Кто сотворил мир

О сотворении мира согласно моисею

Кто сотворил мир

(1) Из законодателей одни просто и без прикрас узаконили существовавшие у них обычаи, другие, придавая вид многозначительности [своим] измышлениям, обморочили людей, сокрыв истину под пеленой мифических выдумок.

(2) Моисей же, отвергнув и то и другое — первое как решение неразумное, поспешное и немудрое, второе — как заведомо ложное и исполненное обмана, предпослал [изложению] законов всепрекрасное и наидостойнейшее начало, не тотчас предписав, что следует или чего не следует делать, и не придумывая небылиц, когда необходимо было прежде подготовить сознание тех, кому предстояло пользоваться этими законами, и не одобряя сочиненных другими [мифов].

(3) Начало же, как я сказал, в высшей степени удивительно, поскольку содержит [описание] сотворения мира, при этом, поскольку мир созвучен закону и закон миру, [получается так, что] муж законопослушный, будучи гражданином этого мира, исполняет в своих деяниях повеление природы, которая и лежит в основании устроения всего мира.

(4) Красоту замыслов мироздания никто — ни поэт, ни сочинитель речей, — пожалуй, не смог бы восславить по достоинству, ибо они превосходят речь и слух, будучи величественнее и досточтимее [всех попыток] приспособить их к органам любого из смертных.

(5) Однако вследствие этого не должно безмолвствовать, но, чтобы угодить Богу, превозмогая немощь, нужно дерзать говорить — ничего от себя, малое вместо многого, к чему свойственно устремляться человеческому помышлению, объятому страстным желанием мудрости. (6) Ибо как изображения предметов огромной величины принимает при чеканке даже малейшая печать, так, пожалуй, и запредельные совершенства отраженного в законодательстве мироздания, ослепляющие своим сиянием души приступающих к нему, предстанут в уменьшенном изображении, когда прежде излагается то, о чем не сказать невозможно.

II

(7) Ибо некоторые, изумляясь более миру, чем его Создателю, мир сочли нерожденным и вечным, а Богу нечестиво приписали совершенную бездеятельность, [хотя,] напротив, следует поразиться могуществу одного, как Создателя и Отца, а другой превозносить не сверх меры.

(8) Моисей же, достигнув самих вершин философии и посредством оракулов познав большинство наиважнейших [связей] в природе, уразумел всю необходимость признать, что в сущих одно является действительной причиной, а другое [есть] страдательное, и что действительное есть мировой ум, совершенно чистый и беспримесный, более могущественный, чем добродетель, более могущественный, чем знание, более могущественный, чем само благо и само добро, (9) Страдательное же — мертво и не имеет в себе движения, но приводимое в движение умом, [от него] получая облик и жизнь, преобразуется в совершеннейшее произведение, то есть этот мир. Утверждающие, что он будто бы нерожден, не замечают, как отвергают самое необходимое и полезное для благочестия — промысел. Ибо само собой разумеется, что Отец и Создатель проявляет заботу о возникшем, (10) Ведь и отец по отношению к своим детям, и ремесленник по отношению к созданиям своего ремесла цель свою видит в их сохранении и любыми путями ограждает от всякого вреда и пагубы, доставить же стремится всякую пользу и выгоду любыми способами. По отношению же к невозникшему в нетворившем нет никакого участия, (11) [Так что] это — бессмысленное и бесполезное учение, создающее в этом мире безвластие, словно в городе, не имеющем ни правителя, ни распорядителя, ни судьи, которым положено управлять и распоряжаться всем, (12) Но не так великий Моисей, который, сочтя невозникшее всецело чуждым видимому — ведь все чувственное, пребывая в становлении и превращении, никогда не тождественно самому себе, — [свойством] вечности как близким и сродственным наделил невидимое и умопостигаемое, а чувственное нарек присущим ему именем «становление». Сей мир, таким образом, поскольку является видимым и чувственным, обязательно должен быть и ставшим. Именно поэтому он и описал его становление, весьма основательно богословствуя.

III

(13) За шесть дней, говорит он, был сотворен мир — не потому, что Творящий нуждался в некой временной протяженности, ибо Богу, не только когда Он повелевает, но и когда замышляет, свойственно все делать сразу, — но потому, что возникающим [вещам] был необходим порядок. Порядку же свойственно число. А по законам природы из всех чисел самое важное при возникновении есть число шесть.

Ибо после единицы оно — первое совершенное, [то есть] равное произведению своих частей и их сумме: половины — троицы, трети — двоицы и шестой части — единицы. По природе, можно сказать, оно и мужское, и женское, и образовано умножением друг на друга. Ибо мужским является в сущих нечетное, а женским четное. Так, начало нечетных чисел есть троица, четных — двоица, а их произведение — шестерица.

(14) Ибо следовало, чтобы мир, будучи совершеннейшим из возникших, был утвержден в соответствии с совершеннейшим числом шесть, а кроме того, поскольку ему надлежало в себе самом содержать возникновения из сочетаний попарно, то образоваться он должен был в соответствии со смешанным числом, первым четно-нечетным, заключая в себе идею семенного мужского и воспринимающего семя женского.

(15) Каждому из дней он отвел определенную часть бытия, особо выделив первый день, который сам он не называет первым, чтобы не сопричислить его остальным, но, назвав его «единым» (Быт.1:5), дает ему таким образом самое точное имя, поскольку в нем он увидел и выразил природу и смысл единицы.

IV

Следует указать, сколь велико число содержащихся в нем [идей], — насколько это возможно, поскольку все полностью [указать] немыслимо, — ведь он охватывает сразу весь умопостигаемый мир, как показывает [наше] рассуждение о нем.

(16) Ведь Бог, поскольку Он Бог, заранее предусмотрел, что не получилось бы хорошего подражания без хорошего образца и что не могла обойтись без [соответствующего] примера ни одна из чувственных [сущностей], не будучи уподоблена первообразной и умопостигаемой идее.

Пожелав сотворить сей видимый мир, прежде Он стал создавать умопостигаемый, чтобы, воспользовавшись им как бестелесным и боговиднейшим образцом, создать [затем] телесный, юнейшее изображение старшего, долженствующий охватить в себе столько чувственных родов, сколько в том умопостигаемых.

(17) Утверждать же или подразумевать, что мир, составленный из идей, [пребывает] в каком-то месте, — нельзя. А как он образовался, мы сможем уразуметь, рассмотрев один пример из доступных нам.

Когда строится город по великой любви к почестям царя или какого-то правителя, присваивающего себе единоличную власть и вместе с тем блистательного умом и желающего приумножить свое счастье, обычно бывает так, что Приходит сведущий человек, обученный зодческому искусству, и, рассмотрев, какие преимущества [для строительства] предоставляет климат и рельеф, вначале в уме рисует едва ли не все части того города, который собирается строить: святилища, гимнасии, пританеи, места собраний, порты, верфи, улицы, укрепления, основания домов и общественных зданий. (18) Затем, запечатлев, словно на воске, в своей душе образ каждой из частей, он воздвигает умопостигаемый город. Посредством присущего ему воображения воссоздав его очертания и еще отчетливее представив детали, он, подобно хорошему ремесленнику, взирая на образец, начинает затем возводить город из камня и дерева, соотнося каждую из чувственных сущностей с умными идеями. (19) Подобно тому следует полагать и о Боге, Который, задумав основать Свой великий град вначале замыслил его прообразы, из которых составив умопостигаемый мир, Он и стал создавать затем чувственный, пользуясь первым как образцом.

V

(20) Поэтому, подобно тому, как образ града, созданный в уме зодчего, не имеет какого-либо места вовне, но запечатлен в душе его создателя, точно так же и мир, составленный из идей, не может иметь никакого другого места, кроме божественного Логоса, упорядочившего [все] это.

Да и какое могло быть иное место для Его сил, способное принять и вместить, не скажу все, но хотя бы одну единственную чистую [идею]? (21) Сила же — и та, что созидает мир, имеющая источником истинное благо. Ибо раз мы хотим исследовать причину, по которой была сотворена эта вселенная, то, думаю, не погрешим против истины, если признаем вслед за одним из древних, что Отец и Создатель — благ.

В силу своей благости Он не отказал в совершенстве собственной природы материи, которая сама по себе не имела никакого достоинства, но которая могла соделаться всем. (22) Ибо сама по себе она была беспорядочна, бескачественна, безжизненна, безобразна, исполнена изменчивости, разлада и дисгармонии.

Отныне же с ней совершилось превращение и изменение, соделавшие ее совершенной противоположностью и предоставившие ей все лучшее: порядок, качество, жизнь, образ, тождественность, гармонию, согласованность — все, что являет собой идею лучшего.

VI

(23) Не имея помощника — ибо был ли кто другой? — но полагаясь лишь на Себя одного, Бог решил облагодетельствовать щедрыми дарованиями природу, которая без божественных даров сама по себе не была способна обрести ничего доброго.

Однако, наделяя дарами, Бог отмеряет их не в соответствии с величием своей благости, ибо она безгранична и бесконечна, но сообразуясь с возможностями тех, кто принимает благодеяния.

Ведь то, что находится в становлении, не может по природе вместить столько блага, сколько Бог по природе может даровать, ибо Его силы превосходят все; несоизмеримо малое не могло бы воспринимать их величия, если бы Бог не соизмерял подобающую каждому часть с его способностью.

(24) Говоря еще более ясными словами, можно сказать, что умопостигаемый мир есть не что иное, как Логос Бога, уже занятого творением мира, ведь и умопостигаемый город есть не что иное, как расчет зодчего, обдумывающего строительство города. (25) И это учение Моисея, а не мое [собственное].

Во всяком случае, в последующем повествовании, описывая сотворение человека, Моисей определенно говорит, что он был создан «по образу Божию» (Быт.1:27). Если же часть есть образ образа, и, [соответственно], целое, весь этот чувственный мир, раз он больше человеческого [образа], есть [также] подражание Божественному образу, ясно, что архетипической печатью, которую мы определяем как умопостигаемый мир, должен быть сам Логос Бога.

VII

(26) Когда он говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.

1:1), то мыслит «начало» не так, как полагают некоторые — не в смысле времени, ибо время не существовало до мира, но появилось либо вместе с ним, либо после, ведь, поскольку время есть отрезок движения мира, движение не могло бы возникнуть прежде того, что подлежит движению, но необходимо [признать], что оно появилось или после, или одновременно с ним.

Следовательно, необходимо [признать и то], что время одного возраста с миром или младше его. Осмеливаться же объявлять его более древним можно только будучи совершенно несведущим в философии.

(27) Если же «начало» понимается не во временном отношении, то весьма вероятно, что его следует понимать в смысле числа, так что «В начале Он сотворил» должно означать «Первым Он сотворил небо», ибо воистину благоразумно полагать, что небо явилось первым из рожденного, поскольку оно лучшее из всего возникшего и образовано из самой чистой [составной части] материи; по этой причине ему предстояло соделаться пресвященной обителью видимых и вещественных божеств. (28) Ведь, хотя Создатель и сотворил все мгновенно, [существа], созданные прекрасными, имели, тем не менее, определенный порядок, ибо нет прекрасного в беспорядке. Порядок же есть последовательность и связь между некими предшествующими и последующими [элементами], если не в осуществленном виде, то, по крайней мере, в замысле их создателей, ибо именно таким образом они должны были обрести законченность и не быть перепутанными и смешанными, (29) Поэтому в первую очередь Создатель сотворил умопостигаемое небо, [затем] невидимую землю, [затем] идею воздуха и пустоты; первый он назвал тьмою, так как воздух по природе черный; вторую — бездной, так как пустота весьма глубока и необъятна. Затем — умопостигаемую сущность воды и дыхания, а после всего этого, седьмым [по счету], — [сущность] света, который, будучи также невещественным и бестелесным, стал образцом для солнца и всех светящихся небесных тел, которые Бог создал на небе.

VIII

Источник: http://khazarzar.skeptik.net/books/philo/opificio.htm

космогония

Кто сотворил мир

КОСМОГО́НИЯ (от греческого космогони́я — создание мира, вселенной), учение о происхождении и развитии мира как целого. На космогонические вопросы по-своему отвечают религия, мифология, философия и естествознание. Иудаизм первым идею сотворения мира Богом поставил в центр своего мировоззрения и связал ее с этикой. Христианство и ислам заимствовали эту идею у иудаизма.

:

В библии

Основы библейской космогонии изложены в главах 1 и 2 книги Бытие. С самого начала библейского рассказа Бог выступает как единственный творец и мироустроитель; все стадии («дни») творения суть акты Его творческой воли. Библейский рассказ о сотворении мира носит конкретно-образный характер и не содержит законченной теологической или философской доктрины о «творении из ничего».

Это понятие впервые появляется в восходящей к середине 2 в. до н. э. 2-й книге Маккавеев (7:28).

Однако по существу библейская космогония ближе к этой доктрине, чем к различным космогоническим мифам Ближнего Востока, мотивы которых в преобразованном виде часто встречаются в Библии (см. ниже).

Два стиха, открывающие книгу Бытие, служат как бы введением в рассказ о творении Вселенной (подразумеваемой под словами «небо и земля»), в которой элементы мироздания первоначально пребывали в смешанном, хаотическом состоянии (тоху ва-воху).

Речениями Бога в шесть дней был создан мир и все существующее в нем, но уже в первые четыре дня хаос сменился космическим порядком.

В первый день был сотворен свет и отделен от тьмы; во второй — небесная твердь, которая отделила воду под ней от воды над ней; на третий — поднебесные воды были собраны в одно место и обнажилась суша, породившая растительность; на четвертый день были сотворены небесные светила, отделяющие день от ночи; на пятый — все водные твари, а также птицы; на шестой — наземные животные и человек — мужчина и женщина.

Каждый акт творения положительно оценивается Богом: «И увидел Бог, что это хорошо». Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1:26, 27); ему вверяется власть над землей и населяющими ее животными (Быт. 1:28). Сочтя, что все, сотворенное Им, весьма хорошо, Бог освятил седьмой день и почил от дел (Быт. 2:2, 3).

Непосредственно за этим повествованием следует несколько иной, более антропоцентрический вариант рассказа о творении (Быт. 2:4–24).

В нем небеса и земля предполагаются уже сотворенными; земля первоначально орошается лишь поднимающимся с ее поверхности паром; сотворение человека предшествует сотворению растительного и животного мира.

Бог создает человека из праха земного и вдувает в него дыхание жизни. В первом повествовании говорится об одновременном создании мужчины и женщины; во втором — о создании женщины из ребра мужчины.

Согласно мнению библейской критики, различие этих двух рассказов отражает различие источников Пятикнижия (см. Адам, Библия. Толкование, экзегеза и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии; Ю. Вельхаузен).

Сопоставление этих двух вариантов библейского рассказа о сотворении мира с шумеро-аккадскими космогоническими мифами, в частности с вавилонским эпосом «Энума элиш», выявляет ряд общих мотивов, на фоне которых особенно ярко выделяется уникальный характер библейской космогонии. В «Энума элиш», как и в Бытии (1:2), первобытный хаос отождествляется с водной бездной, которую олицетворяет богиня Тиамат — этимологический эквивалент слова тхом (`бездна`).

В обоих источниках создание неба и земли представлено как результат разделения вод твердью. Сотворение дня и ночи предшествует сотворению светил. Последовательность событий в обоих произведениях одинакова: сотворение небесной тверди, суши, светил, человека и отдых божества. Сотворение человека из праха земного (Быт. 2:7) аналогично его сотворению из глины — мотив, часто встречающийся в шумеро-аккадской мифологии, например, в эпосе о Гильгамеше.

Однако библейская космогония и космогонические мифы Месопотамии отражают совершенно различные мировоззрения. В книге Бытие бездна (тхом), в отличие от Тиамат аккадского мифа, является не первичной созидательной силой, но безличной и пассивной массой воды. Единый Бог, согласно книге Бытие, царит над всей природой, силы которой сотворены Его абсолютной волей и отнюдь не являются богами или их воплощением. Сотворение человека рассматривается как вершина и цель творения.

Библейский рассказ о сотворении мира, в отличие от аккадского космогонического эпоса, не играл никакой культовой роли в религии Древнего Израиля. Книга Бытие утверждает идею единого предвечного и всемогущего Творца. Космогония здесь не связана с теогонией (мифами о происхождении богов).

Специальное упоминание о создании Богом «больших рыб» (морских чудовищ: Быт. 1:21) является, по-видимому, частью библейской полемики с политеистическим угаритским мифом о первоначальной борьбе между богом-творцом и морским чудовищем, олицетворяющим хаос.

Бытие подчеркивает, что морские чудовища были сотворены Богом, а не являлись богами-соперниками.

Отзвуки мифа о демиургической битве встречаются, однако, в книгах Пророки и в Псалмах, где говорится о торжестве Бога над силами водного хаоса, который олицетворяют морские чудовища Левиафан, Рахав, Таннин, а также само море (Ис. 27:1; 51:9, 10; Иер. 5:22; Пс. 74:13, 14; 89:10, 11 и многие другие).

В библейском контексте эти образы призваны подчеркнуть абсолютное господство Бога над силами природы. В Притчей Соломоновых книге (3:19 ,20; 8:22–31) вводится понятие Премудрости Божьей — поэтическое олицетворение Божьего творческого замысла.

Образ Премудрости стал позднее предметом умозрительных гностических построений (см. ниже).

В поэтической форме идея планомерности создания мира Богом и непостижимой для человека целесообразности, царящей в мире по воле его Творца, излагается в книге Иов (38,39). Псалом 104 представляет собой возвышенный гимн мудрости и благости Творца и совершенству творения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе родился Николай Чудотворец

Здесь содержится идея света как облачения Божества (104:1, 2): мировые стихии изображены исполнителями воли Божьей (104:4), которая проявляется в вечном обновлении природы (104:29, 30).

Наиболее явным и бескомпромиссным утверждением Божьей воли как единственной творческой причины мира со всеми его противоречиями являются слова пророка Исайи: «Я создаю свет и творю тьму, делаю мир и произвожу зло; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7).

В талмуде, мидраше и позднейшей раввинистической литературе

Стремясь оградить библейскую концепцию творения от чуждых ей космогонических представлений эллинистического мира, Мишна резко порицает обсуждение проблем происхождения мира (ма‘асе брешит), как и других эзотерических вопросов (Хаг. 2:1; ср. Бен-Сира 3:19–22).

Однако необходимость опровергать гностические и другие еретические взгляды, утверждавшие вечность материи, либо отрицавшие роль Бога как единственного творца мира, вынуждала законоучителей Талмуда отступать от постановления Мишны, что «ма‘асе брешит не следует обсуждать даже перед двумя [слушателями]», которое Иерусалимский Талмуд приписывает рабби Акиве (ТИ. Хаг. 2:1, 77а).

Так, Гамлиэль Старший (см. Гамлиэль) вступил в дискуссию с неким философом, утверждавшим, что Бог при сотворении мира использовал в качестве готового материала хаос, тьму и бездну (Быт. Р. 1:9).

Между школами Бет-Хиллел и Бет-Шаммай существовали разногласия по двум вопросам космогонии: что было сотворено раньше (небо или земля) и предшествовал ли творческий замысел акту творения или они были одновременны (Быт. Р. 1:15; 12:14).

Мнение Шим‘она бар Иохая об одновременности сотворения неба и земли и примате замысла над актом творения более согласуется с принципом библейской космогонии о сотворении мира одной Божьей волей (без каких-либо усилий со стороны Творца), выраженным в Мишне словами «десятью речениями был сотворен мир» (Авот 5:1).

Особенно резко полемизировали законоучители Талмуда с гностической идеей о сотворении мира ангелами, противопоставляя ей тезис о сотворении ангелов Богом (Быт. Р. 1:3; 3:8). Особое место в талмудической космогонии занимает проблема сотворения света, которое, согласно библейскому рассказу, предшествовало сотворению небесных светил. Большинство таннаев придерживалось мнения, что светила были сотворены уже в первый день, однако «развешены» лишь на четвертый.

Танна рабби Я‘аков и амора рабби Эл‘азар (см. Амораи) считали, что свет, сотворенный в первый день, был скрыт от грешников и откроется в будущем праведникам (Хаг. 12а). Премудрость Божья (см. выше) отождествляется с Торой уже в апокрифической книге Бен-Сиры Премудрость (24:8–9): в мидраше говорится о том, что Бог при сотворении мира смотрел в Тору, которая, таким образом, оказывается Божественным планом мироздания (Быт. Р. 1:1).

В эпоху амораев в талмудическую космогонию проникают мифологические элементы, вроде рассказа о наказании Богом «ангела моря» (сар шел ям), отказавшегося поглотить по Его требованию все надземные воды и обнажить таким образом сушу (ББ.746).

В эту эпоху космогонические представления, господствовавшие в эллинистическом мире, ранее считавшиеся эзотерическими, начинают обсуждаться публично; запрещение заниматься ими фактически отпадает.

Проникновение в духовный мир законоучителей Талмуда космогонических концепций гностического происхождения, часто сопровождавшихся магической и теургической практикой, стало одним из источников позднейшей мистической литературы (см. Каббала).

Трудности согласования разных вариантов библейского рассказа о творении не ускользали от внимания толкователей и комментаторов Библии. Так, различие имен Бога в двух вариантах рассказа о творении, ставшее позднее исходным пунктом библейской критики, объяснялось в Мидраше различием Божественных атрибутов. Элохим соответствует атрибуту справедливости, а тетраграмматон — атрибуту милосердия (Филон Александрийский дает противоположное толкование).

По различным вопросам космогонии раввинистические авторитеты не придерживаются единой, общеобязательной точки зрения. Раши, например, считал, что в первом стихе книги Бытие речь идет о начальном состоянии, но не о хронологическом порядке сотворения неба и земли. Другие авторитеты объясняют различия в библейских рассказах о творении тем, что в Библии иногда дается обобщение, а потом раскрываются его детали.

Вообще, раввинистические авторитеты стремились к такому истолкованию рассказа о сотворении мира, при котором противоречие между его вариантами разрешалось бы при сохранении единства повествования. Первым из традиционных комментаторов Библии, высказавшим мнение о том, что библейское повествование представляет собой сознательную попытку опровержения космогонических мифов, был М. Л. Малбим. Его мнение позднее поддержали У. Кассуто и другие авторитеты.

В еврейской философии эпохи эллинизма и средних веков

Еврейские мыслители с момента знакомства с древнегреческой философией пытались согласовать библейский рассказ о творении с философскими учениями, допускавшими такое согласование, и защитить его от несовместимых с ним учений. Филон Александрийский основал свою теорию сотворения мира на учении Платона, из которого постарался устранить элементы, несовместимые с библейским повествованием, прежде всего, утверждение о сотворении мира из вечной, предсуществующей материи.

Согласно Филону, Бог сотворил первичную материю из ничего, а затем сотворил мир из первоматерии. Связующим звеном между Богом и сотворенным Им миром является логос — слово Божье, коренящееся в Божественной сущности, но наделенное самостоятельным существованием.

Логос содержит в себе мир вечных идей-первообразов, оказываясь, таким образом, синонимом Премудрости Божьей.

В акте сотворения мира, который для Платона являлся необходимым выражением Божественной природы, Филон усматривал проявление свободы Божественной воли: Бог мог воздержаться от сотворения мира или сотворить другой мир.

В космогонических построениях средневековой еврейской философии центральное место занимала полемика с учением о вечности мира в его неоплатонических или аристотелевских вариантах.

Первым систематическим рассмотрением космогонической проблемы в средневековой еврейской философии является учение Са‘адии Гаона, который использовал аргументы арабского спекулятивного богословия (калам). Согласно Са‘адии, мир сотворен во времени из ничего.

Вечность материи несовместима, по мнению Са‘адии, с творческой активностью Бога.

Источник: https://eleven.co.il/judaism/theology/12202/

История сотворения (часть 1 из 2)

Кто сотворил мир

  • Авторство: Имам Камиль Муфти ( 2017 IslamReligion.com)
  • 25 Sep 2017
  • Последние изменения 05 Apr 2020
  • Распечатано: 15
  • Показано: 11360 (в сутки: 12)
  • еще не оценено
  • Оценено: 0
  • Отправлено почтой: 0
  • 0

Так как же все начиналось? Всё создал один Бог и никто больше. Пророка Мухаммада, да приветствует и благословит его Господь, спросили: «О Посланник Божий, где же был наш Господь, прежде чем Он сотворил свое творение?». Он сказал: «Ничто не существовало, кроме Него, и ничего не было ни ниже, ни выше Него».

Подумайте, насколько это удивительно. Это свидетельствует о том, что нет ничего и никого достойнее Бога. Творение нуждается в Боге и ни в чем ином, потому что вначале был Бог и ничего кроме Него.

В Коране Бог говорит:

«Бог — Творец абсолютно всего. И управляет Он абсолютно всем» (Коран 39:62).

Итак, все, кроме Него самого, было создано Богом. Он владеет и распоряжается абсолютно всем, и именно Он воплотил все это в жизнь.

Джубайр, современник Пророка Мухаммада, говорит о себе так: «Я был одним из величайших врагов Пророка. Я ненавидел его больше, чем любого другого человека на земле». Но затем случилось что-то странное. «Однажды я вошел в мечеть и услышал, как Пророк читал аяты из суры ат-Тур (Коран 52:35-36): «Неужели они думают, что сами собой сотворились, вот так из ничего? Или они сами творцы? Или они сотворили небеса и Землю? Нет же, они не убеждены!»»

Джубайр говорит, что в тот момент он ещё не объявил, что принял ислам официально, однако «вера проникла в его сердце. В тот момент он осознал, что абсолютно невозможно то, что Бога не существует!»

Если вы просто задумаетесь о том, как появились люди и все то, что вокруг них, и исключите все возможные варианты, вы поймете, что нет другого способа объяснить это, кроме как признать, что именно Бог сотворил все.

Создание воды, Трона (Арш) и Подножия (Курси)

Пророк Мухаммад сказал: «Ничто не существовало помимо Него, ничего не было ни ниже, ни выше Него. Затем Он создал Свой Трон над водой».

Пророк говорит нам, что сначала был один лишь Бог и ничего больше. Затем Он создал воду и Трон (Арш). Они были созданы без помощи ангелов и до сотворения неба и Земли. Пророк Мухаммад сказал: «Был Бог, и кроме него не было ничего другого, и Его Трон был над водой. Он написал все в Книге (на небесах), и Он сотворил небеса и Землю».

В Коране Бог много раз упоминает о том, что Он является Властелином величественного Трона, потому что он является одним из самых выдающихся и самых великих его творений.  

Курси – это Подножие Трона, и Бог находится над Троном, и ничего не может от Него скрыться. В величайшем аяте Корана, известном на арабском языке как Аят аль-Курси, или «Аят о Подножии», Всевышний упоминает о Своем Подножии, прежде чем Он упоминает о Своем знании. (Коран 2:255).

Его Подножие (Курси) охватывает небеса и Землю (Коран 2: 255). Пророк Мухаммад сказал: «Подножие по отношению к Трону является ничем более, как колечком из железа, брошенным посреди огромной пустыни».  Кроме того, Ибн Аббас сказал, что если Подножие (Курси) охватывает все небо и Землю, то что насчет Трона? Мы абсолютно не знаем о том, насколько велик Трон в размерах, и, очевидно, мы не можем оценить величие Самого Бога.

При этом Бог не отдален. Во всем Коране Он подчеркивает, что находится с нами, где бы мы ни были.

В 57-й суре аль-Хадид сразу же после того, как Бог говорит нам о том, что Он поднялся над Своим Троном, Он говорит, что знает обо всем том, что входит в землю, и обо всем том, что выходит из нее.

Он знает обо всем том, что спускается с неба, и обо всем том, что поднимается в него. Бог видит все, что мы делаем (Коран 57: 4). Мы знаем, что Бог находится над Своим Троном, но Он Всемогущий, и Его знание охватывает абсолютно все.

Более того, Бог говорит о великих ангелах, несущих Трон. Это огромные величественные существа из лучших Божьих ангелов. Бог говорит, что в Судный День будет восемь ангелов, которые будут нести Его Трон (Коран 69:17).

Пророк сказал: «Мне было позволено говорить об одном из ангелов Бога Всевышнего и Всемогущего, который является одним из тех, кто носит Трон, и что расстояние между мочкой его уха и плечом это путь в семьсот лет».

(Абу Дауд) Также было сказано: «Это расстояние можно сравнить с расстоянием, которое пролетает птица в течение семисот лет». (Ибн Аби Асим)

Что же делают эти ангелы?

Бог говорит нам, что те ангелы, которые несут Его Трон, и окружающие его ангелы, прославляют Его с благодарностью, верят в Него и просят прощения для верующих. Они молятся за них, говоря: «Господи! Все окутано Твоей милостью, и Ты все знаешь, прости же прегрешения тех, кто раскаялся и последовал Твоему пути; защити их от мучений Ада». (Коран 40:7)

Они прославляют Бога и заявляют о Его совершенстве, чтобы показать, что Бог не зависит от Трона и от тех, кто несет Трон. Бог не нуждается в Троне. Бог не нуждается и в тех, кто несет Трон.

Перо

После создания воды и Трона Бог создал Перо. Когда Пророк говорит, что Бог создал Перо, он говорит, что Его Трон расположился на воде, и что под Его Троном был слой воды.

Каковы же размеры Пера? Как оно выглядит? Мы абсолютно ничего не знаем об этом.

Источник: https://www.islamreligion.com/ru/articles/11041/

Древнеиндийские легенды о сотворении мира

Если собрать воедино все древние хронологические системы и посмотреть на сотворение мира, то мы обнаружим две общие закономерности.

Первая. Согласно большинству древних традиций или легенд миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела этой жертвы образовался мир.

Вторая. У многих народов сотворение мира начинается приблизительно 5500 лет до Рождества Христова:

  • византийская система летоисчисления начинается с 1 сентября 5509 г. до н.э.,
  • древнерусская  — с 1 марта 5508 г. до н.э.,
  • александрийская — с 29 августа 5493 г. до н.э.,
  • антиохийская эра от сотворения мира — 1 сентября 5969 г. до н.э.,
  • еврейская, или летоисчисление от Адама — с 7 октября 3761 г. до н.э.

Всего более ста различных дат сотворения мира и промежуток времени от сотворения мира до Рождества Христова составляет от 3483 до 6984 лет.
Отличительная особенность традиционной индийской культуры – она не знает хронологии. В ней господствует цикличность всего сущего, «круг вечного возвращения». В индийской мифологии эта «вневременность» проявилась в том, что в ней отсутствует единый миф о миротворении.

Веды о создании мира

Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта — представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.

Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее — версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.

В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:

  • миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
  • о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
  • о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
  • о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
  • о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.

Согласно Ригведе, сначала родился (каким образом — неизвестно) бог Индра, «ось мироздания», разделивший небо и землю, породивший солнце. Потом во многих гимнах излагается миф о его «вторичном» миротворческом деянии — убийстве демона Вритры и освобождении мировых вод.

По оценкам некоторых исследователей, убийство Вритры, сковавшего течение рек, — это описание действий демиурга, победившего силу хаоса и создавшего организованный космос.

 Затем начинается прославление Вишну как бога-творца, своими тремя шагами измерившего (создавшего) все земные сферы.

Третье ведическое божество, которому приписывается сотворение и упорядочение мира, — это Сома. Ригведа называет его господином неба, царем мира и богом над всеми богами. Сома породил небо (вместе с тем он — дитя неба) и землю, он находится над всеми мирами, заставляет сиять солнце, повелевает законом, приносит богатство и счастье; иногда не Индру, а Сому именуют «убийцей Вритры».

Еще один из мифов творения, встречающихся в Ригведе (он повторяется и в Атхарваведе) — это миф о принесении в жертву первосущества великана Пуруши и создании мира из его тела. Его расчленили на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации: глаз Пуруши стал солнцем, дыхание — ветром, пуп — воздушным пространством, голова — небом, ноги — землей, уши — сторонами света.

Такой же сюжет присутствует и в иранской, и в скандинавской, и в славянской мифологиях, и в мифологических системах других индоевропейских народов. Согласно иранской «Авесте», первочеловек Йима был распилен пополам, и из его тела был сотворен мир. В скандинавской мифологии мир создается из тела первосущества Имира: из подмышек Имира, а также от трения его ног родились инеистые великаны.

В Яджурведе, Атхарваведе и особенно в Брахманах присутствует миф о творении мира богом Праджапати, который возник как золотой зародыш, стал единственным господином мироздания, поддержал небо и землю, укрепил на небосводе солнце и дал жизнь и силу (в Ригведе этот бог упоминается четырежды как творец всего сущего).

Праджапати зовется отцом богов, творцом и устроителем жертвоприношений, единственным, кто существовал вначале. В более поздних текстах произошло отождествление этого божества с Брахмой.

Атхарваведа связывает с Праджапати (и с Пурушей) представление о Скамбхе — абстрактном божестве, вселенской опоре, раме, в которую заключено мироздание.

Миф творения в Пуранах и Махабхарате

В Пуранах и Махабхарате изложен миф творения, как бы комбинирующий в себе деяния Праджапати и свершения Атмана, а место Праджапати и Атмана занимает Брахма. В Пуранах, «Законах Ману» Праджапати становится эпитетом Брахмы и «воплощается» в десяти существах — владыках порождений. Эти десять праджапати, действовавших по воле Брахмы, создали богов и божественные обители, добрых духов и грозных великанов, огромных змей и птиц с могучими крыльями.

Прежде же всего они сотворили семерых Ману — наставников мира — и семерых великих мудрецов-риши. Имена десяти праджапати: Маричи, отец солнечного бога Сурьи и основатель Солнечной династии царей; Арти, прародитель Лунной династии царей; Ангирас; Пуластья, отец бога богатства Куберы и ракшаса Раваны; Пулаха; Крату; Прачетас (Дакша), отец богини Сати и противник Шивы; Васиштха, собеседник бога Агни; Бхригу, собеседник бога Варуны; Нарада, сын богини Сарасвати и друг Кришны.

Вначале не было ничего, кроме беспредельных вод, которые породили огонь. Силой космического жара (тапас) в этих водах родилось Золотое Яйцо (Хираньягарбха, золотой зародыш «Ригведы»). Через некоторое время из Золотого Яйца возник Брахма, силой мысли разделивший Яйцо надвое; из верхней половины скорлупы было создано небо, из нижней — земля, пространство между ними заполнил воздух.

После этого Брахма создал пять первоэлементов мироздания — огонь, воду, землю, воздух и эфир (акаша), утвердил землю среди вод, создал страны света, положил начало времени, сотворил богов, жертвоприношения, веды, звезды, горы, моря, реки, людей, речь, чувства и вновь разделился на две половины — мужскую и женскую; наконец, он создал растения, животных, птиц, насекомых и демонов.

Махабхарата приписывает Брахме рождение восьмерых сыновей: это те же самые праджапати, о которых рассказывалось выше: Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Пуластья, Крату, Дакша и Бхригу. Сыновья Брахмы стали родоначальниками богов и людей. От внука Брахмы Кашьяпы (сына Маричи) ведут свой род демоны-дайтьи. Дочь Дакши породила великанов-данавов. Третья дочь Дакши Адити стала матерью великих богов-адитьев, среди которых Варуна, Индра, Сурья, Митра и Вишну.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали ангела

В отличие от других мифологических традиций, творение Брахмы не является постоянным. Оно регулярно обновляется, как регулярно обновляется и сам Брахма. В конце жизни «текущего» Брахмы вселенная гибнет в пламени мирового пожара (махапралая), чтобы освободить место новому творению в новом мировом цикле; и это творение будет осуществлять новый Брахма, снова родившийся из Золотого Яйца.

источник

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/drevneindijskie-legendy-o-sotvorenii-mira.html

Наука и библейский рассказ о сотворении мира спорят друг с другом? — Православный журнал

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в очередной видеотрансляции на странице «Фомы» в говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев.

Следите за новостями, чтобы не пропустить очередной прямой эфир, во время которого вы сможете задать вопросы.

В последних выпусках мы говорили о научном аргументе доказательства Бога и о вопросах, связанных с ним. В ответ пришло много вопросов и возражений от читателей. Попробуем на них ответить.

Разве научное объяснение не устраняет религиозное? Если все можно объяснить в рамках науки, то где тогда место для Бога? Как сказал Лаплас, “Я не нуждаюсь в этой гипотезе”.

Вера в то, что научное объяснение каким-то образом устраняет религиозное, связана логической ошибкой. Наука и вера просто отвечают на разные вопросы.

https://www.youtube.com/watch?v=DLzhyU_KUDQ\u0026list=RDDLzhyU_KUDQ\u0026start_radio=1

Начну с примера: на вопрос «почему едет машина» можно ответить по-разному. «Потому что в двигателе происходят такие-то химические реакции» или «потому, что Иван Иванович решил повезти свою семью на дачу».

Оба эти ответа верны; нам не приходится выбирать между ними. Нас, скорее, удивит человек, который станет уверять, что, поскольку химия подробно описывает реакции, происходящие в двигателе внутреннего сгорания, мы должны оставить смехотворные басни про «Ивана Ивановича», который «любит своих домашних и хочет, чтобы они хорошо отдохнули на даче». Это же химия, глупенькие. Реакция окисления. Углеводороды, атмосферный кислород, любой студент-химик напишет вам формулу.

В этом примере ошибка выглядит очевидной — химия, как и естественные науки вообще, ничего не может рассказать нам об Иване Ивановиче, его отношениях с домашними и его планах на эти выходные. Если мы не усматриваем следов вмешательства Ивана Ивановича в процесс сгорания топлива, это не значит, что его не существует; это просто значит, что химия никак не поможет (впрочем, как и не помешает) нам с ним познакомиться. Чтобы узнать его, нам надо поговорить с ним — или хотя бы с его домашними.

Однако, когда речь заходит о Боге, эта грубая ошибка подается в качестве серьезного аргумента — наука, де, способна объяснить природные процессы, не привлекая «гипотезу Бога». Если мы можем описать динамику воздушных потоков, значит, не Бог посылает дождь; если мы значительно продвинулись в понимании того, как функционирует живая клетка, значит не Бог — податель жизни.

Логически этот аргумент против бытия Божия выглядит точно также, как и аргумент против бытия Ивана Ивановича — но воспринимается без улыбки, с полной серьезностью.

В чем причина такой ошибки? Тут происходит смешение между двумя типами вопросов — «каким образом» и «зачем». Студент-физик, который на вопрос о причинах полярного сияния ответит «Бог зажигает Полярное Сияние, чтобы мы дивились чудесам Его творения», получит двойку, хотя даст совершенно правильный ответ. Беда в том, что он отвечает не на тот вопрос, который ему ставят — у него спрашивают «каким образом», «каков физический механизм этого явления», а не «кто», «зачем» и «с какой целью».

Если Вы попытаетесь ответить на вопрос «каким образом элементы тварного мира взаимодействуют между собой» указанием на волю Божию, Вы совершите ту же ошибку, что и студент из нашего примера. Вас не спрашивают, «по чьей воле и замыслу они себя так ведут». Вас спрашивают, «как именно» они себя ведут. Вы ответите невпопад, если на вопрос о процессах, происходящих в двигателе внутреннего сгорания, ответите: «Иван Иванович повез свою семью на дачу».

Как говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», «Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой — религия не занимается вопросами устройства материи».

Но как можно совместить библейский рассказ о сотворении мира и всего, что в нем, за рабочую неделю с данными науки, которая говорит, что это явно было не так?

Проблема, которая возникает тут у многих атеистов (и некоторых верующих), это проблема языка. В нашей речи (в том числе, научной) мы постоянно используем образы и иносказания.

Например, когда Ричард Докинз говорит об “эгоистичном гене”, мы понимаем, что в буквальном смысле ген — это химическое соединение, а не личность, и быть эгоистичным не может.

Ученые также говорят о “плоской вселенной” или “тяжелом вакууме” — что в буквальном смысле было бы нелепо, а человеку, незнакомому с этими областями науки, показалось бы явной чепухой.

Тем не менее, мы понимаем, что в данном случае ученые используют иносказания и что понимать их буквально было бы ошибкой. Мы понимаем, что нам стоит приложить некоторые усилия, чтоб войти в контекст их речи и понять, что они хотят сказать.

В нашем обычном общении мы очень часто прибегаем к иносказаниям — даже не замечая этого. Например, мы говорим о “разбитом сердце”, когда в буквальном смысле оно вовсе не разбито, а просто человек глубоко огорчен, или о том, что у человека “светлая голова”, хотя он вовсе не обязательно блондин — мы просто хотим похвалить его ум.

Библия, сообщая нам истины, необходимые для нашего спасения, неизбежно делает это на доступном людям языке.

Поскольку библейское Откровение разворачивается в истории, оно с необходимостью использует язык и образы, характерные для людей соответствующей местности и эпохи.

Повествование о творении не использует (и не может использовать) научный язык, который складывается гораздо позже, и не сообщает нам научных данных — оно просто не предназначено для этого. Его цель — открыть нам истину о том, что все существующее сотворено Богом.

https://www.youtube.com/watch?v=Xwg3JuYydIo\u0026list=RDDLzhyU_KUDQ\u0026start_radio=1

Приведу пример. В детстве у меня была книжка — с чудными картинками — «О том, как устроен атом». В ней протон был изображен большим красным шариком, нейтрон — большим зеленым, электрон — маленьким голубым.

Когда я подрос, моя детская вера в атомы пошатнулась — я узнал, что атомы (не говоря уже об элементарных частицах) гораздо меньше длины световой волны, так что элементарные частицы не могут обладать — в буквальном смысле — ни цветом, ни формой. Значит ли это, что автор книги вводил меня в заблуждение? Нет.

Это просто значит, что он использовал образы, понятные восьмилетнему школьнику, чтобы сообщить некоторые важные истины. Так и первая глава Библии использует знакомые людям того времени образы, чтобы передать вероучительное послание.

Часть этого послания — то, что Бог творит, наделяя само творение способностью к развитию — вспомним, например, стихи Писания: «И сказал Бог: и да произведет вода да произрастит земля (Быт 1: 11, 12)». Творение — это не монолог, а хор, в котором Бог придает тварным силам, в определенной степени, автономный голос.

Разве Библия не говорит, что земле 6000 лет?

Нет, Библия этого не утверждает. Различные цифры (6000, 7500, 10 000 лет) возникают при различных (и довольно спорных) попытках подсчета длительности библейской истории. Библия просто не сообщает нам возраста мироздания. Она открывает нам сам факт сотворения — а не детали, которые были бы просто непонятны читателям, да и не отвечали бы главной цели Библии — привести нас к спасительным отношениям с Богом.

На заставке рисунок Натальи Федоренковой

Источник: https://foma.ru/nauka-i-bibleyskiy-rasskaz-o-sotvorenii-mira-sporyat-drug-s-drugom.html

Сотворение мира Богом – библейская история

Сотворение мира описано в начальных главах Книги Бытия. Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория.

Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселеннойиспользуется в естественных науках.

Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

Сотворение Мира. Микеланджело

Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

Шесть дней сотворения мира

Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

Первый день Сотворения мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию.  Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

Второй день сотворения мира

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

Третий день сотворения мира

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.

Густав Доре. Сотворение мира

Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет —  и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Четвертый день сотворения мира

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвертый.

Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже.

  С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной.

Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.

Сотворение Мира — день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь.

Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы —  и, в целом, сведены к природной реальности.

Пятый день Сотворения мира

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

Сотворение мира. Якопо Тинторетто

И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

Шестой день Сотворения мира

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго Адам и Ева были в раю

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром.  Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

Сотворение мира Богом из ничего

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория).

Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом.

Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе.

Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован.

Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день ».

 В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

Источник: http://bibliya-online.ru/sotvorenie-mira-bogom-bibleyskaya-is/

Сотворение мира за семь дней. Как наука подтвердила библейский миф | Капитал страны

Как мы писали в предыдущей статье, человечество много веков считало, что Вселенная бесконечна и существовала всегда. А потом выяснилось, что нет, она родилась примерно, 13,5 млрд лет назад. Так утверждает современная физика.

Кстати, католическая церковь, которая сейчас намного гибче православной, (спасибо Иоанну Павлу II, предыдущему Папе Римскому), уже сказала: вот мы же вам про сотворение мира говорили, а вы не верили. То, что не за семь дней, а за миллиарды лет – это детали. Этим, жившим тогда необразованным людям, объяснить же было невозможно, что такое миллиарды лет, а семь дней – это понятно.

На руках и то – всего десять пальцев, а тут всего семь. Кстати, это волшебное число семь удачно встраивается в современную научную картину сотворения мира. Но об этом позже.

В научном мире принято считать, что Вселенная произошла в результате Большого взрыва. Строится данная теория на том, что энергия и материя (основы всего сущего) ранее находились в состоянии сингулярности. Оно, в свою очередь, характеризуется бесконечностью температуры, плотности и давления. Состояние сингулярности само по себе отвергает все известные современному миру законы физики.

Ученые считают, что Вселенная возникла из микроскопической частицы, которая в силу неизвестных пока причин пришла в далеком прошлом в нестабильное состояние и взорвалась. Но пока это только разговоры. Никакой более-менее правдоподобной теории этого начала сотворения мира нет. Зато потом, уже с первых секунд, все становится все более-менее ясно и понятно. И, как ни странно, подтверждается наблюдаемыми данными.

Вот же какая история: больше 13 млрд лет прошло, а следы остались.

Как мы поняли это

Так как же человечество до всего этого дошло? Много чего об этом сейчас говорят. Но, по наиболее популярной версии, все началось с открытия американского астронома Хаббла (его именем сейчас называется космический телескоп). Так вот, Хаббл обнаружил так называемое красное смещение в спектрах далеких галактик.

Здесь надо рассказать, о чем идет речь, чтобы понятно было. Все химические элементы, а речь идет в данном случае о водороде, из которого, в основном, и состоят все звезды, излучают электромагнитные волны. И чем больше этот водород нагревается (а в звездах, где идут термоядерные реакции, он разогрет очень сильно) тем больше он и излучает.

Но тут вот в чем фишка. Это излучение идет на определенных частотах. И с определенной амплитудой на каждой частоте. Так что, получив соответствующую информацию (наука такая есть – спектроскопия), вы можете однозначно установить, какие химические элементы присутствуют в наблюдаемом вами объекте. Это как отпечатки пальцев.

И когда в 20-х годах прошлого века разработанные приборы позволили изучать спектры вещества в отдаленных галактиках, Хаббл обнаружил удивительное явление. Чем дальше находилась наблюдаемая галактика, тем сильнее наблюдалось так называемое красное смещение. По своей структуре спектры были нормальными. Водород и водород. Но по частотам они были сдвинуты в так называемую красную сторону спектра.

Для теоретической физики того времени ничего странного в этом не было – эффект Доплера. Если объект удаляется от вас – спектр смещается в красную сторону. Если приближается – то, наоборот, в фиолетовую.

Но как эти данные могли находиться в соответствии со стационарной моделью Вселенной? И почему, как показали последующие наблюдения, чем дальше находился исследуемый объект, тем красное смещение было более сильным? Он что, этот объект, быстрее от нас улетал? С какого прибамбаха?

Объяснение наблюдений

Но факт оставался фактом. Объяснение ему уже в 50-х годах предложил замечательный американский физик русского происхождения Георгий Гамов (родители вывезли мальчика из России после революции). Это объяснение было, как говорят в физике, «на пальцах», без всяких формул.

Он сказал: представьте себе воздушный шарик, который постепенно надувается и становится все больше и больше, а на его поверхности наклеены такие маленькие круглые наклеечки. Так вот, если эти две наклеечки находятся рядом, то от раздувания шарика они будут расходиться друг от друга, но не быстро.

А чем больше их расстояние друг от друга, тем скорость расхождения будет выше.

Это объясняется простыми формулами, доступными для каждого школьника старших классов. Но, мы здесь не будем их приводить. Как писал Хокинг, чем меньше формул в научно-популярном материале, тем он лучше воспринимается читателем.

Просто представьте себе этот раздувающийся шарик – и все станет понятно. Вот и вся разгадка парадокса Хаббла. Чем дальше от нас находится наблюдаемый объект (галактика), те быстрее она от нас и убегает.

А это значит, что Вселенная, как тот воздушный шарик, расширяется.

Только один вопрос остается. Причем тут шарик Гамова и наша Вселенная? Ну, шарик, это для публики. На самом деле, Гамов, может быть, впервые придумал теорию расширяющейся Вселенной. А если она расширялась, значит, у нее было какое-то начало.

Теория расширяющейся Вселенной

После этого теоретики взялись за дело. И не сразу, но картину развития Вселенной восстановили. Но не хватало одного. Согласно всем предложенным моделям, на самых ранних стадиях развития, во Вселенной существовало только излучение (это, кстати, установил еще Гамов).

Уже потом, когда она, Вселенная, расширилась до приличных размеров и температура в ней упала, стали появляться элементарные частицы, потом состоящие из них атомы, а потом и все остальное, что мы сейчас и наблюдаем. Но следы этого первичного излучения (оно сейчас называется реликтовым) должны были остаться. Его параметры (этого остатка) теоретически были установлены. Но следов его не было.

А потом они нашлись. Это, кстати, очень интересная история, которая является прекрасным примером «неисповедимых путей» развития науки.

Реликтовое излучение

Все началось в 1965 году, когда двое сотрудников американской компании Bell Telephone Арно Пензиас и Роберт Вилсон спроектировали новую сверхчувствительную антенну, работающую в определенном диапазоне частот. Делалась вся эта работа для использования в области спутниковой связи и телекоммуникаций. Спроектировали. Построили.

Но тут незадача вышла. Появлялись помехи. Какой-то непонятный шум. Ребята искали его источник, но найти так и не смогли. Он шел со всех сторон. Отчаявшись, они опубликовали статью в одном из радиотехнических журналов, в которой подробно описали свою разработку и попросили сообщество работающих в этой области инженеров, высказать свои предположения, в чем может быть причина этого странного явления.

Никто ничего не сказал. А потом вот что произошло: радиоастрономы (а в то время астрономические наблюдения уже велись на разных частотах, а не только в доступном глазу диапазонах, как в прошлые времена) эту статью увидели. Случайно.

Они просто просматривали радиотехнические журналы – что там новенького, полезного для их исследований придумают эти инженеры. Прочитали. И схватились за голову. По всем описанным параметрам это было ОНО. То самое реликтовое излучение! Его характеристики совпадали со всем, предсказанным теоретиками астрофизики. Еще со времен Гамова.

В 1978 году Пензиас и Вильсон за свое открытие получили Нобелевскую премию, а теория «Большого взрыва» стала общепризнанной в научном мире.

Эволюция Вселенной

Так как же все это произошло? Как эволюционировала наша Вселенная? Что с ней будет потом? Из этих трех вопросов вразумительный ответ сейчас есть только на второй. По первому вопросу и по третьему есть разные мнения. Но пока это так – «ля-ля тополя». И пересказывать их мы не будем.

Итак, как эволюционировала наша Вселенная после «Большого взрыва? В ее развитии было несколько этапов.

Но прежде чем их перечислять, надо заметить следующее. В понимании большинства людей, которые об этом «Большом взрыве» что-то слышали, дело происходило так. Было нечто, назовем его условно космосом, и потом что-то в нем взорвалось. И из этого и образовалось то, что мы сейчас видим.

Так это или не так. Что там было до «Большого взрыва» и было ли оно вообще (значит было, если что-то взорвалось), не знает никто. Но надо понимать, хотя понять и представить себе это очень сложно, что в результате «Большого взрыва» образовалась не только материя, но и само пространство и время, в котором мы живем. Вот вам и творение мира. Действительно творение, действительно мира. Мира, в смысле именно пространства, времени и существующей в ней материи.

Хронология развития Вселенной

Так как это происходило с точки зрения современной науки? А вот так. Краткая хронология. Произошел «Большой взрыв». Возникла наша Вселенная. Такой маленький, невидимый комочек. Что происходило дальше с момента взрыва.

  • 10-45 — 10-37 секунд – инфляционное расширение, в результате которого пространство немерено расширилось. Любознательный читатель может спросить. А как же теория Относительности? Там же есть скорость света, которую превысить нельзя. А все очень просто. Ограничения теории Относительности относятся к перемещениям любых материальных объектов в нашем пространстве. А тут расширялось само пространство.
  • Потом, когда пространство расширилось, в нем сначала возникли кварки и электроны, а потом другие элементарные частицы.
  • Атомы образовались примерно через 400 тыс. лет после Начала.
  • Через миллиарды лет зародились первые звезды и галактики, а потом планеты.
  • Ну, и примерно через десять – одиннадцать миллиардов лет, на этой планете Земля появилась жизнь, которая и эволюционировала в Homo sapiens.

О сотворении мира

Вот мы и насчитали 5 стадий эволюции Вселенной, а могли бы насчитать и больше. Если бы прибавили время превращения этого первоначального Homo sapiens в действительно разумного человека. Получилось бы шесть. Вот все и сложилось. Ведь на седьмой день Господь, как известно, отдыхал.

Теория Большого взрыва стала настоящим прорывом в науке. Она позволила ученым ответить на множество вопросов относительно рождения и эволюции Вселенной. Но одновременно эта теория породила новые загадки. из них заключается в причине самого Большого взрыва. Как он произошел и что было до него? Чем больше исследований проводится в этом направлении, тем больше вопросов возникает у астрофизиков. Ответы на них ждут человечество в будущем.

Темные вещи

Сейчас, главными загадками являются природа так называемых темной материи и темной энергии.

О темной энергии мы уже упоминали в предыдущей статье. Это – антигравитация, которая и расширяет нашу Вселенную. Природа ее пока не установлена. Но факт существования неопровержимо доказан.

И еще темная материя. Наблюдения за галактиками показали, что находящиеся в них звезды вращаются намного быстрее, чем предсказывали расчеты. