Крещение: все про святую воду | Милосердие.ru
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Изображение с сайта pravoslavie.ru
Эти события произошли на реке Иордан примерно 2000 лет назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нему креститься – так они думали «очиститься» от грехов. Но Иоанн Предтеча «очищал» не всех желающих: он напоминал, что перед омовением надо исповедать грехи — покаяться, только тогда грехи «смоются».
Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется.
Как только Христос сошел в Иордан, Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Зачем крестился безгрешный Христос?
В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение выражалось в омовении. Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи.
Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые грехи приносят. Принять вплоть до смерти на Кресте, но — в конечном итоге — чтобы победить грех и смерть.
И первое действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды – тварной стихии – стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное – человека, его рождения в духе, из земной, материальной, конечной жизни — в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в Святом Крещении как дар, который призван раскрыть.
Смысл праздника
Главных «событий», которые мы празднуем в Крещении – два: Крещение Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей, и явление до тех пор неведомой тайны о Боге Едином в трех Лицах — Пресвятой Троицы — многим людям. Бог Отец говорил с Неба, свидетельствуя, что Христос — Его Сын, Сын Божий крестился в водах Иорданских, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя.
Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Когда происходит освящение воды?
В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник – утром 18 января, и в сам праздник Крещения – утром 19 января.
Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после Литургии (с утра) — в храме или на улице, на водоеме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».
Во время шествия к месту освящения совершается каждение и поются специальные тропари, раскрывающие смысл Крещения Христа, и связь этого события и освящения воды.
В молитвах на освещение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает ее для пития, кропления, освящения домов.
Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.
Великое освящение воды совершается лишь дважды в год — 18 и 19 января — накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящение воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих.
Вся ли вода на земле в ночь с 18 на 19 января – святая?
В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией.
Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме.
Как простая вода становится святой?
Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и, в ответ на молитвы Церкви, продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.
Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся».
Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест.
А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.
Крещенская вода – не магическое средство от болезней
Нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Нельзя использовать святую воду как «средство» от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.
Крещенская вода: как пить и как хранить?
Крещенская святая вода – величайшая святыня Церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее надо разумно и бережно.
Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.
Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать ее в холодильнике – святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять.
Как часто можно пить крещенскую воду?
Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи.
Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится.
Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.
Для чего святой водой окропляют жилища и вещи?
В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи. Это делается для того, что они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас».
Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, даже будучи изгнан, возвращается.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого», говорится в Евангелии от Матфея (глава 12, стихи 43-45).
Можно ли пить Крещенскую воду людям некрещеным или неверующим?
Если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять. При освящении дома ею кропят даже «скаредные места» — туалеты. Конечно, из этого не следует, что некрещеных надо специально поить крещенской водой. Если человек верит в Бога, но еще не крестился, и если при этом он испытывает благоговение к церковной святыне, то это будет только во благо.
Если некрещеный — неверующий человек, и просто ничего не понимая, решил ее попить – тоже ничего страшного не произойдет. Но если человек не просто не верующий, а богоборец, и специально пьет эту воду со злым чувством, то такое потребление крещенской воды нельзя рекомендовать.
Правда ли, что Крещенская вода не портится, и куда можно выливать Крещенскую воду?
Как правило, святая вода не портится. Но если вдруг в святой воде начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что вода — не святая.
Если все же крещенская вода испортилась, то, по обычаю, ее надо вылить в какое-нибудь «непопираемое место». Это либо специальное место при храме, куда сливают при необходимости святую воду, либо река. Можно вылить на газон или под дерево. Не стоит выливать святую воду в канализацию, потому что символические действия имеют значения для нашей души.
Святая вода – не причастие
Бог дал человеку множество Своих даров, которые укрепляют его телесно и духовно: святые чудотворные иконы, святую воду, святое масло, святые мощи великих угодников Божиих buy prednisone online. Но главный дар, который дал человеку Бог – Он Сам. Бог дает нам Себя, чтобы одухотворить нашу природу, наше естество, чтобы мы могли стать подобными Ему, чтобы мы могли жить с Ним, Бессмертным, в жизни вечной.
И этот дар Господь дает нам в Святом Причастии: причащаясь Тела и Крови Господа, мы становимся к Богу близки настолько, насколько можем вместить.
Но от Причастия человека могут отлучить за грехи. Сроки такого отлучения раньше бывали очень длительными: на 7, 15, 20 лет, а иногда и на всю жизнь. Все это время человек не мог причащаться Тела и Крови Христа. Тогда ему разрешалось причащаться крещенской водой. Крещенская вода была заменой Причастия для тех, кто не участвовал в полноте церковной жизни из-за своих тяжелых грехов.
Но, если вы ждете от святой воды максимальной пользы, не ограничивайтесь ею одной. Ведь благодать Святого Причастия гораздо больше, чем та, которую человек получает от святой воды. Идите в храм, пейте святую воду, укрепляйтесь, а потом идите на исповедь и к Причастию – чтобы святая вода стала, по слову Господа, «рекою в жизнь вечную».
Нырять ли в прорубь?
К празднику Крещения на водоемах появляется прорубь — «иордань», обычно высекаемая во льду в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, — по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.
Фото с сайта imenno.ru
Насколько важно окунаться в крещенской проруби? Что это дает?Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. И если человек делает это с верой, он может получить для себя немалую пользу.
А если такое погружение — просто спорт или дань народной традиции, а желания освятиться нет, то и пользы не будет. Приступает ли человек к купанию в святом источнике или просто пьет святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне свою благодать.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/prazdnik-kreshheniya-smysl-prazdnika-vse-voprosy-pro-svyatuyu-vodu/
Витражи в интерьере. Церковь Святого Георгия во Франции
Витражи в интерьере зданий появились более десяти веков назад и до сих пор поражают своей красотой и необычностью. Узоры из цветного стекла – отличительная черта романских храмов Франции и Германии, готических соборов и оконных «роз», созданных в эпоху Возрождения.
Сегодня я расскажу о витражах в интерьере готической церкви Святого Георгия во Франции.
Фото Александра Сорокопуда
История создания
Главную достопримечательность французского города Селеста построили в 1220-1490 годах. Более двухсот лет работы оставили на ней отпечаток сразу нескольких стилей. Романские черты остались в северном и южном порталах, элементы чистой готики – в архитектуре центрального нефа. а пламенеющей готики – в главной башне церкви.
Секрет разнообразия в том, что каждый работающий над возведением церкви архитектор, вносил элементы стиля, популярного в его эпоху. Неизменными оставались только витражи, появившиеся в 1430-1460 годах.
Витражи в интерьере «собора Селесты»
Разноцветные узоры на окнах церкви Святого Георгия называют «средневековым комиксом». Сюжеты для них выбрал кюре церкви и крупный гуманист XV века Иоанн Вестхус. Каждый из витражей в интерьере «собора Селесты» рассказывает о жизни святых.
Основные цвета витражей – синий и красный. В сочетании с желтым, белым и зеленым эти оттенки создают насыщенную яркую мозаику. Цвета подобраны в зависимости от их символического значения: синие фрагменты говорят о мудрости и божественности, белые – о непорочности и вечности.
Витражные окна занимают почти всю алтарную часть исторического памятника Франции — более 200 кв. метров. На семи витражных окнах расположено 288 панно, 55 из них оригинальны. Остальные принадлежат современному художнику Максу Энграну.
Витражи в современном интерьере
Современные витражи не уступают средневековым в качестве и красоте, но явно выигрывают в доступности. Красочный или пленочный дизайн окна превратит даже небольшую квартиру в королевский замок.
Интерьеру кухни подойдут витражи с изображением цветов или натюрмортов, в спальнях можно разместить романтические композиции, а гостиные и прихожие украсят абстрактные рисунки.
О способах декорирования я уже рассказывал в материале про дизайн стекла. В нем вы найдете больше информации о витражных, цветных, зеркальных и тонированных стеклах, а также других вариантах оформления окна.
В детстве многие из нас мечтали стать принцами и принцессами, королями и королевами. Витражи в интерьере дома приблизят мечту к реальности, превратив его в королевский замок. Настоящий или сказочный – решит ваша фантазия.
А вы готовы воплотить мечту? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новые интересные статьи о качественных окнах.
Источник: https://www.okna.ru/blog/photo/vitrazhi-v-interere-tserkov-svyatogo-georgiya-vo-frantsii/
Церкви Дрездена
Храмы в старинных городах — вехи истории. По крайней мере, для меня.
Можно исповедовать какую угодно веру или не исповедовать вообще, но если хочешь понять, с чего всё началось и чем продолжилось, как жил город в то или иное столетие, до каких вершин совершенства в искусстве удалось подняться его жителям, надо знакомиться с храмами.
Поэтому я и пришла на Старую рыночную площадь Альтмаркт (Altmarkt): отсюда начинался Дрезден, здесь была часовня святого Николая, уступившая своё место в XII веке самому большому храму в Саксонии. С него я и начну свой рассказ.
Кройцкирхе (Kreuzkirche)
Да-да, это и есть тот самый величавый храм, который пять раз сгорал или был разрушен: такая досталась ему судьба. Древнее молельное место, на котором построили церковь Святого Креста, известно с незапамятных времён. Здесь в 1168 году возвели сначала романскую базилику св. Николая, а уж потом построили церковь, которая не раз сгорала в пожарах и переживала разрушения, после чего её восстанавливали и перестраивали.
Своё звонкое имя церковь получила в 1388 году в честь хранимой в её стенах реликвии: частицы креста, на котором распяли Иисуса.
В том виде, в котором Kreuzkirche предстает перед нами сегодня, храм отстроили после пожара, случившегося в 1897 году. На восстановление понадобилось около трёх лет. Церковную кафедру, алтарь, органные хоры и другие предметы интерьера обновили в стиле модерн, и, надо сказать, реставраторы и строители провели кропотливую работу с использованием самых лучших на тот момент технологий.
Но не прошло и полвека, как церковь Святого Креста снова пострадала. В феврале 1945 года от неё остались только башня высотой в 94 метра и наружные стены: вражеская бомбардировка, уничтожившая почти весь Дрезден, не пощадила и Kreuzkirche. Дрезденцам пришлось начинать всё сначала, полностью восстановить храм удалось только к 1955 году. Наружность церкви воссоздали по историческим документам, а внутреннее убранство осталось в том же модерновом стиле.
Храму повезло: несмотря на бомбежки, сохранился бронзовый алтарь работы Генриха Эплера (1900 год), на котором изображена первая лютеранская служба в Дрездене: она состоялась в 1539 году. К 1900 году относится и картина «Распятие Христа», созданная художником Антоном Дитрихом — огонь пощадил её вместе с алтарём. Но большая часть прежнего убранства не уцелела, и виноват в этом налёт 13 февраля 1945 года.
Разглядывая церковь Святого Креста, её большие башенные часы (три метра в диаметре), я невольно думала о том, сколько ударов судьбы пришлось на это рукотворное чудо и сколько ему же досталось любви и заботы. Сколько дорог сплелось здесь в единый узел, сколько молитв поднялось отсюда к небесам, сколько следов хранят 256 ступеней, которые ведут к смотровой площадке! Необыкновенное место.
Признаюсь в своей нескромности: соприкоснувшись с этой святыней, я чувствовала себя первооткрывателем. А между тем Кройцкирхе знают во всём христианском мире благодаря хору мальчиков.
За 700 с лишним лет богослужений сменилось множество поколений, но серебристые звонкие голоса детей остались драгоценной традицией храма Святого Креста, как и органные концерты, которые в наши дни проходят каждую неделю.
Без Kreuzkirche не было бы той музыкальной жизни Дрездена, которая помогла городу сберечь свою душу в самых суровых испытаниях.
Как добраться
Доехать до Храма Святого Креста можно на такси или трамвае: вам понадобятся маршруты №№ 8, 9, 11, 12. Нужная остановка называется Prager Straße (Пражская улица).
Часы работы и стоимость
Церковь Креста Господня открыта ежедневно с 10:00 до 17:00. Вход свободный. Подъём на смотровую площадку и башню возможен ежедневно с 11:00 до 15:00. Последний подъем — за 30 минут до закрытия башни.
Цены на билеты для смотровой площадки:
- взрослые — 4 EUR,
- школьники и студенты — 2,50 EUR,
- дети до 14 лет — 1 EUR,
- cемьи с детьми в возрасте до 14 лет — 6 EUR.
Фрауэнкирхе (Frauenkirche)
Frauenkirche — церковь Богородицы в стиле барокко — произвела на меня совсем иное впечатление. Для этого хватило беглого знакомства с биографией того, кто распорядился о её постройке. Этим человеком был Август Сильный, саксонский курфюрст и польский король, прославившийся в XVIII веке своими амбициями, любовными похождениями и богатырской мощью.
Никакого благочестия, друзья мои! За свою насыщенную событиями жизнь Август Сильный проявил себя так, что современники приписывали ему 354 побочных ребенка. Совращение знаменитых красавиц, расточительство, пристрастие к охоте — вот то, чем жил этот правитель. И всё же курфюрст, верный рыцарским традициям, умел проявить щедрость и благородство: Август не поскупился на строительство храма, созданного по проекту архитектора Георга Бера (нем. George Bähr).
Великолепный лютеранский храм (сам Август Сильный ради власти принял католичество) строили с 1726 по 1743 годы. В результате в Дрездене появилась церковь Богоматери в 95 метров высотой, с огромным куполом и пышным внутренним убранством — храм, в котором одновременно могли молиться 3 500 прихожан!
Августу Сильному не пришлось увидеть Frauenkirch во всей красе: он скончался в Варшаве 1 февраля 1733 года, но этот поистине королевский подарок родному Дрездену стал бесподобным памятником курфюрсту.
Увы, и этот храм не пощадила варварская бомбардировка Дрездена: 13 февраля 1945 года налёт англо-американской авиации полностью разрушил церковь Богоматери.
Целых 44 года она оставалась в руинах, пока на исходе восьмидесятых всемирно известный музыкант Людвиг Гюттлер не возглавил движение по сбору средств на восстановление храма.
Вторая жизнь Frauenkirch началась 27 мая 1994 года: в новый фундамент заложили первый камень. На этот раз для строительства понадобилось на шесть лет меньше, чем в XVIII веке, храм торжественно открыли в 2005 году в присутствии (ирония судьбы!) послов Великобритании и США, тех самых держав, чьи доблестные авиаторы в годы Второй мировой войны оставили от прежней церкви Богоматери груду камней.
Они сохранились: их бережно использовали при строительстве восстанавливаемого храма. Стоя у его стен, я пыталась подарить самой себе незримую машину времени и представить беспутного обаятельного Августа Сильного, расчётливого и размашистого современника Петра I, глаза лётчиков, выполняющих приказ стереть исторический центр Дрездена с лица земли и спокойный кропотливый труд тех, кто решил вернуть городу Frauenkirche.
Этот храм, с его округлым куполом и великолепной архитектурой, меня приворожил! Я не могла отвести от него глаз и всё раздумывала, в какой из семи входов, обозначенными буквами алфавита, лучше войти. Решила, что через D, чтобы попасть в главный неф. Вошла и обомлела: внутри церковь Богоматери оказалась ещё прекраснее, чем снаружи.
Какие нежные и тёплые тона! А каков свод внутреннего купола храма, украшенный росписью и золотом! Купол полностью построен из камня и весит 12 тонн, но изнутри он кажется воздушным и лёгким благодаря свету, который льётся сверху через его окна.
Ах, Август, ваше величество, вам польстило бы то, как потомки восстановили вашу затею
Я долго стояла у алтаря: здесь уже не нужно никакого воображения, только созерцание. Ночь на Страстную пятницу. Моление Христа на Масличной горе. Скульптурная картина Над ней всевидящее око. А ещё выше белоснежный орган с золотом. Редко меня посещает чувство зависти, но тут никак не получалось вытряхнуть его из души: я завидовала дрезденцам! Что мне, туристке: приехала, восхитилась, вернулась домой, а они могут приходить сюда так часто, как только захочется. Счастливцы!
Как добраться
Добраться до церкви Фрауэнкирхе не составит труда. Сюда везут трамваи №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7 и 12, а также автобус, следующий по 75-ому маршруту. Самые близкие остановки — Altmarkt и Pirnaischer Platz. От них до храма несколько минут ходьбы.
Источник: https://travelask.ru/germany/dresden/tserkvi-drezdena
Почему убийство царской семьи показалось церкви ритуальным?
Анастасия Голубева Русская служба Би-би-си
Правообладатель иллюстрации Yuri Smityuk/TASS
В ближайшие дни Архиерейский собор Русской православной церкви обсудит, считать ли найденные в 20 веке останки царской семьи подлинными. Накануне собора секретарь комиссии по исследованию останков епископ Тихон (Шевкунов) заявил, что убийство царской семьи было ритуальным, чем вызвал негодование представителей еврейских общин.
«У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. У значительной части церковной комиссии нет сомнений, что это убийство было ритуальным», — заявил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), которого называют «духовником Путина», на конференции по делу об убийстве Николая II и его семьи в 1918 году.
Конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы» была посвящена предварительным результатам экспертиз о подлинности царских останков, найденных в конце XX века под Екатеринбургом.
Окончательное решение о том, признает ли церковь подлинность этих останков, должно быть принято Архиерейским собором, но когда именно будет принято это решение, еще не сказано. Открывающийся в среду собор посетит и президент России Владимир Путин, заявил во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Следственный комитет, который сейчас проводит расследование «екатеринбургских останков», заявил, что проверит версию о ритуальности этого убийства. После этого председатель еврейских общин России Александр Борода заявил, что сожалеет о решении ведомства.
Борода отметил, что в 90-е годы прокуратура «подтвердила бездоказательность» версии о ритуальном убийстве евреями царской семьи. «Вызывает сожаление, что его поднимают вновь, представляя клеветнический навет как достойную проверки версию», — добавил он.
Откуда взялась версия о ритуальном убийстве и почему она так важна для церкви?
О каком ритуале идет речь?
Последний русский император Николай II, его жена Александра Федоровна и пятеро детей были расстреляны в Екатеринбурге в 1918 году. Расстрелом руководил революционер Яков Юровский. Именно на его воспоминания и ссылается епископ Тихон, говоря о ритуальном убийстве семьи.
«То, что императора, пусть даже и отрекшегося, убивают таким образом, то, что жертвы были распределены по убийцам, о чем свидетельствует Юровский, и что многие хотели быть цареубийцами. Уже это говорит о том, что для многих это был особый ритуал», — сказал епископ.
Версия о том, что убийство царской семьи было неким «ритуалом», появилась во время первого следствия, которое по приказу белогвардейцев проводили Николай Соколов и Михаил Дитерихс. Впервые она была озвучена в книге Дитерихса в 1925 году, рассказал Русской службе Би-би-си историк Анатолий Степанов, который уполномочен церковной комиссией публиковать разговоры с экспертами, исследующими подлинность «екатеринбургских останков».
«В пользу этой версии свидетельствуют некоторые факты. Прежде всего — это предположение генерала Дитерихса, что головы царственных страстотерпцев — всех или только государя, наследника и царицы — были отделены от тел и увезены в Москву в заспиртованных колбах Филиппом Голощекиным, координатором этого убийства. Об этом были только косвенные свидетельства», — рассказал Степанов.
Впрочем, до сих пор у историков нет однозначных подтверждений того, что головы действительно были отделены. Так, на конференции «Дело об убийстве Царской семьи» экс-глава архивных фондов ФСБ Василий Христофоров заявил, что «нет ни одного документа, ни одного косвенного указания участников этих событий об отсечении головы». По его словам, вряд ли головы отделили и после убийства: советские власти не использовали метод отсечения головы как «метод для собирания доказательств».
При чем тут евреи?
