Как называются части церкви

Как называется крыша церкви, а также из чего состоит православный храм

Как называются части церкви

Православный храм — это место, куда приходят верующие, чтобы молиться, слушать проповеди священника, поставить свечи, приложиться к иконам, заказать молебны.

Для православного храма характерен крестово-купольный тип, возникший еще в средневековой архитектуре

В православном храме выделяются основные три части:

  1. Алтарь с престолом. В эту часть могут войти только лица мужского пола.
  2. Наос. Это средняя часть храма.
  3. Притвор. Здесь стоят только определенные люди.

Многие православные люди часто интересуются, из каких частей состоит православный храм, как они называются. А также частый вопрос, как называется крыша церкви. Давайте в этом разберемся.

Все знают, в обычных домах крыша так и называется, а вот у церкви не крыша, а купол. Это связано с тем, что крыша храма сделана в форме купола. Почему же у него такое строение?

Купол — это такая геометрическая фигура, очень похожая на половинку большого шара или круглую шляпку гриба.

Обратите внимание на фото, здесь можно увидеть, как выглядит купол внешне и при внутренней отделке. И действительно, если присмотреться, то так и есть. Очень хорошо это можно увидеть с высоты птичьего полета

Но вопрос состоит в том, что, почему же изначально было задумано именно так. На самом деле все дело в греках, ведь именно они строили первые храмы на Руси. Храмы по внешнему виду похожи на византийские храмы, они тоже имели круглую форму, а купола в форме полусферы.

Такая форма церкви была принята еще в средневековье.

Купол является как бы символом неба. Он как бы приближал к Богу.

Круг считался совершенной формой, которая, по сути, подходит ко всем религиям. Поэтому круглая форма купола считалась наиболее классической для православного храма.

Почему определили именно круг? На самом деле все очень просто. В древности люди считали сферу символом вселенной, и естественно земля имеет форму шара. Отсюда все и пошло.

Затем русские мастера сильно изменили форму куполов, сделав их в форме шлема.

После этого, в 16 веке купола русских церквей обрели форму луковиц, что и вытеснило форму полусферы. Именно такие купола сейчас и видят православные люди на всех храмах.

Как давали храму название? Название храма было дано по какому-нибудь православному празднику или в честь святого.

Многие ученые предполагают, что такое строение купола было сделано в связи с хорошей прочностью и защитой внутреннего помещения церкви

По религиозным канонам православный храм — Дом Божий

Теперь рассмотрим остальные части православного храма.

Восточная часть храма — это алтарь. В переводе с латинского означает «жертвенник»

Раньше считалось, что это место совершения ритуальных приношений. Но сейчас алтарь не несет такую функцию, но также очень важный элемент в церкви.

В алтарь имеют право войти только лица мужского пола.

Женщинам туда вход строго воспрещен. Объясняется это тем, что женщины нечисты особенно в дни ежемесячного непроизвольного течения. А алтарь является святилищем.

Алтарь — отделяется преградой. Он имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце.

Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.

Посмотрим, из каких же частей состоит весь храм и как эти части называются.

Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил

Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Архитектура в православной церкви — довольно сложная система

Для начала рассмотрим внешний вид храма и его части.

Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь. Про то, что такое алтарь и где он расположен, уже мы сказали.

Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан бывает двух видов:

  • световой — прорезанными окнами, как правило, прямоугольной или аркоподобной формы;
  • глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеей. На фото это хорошо можно рассмотреть.

Глава в архитектуре — купол, увенчивающий здание храма.

Закомары — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви. Появились еще в 12 веке. Уже более современные закомарные покрытия появились в конце 20 века и стали более устойчивы к дождю и снегу.

Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.

Неф — внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.

В православных храмах используются криволинейные перекрытия. Это своды храма

А что такое своды храма? Своды храма — это тип перекрытия или покрытия помещения, ограниченными стенами, балками или столбами. По-другому конструкция, которая образуется наклонными поверхностями. Например, криволинейные, прямолинейные.

Внутренний вид храма — тоже довольно сложная, но продуманная система

В каждом храме есть свечной ящик, где прихожане могут купить свечи и написать записки о здравии и об упокоении. По-другому называется церковная лавка

В средней части храма стоят верующие. По-другому еще называется это место наос. Здесь люди молятся во время богослужений, прикладываются к иконам.

С обеих сторон мы видим клирос. Клирос – предназначен для певчих людей. Если, например мужской монастырь, то на клиросе в основном поет мужской хор. В деревенских храмах обычно поют люди, которые обучены пению сами.

