Сколько православных в Беларуси

Дорогами православия: изучаем церковную культуру Беларуси

Сколько православных в Беларуси

Совсем недавно мы собирали в один список уникальные католические костелы Беларуси и написали по этому поводу интересную статью. Для восстановления религиозного баланса сил в Блоге, VETLIVA составил свой личный ТОП-10 самых красивых православных церквей из разных уголков Беларуси. Вперед на обзорную экскурсию по сакральным достопримечательностям!

Свято-Духов собор в Минске

Адрес: ул. Кирилла и Мефодия, 3, Минск

Начать обзорную статью по православным объектам мы также решили с самого известного столичного храма — собора Святого Духа, или, как его еще называют, Кафедрального собора. Раньше он относился к католической вере и являлся монастырем бернардинок, но после пожара и реконструкции в 1860 храм был переосвящен в православную веру.

его реликвия — икона Божьей Матери, которая хранится в Минске с 1500 года. По легенде князь Владимир привез ее в Киев еще в X веке в качестве трофея после походов на Византию. Во время татарского нашествия икону выбросили в реку Днепр, а уже в самом начале XVI века минчане выловили ее в устье реки Свислочь.

VETLIVA советует: посетить старинный собора Святого Духа во время обзорных экскурсий по Минску. Храм расположен в Верхнем городе и входит в ТОП-50 самых известных достопримечательностей столицы. Многие из них также можно увидеть во время обзорного путешествия!

Софийский собор в Полоцке

Адрес: ул. Замковая, 1, Полоцк, Витебская область

Второй в нашем списке — это знаменитый храм, находящийся в Полоцке. Софийский собор какое-то время был:

  • пороховым складом, который взорвался в начале XVII века;
  • конюшней во времена войны с Наполеоном в 1812 году;
  • краеведческим музеем в первой половине XX века.

Еще примечательно, что в православном Софийском соборе можно услышать органную музыку! В середине весны и в конце осени там проводят настоящие камерные и органные концерты, где выступают талантливые люди из разных стран.

VETLIVA рассказывает: первое упоминание о Полоцке датируется 862 годом, поэтому, помимо красивейшего православного храма, там есть еще много достопримечательностей и даже скульптура, посвященная букве! Это далеко не единственный необычный памятник в Беларуси — здесь любят удивлять туристов!

Церковь Святого Михаила архангела

Адрес: деревня Сынковичи, Гродненская область

А как насчет церкви, которая имеет 1,5-метровые стены толщиной и окружена 4-мя боевыми башнями? Именно так сурово встречает прихожан с XIV века собор Святого Михаила архангела в деревне Сынковичи. История его строительства очень интересная. Храм построил и освятил князь Витовт в благодарность местным жителям. Они помогали ему скрываться от преследований князя Ягайло.

Сейчас в церкви хранится копия исцеляющей иконы Божьей Матери, которую сделали в Греции. Местные говорят, что даже копия обладает божественной силой исцеления.

Успенский собор в Витебске

Адрес: ул. Комиссара Крылова, 9, Витебск

Успенский собор в Витебске был построен в самом начале XV века на склоне Лысой горы. Считается, что ранее эта возвышенность была местом проведения языческих обрядов и ведьминских шабашей.

Интересное от VETLIVA: Успенский собор был закрыт для прихожан во времена революции в 1917 году, а в 1936 его и вовсе взорвали. Это не единственная достопримечательность в Беларуси, которая со временем исчезла — таких примеров намного больше.

Вот еще несколько интересных фактов про Успенский собор:

  • он стоит прямо на берегу Западной Двины;
  • храм может похвастаться самым большим колоколом в Беларуси — его вес составляет 5,2 тонны, а высота — 2 метра;
  • существует легенда о том, что под стенами собора есть подземный тоннель высотой с человеческий рост!

Церковь Святых Бориса и Глеба в Гродно

Адрес: ул. Рыбацкая, 6/1, Гродно

Один из самых старинных храмов в Гродно — это Коложская (Борисоглебская) церковь. Начнем сразу с интересных фактов про нее:

  • она была построена и освящена в православие в XII веке и на данный момент является действующим храмом;
  • в XV веке церковь полностью разрушили во время нашествий крестоносцев, а в следующем столетии ее уже отстроили заново;
  • старинная постройка включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

VETLIVA рассказывает: большое количество религиозных святынь приходится на королевский город Гродно. Во время обзорных туров или экскурсий там можно посетить как православные, так и католические храмы. Хотите составить свой собственный маршрут? Тогда наш подробный гайд по Гродно расскажет все, что нужно знать!

Свято-Воскресенский кафедральный собор

Адрес: ул. Лопатина, 34, город Борисов, Минская область

Свято-Воскресенский собор был построен в конце XIX века. Как и другие религиозные святыни, он был не единожды сожжен, восстановлен, разрушен и снова восстановлен. Своей яркостью и необычностью Свято-Воскресенский собор значительно отличается от всех других храмов. Он сделан из красного кирпича с белыми декоративными элементами и напоминает настоящий сказочный замок. Здание построено в псевдорусском стиле, а среди элементов экстерьера есть даже кокошники.

Борисов также является одним из самых старинных городов Беларуси. В его 900-ю годовщину возле Кафедрального собора был установлен памятник основателю города — князю Борису.

Успенская церковь

Адрес: агрогородок Сарья, Витебская область

Церковь Успения изначально строилась как католический костел. Местный хозяин Игнатий Лопатинский воздвиг уникальное готическое строение в честь своей рано ушедшей из жизни жены. Архитектура грандиозного храма воплотила в себе всю его любовь и скорбь, и теперь мы можем насладиться таким изящным монументом со стремящимися ввысь шпилями.

В православную веру Успенскую церковь обратили в середине XIX века. С того периода ее неоднократно закрывали, размещали в стенах храма увеселительное заведение, снова передавали католикам. В наше время собор является потрясающей православной церковью, которую любят посещать многие туристы. Кстати, она является одним из самых красивых и необычных мест для фото!

Богоявленская церковь в деревне Жировичи

Адрес: ул. Советская, 57, деревня Жировичи, Гродненская область

Жемчужиной известного комплекса Свято-Успенского монастыря считается Богоявленская церковь. Это самый старинный объект на территории православного ансамбля, с которым связана одна интересная легенда. В конце XV века на месте церкви возле дерева груши была найдена икона Божией Матери. Она была размером с детскую ладонь и излучала божественный свет.

Ее отдали на хранение владельцу земель, а через некоторое время икона исчезла из его хранилища и снова была найдена на том же дереве. Тогда по приказу князя там и была построена церковь. Меньше, чем через 100 лет, икона пропала, а церковь сгорела до тла. Но чудеса продолжались, и изображение Божьей матери снова нашли, лежащее на камне рядом с местом, где стоял храм.

Сейчас в Богоявленскую церковь приезжают паломники со всего мира. Прихожане верят, что это маленькое чудо способно исцелить от многих болезней и помочь в самых трудных жизненных ситуациях!

Совет от VETLIVA: на икону надейся, а сам не плошай! О том, где поправить свое здоровье и какие есть секреты долголетия, мы писали в нашем Блоге.

