Кто является Иисус Христос

Кем был Иисус Христос: существовал ли Иисус в реальности и как он выглядел?

Кто является Иисус Христос

Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.

Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.

Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.

Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia

Что значит Иисус Христос? Значение имени

Иисус – это славянская транслитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).

Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.

Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».

Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?

Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.

В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после смерти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.

То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.

«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia

Кем был «настоящий Иисус»?

По версиям ученых, Иисус мог быть странствующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.

Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.

Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.

«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia

Документальные свидетельства о Христе

Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.

Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».

Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита.

Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога.

Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia

Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.

Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.

Археологические находки

Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.

«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia

Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).

Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org

До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.

Источник: https://www.anews.com/p/107519167-kem-byl-iisus-hristos-sushhestvoval-li-iisus-v-realnosti-i-kak-on-vyglyadel/

Утверждал ли Иисус когда-либо, что Он — Бог?

Кто является Иисус Христос

О жизни, вере, поиске смысла

О жизни, вере, поиске смысла

Первые последователи Иисуса, казалось, были абсолютно уверены в том, что Иисус — Бог во плоти. Павел писал: «Он есть образ Бога невидимого Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». Иоанн утверждал, что Иисус сотворил весь мир. А Петр о Нем сказал: «Всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его».

Но что Сам Иисус говорил о Себе? Отождествлял ли Он Себя с Богом? Согласно Библии именно так Он и поступал! Ниже приведены некоторые из Его утверждений, сделанные Им во время пребывания на земле. (Цитаты даны в контексте)

Является ли Иисус Богом? Утверждения Иисуса, свидетельствующие о Его божественности:

«На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее». (Иоан.8:57-59)

«Я и Отец — одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». (Иоан.10:30-33)

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». (Иоан.12:44-46)

«Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». (Иоан.13:12-14)

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Иоан.14:6-9)

Является ли Иисус Богом? Утверждения Иисуса, описывающие Его как Личность:

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». (Иоан.6:32-35)

«Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду». (Иоан.8:12-14)

«Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». (Иоан.10:7-11)

«Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». (Иоан.11:21-27)

Является ли Иисус Богом? Он утверждал, что был послан на землю, чтобы

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Матф.20:25-28)

«Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись». (Мар.9:31-32)

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (Иоан.3:16-18)

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. (Иоан.6:37-40)

Вы все еще спрашиваете себя, является Иисус Богом или нет? Если вы хотите больше узнать об Иисусе и понять, для чего Он пришел на землю, прочитайте на нашем сайте евангелие от Иоанна.

►  У меня есть вопрос
►  Как начать взаимоотношения с Богом

Источник: https://www.mirstudentov.com/a/iisus1.html

Является ли Иисус Христос Богом-Творцом?

Кто является Иисус Христос
Рассел Григ

В нескольких местах Библии говорится о том, что Иисус Христос является Богом-Творцом. Например: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть [Слово, с греч. λνoς (логос), = Иисус Христос]» (Иоанна 1:3) и «ибо Им (Иисусом Христом) создано всё» (Колоссянам 1:16).

Если это так, то мы должны наблюдать определенные параллели между тем, что происходило в момент сотворения и тем, что делал Иисус во время Своего служения на Земле. Так что же мы видим?

Для начала давайте подумаем, какое свидетельство мы ищем.

Как показано в первой главе книги Бытия, а также других местах Библии, основными и отличительными аспектами сотворения являются:

  1. Сотворение включало действие Бога, в котором не существующая до этого материя появлялась мгновенно и незамедлительно, и при этом Он не использовал какую-либо ранее существующую материю или вторичные причины. Пример этого мы видим в момент сотворения неба и земли, как описано в Бытие 1:1.

    Во время сотворения также происходило формирование, комбинирование или преобразование уже существующей материи, как например, когда Адам был сотворен из праха земного (Бытие 2:7), а Ева – из Адамового ребра (Бытие 2:21–22).

  2. Во время сотворения происходила передача жизни безжизненным до этого вещам.

  3. Механизм сотворения, или способ, с помощью которого было сделано всё описанное выше, управлялся Словом Господа, т.е. Бог сказал (= Бог пожелал, чтобы это произошло1) – и это случалось.
  4. Смысл сотворения, или мотив, Бога заключался в том, чтобы показать Свою славу,2 возвестить Свою силу, Свою мудрость, волю и Свое святое имя,3 а также получить славу от всех сотворенных Им существ.4

Примечание: Мы не должны искать точные параллели между чудесами Иисуса и тем, что происходило в момент сотворения, так как Иисус пришел не для того, чтобы заново создать Вселенную, но чтобы «взыскать и спасти погибшее»5 и «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».6 А теперь, учитывая все указанные обстоятельства, давайте сравним эти четыре аспекта сотворения с делами Иисуса.

1. Сотворение из ничего и/или из уже существующей материи

Во время некоторых чудес Иисуса происходило образование новых веществ. Появлялось ли это из ничего или из уже существующей материи – авторы Евангелий нам ничего не говорят, поскольку уделяют особое внимание именно чудесам и тому, какой эффект они производили (Иоанн делает акцент на учении, которое Иисус передавал через эти чудеса), а не исследованию способа действия.

Первое чудо Иисус сотворил, когда превратил воду в вино. Во время свадебного пиршества Иисус повелел служителям наполнить шесть каменных водоносов водой, a затем отнести их распорядителю свадебного пира. Когда они принесли водоносы, вода превратилась в вино,7 т.е. в этот момент произошло мгновенное создание атомов углерода и химических молекул, которые образовали винный сахар, двуокись углерода, красящее вещество и т.д. – составляющие компоненты вина.

Два других чуда произошли, когда Иисус накормил много людей: в первом случае насытились более 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами,8 а во втором случае семью хлебами и несколькими рыбками были накормлены 4000 человек.9

В этих ситуациях у Иисуса были хлебы и рыбы, с которых он и начал Свое чудо. Иисус либо заставил эти вещества умножиться, либо Он растворил всю пищу, а затем создал новые хлеба и рыбу, пока все не наелись.

В любом случае Иисус создал достаточно, и даже больше хлеба и рыбы не только для того, чтобы насытить несколько тысяч человек, но и чтобы наполнить оставшейся едой 12 коробов в первый раз и 7 коробов во второй раз.

Это чудо требовало не только создания необходимых углеводов, белков или других молекул, но и их немедленного расположения в сложные формы и структуры, необходимые для того, чтобы образовать приготовленный хлеб и рыбу.

Во время других чудес Иисуса – исцеления от проказы,10 слепоты11 и паралича12 – должно было происходить мгновенное восстановление тканей, нервов, мышц и т.д., а также немедленный рост или возобновление роста здоровых клеток. В результате этих исцелений создавались здоровые функционирующие части тела, которые заменяли больные, нефункционирующие или атрофированные органы.

2. Воскрешение к жизни

Иисус трижды совершал воскрешение мертвых людей. Он воскресил сына вдовы,13 дочь Иаира14 и Своего друга Лазаря.15

В случае с Лазарем, когда тело его находилось в могиле уже четыре дня, Марфа говорит: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».16

Это показывает нам, что процесс разложения, при котором мертвое тело в конечном итоге превращается в прах, уже начался. Здесь мы можем провести параллель с тем, что произошло на шестой день сотворения, когда Бог создал Адама из праха земного и вдохнул в его ноздри жизнь – и Адам стал живым существом.17 Иисус приказал Лазарю ожить, и молекулы материи, которая уже начала превращаться в прах, снова стали живыми.

В ситуации с сыном вдовы и дочерью Иаира смерть наступила недавно, т.е., возможно, даже в тот же день, когда Иисус воскресил их тела. Но и здесь действует тот же принцип.

3. Метод, используемый Иисусом

Иисус, кажется, использовал множество способов для совершения Своих чудес: Он касался больных проказой, слепых и глухих; Он использовал слюну, чтобы исцелить глухонемого18 и слепого;19 глиной Он исцелил слепого человека (а также дал ему указание умыться);20, 21 а словом Он исцелял, воскрешал и изгонял демонов.

Однако все эти и другие чудеса Иисуса объединяет следующее: то, чего Иисус желал, тотчас же и происходило. Лучше всего это иллюстрирует история с исцелением сына царедворца. Иисус был в Кане Галилейской, и один царский служащий попросил Его приехать в Капернаум, чтобы исцелить своего сына, который был при смерти. Вот как Апостол Иоанн описывает происшедшее:

«Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его» (Иоанна 4:46–53).

Капернаум находился примерно в 27 км от Галилейской Каны, а это означает, что больной сын, как и никто другой в Капернауме, никак не мог слышать Иисуса и получить исцеление через Его телесное присутствие в Кане.

Иисус пожелал, чтобы этот мальчик, находящийся на расстоянии 27 км от Него, исцелился, и так и случилось. Подобным образом Иисус пожелал, чтобы вода превратилась в вино, когда её принесли на свадебный пир в Кане, и именно так и произошло. Он захотел, чтобы появился хлеб и рыба – и они появились. Он повелел, чтобы 10 прокаженных исцелились, и после того, как они пошли к священникам, они исцелились.22

Интересно, что языческий сотник признал эту власть Иисуса. Сотник послал своих людей попросить Иисуса прийти и исцелить своего слугу. Лука рассказывает об этом:

«Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим». (Луки 7:6–10)

Сотник знал, что больной слуга не услышит голос Иисуса, но действие, вызванное проявлением власти Иисуса, имеет не меньшую силу.

4. В чудесах Иисуса видна Его слава

После описания первого чуда Иисуса — превращения воды в вино — Апостол Иоанн говорит: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

23 Когда Иисус услышал о болезни Лазаря, Он сказал: « эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».

А затем, после того, как Лазарь умер, и до того, как Иисус воскресил его, Он сказал Марфе: « не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»24

Иоанн называет чудеса Иисуса знамениями25 и в своем Евангелии показывает, на что указывают эти знамения:26 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».27

Заключение

Иисус Христос является Богом-Творцом. Это подтверждается не только Писанием,28 но и всей Его земной жизнью и служением, которое Он нёс. Он делал именно то, что мы и ожидали бы от Него, как от Творца. Он совершал чудеса так, как и должен был совершать Бог-Творец — Своим авторитетным Словом и исполнением Своей воли. И совершаемые Им чудеса отражали Его славу.

Идея о том, что Иисус – есть Бог-Творец, является источником хвалы и вдохновения для тех, кто верит Слову Бога, и в то же время порицанием доктрины теистической эволюции. Сама мысль, что Иисус мог использовать эволюционные случайные процессы для того, чтобы исцелять больных и давать жизнь мертвым, является такой же неприемлемой, как и идея о том, что Он использовал такие процессы для того, чтобы еще «в начале» создать и дать жизнь всему сущему.

Ссылки и примечания

  1. См.: Григг Р.M.Сотворение — как Бог сделал это?// Creation. – 13 (2):36–38. Вернуться к тексту.
  2. Псалом 18:2. Вернуться к тексту.
  3. Исход 9:16; см. Римлянам 9:17, 22–24; Ефесянам 1:5–10; 3:9–11. Вернуться к тексту.
  4. 1 Паралипоменон 16:29; Псалом 28:1; Откровение 4:11. Вернуться к тексту.
  5. Луки 19:10. Вернуться к тексту.
  6. Матфея 20:28. Вернуться к тексту.
  7. Иоанна 2:1–11. Обратите внимание на стих 9.

    Вернуться к тексту.

  8. Интересно, что это единственное чудо, о котором пишут все четыре автора Евангелия: Матфея 14:15–21; Марка 6:35–44; Луки 9:12–17; Иоанна 6:5–14. Вернуться к тексту.
  9. Матфея 15:32–38; Марка 8:1–9. Вернуться к тексту.
  10. Луки 5:12–13; Луки 17:11–19. Вернуться к тексту.
  11. Матфея 9:27–30; Марка 8:22–25; Иоанна 9:1–41. Вернуться к тексту.
  12. Луки 5:17–26; Луки 6:6–10. Вернуться к тексту.
  13. Луки 7:11–16. Вернуться к тексту.

  14. Луки 8:41–42 и 49–55. Вернуться к тексту.
  15. Иоанна 11:1–44. Вернуться к тексту.
  16. Иоанна 11:39. Вернуться к тексту.
  17. Бытие 2:7. Вернуться к тексту.
  18. Марка 7:31–35. Вернуться к тексту.
  19. Марка 8:22–25. Вернуться к тексту.
  20. Иоанна 9:1–41. Вернуться к тексту.
  21. Возможно, для того, чтобы усилить чувство предвкушения со стороны тех, кто по-особому относился к прикосновению слепых, глухих, прокаженных. Вернуться к тексту.
  22. Луки 17:11–19. Вернуться к тексту.
  23. Иоанна 2:11. Также смотрите Луки 17:15, 18; Иоанна 11:4, 40. Вернуться к тексту.
  24. Иоанна 11:4, 40. Вернуться к тексту.
  25. Чудеса сами по себе не обязательно являются признаком божественности; скорее, они являются признаком сверхъестественной силы. Считается, что и другие Библейские персонажи – от заклинателей Фараона (Исход 7:22) до лжепророка (Откровение 19:20) – совершали чудеса. Вернуться к тексту.
  26. Иоанн делает это, показывая учение Иисуса, построенное на этих символах (например: «Я есмь хлеб жизни» — после того, как Он накормил 5000 человек; «Я есмь воскресенье и жизнь» — после воскрешения Лазаря), усиленную веру тех, кто хотел принять истину, и усиленную духовную слепоту тех, кто отрицал заявления Христа. Вернуться к тексту.
  27. Иоанна 20:31. Вернуться к тексту.
  28. Иоанна 1:3; 1 Коринфянам 8:6; Ефесянам 3:9; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2.

    Вернуться к тексту.

Источник: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1254

Как на самом деле выглядел Иисус Христос?

Джоан Тэйлор Кингс-колледж, Лондон

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Все имеют представление, как выглядел Иисус Христос. В изобразительном искусстве Запада его образ использовался чаще всех других. По традиции, это мужчина с длинными волосами и бородой, длинной туникой с длинными рукавами (как правило белой) и накидкой (чаще синей).

Образ Христа стал настолько привычным, что даже его силуэт легко узнаваем.

Но так ли он выглядел на самом деле?

Скорее всего, нет.

На самом деле ставший знакомым образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.

Прообразом стало изображение императора на троне, пример которого можно увидеть на мозаике алтаря в церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Изначально нимб был отличительной чертой бога света Аполлона, но затем начал появляться на изображениях Христа для подчеркивания его божественной натуры

Христос одет в золотую тунику. Это образ небесного правителя мира, напоминающий известную статую сидящего на троне длинноволосого бородатого Зевса. Памятник был настолько известен в античном мире, что римский император Август приказал сделать создать памятник себе, выполненный в таком же стиле (только без длинных волос и бороды).

Правообладатель иллюстрации Alamy

Византийские художники, перед которыми стояла задача показать Христа царем всего сущего, придумали новый образ, по сути являвшийся отражением помолодевшего Зевса. Со временем такое изображение богочеловека стало нормой. В наши дни к этому образу также добавилось что-то от хиппи.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Так как же на самом деле выглядел Христос?

Рассмотрим от головы до пят.

1. Волосы и голова

Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.

Правообладатель иллюстрации Yale Collections Image caption Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос

Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.

В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это «обоснованным, исходящим от природы».

В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.

В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.

Правообладатель иллюстрации CNG Coins

Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.

Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).

Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.

2. Одежда

Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях» (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).

Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.

В те времена средний мужчина носил тунику до колен — хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.

Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).

Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).

Правообладатель иллюстрации Wiki commons

Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.

Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, — группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.

Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.

Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит — прямоугольное покрывало для молитвы.

3. Ступни

Христос несомненно носил сандалии. Их носили все. В пещерах, находящихся неподалеку от Мертвого моря и Масады, были обнаружены сандалии периода жизни Христа, поэтому мы можем составить о них представление. Они были простыми, подошвы которых были сделаны из толстых кусков кожи. Верх сандалий делали из кожаных полос.

Правообладатель иллюстрации Gabi Laron

4. Черты лица

Какими были черты лица Христа? Они были еврейскими. Совершенно очевидно, что Христос был евреем (или иудеем). Об этом можно прочитать в частности в посланиях апостола Павла. Как же выглядел еврей того времени?

В Евангелии от Луки говорится, что во время начала своего служения ему было 30 лет.

В 2001 году судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи для документального фильма Би-би-си «Сын Божий», взяв за основу череп неизвестного человека, найденный в том регионе. Он не утверждал, что это лицо настоящего мессии. Это был лишь способ увидеть Христа обычным человеком своего времени, потому что в его описании не говорится ничего о его исключительной внешности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Многие христиане убеждены, что погребальная плащаница, хранящаяся в итальянском Турине, запечатлела подлинный лик Иисуса

Это можно сделать, взяв за основу найденные скелеты людей той эпохи.

На мой взгляд, лучше всего отражение примерной внешности Христа можно найти в образе Моисея, нанесенном на стены синагоги III века в городе Дура-Европос, из которого можно понять, как выглядел иудейский философ в греко-римском мире.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Вряд ли у Христа были голубые глаза, как то изображали некоторые художники

Там говорится, что Моисей носил некрашеную одежду, а его накидкой был талит. Это изображение очевидно дает более точное представление о историческом Христе, чем то, что придумали византийцы, воплотившееся затем в общепринятый стандарт.

Источник: https://www.bbc.com/russian/science/2015/12/151221_jesus_look_history

Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам? — Православный журнал

Если говорить кратко, то Иисус Христос — Господь, Спаситель мира, Мессия. Но что стоит за этими словами?

В Его имени как бы соединяются два языка. «Иисус» происходит от древнегреческой формы еврейского имени «Иешуа», которое восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».

Имя «Христос» происходит от древнегреческого глагола, означающего «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «помазанник», «получивший помазание». Так в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников.

Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом.

А еще Помазанником называли Мессию, о котором говорили пророки и которого ждали иудеи. Это тот самый Спаситель, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.

Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от тех ожиданий, которые были у иудеев.

Во времена, на которые пришлась земная жизнь Христа, Иудея была захвачена римлянами и являлась римской провинцией, а ее народ изнывал под гнетом иноземного владычества.

Иудеи надеялись, что к ним придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Именно так понимали они пророчества о Мессии.

И если бы Христос совершил именно такие земные деяния — это было бы понятно всем без исключения, Его приняли бы все иудеи. Однако Он пришел в наш мир не как полководец, а как обычный человек, простой плотник. И не к одному народу, а ко всему человечеству.

Христос родился в пещере, рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по земле, не всегда имея дом или пристанище. Тот, Кто правит всем миром, добровольно избрал этот кроткий и смиренный путь. И последним пределом на этом пути стала добровольно принятая ужасная смерть на кресте.

Именно на такую смерть Христа осудили люди, больные злобой и духовной слепотой, те, кто ждал от Небесного Царя лишь улучшения земной жизни — не более.

Христос же предлагал им спасение души и избавление от смерти Обманувшиеся в своих ожиданиях люди не понимали, что Царство Божие никак не связано с земным государством, а свобода, о которой говорит Христос, — это свобода от уз греха и смерти, а не от временной власти.

Его освобождение дает вечную жизнь, а не комфорт на земле. Есть хорошая поговорка: денег на тот свет с собой не возьмешь. А вот спасенная для вечной жизни душа — это подлинное сокровище.

Интересно посмотреть, как разные современники воспринимали Христа. Ведь не все они не признали в Нем Мессию. В Евангелии есть прямое указание на то, что люди узнают в Иисусе долгожданного Спасителя.

Например, когда Он спрашивает Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», они отвечают: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» Потом Он спрашивает их: «А вы за кого почитаете Меня?». Апостол Петр, отвечает Ему: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго.

Тогда Иисус говорит ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:13-17).

При этом Христос не провозглашает себя Мессией. А Он задает открытый вопрос, и только после того, как Петр (другие, видимо, не смогли или не посмели это сформулировать) назвал Его полным титулом Мессии, Христос подтверждает его правоту и добавляет: человек не может сам додуматься до этого, ему эту тайну открывает Бог.

Однако человек сам решает, принять или не принять этот факт. И в этом раскрывается один из принципиальных моментов во взаимоотношениях Бога и человека: Господь до конца сохраняет за нами свободу выбора и принятия решений. Он может все, но Он не может принудить человека к чему-то против его воли.

Но неужели пришествие Христа никак не отразилось на устройстве нашей повседневной жизни? Отнюдь. Примеров того, как изменился мир в христианскую эпоху, очень много. Вот лишь некоторые из них

Права человека

Мы часто слышим о неких общечеловеческих ценностях, которые якобы восходят к общему для всех нравственному закону, а потому понятны всем людям. Но что это за ценности? И какова роль христианства в их утверждении?

Идея прав человека — крае-угольный камень современной светской системы ценностей — в определенном смысле выросла из христианства. Представление о том, что все люди наделены от природы равными правами, которые ничем и никем не могут быть отменены, не взялось из ниоткуда.

Во многом оно основывается на том понимании личности, которое было сформировано в христианстве. Почему у человека вообще есть права? Потому что он — образ Божий. С христианской точки зрения, это — часть замысла Бога о человеке: личность сотворена, во-первых, свободной, во-вторых, с правами.

Парадоксально, но именно поэтому стало возможно грехопадение Адама и Евы. Не будь у человека прав, он не смог бы выбирать и не выбрал бы плод с запретного древа познания добра и зла. А второй важный посыл — что все люди равны, — исходит из того, что все равны перед Богом.

И равны не по своим талантам — здесь все разные, — но именно равноправны перед Творцом (у богатого и здорового ничуть не больше прав на Божию любовь, чем у бедного и больного). Так что идея о равенстве в правах появилась именно в христианской культуре.

Мужчина и женщина

Равноправие мужчины и женщины в современном мире во многом стало возможно также благодаря христианству. На древнем Востоке семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, причем довольно жестоко.

Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать ее из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности. Исключением в плане отношения к женщине не были ни Древняя Греция, ни Древний Рим.

В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах женщины никогда не имели гражданства, то есть фактически приравнивались к рабам. Супружеская измена и в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Христианство, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Конечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами. Пройдут века, прежде чем человечество сможет всерьез заговорить здесь о равноправии.

Но только благодаря произошедшей две тысячи лет назад «христианской революции» вышеописанные картины бесправия женщины в древнем мире кажутся нам сегодня ужасными.

Дело в том, что именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины также недопустима. И, разумеется, равенство людей перед Богом для христианства не зависело от пола человека. В Евангелии есть рассказ о женщине, которую застали в прелюбодеянии и которую, по ветхозаветному закону, следовало побить камнями.

Фарисеи-законники, строго соблюдавшие все древние предписания и искавшие возможности обвинить Христа в нарушении принятых правил, привели ее к Иисусу, спрашивая Его, что с ней делать. Ответ прозвучал для них неожиданно-ошеломляюще: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7).

По одному из древних толкований этого евангельского места, Христос имел в виду тех, кто без такого же греха, то есть кто не изменял своим женам. И толпа разгоряченных законников разошлась, не смея осудить женщину, так как они были «обличаемы совестью». Пафос этого эпизода, конечно, не в том, что Иисус оправдывал измену. Напротив, Он расстается с грешницей со словами: «Иди, и впредь не греши».

Но в словах Спасителя звучит неведомая дотоле мысль о необходимости сохранять верность не только женами, но и мужьями. Дохристианское общество не знает такого уровня нравственности.

Церковь и наука

Существует стереотип о том, что христианская Церковь всячески препятствовала развитию науки. Но если посмотреть глубже, становится понятно, что это совсем не так. В античном мире космос почитался как божество, высший порядок, гармония и красота, в которую включено все — и боги, и природа, и люди, и которой все подчиняется.

Бог моря для античного философа — это не божество, живущее в нем и управляющее им, а само море, поэтому его нельзя изучать: не подобает посягать на божественную сущность, ведь бог может разозлиться, если его начнут «препарировать»! Христианская же идея о том, что Бог сотворил мир, но Сам не тождествен этому миру, рождает принципиально иное понимание вопроса: если солнце — не бог Гелиос, который едет по небу на своей колеснице, а сотворенное Богом небесное тело, то человек, будучи сам венцом творения, вполне может его изучать. То же самое касается моря, земли, рек, вулканов, деревьев и так далее.

Далее, античное видение мира не позволяло соединить физику с математикой: оно исходило из жесткого деления всех вещей на естественные и искусственные, из противопоставления мира космоса миру созданных человеком вещей.

Христианство позволило наконец соединить физику с математикой, и для Коперника, Галилея, а затем и Ньютона это стало колоссальной опорой в создании физической картины мира. Так родилась современная наука. Кстати, люди Церкви зачастую способствовали ее развитию. Скажем, университет Сорбонна вырос из колледжа, который основал один образованный монах — Робер де Сорбон.

Астроном Коперник, основатель генетики Мендель и многие другие люди науки были также и служителями Церкви.

Даже один из создателей Теории большого взрыва — одной из главных научных концепций XX века — физик Жорж Леметр был католическим священником! Увы, несколько трагичных эпизодов в эпоху Возрождения, произошедших в общем-то по вине отдельных церковных служителей, абсолютно перечеркнули эти факты. Равно как и то, что наследие Древней Греции и Древнего Рима сохранилось в Средние века благодаря трудам монахов-переписчиков

Список изменений, произошедших в мире после (и вследствие) пришествия Спасителя, конечно, гораздо длиннее, его можно продолжать и продолжать. Но главное все же в другом. Все эти перемены — следствия одного принципиального и самого важного изменения: человек, созданный Богом для пребывания в любви и эту любовь растерявший, получает возможность снова ее обрести. И обратиться к Богу напрямую — как когда-то в Эдемском саду. И услышать ответ. Для этого Христос и пришел в мир.

Бог верит в человека

Явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет.

Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать.

Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви

На заставке: Тициан. Христос, несущий крест (фрагмент)

Эти и другие материалы вы можете прочитать в спецвыпусках «Рождественский вертеп» – совместном проекте журнала “Фома” и группы кампаний “Кардос”. 

Источник: https://foma.ru/kto-takoy-hristos-zachem-prishel-k-nam.html

Историчность Иисуса Христа. Доказательства Его существования

Христианство — мировая религия, которая сегодня находится на первом месте по числу последователей. Оно возникло в I в. н. э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе религии лежит личность ее создателя — Иисуса из Назарета. Христиане верят, что Он является Сыном Божиим, обещанным в Ветхом Завете (первой части Библии) Мессией (Христом), Спасителем мира.

Для большой части христиан основой веры является именно Иисус, а уже потом Его учение, религиозные доктрины и дела. Личность Христа, вера в Него объединяют людей, принадлежащих к различным христианским направлениям, церквям, деноминациям и сектам.

Для христиан вопрос об историчности основателя их религии имеет большое значение.

Верующим важно не просто знать, что Иисус жил на земле, но им необходимо верить, что Он — Сын Божий, умерший за грехи всего человечества, воскресший, восшедший на небеса и Который обязательно придет в славе судить живых и мертвых.

Доктрины о Троице, творении, спасении, Небесном Царстве, воскресении мертвых и другие без веры в Христа теряют свое значение и смысл. То есть без Христа не может быть и христианства.

Современная наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть Божественность Иисуса, но сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что она располагает достоверными данными о Его существовании. Однако практически все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников.

Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и Воскресении содержатся в Евангелиях — книгах, написанных первыми христианами. Эти повествования входят в состав Нового Завета — второй части Библии, являющейся Священным Писанием христиан. Слово «евангелие» (греч. «благая весть») первоначально означало не книгу, а проповедь об Иисусе — Спасителе и Мессии (греч. Христе).

В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее.

А жил ли на земле иисус христос?

Первоначально вопрос об основателе христианства рассматривался лишь с теологической (богословской) точки зрения. Но в эпоху Просвещения в XVIII в., когда вера в Бога стала подменяться верой в человеческий разум, возникли иные взгляды на личность Иисуса.

Ученые деистической, либеральной и атеистической направленностей положили начало двум основным школам — мифологической и исторической. Эти школы существуют по сей день.

Первоначально они враждебно относились к традиционной христианской точке зрения, но в наши дни былое противостояние, особенно исторической школы, заметно ослабло.

Согласно мифологической школе, Иисус никогда не существовал, а все сведения о Нем, содержащиеся в Новом Завете, являются позднейшим вымыслом и даже результатом сознательного обмана. С точки зрения сторонников этой школы образ Иисуса — результат стихийного и сознательного мифотворчества.

Исследователи объясняли происхождение новозаветных сказаний о Христе в зависимости от того, как они понимали сущность мифологии, какой концепции мифа они придерживались. В целом процесс формирования образа Иисуса Христа, согласно этой точке зрения, эволюционировал от представлений о Нем как Боге к наделению Его чертами реально-исторической личности, т. е. развивался от Бога к человеку.

В качестве доказательства своей правоты сторонники мифологической школы приводили ряд фактов и предположений, которые в свете открытий исторической науки ХХ в. либо опровергнуты, либо выглядят малоубедительными.

В настоящее время подавляющее число ученых придерживаются точки зрения исторической школы, согласно которой Иисус Христос — это реальный исторический персонаж, оставивший неизгладимое впечатление в памяти своих почитателей и основавший новую религию.

Истоические подтверждения существования христа

В пользу историчности Христа и сведений, содержащихся в Евангелиях, свидетельствует ряд источников, находящихся в распоряжении современной науки. Так, данные, полученные археологией, опровергли мнение о возникновении Евангелий во II в.

То, что они возникли раньше, подтверждается папирусными списками книг Нового Завета, найденными в начале ХХ столетия в ходе археологических раскопок в Египте. Древнейшие из обнаруженных рукописей ученые относят к первой половине II в. – первой половине III в. Понятно что, для того чтобы христианство проникло на берега Нила, потребовалось определенное время.

Поэтому создание самих новозаветных книг следует относить ко второй половине I в., что соответствует как их содержанию, так и церковной датировке.

Самым ранним, не вызывающим сомнений, отрывком Нового Завета является папирусный фрагмент, содержащий всего несколько стихов из Евангелия от Иоанна (Иоан. 18:31-33, 37-38). По мнению специалистов, он был создан в Египте в 125-130 гг.

Ученые считают, что, прежде чем текст Евангелия от Иоанна стал известен в маленьком провинциальном городе на Ниле, прошло сравнительно много времени, необходимого для того, чтобы в египетском захолустье появились христиане.

Благодаря этим находкам современные новозаветные евангельские тексты стали восприниматься как соответствующие оригиналам трудов апостолов — учеников и спутников Иисуса.

Рис. Евангелие от Иоанна 18:31-33 (125-130 гг. н. э.)

Огромнейшее значение для истории религии имеет находка в 1947 г. на берегу Мертвого моря вблизи Кумрана древних свитков, содержащих ветхозаветные библейские и другие тексты. Рукописи книг Ветхого Завета здесь были найдены в большом количестве, а некоторые переписаны десятки раз. Так было доказано, что древние тексты первой части Библии очень близки к ее современному синодальному переводу.

Рис. Свиток книги Исаия 6:7-7:15 из Кумранских рукописей

А благодаря остальным текстам, найденным в Кумране, ученые получили дополнительные сведения о религиозной жизни еврейского общества c сер. II в. до н. э. до конца 60-х гг. I в. н. э. Полученные данные подтвердили достоверность многих реалий жизни евреев, описанных в Новом Завете.

Предполагается, что кумраниты спрятали свои свитки в пещеры, желая уберечь их от уничтожения в ходе подавления римлянами иудейского восстания. Известно, что поселения на берегу Мертвого моря были разрушены в 68 г. н. э.

Таким образом, в свете обнаружения небиблейских рукописей Кумрана очень сомнительной становится версия о более позднем написании текстов Нового Завета из-за отсутствия в них эллинистического влияния. И, наоборот, все убедительней выглядит предположение о возможности написания всех Евангелий до 70 г. н. э.

, а всех книг Нового Завета — к 85 г. н. э. (помимо «Откровения», которое датируется самым концом I в. н. э.).

Рис. Одна из пещер недалеко от Мертвого моря, в которых были найдены Кумранские свитки

Кроме этого, археологи опровергли мнение мифологической школы о том, что Евангелия писали люди, не знающие палестинской географии, обычаев и прочих культурных особенностей этой страны. Например, раскопки немецкого ученого Э.

Зеллина (1867–1946) подтвердили близость Сихаря от колодца Иакова, как об этом говорится в Евангелии от Иоанна (4:5). Точность описания казни Иисуса подтверждает найденное в 1968 г. на севере от Иерусалима захоронение распятого человека — Ехоханана (Иоанна), сына Каггола, умершего примерно в то же время, что и Христос.

Также детально соответствуют археологическим данным евангельские описания иудейских похоронных обрядов и гробниц.

Среди находок 1990 г. в Иерусалиме в так называемом Доме правления примечателен ассуарий (сосуд для хранения останков умершего). На нем имеется надпись, сделанная в I в. н. э. по-арамейски: «Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого Каиафы — иерусалимского первосвященника, который, согласно Евангелию, осудил Иисуса и преследовал первых христиан.

Найденные археологами надписи показывают, что все имена, упоминаемые в Новом Завете, являются обычными для той эпохи. Мнение тех, кто считал Понтия Пилата не реальным лицом, а символом созвездия Орион, опровергает надпись на камне, обнаруженная в 1961 г.

в римском театре в Кесарии. В ней Пилат именуется «префектом Иудеи», а не прокуратором, как его преемники после 54 г. Именно префектом назван Пилат в Евангелиях и Деяниях Апостолов.

Этот пример показывает, что авторы Нового Завета хорошо знали и помнили особенности запечатленной ими истории.

Рис. Кесарийская надпись Понтия Пилата – префекта Рима в Иудее. I в. н. э.

Из «внешних» нехристианских письменных источников, упоминающих о Христе, следует назвать два отрывка из «Иудейских древностей» — сочинений иудейско-римского историка Иосифа Флавия (37 – после 100). В XIX в. ученые считали тексты, в которых упоминается об Иисусе, искусной подделкой церкви — добавлением желаемого текста к реальному.

Дело в том, что в имевшихся на тот период времени переписанных рукописях Флавия об Иисусе говорится как о Мессии, что, конечно же, не мог написать иудей, не принявший христианство. Однако в 1971 г. была опубликована «Всемирная история», написанная по-арабски в Х в. христианским епископом Агапием. Как считают ученые, в этом труде содержится подлинный текст Флавия, не искаженный христианскими переписчиками.

В нем о воскресении Иисуса и его мессианской роли говорится не как о факте, а как о рассказах Его учеников:

«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса».

Второе упоминание об Иисусе приведено в «Древностях» в связи с осуждением на казнь Иакова. Об этом Иакове говорится в Евангелиях и Посланиях Павла (Мф. 13:55; Мк. 6:3; Деян. 12:17; 1 Кор. 15:7; Гал. 1:19, 2:9), которого обычно считают двоюродным братом Иисуса:

«Анан (первосвященник, сын Анны, участвовавшего в суде над Иисусом Христом) почитал для себя благоприятным случай, когда Фест (римский прокуратор в Иудее), а Альбин (преемник Феста) находился еще в дороге, созвал собрание судей и, представив на судилище Иакова, брата того Иисуса, Который именовался Христом, с некоторыми другими и сделав на них обвинение в нарушении закона, предал их всех на побиение камнями».

Упоминания о христианах и Христе имеются в сочинениях римских авторов начала II в: в «Жизни двенадцати Цезарей» Светония (70-140) говорится о преследовании христиан в 64 г. во время правления Нерона; в «Письмах» Плиния Младшего, адресованных императору Траяну, содержится упоминание о многочисленных группах христиан в Малой Азии — в послании, датированном примерно 113 г., Плиний просит у Траяна совета, как поступать с ними; говорится о христианах и в «Анналах» Тацита (58-117).

Упоминает об Иисусе и Талмуд. Талмуд — это «» на Ветхий Завет, авторитетный источник «мудрости» для иудеев. Известно, что значительная часть евреев не признала Иисуса из Назарета за долгожданного Христа.

Поэтому, теоретически, в их интересах было вообще умолчать факт Его существования. Ведь Иисус навсегда разделил еврейский народ на тех, кто так и остался ждать Миссию, и тех, кто узнал Его в Иисусе. Между тем в Талмуде упоминается Иисус и Его учение.

Так, в трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится:

«В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжение сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

Источник: https://apologetica.ru/staty4-1.html

Господь наш Иисус Христос Царь Вселенной

Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Дан 7, 13-14; Пс 93(92), 1ab.1c-2.5 (Пр.: 1a); Откр 1, 5-8; Ин 18, 33b-37

             Нетрудно заметить, что современная культура превратилась в «культуру власти», и что нынешнее общество формируется не вокруг философов и богословов, а вокруг банкиров, промышленников и пролетариев, т.е. вокруг власти, которую следует вначале приобрести, завоевать, а затем сохранить и приумножить.

От «культуры истины, культуры познания» человечество перешло к «культуре действия»; в наши дни «знать» означает «уметь действовать».

Согласно мнению Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger), в настоящее время главенствующую позицию занимает не «рассуждение», ищущее смысла понятий, а «расчет», учитывающий только то, что подлежит реализации, и рассматривающий все действия с точки зрения власти, которую можно таким образом приобрести. В подобном мышлении коренится современная критика веры.

Веру обвиняют в том, что она «невыгодна», бесполезна, поскольку не приносит ни увеличения богатства, ни возрастания власти, ни прироста плодов человеческой деятельности. Веру критикуют за то, что она порождает духовных «рабов», людей подчиненных и вследствие этого «отчужденных от мира». В социальной сфере веру упрекают в том, что она не дает людям силы, власти и не делает их «господами».

В сфере техники и технологий полагают, что вера не способствует техническому прогрессу и мешает властям использовать технологические достижения так, как им бы хотелось. В области политики веру обвиняют в слабости, поскольку она препятствует или затрудняет господство над другими. Однако вера содействует лишь культуре «истины», а не культуре «власти». Иначе говоря, вера служит лишь власти, которая подчиняется Истине.

Сын Человеческий

        Пророк Даниил видит Сына Человеческого как символ Божьего народа. «Сын Человеческий» символизирует верный народ, которому были переданы «власть и царство», «владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет».

Речь не идет о власти и царстве, которые Божий народ завоюет с оружием в руках или получит благодаря политической деятельности. Напротив, в Божием народе будет действовать Божия «власть». Власть, данная величественным Старцем, олицетворяющим Бога.

Поэтому речь идет не о надеждах, возлагаемых на новое царство Давида, а о торжестве общества, в котором будет править Бог, и будет процветать Его власть.

         В Книге пророка Даниила, Сын Человеческий символизирует общину верующих, признавшую Божию власть единственной законной «властью» — в противовес мирской власти, олицетворяемой устрашающими образами зверей как символами «власти» государств, основанных людьми. Власть без Бога неминуемо становится «зверской», дикой, бесчеловечной. Напротив, «власть», исходящая от Бога, создает народ «сына человеческого», т. е. человечное, гуманное общество.

         Эти два типа общества присутствуют в мире одновременно. Первый тип представляет общество, которое люди желают создать собственными силами, и чья власть всегда будет в определенной мере эгоистической и эксплуататорской. Второй тип представляет общество, которое Бог желает создать Своей освобождающей властью, противостоящей преисполненным насилия человеческим проектам. Божия власть – это не обычная смена господина и новая форма рабства.

Бог продемонстрировал это на примере освобождения Своего народа из египетского порабощения. Он дал народу Закон, согласно которому все должны были жить как братья, Он провозгласил Себя Пастырем и Царем Израилевым, устанавливающим право и справедливость ради людей.

Вся история спасения свидетельствует, что Божие «Царствие» не угнетает, не порабощает, не унижает человека, а напротив, освобождает его, возвеличивает и возвращает ему потерянную радость свободной жизни во всеобщем братстве.

Царственный народ

          Церковь – это Божий народ, верующий в «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Поэтому христиане знают, что их Царь — Иисус Христос.

Но в каком смысле Иисус является Царем? Откровение объясняет это следующими словами: «Он возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровию Своею и соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». Следовательно, Царствие Иисуса означает полноту безоговорочной любви вплоть до самопожертвования, избавление от грехов и посвящение себя Богу-Отцу.

Согласно пророку Даниилу, Иисус совершенным способом воплотил образ Сына Человеческого, как Он Сам говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45).

           Иисус обладает универсальной властью, распространяющейся от начала и до самого конца: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, был и грядет, Вседержитель». Ничто не может вырваться из-под Его всемогущей власти. Даже смерть не в состоянии противиться Ему, ибо Он ее победил, и недаром зовут Его «Первенцем воскресшим из мертвых», т. е. первым из воскресших.

И хотя в глазах «тех, кто Его пронзили» Он выглядел побежденным, Его смерть на самом деле не была слабостью, не означала Его конец. Он осуществил Свое «служение» вплоть до «крестной смерти», поскольку «служить ради любви» – единственная сила, способная победить даже смерть.

Царствие Иисуса строят люди, чьи поступки подобны Его поступкам, люди, готовые любить, жертвовать своей жизнью ради других, отказаться от власти насилия и уверовать в силу любви.

„Я есмь Царь“

         Встреча Иисуса с Пилатом представляет собой противоборство двух различных представлений о царской власти, о том, каким образом  ее следует понимать и осуществлять. Иисус не поддерживал  взгляды зилотов, руководимых идеей политического мессианизма.

Он отвергает их стремления противостоять политической власти, с оружием в руках, с целью создания независимого государства и установлением теократии.  Иисус не собирался становиться главой государства. Не поддержал Он и саддукеев, сотрудничавших с римскими властями.

Так на чьей стороне был Иисус: с римлянами или против них? Так выглядит типичная альтернатива людей, рассуждающих исключительно в рамках «власти». Однако Иисус отказывается от применения подобной логики.

         Пилат – типичный представитель политической власти, которого ничего, кроме этой власти, не заботит. Он не Иудей и не интересуется религиозными вопросами иудеев («Разве я Иудей?»). Пилат не хочет нести ответственость за казнь Иисуса: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне». Его беспокоит лишь одно: чтобы дело Иисуса касалось исключительно иудеев и не расшатывало политическую власть римлян в Палестине.

Пилат требует, чтобы Иисус подтвердил его мысли. Итак – является ли Иисус царем иудейским? Иисус отвечает: «Царство Мое не от мира сего». Об этом свидетельствует и то, что Иисус не применил вооруженной силы, чтобы сопротивляться иудейским первосвященникам, когда те пришли Его арестовывать. Иисус непохож на прочих царей и не конкурирует с ними. Он не собирается основывать новое государство.

У Него даже нет армии, которая бы защищала и поддерживала Его.

         Пилат не в силах это понять. Как может кто-либо провозглашать себя царем, не имея ни военной поддержки, ни претензий к власти, ни желания основать государство и управлять им? Что это за такое особое царство?  Поэтому Пилат спрашивает: «И все-таки Ты — царь?»

         Иисус овечает, что Его царствие основывается не на применении вооруженной силы, не на господстве, а на свидетельстве Истины. Иисусу нужна не «власть», а «истина». Однако истина, которую провозглашает Иисус, не является средством правления. Иисус не пользуется истиной в Своих целях, а дает свидетельство о ней другим.

«Государи» и «деятели» пользуются своей сомнительной «истиной», чтобы оправдать свою власть, в то время как Иисус становится на службу «истине» — откровению Божественной любви. Пилат не знает, что такое «истина», поскольку ему ведомы и понятны только идеологии, т. е. мнимые истины, используемые для поддержания власти.

Поэтому он с иронией спрашивает Иисуса: «Что есть истина?»

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

Источник: https://www.catedra.ru/our-lord-jesus-christ-king-of-universe

Кто такой Иисус Христос? | Христианская миссия «Новая жизнь»

Что вам приходит на ум, когда вы слышите имя Иисус — икона в церкви, мем «дружище Иисус» или Иисусова молитва?

Иисус Христос. Летоисчисление ведется от Его рождения, миллиарды людей составляют Его церковь. Он является центральной фигурой всей истории человечества. Но почему так? Почему к Нему такое особенное отношение?

Как благодаря Христу я могу узнать Бога лично?

В наш век информатизации найти достаточно фактов о личности Иисуса Христа и Его делах не составляет особого труда. Но что, если бы у вас было всего семь минут на это?  Какие значимые факты о Христе стоило бы выделить?

Вот список из семи фактов о Христе, которые, по нашему мнению, стоит знать:

  1. Иисус есть Бог
  2. Иисус есть человек
  3. Иисус — друг грешников
  4. Иисус умер на кресте ради вас
  5. Иисус воскрес! Воистину воскрес!
  6. Иисус — единственный путь к Богу
  7. Иисус снова грядет

1. Иисус есть Бог

Согласно Библии самый важный факт об Иисусе заключается в том, что Он является Сыном Божьим — Он и есть Сам Бог.

Люди, жившие во времена Иисуса, знали, что Он называл Себя Богом. Но они не верили Ему. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Евангелие от Иоанна 5:18).

Слышали ли вы такой термин «Троица»? Библия описывает единого Бога, как вечно существующего, состоящего из равноценных и объединенных личностей или ипостасей. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Согласно Библии Иисус является второй личностью Троицы — Богом Сыном.

И 2000 лет назад Сын Божий сделал что-то неожиданное для всех.

Существует ли Бог?

2. Иисус есть человек

Вы когда-нибудь задумывались, в чем суть праздника Рождества? В этот день христиане празднуют чудо «Воплощения». Это слово обозначает, что Бог стал человеком, воплотился. Библия рассказывает о том, как молодой деве из города Назарета явился ангел. «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Евангелие от Луки 1:31-32). Но Мария, дева, не понимала, как именно произойдет зачатие ребенка. На что ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки 1:35). Девять месяцев спустя у Марии родился ребенок.

Она положила Его в кормушку для животных и назвала Иисусом. Она кормила Его, меняла Ему пеленки и пела колыбельные. В Новом Завете Иисус описывается как одновременно и Бог, и человек. В течение Своей жизни Иисус, согласно Библии, рос и учился. Он был искушаем грехом так же как и мы. И Он постоянно называл Себя Сыном Человеческим.

Но зачем Богу было становиться человеком?

Христианское вероучение основано на Библии. Стоит ли доверять ей?

3. Иисус — друг грешников

Сын Божий родился в этот мир с миссией спасения. Когда Адам и Ева восстали против Бога, грех стал частью человеческой природы. Эта духовная болезнь передается из поколения в поколение. Тем не менее, Бог хочет спасти людей от наказания за грех — вечной смерти. Он любит нас и хочет дать нам вечную жизнь.

Самоправедные религиозные лидеры, жившие во времена Иисуса, критиковали Его за то, что Тот ел с «грешниками». В те времена совместная трапеза была знаком дружбы. Иисус ни коим образом не одобрял грех тех, с кем ел.

И после одного из таких ужинов Он объяснил Свой мотив так: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Евангелие от Луки 19:10).

Но даже близкие к Иисусу люди не могли представить, насколько далеко был готов зайти Иисус ради спасения созданных Им людей.

Секс и Библия: Что говорит Бог о сексе?

4. Иисус умер на кресте ради вас

На следующий день после того, как Иисус разделил пасхальную трапезу с учениками, Он взошел на холм неподалеку от Иерусалима. Его тело было покрыто кровью и синяками из-за многочисленных ударов плетью. На том холме солдаты пронзили руки и ноги Христа, пригвоздив Его к римскому кресту.

Иисуса распяли по двум причинам. Во-первых, иудейские религиозные лидеры завидовали Ему. Во-вторых, Пилат боялся беспорядков. Но все это было частью плана Иисуса. В Библии записано потрясающее заявление Христа о Своей жизни: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Евангелие от Иоанна 10:18).

В духовном смысле Иисус пожертвовал Своей жизнью, чтобы поставить мат нашим врагам: Сатане, греху и смерти.

Несмотря на всевозможные искушения, Он ни разу не поддался им. Он не унаследовал греховную природу от Своего земного отца.

 Совершенная невиновность Иисуса позволила Ему умереть той смертью, которую заслуживаем мы.

К трем часам дня тело Иисуса не могло больше бороться. К тому моменту Он провисел на этом орудии казни уже шесть часов. Он вскрикнул и испустил дух. Бог Отец излил весь Свой гнев за грех на Своего Сына.

Тело Иисуса сняли с креста, обернули в ткань и похоронили в гробнице. Ко входу привалили огромный камень.

5. Иисус воскрес! Воистину воскрес!

Иисус ходил по воде. Он исцелял больных, давал прозрение слепым, умножал пищу. Он даже воскрешал мертвых. Но величайшим чудом стало то, что Он Сам воскрес из мертвых. Вы когда-нибудь задумывались о сути праздника Пасхи? В этот день христиане празднуют чудо Воскресения Христа. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее.

Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Евангелие от Иоанна 10:17-18). Вот почему христиане говорят об Иисусе в настоящем времени. Мы говорим, что Иисус есть друг грешников, а не был им, потому что Иисус живой!

После воскресения Христа из мертвых, Он провел 40 дней, наставляя Своих учеников. Затем Он покинул Землю, оставив с нами Святого Духа.

Именно Святой Дух должен был помочь ученикам не забыть важные истины.

6. Иисус — единственный путь к Богу

За ночь до Своего распятия Иисус сказал Своим ученикам что-то очень важное: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6).

Уже после того, как Иисус оставил Землю, апостола Петра схватили иудейские религиозные власти. В Библии рассказывается о том, как третья личность Троицы обратилась к присутствующим через Петра. Он вновь повторил важные истины об Иисусе:

«Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния св. Апостолов 4:8-12).

Библия ясно говорит о том, что Иисус не просто пророк или учитель. Иисус прямо заявляет, что Он — наша единственная надежда. Но, когда Он снова придет, Он придет ради суда.

7. Иисус снова грядет

В Новом Завете можно найти 318 ссылок на Второго Пришествия Христа. В среднем, упоминание об этом событии присутствует в каждом тринадцатом стихе.

Вот один из примеров.

Приблизительно через 62 года после вознесения Иисуса на небо, Он явился апостолу Иоанну в видении. Само это видение составляет собой последнюю книгу Библии Откровение Иоанна Богослова.

В конце данного видения Иисус провозглашает: «Гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение Иоанна Богослова 22:12).

Возможно, вы спросите: «Что имел в виду Иисус Христос, говоря, что он грядет скоро?» Апостол Петр дает нам подсказку:

«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (Второе послание Петра 3:8-9).

Иисус грядет, чтобы судить мир и грешников. Он жаждет правосудия. Но Он дает нам время. Почему? Он дает время, чтобы вы осознали, что грешны, и отвернулись от греха. Он очень хочет даровать вам прощение. Иисус — самая удивительная, креативная и интересная личность во всей Вселенной.

Он хочет, чтобы вы знали Его лично и жили с Ним вечно.

Помните — вы не одни!

Если у вас появились вопросы или вы хотите поделиться чем-то, что вас беспокоит, просто заполните эту форму. Мы свяжемся с вами, чтобы выслушать и поддержать. Все вопросы и разговоры полностью конфиденциальны.

Enable javascript in your browser if this form does not load.

Источник: https://www.newliferussia.ru/ru/faith/jesus.html

Иисус христос

[греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном Божиим (υἱὸς Θεοῦ), Сыном Человеческим (υἱὸς ἀνθρώπου), Агнцем (ἀμνός, ἀρνίον), Господом (Κύριος), Отроком Божиим (παῖς Θεοῦ), Сыном Давидовым (υἱὸς Δαυίδ), Спасителем (Σωτήρ) и др.

Источники

Нерукотворный образ Спасителя. Икона. Кон. XIV в. (ГММК)
Нерукотворный образ Спасителя. Икона. Кон. XIV в. (ГММК)К письменным свидетельствам о жизни и проповеди И. Х. относятся: канонические Евангелия; отдельные изречения И. Х., не вошедшие в канонические Евангелия, но сохранившиеся в др.

новозаветных книгах, а также за рамками новозаветного канона — в сочинениях древнехристианских писателей. Кроме этого, в совр. лит-ре, посвященной реконструкции земной жизни и проповеди Спасителя, нередко привлекаются в качестве источников упоминания об И. Х.

в текстах гностического и нехристианского происхождения.

Оценка достоверности этих текстов как источников сведений о жизни и учении И. Х., возможность привлечения в этом качестве неканонических свидетельств, в особенности происходящих из еретической или нехрист. лит-ры, а также методы их исследования и интерпретации являются предметом продолжительной дискуссии, в ходе к-рой эти вопросы рассматриваются как с т. зр. христ. богословия, так и с позиций исторической науки и философии.

Канонические Евангелия

Главным свидетельством о земной жизни и учении И. Х. являются канонические Евангелия — Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Признав авторитетность этих текстов и включив их в канон НЗ, древняя Церковь тем самым признала их апостольское происхождение и соответствие устному преданию о жизни и учении Спасителя.

Еще в процессе формирования новозаветного канона восприятие Церковью 4 Евангелий как свидетельств о жизни и учении И. Х. было связано с необходимостью противостояния критике, высказываемой в адрес этих текстов как вне Церкви, так и внутри нее.

При этом одним из ключевых аргументов, используемых противниками канонических Евангелий, было указание на ряд различий в повествованиях евангелистов, препятствующих, по мнению критиков, признанию их непротиворечивости друг другу и, следов., истинности.

Ответом церковных писателей стали многочисленные попытки доказать единство Евангелий путем указания на мнимый характер различий между ними (см. ст. Гармонизация евангельская). С XVIII в. в европейской библеистике различия между Евангелиями стали рассматриваться с др.

позиций, а именно как одно из следствий процесса формирования их окончательного текста на основе разного рода источников, в результате чего вопрос исторической достоверности стал формулироваться уже не в отношении самих Евангелий, а в отношении вошедших в них гипотетических текстов и устных преданий (см. в ст. Евангелие разделы «Происхождение и источники Евангелий» и «Евангелие как исторический источник»).

Кн. Деяния св. апостолов и апостольские Послания

Источник: http://www.pravenc.ru/text/293939.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году родился Иисус
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию