Что такое престол в храме

Алтарь в православной Церкви

Что такое престол в храме

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

— Храм Христа Спасителя

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и  в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/altar-v-pravoslavnoy-tserkvi/

Как устроен православный храм

Что такое престол в храме

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех.

Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом.

И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Мария Городова: Ощущение собственной безгрешности ведет к падению

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.

Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой.

Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи.

Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов.

Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год.

Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон.

В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Мария Городова: Кому и как молиться за пропавших без вести

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться.

В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом.

Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения.

Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.

Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»). И солея, и амвон являются продолжением алтаря.

То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом.

Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю»?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Мария Городова: Как добиться абсолютного влияния на жизнь миллионов

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы.

Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение.

На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.

В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Источник: https://rg.ru/2016/03/31/kak-ustroen-pravoslavnyj-hram.html

Престол в православном храме. Инфографика — Православный журнал

Что такое престол в храме

Общие характеристики

Высота: 1 метр

дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие церкви признали Украинскую Православную Церковь

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

г) Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мас­тики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана, символизирующих погребение Спасителя.

Источник: https://foma.ru/prestol-v-pravoslavnom-hrame-infografika.html

Как устроен православный храм. инфографика

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась “святая”; и затем третья часть, “святая святых”, куда первосвященники могли входить только раз в год.

Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей: входной части, называемой притвором, – это то, что притворяет храм, средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся, и третья часть – “святая святых”, алтарь, отделенный от остального храма иконостасом – рядами икон.

В алтаре находится главное место всего храма – святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви – Таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Иконостас – лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы.

Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, “грядя на вольные страдания”. Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат, в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение.

На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.

В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

http://uoj.org.ua/

Источник: http://bereznjaki.church/uk/kak-ustroen-pravoslavnyj-hram-ynfografyka/

Устройство и убранство православного храма

Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Схема православного храма Схема алтаря

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху.

Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.

В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого .
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”.

На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол — жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола.

На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.

На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица — символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой — воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд,  а также церковных сосудов и богослужебных книг.

Царские врата

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.

) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения.

Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса — катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.

Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева — икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери — северная дверь.

На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых.

Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

Средний храм

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей.
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением.

На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.

Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения — панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры. Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.

Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм. Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи.

Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр. Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом. Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма.

По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада. Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.

Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник, который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча.

Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник, который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранствоправославного храма.

См. также «Виды храмовой утвари», «Церковные облачения», «Виды церковных облачений».

 

Источник: http://www.sakkos.ru/erudit/Khram-ustrojstvo.html

Престол в православном храме

  • Значение престола в православии
  • Устройство престола

Престолом называется специальный стол (трапеза), располагающийся в центре церковного алтаря и установленный на четыре «столпа» (ножки). Он предназначен для проведения ритуала Евхаристии (Причастия) и поставлен напротив Царских врат, находящихся в середине иконостаса.

Значение престола в православии

Престол считается священным местом в Божьем храме, областью, где сам Спаситель естественным образом пребывает в Святых Дарах, то есть вине и хлебе, олицетворяющих Кровь и Тело Христа. Священную трапезу часто ассоциируют с Гробом Спасителя, Сыном Божьим или Троицей, что определено за счет множественности библейских событий, в которых постоянно проявляется вездесущность Бога.

Престол храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы

Алтарь, в середине которого стоит этот Священный стол для проведения обряда Причастия и где служат Литургию, символизирует духовное небо, место, где пребывает бесконечно блаженный Всевышний Творец. Он считается главным местом церковного сооружения, сюда разрешено вступать только священнослужители и чтецы.

Важно! Мужчины, получившие благословение архиерея, также могут оказаться в пределах алтарной зоны, женщинам проход сюда воспрещен.

Читайте о православном храме:

Устройство престола

Эта Священная трапеза является важнейшей святыней христианской церкви, обителью Господа, его покрывают изящной парчовой тканью. Под каждым из алтарных столов хранятся чудотворные останки какого-либо святителя. Традиция положения мощей появилась во времена гонений на первых христиан, которые были вынуждены совершать богослужения в пещерах на гробах умерших собратьев.

Важно! Частицы святого праведника под Священной трапезой — обязательная составляющая церковного убранства, без этого проведение ритуалов становится невозможным.