Церковь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Церковная, 7А, деревня Мурованка, Гродненская область

Еще один необычный храм-крепость был возведен в деревне Мурованка в XVI веке. Церковь Рождества Богородицы отлично сохранилась до нашего времени и включена во многие маршруты туров или экскурсий. Вот несколько интересных фактов о ней:

  • в стенах вокруг всего храма был потайной ход до 1817;
  • в подвале под церковью устроены два склепа;
  • главный вход в храм в старину защищался тяжелыми входными воротами и железной решеткой.

За 500 лет существования церковь была и убежищем для людей во время войны, и складом оружия, и зернохранилищем, и католическим храмом. Но усилиями местных прихожан храм снова был открыт в 1989 году и является действующей святыней до сих пор.

Свято-Покровская церковь

Адрес: деревня Турец, Гродненская область

Священное место с богатой историей и старинными реликвиями есть и в деревне Турец. Свято-Покровская церковь была построена из дерева в конце XVIII века, а через 100 лет ее перестроили из натурального бутового камня. С того времени церковь не смогли разрушить ни войны, ни революции, ни погодные условия. Уже более 250 лет она принимает прихожан и хранит уникальные иконы с момента своей постройки.

Интересное от VETLIVA: известно, что в Свято-Покровской церкви венчался известный белорусский писатель, работающий под псевдонимом Янки Мавра. «Полесские робинзоны», «Путь из тьмы», «Сын воды» — одни из самых известных его произведений. А вы знаете, какие места самые популярные у белорусов для проведения свадебных церемоний? Читайте в нашей статье-обзоре!

Православное путешествие: подводим итоги

Составить этот ТОП-10 было довольно трудно, ведь уникальных храмов в стране намного больше! Изящные и величественные, они разбросаны по всей Беларуси. В каждом ее уголке можно найти удивительное место силы и веры, при этом их немалое количество было уничтожено жестокими войнами, советскими реформами или просто с течением времени. Хотите изучать новые и интересные места Беларуси? Тогда оставайтесь с нами и ждите новых увлекательных историй от VETLIVA!

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ!

на рассылку!Интересные путешествия по Беларуси, гайды по городам, советы по санаториям, гастротуры,

новости и акции с лучшими ценами на отдых.

Источник: https://vetliva.ru/blog/tserkvi-belarusi/

Религия в Беларуси

Сколько православных в Беларуси
Руководители религиозных конфессий на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (2015)

Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий.

Религии в Беларуси

Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:

  • православие
  • католицизм
  • протестантизм

Среди других религий наиболее распространены:

Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2019 г. составила более 3,3 тыс.

Православие

Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.

В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.

Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.

Свобода религий и веротерпимость

В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование.

В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла.

И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают студенты, исповедующие православие, католицизм и другие конфессии.

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion

Божья дюжина. 12 самых старых и уникальных белорусских монастырей

Сколько православных в Беларуси

Основанные князьями, монахами, молодыми послушницами, построенные на берегах рек и в центрах городов, старые монастыри служили форпостами, религиозными и культурно-просветительскими центрами. Здесь душа находила покой, а недуг – исцеление. У каждого – своя святыня, своя история и судьба. Среди отобранных нами старых обителей – лежащие в руинах, закрытые, ныне действующие и те, что стали паломнической меккой.

1. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

45 лет преподобная Евфросиния была игуменией основанного ею в предместье Полоцка женского монастыря. Открытый в 1125 году, он признан одной из древнейших православных обителей на белорусских землях.

Центром духовной жизни монастыря становится деревянный храм, на месте которого, предположительно в 1152–1161 годах, был воздвигнут каменный. 30 седмиц (недель) понадобилось зодчему Иоанну на строительство святыни.

По истечении этого срока епископ Полоцкий в присутствии всего княжеского рода и полочан освятил Спасо-Евфросиниевскую церковь.

В нововоздвигнутом храме поселилась сама игумения: согласно преданию, она занимала одну из маленьких келий, предположительно справа от хоров, темно-синие с зеленоватым оттенком стены которой были украшены фресками. Выполненные мастерами XII века на стенах и колоннах храма лики святых уникальны и сохранились. В конце 1990-х в храм вернулся золоченый крест, пожертвованный ему Евфросинией: точную копию созданной Лазарем Богшей реликвии изготовил ювелир-эмалировщик из Бреста Николай Кузьмич.

Архитектурный ансамбль монастыря создают Спасо-Евфросиниевская церковь, Крестовоздвиженский храм, «теплая» церковь, двухэтажный жилой дом, ворота со звонницей, совмещенные с жилым монастырским корпусом, и фундаменты существовавшего в XII–XVII вв. храма-усыпальницы. К слову, в 1910 году в Полоцк из Киева были перенесены мощи святой Евфросинии, где они сохранялись с 1187 года.

2. Туровский Борисо-Глебский монастырь

Самый древний монастырь Турова предположительно был основан в XI веке киевским князем Ярославом Мудрым. Духовным центром обители служил каменный храм, руины которого сохранились до наших дней.

Остатки Туровской церкви на древнем городище открыл и исследовал археолог и историк архитектуры Михаил Каргер. В ходе раскопок удалось установить, что это был 3-нефный храм с приблизительными размерами 28,2×16,5 метра. Фундаментом служили сложенные насухо валуны, а при возведении стен мастера применяли ровнослойную кладку, которую и сегодня можно наблюдать на сохранившихся фрагментах стен.

Борисо-Глебский монастырь служил кафедрой туровских епископов, которая позже была перенесена в Пинск. В одной из келий монастыря, вероятно, проживал Кирилл Туровский. На Замковой горе установлен памятник писателю и проповеднику. А руины церкви XII века открыты для посетителей археологического комплекса в Турове.

3. Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь

Монастырь считается одной из древнейших обителей на белорусских землях — датой его возникновения называют 1225 год.

Согласно преданию, основал этот монастырь сын литовского князя Тройденя Римунд. Отказавшись от успешной карьеры при дворе князя Миндовга и приняв постриг с именем Елисей, он посвящает жизнь служению Богу. Историю трагической смерти Елисея от руки бесноватого послушника помнят и передают из поколения в поколение. Долгие годы мощи основателя хранились в монастыре, и от них происходили многие чудотворения.

Лавришевский монастырь был крупным центром летописания. «Лавришевское Евангелие» 1329 года теперь хранится в частной библиотеке Чарторыйских в Кракове. Сто лет назад попытку восстановления упраздненного в начале ХIХ века монастыря прервала Первая мировая война. Однако сегодня на месте древней обители снова действует мужской монастырь.

4. Пустынский монастырь

В 1380 году 24-летний сын князя Ольгерда Лугвений начал терять зрение. Спасение явилось к князю во сне: старец указал ему на Пустынь в окрестностях Мстиславля с чудотворным источником. Умывшись целебной водой, Лугвений прозрел и увидел над родником образ Божией Матери. В том же году благодарный князь заложил на этом месте Пустынский монастырь.

Первые монахи обители жили в землянках, отправляя богослужения в деревянной церкви. А каменный Успенский собор в Пустынке возвели монахи-униаты, которые жили в монастыре в XVII веке. Руины святыни можно увидеть в Пустынке и теперь.

Следующие постройки — величественная звонница, церковь Рождества Богородицы и Покровская церковь — появились здесь два столетия спустя стараниями православных монахов.

Еще позже на территории монастыря возводятся здания амбулатории, больницы, церковного училища и многочисленные хозяйственные постройки.

Сегодня монастырский комплекс восстанавливается, а к источнику, вода в котором имеет постоянную температуру 4 градуса круглый год, едут паломники. К слову, с 1380 года источник ни разу не пересыхал.

5. Свято-Вознесенский женский монастырь в Барколабово

Женский монастырь на берегу Днепра в окрестностях Быхова в начале XVII века основал, исполняя просьбу жены Елены Соломерицкой, Богдан Стеткевич. В собственность обители православный меценат передал остров Барок, поле, луг, водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до быховской границы.

Главной святыней Барколабовского монастыря стала Вознесенская церковь. А главное событие в жизни обители произошло летом 1648 года, когда князь Пожарский, возвращаясь из похода, оставил в Барколабово икону Божией Матери, с которой никогда до этого не расставался. Согласно легенде, икона сама выбрала себе обитель: военный обоз, где она была спрятана, у ворот монастыря вдруг остановился, и никакими усилиями не удалось сдвинуть его с места.

Икона Божией Матери Барколабовской оказалась чудотворной, и в монастырь заспешили паломники. День празднования иконы, которая теперь хранится в отстроенной церкви Святого Иоанна Предтечи, в Барколабовской обители приходится на 11 июля.

6. Монастырь францисканцев в Пинске

Деревянный костел и первые здания монастыря в Пинске были построены орденом францисканцев в 1396 году. В 1510-м на месте деревянной святыни возвели каменную. После кардинальной перестройки в начале XVIII века архитектурный облик францисканского монастыря полностью изменился — в Пинске появился один из крупнейших в стране комплексов в стиле барокко.

Францисканский монастырь с приходской школой и семинарией просуществовал до 1863 года, после чего храм Вознесения получил статус приходского. Сегодня в корпусах бывшего монастыря действует Пинская семинария, воссозданная по инициативе кардинала Свёнтека. Более 50 лет Казимир Свёнтек служил в пинском храме Вознесения и после смерти в 2011 году был похоронен в находящейся при нем крипте.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем ангелы отличаются от ангелов

Возвышающийся над рекой Пиной комплекс бывшего монастыря францисканцев служит главной достопримечательностью города. В соборе Вознесения туристов привлекают искусная резьба Яна Шмитта, Пинская Мадонна Альфреда Ромера, орнаментальная роспись, фрески и один из старейших действующих органов страны.

7. Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве

Впервые Свято-Никольский храм в Могилеве упоминается в летописях в 1522 году. Деревянную церковь не единожды перестраивали, пока пожар полностью не уничтожил ее. В начале XVII века на месте сгоревшего храма основан монастырь. Первые его постройки были деревянными, однако в 1669 году началось возведение неотапливаемого кирпичного храма. В конце XVIII века монастырский комплекс дополнился отапливаемым Онуфриевским храмом.

Покровителем Свято-Никольского монастыря был Станислав Август Понятовский. При поддержке короля Речи Посполитой в обители было открыто духовное училище и заработала типография.

Пережив разрушения войны и антирелигиозных гонений, сегодня отреставрированный комплекс Свято-Никольского монастыря с барочными храмами, звонницей, монастырским жилым домом и усыпальницей принимает паломников и путешественников. Особое внимание стоит обратить на сохранившиеся фрески XVII–XIX вв., а также золоченый иконостас, выполненный в технике сквозной резьбы — по задумке мастеров, отсутствие одинаковых деталей в нем символизирует разнообразие созданного Богом мира.

8. Свято-Успенский Жировичский монастырь

История этой обители начинается предположительно в 1470 году, когда в кроне дикой груши пастухи обнаружили икону Божией Матери. В то время Жировичами владел земский подскарбий ВКЛ Александр Солтан. Именно он построил первую деревянную церковь на месте обретения иконы. Каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, или Явленскую церковь, в Жировичах возвели во второй половине XVI века. При ней был заложен православный мужской монастырь.

Чудотворная икона Божией Матери по сей день хранится в главном храме обители — Свято-Успенском соборе. Ежегодно 20 мая здесь торжественно отмечают ее явление.

Пережив войны, претерпев пожары и разрушения, не раз сменив хозяев, жировичская обитель сохранила свой архитектурный облик и статус, и теперь является крупным православным центром и паломнической меккой.

9. Монастырь бернардинцев в Гродно

В 1494 году великий князь литовский и король польский Александр Ягеллончик подарил ордену бернардинцев землю, где монахи заложили монастырь. Первые строения обители были деревянными. Только в 1595 году началось возведение каменного монастырского комплекса и храма. В 1618-м костел был освящен в честь Обретения Святого Креста.

В монастырском комплексе, образованном базиликой, жилыми корпусами и многоярусной колокольней, знатоки архитектуры распознают черты готики, ренессанса и барокко. В старейшей действующей католической святыне Гродно сохранился орган XVII века.

10. Полоцкий Богоявленский монастырь

В здании жилого комплекса бывшего Богоявленского монастыря в Полоцке теперь находится Музей-библиотека Симеона Полоцкого и единственный в Беларуси Музей книгопечатания. А начиная со второй половины XVI века монастырь слыл крупнейшим центром православия в городе.

Мужской монастырь на берегу Двины был основан в 1582 году и состоял тогда из деревянной церкви и здания братской школы. Действовал при монастыре и небольшой школьный театр. В 1656 году в обители принял постриг Симеон Полоцкий. Преподаванию в братской школе он посвятил восемь лет.

Деревянные строения монастыря не раз терпели от пожара, и во второй половине XVIII века на его территории была возведена каменная Богоявленская церковь. Спустя несколько лет началось и строительство основательного каменного духовного училища с монашескими кельями, здание которого доныне создает архитектурный облик Полоцка.

11. Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь в Орше

Кутеинский мужской монастырь появился в окрестностях Орши в 1631 году. Первые деревянные постройки и Богоявленский собор возвели в живописном месте, где река Кутеинка сливается с Днепром.

Основание обители сопровождалось явлением иконы Божией Матери Оршанской, которая считается ее Небесной заступницей.

Постепенно монастырь стал значимым центром просвещения: при нем открылись школа, библиотека, мастерская художников-иконописцев, типография, которой заведовал первопечатник Спиридон Соболь.

На месте деревянного Богоявленского собора были найдены мощные каменные фундаменты и не менее основательные подвалы. Вероятно, под собором находился единственный в Беларуси подземный, или пещерный, храм Воскрешения Праведного Лазаря, созданный и поддерживаемый монахами в хорошем состоянии на случай гонений и возможных преследований.

Во вновь действующем Кутеинском монастыре восстановлен храм Святой Троицы, возведенный в 1624–1626 гг. как зимняя церковь, которая отапливалась печью.

12. Гродненский монастырь иезуитов

Монастырь иезуитов в Гродно считался одним из самых богатых в Речи Посполитой. Его комплекс, выстроенный в стиле барокко, с великолепным кафедральным собором, коллегиумом, зданиями аптеки, жилых корпусов и хозяйственных построек занимал целый квартал в центральной части города.

Кафедральный собор Франциска Ксаверия в Гродно, или Фарный костел, является одним из трех храмов Беларуси, носящих почетный титул малой базилики. Костел действует и открыт для посещения. А вот сохранившиеся здания иезуитского комплекса теперь занимает тюрьма. 

У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Источник: https://planetabelarus.by/publications/bozhya-dyuzhina-12-samykh-starykh-i-unikalnykh-belorusskikh-monastyrey/

Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты

Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.

Католический священник благословляет белорусских солдат

Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.

Вера, принадлежность, практика

В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).

При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.

Заупокойное православное богослужение в Куропатах

В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.

При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.

В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.

Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»

Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.

Акция против абортов в Гомеле

Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.

Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.

В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.

Православно-католический мир

Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.

Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.

Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске

Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.

В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.

Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.

Российское влияние

При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.

Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!

В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.

Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.

Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.

В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.

Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).

Сильное государство, свободный рынок

Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.

При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.

Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси

В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.

В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.

При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.

Национальные чувства, демократия и прагматика

Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/

Религиозный туризм в Беларуси

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

В Беларуси – стране на «перекрестке» культур и конфессий – сохранились старинные православные церкви и монастыри, костелы, синагоги и мечети, деревянные храмы староверов

Благодаря переплетению религий и архитектурных стилей храмовая архитектура Беларуси своеобразна и необычна, а многие из культовых сооружений – абсолютно уникальны. Среди них и объекты, представленные в предварительный Cписок всемирного наследия ЮНЕСКО

Паломники из разных стран мира и многочисленные туристы, интересующиеся историей и архитектурой, приезжают увидеть великолепные храмы и древние святыни Беларуси, посетить религиозные праздники и духовные фестивали.

В городе Гродно существует единственный в Беларуси музей истории религии, расположенный в здании бывшего дворца XVIII-XIX веков – памятнике архитектуры барокко и классицизма. Его богатая экспозиция посвящена архаичным верованиям, христианским конфессиям, исламу и иудаизму

Православные храмы и святыни Беларуси

Путешествуя по Беларуси, вы обязательно увидите великолепные православные церкви и монастыри с многовековой историей.  

В старинном городе Полоцке в 1120-х годах преподобная Евфросиния – святая заступница Беларуси – основала Спасо-Евфросиниевский монастырь. Здесь же находится один из самых древних храмов Беларуси – Спасо-Преображенская церковь, стены которой украшают уникальные фрески XII века.

Каждый год тысячи паломников собираются в Полоцке 5 июня – в день памяти преподобной Евфросинии. В Спасо-Преображенском храме покоятся ее мощи, а также хранится воссозданный образ утраченной реликвии белорусовКрест преподобной Евфросинии.

Еще одна архитектурная жемчужина Полоцка – Софийский собор, возведенный в середине XI века вслед за одноименными храмами Киева и Новгорода.

Самый старый действующий храм Беларуси – уникальная Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь, построенная в XII веке на крутом берегу реки Неман в Гродно.

Также среди знаменитых православных храмов Беларуси:

Достопримечательность Минскахрам-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных в Отечестве нашем, построенный в 2006-2008 годах.

Второй после Полоцка древний религиозно-духовный центр Беларуси – полесский город Туров, где можно увидеть деревянную церковь Всех Святых и культовые каменные кресты, фрагменты храма XII века, на месте которого возведен памятник «Скрипта» в византийском стиле.

На белорусском Полесье сохранились уникальные деревянные церкви XVI-XVII веков с особой архитектурой и необычными крестами – среди них нет и двух одинаковых. Например, церковь в деревне Здитово Жабинковского района (построена в начале XVI века), церковь в Доброславке Пинского района (самая узкая из белорусских церквей: ширина 5-7 метров)

Центрами паломничества и достопримечательностями для туристов являются знаменитые монастыри Беларуси:

  • Свято-Успенский монастырь в Жировичах – крупнейшая в стране православная обитель, где хранится одна из главных христианских святынь Беларуси – чудотворный образ Божьей Матери Жировичской;
  • Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке;
  • Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве;
  • Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь под Мстиславлем;
  • Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь в Гродно;
  • Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь в Орше;
  • Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь (Новогрудский район);
  • Свято-Духов монастырь в Витебске;
  • Юровичcкий Свято-Рождество-Богородичный монастырь (Калинковичский район);
  • Хмелевский Спасо-Преображенский монастырь (Брестский район)

В разных городах Беларуси установлены памятники святым и выдающимся духовным личностям:

Достопримечательностью Полоцка стал и памятник зодчему Иоанну – основателю полоцкой архитектурной школы, построившему в XII веке по заказу преподобной Евфросинии Спасо-Преображенский храм.

Костелы Беларуси и католические реликвии

Находясь на стыке православного и католического миров, Беларусь стала страной, где соседствует множество храмов двух христианских конфессий.

В связи с историческими событиями и церковной унией здесь произошло уникальное смешение архитектурных стилей, поэтому в Беларуси вы нередко увидите православные храмы, похожие на католические.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая вера в Бельгии

Например, Полоцкий Софийский собор, перестроенный в XVIII на старинном фундаменте как базилика в стиле виленского барокко, или неоготическая церковь в деревне Сарья Верхнедвинского района

В XVII-XVIII веках в белорусских городах и местечках были построены роскошные ансамбли католических храмов и монастырей в стиле барокко, готики и неоготики, ставшие настоящими архитектурными жемчужинами страны, местом поклонения святыням.

Среди знаменитых католических храмов Беларуси:

  • костел имени святого Франтишка Ксаверия в Гродно – Фарный костел (здесь вы увидите высочайший деревянный алтарь, который украшают более 20 фигур апостолов и святых, а на одной из башен – самые старые в Европе часы);
  • Фарный костел в Несвиже;
  • костел святого Станислава в Могилеве;
  • костел Святой Троицы в деревне Гервяты (Островецкий район);
  • костел святой Анны в деревне Мосар (Глубокский район);
  • костел Преображения Господнего (Фарный) в Новогрудке;
  • костел Рождества Девы Марии в деревне Видзы (Браславский район);
  • костел святого апостола Андрея в деревне Нарочь (Мядельский район);
  • Троицкий костел в городе Глубокое;
  • костел святого Иоанна Крестителя в Гольшанах (Ошмянский район);
  • костел святых Петра и Павла в Жупранах (Ошмянский район);
  • костел святого Михаила Архангела в поселке Ивенец (Воложинский район);
  • Троицкий костел в деревне Чернавчицы (Брестский район);
  • костел Пресвятой Троицы в деревне Волчин (Каменецкий район);
  • костел святых Симеона и Елены (Красный костел) в Минске;
  • костел Святой Троицы (святого Роха) в Минске;
  • архикафедральный костел Имени Пресвятой Девы Марии в Минске.

В Гродно на месте самого большого древнего храма города – Фары Витовта – установлен памятный знак Поклонный крест.

Каждый год в начале июля тысячи пилигримов из Беларуси и зарубежья устремляются в деревню Будслав Мядельского района – Национальный санктуарий, где хранится одна из главных католических святынь Беларусичудотворная икона Матери Божьей Будславской. 400-летие ее обретения праздновали в 2013 году.

В Будславе находится прекрасный барочный костел Вознесения Пресвятой Девы Марии и каплица святой Варвары (1643), где сохранился уникальный деревянный алтарь. За особую роль в истории и духовной жизни Папа Римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил костелу титул «базилика малая».

Многочисленные паломники приезжают и в другие белорусские санктуарии, где хранятся коронованные по благословению Папы Римского чудотворные образы:

  • Матери Божьей Трокельской (в д. Трокели Вороновского района ежегодно организуются большие паломничества);
  • Матери Божьей (Королевы Полесья) в Логишине (Пинский район);
  • Матери Божьей в Гудогае (Островецкий район);
  • Матери Божьей Конгрегацкой (Студенческой) в Гродно;
  • Матери Божьей Берестейской (Матери-Спасительницы), которая является копией образа Матери Божьей из римской базилики Santa Maria Maggiore, в Бресте;
  • Матери Божьей Монастырской (Королевы Озер) в Браславе.

Храмы других конфессий

Достопримечательность Гродно – единственная действующая лютеранская кирха в Беларуси.

Белорусский город Ветка – место паломничества староверов. В древнем городе создан знаменитый уникальными раритетами Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций.

В Гомеле действует церковь в честь святого пророка Ильи, принадлежащая Русской православной старообрядческой церкви. Ильинский храм – памятник деревянного зодчества конца XVIII века.

Мечети Беларуси

Во времена ВКЛ в Беларуси было более 100 мечетей – практически в каждом татарском поселении, в начале ХХ века – около 40, однако после Великой Отечественной войны долгие годы действующей оставалась лишь одна мечеть, построенная в 1882 году в городе Ивье (Гродненская область). 

И именно в многонациональном Ивье, где на протяжении веков соседствуют мусульмане и иудеи, католики и православные, в 2012 году был установлен уникальный в своем роде монумент в честь дружбы четырех конфессий.

Сегодня у белорусских мусульман более 10 мечетей и молитвенных домов. Старинные деревянные мечети сохранилась в Новогрудке и в деревне Ловчицы в окрестностях города.

В Минске на месте, где была единственная каменная мечеть Беларуси, возведен новый величественный храм.

Синагоги Беларуси

В Беларуси сохранилось свыше 100 зданий бывших синагог, однако во многих сегодня находятся различные учреждения (культуры, спорта): Национальный драматический театр и Дом природы (Троицкое предместье) в Минске, кинотеатр «Беларусь» в Бресте

Некоторые старинные синагоги – памятники истории и архитектуры – законсервированы или реставрируются. Например, уникальная оборонительная синагога в Быхове, синагогальный двор в Ружанах, синагога в Слониме (1642), где сохранились оригинальные еврейские фрески 

Сегодня в Беларуси действуют 8 синагог, среди которых и прекрасные храмы-памятники архитектуры:

  • Большая хоральная синагога в Гродно (1578) – одна из старейших действующих и самых красивых в Европе (здесь же создан музей истории евреев);
  • синагога в Бобруйске (рубеж ХVIII-XIX веков).

В 1806 году в белорусском городе Воложине была открыта первая во всей Восточной Европе иешива (высшее духовное училище, где учились будущие раввины из разных стран), а в 1815-м – в Мире. Старинные здания иешив сохранились до наших дней, привлекая паломников и туристов.

Духовные фестивали в Беларуси

  • Международный фестиваль православных песнопений «Коложский благовест»
  • Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафii» в Софийском соборе
  • Духовно-просветительская выставка-ярмарка «Пакроўскi кiрмаш»
  • Минский бал православной молодежи
  • Православный молодежный фестиваль «Одигитрия» в Витебске
  • Православный фестиваль в Гомеле
  • Фестиваль православной молодежи Минской епархии
  • Молодежный фестиваль-выставка «Пасхальный кулич»
  • Международный фестиваль духовной музыки «Магутны Божа»
  • Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat
  • Католический фест в честь чудотворной иконы Божией Матери Будславской (Будславский фест)

В июне 2014 года в Беларуси проходил IV Православно-католический форум.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: http://93.84.114.37:8080/ru/travel/religious-tourism-in-belarus

«Идти в храм или нет — дело совести каждого». Что священники в провинции говорят людям перед великими праздниками

В Беларуси ежедневно увеличивается количество случаев заражения коронавирусом, но власти отказались от всеобщего карантина. Накануне великих религиозных праздников — Пасхи у католиков и протестантов и Вербницы у православных — «Свабода» поинтересовалась у священников в разных регионах Беларуси, что они делают и говорят верующим в связи с эпидемией коронавируса.

Руководство католической церкви в Беларуси призвало верующих отпраздновать Пасху дома (не ходить в храмы). Белорусская православная церковь Московского патриархата ограничилась правилами профилактики коронавируса. Объединенная церковь христиан веры евангельской в Беларуси (протестанты) также не высказывалась о мерах дистанцирования перед праздниками. Что говорят верующим священники разных конфессий в небольших городах и местечках?

Верующие костела в Ошмянах во время службы в Вербное воскресенье

Дмитрий Свирид, пастор церкви христиан веры евангельской «Голгофа «(Славгород, Могилевская область)

«Верующим пожилого возраста советуем оставаться дома, потому что они уязвимы перед коронавирусом. Те, кто имеет проблемы со здоровьем, и дети также могут не ходить на службы. Остальная же паства сама решает, ходить ли ей в церковь».

По словам священника, из Минска доведены советы, как проводить действа, которые требуют тесного контакта между людьми. Например, обряд «Преломления хлеба» должен проходить в перчатках. На службе вместо традиционных чашек нужно использовать одноразовую посуду. Рекомендовано избегать рукопожатий и обязательно мыть руки.

Дмитрий Свирид говорит: в Славгороде церковь небольшая и службы в ней непродолжительные, поэтому необходимости в санитарной обработке помещения не возникало. Сейчас на службы приходит десяток верующих. Ранее собиралось более 20.

Иерей Сергий Коростелев, настоятель православного храма Воскресения Христова (Кричев, Могилевская область)

Православный храм Воскресения Христова в Кричеве, архивное фото

«Пока богослужения проходят в обычном режиме и вопрос о закрытии церквей не рассматривается. Если Господь сподобит, по Его милости богослужения будем продолжать».

По его словам, согласно утвержденным в Минске советам верующих призывают внимательно относиться к здоровью. Когда появляются признаки вирусных болезней — воздерживаться от посещения храма, чтобы «не заражать других», и немедленно обращаться к медикам. В самих церквях соблюдаются санитарные нормы и проводится дезинфекция.

Священник говорит: теперь людей стало меньше ходить в храмы. Немало верующих на богослужениях в масках. На входе для них выставлен антисептик. Тщательно протираются иконы и ручки входной двери.

Ксендз Андрей Кевлич, настоятель католического прихода Матери Божьей Белыничской (Горки, Могилевская область)

Призывает верующих воздержаться от посещения служб. Напоминает: согласно распоряжению духовного руководства верующим разрешается не участвовать в публичных целебрациях в праздничные дни.

По его словам, сейчас в костеле санитарные нормы соблюдаются более тщательно. Для верующих выставили дезинфикаторы. На время пандемии изменены некоторые религиозные действа. Например, почитание Креста обходится без его целования — поклоном.

Священник говорит: в прошлые годы на Вербное воскресенье в костел приходило около 50 верующих, а в этом году было 12.

«На Пасху костел соберет не более 20 человек, — говорит он. — Мы организовали онлайн-трансляции служб на приходской интернет-странице, и много прихожан участвуют в них. Будем проводить их все время пандемии».

Средство для дезинфекции рук в Гродненском Фарном костеле. Некоторые верующие продолжают целовать святыни, несмотря на опасения

Отец Леонид, настоятель православной церкви святого Серафима Саровского (Жлобин, Гомельская область)

Священник говорит, что литургия в Вербное воскресенье 12 апреля планируется в обычном порядке.

«Мы в храме больше протираем, дезинфицируем иконы, кресты, ручки. Если причащаем людей — все дезинфицируем. Служба идет своим порядком», — говорит священник.

Вербы будут традиционно освящаться на улице. Литургия пройдет в храме.

«Служб никто не отменял, храмов мы не закрывали. Людей стало немного меньше приходить. Каждый человек сам делает выбор. Кто сомневается — сидит дома. Остаться дома — здесь страха нет. В Вербное воскресенье мы приходим, чтобы прославлять Господа, а вербы — это просто символический знак», — добавил отец Леонид.

Иллюстративное фото. Несколько сотен человек собрал Фарный костел Гродно на одной из месс в Вербное воскресенье 5 апреля

Ксендз Виталий Мышона, настоятель костела Святейшего Сердца Господа Иисуса и Матери Божьей Фатимской (Лельчицы, Гомельская область)

Пасха 12 апреля будет праздноваться как обычно, но с учетом рекомендаций и инструкций, которые дадут костельные власти и епископ.

«Кто хочет-приходит в костел в масках. Кто хочет — если немощен или болен — может получить диспенсу (разрешение не идти на мессу. — Ред.). Мы обрабатываем храм, проводим дезинфекцию. Говорим людям, чтобы соблюдали безопасность, не прикасались руками к глазам, губам, лицу, чтобы аккуратно себя в костеле вели. Людей стало меньше ходить. На Вербное воскресенье было около 60-70 человек, обычно ходит около сотни. Каждый имеет свой розум», — считает ксендз.

Мессы в костеле пройдут традиционно -вечером в субботу и утром 12 апреля.

Иллюстрационное фото. Дезинфекция рук в одном из белорусских костелов

Петр, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца (Бобовичи, Гомельская область)

Пока не может достоверно ответить — будут ли изменения в проведении службы на Вербное воскресенье.

«Ситуация меняется ежедневно. Мы не знаем, что будет завтра», — сказал священник.

Общество Церкви христиан веры евангельской (Брагин, Гомельская область)

Воскресную службу 12 апреля проведут традиционно. Церковь не закрывается, службы в онлайн не переходят.

«У нас нет икон, крестов, чтобы их целовать. У нас руки священнику не целуют. Также есть возможность сохранять социальную дистанцию -люди не стоят плотно. Пастор также стоит далеко от людей. Мы позаботились о дезинфекции, о том, чтобы людям было у нас безопасно. У нас сообщество небольшое. Но если человек не придет на службу в воскресенье — не будет никакого осуждения. Если будет много людей — мы можем на улице провести службу», — заверили в религиозной общине»

Иллюстративное фото. Женщина дезинфицирует икону во время богослужения в православной церкви в Дятлово

Протоиерей Николай Коляда, настоятель православного Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Браслав, Витебская область)

«Пока мы работаем в привычном режиме, готовимся к праздникам. От высшего духовного руководства не было никаких распоряжений. Были только указания принимать и соблюдать гигиенические меры предосторожности. В храме стоит антисептик. Мы обрабатываем руки, рекомендуем это делать прихожанам. Специальным раствором протираем иконы. Во время богослужения используем одноразовые чашечки».

По словам отца Николая, некоторые прихожане приходят в храм в масках, остаются в них во время богослужения. Людей в храме значительно поубавилось.

«В приходе большинство людей пожилого возраста, — говорит священник. — Раньше на богослужение собиралось 50-60 человек. Сейчас приходит 20-30. Места сейчас хватает. Люди свободно стоят — на метр друг от друга точно».

Иллюстративное фото

Протоиерей Виталий Кисель, настоятель православного прихода Свято-Ильинской церкви (Бешенковичи, Витебская область)

«Людей нет, храм стоит открытый. На богослужения придет человек 3-5, в масках стоят».

«И патриарх объясняет, и мы говорим, чтобы молились люди дома, чтобы хранили гигиену, в масках ходили, чтобы не контактировали друг с другом, соблюдали инструкции Минздрава, придерживались дисциплины и были осторожными».

В храме предпринимаются необходимые профилактические меры.

«Все моем, все обрабатываем, проветриваем церковь. Мы втроем в храме работаем — священник, дьякон и пономарь. Все на расстоянии стоим. Но храмы пустые стоят».

Священник отмечает, что людей стало меньше не только в храмах, но и на улицах. Праздничные богослужения состоятся по привычному расписанию.

«На праздники будем молиться в храме. Если кто и придет вербу освятит, по возможности будут стараться на улице постоять. Будем надеяться на милость Божию».

Католическое Вербное воскресенье в Гродно, 5 апреля 2020 года

Ксендз Вячеслав Борок, настоятель римско-католического прихода Святого Иосафата Кунцевича (Россоны, Витебская область)

«Согласно подходу всего католического костела, вследствие эпидемии коронавируса можно остаться на праздники дома. Прежде всего это для тех людей, кто чувствует себя больным, ухаживает за людьми пожилого возраста и малыми детьми. Тем не менее я не могу приказать людям оставаться дома. Богослужение состоится с участием верующих. Того, кто не боится и способен сохранить все меры предосторожности, чтобы оставаться самому здоровым и не заразить другого, я призываю придти в храм.

Прежде всего мы информируем людей, как вести себя в опасности коронавируса. Это делается во время каждого богослужения.

Несколько недель в Россонах нет возможности приобрести антисептик. Я информировал местную власть об этом, однако пока ничего не было сделано. Я ездил в Полоцк, нашел дорогой антисептик в частном магазине. Перед тем как идти молиться, мы обрабатываем руки, чтобы во время мессы не стать разносчиками угрозы для других».

Антисептик в Фарном костеле Гродно

Священник отмечает, что количество прихожан уменьшилось на 60%. На великие праздники в костеле собиралась до ста человек, теперь — до 30.

«Вовремя и очень заранее на события с коронавирусом отреагировал Ватикан, выдал соответствующие документы, как можно молиться. Было принято беспрецедентное в истории католицизма решение, что пасхальные богослужения могут проходить даже без участия верующих. Католический костел вводит возможность освятить дары молитвой дома».

Ксендз Николай Тиханович, настоятель прихода Святой Троицы (Глубокое, Витебская область)

«Католический костел один из первых в нашей стране призвал людей к предосторожности вследствие пандемии коронавируса. И епископы, и священники призывают людей пожилого возраста или тех, кто испытывает определенные симптомы болезни, имеет слабый иммунитет или панический страх, остерегаться и не ставить ни себя, ни других в опасность и оставаться дома.

Многие спрашивают, Что делать. На этот вопрос нет ответа. Это дело совести каждого верующего человека. Мы оставляем людям свободу выбора. Закрывать храмы и говорить людям оставаться дома — это было бы абсолютно несправедливо с нашей стороны.

Дезинфекция святынь в Ошмянах

Мы успели купить антисептики. Сейчас их в аптеках в Глубоком не найти. Они поставлены при входе в храм. Мы стараемся исповедальни протирать регулярно, когда люди пользуются исповедью. Проветриваем костел, насколько возможно. Стараемся говорить людям соблюдать дистанцию.

За 19 лет я первый раз на Вербное воскресенье видел именно такое количество верующих. На трех мессах было около 500 человек. Для такого прихода, как в Глубоком, это третья часть.

Касательно святой воды в моем храме ограничений нет. Поклонение Кресту в Великую Пятницу, конечно, в литургии будет. Если кто хочет целовать крест, мы будем стеречь — антисептиком обрабатывать крест, кто боится — можно почтить через поклонение».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет было Христу

Владимир Татарников, пастор лютеранской кирхи Святого Иоанна (Гродно)

Лютеранская кирха Святого Иоанна в Гродно, архивное фото

«У нас сейчас службы онлайн и параллельно в реале. В лютеранской церкви решение принимается не одним человеком, а сообществом. В церковь на обычную службу раньше приходили по 40 человек, сейчас 6-7 человек, преимущественно те, у кого есть частный транспорт.

Перешли в онлайн недели две назад. Всемирная лютеранская Федерация разослала всем письма, чтобы лютеранские церкви на местах прислушивались к рекомендациям Минздрава и распоряжениям власти.

Из санитарных мер — дозаторы, каждую субботу с антисептиком обрабатываем скамейки, ручки. Некоторые приходят в масках. Я в маске не вижу смысла. Мы отменили все мероприятия в храме вне воскресных служб. Раньше были органные концерты, молодежные встречи, скандинавская ходьба. Все могут рассестись по храму на положенные 3-5 метров друг от друга. Нам проще, чем большим церквям».

Перевод с бел. — EX-PRESS.BY

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмитеCtrl+Enter

Источник: https://ex-press.by/rubrics/obshhestvo/2020/04/10/idti-v-xram-ili-net-delo-sovesti-kazhdogo-chto-svyashhenniki-v-provincii-govoryat-lyudyam-pered-velikimi-prazdnikami

10 самых удивительных костелов и церквей Беларуси

Беларусь – многоконфессиональное государство. В стране насчитывается 25 религиозных конфессий. Наиболее распространённой считается христианство (православие, католицизм, униатство и протестантизм), также исповедуют иудаизм и ислам. Свобода выбора религии охраняется Конституцией.

С каждым годом в Беларуси растет число верующих различных конфессий и число храмов. Помимо новых и современных монастырей в нашей стране сохранились и уникальные древние церкви и монастыри. Мы расскажем про самые интересные и уникальные храмы и монастыри Беларуси:

Борисо-Глебская церковь

Борисо-Глебская, или Каложская церковь в Гродно – уникальный памятник архитектуры XII века со своей историей. Построили ее в честь князей Бориса и Глеба, а название свое она получила из-за урочища Коложань в Гродно. В переводе с древнерусского «коложань» обозначает место, где бьют родники.

Уникальность этой церкви не только в ее почетном возрасте, но и во внешнем виде. Церковь как бы состоит из двух частей: каменной и деревянной. Так получилось из-за большого пожара 1184 года, который разрушил одну часть церкви. При реконструкции решили достроить разрушенную часть из дерева: так было дешевле и меньше шансов на повторное разрушение. С тех пор двойная Каложская церковь и осталась стоять на берегу Немана.

Троицкий костел в Гервятах

Троицкий костел в Гервятах – уникальная достопримечательность не только этого маленького города, но и всей страны. Храм построен в готическом стиле с четкой симметрией, видны величественные шпили и изящные окна – все это делает архитектуру храма несвойственной нашей стране. Храм построен в форме креста. Архитекторам и строителям пришлось изрядно потрудиться, благодаря этому церковь в Гервятах пережила две войны и не изменилась.

Службы в костеле Пресвятой Троицы ведутся до сих пор. Они на трех языках: литовском, белорусском и польском. Это происходит потому, что костел объединяет под своей крышей сразу три католических прихода.

Костел Святой Троицы в Шиловичах

В небольшой деревне Волковысского района есть любимое место многих туристов – величественный костел Святой Троицы. Построили костел более ста лет назад на месте деревянного храма. Времена строительства связывают с появлением деревянной иконы Божьей Матери, которая попирает дьявола; многие верят, что икона обладала чудотворной силой. Во время церковных гонений икона пропала, и нашлась лишь спустя много лет. Сейчас она хранится в Национальном художественном музее.

Уникальность Троицкого храма в Шиловичах в том, что это самый высокий костел в Беларуси. Высота его башни 62 метра.

Жировичский монастырь

Один из самых старых мужских монастырей находится в Жировичах, история его строительства начинается почти 500 лет назад. По легенде пастухи нашли чудотворную икону, позже на том месте построили храм. Слухи о знаменитой иконе быстро распространялись, что совсем скоро начали появляться паломники, а вскоре появился монастырь.

Сегодня на территории монастыря располагаются духовная семинария и 5 церквей. Каждый желающий может приехать отдохнуть душой и помолиться в Жировичском монастыре и, конечно, узнать его удивительную историю.

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь

Спасо-Евфросиниевский монастырь – один из первых женских монастырей на Руси, его основала в XII веке преподобная Евфросиния Полоцкая. При монастыре открывались детские школы, где обучали грамоте, природоведению и медицине.

Уникальность монастыря не только в исторической значимости, но и в духовном и культурном плане. Спасо-Евфросиниевская церковь украшена уникальными фресками, которые сохранились ещё с XII века. Внутри храма хранится точная копия креста Евфросинии Полоцкой (оригинальный крест был утрачен во время войны) и мощи святой. Ежегодно монастырь принимает у себя тысячи паломников.

Красный костел в Минске

Костел Святых Симеона и Елены – один из самых красивых католических храмов Минска и визитная карточка Беларуси. Строительство костела берет начало в конце XIX века и имеет очень трагичную историю. Храм строился на деньги богатого белорусского деятеля Эдварда Адама Войниловича.

Единственным его условием было, чтобы храм осветили в честь Симеона и Елены в память о своих умерших детях (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни в 12 и 18 лет).

Новый костел имел необычную для Минска архитектуру: высокая прямоугольная башня, как символ вечной скорби; небольшие башни рядом получили имена детей.

Сегодня в Красном костеле проходят службы, концерты и экскурсии.

Фарный костел в Гродно

Могущественный и величественный Кафедральный Собор Святого Франциска Ксаверия сразу притягивает взгляд: он является одним из самых красивых памятников архитектуры стиля барокко и визитной карточкой города ещё со времен Речи Посполитой. Строительство храма началось орденом иезуитов в XVII, и за трехсотлетнюю историю костел не изменился.

Многочисленных туристов и прихожан сегодня привлекает не только внешнее, но и внутреннее убранство храма. Визитная карточка собора – удивительной красоты алтарь. В одной из башен находятся самые старые в Европе маятниковые часы, которые намного старше часов в Праге. Вокруг костела ходят легенды. Одна из них гласит, что во время войны в костел попал снаряд, который пролетел мимо иконы и не взорвался. Жители верят, что именно она сберегла Собор.

Церковь Святого Николая в Кожан-Городке

Церковь Святого Николая была построена ещё в XIX веке на деньги местного шляхтича. Строительством занимались несколько мастеров, которые смогли построить удивительную церковь. Уникальность в том, что построена она была без единого гвоздя.

Еще одна отличительная особенность церкви – это ее пышное убранство, что не свойственно Полесским храмам. Внутри церковь украшена множеством деревянных деталей и скульптур, а снаружи храм украшает верхняя часть в стиле барокко.

Церковь Святого Михаила Архангела в Сынковичах

Церковь-крепость Святого Михаила Архангела – одна из древнейших церквей оборонительно характера в Беларуси. Строительство храма началось в XV веке, князем Витовтом. Он бежал от своего двоюродного брата Ягайло, и скрылся в лесах Зельвенского района. Однако, по некоторым историческим сведениям, церковь может быть на три века старше, чем предполагалось.

Сегодня в этой удивительной церкви хранится чудотворная икона Божией Матери «Всецарица». Сотни паломников приходят к ней, чтобы помолиться; говорят, она помогает исцелиться от онкологических заболеваний.

Религиозная жизнь в Беларуси богата, а количество и красота храмов может только восхищать. Каждый из них имеет множество легенд и тайн, богат историческими событиями и духовной силой. Путешествуя по религиозным местам, вы удивитесь, сколько интересного и удивительного в Беларуси.

Читайте про 4 самых красивых замка Беларуси.

Смотрите Карту достопримечательностей Беларуси.

Путешествуйте с удовольствием!

Источник: https://belarus24.by/articles/turizm/10-samykh-udivitelnykh-kostelov-i-tserkvey-belarusi/

Общество

Термин «белорус» впервые начал употребляться в конце ХVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси.

В Республике Беларусь на 1 января 2020 года зарегистрировано 15 политических партий, 25 профсоюзов, 2995 общественных объединениq.

Партийная система Беларуси представлена Либерально-демократической партией, Белорусской социально-спортивной партией, Белорусской партией «Зеленые», Социал-демократической партией народного Согласия, Белорусской аграрной партией, Республиканской партией, Консервативно-Христианской партией – БНФ, партией БНФ, Республиканской партией труда и справедливости, Белорусской партией левых «Справедливый мир», Объединенной гражданской партией, Белорусской патриотической партией, Партией «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусской социал-демократической партией (Грамада), Коммунистической партией Беларуси.

Достаточно разнообразна структура общественных организаций в Беларуси. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и другим критериям. На сегодняшний день в республике действует более 2400 таких организаций.

Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – единый национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение отраслевых профсоюзов с общей численностью свыше 4 млн человек.

Республиканское общественное объединение «Белая Русь» насчитывает в своих рядах более 132 тыс. человек. В объединение входят 6 областных, городские и районные в крупных городах организации. Количество первичных организаций — 7175.

В Беларуси работает около 400 благотворительных организаций. В числе самых авторитетных — общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия.

В Беларуси активно развивается молодежное движение. Крупнейшими и наиболее влиятельными из организаций являются Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. БРСМ объединяет свыше 480 тыс.

юношей и девушек, в рядах пионерской организации состоит более 580 тыс. детей и подростков.

Активное участие в общественной жизни страны принимают ветеранские и экологические организации. 110 организаций объединяют представителей национальных меньшинств.

В Беларуси деятельность политических партий, общественных организаций, профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь «О политических партиях», Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 года форм непосредственной демократии, среди которых следует отметить референдум, выборы и Всебелорусское народное собрание.

Социальная политика

Для современной Беларуси характерен высокий уровень социальной защиты населения. Каждый житель страны имеет право на качественное бесплатное здравоохранение и образование. Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и предоставляется возможность находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения — пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.

Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом поддержка должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные слои населения.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития предусматривают:- равенство мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;- право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;- право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;- справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;- право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;- право на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.Планомерность государственного курса заключается и в поддержке талантливой молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Особенностью Беларуси является поликонфессиональный уклад ее религиозной жизни. На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.

В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога.Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

В Беларуси действуют 3524 зарегистрированные в установленномзаконодательством порядке религиозные организации 25 конфессий инаправлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение(религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовныеучебные заведения), и 3350 общин (православные, римско-католические, христианверы евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня,лютеранские, иудейские, мусульманские и общины других религиозных направлений).

Вовзаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуетсязаконодательно закрепленным принципом равенства религий иучитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственныхтрадиций белорусского народа.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1681 общину, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн человек). На 1 июля 2017 г. в состав РКЦ в Беларуси входят 4 епархии, 496 католических общин, 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организациипредставлены 1033 общинами, 21 объединением, 22 миссиямии 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.

Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являютсяобъединения христиан веры евангельской (521 община), евангельских христианбаптистов (280 общин), адвентистов седьмого дня (73 общины).

Исторически традиционным на территории республики является лютеранство,которое насчитывает 27 общин.

В трех иудейских религиозных объединенияхнасчитывается 52 общины, 10 из них имеют автономный статус,располагают 9 культовыми зданиями, 1 духовным учебным заведением.

В республике действуют 24 мусульманскиерелигиозные общины, 8 мечетей и 2 молитвенных дома, в том числе Соборная мечетьв г.Минске, официальное открытие которой состоялось 11 ноября 2016 года с участиемПрезидента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Т.Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистскаяобщина в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С 2008года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действуетКонсультативный межконфессиональный совет.

Межнациональные отношения

На 1 июля 2017 г. в Беларуси зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных объединений представителей 26 национальностей. Среди них — имеющие статус международных, республиканских ирегиональных. Основные уставные задачи – это культурно-просветительская иблаготворительная деятельность.

При объединениях созданы творческие коллективы, работаютвоскресные школы по изучению языка и культуры своей исторической Родины.Национально-культурные общественные объединения активно участвуют вмероприятиях, посвященных государственным праздникам Беларуси, других событияхреспубликанского и местного значения и вносят значительный вклад в духовнуюжизнь белорусского общества.

При Уполномоченном по делам религий и национальностей с 2006 года работает Консультативный межэтническийсовет, в состав которого входят руководители 26 национальных общностей,представляющих более двухсот национально-культурных объединений.

Источник: http://president.gov.by/ru/society_ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию