Как правильно креститься в Католической церкви

Православный крестик и католический: главные различия между двумя изделиями

:

Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!

Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения

Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.

За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.

Форма креста — первое и главное отличие 

Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.

В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.

Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.

Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма. 

Четырехугольный крест

По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным. 

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное. 

У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского. 

Восьмиконечный крест

Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.

Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.

Различия католического и православного крестного символа

Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.

Надписи

Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».

Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.

До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.

Изображение

Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.

Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом. 

На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.

Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.

У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.

Расположение Христа

Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.

Количество гвоздей

Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.

У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.

История возникновения раскола

Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.

Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.

Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.

Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта

В нашей ювелирной коллекции собрано более 100 моделей католических и  православных крестов в комбинации различных типов золота, а также с элегантной инкрустацией и растительными узорами. Все модели мужских крестиков, как и женских, отличаются аккуратностью исполнения, что позволит приобрести изделие в качестве значимого атрибута веры и изысканного украшения. 

Дополнительные вставки из драгкамней делают изделия более яркими и современными на вид.

Все крестики (для взрослых и детей) можно посмотреть в каталоге на Diamant.ua (с подробным описанием характеристик). Элегантные цепочки из белого/желтого/красного аурума составят крестику гармоничный ансамбль.

Среди множества моделей вы непременно найдете свой драгоценный талисман!

Источник: https://diamant.ua/ru/articles/chem-otlichaetsja-katolicheskij-krestik-ot-pravoslavnogo/

Что нести на кладбище на Радоницу: правила проведения в праздник

Что нести на кладбище на Радоницу, и чего в этот день лучше не делать – знать должен каждый верующий христианин. Ведь для проведения этого праздника, существуют особые правила, предусмотренные церковными канонами. По традиции, к своим умершим родственникам идут с куличами, крашенками, печеньем и конфетами. Так повелось издавна, как пожертвование малоимущим и как память о тех родных, кто ушёл в мир иной.

Что такое поминальный день и что принято нести на Радоницу на кладбище

Многие люди считают, что поминальный день – конфеты и искусственные цветы на могилах, а что за праздник на самом деле, некоторые даже не задумываются. На самом деле поминальный день после Пасхи, другими словами Радоница – это та же Пасха, но празднуемая живыми с умершими родственниками.

О поминальных днях

Поминальный день, по церковным канонам, праздник очень важный. Родственники в этот день стараются собраться все вместе и отправляются на могилки к тем, кого с ними больше нет.

Радоницу празднуют на 9-й после Пасхи день, то есть – по вторникам, хотя по факту поминальных дней всегда получается три, начиная с субботы и по вторник. У кого-то не получается из-за работы прийти на кладбище во вторник, да и священникам за один день не обойти всех кладбищ.

Если пойти на кладбище по той или иной причине в поминальные дни не получилось, можно заменить поход посещением церкви во время праздничной панихиды.

Что на Радоницу несут на кладбище

Традиция поминальных угощений на кладбище связана с древними верованиями о пожертвованиях в пользу бедных, как о памяти своих покойных родственников. Таким образом, это не просто обмен сладостями на кладбище, а стремление поделиться едой с голодными и накормить их.

Человек, забирающий с могилки сладости – обычное явление для поминального дня, и прогонять его или укорять в этом ни в коем случае нельзя. Это наши православные традиции и с ними необходимо считаться.

Какие действия в поминальные дни считаются правильными

Прежде всего, приходя на могилку, Православные христиане зажигают свечу и читают молитву. Далее с усопшим следует мысленно пообщаться и навести на могилке порядок.

Устраивать застолья на кладбище не рекомендуется церковью. Можно просто присесть рядом с могилой и, общаясь с покойным, вспомнить о его хороших делах, совершённых им при жизни. Таким образом поступали наши далёкие предки ещё в дохристианские времена. На кладбище употребление алкоголя церковью не приветствуется, за семейную трапезу лучше усаживаться после возвращения с кладбища домой.

Чего не делают на Радоницу

На кладбище следует обойтись без долгого застолья и употребления алкоголя. Обедают родственники после возвращения с кладбища, дома.

Неправильно поступают также те, кто ставит водку или вино на могилу. Священники поясняют, что это никоим образом не относится к христианским традициям, а является отголоском древней веры – языческой.

Продукты, которые быстро портятся, также не могиле оставлять не следует, потому что запах гнили будет привлекать полчища мух, а также бездомных собак. Правильнее всего поступает тот, кто куличи с крашенками раздаёт людям, оставляя непосредственно на могиле только конфеты.

Какие поверья на Радоницу дошли до наших дней

Существует поверье, о котором многие могут даже не догадываться. Тем не менее, в поминальные дни говорить об усопших «покойники» не следует. Считается, что они всё, что о них говорят, слышат и на это слово могут обидеться. Называть в это время умерших следует, как живых: родственниками, свояками, знакомыми и т.п.

Навести порядок на кладбище, посеять цветы, посадить куст или дерево, следует накануне Радоницы.

В поминальную неделю не копают огород, потому что наши предки заметили, что посеяно или посажено в этот период – и всходы даст слабые, и урожай получится бедным.

Тем, кто с могил забирает оставленные угощения, обязательно следует читать заупокойную молитву, если же этого не сделать, покойники станут им сниться.

У могилки читают «Отче наш» и 3 раза целуют стелу или крест. Важно также, покидая могилки, произнести, обращаясь к усопшему: «Нам пусть здоровится, вам же – легко лежится», и: «Вам – Царствие Божие, а нам – к вам не торопиться».

Особенностью этой недели является встреча двух энергий: мёртвой и живой. Наши предки верили, что в это время усопшие встречают их у кладбищенских ворот.

Неприятностей избегут те, кто на кладбище будет входить именно через ворота, причём у входа 3 раза нужно перекреститься. То же самое следует сделать и покидая кладбище. Осенить себя крестом – значит уважать мёртвых и уберечься от всякой нечисти. Придя с кладбища, по 3 раза следует помыть лицо и руки, взяв немного воды, освящённой в церкви.

Если на могилку под пасху подстилали полотенце, его тоже нужно сполоснуть в освящённой воде.

Бывает, что после кладбища, у себя во дворе или прямо у порога находят кладбищенские принадлежности в виде цветов, венка, рассыпанных соли, крупы или земли. В таком случае следует всё это вымести со двора на ближайший перекрёсток. Это станет причиной того, что кто порчу пытался навести, сам же её и получит.

Если в семье есть беременные женщины и дети до года, их на кладбище лучше не брать – пусть просто сходят в храм.

Источник: http://rsute.ru/759245-chto-nesti-na-kladbishhe-na-radonicu-i-chego-delat-ne-rekomenduetsya.html

Можно ли православным ходить в церкви других религий

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

В экскурсионных целях православным допускается посещать католические храмы

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Читайте о других религиях:

  • Православие и иудаизм
  • Православие и баптизм
  • Православие и сектантство

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

Что касается отношений Православных церквей к молитве католиков в своих церквях, то тут позиция сложнее. РПЦ МП католику в совершении таинства причастия, скорее всего, откажет из-за того, что причащение означает полное согласие с церковью во всем, а у ортодоксов с католиками раскол до сих пор.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

  • заходить в мечеть иноверцу можно только на определенных условиях;
  • важно соблюдать принятые обычаи внутри мечети;
  • во время совершения молитвы нельзя посещать мечеть;
  • нельзя посещать Запретную мечеть в Мекке.В мусульманском храме важно соблюдать строгие правила посещения

Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал. Важно соблюдать законы, принятые в этой вере. Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением Таинства Причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих. При этом причащаться в католическом храме православный христианин не может.

Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Исповедальня в католической церкви

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто восстановил Успенский собор

Правила посещения мечети

Мусульманство очень многим отличается от христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.

о том, можно ли православным заходить в католические храмы, мечети

Апр 1, 2019 15:27 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mozhno-li-pravoslavnym-hodit-v-tserkvi-drugih-religij.html

Как правильно креститься православным христианам?

Где, когда и как правильно креститься православным христианам? Какой рукой креститься, слева направо или справа налево? Мы решили разобраться в том, как правильно перекреститься православному верующему.

Владимир Волков

протоиерей, настоятель храма св. блаженной Матроны Московской и строящегося храма Святой Троицы Ставрополя, благочинный II-го округа, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, духовник Ставропольского Президентского Кадетского Училища, ведущий передачи «Ставропольский благовест» на канале «Союз»

Человек, прежде всего, это существо духовно-телесное. Если что-то есть в их душе, то оно обязательно проявляется внешне. Нельзя сказать, что человек в душе одно что-то сделал, а снаружи другое. Это всегда происходит в гармонии. И для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует понять историю происхождения крестного знамения.

История происхождения крестного знамения

Прообраз креста есть еще в иудейской традиции. Так что начнем с «Ветхого Завета». В книге пророка Иезекииля, говорится об ангеле, поставившем печать на избранных своих. При детальном изучении книги, нашли Вульгати – Библию, переведенную на латынь. В ней упоминается «сигнатау» («сигна» – сигнал, «тау» – еврейская буква в виде креста). Дословный перевод «сигнатау» – поставь на чело. Именно Ангелу повелевается поставить знак избранным.

Согласно библейским сказаниям, появление человека было высшим актом — в отличие, кстати, от многих религий. И когда между человеком и Богом произошел разрыв, человечество получило серьезные травмы.

Но когда человек «отпал» от Бога, последний дал обещание восстановить разрыв. А для восстановления единства человека с Богом, нужен был богочеловек. Для этого Христос сошел на землю и восстановил единство на кресте, этот путь был необходим.

После распятия Христос сходит в ад и, воскреснув, всех кто желает, выводит из него. Крест — это то лекарство, то орудие, на котором Христос восстанавливал единство человеческого и божественного в самом себе.

Наложение крестного знамения помогает человеку очиститься и вернуться в Царствие Божие.

В разных странах и культурах техника наложения креста различна. Некоторые люди, при входе в храм, крестятся, положив руку на лоб, затем на живот, на правое плечо, на левое плечо. На западе же левое плечо, затем правое. Это уже детализация, которая основана на местных нравах и традициях. Данное различие не является духовно-важным аспектом.