На Престоле всегда находится следующая атрибутика:

  • Катасарка (в переводе с греческого «приплотие») — особым образом освященная нижняя одежда белого цвета (срачище). Этой тканью покрывают Священную трапезу до самого основания, она символизирует Плащаницу, в которую оборачивали Христово тело во время положения во Гроб.
  • Вервие — 40-метровая веревка, используемая во время освящения, с её помощью Престол опоясывают. Атрибут является символом пут, которыми связан Христос, а также той божественной силы, держащей в себе все мироздание.
  • Индития («нарядная одежда») — для христиан она представляет одеяние Славы Спасителя, Сына Божьего. Это величие присуще Богу еще до сотворения Вселенной. Слава Господа открылась апостолам после Преображения Мессии на Фаворе, до этого времени ученики сомневались в божественном могуществе Христа.

Престол располагается в центре алтаря, напротив царских врат

Изначально Священную трапезу покрывали и «нижней» и «верхней», «нарядной» тканью. Архиерей, возглавлявший церемонию, в начале церемонии носил белое одеяние (срачище), в которой усматривался афоризм на Плащаницу Спасителя. Когда же главную часть алтаря покрывали индитией, архиерей также облачался в нарядные ткани.

Важно! Во время ритуала освящения у трапезы могут присутствовать только служители церкви. Они могут пересекать алтарное пространство только по необходимости, когда же ее нет, Престол нужно обходить с восточной стороны. Из алтаря убирают атрибуты, которые можно перенести (иконы, кадила и т.п.). Это указывает на непреложность, неподвижность и твердость Божественного Закона, предметы возвращают по завершении обряда.

Дополнительные атрибуты

Это есть средоточие всего творения, это знамение Господа Вседержителя. Четыре стороны Священного стола означают части света, времена года и части суток, то есть всепоглощающую полноту. Он есть также сам Христос и Гроб, в котором покоились мощи Сына Божьего до Воскресения. Для христиан эта божественная трапеза становится знамением о смерти Мессии ради человечества и о божественной Славе Бога-Отца.

Прикасаться к престолу и проходить перед ним имеют право только священнослужители

Другие атрибуты:

  • Антиминс — Четырехугольная ткань с изображением сцены положения Сына Божьего во Гроб. Здесь же можно рассмотреть орудия Страстей, евангелистов с индивидуальной символикой, а также надпись епископа, проводившего ритуал освящения. В этот платок заворачивается губка, при помощи которой собираются остатки Даров.
  • Илитон (обертка) — шелковая ткань, символизирующая погребальную повязку на голове Спасителя.
  • Напрестольное Евангелие говорит о том, что Бог лично присутствует на богослужениях и дарует благодать.
  • Напрестольный Крест — атрибут, применяемый для освящения воды и верующих в храме, к нему же прикладываются губами.
  • Дароносица — ковчежец, где находятся необходимые для обряда чаши, ложки и сосуды для вина.

На заметку! В древности эти божественные столешницы изготавливали из дерева, они переносились из одной катакомбы в другую. В IV в. для них отвели особое место в церквях, в изготовлении стали применять камень. Иногда использовали четыре ножки, реже — одну или каменное основание. С XV столетия главная часть алтаря становится монолитной, её изготавливают в виде особой рамы с плитой сверху.

Престол в алтаре храма

Авг 25, 2019 20:01 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/prestol-v-hrame.html

Устройство храма: алтарь

Алтарь православного храма

Внутри старообрядческие храмы, подобно скинии и храмам ветхозаветным, разделяются на три части:

Алтарь

Алтарь (alta-ara — возвышенный жертвенник) отделяется от среднего храма иконостасом и устрояется обыкновенно несколькими ступенями выше среднего храма.

Иконостас старообрядческого храма

Алтарь изображает собой горнее селение, небо. Для совершения богослужения и, в особенности, Литургии (кроме безпоповских храмов), алтарь должен иметь две существенные принадлежности:

  1. Престол, или трапезу;
  2. Жертвенник.

Антими́с

Антими́с есть освященный архиереем шелковый или полотняный плат, на котором изображен восьмиконечный крест с тростию и копием по сторонам. В антиминс вшивается частица святых мученических мощей в память того, что древние христиане собирались для богослужения на гробах мучеников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Владимир по церковному

Старообрядческий антиминс (по-старославянски — антимис)

После церковной реформы патриарха Никона в новообрядческой церкви утвердилось наименование «антиминс». Изменилось и изображение на нем: вместо креста с орудиями страстей стали помещать образ Положения Исуса Христа во гроб.

Илито́н

Илито́н есть шелковый плат, на котором во время литургии ставится дискос и чаша со святыми Дарами.

Крест на престоле указует на присутствие на нем Исуса Христа, как нашего Искупителя. Евангелие напоминает о Христе, как об учителе истины.

Дарохранительница

Дарохранительница — сосуд, в котором хранятся запасные св. Дары (тело Христово, напоенное кровию Его) для причащения немощных.

Старообрядческая дарохранительница. Покровский кафедральный собор РПСЦ

Жертвенник

Жертвенник. В левой части алтаря помещается жертвенник, назначенный для предложения, т. е. для действий, приготовительных к таинству Евхаристии.

Жертвенник знаменует собой одновременно Вифлеем, где родился Господь, и место Его страданий и погребения.

Так как в проскомидии в разные моменты воспоминается не только рождение Господа, а и Его смерть и погребение, то естественно, что в связи с этими последними воспоминаниями и предметы жертвенника, и жертвенник получают новое знаменование.

Жертвенник старообрядческого храма

На жертвенник поставляются священные сосуды и другие предметы, употребляемые при совершении литургии: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровцы.

Ди́скос

Ди́скосом (по-гречески — круг, кружок, диск) называется небольшое, на подставке, круглое, неглубокое блюдце, на которое во время проскомидии полагаются агнец и другие частицы, вынимаемые из просфор.

Дискос. Фото Г. Чистякова

Он изображает Вифлеемские ясли, в которых положен был Исус Христос тотчас после рождения, и Голгофу, и гроб Господень, куда положено было пречистое тело Его по снятии со креста.

Поти́р

Поти́р (с греческого — чаша) есть чаша на высокой подставке, в которую во время проскомидии вливается вино, соединенное с водой, позже претворяющееся в истинную кровь Христову.

Старообрядческий потир. Фото Г. Чистякова

Потир напоминает ту чашу, которую на Тайной вечери преподал Исус Христос ученикам Своим, сказав им: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Звезди́ца

Звезди́ца состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой крестообразно. Она напоминает на проскомидии ту звезду, которая при рождении Иcyса Христа явилась на востоке.

Звездица. Фото Г. Чистякова

На дискосе звездица ставится для того, чтобы вынутые из просфор частицы, расположенные на дискосе в определенном порядке, не смешались от прикосновения к ним покровов, которыми зоготовленные дары до времени покрываются.

Лжица

Лжица есть небольшая ложечка, посредством которой тело и кровь Христовы преподаются верующим во время причащения.

Лжица. Фото Г. Чистякова

Важно, что в ходе старообрядческой Литургии священник дает Святое причастие со лжицы трижды каждому причащаемуся.

Копие

Копие есть заостренный с двух сторон, в виде копья, нож, который употребляется для надрезания и извлечения из просфор частиц во время проскомидии.

Копие. Фото Г. Чистякова

Оно изображает собой то копье, которым прободено было на кресте ребро Спасителя.

Губа

Губа — грецкая губка, употребляемая для осушения потира. После потребления из потира Святых Даров и после отирания его, губка обыкновенно влагается в потир и там хранится до следующей литургии. Эта губка не употребляется для отирания дискоса, когда частицы с него влагаются в потир; для этой цели употребляется особенная губка, которая хранится в илитоне и потому называется илитонной. Губа знаменует ту губку, какой воин поднес «оцет» (уксус) страдающему Господу.

Покровы

Покровы. Покровов, употребляемых при совершении литургии, три: два малые — для покрытия дискоса и потира, и один большой — для покрытия того и другого вместе. Они обыкновенно называются воздухами.

Но в богослужебных книгах воздухом называется собственно один последний покров, которым на Литургии во время пения Символа веры священник производит колебание воздуха в воспоминание бывшего при воскресении Христовом землетрясения. Покровы знаменуют и пелены, какими было обвито тело Господа при погребении.

Горнее место

Позади престола, у восточной стены алтаря старообрядческого храма, находится Горнее место. Место позади престола называется в литургии св. Иоанна Златоуста «горним местом», т. е. высоким. Это потому, что в древности (и теперь в кафедральных церквях) здесь устраивалось возвышенное место с седалищами для епископов. Так как епископ есть «образ Христа», то горнее место есть как бы кафедра Господа.

Источник: https://ruvera.ru/altar

Престол. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

В древности престолы изготовлялись из дерева или камня и были портативны. С IV в., когда их место в храме окончательно определилось, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырёх ножках перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырёх, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании. C X в. престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды.

Престол Центрального придела храма «Большое Вознесение» Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Начиная с XV—XVI вв. престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи облачением из ткани.

Облачение

Облачение представляет собой чехол из дорогой парчевой ткани, надеваемый на престол. Весьма часто, но необязательно цвет облачения престола соответствует богослужебному цвету церковного праздника.

Престол Сретенского придела храма «Большое Вознесение» Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Облачения могут быть не только из ткани, например парчи, но и представлять собой богато украшенный золотом и камнями металлический, даже золотой, футляр для престола.

Престол Никольского придела храма «Большое Вознесение» Другие города, CC BY-SA 3.0

Престол храма Святой Софии в Константинополе был сделан из золота и драгоценных камней.

Мощи

Уже в ранней Церкви явилась традиция положения мощей под престолами. С VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом.

От земли до святая святых: Как устроен православный храм

Внутреннее устройство православного храма, куда в нем можно заходить, а куда нельзя, знают не все. Про алтарь, амвон, паникадило и отличие кафедрального собора в Благовещенске от обычного храма рассказал настоятель прихода Святой Живоначальной Троицы священник Евгений Семерня.

Крест и ковчегПравославные храмы, церкви, соборы при всем своем многообразии похожи по устройству. Если смотреть сверху, то они обычно либо имеют форму креста, либо напоминают ковчег. Число куполов символично. В православной традиции один купол означает единого Бога, два — божественную и человеческую природу Христа, три — Троицу, четыре — евангелистов, пять — евангелистов и Христа, семь — церковные таинства, двенадцать — апостолов.

Земля и Небо

Когда вы подниметесь по крыльцу Благовещенского кафедрального собора, то первое, куда попадете, войдя в дверь, — это паперть. За ней — притвор, где чаще всего находятся церковные лавки. Эта часть храма символизирует Землю.

После притвора — основная часть храма, где обычно и находятся прихожане, проводятся службы и проповеди. Она символизирует небо. В Благовещенском кафедральном соборе в основной части имеется кафедра — возвышение для правящего архиерея. Именно поэтому собор и называется кафедральным — самым главным на территории Благовещенской епархии. В основной части храма находится и то, ради чего многие сюда приходят — подсвечники.

Чтобы не перепутать, надо запомнить: на круглых ставятся свечи за здравие, а на квадратных (канунниках) — за упокой. Также в основной части располагаются иконы, частицы мощей, которым могут молиться прихожане. В правой части Благовещенского кафедрального собора находится главная православная святыня Приамурья — Албазинская икона, а в левой — икона святителя Иннокентия.

В основной части храма вверху, над головами прихожан, паникадило — центральная люстра, где могут быть как свечи, так и электрические лампы.

Иконостас

Основная часть храма «упирается» в стену, которая называется иконостасом. Перед ним имеется возвышение (солея) с круглым выступом (амвоном), с которого читаются проповеди.

В иконостасе есть специальные главные двери, расположенные по центру — Царские врата. Через них могут входить только священнослужители — диаконы, священники и архиерей.  В левой и правой частях иконостасов есть еще две двери в алтарь (диаконские), которыми ходят пономари (помогают в алтаре священникам во время богослужения), чтецы, иподьяконы (помогают на архиерейском богослужении). Также через них при крещении заносят и выносят мальчиков-младенцев.

На иконостасе справа от Царских врат располагается икона Спасителя — Иисуса Христа, слева — икона Божьей Матери. Справа от Спасителя можно увидеть икону, «рассказывающую» о том, в честь кого или какого события освящен храм. Например, в Благовещенском кафедральном соборе — это икона Благовещения Божьей Матери.

Иконостас имеет несколько ярусов, каждый из них — со своей тематикой. Кстати, в Благовещенском кафедральном соборе иконостас не случайно голубого цвета: в православии он символизирует Богородицу.

Святая святых

За иконостасом самая главная часть храма. Это алтарь, символизирующий то, что выше неба — Святая святых, куда ведут Царские врата. Сюда простым прихожанам заходить уже нельзя.

В алтаре находится Престол —  он выглядит как стол, на нем совершается самое главное богослужение — евхаристия Тело и Кровь Иисуса Христа.

На Престоле лежат Евангелие, кресты, антиминс (плат с мощами) и дарохранительница (в ней хранятся запасные дары). К Престолу могут прикасаться только священнослужители и священники — начиная с дьяконства.  За ним располагается Горнее место — возвышение.

Слева от Престола находится другой стол — жертвенник, где заготавливаются дары перед божественной литургией.

В некоторых больших соборах освящается не один главный Престол — есть еще Пределы, которые имеют свои отдельно освященные Престолы и жертвенники. Когда-то в кафедральном соборе было два Предела, посвященных святителю Иннокентию и Иоанну Златоусту, у каждого из них — свой купол. Плюс купол на колокольной башне. В итоге исторически сложилось так, что у Благовещенского кафедрального собора в общей сложности восемь куполов, из которых основных — пять.

Культурное место

Есть в храме и другие помещения, куда простому прихожанину попасть довольно трудно (потому что вход нередко на замке), да и не нужно. Например, «служебные». Может быть место для хора. Кроме того, по лестнице можно подняться к колоколам.

— В первую очередь, в храм не рекомендуется заходить в пьяном виде, — рассказывает священник Евгений Семерня о правилах поведения в церкви. — Должно быть благоговейное отношение к святыне, понимание, что люди сюда приходят помолиться Богу, поделиться своими трудностями и проблемами. Громкие разговоры, смех — не приветствуются. Если есть желание произвести съемку богослужения — можно получить на это благословение настоятеля храма.

Кафедральный собор — это не только место, где проходят богослужения и молятся люди, но и культурный объект, куда приходят немало туристов, в том числе — жители Поднебесной. Для них работает экскурсовод, который знает китайский язык — эта девушка является прихожанкой.

Источник: http://blaginform.ru/ot-zemli-do-svyataya-svyatyx-kak-ustroen-pravoslavnyj-xram/

Приделы

Придел — это специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Приделы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.

Престолом в православном храме называется особый стол в центре алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии – Таинства причащения.

Святой престол знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога-Творца и Промыслителя всего сущего и являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, прикасаться к нему и лежащим на нём предметам разрешается исключительно священнослужителям. Престол для храма – то же, что и Церковь для мира.

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак того, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр.6:9). На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница и лампада.

На одном престоле может быть совершена только одна литургия в день, поэтому для совершения нескольких литургий в день устраиваются дополнительные престолы в специальных пристройках – приделах. Приделом может служить и особо выделенная часть основного здания храма.

Праздник в память святого или события, которому посвящён храм или его приделы, называется престольным, или храмовым, праздником. Это праздник местного значения, отмечаемый прихожанами. Особенностью праздничного богослужения является крестный ход вокруг храма.

В Троицком храме существуют три престола.

Центральный престол освящён во имя Святой Живоначальной Троицы (не восстановлен).

Престол северного придела освящён в честь праздника Сретения Господня (не восстановлен).

Престол южного придела Троицкого храма освящён во имя святой Великомученицы Екатерины (действующий).

Просмотры (484)

Источник: http://hramkurii.cerkov.ru/o-xrame/pridely

Храм — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Устройство храма

Православный храм

По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.

Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.

Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему когда произошел раскол в православной церкви

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.

Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.

в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».

Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

Слово «храм» в церковнославянском языке

В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

  1. дом (греч.

    οικία):

    • «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
  2. храм (греч. ναός):
    • «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);

Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:

  • «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).

Использованные материалы

  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 387-388

Источник: https://drevo-info.ru/articles/138.html

Главный престол

Главный предел нашего храма освящён в честь иконы

Божией Матери«Всех Скорбящих Радость»,
празднуемая 6 ноября (24 октября по старому стилю).

Престольный праздник в храме иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище г. Москвы 2019 г.