Есть две причины, по которым некоторые исследователи обстоятельств гибели семьи Николая II делают вывод о каббалистическом заговоре против монархии.
Первая — личности тех, кто руководил убийством. «Яков Юровский был этническим евреем, но был крещеным христианином-лютеранином. Филипп Голощекин был иудеем. Нет сведений о том, что он был крещен. Но в отношении других участников не по ведомству федерации еврейских общин этим заниматься», — говорит Степанов.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Комната, где была расстреляна царская семья
Вторая — таинственные символы, найденные на стене подвала в доме, где была расстреляна царская семья. Знаки обнаружил следователь Соколов во время первого следствия. «Он писал, что это таинственные знаки рядом с какими-то цифрами. Он не смог их расшифровать», — рассказал Степанов.
После этого, в 1922 году, в эмиграции известный любитель Востока и оккультизма Михаил Скарятин опубликовал брошюру, в которой предложил свою расшифровку надписи: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения России. О сем извещаются все народы».
«Скарятин назвал знаки на стене каббалистическими. Отсюда и появилась версия о каббалистах (приверженцах эзотерического иудейского течения)», — сообщил Степанов.
При этом ни одна из комиссий по делу об убийстве царской семьи не приходила к выводу о ритуальности этого преступления; причастность каббалистов к расстрелу также не была доказана.
Кто поставит точку в споре?
Со стороны светских властей проверкой версии о ритуальном убийстве займется Следственный комитет. Для этого будет проведена психолого-историческая экспертиза с участием российских ученых, архивистов и представителей церкви, рассказала следователь Марина Молодцова, которая ведет дело об убийстве царской семьи.
Сколько будет длиться следствие, неясно: до сих пор СК не закончил экспертизы по исследованию подлинности «екатеринбургских останков». Проверка следственным комитетом версии о ритуале — часть большого расследования об останках.
Историк Анатолий Степанов считает, что следствие должно рассмотреть все версии убийства царской семьи. «Ритуальная версия обсуждается, потому что не опровергнуты и не подтверждены эти факты», — сказал он.
Научный руководитель Государственного архива Сергей Мироненко, который принимал участие в расследовании дела об убийстве царской семьи, назвал версию о ритуальном убийстве «заведомо ложной». «Вы что, верите, что евреи на крови младенцев мацу замешивают?» — сказал он.
Церковь уже исследовала этот вопрос: 20 лет назад Священный синод поручил богословской комиссии изучить предположения о ритуальном убийстве царской семьи, и ответ был получен отрицательный, рассказал Русской службе Би-би-си протодиакон Андрей Кураев.
«Сами церковные эксперты сказали, что нет никаких оснований предполагать такого рода страшные сюжеты. Я думаю, что сейчас документы не дают оснований для таких экзотических версий», — говорит он.
Почему это важно церкви?
«Император, даже отрекшись, оставался безусловно фигурой символической, сакральной. Убийство царя и его семьи, ставящее последнюю точку в существовании ненавистной для новой власти трехсотлетней династии Романовых, было делом совершенно особым, несущим для многих ритуальное, символическое наполнение», — сказал епископ Тихон Шевкунов.
Вопрос о признании останков «болезненный для патриархии», говорит Кураев. По его словам, по вчерашней конференции становится понятно, что и патриарх Кирилл, и епископ Тихон считают останки подлинными, но встает вопрос о том, как «наименее безболезненно это убеждение сделать общецерковным».
Правообладатель иллюстрации Sergey Vlasov/patriarchia.ru Image caption Патриарх Кирилл и епископ Тихон на конференции по «екатеринбургским останкам»
Вопрос о признании церковью останков был поднят еще 20 лет назад: в 1998 году после пяти лет экспертиз правительственная комиссия по изучению подлинности «екатеринбургских останков» заявила, что они подлинные. Останки Николая II и членов его семьи были захоронены в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
РПЦ отказалась признавать «екатеринбургские останки» и заявила о возможной фальсификации результатов исследований. Патриарх Алексий II говорил, что РПЦ не признает останки из-за того, что представители церкви не были допущены до расследования дела. Могила царской семьи в Петропавловской крепости до сих пор не почитается православными, хотя император и его семья были признаны святыми еще в начале 2000-х годов.
Дело о подлинности останков царской семьи было возобновлено в 2015 году по просьбе Русской православной церкви. Делом занялся следственный комитет, также была создана церковная комиссия, куда вошел в том числе и епископ Тихон. В рамках нового расследования были эксгумированы тела Николая II и царицы Александры для установления подлинности других останков, найденных в 2007 году.
На конференции по «екатеринбургским» останкам патриарх Кирилл заявил, что обсуждал вопрос признания останков с президентом Путиным. «Я сформулировал наши условия. Весь процесс нужно повторить заново и с самого начала церковь не должна только наблюдать, она должна быть включена в него», — заявил патриарх.
«Тут явный конфликт между этой историей и трендом нынешнего понтификата объявлять патриаршую позицию непогрешимой», — считает Андрей Кураев.
По его словам, представители РПЦ не рассчитывают на то, что следственный комитет подтвердит версию о ритуальном убийстве царской семьи. «Это нужно все, чтобы сказать: мы слышим чаяния и недоумения нашего народа и поэтому защищаем ваши интересы и отвечаем на все вопросы», — сказал Кураев.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-42157453
Люди в храме: регент — Православный журнал
Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами, что он должен уметь и где этому учат в проекте «Фомы» «Люди в храме».
Станислав Попов
Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва
Фото Владимира Ештокина
Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.
Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.
В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.
Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.
Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.
Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.
Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.
Фото Владимира Ештокина
Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.
Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.
Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».
А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.
В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.
Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.
Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.
Татьяна Щерба
Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия
Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.
Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.
В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.
Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. — Прим. ред.
). Так и пошло мое обучение.
Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.
Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих, — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.
Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.
Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.
Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.
Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.
Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.
Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».
В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.
Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.
Вообще, быть начальником всегда тяжело.
Источник: https://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html
Рождественская ярмарка Нюрнберга (Германия)
Путеводитель по Германии: Бавария, Нюрнберг для туристов. Рождественские ярмарки Европы
Рождественские базары Баварии знамениты на весь мир и пользуются заслуженной популярностью у туристов из разных стран.
Самая аутентичная рождественская ярмарка Германии, являющаяся самим воплощением духа немецкого Рождества, несомненно находится в Нюрнберге.
Рождественская ярмарка Нюрнберга носит название «Кристкиндлесмаркт» (Christkindlesmarkt), что в дословном переводе означает «рынок младенца Христа».
Этот рождественский рынок считается лучшим в Баварии и одной из самых популярных и посещаемых, а также красивых рождественских ярмарок Европы.
Благодаря своей знаменитой рождественской ярмарке с конца ноября и вплоть до Рождества Нюрнберг становится центром притяжения туристов.
Изначально рождественский базар в Нюрнберге продолжался всего три дня и был ориентирован на детей: на нем продавались в основном игрушки и сладости, предназначенные для подарков детям на день Святого Николая.
Во времена Реформации дата дарования сместилась на Рождество, а праздничная ярмарка стала продолжаться уже три недели – до Сочельника. Ассортимент ярмарочных товаров значительно расширился. На ярмарке стали продавать елочные игрушки, рождественские украшения, декор, изделия ремесленников и продукты. Были годы, когда рождественская ярмарка в Нюрнберге играла для жителей города роль рынка, на котором горожане закупали продовольствие на зиму.
В наши времена на нюрнбергской рождественской ярмарке можно сделать покупки на любой вкус, приобрести подарки и сувениры, которые порадуют как детей, так и взрослых. Ярмарка открывается в последние дни ноября и работает почти 4 недели.
Рождественская ярмарка Нюрнберга сегодня — главный рождественский базар Баварии, ежегодно привлекающий в Германию сотни тысяч туристов. За дни работы Нюрнбергской ярмарки на ней бывает более 2 млн. посетителей.
Время работы рождественской ярмарки Нюрнберга
В 2018 году рождественская ярмарка Christkindlesmarkt проводится с 31 ноября по 24 декабря.Часы работы Ярмарки: ежедневно с 10:00-21:00Сочельник: 10:00-14:00
Рынок младенца Христа — самая рождественская ярмарка Баварии
Символ Нюрнбергской рождественской ярмарки — «Дитя-Христос». Уже более полувека на эту почетную роль выбирается молодая красивая девушка из числа горожанок. По традиции девушка — ангел Кристкинд (Christkind — младенец Иисус) открывает Нюрнбергский рождественский базар.
Церемония происходит на главной торговой площади города, ее кульминацией становится выход ангела Кристкинд на балкон церкви Богоматери и провозглашение рождественского базара Нюрнберга открытым.
Гирлянды и рождественские декорации с изображением ангела — символа ярмарки, украшают улицы Нюрнберга.
Основное место проведения рождественской ярмарки Christkindlesmarkt — центральная рыночная площадь Нюрнберга.
В конце ноября здесь возводится более двухсот деревянных киосков, крыши которых традиционно украшают красно-белой полосатой тканью.
К северу от рыночной площади располагаются ярмарочные торговые ряды, куда съезжаются представители городов-побратимов Нюрнберга.
На Ратушной площади города продаются изделия ремесленников.
Неподалеку находятся ярмарочные карусели для маленьких гостей рождественского рынка.
Здесь же работают детские центры, где ребенка можно оставить под присмотром аниматоров, пока взрослые будут совершать покупки.
Гостей ярмарки ожидают концертные программы и всевозможные развлечения. Например, можно прокатиться по городу на желтой карете, запряженной лошадьми.
Помимо красно-белых крыш, ставших уже визитной карточкой главного рождественского базара Баварии, торговые палатки украшают еловыми ветвями, фонариками, на крышах размещаются праздничные инсталляции на тему Рождества.
Вечерняя подсветка витрин делает их еще более привлекательными и манящими.
Один из самых рождественских сувениров, которые можно приобрести на ярмарке — лебкухены (Nürnberger Lebkuchen), знаменитые на весь мир нюрнбергские пряники.
Нюрнбергские пряники — продукт, защищенный географическим показателем (geschützte geografische Angabe). Существует несколько видов пряников.
Особого внимания заслуживают пряники «элизенлебкухен» (Elisenlebkuchen), названные так в честь любимой дочери мастера пекаря.
«Пряники Елизаветы» содержатся не более 10% муки и при этом не менее 25% ореховой массы. Их пекут с добавлением корицы, ванили, гвоздики, кориандра, душистого перца, мускатного ореха, имбиря и кардамона, что придает пряникам характерный аромат.
Детей порадуют разнообразные сладости. На местных прилавках можно найти конфеты всех вкусов и цветов.
Еще один очень характерный для Германии вид сувениров — миниатюрные игрушечные домики.
Керамические светильники являются миниатюрными копиями настоящих домов в традиционном стиле баварской архитектуры.
Внутрь такого домика помещается горящая свеча, благодаря пламени которой окна домиков горят яркими огоньками.
Памятью о баварском Рождестве станут красные глиняные башмачки, расписанные рождественскими мотивами.
Традиционные деревянные игрушки порадуют не только детей, но и родителей.
Сувенир на память о рождественском рынке младенца-Христа — кукла ангел Кристкинд.
Подсвечники самых разнообразных форм, размеров и расцветок.
Рождественские украшения и фигурки.
Изящные подвески. Ангелочки, глиняные расписные колокольчики.
Отличным новогодним сувениром из Баварии станут местные елочные игрушки.
Производство елочных игрушек в Нюрнберге имеет давние традиции.
Разноцветные шарики, снеговики, фигурки животных, сделанные из настоящего стекла, заполняют прилавки торговых палаток рождественского базара.
Эти уникальные елочные игрушки никого не оставят равнодушными.
Традиционная еда баварских рождественских ярмарок — местные колбаски, жареные на гриле. Поскольку ярмарка проводится в Нюрнберге, то в ассортименте преобладают знаменитые нюрнбергские колбаски (или сосиски) из свиного фарша с майораном — Nürnberger Rostbratwurst.
Кстати, первое документальное упоминание нюрнбергских сосисок датировано 1313 годом.
Очень популярен бутерброд из булки и трех вложенных в нее нюрнбергских колбасок, в комплекте идет горчица. Называется такой бутерброд «Три в булке» (Drei im Weckla).
Рядом предлагают бутерброды побольше: из разрезанного пополам багета, внутрь которого вложена сосиска — всего одна, но зато очень длинная.
Поедание такого бутерброда — настоящее маленькое шоу.
Вместо одного большого бутерброда можно взять несколько поменьше, зато разных.
Можно подкрепиться жареными грибами или вареной кукурузой.
Сладкий десерт — свежеиспеченные вафли, облитые шоколадом.
Самый рождественский напиток Европы — горячий глинтвейн.
Глинтвейн разливается в особые сувенирные кружки с символикой рождественской ярмарки Нюрнберга. За кружку берется залог, который можно вернуть вместе с пустой посудой, либо оставить в качестве оплаты за сувенир и забрать кружку себе.
Особенно красиво на ярмарке становится с наступлением темноты. Огни палаток и праздничная подсветка улиц создают ощущение настоящей зимней сказки.
