В каком году князь Владимир принял христианство

Почему Владимир принял крещение в Херсонесе? »

В каком году князь Владимир принял христианство

О крещении князя Владимира ходят легенды, и даже авторитетные историки, посвятившие жизнь изучению этого периода, спорят между собой о деталях, пожалуй, одного из важнейших событий в истории России. Некоторых дотошных исследователей смущают не только расхождения в летописях относительно года крещения, их волнуют главные вопросы — место, где это произошло, и почему. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» решил провести собственное расследование.

За историю Руси Ломоносов подрался с Миллером

Согласно официальной версии, князь Владимир Святославич принял крещение в Херсонесе в 988 году н. э.

При этом главный «датировщик», на который ссылается большинство историков — это Повесть временных лет, отсылающая нас к 6496 году «от сотворения мира», то есть к 988 году по современному лето­счислению.

А вот большинство византийских источников указывают 987 год, когда Константинополь заключил с Русью союз, испугавшись завоевания Царьграда (Константинополя) после завладения русскими Корсуни (Херсонеса Таврического).

Называются и другие даты. Ряд авторов считают вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским пат­риархом Фотием I в 860-х годах, вскоре после похода русов на Константинополь. Эти события иногда именуют первым крещением Руси.

А, например, математики РАН Николай Фоменко и Глеб Носовский, ссылаясь на Тверскую летопись 1534 года и на иконы Христа, на которых указан 6878 год от Адама, демонстрируют, что крещение Руси произошло в 1369 году, то есть почти на 400 лет позже. К слову, и рождение Христа они привязывают к XI веку.

Арабский же писатель и историк XI века Аль-Бекри в своих трудах заявляет, что «русы приняли христианство в IV веке нашей эры».

А человеком, который распространил его на славянские земли, был якобы Бус Белояр, правитель Русколании — государства, существовавшего, по легенде, ещё до Киевской Руси и занимавшего территорию от Днепра до Северного Кавказа.

Алексей Евтошенко, кавказовед:

«Григорий Просветитель, креститель Армении, когда встретился с царём Тиридатом, назвал его царём алан и русов, а это начало IV века. О каком царе русов может идти речь, если Киевской Руси, или Руси на Днепре, тогда ещё не существовало?»

Впрочем, современные историки отрицают подлинность Велесовой книги, единственного сохранившегося письменного источника, подтверждающего существование Русколании.

Хотя не секрет, что за переписывание русской истории и, в частности, отрицание существования праславянской государственности Михаил Ломоносов сломал немцу Миллеру нос

Каменные колонны церкви в Корсуни

И всё-таки основная интрига заключается в том, что исследователи продолжают спорить, в каком городе на самом деле Владимир принял крещение. Официальная версия гласит, что произошло это в Корсуни — так на Руси называли греческий Херсонес.

«Крестился Владимир в церкви Святого Василия, а стоит церковь та в Корсуни, посреди города, где собираются корсуняне на торг», — рассказывает Нестор в своей Повести временных лет в начале XII века.

Те же, кто считает этот источник более поздней фальсификацией, заявляют: дескать, некоторые источники указывают на 987 год крещения Владимира, а в это время он находился в Киеве. В качестве потенциального места крещения приводят городок Василев, недалеко от столицы, где обнаружили остатки некой деревянной церквушки.

Впрочем, версия эта слаба: нет никаких достоверных подтверждений, да и на всех древних фресках и картинах Владимир изображён в купели на фоне каменных стен, колонн и арок. Именно такие когда-то возвышались в Херсонесе Таврическом. Сейчас на этом месте стоит беседка с памятной надписью о важнейшем в истории событии.

Однако греческий Херсонес, выбранный местом для крещения, вызывает недоумение: почему веру, которую Владимир собирался ввести в стране в качестве государственной религии, нужно было принимать на греческой территории?

Крым передавался русам за военную помощь

Известно, что принятие Русью христианства было условием со стороны Византии в обмен на руку и сердце царевны Анны. Однако ведь именно византийский император Василий II попросил военной помощи у Владимира Красно Солнышко для борьбы с самопровозглашённым царём Вардой Фокой.

Так что условия Василию II должен был ставить Владимир, а не наоборот. Какими же могли быть условия? Разумеется, Владимиру Святославичу, собиравшемуся сплотить и помирить разрозненные русские земли, было выгодно принять новую религию как объединяющий фактор.

Но византийский император об этом не знал.

Виктор Грицков, писатель-историк:

«Летом 988 года русы разгромили осаждавшую Константинополь армию мятежников Был достигнут вынужденный для империи компромисс, в соответствии с которым отложившийся Крым передавался русам в качестве компенсации за оказанную военную помощь.

Но этот дар предстояло заполучить в бою.

Поэтому рядовые участники крымского похода и поздние летописцы воспринимали осаду Корсуня как вой­ну с византийцами, а наиболее информированные — как месть за коварство греков, подсунувших их повелителю ложную сестру императоров».

Речь идёт о том, что Василий II, не желая православную царевну выдавать замуж за язычника, изначально сосватал его с лже-Анной.

Если верить этому исследованию, то христианство Владимир принимал в русской Корсуни, причём такая важная церемония, по всей видимости, была проведена в Херсонесе, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: Крым отныне принадлежит новой православной Руси, наследнице Второго Рима.

Столица Руси в Севастополе

Есть и ещё более смелая версия, отвечающая на вопрос, почему Владимир принял крещение именно в Херсонесе. Согласно ей, именно в Крыму находилась столица Древней Руси.

Виктор Спильный, исследователь:

«Древний город Киев-в-Инкермане был найден мною 9 мая 1997 года благодаря изображению на древней мини­атюре из летописи владимирских князей, сохранённой для истории литовским вельможей — воеводой Николой Радзивиллом. На древней русской миниатюре из летописи владимирских князей изображены первые князья Русской земли в Киеве-в-Инкермане. А именно Кий, Щек и Хорив изображены восседающими на Киевских горах с видом на севастопольскую Северную бухту».

Правда это или вымысел, историкам ещё предстоит разобраться. Но удивительно, почему никто не придаёт значения любопытной формулировке в Повести временных лет, на которую все так настойчиво ссылаются.

Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда «начала называться Русская земля, а Русь впервые появилась в Царьграде». Известно, что Царьград, он же Константинополь, периодически переходил из рук Византии в руки Древней Руси.

Но каким образом, не владея ключевыми портами Северного Причерноморья, можно было претендовать на Босфорский пролив и выход в Средиземное море?

Источник: http://ktelegraf.com.ru/5513-pochemu-vladimir-prinyal-kreshhenie-v-xersonese.html

Владимир Великий

В каком году князь Владимир принял христианство

Владимир Святославич Великий СвятойГоды правления: 980-1015

Годы жизни: 947-1015

Великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь; придал христианству на Руси статус государственной религии. Известен также как «Креститель Руси».

Князь Владимир Великий — биография

Сын великого князя Киевского Святослава I Игоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира княжить в Новгороде по просье новгородцев в 969 году. Мать Владимира по преданию — ключница княгини Ольги Малуша.

Во время междоусобной войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом, закончившейся смертью Олега, Владимир испугался властолюбия старшего брата и бежал «за море» к варягам. Вернулся в 980 году, во главе варяжской дружины с целью вернуть потерянное. Задачу свою выполнил: взяв Киев, выманил из него с помощью предателя Ярополка на переговоры и убил его.

Киевский князь Владимир Великий

Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.

В 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева; в 997 году, когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Воевал с Волжской Болгарией. Известны также его войны с Византией и Польшей (поход 992 года).

Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников.

Владимир великий — годы правления

Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру. По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна.

Постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам Мусульмане —  аллаху, иудеи — Иегове, христиане — христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными.

Поэтому выбрать какую-то одну из вер оказалось очень непросто. По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру.

Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»).

Христианская Русь при Владимире Великом

Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II.

В 988 году Владимир взял Херсон (Корсунь). Крещение князя состоялось в 987/989 именно в Херсоне, при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь.

Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).

Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции.

При большом количестве жен и наложниц у Владимира было немало детей. История упоминает следующих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Святослава, Станислава, Позвизда, Бориса, Глеба, Мстислава, Судислава и Святополка.

В 995 году Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление сыновьям. Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных, которая впоследствии привела к раздроблению Руси на отдельные княжества и междоусобице.

Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015 и был похоронен в десятинной церкви в Киеве.

Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко» был канонизирован как святой великий князь Владимир. Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля.

