Какой календарь называется юлианским

Юлианский и григорианский календарь — чем они отличаются? — Что лучше

Богом была создана жизнь независимо от времен года, внешних факторов. Люди были вынуждены создать календарь, который бы смог привести в порядок их жизнь. Однако с появлением христианства возникла проблема с тем, когда праздновать главный христианский праздник – Пасху. Поэтому было принято решение перейти на новый календарь.

В чем разница юлианского и григорианского календаря

На данный момент мы не приносим должного значения к тому, какой календарь нами используется, однако когда-то это был один из важнейших вопросов человечества. Только лучшие умы мира могли сделать счет таким, чтобы он был не только удобен, но и соответствовал астрономическому календарю. Таким образом нет лишних и недостающих дней.

Юлианский календарь: в честь кого был создан

Очень давно, до нашей эры, во время того, когда жил Юлий Цезарь, возник так называемый Юлианский календарь. Само название говорит за себя, он был создан в честь Юлия Цезаря. Этот календарь являлся солнечным. Создан он был лучшими астрономами того времени, которые могли все точно и правильно рассчитать.

Такая система счета времени была самой правильной, приближенной к настоящей. В ней было такое же количество дней в году, какое имеется и сейчас. Такой вариант устраивал всех, лучше него не было ничего придумано в те времена.

Григорианский календарь

Несмотря на это в 16 веке была предложена новая система счета лет. Чем же он отличается от предыдущего? На первый взгляд кажется, что ничем. Однако это не совсем так. Разница в том, что теперь каждый четвертый год не считался високосным. Если год оканчивался на два нуля, то он не считается високосным. Например, таковым будет 2100 год.

Необходимость этого календаря была обоснована тем, что Пасха не всегда выпадала на воскресенье. Таким образом вскоре все узнали о существовании нового календаря, который был выдвинут Григорием XIII.

Какой календарь используется в России

Основой современного календаря является именно тот самый Юлианский.

Датой Рождения Христа считается 1 марта 5508 года (7 век). Она является началом отсчета православного календаря. С того времени, как была крещена Русь, 1 марта так и считалось началом. И так было следующие 500 лет.

Уже в конце 15 века календарь снова претерпевал изменения. Теперь началом года стало 1 сентября. Так продолжалось в течение 200 лет. Вскоре Петр I решил, что начало года будет 1 января. Считались года с Рождества.

Итак, новый 1700 год начался 1 января. До этого был 7209 год. А 1699 год был очень коротким, так как длился всего лишь с сентября по январь.

Юлианский календарь не был точным, потому в мире в большинстве случаев пользовались Григорианским. В России он также был введен, но с дополнением 13 потерянных дней.

Так как разница между календарями присутствует, появляются лишние дни. Был создан новый стиль календаря, по которому мы живем. Однако церковь до сих придерживается старого стиля, живет по Юлианском календарю.

В чем разница григорианского и юлианского календарей

Разница между календарями заключается, прежде всего, в том, что в юлианском календаре високосные года наступают через три года. И потому астрономический календарь получается длиннее более чем на 10 минут. И таким образом в сумме за 128 лет накапливается полный лишний день.

разница между календарями, разумеется связана, с високосными годами. Из-за этой разницы, появляются дополнительные или недостающие дни. Такая разница все время увеличивается. Если еще в начале 16 века она составляла 10 дней, то к 22 веку разница будет около 14 дней.

Юлианский календарь удобен, прост в использовании, однако он не совершенен, так как опережает астрономический календарь. Григорианский календарь имеет основу Юлианского, однако является его более усовершенствованной формой. Но церковь не признает такой календарь в связи с тем, что нарушаются события, описанные в библии.

Из-за того, что наросла такая разница, уже в 2101 православной церкви придется считать рождеством не 7 января, а 8. Литургический календарь так и оставляет рождество 25 декабря.

В тех странах, где еще до 20 века все использовался юлианский вариант календаря, все происходящие события указываются до сих пор без изменений.

Разница календарей появилась в ходе истории нашего мира, однако она приводит к путанице в датах и событиях, поэтому часто в книгах по истории мы видим две даты. Церковь оставляет за собой использование до сих пор юлианского календаря, чтобы не нарушать события Библии, которые имеют важное значение во всей церкви.

Важность событий, которые происходили с календарем, сложно на данный момент времени оценить по достоинству. Однако такие события имеют в нашей жизни важное событие.

Мы отсчитываем важные даты, события и не задумываемся о том, что раньше все было иначе. Кроме того, сложно представить, что основные праздники отмечались в абсолютно другие даты и времена года.

Нынешний календарь является самым совершенным, поэтому больше нет споров о том, какой календарь необходимо использовать.

Юлианский и григорианский календари: что означает «старый стиль»?

на наш канал «Интересная Россия» в Яндекс Дзен

Источник: https://sosh16zernograd.ru/sport/yulianskij-i-grigorianskij-kalendar-chem-oni-otlichayutsya.html

Когда появился григорианский календарь на руси. Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю.

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь.

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium, что означает «долговая книжка». Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ, так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием.

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток, а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем, составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э. Начало года по этому календарю начиналось 1 января.

Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)

Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 );

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте, но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы — весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени. Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый, стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января.

Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь, принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года, после переворота, вся Россия перешла на новый стиль, теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю. Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви, тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским.

07.12.2015

Григорианский календарь – современная система исчисления, основанная на астрономических явлениях, а именно – на циклическом обращении нашей планеты вокруг Солнца. Продолжительность года в этой системе равно 365 суткам, при этом каждый четвертый год становится високосным и равен 364 суткам.

История возникновения

Источник: https://srcaltufevo.ru/kogda-poyavilsya-grigorianskii-kalendar-na-rusi-perehod-na-grigorianskii-kalendar-v-rossii-eto-ho.html

Юлианский календарь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)

Характеристика

В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.

Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.

Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.

Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.

История

Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э..

Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь.

Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).

Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года.

Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н.

календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений.

В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.

В современном церковном использовании

Ныне юлианский календарь используется:

Использованные материалы

[1]  Серафим (Соболев), архиеп., «Чем опасен переход на новый стиль», http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2103

[2]  http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bocc.html

[3]  Цит. по постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnews[point68c

[4]  Богданова Ольга, «Рождество в Америке», Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html

[5]  Так, на начало XXI века, вся Аляскинская епархия придерживалась юлианского календаря.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/78.html

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

31 января 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, и многое изменилось. Юлианский и Григорианский календари, отличие которых породило много споров о правильности каждого из них, на самом деле, имеют не такую уж большую разницу. Попробуем разобраться, почему сейчас мы живем по Григорианскому календарю?

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Юлианский календарь

По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которым связаны церковные праздники. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая вера у армян Григорианская

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря. Чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, было решено изменить правило високосных лет.

По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400.

Почему дополнительный день именно в феврале, а не в другом месяце?

Во всех остальных месяцах в юлианском календаре 30 или 31 день, но февраль стал жертвой эго римского императора Цезаря Августа. Во времена его предшественника Юлия Цезаря в феврале было 30 дней и в месяце его имени — июле – 31, в августе же было только 29 дней. Когда Цезарь Август стал императором, он добавил два дня к «его» месяцу, чтобы сделать август столь же длинным, что и июль. Так февраль стал жертвой августа в битве за дополнительные дни.

День рождения в високосный год

Около 4,1 миллионов человек во всем мире родились 29 февраля. Вероятность родиться в високосный год — 1 к 1461. Людей, которые родились 29 февраля, называют «leaplings» или » leapers». Все родившиеся в этот день могут с размахом отметить день рождения в техасском городе Энтони – самопровозглашенной Всемирной столице високосного года. Раз в четыре года власти Энтони проводят там фестиваль, включающий в себя праздничный обед для именинников.

Високосный год>Юлианский календарьРеферат на тему:

3. Вытеснение григорианским календарём

Советский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13-м июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны.

Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика.

Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь.

При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года; в православной Греции — в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем.

5. Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100. Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 1 марта, даты окончания — 29 февраля).

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Разница, днейПериод (по юлианскому календарю)Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль, — с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, — в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские, безотносительно к тому — какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день.

В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).

Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до н. э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.

Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль же в простом году — 29, в високосном — 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился ) в Юлиус.

Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус.

Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца — Юлиус, Августус и Септембер — не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера — один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем

В 324г. римский император Константин (ок. 285 — 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э.

христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние — на лето, летние — на осень.

Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Юлианский и григорианский календари — путь к точности

Солнечный календарь учитывает видимое движение Солнца по небу и положение звезд. Его изобрели египтяне, наблюдая за появлением на небе звезды Сириус. Но год у них длился ровно 365 суток, а истинный солнечный, или тропический, год длиннее (сегодня он составляет 365,2421897 дня). Поэтому за века накопилась ошибка. Римский же календарь был еще менее точен, и даты религиозных праздников сильно сместились.

Юлий Цезарь имел право ввести новый календарь, поскольку обладал властью великого понтифика — верховного жреца

Группа александрийских астрономов во главе с Созигеном на основе египетского создала новый календарь — юлианский. Назван он в честь Юлия Цезаря, по указу которого этот календарь был введен в Риме с 1 января 45 г. до н. э.

Год состоял из 365 дней, но каждый четвертый был високосным — на 1 день длиннее. С учетом этой поправки продолжительность юлианского года составила 365,25 дня. Он был гораздо более точен, однако ошибка в 1 день накапливалась в нем каждые 128 лет. И к XVI в. весеннее равноденствие, которое используют для определения дня Пасхи, наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта.

В 1582 г. Папа Римский Григорий ХШ провел реформу календаря, уменьшив число високосных годов. Раньше таковыми считались все так называемые вековые годы, завершавшие каждое столетие.

Теперь високосными стали только те вековые годы, у которых число сотен лет делилось без остатка на четыре (1600,2000,2400), а остальные (1700,1800,1900,2100) остались простыми. Новый календарь был назван григорианским. Григорианский год длится 365,2425 дня, и ошибка в 1 день накапливается примерно за 10 тыс. лет.

Нередко встречается другая оценка — примерно за 3 тыс. лет. Такое число получается, если не учитывать изменения количества суток в тропическом году и соотношения между продолжительностями времен года.

Папа Римский Григорий XIII провел реформу календаря. После 4 октября 1582 г. наступило 15 октября. Сегодня григорианским календарем пользуются в большинстве стран мира

Старый и новый стили

Григорианский календарь, или, как принято говорить, новый стиль, входил в практику постепенно. Если католические страны приняли его сразу, то протестантские и православные продолжали жить по старому стилю. Государства Северной Германии, Дания и Норвегия перешли на новый стиль в 1700 г., Великобритания — в 1752 г., Швеция — в 1753 г., Болгария — в 1916 г., Россия — в 1918 г., Сербия и Румыния — в 1919 г., Греция — в 1924 г.

Разница между календарями все время увеличивается и сегодня составляет 13 дней. Русская Православная Церковь по-прежнему придерживается юлианского календаря, поэтому Рождество у нас отмечают не 25 декабря, а 7 января. И не только церковные праздники напоминают о старом стиле: недаром в ночь с 13 на 14 января в России принято отмечать старый Новый год.

Источник: https://karavay35.ru/yulianskij-kalendar/

Пересчет дат старого и нового календаря

Юлианский календарь —  старый стиль, система летоисчисления, введенная Юлием Цезарем с 1 января 45 до нашей эры.

В Юлианском календареКалендарь (от латинского calendarium, буквально — долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ) — система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суткам, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года.

Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунды превышает тропический год.

високосным считается каждый год, номер которого делится на 4 (например, 1900, 1976, 1980 и т. д.); таким образом, средняя продолжительность года в этом календаре составляет 365,25 суток, что на 0,0078 суток длиннее тропического года. Так как ошибка этого календаря составляет около 3 суток за 400 лет, он с 1582 года стал заменяться григорианским календарём (новым стилем); в СССР[en] григорианский календарь был введён с 14 февраля (1 февраля старого стиля) 1918 года.

Разница между новым стилем и старым стилем в 18 веке составляла 11 суток, в 19 веке — 12 суток, в 20 веке составляет 13 суток. При переходе от одного стиля к другому день недели не изменяется (так, и 1 мая нового стиля и 18 апреля старого стиля 1979 — вторник).

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь.

Расхождение в сутках между «старым» и «новым» стилями

С помощью этой таблицы Вы можете пересчитать даты старого и нового стиля:

Век Годы по «старому стилю» Разница,дней
с 1 марта по 29 февраля
I 1 100 -2
II 100 200 -1
III 200 300
IV 300 400 1
V 400 500 1
VI 500 600 2
VII 600 700 3
VIII 700 800 4
IX 800 900 4
X 900 1000 5
XI 1000 1100 6
XII 1100 1200 7
XIII 1200 1300 7
XIV 1300 1400 8
XV 1400 1500 9
XVI 1500 1600 10
XVII 1600 1700 10
XVIII 1700 1800 11
XIX 1800 1900 12
XX 1900 2000 13
XXI 2000 2100 13
XXII 2100 2200 14
XXIII 2200 2300 15

Названия месяцев года в большинстве европейских языков сохранились от римского календаря, но не юлианского, а еще более раннего.

До введения Цезарем Юлианского календаря в 45 году до н.э. римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу[гор] и потому носивший его имя. Память о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять).

При введении Юлианского календаря, привычные уже названия месяцев изменять не стали, а просто добавили два месяца перед мартом, посвятив первый месяц Янусу, богу всякого начала.

Таким образом, первые шесть месяцев назывались по имени богов (кроме февраля), а остальные шесть обозначались по их старому порядковому номеру. Но не все месяцы, имевшие ранее числовые обозначения, сохранили свои названия.

В честь Юлия Цезаря был переименован месяц квентилий (ныне июль). Спустя некоторое время таких же почестей удостоил себя Октавиан Август, который привел в порядок пришедший в расстройство календарь Цезаря. При этом преобразовании он дал название «августу» — месяцу своего первого консульства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называются все дни масленичной недели

11 января 1700 года (1 января по ст.ст.) было введено в Русском царстве новое летосчисление (юлианский календарь). По указу Петра I[en] следовало 1 января 1700 . После 31 декабря 7208 г. наступило 1 января 1700 г. (эта дата 31 декабря 7208 много раз встречается в сети Интернет[en]. «Россия перешла на юлианский календарь.

Глашатаи объявили об этом 25 декабря 1669 г. О реформе календаря в России предписывалось день после 31 декабря 7208 г «от сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от Рождества Христова», то есть по нынешнему обозначению — н. э. (нашей эры).

С 11 марта разница между юлианским календарём («по старому стилю») и григорианским календарём («по новому стилю») стала равна 11 дням.

Источник: https://to-name.ru/historical-events/julianskij-kalendar.htm

Календарь астрономии

Определение 1

Календарем называется средство подсчета продолжительных временных интервалов, основанное на определённой периодичности небесных явлений: перемене дней и ночей, цикличности фаз Луны и смены сезонов в годовом цикле.

В каждой системе календаря имеется три базисных параметра фиксации времени: средняя продолжительность суток, лунный (иначе синодический) месяц и солнечный (иначе тропический) год.

Временные календарные интервалы

Основные временные интервалы календаря:

  1. Сутки.
  2. Неделя.
  3. Лунный (синодический) месяц.
  4. Солнечный (тропический) год.

Временной интервал, заключённый промеж двух одинаковых лунных фаз, произошедших последовательно, называется синодическим месяцем.

Временной интервал, заключённый промеж двух пересечений Солнцем точки весеннего равноденствия, произошедших последовательно, называется тропическим годом.

Так как точка весеннего равноденствия имеет довольно медленный ход в сторону Солнца, что объясняется прецессией (изменением пространственного направления импульса тела), положение Солнца по отношению к звездам (нахождение его в определённой точке небосвода) имеет временной интервал превышающий тропический год на двадцать минут двадцать четыре секунды. Этот, несколько больший, временной промежуток носит название звездного года и включает в себя 365,2564 солнечных суток средней продолжительности.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Замечание 1

В лунном месяце и солнечном году нет цельного количества суток. Средняя длительность лунного месяца составляет 29,530589 суток, а длительность солнечного года оценивается в 365,242190 суток. Получается несоразмерность этих трёх временных параметров. Возникает невозможность подбора цельных чисел солнечных лет, у которых было бы цельное количество лунных месяцев и цельное количество средних суток.

Желание привести в соответствие суточный, месячный и годовой циклы вызвало то, что в различные времена у разных наций появилось большое количество различных календарных систем, в каковых можно выделить три основных группы:

  • Лунные.
  • Лунно-солнечные.
  • Солнечные.

Лунный и солнечный календари

Лунный календарь разделяет год на 12 месяцев, которые включают в себя либо тридцать, либо двадцать девять суток. Количество суток у лунного календаря триста пятьдесят четыре либо триста пятьдесят пять, меньше чем в солнечном году где-то на десять суток.

Лунный календарь имеет массовое хождение в странах Ислама. В связи с тем, что в лунном году меньшее количество дней, чем в солнечном, мусульмане не имеют определённого начала года, приходящегося на фиксированную дату.

Начало года регулярно смещается и может выпасть на любой сезон.

Рисунок 1. Лунный календарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самым сложным является лунно-солнечный календарь. В нем общее число синодических месяцев в среднем совпадает с длительностью солнечного года. Основой данного календаря является пропорция: девятнадцати солнечным годам соответствуют двести тридцать пять лунных месяцев (погрешность примерно два часа).

В году содержится двенадцать месяцев, началом которых служит новолуние. Еврейский календарь до сих пор сохранил таковую систему. В нём год имеет двенадцать либо тринадцать месяцев. Причем определённые месяцы регулярно изменяют свою длительность.

Началом года постоянно является осень, но конкретная дата его, по григорианскому календарю, регулярно меняется.

Изначально римляне вели счёт времени в лунных годах. Начало года приходилось на первое марта. В нынешних календарях сохранились римские наименования месяцев. В более поздний период римляне перенесли начало года на первое января, (день вступления консулов в должность).

Рисунок 2. Лунно-солнечный календарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Солнечный календарь был составлен древними египтянами ориентировочно в четвёртом тысячелетии до н. э. Продолжительность года в этом календаре равнялась двенадцати месяцам, состоящим из тридцати дней каждый, а на окончание года приходились пять дней праздника.

Рисунок 3. Древний солнечный календарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Юлианский и грегорианский календари

Основой теперешних календарей служит солнечный календарь римлян, являющийся плодом преобразований произведённых Юлием Цезарем, что дало повод дать ему наименование юлианский календарь. Датой рождения юлианского календаря можно считать первое января сорок пятого года до н. э. Данный календарь предполагал длительность года в 365,25 суток, именно такая величина соответствовала тогда продолжительности солнечного года.

Так как количество годовых суток было дробным, в трёх годах положили по триста шестьдесят пять дней, а для четвертого (високосного) триста шестьдесят шесть. В году было двенадцать месяцев, в нечетных по тридцать одному дню, в четных по тридцать дней. А февраль «обидели», оставив ему в обычном году двадцать восемь дней, а в високосном двадцать девять.

Исходя из того, что у юлианского года длительность на одиннадцать минут пятнадцать секунд больше чем у солнечного года, каждые сто двадцать лет происходило накопление погрешности равной суткам. Постепенно опоздание календаря увеличивалось.

Ошибку поправили в 1582 году, тогда римским папой Григорием XIII была создана особая комиссия для исправления календаря, которая убрала десять лишних суток. В честь понтифика новый календарь назвали григорианским календарём (также существует определение — календарь нового стиля).

Юлианский же календарь, в настоящее время известен как старый стиль.

У григорианского календаря високосными годами считаются все четвертые, исключение сделано для лет, имеющих целое количество веков. В тоже время, если сотни лет можно поделить на четыре без дробной части, високосным год не является, например двух тысячный.

Замечание 2

Россия приняла григорианский календарь тридцать первого января 1918 года.

У григорианского года разность с солнечным годом равна двадцати семи секундам. Получается, что ошибка в одни сутки образуется в течение 3226 лет.

Но и у григорианского календаря имеются свои недочёты, так он имеет:

  • разное количество дней в месяцах,
  • кварталы различной продолжительности,
  • дни недели не согласованы с числами месяца.

Существуют наработки обновлённых (общемировых) календарей, с равномерным делением года. Но имеющиеся политико-экономические и религиозные разногласия между государствами не дают возможности реформирования календаря.

Помимо счисления месяцев, составляющих годы, должны считаться и сами годы. Это достигается с помощью такого понятия как эра. Эрой принято называть начальную точку исчисления лет. Впрочем, эра — определение историческое и к астрономии отношения не имеет.

Источник: https://spravochnick.ru/astronomiya/kalendar_astronomii/

Юлианский календарь: когда ввели и чем отличается от Григорианского календаря

В 45 году до нашей эры ввели Юлианский календарь. Пришедший к власти Юлий Цезарь решил синхронизировать календарный год с тропическим. Рассказываем, в чем суть Юлианского календаря и почему после него перешли на Григорианский.

Юлий Цезарь.

СС0

Этот календарь разработали александрийские астрономы по указу императора Юлия Цезаря, в честь которого и назвали. Календарь ввели в Римской империи 1 января 45 года до нашей эры, чтобы заменить старый римский календарь.

В России Юлианский календарь ввели только в 1700 году. В наши дни этот календарь называют старым стилем, потому что в 1918 году ему на смену пришел Григорианский календарь.

Суть Юлианского календаря

До Юлианского календаря существовал римский календарь, который состоял из 12 месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина «тропического»года, иногда после 23 февраля добавляли дополнительный месяц. Такое решение принимал понтифик, пишет wiki.

Когда Цезарь пришел к власти, календарные даты заметно отличались от ожидаемых времен года. Поэтому в 46 году до нашей эры Цезарь провел календарную реформу, чтобы восстановить «ход времени» и избежать подобных проблем в будущем.

После проведенных изменений год «вырос» до 365 дней, но раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день.

Почему Юлианский календарь сменили на Григорианский

В юлианском календаре 365 дней, каждые четыре года добавляется один дополнительный день. Поэтому средняя продолжительность юлианского года — 365,25 дней. Это больше продолжительности тропического (солнечного) года на 11 минут и 15 секунд.

Календарь.

СС0

Это привело к тому, что каждые 128 лет накапливался лишний день. Из-за этого Рождество, которое первоначально совпадало с зимним солнцестоянием, постепенно сдвинулось в сторону весны. Из-за смещения дня весеннего равноденствия возникали проблемы с отсчетом Пасхи. .

В 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря, который получил название Григорианский. В нем уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта пропустили 10 дней, и в 1582 году после 4 октября наступило 15 октября.

К середине 20 века почти все страны пользовались Григорианским календарем. В России его ввели после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, поправка составила 13 суток, пишет calend.ru.

Источник: https://altapress.ru/ekonomika/story/yulianskiy-kalendar-233941

Почему календарь юлианский?

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного.

Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница.

Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti.

Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

В связи с постоянно изменяющейся разницей между юлианским и григорианским календарями использующие григорианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI вв., а 8 января по новому стилю, в то время как церкви, использующие юлианский календарь, будут продолжать встречать этот праздник 25 декабря.

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь – юлианский.

Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года.

Разница между датами юлианского и григорианского календаря, летосчислением по старому и новому стилю, по ходу исторического времени возрастает.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Вот они, «секреты» летосчисления по старому и новому стилю. Александр Сергеевич Пушкин, например, родился 26 мая 1799 года, а умер 29 января 1837 года. Это даты старого стиля. А по новому стилю к дате пушкинского дня рождения прибавляется 11 дней (ведь это XVIII век), а к дате смерти уже в ХIХ веке – 12 дней. Вот почему годовщину со дня рождения Пушкина мы отмечаем 6 июня, а годовщину смерти – 10 февраля по новому стилю.

Или, скажем Февральская революция 1917 года в России. Если бы она исчислялась по европейскому, григорианскому календарю, то должна была бы называться Мартовской. И в самом деле: началась она в международный женский день 23 февраля (8 марта по новому стилю), а к утру 28 февраля (13 марта по новому стилю) Петроград полностью перешел в руки восставших.

Русская православная церковь и юлианский календарь

Русская православная церковь в литургической жизни используют юлианский календарь (так называемый старый стиль).

Начало церковного года (индикта) – 1 сентября по юлианскому календарю; но фактический литургический год начинается с Недели Пасхи.

Счисление лет ведётся от предполагаемого года рождения Спасителя, что совпадает с общепринятым летосчислением. Было введено Петром Великим: 19 декабря 7208 года от сотворения мира царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира».

До XVIII века в Московском государстве было принято летосчисление «от сотворения мира», введённое в Византии в VI (сотворение мира относилось к 5 508 году до н. э.), что не надо смешивать с еврейским счётом лет, идущим от 3 761 года до новой эры. Так, 2008-й год соответствует 2008 + 5508 + 1 = 7517-у году «от сотворения мира».

Почему Юлианский календарь точнее Григорианского

Не имея здесь возможности объяснить, что такое тропический год, эклиптика, перигелий и прочие тонкости, нужно сказать, что все календари разделяются на

 (1) солнечные,

 (2) лунные и

 (3) солнечно-лунные,

то есть сообразные с годовым движением Солнца и фазами Луны (3). В современных же гражданских календарях продолжительность года соизмеряема только с продолжительностью тропического года, т. е. года, измеряемого от одного (весеннего) равноденствия до другого.

Но астрономически самым точным является не тропический год, а год сидерический, то есть звёздный год, измеряемый по звёздам, а не по Солнцу. Так в астрономии.

А практически в повседневной жизни наиболее удобен по своей простоте год юлианский (три года простых и четвёртый високосный). И хотя в основу и юлианского, и григорианского календарей положена продолжительность тропического года, по промыслу Божию, юлианский год оказался ближе к точнейшему звёздному году, нежели григорианский. То есть старый стиль оказывается точнее нового.

А по причине различия счислений через несколько столетий старый стиль сравняется с астрономическим календарём, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет.

Итак, астрономически самым точным является не тропический год, по которому размерены календари, а год сидерический, звёздный.

Но звёздный год не очень удобен в обиходе, например, так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несёт 0,7 яйца, ибо она несёт целые яйца. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по Солнцу, а не по звёздам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится юлианский год, который ближе к сидерическому году, нежели григорианский календарный год. Потому и оказывается старый стиль точнее нового.

Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине желания привязать равноденствие к 21 марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: «непогрешимый» папа римский объявил непогрешимым нововведённый календарь, в котором равноденствие всегда должно быть 21 марта.

Кроме юлианских дней и юлианских годов, о которых говорилось выше, в астрономии есть и с 2000 года опять закономерно вводится юлианское столетие, то есть грядущий век будет юлианским, а не григорианским. Об этом можно прочесть в приложении к книге «Астрофизические величины» (стр.

434-435) и в «Астрономическом ежегоднике» на 1990 год (стр.

605), где сказано следующее: «Единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учёта процессии, считать юлианское столетие в 365,25 суток, чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое вертеп в православии

Итак, нынешнее столетие является юлианским, а не григорианским, то есть счёт годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвёртый год – 366 суток. Это использование юлианского столетия (то есть счёта по старому стилю) вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление в астрономии.

Старый стиль удобен, прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики.

Старый стиль употребляют в Церкви и в астрономии, там, где требуются точные вычисления. Юлианский период, или юлианские дни, поныне используют астрономы (а вовсе не григорианские).

Здесь уместно напомнить, что новый стиль, то есть современный календарь, давно уже устарел и его хотят заменить или исправить: уже более чем полтора столетия среди учёных (и не только учёных) ведутся обсуждения об исправлении современного календаря (григорианского) и уже поступили многочисленные предложения, десятки всевозможных проектов календарей, а в 1923 году была создана при Лиге Наций особая комиссия по календарной реформе, эта же комиссия действует и в теперешней Организации Объединённых Наций, и уже издано немало книг и статей с самыми различными расписаниями так называемых вечных календарей.

Источник: https://poletova.nethouse.ru/istoria

История календаря

Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап

О Церковном календаре

:

Что такое календарь?

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами.

Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение.

Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница.

Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э.

(поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь). 

Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы.

Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток.

Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди.

Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г.

папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый. 

Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней.

Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка).

Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь1.

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:

1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и

2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).

Библейский календарь

Счет месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские названия месяцев, число дней в месяце и особые дни месяца Современный календарь свящ. гражд.
I 7 АВИВ, НИСАН. 30 дней  14. Пасха (Исх.12; Лев.23:5; Числ.28:16).  16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев.23:10-14). март-апрель
II 8 ЗИФ, ИЯР. 29 дней  14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую (Числ.9:10-12). апрель-май
III 9 СИВАН. 30 дней  6. Пятидесятница (Лев.23:16) или праздник седмиц (Втор.16:9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев.23:15-21) и начатков всех плодов земли (Числ.28:26; Втор.26:2, 10). май-июнь
IV 10 ФАММУЗ. 29 дней  17. пост. Взятие Иерусалима (Зах.8:19). июнь-июль
V 11 АВ. 30 дней  9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах.8:19). июль-август
VI 12 ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь
VII 1 АФАНИМ, ТИШРИ. 30 дней  1. Праздник труб (Числ.29:1). Новый год.  10. День очищения (Лев.16:29, 25:9).  15-22. Праздник кущей (Лев.23:34-36; Числ.29:12-35). сентябрь-октябрь
VIII 2 БУЛ, МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь
IX 3 КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1Мак.4:52-59. Ин.10:22). ноябрь-декабрь
X 4 ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь
XI 5 ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль
XII 6 АДАР. 29 дней  11. Пост Есфири (Есф.4:16).  14-15. Праздник Пурим (Есф.9:17-32). февраль-март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх.13:4, 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев.23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх.12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д.

Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) — 3Цар.6:1, афаним (месяц бурных ветров) — 3Цар.8:2, и бул (месяц произрастания) — 3Цар.6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем.2:1), ияр, сиван (Есф.8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем.6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем.1:1; Зах.7:1), тебеф (Есф.

2:16), шеват (Зах.1:7) и адар (Есф.3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно.

12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня.

Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой — параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя — субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф.28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» — понедельнику и т.д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд.7:19), а день — на утро, полдень и вечер (см. Пс.54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк.12:38; Мф.14:25) и вошло в употребление понятие «час» — двенадцатая часть дня или ночи (Мф.20:1-8; Деян.23:23).

Источник: https://azbyka.ru/days/p-istorija-kalendarja

Юлианский календарь — Такие разные КАЛЕНДАРИ

   Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуреэллинистического Египта. В Древнерусском государстве календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

    Структура юлианского календаря

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев.

Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию).

Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; годы начинаются с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.

     Месяцы

Счёт по костяшкам рук: «бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

   Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем.

Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль.

С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

    Вытеснение григорианским календарём

См. также: Григорианский календарь

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года.Точность юлианского календаря по сравнению с тропическим годом невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны.

Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика.

Не только астрономы, но и высшеедуховенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября.

 Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

Источник: https://sites.google.com/site/takieraznyekalendari/home/ulianskij-kalendar

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]