Рождественская ярмарка Нюрнберга: http://www.christkindlesmarkt.de
Источник: http://www.resorts4u.ru/destinations/germany/nurnberg/guides/rozhdestvenskaya-yarmarka-nurnberg-christkindlesmarkt-id533
ТОП-10 самых впечатляющих храмов Европы
«Вестник АТОР» представляет подборку из десяти самых интересных христианских храмов Европы – от Рима и Москвы до Норвегии и Уэльса – от грандиозных и величественных соборов до деревянных церквушек.
СОБОР СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА
Где: Ватикан
Ни один уважающий себя портал, составляющий рейтинг самых впечатляющих европейских соборов, не может пропустить Собор Святого Петра в Риме. Это крупнейший исторический христианский собор в мире (но не самый крупный вообще – об этом поговорим далее). Здание Собора Святого Петра представляет собой шедевр эпохи Возрождения, с его характерной архитектурой фасадов и барочными украшениями.
Архитектурный комплекс собора создавали настоящие гении. Это Микеланджело, которому было поручено руководить работами по строительству собора в 1546 году. Это Карло Мадерна, пристроивший к основному зданию базиликальную часть. Это Джованни Лоренцо Бернини, создавший ансамбль площади перед собором – ныне одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Независимо от того, в какой части этого грандиозного строения вы находитесь, будь то на вершине купола, возвышающегося над городом, или в склепе самого Святого Петра, вы всегда почувствуете особую атмосферу этого места.
Интересные факты: Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Вместимость собора около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади, к которой обращается с балкона собора папа Римский, читая свои послания «Граду и миру». По образцу и подобию собора Святого Петра в Риме была построена и самая большой на нынешний момент христианский храм в мире – храм Пресвятой Девы Марии Мира в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар.
МАРИАЦКИЙ КОСТЕЛ (СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ)
Где: Краков, Польша
Современный внешний облик этот храм обрел в результате перестройки в 1392-1397 гг., хотя первый каменный костел в романском стиле на этом месте был построен еще в начале XIII века. Сейчас этот красивейший католический храм выходит своим главным фасадом на краковский Главный рынок.
Интересной особенностью этого костела являются две абсолютно разные башни в основании: у них разная высота и архитектурные элементы. Шпиль верхней башни венчает позолоченная корона, а нижняя выполняет роль колокольни. Еще одна «фишка» костела: во время заката, когда солнце садится над шумной главной площадью, весь собор будто бы начинается светиться изнутри красным светом.
Интересные факты: На высокой (82 м) башне Хейналица находится часовой колокол диаметром в 165 см, отлитый в 1530 году. Отсюда каждый час доносится Мариацкий хейнал, транслируемый польским радио по всей стране как сигнал точного времени, и который является «аудио-визиткой» Кракова и всей Польши. У храма две части и два входа – для прихожан (с площади), и для туристов (сбоку от главного).
СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)
Где: Москва, Россия
Собор Покрова Пресвятой Богородицы – именно таково настоящее имя храма, который и москвичи, и туристы называют «собор Василия Блаженного». Это не только главное Красной площади в Москве, но давно уже символ и визитная карточка нашей всей России, и, пожалуй, самая известная в мире ее дотопримечательность.
Собор был построен середине XVIвека по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. «Василий Блаженный» славится своими яркими луковичными куполами и цветными крышами, напоминающими мерцание пламени костра. Впрочем, точное значение такого совершенно необычного «дизайна» куполов и по сей день остается неразгаданной историками и искусствоведами загадкой.
Возможно, все дело в том, что собор не всегда назывался «храмом Василия Блаженного» – это название появилось по имени пристроенной к нему позже отдельной церкви – которых в этом соборе было 18 штук! Когда то собор Покрова Пресвятой Богородицы называли «Троицким», а затем – «Иерусалимским» собором.
Есть версия, что необычная архитектура и концепция храма – это отражение предания о сне святого Андрея Константинопольского, которому на праздник Покрова приснился Небесный Иерусалим – его и изображает храмовый комплекс.
Интересные факты: Собор представляет собой целый храмовый комплекс, и сейчас состоит из восьми (а раньше – 18) церквей, престолы которых освящены в честь праздников, которые пришлись на дни решающих боев за Казань.
Храм является музеем, из значимых религиозных реликвий для паломников здесь можно отметить некоторые почитаемые иконы. Богослужения здесь, тем не менее, тоже идут — регулярно в воскресные дни и на второй день Пасхи.
СОБОР СВЯТЫХ ПЕТРА И МАРИИ (КЁЛЬНСКИЙ СОБОР)
Где: Кёльн, Германия
Строившийся на протяжении шести веков (!), Кёльнский собор, посвященным святым Петру и Марии, входит во все рейтинги самых больших красивых и грандиозных церквей не только в Европе, но и во всем христианском мире.
Он буквально взлетает на 157 метров над самым центром Кёльна, доминируя над горизонтом долины Рейна на много миль.
Хотя Кельнский собор и не самый высокий в мире (собор в Ульме выше на 4 метра), он остается храмом №1 в мире по ширине фасада (61 м) и самым большим готическим собором всей Германии.
Это также самая посещаемая достопримечательность во всей Германии: чтобы поглядеть на величественные готические фасады, контрфорсы и скульптуры, и, разумеется, зайти внутрь полюбоваться витражами, каждый день сюда приходит около 20 000 туристов и гостей Кельна.
Особенности:Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор известен во всем христианском мире и тем, что здесь хранятся почитаемые реликвии, главная из которых – мощи Трех Волхвов, — тех самых, принесших Христу-младенцу дары в Рождество. Они лежат в золотом «Ларе трёх волхвов».
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА (ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ)
Киев, Украина
Живописнейшая Киево-Печерская лавра является одной из самых красивых христианских святынь Европы. Более всего, конечно же, туристам и паломникам известен главный собор лавры – храм Успения Пресвятой Богородицы, усыпальница киевских князей.
Лавра была основана в 1051 году монахами Антонием и Феодосием как скромный пещерный монастырь в тогдашних традициях древнерусского монашества. Затем монастырь медленно разрастался, постепенно заняв два красивейших холма, возвышающихся над правым берегом Днепра.
А сами древние пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса, сейчас не менее популярны среди паломников и туристов, чем Успенский собор лавры. Сейчас лавра — одна из главных достопримечательностей Киева и Украины.
Особенности: Подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер тянутся на многие километры — монахи копали на протяжении столетий. Пещеры представляют собой замысловатую систему коридоров высотой 2—2,5 м, расположенных на глубине от 10 до 20 м под землей. Однако для посещения паломников открыты в общей сложности лишь около 700 метров пещер лавры.
СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА (САГРАДА ФАМИЛИЯ)
Где: Барселона, Испания
Самый известный «долгострой» мира — собор Святого Семейства в Барселоне, известный как Саграда-Фамилия, известен туристам лучше, чем любое другое здание в Барселоне. Даже несмотря на то, что это – так и не незавершенная по сей день постройка.
Знаменитый проект Антонио Гауди взлетает ввысь над равнинами Коста-Брава более чем на 160 метров. Он представляет собой такую симфонию архитектурных стилей, что посетители этого колоссального интерьера могут провести несколько часов, рассматривая каждую деталь. Именно за свой необычный вид он и стал одной из главных достопримечательностей Барселоны.
В укромных уголках собора таятся мрачные горгульи, в то время как огромные черепахи в своих панцирях цепляются за стелы. Внутри доминирует разноцветная «мешанина» из возвышающихся древовидных колонн. Модерн, готика, сюрреализм, романская архитектура – в Саграде-Фамилии есть все.
Интересные факты: Согласно данным правительства Испании, полностью достроить храм удастся не ранее 2026 года.
ХРАМ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО (СТАВКИРКА В БОРГУННЕ)
Где: Боргунн, Норвегия
Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей (ставкирок – норв.) в мире расположена между дикими в долинах Лердал в западной Норвегии. Во внешней архитектуре можно заметить черепичную крышу, скульптурные изображения драконов на ее коньках, а также рунические знаки-обереги XII века.
Внутри церковь представляет собой «смесь» открытых балок и резных скульптур, где туристам легко представить, как викинги встречаются и молятся здесь в течение столетий
Уникальность постройки состоит в том, что она сохранилась без существенных технологических и декорационных изменений с XIIвека, кроме окраски – когда-то она была расписана яркими красками.
Интересные факты:Ставкирка в Боргунне была построена «без единого гвоздя» — как и знаменитая церковь в Кижах. Для постройки церкви был частично использован ясень – священное дерево скандинавов-язычников.
Церковь Ванг в Карпаче
Где: Карпач, Польша
«Скандинавский эмигрант в польской глубинке» — именно так можно было бы назвать эту самую посещаемую в мире деревянную церковь. Она была построена в Норвегии – полностью из дерева, без единого гвоздя – а затем перевезена в Польшу в 1842 году, когда ее подарил местным протестантам прусский король Фридрих, пожалевший церковь, которую хотели снести.
Начало строительства церкви датируется XIIвеком; сама по себе она является одним из немногих оставшихся примеров старой архитектурной школы церковного строительства, которое было особенно популярно в странах Северной Европы в то время. Сегодня эту достопримечательность можно найти среди покрытых зеленью холмов и еловых лесов гор Крконоше.
Особенности: Церковь Ванг посещают более 2о0 000 туристов каждый год.На стенах церкви по-прежнему видны оригинальные надписи и руны эпохи викингов. Изначально костел был приобретен королем для берлинского музея, однако в 1844 году король подарил его польской протестантской церкви по просьбе графини фон Реден из Буковца.
Собор св. Франциска (церковь Сан-Франческо в Ассизи)
Где: Ассизи, Италия
Вряд ли найдется человек, который будет оспаривать величественную красоту церкви Сан-Франческо в Ассизи – этот мерцающий жемчужно-белый свод, возвышающийся над равнинами Перуджи. Туристы, посещающие это место, всегда остаются в восторге от изысканных романских перекрестных сводов и портиков эпохи Ренессанса, плавно сочетающихся с готическими апсидами и резными оконными рамами Верхней церкви.
Внутреннее убранство главного храма ордена францисканцев также поражает воображение. Всемирную известность он получил в том числе благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками.
Особенности: Храм находится под охраной ЮНЕСКО и является одной из шести «великих базилик» Римской католической церкви.
Собор Святого Давида/St. David’sCathedral
Где: Сент-Дейвидс, Уэльс
Расположенный на самом краю Западного Уэльса, собор Святого Давида будто бы «наблюдает» за бурными волнами на побережье острова Рамси и заливом Святой Невесты. С момента своего основания в VIIвеке он успел подвергнуться многократным нападениям викингов, побывать под патронажем Вильгельма Завоевателя и получить особые привилегии от папы Каликста II: два паломничества в Сент-Дейвидс приравнивались к паломничеству в Рим.
На сегодняшний день собор поражает туристов разнообразием готических и средневековых стилей и атмосферой легенд и мифов, которую вполне можно ожидать от строения возрастом 1300 лет.
Особенности: Собор посвящен национальному покровителю Уэльса – Святому Давиду.
Источник: https://www.atorus.ru/tourist/top10/article/3721.html
Верхняя Бетлемская церковь
Верхний собор Рождества Спасителя (ზემო ბეთლემის მაცხოვრის შობის ტაძარი, в армянской традиции — храм Богородицы Вифлиемской), он же Земо Бетлеми или Петхаинская церковь — грузинский храм в Тбилиси на склоне Сололакского хребта, по своей сущности — копия базилики Рождества Спасителя в городе Вифлееме. Долгое время был армянским храмом, и теперь его принадлежность является предметом сложных дискуссий. Находится на популярной пешеходной тропе, поэтому часто попадает в поле зрения туристов.
Фото неизвестного автора
История
В грузинской среде принято думать, что первый храм на это месте появился в V веке, и построил его царь Вахтанг Горгасал, и что тут была похоронена его мать Сагдухт. Житие Вахтанга об этом ничего не говорит, что позволяет высказывать сомнения в этой версии. Грузинская академическая наука к этой версии тоже относится настороженно.
Но привязка к Вахтангу — не миф 90-х, а реальное предание, зафиксированное как минимум в 1844 году в официальных административных документах.
Судьба того первого храма нам уже не известна. Около 1500 года на его месте неким армянином Тер-Григором был построен храм Богоматери (Сурб-Аствацацин). Для постройки из Палестины привезли немного вифлеемской земли, и храм стал стоять как бы на вифлеемской земле и получил название «вифлеемский».
Эта армянская версия не согласуется с грузинской версией, по которой храм был грузинским до нашествия шаха Аббаса (1615), и только потом её передали армянам ввиду того, что Аббас разрушил прочие их храмы. Возможно, это как-то связано с той историей, когда Аббас отдал мусульманам квартал от Майдана до бань, вместе с храмом Сурб-Геворк и ещё одним.
Строили его в несколько этапов и верхняя часть появилась поздно, но в начале XVIII века его частичо перестроили. В 1740-е годы прошла ещё одна реконструкция по распоряжению Гиви Амилахвари, который в ту пору был главным по Тбилиси (хотя возможно, это произошло в 1753 году). В 1884 году прошла ещё одна реконструкция, в ходе которой поменяли купол.
В имперские времена храм был армянским, но был очень популярен и в грузинской среде, особенно среди женщин. Неплохое предствление о внешнем виде храма в то время даёт картина Григорий Гагарина «Паломничество женщин к храму Петхаин», где видна лестница, колокольня, и даже «храм огнепоклонников» с круглым куполом за колокольней.
Советская власть его закрыла. В 1994 году храм передали грузинской церкви. В армянской среде ходят слухи, что с храма сняли армянский крест, убрали хачкар, который где-то там стоял, уничтожили какие-то армянские фрески. Со временем вокруг принадлежности храма разгорелись такие же споры, что и вокруг Норашена. С той только разницей, что Бетлеми остаётся действующим.
Современность
Так как храм стоит высоко на склоне горы, то он бросается в глаза всем, кто смотрит на Старый Город с какой-нибудь смотровой площадки — например, с Метехской скалы или с ресторана «Флоуэерс». Выше его располагается только храм Святого Николая в крепости Нарикала.
Кроме того, выше храма на хребте стоит памятник Матери-Грузии, от которого начинается спуск вниз, к самой Бетлемской церкви, и потом по Петхаинской лестнице на улицу Асатиани. Это популярный пеший маршрут. Кроме того, с южной стороны храма есть площадка-садик, которая тоже по сути смотровая площадка, и с неё хорошо видно Старый Город.
Тут есть фонтанчик с водой, цветы, фруктовые деревья и скамеечки, и не так много народу, за что это место любят все, кто знает о его существовании.
Вид на храм из садика зимой
Из этого же садика можно пройти к «храму огнепоклонников» и на улицу Гоми. Когда закончится реставрация площади Гудиашвили и прилегающих улиц, посещаемость этой части города повысится и храм будет ещё более на виду и на слуху.
К сожалению, храмы XVI века очень аскетичны и минималистичны. Это довольно типовая крестово-купольная церковь с удлиннённым западным нефом. Храмы той эпохи часто клали из кирпича, но этот построен из камня.
На стенах нет какой-то особенной резьбы или украшений. Интересен разве что купол, сложенный из каменных плит. Это редкость для Тбилиси.
Купол Бетлемской церкви
У барабана купола есть свои странности. Их не видно снизу, но в 2015 году проходила реставрация и к куполу можно было подняться по лесам. В барабан вмурована плита с длинным армянским текстом. Известно, что в своё время была найденна вмурованная в стену плита, которая ранее была частью храма Святого Карапета в Авлабаре. Возможно, это та самая.
Армянская плита
Внутренний вид храма тоже довольно типовой. Видны поздние полуготичные арки и подкупольные паруса с евангелистами, которые (паруса) тоже слегка заострённые. Армяне любили такого типа паруса.
Интерьер
Если у храма и были какие-то армянские фрески, то они не сохранились. Сейчас все фрески в храме новые, и довольно симпатичные. Ничего гениального там не нарисовано, но выглядит необычно.
В храме плохое освещение — только из окон барабана, и Сололакский хребет часто заслоняет солнце, поэтому в храме всегда полумрак. Когда-то в южной стене находились большие окна, но сейчас они заложены кирпичом. Здесь темнее, чем в любой другой церкви Тбилиси.
Это формирует особенную мистическую атмосферу. Фактически ради этих фресок и стоит посещать Бетлемскую церковь.
Фрески
В прошлые эпохи у храма была ещё лестница с крыльцом с южной стороны, и что-то вроде балкона на уровне южного входа. В неведомые эпохи это всё обрушилось, поэтому сейчас южным входом не пользуются. Если у государства дойдут руки восстановить лестницу, то храм станет сразу интереснее и посещаемее.
Храмы с похожими названиями
Храм чуть западнее и ниже по склону называется Нижней Бетлемской Церковью, формально это грузинский Рождественский храм. В Грузии существует ещё Бетлемская пещера, которая иногда называется Бетлемским монастырём. Находится высоко в горах и без альпснаряжения недоступна. Так же иногда Бетлемскую церковь путают с монастырем Бетания в лесах неподалёку от Тбилиси.
Как найти
Как уже говорилось, к храму можно спуститься от статуи Матери-Грузии (если найдёте начало спуска), или из лабиринтов квартала Клдисубани с улицы Гоми, или снизу, со стороны сквера Гудиашвили и улицы Асатиани. Это там, где дом № 14 по Асатиани.
Источник: http://travelgeorgia.ru/854/
Путеводитель по шекспировским местам
Дом, в котором родился Уильям Шекспир (William Shakespeare), расположен в маленьком городке Стратфорд-апон-Эйвон — сюда можно добраться из Лондона на поезде. Большинство вещей в музее — подлинные, а экскурсоводы носят костюмы XVI века, чтобы туристы максимально погрузились в эпоху драматурга. В цветущем саду регулярно проходят чтения монологов из пьес Шекспира и театральные представления.
Дом Энн Хэтэуэй в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания
До свадьбы Шекспир часто приходил на свидания к своей будущей жене Энн Хэтэуэй в большой живописный сад у ее дома. Считается, что этот сад вдохновлял поэта на написание сонетов.
Церковь Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания——BR——
Здесь Шекспира крестили в 1564 году и похоронили в 1616-м, поэтому церковь называют также «шекспировской церковью». К могиле поэта до сих пор приносят огромное количество цветов.
Театр «Глобус», Лондон, Великобритания
Известность театру «Глобус» на берегу Темзы в Лондоне принесли постановки произведений Шекспира. За более чем 400-летнюю историю театр несколько раз закрывали и восстанавливали. Современное здание воссоздано по историческому образу театра «Глобус». Оно было построено в 1997 году по описаниям и найденным при раскопках остаткам фундамента.
New Place в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания——BR——
Поместье New Place в родном Стратфорде-на-Эйвоне Шекспир купил, когда получил право на фамильный герб и дворянское звание и заработал состояние. Сам дом не сохранился: в 1759 году новый владелец снес его, не выдержав постоянного внимания к этому месту со стороны поклонников драматурга. Но в ходе археологических раскопок дом восстановили и откроют для туристов в июле 2016-го.
Балкон Джульетты, Верона, Италия
Прообразом семьи Капулетти из пьесы «Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet) послужил род Капелло. Интерес к дому этой семьи в Вероне возник после выхода фильма Джорджа Кьюкора (George Cukor) «Ромео и Джульетта» в 1936 году, тогда же его начали реставрировать и построили на втором этаже балкон Джульетты. В 1972 году во дворе дома появилась бронзовая статуя Джульетты. По легенде, потерев грудь статуи, можно обрести счастье в любви.
Замок Кронборг, Дания——BR——
Замок Кронборг известен под именем «Эльсинор» и считается местом действия пьесы «Гамлет». Впервые трагедия была поставлена в замке в 1816 году к 200-летию со дня смерти Шекспира и с тех пор исполняется здесь регулярно.
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Источник: https://www.gq.ru/travels/putevoditel-po-shekspirovskim-mestam