В 2017 году на экраны России вышел грандиозный по размаху исторический фильм «Викинг». Посвящен он был  Великому князю.

Скачать реферат Князь Владимир Святой

Источник: https://kremlion.ru/praviteli/vladimir/

Князь Владимир: легенда и быль

В каком году князь Владимир принял христианство

Князь Владимир: легенда и быль

17776      0

Мы не знаем, когда родился князь Владимир — до нас не дошло ни одного письменного свидетельства. Примерную дату — 960 год — вычисляют, исходя из даты смерти князя.

Будущий креститель Руси был незаконнорожденным, но в те времена внебрачные связи не считались предосудительными и на репутации человека не лежало никакого пятна из-за его происхождения. Год рождения нам неизвестен, зато известно место рождения — село Будутино (Будятино) под Псковом.

Именно туда сослала разгневанная княгиня Ольга свою ключницу Малушу, не зная еще, что сын этой простой женщины совершит то, о чем княгиня жарко молила Господа,— обратит Русь от языческой скверны к истинному Богу!

Розути робичича

Причиной известной распри Святославичей — братьев Ярополка, Олега и Владимира — стал неудачный раздел территории, в результате которого киевский князь Ярополк потерял контроль над знаменитым путем «из варяг в греки». Выход на него с Балтики контролировал Новгород князя Владимира, а сухопутный путь пролегал через древлянские земли князя Олега.

Ярополк терпел большие убытки и, видимо, попытался «нажать» на своих братьев, на что они ответили полным неповиновением. Поводом для начала военного конфликта стало убийство Олегом на охоте сына воеводы Ярополка. Олегу пришлось спасаться бегством, и он погиб от трагической случайности.

Ярополк не был повинен в смерти брата, но князь Владимир и его наставник Добрыня бежали от такой же предполагаемой участи за море, к варягам. Три года, проведенных ими в землях варягов, для историков покрыты мраком.

Что делал князь Владимир? Каков был круг его общения? Как бы то ни было, за эти три года он набрал большое сильное войско из варягов, с которым вернулся в Новгород, прогнал посадников брата Ярополка и объявил войну Киеву.

Путь князя к Киеву лежал через Полоцк, правитель которого, древлянский князь Рогволод, был нужен Владимиру как союзник. Сватовство Владимира к его дочери Рогнеде было важным политическим шагом. Летопись донесла до нас ответ Рогнеды: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочу». Одни исследователи видят в этом презрительный намек на происхождение Владимира, другие — что-то вроде: «Да он еще дитя дитём».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько было расстреляно священников

Очевидно, что Ярополк на тот момент уже заручился важной для него поддержкой древлянского князя. Конечно, князь Владимир не мог оставить у себя в тылу человека, преданного врагу. Но его расправа с Рогволодом и его дочерью потрясает запредельно циничной жестокостью даже современного человека, привыкшего к ужасам криминальной хроники: князь изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, а потом убил их, а княжну принудительно взял в жены.

Вообще, нужно признать, что жизнь князя Владимира до обращения ко Христу представляла собой настоящий апофеоз зла.

Братоубийство

После покорения Полоцка князь двинулся на Киев. Ярополк, видя намерения брата, сбежал из стольного града и попытался спрятаться в небольшом городе Родне, однако в конце концов согласился встретиться в Киеве для переговоров и погиб от руки двух наемников-варягов. Так на совесть молодого князя лег грех братоубийства и предательства.

Когда Владимир стал править в Киеве, он взял в жены вдову своего брата — гречанку, которая ожидала ребенка.

К тому времени у князя был уже целый гарем из жен и наложниц, но на этот раз правитель действовал по законам того времени: взяв на себя заботу о вдове брата и признав своим наследником ее будущего ребенка, он тем самым пытался преградить путь кровной мести. Что, впрочем, ему не удалось.

Семена злобы и греха, посеянные Владимиром-язычником, дали свои страшные всходы после кончины святого равноапостольного князя. Святополк — сын «двух отцов», как называет его летопись,— вероломно убил двух любимых сыновей князя Владимира — кротких Бориса и Глеба, первых святых, канонизированных Русской Церковью.

Реформы

Но это будет потом. А пока языческий князь развивал бурную деятельность: укреплял, как сказали бы теперь, вертикаль власти, вел завоевательные походы, облагал данью всё новые и новые земли. Одной из важных составляющих реформ князя была масштабная религиозная реформа.

Князь Владимир пытался поднять неразвитые языческие культы Руси до уровня официальной религии Византийского двора. Киев и Новгород покрывались многочисленными капищами, у подножия которых лилась человеческая кровь. Одной из жертв языческого безумия князя стала христианская семья: Федор и его сын — отрок Иоанн.

Трудно поверить, что жребий пал на них случайно.

Но еще труднее поверить, что в свирепом и жестоком человеке, каким предстает Владимир до крещения, шла напряженная внутренняя работа, велся духовный поиск, тайна которого так и не была нам открыта.

Вот как пишет об обращении князя митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына».

Корсунская и другие легенды

В это время в Византии бушевала кровопролитная гражданская война: законный правитель империи ромеев Василий II вел беспощадную борьбу с узурпатором Вардой Фокой. Император был в отчаянном положении. Свою последнюю надежду он возложил на военно-политический союз с варварским князем из земли русов. Надежды императора оправдались.

В битве при Хрисополисе (988 г.) с участием русов он одержал над Вардой решительную победу. Цена, которую потребовал князь Владимир за военную помощь, была запредельна — брак с сестрой императора Анной. Понятно, что такое требование было осуществимо только при условии личного крещения князя и христианизации Руси.

Впрочем, некоторые ученые практически не сомневаются в том, что крещение князя Владимира состоялось несколько раньше этих событий — в 987 году. В таком случае багрянородный император обратился за помощью уже не к язычнику, а к христианскому государю.

Торжественное крещение киевлян состоялось в 988 году: горожане приходили креститься семьями, а после крещения деревянный безгласый идол Перуна поплыл по волнам Днепра.

В 989 году христианский князь осадил и взял приступом город Корсунь (Херсонес). Как могло такое случиться? Летописный рассказ о крещении князя в Корсуни плохо согласуется с другими историческими свидетельствами. Вероятнее всего, этот поход был совершен с целью напомнить грекам об их обещании. После падения Херсонеса император Византии все-таки отдал свою сестру Анну в жены киевскому князю.

С тех пор жизнь Владимира, которого все знали как жестокого блудника и насильника, полностью переменилась.

На его примере мы лучше всего видим, что крещение — это смерть ветхого и рождение нового человека, а покаяние есть подлинная «перемена ума», которая влечет за собой перемену всей жизни: циничный и жестокий «конунг» — военный вождь — превращается в доброго и милосердного правителя, настоящее «Красное Солнышко».

Правление князя Владимира отмечено широкой благотворительной деятельностью, помощью малоимущим. Правитель Киевской Руси стремился в точности воплотить в жизнь евангельский закон любви — быть милостивым и к бедноте, и к людям, преступившим закон. Он очень тяготился необходимостью карать преступников, потребовалось даже увещевание Церкви, чтобы успокоить его чуткую совесть.

Огнем и мечом?

История крещения Руси таит в себе немало вопросов для историков, но широкую общественность, как правило, интересует только один: правда ли, что князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом»? И на этот вопрос историческая наука отвечает вполне однозначно: нет, неправда.

Сама фраза «огнем и мечом» появилась только в XVIII веке в приводимой историком В.Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Ученые полагают, что этот памятник очень поздний и вряд ли отражает реальное положение вещей. Подлинность его ставится под сомнение.

Но даже если предположить, что текст отражает реальное положение вещей, в нем мы видим как раз свидетельство о том, что новгородское противостояние было не правилом, а исключительным случаем — ведь только про новгородцев ходила в народе уничижительная поговорка: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня — огнем».

Никаких других свидетельств об этом конфликте ни в летописях, ни в археологических артефактах не сохранилось.

Нужно также помнить, что христианизация Руси шла не только «сверху», но и «снизу». На Руси и до князя Владимира возводились храмы, некоторые князья приняли крещение еще до него. Христианкой была святая равноапостольная княгиня Ольга. Так что смена веры не стала шоком для подданных святого князя.

Широкомасштабная просветительская деятельность святого равноапостольного князя Владимира сделала Киевскую Русь одним из самых динамично развивающихся христианских государств средневековой Европы. Его судьбоносный выбор на многие столетия вперед определил вектор развития нашего Отечества.