Почему православные христиане крестятся справа налево

При наложении на лоб, освящаются мысли, на живот – внутренние желания. Правая сторона – это символ спасения, перехода в рай, а левая – символ погибели, своеобразный переход в ад.

Правильное перстосложение при крещении

Традиционно следует прижимать два пальца к ладони, тем самым подчеркивая то, что Христос имеет два естества, божественное и человеческое, т.е две природы. Затем три пальца соединяются в единую точку, тем самым обозначая, что Бог один, а не три.

В западных странах крестятся пятью пальцами, как символ пяти чувств человека.
В российской традиции техника наложения креста менялась. В 1551 году на Стоглавом соборе было установлено, что на Руси стоит креститься двумя перстами. Знак символизировал два естества в кресте: божественное и человеческое.

В 1657 году, в соответствии с доводами патриарха Никона, собор устанавливает троеперстие.

Как правильно креститься перед и в православном храме или церкви?

В церкви существует два вида молитвы — частная и общественная. Если человек молится дома, он может сам для себя решать, как кланяться и себя вести. Если же он молится в общественном месте, в храме, то не стоит «высовываться» друг перед другом. Во время богослужения, когда хор поет «Господи помилуй» следует креститься и кланяться. Но если все кланяются в пояс, не следует показывать свое особое рвение и отдавать земной поклон.

Как правильно креститься при ведении службы церковнослужителями?

Во время службы дьякон – ближайший помощник священника, произносит слова молитвы и показывает когда следует креститься. Когда он крестится, тогда следует креститься всем. Если же его нет, то нужно слушать слова молитвы. Если хор поет «Господи помилуй» «Аминь», «Во имя отца и сына, и святого духа», на этих словах мы крестимся и делаем поклон.

Если человек болен – это отдельная тема. Человек подходит к батюшке и советуется с ним, как же ему кланяться или же креститься. Поклон помогает, чтобы спина не затекла во время долгого богослужения. Спина должна быть ровной, во избежания травм, ноги можно согнуть в коленях. В среднем делается около 300 поклонов за время службы. Поклоны – выражения особого почтения и поклонения Богу.

Как правильно креститься дома

Когда человек крестится дома, то должен совершить крестное знамение в начале молитвы, с поклоном, и в конце, так же поклонившись.

Как правильно креститься на улице и в транспорте

Смотря в какой стране мы живем. В православной или нет. Допустим возьмем Грецию – страна православная. Там на это никто не обратит внимания. Будет ли ехать полный автобус и перекреститься увидев церковь.

В других странах, может быть все иначе, в некоторых даже запрещено. В России же все иначе, идет борьба с христианством. Но никто не запрещает креститься в общественных местах. Если вы увидели церковь и захотели перекреститься, перекреститесь.

Это нормально точно так же, как улыбнуться любимому человеку.

Как правильно перекрестить другого человека

Следует крестить зеркально ( т.е. направо, потом налево по отношению к человеку).

Можно ли креститься в перчатках

Разрешается креститься в перчатках, да хоть в гипсе. Самое главное — нельзя совершать крестное знамение небрежно. Не следует делать это так, будто вы отгоняете мух.

Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

Крещение – это все же физический процесс. И представлять, как рука совершает крестное знамение, не стоит. Лучше все же за человека помолиться. Если мы вспомним Евангелие, то там везде встречается запрет на мысленное рисование каких-либо образов. У католиков есть такая практика.

В православии нет никаких представлений, потому что это игра с воображением. Место отношения с Богом – это духовное. Не стоит отвлекать никого игрой. Вспомните иконы Андрея Рублева: они суховаты, в них практически нет эмоций. В религии не надо представлять какие-то картинки — они уместны в других сферах.

Иначе вы будете молиться картинкам, а не Богу.

Можно ли креститься, если ты не крещенный человек?

Да. В первые века христианства мы видим подготовку к принятию крещения. Люди от 40 дней до трех лет готовились к таинству крещения. И все это время они всегда приходили на службу, они крестились, они зачитывали молитвы.

В подтверждение тому зайдите на службу любой литургии в храм и вы услышите там такие слова. Всегда люди некрещеные, но собиравшиеся принять крещение, приходили в храм и молились, а за ним смотрели – готов он или нет, как он относится. Важнее не знание, а отношение.

Сейчас даже некрещенных детей крестят на ночь, чтобы их душа была с Богом.

Обряды, ритуалы, напутствия, сопровождаемые крестным знамением

Если человек автоматически группируется и правильно подставляет руки, падая на льду, он отделывается легкими ушибами. Его этому учат на тренировках, особенно в боевых искусствах, а в жизни он это делает неосознанно.

Поэтому если в критической ситуации – страх, испуг, еще что-то, и он неосознанно крестится – это говорит о том, что у него какая-то настройка есть в сторону Бога. Другое дело, если человек крестится для связки слов — этого не стоит делать. Подход должен быть осознанным. А он уже, в свою очередь, рождает бессознательное.

Например, когда мы часто материмся, в экстренной ситуации мы не сможем выдать хорошее литературное предложение. Вот и с крестным знамением так же.

Какие ошибки можно допустить, совершая крестное знамение?

Самая главная ошибка – это «лебедь, рак и щука». Когда человек делает это чисто ради действия, «лишь бы отметиться». Должно быть единство души, сердца, тела и ума. Как Константин Ушинский говорил, что для человека важно развитие тела, ума и сердца. Это все равно что смотреть интересный фильм и крошить капусту острым лезвием. А это дело серьезное – это обращение к Богу, здесь лезвие острее. Поэтому лучше все-таки быть единым целым.

Когда не нужно креститься?

Обратимся к словам Христа: «Не мечите бисер перед свиньями, не бросайте святыни псам». То есть, если вы видите, что перед вами поросята и злобные щенята, то не стоит креститься – смысла в этом нет.

Потом, так же, если в процессе работы заняты руки, если вы в этот момент в процессе какого-то действия, если вы пловец или водитель за рулем. Наша личность не может делать сразу пять дел – она делает только одно. Она просто быстро переключается. Но действие только одно – то, что мы осознаем.

Вы можете вязать и смотреть кино. Что-то из этого будет осмысленным действием, а что-то – операцией.

О чем нужно помнить, совершая крестное знамение?

Когда мы совершаем крестное знамение, нужно помнить, что это то знамение, которое говорит о вечной жизни; то знамение, которое совершил Христос, чтобы мы были здесь; которое исцеляло и исцеляет; которым Константин победил противного ему императора; которым спасались люди на фронте.

Авторы: Алексей Кравченко, Вероника Кизима
Фото и иллюстрации: Анастасия Ряжская

Вернуться на главную страницу

Источник: https://atvmedia.ru/materials/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-hristianam

Как перейти в католичество?

Самое главное, чего Церковь ожидает от желающего к ней присоединиться — твердого и сознательного исповедания Евангелия Иисуса Христа и решимости следовать за Божественным Учителем, с готовностью пройти под Его руководством через все перипетии земного и даже небесного существования. Без этого ключевого момента — личной преданности и веры Иисусу Христу — говорить о присоединении к Его Церкви можно только в некоторой перспективе.

Второе важное условие — исповедание, т.е. принятие за окончательную и необсуждаемую истину, содержимого Никейского символа веры, который Католическая Церковь зафиксировала в качестве ключевого норматива веры в далеком IV веке:

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, единосущного с Отцем, чрез Которого всё сотворено.

Для нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребённого. И воскресшего в третий день согласно с писаниями. И восшедшего на небеса и сидящего по правую руку Отца. И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

Во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

Символ веры заключает в себе все важнейшие католические постулаты, отталкиваясь от которых мы приходим к признанию авторитета Христовой Церкви — единой, святой, вселенской (в оригинале — католической) и апостольской.

Именно Церковь названа апостолом «столпом и утверждением истины» (1Тим 3:15), поэтому вера в Церковь Иисусову также важна, как и вера в Самого Иисуса, что и провозглашает Символ веры. Соответственно, уверовав во Христа и доверившись Ему, мы принимаем руководство Его Церкви и во всем, что касается веры и нравственности, следуем ее наставлениям.

На практике это выражается в послушании церковному разуму, учащему посредством вселенских и поместных соборов, в послушании уполномоченным учителям и пастырям.

Переход из Православия в Католичество

Содружество поместных церквей, условно называемое Православной Церковью*, является наиболее близким по вероисповеданию к Католической Церкви, поэтому переход из «православия» в католичество наиболее легок и прост.

Все православные таинства — крещение, миропомазание, венчание, священство — Католическая Церковь признает, а потому при переходе православному не нужно проходить их заново. Для того, чтобы стать католиком, нужно просто подойти к ближайшему католическому священнику и попросить его принять вас в качестве члена Вселенской Церкви.

В некоторых случаях, после личного собеседования, священник может направить на катехизацию, т.е. курс изучения Писания и Предания, но чаще всего, если результат собеседования будет удовлетворительным, вас просто попросят прочесть Никейский символ веры, и с того момента вы уже будете полноценным членом католической общины.

Никакого специального «чина присоединения» к Католической Церкви помимо крещения и миропомазания не существует.

Переход в Католицизм из протестантизма

Переход в Католическую Церковь из протестантских церквей — таких как лютеранская, пресвитерианская, методистская, баптистская, пятидесятническая или какая-либо другая церковная община, исторически преемственная протестантской Реформации — чуть более сложен в силу ряда принципиальных отличий в учении и практики у католиков и протестантов.

Водное крещение, совершенное в церкви, где исповедуют правильную апостольскую веру в Триединого Бога, Католическая Церковь признает как истинное духовное рождение не зависимо от того, кем и в каком возрасте верующий был крещен. Но все остальные таинства — брак, миропомазание, священство — нужно будет повторить.

Дело в том, что эти таинства, передающие те или иные дары Святого Духа, обретаемы только в цепи апостольских рукоположений, восходящей к Самому Христу и Его апостолам.

В результате Реформации учение и практика церковных таинств в отделившихся от Католической Церкви общинах были сущностно искажены, что повлекло разрыв преемственности Святого Духа.

Поэтому для ищущего истину протестанта нужно будет как бы пройти духовно путь вспять, вернуться к утраченным истокам Божественной Истины и харизматов (даров Святого Духа).

Католическая Церковь для протестантов является родной матерью, она говорит с вами на одном языке, мыслит в понятных для вас категориях, служит человечеству так же, как служат многочисленные протестантские миссии, разбросанные для проповеди святого Евангелия по всему земному шару.

Здесь вы сможете реализовать все ваши дарования и инициативы в служении Христу.

Для этого в Католической Церкви разработано множество инструментов — многочисленные братства, конгрегации, ордена, миссии, содружества, союзы, у каждого свое призвание, у каждого свои задачи и цели, дополняющие главную цель Католической Церкви: являть присутствие Христа в этом мире вплоть до скончания веков.

Процесс воцерковления в Церковь-Матерь не будет для вас скучным. Вам также как и православным нужно начать с собеседования с католическим священником, который и разработает для вас надлежащую схему присоединения к Церкви.

Чаще всего, экс-протестант проходит полный курс катехизации, длящийся от двух-трех месяцев до года, в ходе которого будет ознакомлен с основами церковного учения, с историей, богословием и практиками Католической Церкви. Затем, если вы до того не были крещены в Православной Церкви, вам уделят таинство миропомазания (передачу Святого Духа, осуществляемую возложением рук апостольских после крещения — см. Деян. 11 гл.) и вы сможете приступить к исповеди и Причастию Господнему.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие храмы в Кремле

В какую из католических церквей лучше переходить?

Возможно, это не всем известно, но в рамках Католической Церкви существует большое разнообразие поместных католических церквей, имеющих различные обряды богослужения, различные традиции благочестия и собственные богословские школы.

Наиболее известная из таких поместных церквей — Римско-католическая Церковь. Она является наиболее крупной католической церковью с древнейшей историей и аутентичной западной обрядовостью.

Во многих городах Украины, России и других странах экс-СССР именно РКЦ более всего распространена.

Другая известная и многочисленная Церковь — Греко-Католическая. В зависимости от страны вашего проживания, это может быть Украинская, Российская, Белорусская, Русинская, Румынская или даже Греческая Греко-Католическая Церковь.

Всё это поместные церкви, которые некогда состояли в расколе с Католической Церковью и принадлежали сообществу Православных Церквей, но затем восстановили единство со Вселенской Церковью, вступив в евхаристическое общение (сопричастие) с престолом святого Петра, церковью Рима. Все эти церкви практикуют византийский (греческий) обряд тождественный тому, который есть в Православной Церкви.

Богословски и культурно они принадлежат византийской традиции, их единственное отличие от православных церквей — полное вероучительное единство с Римско-католической Церковью и разной глубины юрисдикционное подчинение Риму.

Формально, человек крещенный в византийской (т.е. православной) традиции при переходе в Католическую Церковь считается греко-католиком даже в том случае, если становится прихожанином поместной католической церкви другого обряда, например латинского, в случае, если воцерковливается к римо-католикам, или армянского, если примыкает к Армянской Католической Церкви. Но на практике, как правило, никто за этим не следит и верующий волен выбирать себе обряд и приход по душе.

Сходите на Богослужение в доступные в вашем городе храмы поместных католических церквей, пообщайтесь со священством, с монахами, с простыми верующими-мирянами и подумайте, насколько для вас данное духовное общение близко.

Конечно, принадлежать истинной Церкви Христовой нужно невзирая ни на какие материальные обстоятельства, и стоит воцерковиться даже в том случае, если в доступном для вас католическом приходе вы на первых порах не найдете глубокого духовного общения.

Уверяю вас: очень скоро Господь даст вам хороших спутников в вашем духовном пути, и вы не будете одиноки, ведь в любом случае нашим главным Собеседником и Другом является Сын Божий, БогоЧеловек Иисус Христос.

При любом выборе, вы будете обладать полнотой всех духовных даров, вверенных Христом Церкви две тысячи лет назад и обильно питаемых Духом Святым вплоть до настоящего времени.

Все поместные католические церкви находятся в полном сопричастиии друг с другом, и воцерковившись в одной из них, вы сможете абсолютно спокойно посещать Богослужения и участвовать в церковных таинствах любой другой католической церкви, включая столь необходимые исповедь и Причастие.

Как сказал Господь в Евангелии от Иоанна, «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Успехов вам в этом благодатном пути! Пусть не пугают вас трудности, которые могут возникнуть в вашем духовном путешествии. Иисус за вас уже всё прошел, всё отстрадал, вам нужно просто актуализовать уже имеющийся у вас духовный потенциал и принести Господу обильные плоды Его Святого Духа.

Источник: https://www.katolik.ru/katolichestvo/tainstva/item/3682-kak-pereyti-v-katolichestvo.html

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?

А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.

статьей с друзьями:

Зачем православные посещают католические храмы

Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.

Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии. К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику

Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.

Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.

Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.

3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен

Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.

В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).

Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.

По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.

Как вести себя православным в католических храмах

Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.

В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме

Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.

В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.

У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.

В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.

Игорь Евсин

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/mozhno-li-pravoslavnym-poseschat-katolicheskie-hramy-v-palomnichestvah.html

Что православным не стоит делать в католическом храме

Путешествуя по Европе и Латинской Америке в качестве туриста или по делам, многие наверняка задавались вопросом: возможно ли, будучи православным, посетить католический храм и как себя там вести, чтобы чего-нибудь случайно не нарушить.

Общие правила

Прежде всего, нужно иметь в виду, что католический храм – это христианский храм и, соответственно, здесь уместны те же поведенческие нормы, что и в православии: скромность в одежде, пристойное поведение.

В католической церкви нет серьёзных требований к внешнему виду прихожан: лишь мужчинам предписывается снимать головные уборы, женщины же могут быть одеты как угодно, но скромно.

В католических храмах часто проходят концерты органной музыки, которые также можно посещать всем. При входе не принято креститься – достаточно лёгкого поклона головы, и обязательно нужно отключить звук мобильного телефона.

Если есть желание фотографировать – лучше узнать заранее, можно ли это делать и когда.

Во многих храмах также можно купить свечи. В Европе их иногда заменяют электрическими, которые включают за некоторое пожертвование.

Положить крестное знамение в католическом храме можно по православному обычаю – справа налево.

Если есть желание поговорить со священником, необходимо дождаться окончания богослужения, заранее узнать, как к нему следует обращаться и, если он занят разговором – подождать в стороне.

Любой вопрос, касающийся храма, можно задать служителю церковной лавки или прихожанам (но важно не мешать при этом их молитве).

Правила поведения на мессе

Православным можно посещать католическую мессу и молиться, но нельзя приступать к Таинству Евхаристии, исповедоваться католическому священнику.

В целом, имея то же устройство, что и православный храм, католический собор несколько отличается. Например, в нём отсутствует иконостас, но есть небольшая преграда, не закрывающая от глаз прихожан «святая святых» — пресбитериум. Это подобие алтаря, где совершается богослужение и хранятся Святые Дары, перед которыми всегда горит лампада.

Независимо от вероисповедания, мирянам заходить за эту преграду категорически запрещено. Католики, проходя мимо этого места, совершают коленопреклонение или небольшой поклон (конечно, не во время богослужения). То же самое могут сделать и православные.

Если видите, что идет исповедь, нельзя подходить близко исповедальне, лучше обойти это место.

Во время мессы ходить по храму нельзя. Лучше занять одну из скамеек, предназначенных для молитв. Каждая из них имеет снизу специальные перекладины для коленопреклонений, поэтому лучше не становиться на них в обуви, а лишь коленями.

Иногда на алтарный стол выносят для поклонения Святые Дары («Адорация»). В это время тоже не стоит расхаживать по храму, так как прихожане, обычно, стоя на коленях, молятся в этот момент. Также не нужно часто креститься во время мессы – в католицизме это не принято и может отвлечь других людей от молитвы.

На богослужении, перед Евхаристией, католики, обращаясь друг к другу со словами «Мир тебе!», совершают небольшой поклон или рукопожатие. Учтите, что и к вам могут обратиться так же, и нужно будет ответить аналогично.

Если же вы попали на мессу, но не имеете намерения молиться, не стоит занимать скамью рядом с молящимся – это может помешать, так как в определённые моменты католического богослужения принято вставать или преклонять колени. Лучше остаться позади или занять одну из последних дальних скамеек, если она свободна.

При входе и выходе из храма католики подходят небольшой ёмкости со святой водой, слегка опускают в неё пальцы и совершают крестное знамение — это является неким символом принятого крещения. Поэтому не надо задерживаться на входе, чтобы не мешать этому процессу.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/54290-chto-pravoslavnym-ne-delat-v-kato.html

Великий пост у католиков и православных: сходства и различия

«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь.

Но была и другая категория людей — те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения — в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста — ред.

), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста.

Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, — рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.

«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа.

Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием.

И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», — пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием — с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница — то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», — говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта.

И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу.

Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли.

Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается.

И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», — отметил Кирилл Горбунов.

«Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», — добавил он.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько Соломон построил храм

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное», и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы», — отметил он.

И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения «пищевого устава», эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной», то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу.

А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь», — продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу».

А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем.

В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня», — поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.

И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя.

Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма.

А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви.

А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Источник: https://ria.ru/20160210/1372454543.html

Крещение детей и взрослых: особенности обряда и плата за совершение таинства

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», – заповедовал Иисус Христос. Актуальны ли для кого-то сейчас эти слова? В чем смысл обряда крещения? В каком возрасте лучше всего креститься? Кого позвать в крестные родители и нужны ли они вообще? В тонкостях одного из главных религиозных таинств разбирался корреспондент interfax.by.

Что такое крещение?

В начале человек рождается в этот мир телесно, но необходимо еще и духовное рождение, которым крещение и является.

«Крещение – это очень радостное событие, праздник, который всегда счастливо переживается. По сути, это второй день рождения ребенка. Вообще в церкви существует много таинств, из них два  переживаются с особенно положительными эмоциями – это крещение и венчание», – рассказал корреспонденту interfax.by священник собора св. Петра и Павла в Минске отец Адриан.

Разговоры о том, что при крещении ребенку обязательно нарекается второе имя – не более чем миф.

«При крещении еще одно имя ребенку дать возможно, но только если на этом настаивают родители, у церкви для этого нет никаких мотивов.

Другое дело, что малыша лучше всего назвать тем именем, в день святого которого он родился, тогда у человека будет небесный покровитель, в честь которого его назвали.

Часто случается, что нареченные имена не совпадают со святцами, но это совсем не значит, что у крещеного не будет покровителя, просто у дитя не будет частного примера его святого», – объяснил священник.

Когда лучше всего креститься?

Сейчас ажиотажа по поводу крещения ни среди взрослых, ни среди тех, кто хочет окрестить младенцев, нет. Настоящий бум случился после перестройки: в Минске было всего две церкви и несколько костелов, где крестили по 50-60 человек каждую субботу и каждое воскресенье. Большинство были взрослыми. Для сравнения: сегодня в столице около 30 православных приходов и около 20 католических, в каждом из которых еженедельно крестят примерно 3-4 детей и 1-2 взрослых.

«Относительно возраста, в котором стоит креститься, существует два мнения. С одной стороны, правильно приходить к вере во взрослом возрасте, когда человек уже выбирает ее для себя осмысленно, он может порассуждать и понять, хочет ли он на самом деле быть христианином.

Но, с другой стороны, живя в христианском обществе, среди православных родственников и друзей, выбор именно этой веры практически неизбежен, поэтому в крещении в младенческом возрасте нет ничего плохого.

Оно дает раннее духовное рождение, Господь уберегает ребенка от болезней и других несчастий, малыш уже под Божьей защитой», – прокомментировал отец Адриан.

После крещения каждый человек уже может участвовать в любых церковных таинствах: исповедоваться, причащаться, венчаться и т.д. – все для исцеления души и тела. 

Как выбрать крестных родителей?

То, что якобы нельзя становиться крестными родителями до 18 лет – не более чем народная выдумка. В крестные можно звать в любом возрасте и с любой степенью родства, главное, чтобы человек был светлый и верующий, который сможет, в случае чего, помочь вашему ребенку советом, поддержит его и вообще научит хорошему.

« задача крестных – духовное воспитание. Поэтому не стоит звать во вторые родители просто друзей и знакомых, которых вы не хотите обидеть, хотя такое часто случается. При столь важном выборе главное – найти добрую и порядочную пару», – рассказал православный священник.

При выборе крестных существует лишь жесткое требование относительно их веры.

«Выбирая отца и мать своему ребенку на крещение, обязательно смотрите, чтобы эти люди были верующими и именно той конфессии, к которой вы принадлежите.

Для католического ребенка в крестные подойдут только представители католической церкви, потому что настоящего католика может воспитать только католик, а православный всегда воспитает православного.

С этим следует быть очень внимательным», – объяснил корреспонденту interfax.by дежурный католический священник столичного Свято-Петро-Павловского собора.

Кстати, взрослым людям, желающих родиться еще и духовно, крестные не нужны, хотя крестильный обряд очень схож с тем, что проводят над младенцами: в православии – троекратное полное погружение в купель со святой водой, в католичестве – омовение.

Как подготовиться к крещению и что необходимо для обряда?

На сегодняшний день каждому, кто хочет покреститься сам либо окрестить своего ребенка как в католическую веру, так и в православную, необходимо пройти специальные подготовительные беседы.

«Подготовительные разговоры проходят во всех приходах. Это такой краткий курс катехизации, где людям объясняют, что такое крещение, для чего оно нужно, и вообще напоминают основы христианского учения. Также во время таких встреч согласуются время и дата крещения, где-то оно проходит каждый день, а где-то только по выходным», – рассказал корреспонденту interfax.by отец Адриан.

Те, кто не хочет посещать беседы и уверен в своих религиозных знаниях, могут просто прийти в храм и пообщаться со священником, чтобы тот убедился в их познаниях и разрешил крещение без предварительной подготовки.

Специальные беседы посещают те взрослые, кто сам хочет креститься, а также будущие крестные и биологические родители детей. Также перед одним из главных таинств всем, кроме тех, кого будут крестить, желательно причаститься и исповедоваться.

«В самой процедуре крещения нет ничего сложного, это, прежде всего, радостный праздник, как я уже говорил. Во время обряда все функции возлагаются на крестных родителей: они читают молитву, принимают ребенка от купели или держат ребенка во время омовения святой водой, как в католичестве, а родные родители просто стоят либо сидят в стороне и наблюдают», – прокомментировал отец Адриан.

Весь торжественный обряд длится около часа, никаких специальных приспособлений покупать не надо, достаточно только крестика и иногда пеленки. По собственному желанию родители часто покупают нарядную белую одежду для малышей – сорочку, распашонку и т.д.

Цена вопроса

В некоторых единичных столичных церквях и костелах крещение проводят бесплатно, однако корреспондент interfax.by, обзвонив большинство минских приходов, убедился, что цена на Божью благодать все же существует, притом иногда не такая уж и маленькая.

Сразу оговоримся, что стоимость «крестильных услуг», как иногда их называют, в католических и православных церквях примерно одинаковая. Минимальная расценка для взрослого – Br90 тыс., для ребенка – Br100 тыс.

, однако в большинстве приходов крещение проводят за обязательную жертву на храм от Br150 тыс. до Br300 тыс. Если вы не хотите вместе с другими толпиться около купели, можно заказать себе либо своему ребенку индивидуальное крещение – от Br300-400 тыс.

, либо за ту сумму, которую назовут в церкви.

«Индивидуальное крещение вашего ребенка в удобное для вас время и день будет стоить $100», – без раздумий ответил корреспонденту interfax.by один из священнослужителей по телефону.

В конце крестильного обряда каждому выдается свидетельство о том, что он крещеный. Этот документ сейчас часто требуют перед венчанием.

«Раньше крестили всех без всяких свидетельств, а сейчас их почти всегда спрашивают при подготовке к венчанию. Но восстановить ваше свидетельство о крещении – несложно: приходите в храм, где вы крестились, и вам его, скорее всего, без проблем выдадут, поверив на честное слово. Если же место крещения очень далеко, по большому счету, свидетельство можно восстановить в любом приходе», – рассказал корреспонденту interfax.by православный священник Минской Петро-Павловской церкви отец Адриан.

Наталья Назаренко

Источник: https://interfax.by/article/97378/

ТАИНСТВА

        Таинства Нового Завета установлены Христом  

Семь таинств касаются всех этапов, всех важных моментов жизни христианина: они дают рождение и возрастание, исцеление и миссию христианской жизни в вере. 

В данном разделе собрана информация о том, как можно приступить к Таинствам в нашем приходе. Если вы не нашли здесь нужной вам информации, пожалуйста, обратитесь к священнику в ризницу.

В экстренных случаях (например, приглашение священника к умирающему)

обращайтесь по телефону: (903) 521-37-86

Крещение

         Святое Крещение есть основа всей христианской жизни, врата жизни в Духе и дверь, открывающая доступ к другим таинствам. Крещением мы освобождаемся от греха и возрождаемся как сыны Божии, мы становимся членами Христа, воплощенными в Церковь, и участниками ее миссии. Это таинство называется Крещением, в связи с основным обрядом, посредством которого совершается таинство: «крестить» (по-гречески βαπτίξειν) означает «погрузить в воду», «опустить в воду». 

Если вы хотите крестить ребенка, просим вас обращаться к о. Матеушу. После беседы назначается дата крещения. Телефон для связи с о. Матеушем:   (968) 651-34-30

Документы, необходимые для крещения ребенка

·        Свидетельство о рождении

·        Заполненная приходская анкета (можно скачать чуть ниже)

·        Свидетельство о крещении родителей, если они не были крещены в нашем приходе

·        Свидетельство для крестных родителей из их прихода о том, что они могут быть крестными,

         т.е. выполняют следующие требования:

                o   Исполнилось полных 16 лет

                o   Является католиком

                o   Принял все таинства христианской инициации, т.е. Крещение, Миропомазание и Причастие.

                o   Ведет христианский образ жизни и соответствует задачам, к которым будет призван

                     будучи кресеным/крестной

                o   Каноническое право запрещает быть крестным, если кандидат: живет в браке и не венчался,

                     не принимает учения Церкви, не практикующий католик, либо католик,отказавшийся

                     от своей веры.

Подготовка ко Крещению проходит

по субботам (за 2 недели до крещения).

Что нужно для крещения ребенка:

— обязательно нужно пройти подготовку для родителей и восприемников 

скачать — Чин Крещения

скачать — условия для восприемников

скачать — заполнтиь перед встречей

— договориться о дне Крещения.

— желателен церковный брак (венчание) родителей и воцерковленные крестные родители.

— перед крещением родителям и крестным требуется приступить к исповеди и Причастию.

— для крещения нужны крещальная свеча и белая одежда (или платок) для ребенка (все это можно найти в церковной лавке).

— в день крещения необходимо прийти за 15 минут до назначенного времени для заполнения церковных документов (церковной книги). При себе нужно иметь свидетельство о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность ребёнка, родителей и крестных. 

съемка разрешается, при условии, что она не будет мешать проведению крещения.

— Принимаются пожертвования в любом размере.

Если крещение желает принять взрослый, необходимо сначала прослушать курс катехизации.При опасности смерти Крещение уделяется безусловно.

Подробнее о курсах катехизации см. соответствующий раздел.

Брак 

Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства;

этот союз, если он заключается между крещеными, был возведен Господом Иисусом Христом в достоинство таинства. 

Желающих вступить в церковный брак просим обращаться

к о. Владимиру, как минимум, за три месяца до предполагаемой даты бракосочетания.

Занятия по подготовке проводятся по воскресеньям в 19.00 в зале св. Иосифа.

Источник: https://www.catedra.ru/sacraments

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]