А в более больших городах на клиросах поют только профессиональные люди, которые знают музыкальную грамоту и ноты.

Горнее место — место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его – сидения для священников.

Как видите, внешний и внутренний вид храма довольно сложный. Тот человек, который только начинает ходить в храм, может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно.

Каждой вещи в храме есть применение.

Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас прямо к Богу.

Источник: https://hranitel.club/483-kak-nazyvaetsya-krysha-cerkvi

Православные христиане на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу (в этом году — 28 апреля). Верующие поминают усопших, причем особым чином.

Однако сейчас храмы и кладбища во многих регионах России закрыты из-за эпидемии коронавируса. Как молиться об умерших дома и не перепутать суеверие с церковной традицией — в материале РИА Новости.

Недавняя традиция

По статистике, в «пасхальных мероприятиях», как их называют в МВД, участвуют почти 1,3 миллиона москвичей. Но лишь меньше четверти посещают ночную службу в храме — главную часть праздника. Большинство устремляются в этот день на кладбища.

При этом в церковном уставе подобного предписания нет. И в народе еще сто лет назад такого не было. Поминать усопших в день главного христианского торжества начали лишь чуть более полувека назад. В разгар хрущевской антирелигиозной кампании подавляющее большинство храмов закрыли, поэтому люди принялись отмечать «праздник праздников» у могил родственников. Традиция прижилась и сохранилась после распада СССР. Правда, в Церкви призывают от нее отказаться.

«Еще с праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья, в этом году было 12 апреля. — Прим. ред.) в течение всей Страстной и Светлой недель поминовение усопших не совершается. Для этого в календаре выделен специальный день — Радоница, когда молитва за них возобновляется», — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Причем поминовение усопших в этот день, по словам священнослужителя, — «рядовое». То есть Радоницы «не было изначально в церковном уставе», поэтому никаких изменений в богослужении, в отличие от той же Троицкой (или Вселенской) родительской субботы, не предусмотрено.

«У Радоницы языческие корни — так славяне называли день весенней тризны по усопшим. С приходом христианства Радоницу, что называется, воцерковили — теперь это церковное поминовение усопших после Пасхи», — уточняет он.

Особые молитвы

Обычно эти специальные молитвы произносят на кладбище. Однако из-за пандемии коронавируса посещение храмов и мест погребения ограничили. Поэтому в Русской православной церкви призвали поминать усопших дома.

«На официальном сайте Московского патриархата опубликован этот пасхальный чин поминовения. Он довольно объемный. Его желательно не читать, а петь», — советует отец Максим.

Тем, кто не воцерковлен или не привык ежедневно совершать правило по молитвослову, священник рекомендует трижды пропеть пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых», а затем произнести молитву «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих (перечислить имена)».

«Можно еще пропеть «Со святыми упокой», «Вечную память» или пасхальный кондак «Аще и во гроб снизшел еси». Это уже хорошо и достаточно», — говорит протоиерей.

Поминовение на Радоницу начинается в храмах в понедельник вечером. Миряне могут совершить его тогда же, так и в течение всего следующего дня.

Важное условие

Вообще, священнослужители советуют поминать усопших молитвой «Упокой, Господи» ежедневно во время утреннего правила. Вариант — чтение Псалтири.

Но самое важное для православных христиан — конечно, поминовение в храме. 

Обычно верующие молятся за умерших родных и близких на литургии. Во время ее подготовительной части — проскомидии — священнослужитель произносит особые молитвы за живых и за мертвых. Он читает поданные прихожанами записки, называя каждое имя и вынимая при этом небольшую частичку из просфоры.

«Это главное поминовение. Ведь мы на литургии совершаем бескровную жертву, таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. И вот эти частички, каждая из которых соответствует упомянутому имени, мы помещаем в евхаристическую чашу, они омываются кровью Христовой. Тем самым происходит символическое соединений душ этих людей с Богом», — объясняет настоятель университетского храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский.

Для этого прихожане и подают записки о поминовении. И оставляют пожертвования. Однако зачастую люди относятся к молитве как к услуге — мол, заплатил двести рублей, а батюшка все сделает сам.

На самом деле такой потребительский подход, как отмечают священнослужители, пользы не принесет. Если человек попросил о поминовении своего близкого на службе или отдельной панихиде, важно его личное присутствие при совершении требы.

«Угощения для усопших»

Не менее важно для верующего и посещение могил умерших родственников. Зачастую христианин приглашает священника — для панихиды или литии (краткого заупокойного богослужения).

Если же священника рядом нет, достаточно прочесть молитву «Упокой, Господи» и пропеть «Со святыми упокой» и «Вечную память».

Однако в народе во второй половине XX века появилось множество поминальных традиций, которые ничего общего с христианским учением не имеют. Например, сложилось поверье, что на могилу надо класть именно искусственные цветы. Или приносить с собой «угощения для усопшего». Поэтому на кладбищах после Пасхи много пасхальных куличей и крашеных яиц.

«Это дикое суеверие! Причем оно возникло из достаточно бытовых мелочей. Например, кто-то пришел на могилку, облагородил ее, а потом сел перекусить — у нас же многие приезжают на кладбище на целый день. Ну и остались какие-то крошки, которые птицы склевывают. А в итоге потом рождается поверье, будто надо «кормить» усопших», — отмечает авторитетный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

По его словам, для поминовения — дома, в храме или на кладбище — важна личная молитва. Пусть даже своими словами. Главное, призывает иеромонах, не относиться к этому как к формальности или «религиозной услуге».

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/society/20200428/1029999415/Eto-dikoe-sueverie-Pochemu-Radonitsu-otmechayut-nepravilno.html

Правила поведения в храме и церковный этикет

Как называются части церкви

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает число куполов на храме

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

Храм, церковь

Как называются части церкви

Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?

Храм  (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы.

У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер.

Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть  с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46).

В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными.

Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов.

Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.

» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой.

Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия.

Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490.

Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов.

Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.

2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все верующие были вместе и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46).

Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой.

В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины».

И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного.

Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Источник: https://www.pravmir.ru/hram-tserkov/

Устройство православного храма

 По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Средняя часть храма (Святое)

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.

Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.

Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему был построен храм Василия Блаженного

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Купол

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.

Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.

в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».

Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

Иконостас

«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

Слово «храм» в церковнославянском языке

В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

  1. дом (греч. οικία):
    • «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
  2. храм (греч. ναός):
    • «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);

Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:

  • «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).

Использованные материалы

  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 387-388

Статья взята с сайта http://drevo-info.ru

Источник: http://surgut.cerkov.ru/o-sobore/ustrojstvo-xrama/

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.

Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

часть алтаря — святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

о внутреннем устройстве храма

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/vnutrennee-ubranstvo-i-vneshnee-ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama.html

Схема архитектурных деталей православного храма.Йошкар-Олинская Митрополия Московского Патриархата РПЦ

Апсида

— алтарный выступ в храме, полукруглый или многоугольный в плане, где размещается алтарь.

Аркатурный пояс

— украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан

— цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, на которой сооружен купол.

Барокко

— архитектурный стиль XVII-XVIII веков, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью.

Бочка —

форма покрытия в виде двух округлых скатов, сходящихся вверху под конек.

Восьмерик

— восьмигранное в плане сооружение.

Глава

— купол с барабаном, увенчивающий здание храма.

Закомара

— свод, полукруглые завершения верхних наружных стен церкви, обычно соответствующие форме сводов

Иконостас

— алтарная преграда в храме, отделяющая алтарь от основной части храма, имеющая несколько ярусов с иконами.

Интерьер

— внутреннее пространство здания.

Карниз

— горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания.

Классицизм

— архитектурный стиль XVIII- начала XIX вв.; отмечен обращением и подражанием античному наследию. Классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанность в декоре.

Кокошник

— декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна —

архитектурно обработанный обычно круглый столб.

Композиция

— построение (структура) здания, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Конек — стык двух скатов кровли.

Контрфорс

— вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.

Куб — основной объем храма.

Лемех —

деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка — плоский вертикальный уступ в стене.

Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Наличник

— обрамление оконного проема.

Неф

— (дословно «корабль») продольная часть храма, отделенная от соседнего аркадой или лопаткой на поверхности стены.

Паперть

— открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм.

Пилястра

— конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Подклет

— нижний этаж здания.

Поребрик

— декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портал

— архитектурно оформленный вход в здание.

Портик —

галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Престол

— высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря.

Придел

— небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил собор Покрова Богородицы на Рву

Притвор

— помещение в виде прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция

— перестройка, модернизация, обновление здания.

Реставрация

— восстановление здания в первоначальном (или близком к первоначальному) виде.

Ротонда

— круглая постройка, перекрытая куполом.

Рустовка

— декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Свод

Источник: http://mari.eparhia.ru/churches/hram/

Базилика при монастыре Монсеррат: церковь при монастыре Монсеррат, Каталония, Испания

Внутренний дворик и базилика Монсеррат издалека Базиликой называют церковь при монастыре Монсеррат. Большинство людей посещают монастырь Монсеррат по трем причинам. Во-первых, сам монастырь — это готическое здание, которое имеет большое значение с архитектурной точки зрения. Во-вторых, в монастыре проходят мессы и хоровые выступления. В-третьих, в монастыре находится, вероятно, самая главная достопримечательность монастыря Монсеррат — статуя Черной мадонны.

На этой странице мы познакомим вас с историей базилики. Здесь также есть информация о часах работы базилики, о ее месторасположении плюс о ее доступности для инвалидов.

Забронируйте билеты для полдневную экскурсию в Монсеррат из Барселоны с поездкой туда и обратно

Есть две организованных экскурсии, которые позволят вам сэкономить время и и избежать сложностей с организацией самостоятельной поездки в Монсеррат. В них включена поездка туда и обратно из Барселоны в Монсеррат на автобусе с кондиционером. Можно выбрать полдневную экскурсию утром или днем.

Утренняя экскурсия в Монсеррат

Щелкните здесь, чтобы приобрести билеты в Интернете на утреннюю экскурсию на Монсеррат из Барселоны

Дневная экскурсия на Монсеррат

Щелкните здесь, чтобы приобрести билеты в Интернете на дневную экскурсию на Монсеррат из Барселоны

История базилики

Внутренний двор базилики

Внутренний дворик в монастыре Монсеррат

Атриум базилики — это открытый дворик, расположенный прямо перед базиликой. К главному помещению ведут пять арок. Обратите внимание на железную скульптуру святого Бенедикта работы скульптора Энирика Монхо. Она расположена у входа в ту часть монастыря, где живут монахи — вход посторонним туда запрещен (подробнее о монастыре и о том, как живут в нем монахи, читайте в нашей статье о монастыре Монсеррат).

Сам атриум называется атриум аббата Аргерича (Argerich). В 1952 — 1956 г.г. атриум был декорирован Жусепом Обиольсом и отцом Бенетом Мартинесом. На стенах справа изображены самые значимые храмы и базилики для христианства. На стенах слева изображена краткая история Монсеррат.

Посмотрите себе под ноги и полюбуйтесь черно-белым мраморным полом атриума. При создании полов авторов вдохновлял римский Капитолий, убранство которого спроектировал сам Микеланджело. В центре можно увидеть надписи на латыни, в которых говорится о крещении.

Стоя в атриуме, можно полюбоваться фасадом базилики. В 1900 — 1901 г.г. фасад базилики был обновлен. Работали над фасадом Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано и два брата — Венанси и Агапит Вальмитжана.

Базилика

Церковь Монсеррат представляет собой готическое строение, в котором также присутствуют формы из эпохи Ренессанса и традиционно каталонские элементы архитектуры. Во время Наполеоновских войн (1808 — 1814 г.г.) базилика была серьезно повреждена. Поэтому в конце 19 века базилику пришлось реставрировать. Главный зал церкви имеет длину 58 метров и ширину 15 метров. Купол церкви имеет высоту 23 метра.

На стенах церкви висят узорные канделябры. Они выполнены в характерном для Каталонии стиле создания ювелирных изделий, который вошел в моду после гражданской войны в Испании (1811 — 1812 г.г.) Все канделябры были подарены церкви каталонскими городами и различными общинами. Они были установлены в церкви, чтобы подчеркнуть присутствие у ног Девы Марии Монсерратской народа Каталонии.

На колоннах центрального зала можно увидеть изваяния пророков: Иезекииля, Иеремии, Исайи и Даниила. Их вырезал из дерева Жузеп Льимона, а на место их водрузили в 1896 году.

Молельни в базилике

По всей базилике можно увидеть молельни. Там есть молельня святой Схоластики. Внутри стоят скульптуры работы Энрико Кларасо и Агапита Вальмитжана. В молельне Святейшего установлен большой витраж. Он отделяет молельню от главного зала базилики. В третьей молельне есть картина Жузепа Кусакса, посвященная исходу евреев из Египта.

Следующая молельня названа в честь Иисуса Христа. Там есть изображение Христа на кресте, созданное Жузепом Льимоной. Молельня Непорочного зачатия была открыта в 1910 году. Она оформлена в стиле, который отражает восхищение архитектора Жузепа М. Перикаса личностью Антони Гауди, делая эту молельню хорошим примером каталонской архитектуры.

Черная мадонна

Знаменитая статуя Черной мадонны располагается в дальней части церкви, над алтарем. Она обрамлена в узорную рамку, и ее можно увидеть с церковной скамьи. Подробнее об истории этой скульптуры, о том, сколько нужно ждать в очереди, чтобы увидеть статую, о доступности ее для инвалидов и о ценах можно прочесть в нашей статье, посвященной Черной мадонне.

Часы работы базилики при монастыре Монсеррат

Как церковь, базилика открыта круглосуточно. Однако не стоит забывать, что вечером общественный транспорт из монастыря Монсеррат ходить перестает. Расписание движения транспорта зависит от времени года. Подробнее о транспорте читайте в наших статьях о зубчатой железной дороге на Монсеррат, об автобусах к Монсеррат или о канатной дороге на Монсеррат.

Если вы захотите посетить мессу в базилике, то часы проведения месс можно узнать из нашей статьи о мессах в базилике Монсеррат.

Если вы хотите посетить выступление хора в базилике, то расписание выступлений можно узнать из нашей статьи о хоре Монсеррат.

Как мне добраться до базилики?

Базилика расположена в самом сердце монастыря Монсеррат. Чтобы узнать, как ее найти, откройте нашу карту монастыря Монсеррат.

Доступность для инвалидов

Базилика полностью доступна для инвалидов. Перед входом в атриум и в саму базилику есть широкие пандусы. Подробнее о безбарьерной среде для инвалидов можно прочесть в нашей статье о доступности Монсеррат для инвалидов.

К сожалению, если вы инвалид-колясочник, то единственное место в базилике, в которое вы не сможете попасть, это место, где стоит статуя Черной мадонны. Однако вы сможете приблизиться к статуе на расстояние в несколько метров. Подробнее об этом читайте в нашей статье о Черной мадонне.

Базилика монастыря Монсеррат расположена в самом центре монастыря. Если вы осуществляете религиозное паломничество в монастырь, то вас тронет духовность этого места, плюс вы сможете увидеть Черную мадонну. Если вы надеетесь услышать хорал, то у вас будет возможность увидеть выступление хора в базилике. Если вас интересует история и архитектура Монсеррат, то без посещения базилики вам никак не обойтись.

Источник: https://www.montserrat-tourist-guide.com/ru/dostoprimechatelnosti/bazilika-monserrat.html

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.  Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Устройство старообрядческого храма. Средняя часть

Для молитвы и стояния верующих во время богослужения отведена средняя часть старообрядческого храма. Она отделяется от алтаря иконостасом, т.е. стеной и перегородкой, с установленным на ней св. иконами.
 

Иконостас и Царские врата

Посредине иконостаса устроены Царския врата с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов. Врата называются Царскими, потому что на литургии в священных Дарах через них Сам Царь царствующих и Господь господствующих приходит «заклатися и датися в снедь верным».

Во вратах помещается икона Благовещения, что указывает на то, что Пресвятая Дева Мария стала для нас дверью в Царство Божие. На вратах помещаются четыре иконы евангелистов, указывающие в своих книгах путь к небу. За Царскими вратами привешивается завеса.

По правую и левую сторону Царских врат помещаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, далее — иконы храмовых праздников; за ними — северные и южные двери с изображением святых ангелов или святых архидиаконов.

Далее помещаются иконы особо чтимых в данной местности святых.
 

Хоругви

У клиросов ставятся хоругви (иконы в виде знамени, прикрепленные к длинной рукоятке). Хоругви — знамена, изображающие победное знамя Церкви Христовой, которая постоянно воюет с врагами человеческого спасения. Ставятся они поэтому впереди верующих, как воинов Христовых. Впереди идут эти церковные знамена и во время крестных ходов.

Крестный ход на Рогожском. Хоругви впереди

В древней Руси хоругви служили воинскими знаменами. Эта традиция была ненадолго восстановлена в годы гражданской войны, когда старообрядческие отряды Белой Армии возглавлялись знаменами с изображением Христа Спасителя.

Источник: https://ruvera.ru/middle_part

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что символизирует пасхальный кулич

Закрыть