Газета «Православная вера» № 14 (586)

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/knyaz-vladimir-legenda-i-byl

День Крещения Руси: когда русичи стали православными

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля (15 июля по юлианскому календарю), как день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси

День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации как памятная дата важного исторического события, оказавшего решающее влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России, а также на укрепление российской государственности.

В этот день, 28 июля, в 1015 году великий князь, Святой Владимир ушел из жизни, оставив после себя на Руси православную веру, христианскую культуру и осознание единства великой страны и ее великого народа. Само Крещение по велению князя Владимира случилось почти тремя десятилетиями ранее, в 988 году.

Поиск истинной веры

До 988 года на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также случались и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее.

Владимир чувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли, централизовать власть, для чего необходима была смена мировоззрения.

Sputnik / Сергей Пятаков

Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, а впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий. Согласно летописному своду XII-ого века «Повесть временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». Волжские болгаре предлагали Владимиру перейти в ислам. Затем немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой, звали в свою веру. Хазарские евреи приглашали русского князя в иудаизм.

А затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Философ поведал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Когда же после посещения Константинополя посланники князя Владимира вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».

Кроме того, бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианкой, строившей храмы и стремившейся распространить христианство на Руси. Княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря, еще около 955 года приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов.

Так, бабушка князя Владимира, княгиня Ольга и отзывы посланников князя Владимира о чудесном пребывании их в Константинополе помогли утвердиться княжескому решении в пользу христианства по греческому обряду.

Внезапная слепота князя и ее излечение священником

Но князь Владимир пошел в поход за верой по своей, княжеской, логике. И первым делом Владимир покорил город Херсонес (Корсунь), после чего отправил к византийским императорам Василию и Константину своих послов, которые должны были сообщить о намерении князя Владимира жениться на императорской сестре Анне. В случае несогласия на такой союз Владимир пригрозил покорением самого Константинополя.

Sputnik / Юрий Лашов

Музей-заповедник «Херсонес Таврический» и Свято-Владимирский собор

Несмотря на ужас девицы, которой грозил брачный союз с незнакомым ей да некрещеным северным варваром, Анна дала согласие на этот брак. Условием же ее стало крещение князя Владимира. А князь Владимир только этого и ждал. Византийская царевна отправилась к жениху в Херсонес. Но по ее приезду князь внезапно ослеп и уже было начал сомневаться в своем решении. Но мудрая девица объяснила жениху, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Князя Владимира крестил епископ Корсунский. И Владимир действительно прозрел, едва только епископ возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели. «Ныне познал я Бога истинного!» — С радостью воскликнул князь.

За князем, восхитившись случившимся чудом, крестились и дружина князя, и бояре. А вскоре после своего крещения Владимир повенчался с Анной, больше не страшившейся стать женой русского князя.

Ведь теперь видела Анна, что над Владимиром и над его землей пребывает Божия благодать, так рассказывают легенды.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил в городе церковь в честь святого Василия, имя которого он получил при крещении.

По свидетельствам летописцев, после того, как зрение вернулось к князю Владимиру, он стал смотреть на свою прошедшую жизнь уже другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Князь стал совершать много дел милосердия: он отпустил своих наложниц, стало много помогать нищим, духовно наставлять людей.

Особый мир русского православия

Новую веру и новые знания князь Владимир привез в земли свои и в свой народ. Несмотря на то, что Руси была крещена в итоге, простые люди по отдаленным деревням часто продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским.

Так и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Однако, чувство единства народа и земли русской проросло глубоко и неизбывно в русских людях навека.

Sputnik / Александр Кряжев

Празднование Дня Крещения Руси

Крещение Руси и сегодня продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.

Источник: https://ee.sputniknews.ru/spravka/20170712/6426944/denj-kreshjenije-rusj-kogda-rusichi-stali-pravoslavnymi.html

Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира

Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.

Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.

Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии. 

Трижды крещенные

Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.

Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.

Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.

Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.

Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.

Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.

Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними. 

Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.

«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая вера была у древних славян

Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.

Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».

Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».

Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.

Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.

Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.

Странные союзники

Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.

Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу. 

Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.

И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине. 

Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.

Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.

Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.

Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505

Крещение Руси

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску.

Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в.

для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам.

Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией.

Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III.

По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение.

Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе.

Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св.

Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей — Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры.

Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм.

Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г.

приняли ислам, это отношение не изменилось.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/kreshchenie-rusi.html

Как русы принимали ислам

По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.

«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк

Какую веру принял Владимир Святой?

По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало.

Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка. Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть временных лет».

«Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг одной правильной.

Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов уважали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из направлений христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То есть агаряне – это мусульмане.

Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, мусульманами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси. Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь.

Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами. Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришли к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру.

Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному богу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Католики из Рима хвалили свою религию: «вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отвернулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.

Затем прислали греки к князю Владимиру философа, говорившего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял свой. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Далее всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарами у греков. В итоге Владимир принял веру греков. Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.

Что сообщают восточные источники

Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д. Арабский путешественник XII века Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев.

И вот что он рассказывает о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.

Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.В восточных источниках есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя.

Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они были расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя.

Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силой в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей.

Арсания – это одна из «славянских» стран в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и мусульманами.А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русы добывают себе пропитание только мечом.

Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришли в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру.

К хорезм-шаху прибыли русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов подарками и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами. Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах.

С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей.

Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.

Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма удобной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов практически до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось язычниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.

Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство.

Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.

Во Владимиро-Суздальской земле преобладало язычество. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»).

Понадобились долгие столетия, пока примерно во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где жили волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи.

Поэтому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.

Источник: https://topwar.ru/163646-kak-rusy-prinjali-islam.html

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

День Крещения Киевской Руси: Все, что нужно знать верующим

День Крещения Руси отмечают ежегодно 28 июля

112.ua

В этом году в воскресенье, 28 июля, в Украине отмечают 1031-ю годовщину Крещения Киевской Руси. Этот праздник имеет богатую историю и свои традиции. Обычно ко Дню Крещения Руси устраивают крестный ход и проводятся торжественные богослужения. Но обо всем по порядку.

По сути

В Украине праздник официально называется День Крещения Киевской Руси – Украины. Это государственный праздник, который был учрежден 25 июля 2008 года указом третьего президента Украины Виктора Ющенко. Отмечается ежегодно 28 июля.

Дата выбрана не случайно. По преданиям, именно в этот день в 988 году князь Владимир принял новую веру и вернулся в Киев, чтобы окрестить народ Руси. К слову, точную дату крещения так и не установили, ее отметили лишь предположительно. Это 14 августа (по старому стилю или 27 июля по новому) 988 года.

Экскурс в историю

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Позже та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев.

Некоторые источники утверждают, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Другие же заверяют, что первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).

Также отмечается, что первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также сообщается, что симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, который был убит варягами по приказу своего брата Владимира Великого, который в будущем и крестил Русь.

Из открытых источников

Известно, что князь Владимир решил крестить Русь из политических соображений, в первую очередь надеясь этим шагом объединить враждующие земли и укрепить собственную власть.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «Испытание вер». Тогда киевскому князю поступали предложения принять мусульманство, иудейскую веру, католичество, однако он остановил свой выбор на христианстве.

Впоследствии Владимир крестился в Херсонесе, приняв новое имя – Василий. Также он окрестил детей и подданных и женился на царевне Анне из Византии.

Массовое крещение народа произошло в Днепре. При этом не все были согласны отказываться от язычества, но их «убеждали». Иногда с помощью оружия.

Как отмечают День Крещения Руси в Украине

В Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявили, что планируют проведение торжеств по случаю Дня Крещения Киевской Руси.

Так, 27 июля на Владимирской горке в Киеве провели молебен, после чего прошел крестный ход с чудотворными иконами и мощами святых. 

На 28 июля в 09:00 состоится торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.

День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке orthodox

В Поместной православной церкви Украины также анонсировали ряд мероприятий к празднику.

«Провести 27-28 июля 2019 общецерковные празднования 1031-й годовщины Крещения Руси-Украины: 27 июля днем — Всенощное бдение в Михайловском Златоверхом соборе Киева; 28 июля утром — Божественная литургия в Малой (Теплой) Софии, крестный ход к памятнику св. равноапостольному кн. Владимиру и молебен», – говорится в сообщении ПЦУ.

К слову, это будет первый крестный ход для ПЦУ, а проведет его, как ожидается предстоятель Поместной православной церкви Украины митрополит Епифаний. 

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/den-kreshheniya-kievskoy-rusi-vse-chto-nuzhno-znat-veruyushhim-501213.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Кто является автором Божественной комедии

Закрыть