6 ноября 2019 года мы празднуем главный престольный праздник нашего храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На иконе Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» изображены рядом с Ней все «скорбящие и обремененные» , все мы, кто пришёл ныне почтить Царицу Небесную, кто поспешил сегодня под Покров Радости всех скорбящих, и пришёл порадоваться и поблагодарить Ту, Которая  ежеминутно готова утешить и протянуть руку помощи в наших скорбях и страданиях.

Богослужение совершил настоятель храма, протоиерей Николай Крикунов, ему сослужили клирики храма: протоиерей Александр Кириллин, иерей Валентин Фёдоров, иерей Павел Буров, диакон Илья Чудаев.

Хор правого клироса, регент Ольга Тимошина, исполнил Милость Мира –Феофановское, Достойно Есть – Архангельского.

По окончании Литургии прошёл крестный ход вокруг храма, создавший ещё более торжественное и праздничное настроение всем прихожанам, собравшимся разделить духовную радость Праздника!

Престольный праздник в храме иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище г. Москвы 2018 г.

6 ноября 2018 г. в нашем храме прошёл престольный праздник главного предела храма –  иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.  Служба началась накануне Всенощным бдением, в самый день праздника совершена одна Божественная Литургия.  Cлужбу возглавил благочинный Покровского благочиния, протоиерей Александр Абрамов, ему сослужили настоятель храма протоиерей Николай Крикунов, протоиерей Александр Кириллин, иерей Валентин Фёдоров, иерей Павел Буров, диакон Илья Чудаев.

По окончании богослужения, благочинный Покровского благочиния, протоиерей Александр Абрамов передал от владыки Арсения, митрополита Истринского  Первого викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Центральным викариатством города Москвы архипастырское благословение и поздравление с престольным праздником.

Отец Благочинный поздравив всех прихожан с престольным праздником, отметил, что православные храмы отличаются намоленностью и теплом прихожан, и в вашем храме ощущается единая молитва прихожан. В заключении поздравления отец Александр пожелал, чтобы Божия Матерь оставалась всегда нашей Заступницей и Покровительницей.

Престольный праздник в храме иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище г. Москвы

С давних времён известна икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1683г). Известно множество чудес и исцелений от этой иконы.

В Киево-Печерском монастыре есть список чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость».  Этот образ поставили в больничной церкви, и он прославился многими исцелениями. Сказание говорит о том, что в Больничном монастыре неоднократно видели неизвестную женщину, после посещения, которой кто-то из больных обязательно выздоравливал.  И все же никто из больных не видел, как она приходила, а увидев Ее уже рядом с собой, спрашивал, кто Она, и получал ответ: «Я — скорбящихРадость».

Образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» уже в своём названии несёт всем нам, немощным и страждущим утешение и надежду, вселяет веру, что не оставит нас Царица Небесная в житейских скорбях и печалях.

Одарит духовной радостью и покровительством всех тех, кто усердно молится ей, не забывая с благодарностью приносить слёзы радости и слова признательности.

«Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего», — такие слова услышала Евфимия (исцелённая сестра Патриарха Иова 1688г) во время молитвы.

6 ноября 2017 года наш храм отметил престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Богослужение возглавил благочинный Покровского благочиния, протоиерей Александр Абрамов, ему сослужили настоятель храма, протоиерей Николай Крикунов, клирики храма: протоиерей Александр Кириллин, иерей Валентин Фёдоров, иерей Павел Буров, диакон Илья Чудаев.

Хор правого клироса, регент Ольга Тимошина, исполнил Херувимскую – Греческий распев, Милость Мира – Феофановская, Достойно Есть – в обработке Динёва, знаменный распев.

На левом клиросе дети и молодёжь воскресной школы, под управлением педагога Ксении Земляникиной, исполнили:Тропарь храма «Всех скорбящих Радосте» — 2 глас, Трисвятое– Болгарский распев,сугубаяектения– Московский напев, Отца и сына – Лапаев

Благочинный, протоиерей Александр Абрамов, передал клиру и всем молящимсяблагословение и поздравление от высокопреосвященнейшегоАрсения, митрополитаистринского, первого викария святейшего Патриарха по г. Москве,УправляющегоЦентральным и Южным викариатствами города Москвы.

Отец Александр поздравил всех с праздником,поблагодарил прихожан за проникновенную молитву и сказал: если спросить русский народ, какую икону лучше всего знают и почитают, то первуюназовут Казанскую икону Божией Матери, а вторую икону «Всех скорбящих Радость». Из поколения в поколение люди молятся перед образом Покровительницы нашего храма, Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» о заступничестве перед Господом.

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК 2016

6 ноября 2016 года наш Приход встретил главный престольный праздник нашего храма:

Ныне воспеваем и празднуем мы духовное покровительство, ходатайство и заступление пред Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери. В нынешний день совершается празднество чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Память о дивном исцелении Евфимии, Сестры Патриарха Иоакима (1688г) хранится бережно, передаваясь из поколения в поколение.

Текут с тех пор     и поныне страждущие, больные, обуреваемые многими скорбями и увечные к чудотворному образу, в котором явила Матерь Божия Свою благодатную силу и милость.

Не иссякает целебный источник благодати от иконы «Всех скорбящих Радость».  Только моли, проси из глубины сердца своего, принеси боль твою к Матери Божией, и никто лучше Ее не поймет тебя, и никто скорее Ее не поможет тебе. Когда прибегаем к Ее заступничеству, то отступают скорби.

Господь посылает нам скорби для того, чтобы мы могли оглянуться на свою жизнь и увидеть, что главная причина всех бед коренится в нашем сердце.
И наше сердце, со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, с глубоким покаянием во всех испытаниях и в минуты плача о грехах, знающее великую силу ходатайства Матери Божией пусть всегда будет у ног Божией Матери.

Будем следить за чистотою своих сердец и помыслов. Будем уповать на Господа и прибегать к всемощной защите нашей Заступнице Усердной – Божией Матери.

И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит, спасет и помилует всех нас.

Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Николай Крикунов, ему сослужили клирики храма: иерей Валентин Фёдоров, иерей Павел Буров, диакон Илья Чудаев. Хор правого клироса, регент Ольга Тимошина, исполнял Милость Мира – Архангельского №3, Достойно Есть – Знаменная.

На левом клиросе дети воскресной школы, под управлением Натальи Бещук, на трёхголосный распев исполняли ектеньи – Азеева, Херувимскую – Соловьёва, тропарь и кондак Праздника.

По окончании Литургии прошёл крестный ход вокруг храма, создавший ещё более торжественное и праздничное настроение всем прихожанам, собравшимся разделить духовную радость Праздника!

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК 2015

6 ноября 2015 г. в нашем храме прошёл престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Служба началась накануне Всенощным бдением, в самый день праздника совершена одна Божественная Литургия. Cлужбу возглавил благочинный Покровского благочиния протоиерей Александр Абрамов, ему сослужили

далее

Престольный праздник 2013

«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим».

«Всех скорбящих Радость» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году. Прославилась икона исцелением родной сестры Патриарха Иоакима Евфимии. Это событие произошло  в Московском храме Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке в 1688 году.

С тех пор было сделано множество списков с иконы, множество исцелений и чудес произошло от образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И в наши дни Пресвятая Богородица всем скорбящим, прибегающим Её заступлению становится Радостью и Покровом.

6 ноября 2013 г. в нашем храме прошёл престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Служба началась накануне Всенощным бдением, в самый день праздника совершена одна Божественная Литургия. По окончании Литургии — Крестный ход. Cлужбу возглавил епископ Иероним, настоятель храма Свт.

Григория Неокесарийского, ему сослужили: благочинный Покровского благочиния протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма протоиерей Николай Крикунов, иерей Валентин Фёдоров, иерей Павел Буров, диакон Илья Чудаев, диакон Константин Чернов храм Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе, диакон Владислав Астафьев храма Свт.

Григория Неокесарийского. На службе присутствовали гости.

На хоре правого клироса, регент Тимошина Ольга и певчие исполняли песнопения: Трисвятое Болгарское — архиерейское, Херувимская песнь – музыка Львовского, Милость мира – музыка Архангельского № 4.

По окончании богослужения благочинный Покровского благочиния протоиерей Александр Абрамов поблагодарил епископа Иеронима за великолепную службу, которой доставил духовную радость клиру и всем прихожанам.

В свою очередь епископ Иероним в поздравительном слове пожелал прихожанам, чтобы Божия Матерь оставалась всегда нашей заступницей и покровительницей.

Источник: http://hramkalitniki.ru/glavny-prestol-men

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию