Сколько куполов на храме Спаса на крови

На фасаде Спаса на крови в Петербурге в 2015 году вновь появятся строительные леса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 октября. /Корр. ТАСС Юлия Андреева, Екатерина Калинина/. Новые реставрационные работы начнутся в 2015 году на фасаде знаменитого храма «Спас на крови» (храма Воскресения Христова), воздвигнутого на месте гибели императора Александра II на набережной канала Грибоедова.

Собору требуется реставрация облицовочного кирпича и мраморовидного известняка, сообщила заместитель директора музея Четырех соборов Валентина Зеленченко журналистам в среду. На реставрацию фасада, по ее словам, требуется 300 млн рублей.

Смета уже составлена и направлена для включения в бюджетную программу города на 2015 год.

Для выполнения этих работ на стенах храма снова смонтируют реставрационные леса, что напомнит петербуржцам об облике Спаса на крови, который огорчал жителей города в течение многих десятилетий в ХХ веке.

Сколько продлится реставрация на этот раз, зависит от финансирования, сказала Валентина Зеленченко.

Внутри тоже реставрируют

В планах 2015 года и продолжение реставрации внутреннего убранства храма. Предстоит воссоздать шесть эмалевых складней иконостаса. Это иконы на медной основе, покрытые ювелирной эмалью. Стоимость работ — 13,5 млн рублей.

По словам Зеленченко, музей рассчитывает в ближайшие годы приступить к воссозданию трех крестов на иконостасе. Эти уникальные изделия из горного хрусталя с алмазной огранкой были сняты и уничтожены в 1920-х годах.

Для проведения этих работ уже закуплен горный хрусталь, но из-за сложностей с финансированием они не включены в план 2015 года.

Еще один крупный реставрационный проект в храме — реставрация Сени, установленной непосредственно над местом покушения на царя. К середине декабря планируется снять леса с Сени и приступить к реставрации утраченных элементов шатра, разрушенных в 30 гг.

О сооружении

Спас на крови — совместная работа архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Величественное творение церковной архитектуры построено в псевдорусском стиле в начале ХХ века на месте смертельного ранения императора-реформатора Александра Второго.

Собор был освящен в 1907 году. В 1930 году храм закрыли и позже предлагали взорвать, но эта идея, к счастью, не осуществилась. В годы блокады в главный купол попал снаряд, но чудом не взорвался. Вновь храм пытались уничтожить в 1953 году, но и эти планы потерпели крах.

Ленинград, 1991 год. Спас на Крови еще в лесах

Архив ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский

В последующие годы он использовался как склад и картофелехранилище. Реставрация собора началась в 1970 году после передачи его музею. Однако работы затянулись на много лет, и «Спас на крови» в строительных лесах превратился в привычный элемент городского пейзажа, а его «освобождение» стало символом несбыточной мечты ленинградцев.

Этот сюжет прочно утвердился в городском фольклоре, нашел отражение в творчестве поэтов и бардов — Александр Розенбаум упомянул о нем в одной из своих песен. В 1980-е годы горожане даже придумали шутку, что «когда снимут леса со «Спаса на крови», кончится советская власть».

Эта «примета» оказалась верной: реставрация храма завершилась уже в 1990-е годы.

В настоящее время храма Воскресения Христова входит в комплекс музея Четырех соборов. Ежедневно в высокий сезон Спас на крови посещают до 8 тыс. туристов, в низкий — около 3 тыс. Реставрационные работы проводятся в нем по мере необходимости и при наличии финансирования.

Один из последних реставрационных проектов был закончен в декабре 2013 года. Тогда были воссозданы 12 мозаичных икон Афонских святых на фланкировочных столбиках иконостаса.

За проведение этих работ с применением так называемой «тянутой» смальты разных профилей и конфигурации мастер Игорь Лавриненко был удостоен международной премии на Европейской выставке в Лейпциге.

Источник: https://tass.ru/spb-news/1510169

Храм спаса на крови расписание богослужений

Одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга является яркий, словно марципановый домик, храмСпаса на Крови (храм Воскресенья Христова).

Храм был построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II.

Сперва на месте гибели Александра II была сооружена деревянная часовня. Строительство самого храма Спаса на Крови началось в 1883 году и длилось долгих 24 года. Строительство завершилось в 1907 году.

Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге

Даже после революции храм Спаса на Крови продолжал действовать, пока в 1930 году не был закрыт. Его собирались разрушить, но тут грянула война и про храм благополучно забыли. Во время блокады Ленинграда в нем располагался морг, позже – овоще база и склад декораций театра.

В 1970-х годах здание храма Спаса на Крови, которое пришло в совсем аварийное состояние, было преобразовано в музей – филиал еще одной достопримечательности Петербурга – Исаакиевского собора. Начались восстановительные работы, которые продолжались до 1997 года.

Высота самого высокого купала храма – 81 м (год, в котором погиб император), высота среднего купола – 63 м.

Живопись, которой обычно расписывают храмы, в условиях климата Петербурга быстро портится, поэтому храм Спаса-на Крови решили отделывать мозаикой как снаружи, так и внутри. Сейчас в храме представлены крупнейшее собрание мозаики – более 7000 кв.м.!

Храм Спаса на Крови стоит прямо на канале Грибоедова, как бы врезаясь в него. При строительстве здания использовали не сваи, а бетонное основание.

Храм Спаса на Крови стоит прямо на канале Грибоедова, как бы врезаясь в него

Храм был электрифицирован еще при строительстве – здесь 1689 лампочек.

Сейчас в храме Спаса на Крови расположен музей и несколько раз в неделю проходят богослужения.

Храм Спаса на Крови, как добраться

Храм Спаса на Крови (Храм Воскресения Христова) расположен на набережной канала Грибоедова 2А в Санкт-Петербурге. Ближайшее метро: Невский проспект, выход к каналу Грибоедова, направо.

Храм Спаса на Крови, режим роботы и стоимость посещения

Храм Спаса на Крови открыт для посещения с 10:30 до 18:00, выходной день – среда, с 1 мая по 30 сентября возможно вечернее поседение с 18:00 до 22:30.

Стоимость посещения – 250 рублей, для пенсионеров и молодежи до 18 лет – 50 рублей. В стоимость входит экскурсионное обслуживание.

По воскресеньем, а иногда и по субботам, в 7:30 утра, в храме проводят богослужения. Более точное расписание богослужений в храме Спаса на Крови можно посмотреть здесь.

Если вы ищите отель в Санкт-Петербурге, советую воспользоваться формой поиска ниже. Просто введите нужные вам даты, систем найдет доступные отели по нескольким системам бронирования. Вам останется только выбрать, где забронировать отель

Новости храма

  • Семейный клуб Храма на Крови разработал новый социальный проект 19.09.2020

Источник: https://kolomna-school10.ru/religija/hrami/hram-spasa-na-krovi-raspisanie-bogosl/

Спас-на-Крови – величественный храм-памятник

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
Строительство: 1883 — 1907 годы
Архитектор: Альфред Александрович Парланд
Координаты: 59°56'24.1″N 30°19'43.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Цареубийство

История строительства

Судьба собора в XX веке

Архитектурные особенности

Внутреннее убранство

Полезная информация для туристов

Как добраться

Храм Спаса на Крови на карте

 

Рядом с зеленым Михайловским садом, возле канала Грибоедова находится один из примечательных памятников отечественной архитектуры. Необычный храм-музей появился в конце XIX века по воле российского царя Александра III. В питерский собор приходит много туристов. Их привлекают многоцветный декор фасадов и красивые мозаики, которые украшают интерьеры храма.

Общий вид храма Спаса на Крови

Цареубийство

Покушение на императора произошло 1 марта 1881 года. Днем царский кортеж проезжал из Михайловского дворца по набережной Екатерининского канала. Народоволец Николай Рысаков бросил под ноги лошадям бомбу, раздался сильный взрыв, но царь не пострадал.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Софийский собор

Когда он вышел из кареты и подошел к раненому казаку, еще один нападающий Игнатий Гриневицкий метнул другую бомбу. Второй взрыв смертельно ранил императора. Государь умер в тот же день в апартаментах Зимнего дворца. Через две недели тело царя погребли в Петропавловском соборе.

Вид храма Спаса на Крови с набережной канала Грибоедова

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет.

Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор.

По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год.

Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество.

В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Судьба собора в XX веке

С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.

К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.

Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.

Вид на соборные купола

В ходе работ строители обнаружили неразорвавшуюся немецкую авиабомбу, которая застряла в своде. Пришлось вызывать саперов, чтобы они избавили людей от смертельной опасности. Жители города и туристы смогли увидеть великолепный собор через 90 лет после освящения — в 1997 году.

Архитектурные особенности

Спас-на-крови выделяется среди соборов и храмов Санкт-Петербурга. Высокий трехапсидный храм — архитектурная доминанта исторической части города. Он поднимается над набережной на 81 м. Это число означает год гибели царя.

Питерская церковь чем-то похожа на знаменитый Покровский собор, который украшает Красную площадь в Москве. Несмотря на то, что собор посвящен трагическому событию, выглядит он очень празднично, поражая всех яркостью и пестротой отделки. В Санкт-Петербурге бывает много дождливых дней, но даже в непогоду оригинальный храм смотрится нарядно и торжественно.

Вид на храм Спаса на Крови со стороны Михайловского сада

Здание вытянуто с востока на запад перпендикулярно линии канала и имеет ассиметричную форму. К четверику примыкают три абсиды, над которыми возвышаются позолоченные главки. С запада красуется высокая двухъярусная колокольня. Вся постройка декорирована кирпичным узорочьем, которым славятся русские храмы XVII века.

Массивный цоколь облицован сердобольским гранитом, а в нишах находятся 25 досок из темно-красного гранита, на которых записаны главные реформы царя Александра II. Это преобразования в государственном устройстве, которые император провел с 1855 по 1881 годы.

На фасадах размещены разноцветные мозаичные композиции – распятие, пояски, наличники и кокошники площадью 400 кв. м. Одно из главных украшений – выложенные мозаикой гербы российских губерний, уездов и городов. Они смотрятся очень эффектно и привлекают внимание к наружной отделке. Высокий восьмигранный шатер окружают четыре луковичные купола, покрытые цветной черепицей, медью и смальтой.

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. у она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.

Своды собора

Полезная информация для туристов

В наши дни храм входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Он открыт в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. С конца апреля по конец сентября по собору проводят вечерние экскурсии с 18:00 до 22:30.

Детей до 7 лет пускают бесплатно. Билеты для взрослых стоят 350 рублей. Для детей от 7 до 18 лет, студентов и пенсионеров — 100 рублей. Тематические экскурсии о мозаиках и наружном убранстве собора проводят за 400 рублей. Посетители могут доплатить 200 рублей и воспользоваться аудиогидом на русском, английском и других языках.

Престол собора освящен в честь Воскресения Христова. С 2004 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы, и на них собирается много верующих. Чтобы не оказаться в плотной толпе туристов и иметь возможность полюбоваться мозаиками без спешки, лучше приходить к открытию.

Внутренний интерьер храма Спаса на Крови

Как добраться

Собор стоит в центральной части города, и до него легко дойти пешком от станции метро «Невский проспект». Выйдите к каналу Грибоедова и пройдите 500 м до храма.

достопримечательности

← СОБОРЫ И ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Казань Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/1034-khram-spasa-na-krovi-istoriya-opisanie-foto

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Ин. название: англ. Church of the Savior on Blood

  • 02 августа 2018
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечки в храме

Храм Воскресения Христова, более известный под названием Храм Спаса на Крови — православный собор, построенный в Санкт-Петербурге на месте убийства царя Александра II.

В настоящее время это действующий храм (проводятся отдельные богослужения) и одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

История

1 марта 1881 году император  Александр II был смертельно ранен в результате нападения революционеров-народовольцев. Место ранения на набережной Екатерининского канала сразу приобрело особое, святое значение, и было огорожено в тот же вечер.

Уже на следующий день депутаты городской Думы обратились к императору Александру III с просьбой увековечить память отца строительством церкви или часовни. Император провозгласил решение возвести на месте гибели Александра II храм-памятник. На время его строительства была поставлена временная часовня.

В том же, 1881 году, был объявлен конкурс на лучший проект храма. Победителем стал русский архитектор Альфред Парланд. Строительство собора по его проекту было завершено в 1907 г.

В годы советской власти с 1930 года храм использовался властями как склад, что нанесло серьезный ущерб его декоративному убранству. В 1970 году решено провести реставрацию Спаса на Крови и сделать его филиалом музея «Исаакиевский собор». С 1997 года после завершения реставрации собор вновь открыт для посетителей.

Храм Воскресения Христова — уникальный памятник русского мозаичного искусства. Разноцветные мозаики и мозаичные панно покрывают полностью стены, своды и купола храма. В нем представлено самое большое в Европе собрание мозаики общей площадью 7050 квадратных метров.

Панно выполнены по рисункам Васнецова, Нестерова и других русских художников. В мозаичной технике также созданы иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», украшающие иконостас.

В западной части храма есть место, на котором было совершено трагическое покушение на царя Александра II. Под сенью (покровом) над местом гибели хранятся части мостовой и ограждения, на которые упал истекающий кровью император.

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Можно также взять в аренду аудиогид за 200 рублей. Цены приведены по состоянию на февраль 2017 года.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Входные билеты можно приобрести заранее через сайт музея. В день посещения распечатанные ваучеры необходимо обменять на билеты в кассе №1 Музея Спас на Крови или в терминалах по продаже билетов, расположенных рядом с павильонами касс. Это избавит Вас от необходимости стоять в очереди в кассу. Льготные билеты через интернет не продаются!

Как добраться до храма Спас на Крови

Добраться до храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге можно на метро, ближайшая станция — «Невский проспект». Выход — на канал Грибоедова.

Также в этом направлении следуют маршруты автобусов №3, 7, 22, 27, троллейбусов №1, 5, 7, 10, 11, 22.

Храм Спаса на Крови входит в маршрут двухэтажного экскурсионного автобуса Hop on Hop off, на котором за полтора часа можно увидеть все основные достопримечательности города.

Источник: https://byvali.ru/russia/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti/hram-spasa-na-krovi

Внешний декор храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Храм Воскресения Христова на Крови, прозванный в народе Спас-на-Крови, является одним из известнейших храмов Северной столицы. Представить город без этого архитектурного творения сегодня невозможно, но после его возведения на городские власти обрушился шквал критики и просьб снести «безвкусную» постройку. Уж очень он не вписывался в строгий архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга. Лишь после Великой Отечественной войны угроза сноса храма миновала.

Каменный цветок

Спас-на-Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Он похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этой церкви вызывает восхищение и улыбку.

Этот радужный храм был возведен на месте одного из самых трагичных событий в истории России – на месте убийства императора Александра Второго. Престолонаследник Александр Третий пожелал возвести на месте убийства храм, который стал бы символом покаяния. Он пожелал, чтобы храм был выстроен в «русском стиле». Победителем архитектурного конкурса стал проект архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора Альфреда Парланда.

Строительство храма шло с 1883 по 1907 годы. Парланд изначально хотел придать храму присущую русскому стилю самобытность. Он изучал знаменитые церковные постройки Москвы и Ярославля, возведенные в семнадцатом веке. В итоге получился храм с обилием ярких декоративных элементов.

Благородный фасад

Облик самого здания довольно импозантный благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «питерских» тонах.

Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.

Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несет сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.
То, что храм — памятник российскому самодержавию подчеркивают такие элементы, как увенчанный короной крест и двуглавые орлы.

Мозаичное оформление

Спас-на-Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые при строительстве храма так широко применяли мозаику при оформлении фасадов, их площадь более 400 квадратных метров.

К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.

В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора.

В небольших квадратных нишах с трех сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору.

Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю»

Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.

Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.

Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.

Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется балкон в церкви

Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни. Они украшены мозаичными картинами, созданным по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передает муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.

Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у последнего макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.

Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображен в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.

Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд.
Все мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, давая всем живущим надежду на спасение.

Летопись правления

В 1905 году во впадинах цоколя были установлены пластины из привезенного из Норвегии красного гранита. Изначально на них планировалось высечь имена жертвователей, которые внесли свою лепту в строительство храма. Но в итоге оказалось, что список этот не слишком велик, и все имена можно уместить на одной доске. Поэтому на плитах высекли летопись жизни императора Александра Второго. Он был великим реформатором.

Мемориальные доски повествуют о рождении императора, о его венчании и о восшествии на престол. А также описаны реформы, увековечившие его имя: отмена крепостного права, развитие железных дорог в стране, отмена телесных наказаний, введение образования для народа. А также достижения императора на международной арене: окончание Восточной войны, присоединение к российским землям Уссурийского и Амурского края, покорение Кавказа и окончание Кавказской войны, и многое другое.

Деяния царя уместились на двадцати памятных досках. Последняя, двадцатая повествует о трагической смерти царя, на месте которой возведен храм.

Строительство храма длилось 24 года. Итогом кропотливой работы стал великолепный храм, ставший отражением широкой и загадочной русской души.

Источник: https://peterburg.center/maps/vneshniy-dekor-hrama-spas-na-krovi-v-sankt-peterburge.html

Городские легенды: Спас-на-Крови

Ирина Пасынкова

Пишет блогер Вячеслав Алкопона:

Друзья! Пришло время открыть новую рубрику в моем журнале — Городские Легенды. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных из них, подвергать легенды сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про Храм Спаса-на-Крови.

Легенда о развале Советского Союза

В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Лично меня вообще смущает тот факт, что это надо было доказывать! Тогда и началась реставрация длиною в двадцать лет. В результате в народе родились слухи и легенды. Одна из которых гласила, что как только уберут леса и закончат реставрацию, развалится Советский Союз.

Леса вокруг Спаса-на-Крови так крепко вошли в народ, что даже Розенбаум пел:

Хочу хранить историю страны своей,Хочу открыть Михайлов замок для людей.Хочу придать домам знакомый с детства вид,Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови.

Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови

Реставрацию закончили. Леса не снимали еще пару лет. В итоге разобрали только в конце 1990 года. А в августе 1991 года произошло всем известное событие. Вот и как после этого не верить городским легендам?

Легенда о таинственной иконе

Если вы бывали с экскурсией в Спасе-на-Крови, то, думаю, слышали эту легенду. Поговаривают, хранится в храме одна икона, если присмотреться, то можно увидеть на ней знаковые для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом считают то, что есть среди них нечеткие даты, возможно, они относятся к будущему.

Лично я в эту легенду не верю. Икону никто и никогда не видел. Скорее всего ее выдумали для придания большей мистичности храму.

Легенда о цифровой символике

Удивительно, но даже пропорции храма хранят в себе символику. Первое — это высота его центрального сооружения, составляющая 81 метр. Число было выбрано в напоминание о годе гибели Александра II — 1881. Второй по выcосте купол — 63 метра, как символ возраста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, так что верю в замысел архитектора и числовую символику.

Легенда о крестах

Спас-на-Крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.

Говорят, чтобы спасти кресты храма от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на дно канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Зная нелюбовь советской власти к религиозным памятникам и храмам, в легенду можно было бы поверить, но все-равно считаю ее очень сказочной.

Легенда о бомбе

В шестидесятых годах при осмотре куполов храма обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Бомба как бы лежала на руках Спасителя, точно на евангелистском тексте «Мир вам».

Сам факт наличия бомбы отрицать глупо. Вызывает сомнение место попадания. Может быть, она и правда лежала в указанном месте. Достоверно сейчас не проверим.

Легенда о неразрушимости храма

Легенда появилась как слухи о том, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности. Но во многом это привязка к историческим фактам, которые сохранили нам собор.

В ноябре 1931 года областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938 году, и было принято окончательное решение снести храм.

В 1941 году храм как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности» решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели — началась война и саперов в срочном порядке отправили на фронт.

А в 1956 году храм стал опять мешать городским властям. Предлог для сноса — строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. Почему? Вернемся в начало рассказа.

В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Слава ему и хвала!

Фотография строительства храма в 1904 году.

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/4140-gorodskie-legendy-spas-na-krovi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какие документы нужны для смены имени

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]