблюдать в себе? И, в-третьих, возможно ли хотя бы интуитивно угадать, обрисовать, в чем состоит сущность категории «индивидуального духа»? Таковы, на наш взгляд, три задачи в исходной проблеме.

ТЕРМИНЫ «ДУХОВНЫЙ» И «ДУХ» В РЕЛИГИОЗНОМ ЗНАЧЕНИИ

Чтобы определиться с первой задачей, с самой возможностью применять психологические категории к тем явлениям, которые мы традиционно связываем с «духовностью» человека, сначала требуется определить содержание этого понятия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто является Иисус Христос

Термины «духовный», «духовная жизнь» уже немалое время как взяты на вооружение богословием и церковной культурой. Их смысловое наполнение в церковной традиции имеет два уровня: поверхностный и глубинный. Самое распространенное значение данных терминов синонимично терминам «религиозный» или «церковный». В этом смысле выражения «духовная литература» и «религиозная литература» или «духовное училище» и «церковное учебное заведение» равнозначны.

В наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины «духовный» и «нравственный» зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный.

На наш взгляд, речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение.

О несколько более глубоком смысловом наполнении термина «духовный» в выражении «духовная жизнь» пишет Л.А.Тихомиров (1996, с. 49). Он говорит об особом виде познания – мистическом – как об интуитивном угадывании Высшего горизонта бытия, закрытого от обычного эмпирического восприятия.

Но термин «мистическая жизнь» не вошел в христианский, в особенности православный, обиход. Почему? Как указывает автор, в сознании человека легко осуществляется подмена – вместо Встречи с подлинной реальностью ему легко оказаться в плену собственного экстаза, воспаленного воображения, трансового состояния.

По этой причине к термину «мистический», «мистическая жизнь» в Православии относятся с традиционным недоверием, отдавая предпочтение понятию «духовный». С точки зрения нашей темы важно отметить, что религиозное понимание духовности предполагает резкое отделение этой сферы от психической жизни.

Недаром оно нередко сопровождается предупреждением о нежелательной тенденции принимать психическое (точнее, психоэкстатическое) за духовное1.

1 Митрополит Антоний Сурожский, виднейший богослов и популяризатор Православия в Англии, в краткой статье «О духовности и душевности» говорит о методологии постижения законов человеческого духа. Он отмечает, что благодаря целостности человеческого существа мы можем судить о высшем по низшему.

Однако, согласно восточно-христианской традиции, параллели к жизни духовной сферы берутся преимущественно из физической, органической жизни.

Психическую же сферу аскетическая культура традиционно считает непригодной для применения, потому что именно душевная сторона в человеке максимально отражает греховное повреждение человеческой природы, подвержена самообманам и самообольщениям, фантазиям и страстным движениям (Московский психотерапевтический журнал, 1997, №4, с. 27-32).

В богословской терминологии понятие «духовный» означает «относящийся к иному миру» в смысле мира трансцендентного Божественного бытия.

В этом случае, понятие «духовного» оказывается несовместимым с психологией, исследующей именно душевный, «посюсторонний» слой внутренней жизни человека.

Если в данном термине не будет раскрыто иного возможного наполнения, то психологическое исследование духовной жизни окажется неправомерным, по крайней мере, с точки зрения христианской богословской традиции.

Следующим шагом нашего анализа должно стать выяснение понятия «дух».

Ведь если говорить о духовной жизни человека, необходимо выявить онтологическое содержание этой жизни: идет ли речь о духе как о некоторой специфической характеристике психической жизни (как, например, мы говорим, «эмоциональная жизнь»), или же необходимо иметь в виду некий иерархический уровень бытия целостного человеческого существа? Может быть, духовная жизнь соотносится с психической так же, как последняя – с физиологией?

Понятие «дух», которое пришло в обиход из религиозной сферы, имеет в богословии множество значений. «Дух» в греческом языке звучит как «пневма» (значение корня «дыхание»), и это связано с интуитивным пониманием греческим этносом «дыхания» как выражения жизни. Богословское понимание термина «Дух» относится, прежде всего, к самому источнику жизни – Творцу, Богу.

Первое значение слова «Дух» в богословском понимании – это особое Божественное существо. «Бог есть Дух» учит Катехизис (свт. Филарет (Дроздов), 1903), и в этом смысле понятие «Дух» означает «трансцендентальную сущность», надмирное Непостижимое Существо. Собственно же понятие «Святого Духа» усваивается третьему Лицу Божественной Троицы: Богу – Духу Святому, от Отца предвечно Исходящему.

Здесь выделяется понятие Божественного Духа по природе (существу) и по личному началу (ипостаси).

Интересно отметить, что традиционное противоречие материализма и идеализма, которое недавно было очень значимым для отечественной психологии и философии, преодолевается христианской картиной мира.

Для нее Бог является не идеей, не каким-либо Существом, растворенным в мире, высшим его смыслом или даже Перводвигателем. Бог превосходит и то, и другое, и не является Причиной мира. Христианство утверждает, что сущность Бога понять нельзя, и судить о ней мы можем только апофатическим способом, т.е.

отказываясь от положительных категорий разума, или же катафатически – на основе Божественного Откровения.

Бог, Который находится за пределами мира, творит мир и в Творении «создает небо и землю» (Быт. 1:1), что, по распространенному толкованию, означает создание двух миров – духовного мира смыслов и мира материи, то есть объективного бытия, способного эти смыслы воплотить. Здесь содержится в скрытом виде новое понимание «духа» как смысла, как идеи, как порядка, закона, источника бытия.

По словам авторитетнейшего богослова VI века преподобного Максима Исповедника, Логос, Слово Божие, участвует в создании всего мира, давая каждому творению свое предназначение или логос. Этот «логос» составляет закон бытия для каждого элемента мироздания (Лосский, 1993, с. 63). В схожем смысле употреблял понятие «дух» основатель философской антропологии Макс Шелер (1989).

Он писал о противоположности материи и духа, философски постулируя то, что раскрывает библейская картина мира о двух первоначальных субстанциях, духовной и материальной.

Среди религиозных значений термина «дух» можно выделить еще одно – «оживотворяющее материю начало». Оно проступает в определении Жизни как особого дара Духа Божия.

В Священном Писании понятие «жизни» многократно заменяется понятием «дух» (например, в Псалме 103: «отнимешь дух их – и умирают»).

Известный богослов XX века святитель Лука (Войно-Ясенецкий) пишет в своей книге «Дух, душа, тело» (1994), что все в мире имеет дары Духа Божия: вся природа имеет Дар бытия, все живое – еще и Дар жизни, а человек имеет еще и Дар Богоподобия.

В религиозной интерпретации термина «дух» имеется еще одно значение, о котором также необходимо упомянуть. В духовном мире есть «духовные существа». Сотворенный вначале духовный мир не является «чистым полем». Дух имеет форму своего бытия в виде свободных, самосознающих, самоопределяющихся существ.

С точки зрения классической христианской картины мира, эти существа суть ангелы (бесплотные Духи) и человек (воплощенный дух). Таким образом, человек как воплощенный дух, в отличие от ангельских существ, не имеющих плоти, находится сразу в двух измерениях, лучше сказать, в двух горизонтах бытия.

Удивительная тайна христианской антропологии состоит в том, что она ставит человека (в потенции) выше ангельских существ. По более поздним положениям католической схоластики, ангелы считаются выше человека, но древнее восточное христианство всегда утверждало неизмеримое достоинство и призвание человека.

На это указывает архимандрит Киприан (Керн), «Антропология» которого была защищена в качестве докторской диссертации в Париже (архиман. Киприан (Керн), 1957).

Важно понять, что в христианском мировоззрении человек выступает тем узлом, который может соединить воедино все три уровня бытия: материальный мир, ангельский мир духов и даже благодатный мир не-тварных божественных энергий (схема №1).

Схема 1

Чтобы завершить понимание «духовной жизни» в религиозном русле, необходимо остановиться на понятии энергии, ключевом для православного богословия. Богословски оно впервые было раскрыто и обосновано святителем Григорием Паламой2. Понятие божественной энергии антиномично. Это одновременно и Бог, но не Сам в Своем существе, а в Своем отношении к иному (сотворенному) бытию.

Бог Сам в Себе – Божественная сущность, трансцендентальная реальность. Однако, благодаря Своим энергиям Бог становится имманентным другим уровням бытия. Он сообщает Себя миру духовному, и Он может сообщать Себя миру материальному. Именно на основе богословия энергий христианство постулирует центральное положение человека в мире.

Он является тем самым проводником, по которому Божественная энергия из мира духовного может переходить в мир материальный. Таково основное призвание человека. В духовном мире инобытия происходят духовные процессы, имеющие энергетический характер. В человеке же есть некий центр, который способен улавливать животворящую силу духа и сообщать ее миру материальному.

В богословии он получил название «образ Божий» (схема № 2).

Схема 2

Теперь мы приходим к еще одному пониманию термина «духовная жизнь», предлагаемому православной традицией: это жизнь в сочетании с Божественными энергиями, в «деятельном Богообщении». На мой взгляд, это положение представляет чрезвычайный интерес для психологии.

Оно содержит в себе идею, что внутренний мир человека в потенции характеризуется разомкнуто стью по отношению к бесконечности, вечному Смыслу, Истине.

Может быть, психология вдохновения и высших психических состояний должна строиться с учетом подобной онтологии? Но об этом чуть ниже.

2 Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, выдвинул учение о нетварном Фаворском свете и Божественных энергиях в спорах о духовной практике афонских подвижников-исихастов. Его взгляды были признаны соответствующими Православию на Константинопольских поместных соборах 1346, 1348 гг. и позже.

Источник: http://www.psylib.ukrweb.net/books/lihaa01/txt00.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию