Что такое зло в буддизме

Буддизм — древо

Что такое зло в буддизме

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Будди́зм — мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев.

Основатель этой религии — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда), живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит “просветленный.” После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока.

Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения — это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли — от эгоизма и всех его следствий — человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом — в психическое небытие. По учению Будды, жизнь — это зло.

Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма.

Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу.

В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей.

Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом.

Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна — большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада — путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 514 млн. буддистов [1].

Литература

  • Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ

[1]  Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: https://sedmitza.ru/text/4442843.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1368.html

Добро и зло в буддизме

Что такое зло в буддизме

Понятие добра и зла в буддизме — не судить о том, что есть добро и зло, но свести к минимуму человеческие страдания и боль.

В отличие от авраамических религий, у буддизма определенно есть система ценностей, которая ведет к нравственной жизни благодаря ее очень последовательным внутренним определениям.

Следуя восьмиричным путем и познавая четыре благородных истины есть фундаментом суждения о том, что хорошо и плохо в жизни. Действие и бездействие, описанные этой системой, определенно олицетворяют человека «хорошим» или «злым».

Буддизм учит, что основным источником человеческой боли и страданий является желание. Существует широкое определение желания: оно включает в себя пищу, сексуальное влечение, материальные вещи, статус и многое другое. Причина, по которой желание ведет к боли, состоит в том, что, если мы не можем чего-либо достичь или теряем вещи / людей, которых мы любим, тогда мы страдаем. Кроме того, в межличностных отношениях желание ведет к страданиям.

Итак, вся цель буддизма состоит в том, чтобы минимизировать страдания в корне, заставляя людей отвергать желание.

Что такое зло в буддизме? Люди говорят и думают о зле несколькими разными, а иногда и противоречивыми способами. Двумя наиболее распространенными являются следующие:

  • Зло как неотъемлемая характеристика. Общеизвестно, что зло является неотъемлемой характеристикой некоторых людей или групп. Другими словами, некоторые люди считаются злыми. Зло — это качество, присущее их бытию.
  • Зло как внешняя сила. С этой точки зрения зло скрывается и заражает или соблазняет неосторожное занятие плохими делами. Иногда зло олицетворяется как сатана или какой-то другой персонаж из религиозной литературы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кого называют апостолами

Злые духи буддизма

Существование демонов и монстров часто играют решающее значение для религиозной системы. Страшные буддистские монстры существуют не только для того, чтобы напугать, они символизируют гнусные и злые аспекты человеческой природы.

Буддисты считают, что каждый человек обладает природой Будды и может достичь просветления, но также и то, что люди по своей природе предрасположены к тому, чтобы поддаваться их самым низким желаниям, таким как жадность, эгоизм, похоть и гнев.

Страшные демоны из буддизма обычно олицетворяют нечистые мысли и желания, которые приводят к негативному поведению.

Так же читайте:  Мантры буддизма

Монстры религии

Мир полон вещей, хороших и плохих. То же самое относится к монстрам в буддизме. Некоторые из чудовищных существ в этом списке доброжелательны, а другие буддийские демоны — нарушители спокойствия со злыми намерениями. Все они имеют общее сходство:

  • сверхъестественные способности;
  • потусторонний вид, что делает их ужасающими.

Помимо страшных вымышленных персонажей, эти странные буддийские демоны играют центральную роль в системе убеждений многих буддийских сект, что дает им возможность влиять на поведение людей. Изображенные в архаических писаниях и переданные по поколениям в поколение:

  • Мара злой персонаж носит титулу «Властелин смерти». Личность олицетворения зла и искушения, Мара, искушал и напал на Сиддхартху Гаутаму, исторического Будду, незадолго до того, как он достиг просветления.
  • Ракшасы, демонические человекоубийцы, происходят из индуистской космологии. Традиционные индуистские и индийские буддийские ракшасы обладают черной магией и имеют длинные, токсичные ногти, в дополнение к их одержимой человеческим одержимостью.
  • Джикинкинки они описываются в текстах как отвратительные злые духи. Они были жадными и эгоистичными людьми, которые после смерти были прокляты желанием съесть человеческие трупы.
  • Йама — король ада Йама судит мертвых в короне из пяти черепов, что подчеркивает его связь со смертью и наракой (ад). Йама создал старость, болезнь, чтобы научить людей ценности жизни и побуждать их вести себя хорошо, пока они живы, и, таким образом, представляет непостоянство. Люди, которые не прислушаются к его предупреждениям, столкнутся с вечными страданиями.
  • Алавака был злым человеком, который поглотил человеческую плоть и совершал другие ужасные дела, что его называли «демоном». Для некоторых он никогда не был человеком, а демоном в человеческой форме.
  • Асура — полубоги низкого уровня. Их имя обычно переводится как «огр» или «титан», и они являются одним из шести состояний существования в сансаре (круге жизни), которое отличает их от богов и людей. Это также означает, что для буддистов, которые верят в реинкарнацию, можно возродиться как асура. Хотя асура обычно доброжелателен, их иногда называют демонами.
  • В своей демонической форме асура — завистливые существа с плохими настроениями, всегда ищущие проблемы или оправдание, чтобы начать бой. Асура имеет три головы, каждая с тремя лицами. У них также есть четыре или шесть рук, в зависимости от изображения. Демонические асуры завидуют богам и живут жалкой жизнью, сдерживаемой негативными эмоциями, связанными с гневом и гордостью.
  • Нага («змей» на санскрите) — это еще одно существо, которое выражается в разных формах. Нага похожи на драконов, хотя и не имеет ног, а иногда появляется в виде наполовину человека, наполовину змея. Хотя они являются доброжелательными существами, которые защищают Священные Писания, нага также чувствительны и темпераментны и могут быть очень разрушительными, если они разозлятся.
  • Дордже Шудден — призрак убитого монаха, он умер в 17 веке, после чего его призрак был почитаем как божество.
  • Гаруда — это гора Вишну, одно из трех главных божеств индуистской космологии. Он также появляется в буддийских мифах. То, что Гаруда доброжелателен, не делает его менее странным или страшным. У существа есть человеческий торс и конечности, крылья и когти.

Так же читайте:  Течения буддизма, махаяна

Добро и зло в буддизме — это действительно психология эмоциональной отстраненности, столь же простая, как «понизить ваши ожидания» в жизни, чем вы умнее, тем сложнее вы это осознаете.

Смотрите еще видео о краткой сути религии:

Добро и зло в буддизме

Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух
Читать «Далее» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена
Читать «Далее» Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила,
Читать «Далее» А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят
Читать «Далее» У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не
Читать «Далее» В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные
Читать «Далее» Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье
Читать «Далее» В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество
Читать «Далее» Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они
Читать «Далее» Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей
Читать «Далее»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое таинство Маслособорования

Источник: https://tolkovanie.info/dobro-i-zlo-v-buddizme/

Понятие добра и зла в буддизме — Спасение души

Что такое зло в буддизме

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вы узнаете, как понимают добро и зло в буддизме. Сразу стоит сказать, что в буддийском учении отсутствует противопоставление этих двух понятий, в отличие от других мировых религий. Акцент делается больше на благих и неблагих деяниях.

:Цепочка перерожденийКорни злаМараПуть добраКармаЗаключение

Цепочка перерождений

Постигая учение, можно понять, что такое самое большое зло для его приверженцев. Это сансара – наш мир, полный страданий, в котором тем, кто не достиг просветления, приходится бесконечное количество раз умирать и рождаться вновь.

В зависимости от накопленной кармы, можно в следующий раз воплотиться в:

  • бога,
  • асуру,
  • человека,
  • животное,
  • духа,
  • обитателя ада.

Все эти существа населяют Сансару, но из шестерых только человеку дана возможность вырваться из этого омута – колеса перерождений. Поэтому родиться человеком считается очень удачным знаком. 

Редкость такого счастливого случая подчеркивается буддийской метафорой о незрячей черепахе, всплывающей раз в столетие со дна океана, и её возможности попасть в круг, плавающий на поверхности. Скорее черепахе удастся это сделать, чем родится новый человек в сансаре. Поэтому неразумно не использовать возможность освободиться от череды новых рождений, раз уж находишься в теле человека.

И вот, несмотря на такую редкостную удачу – быть гомо сапиенс — новый член общества со временем понимает, что будь он даже святым праведником, происхождение не избавляет его от страданий в этой жизни. Он может испытывать их в силу ряда причин сам, или ему причиняют их другие.

Корни зла

Каковы бы ни были страдания, происходят они от желаний. А так как всё в этом мире взаимосвязано, то желания одних причиняют страдания другим. Например, утоление голода причиняет страдания тем животным, птицам, водным обитателям, чья плоть пошла в пищу. Таким образом, желания – это тоже своего рода зло, с буддийской точки зрения. 

Наряду с ними ещё два атрибута приводят к появлению страданий. Вместе в буддийском учении они называются «Три корня зла»:

  • гнев приводит к страданию в чистом виде;
  • желание – к боли от изменчивости мира, когда приходиться расставаться с тем, что заканчивается, или от утомления в связи с длительным однообразием;
  • невежество заставляет внутренне мучиться от неверной идеи, представляющей самостность и абсолютность бытования вещей.

Это три основные неблагие характеристики человека, которые в буддизме образно представляются агрессивной змеёй, любострастным петухом и недалёкой свиньёй. Но злом всех зол из этих трёх является, конечно, невежество.

Все человеческие проблемы, в конечном итоге, возникают из названых пороков и их различных комбинаций. Например, гнев и неведение порождают ревность, когда кажется, что счастье в том, что тебе принадлежит кто-то другой. Вера в своё «я», происходящая от невежества, и неукротимое желание самоутвердиться приводят к возникновению гордыни.

Мара

Есть ещё один пример проявления зла в буддизме – это демон Мара. Он воплощает в себе гибель духовности, так как не даёт людям сосредоточиться на религиозных практиках, подменяя положительное отрицательным, вовлекая их в мир страстей, чувств и желаний, которые преобладают над всем остальным.

Область чувственности (Камадхату) – это место его обитания. В эту сферу входят все перечисленные выше шесть миров.  Их обитатели обуреваемы чувственными переживаниями, поэтому подвластны Маре и бесконечно страдают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая мировая религия считается самой древней

Путь добра

Итак, первые две из четырёх буддийских истин: всё есть страдание, и оно является следствием вожделения, невежества и ярости, подводят черту под негативными проявлениями в жизни адепта учения. Далее появляется лучик надежды: это можно прекратить. Более того, дорога к освобождению от мучений сансары изведана и доступна каждому.

Путь к нирване или избавлению от сансары содержит восемь аспектов, за что его и назвали восьмеричным. Кратко излагая его суть, отметим его основные аспекты :

  • знания,
  • размышление,
  • слова,
  • действия,
  • источник существования,
  • усердие,
  • памятование,
  • сосредоточение 

И они должны быть правильными. Более подробно весь порядок пути описан в «Ламриме». Начинающий буддист в процессе духовного обучения приобретает истинные знания о себе и окружающем мире, проявлениях в нём зла, подлинной сущности добра, ответственности за свои действия, воздаянии за них и прочем. 

Затем он практикуется в том, чтобы творить десять благих деяний. Здесь имеются в виду не только действия тела, но и мысли, и речь. Адепт учится и не совершать десять зол. После он усердно старается избавиться от всевозможных клеш или омрачений ума.

Достаточно продвинувшись на пути, послушник принимается воспитывать в себе шесть добродетельных качеств:

  • дану – щедрость и сострадание;
  • шилу – дисциплину и самоконтроль;
  • кшанти – кроткость и невозмутимость;
  • вирью – усердие в совершении добрых дел и выполнении духовных практик;
  • самадхи – сосредоточение;
  • мудрость – праджню.

Памятование развивает мудрость, когда человек осознанно воспринимает все сигналы, поступающие извне и изнутри. Совершаемое во время медитации, оно носит название випассана. 

А концентрация усиливает сосредоточение. В медитации это шаматха. Випассана и шаматха – основные виды медитации в буддийском учении.

Карма

Успехи или неудачи в продвижении на пути спасения самого себя (в тхераваде) или других (в махаяне) приводят к накоплению той или иной кармы. 

Карма, что означает действие, – это следствие тех поступков, которые совершил или не совершил человек в своей жизни. Буддизм учит, что всё в этом мире взаимообусловлено, и за любой причиной возникнет её следствие.

Некоторые понимают карму, как возмездие за неблагие и поощрение за нравственные поступки. Это верно, но нуждается в уточнении:

  • Наказывает и награждает себя сам адепт учения, так как Бога в буддизме нет. Карма – это результат его поступков (даже в мыслях).
  • Карма слепа и беспристрастна, она не обладает разумностью или нравственностью, поэтому для кого-то она объективно может стать добром, а для кого-то и злом.
  • Карма хранится в сознании, а не где-то извне. Как это происходит и почему, можно узнать в Абхидхарме.

Несмотря на то, что место кармы – в сознании, её невозможно изменить или прекратить её действие, решив однажды думать по-другому. Поступки и осознанные решения формируют её семена, биджу, являющиеся достаточно устойчивыми.

Карма накапливается не всякий раз после совершения поступка. Например, умышленное убийство принесёт убийце увечья или смерть от руки насильника. Но убийство по неосторожности, без злого умысла, не запишет негативную карму в сознание.

Ламрим и Абхидхарма подробно объясняют, какая бывает карма, и как она связана с нравственностью человека.

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Давайте будем добрее, и зло отступит. Буддисты верят, что даже Мара властен над каждым ровно настолько, насколько тот позволяет ему это сделать.

  • Если статья оказалась для вас полезной, рекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях своим друзьям.
  • И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!

Источник: https://radonezh-stsl.ru/prochee/ponyatie-dobra-i-zla-v-buddizme.html

Понятие добра и зла в буддизме — Архангел

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вы узнаете, как понимают добро и зло в буддизме. Сразу стоит сказать, что в буддийском учении отсутствует противопоставление этих двух понятий, в отличие от других мировых религий. Акцент делается больше на благих и неблагих деяниях.

:Цепочка перерожденийКорни злаМараПуть добраКармаЗаключение

Добро и зло в буддизме — что подразумевают под этими понятиями?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вы узнаете, как понимают добро и зло в буддизме. Сразу стоит сказать, что в буддийском учении отсутствует противопоставление этих двух понятий, в отличие от других мировых религий. Акцент делается больше на благих и неблагих деяниях.

:
Цепочка перерождений
Корни зла
Мара
Путь добра
Карма
Заключение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию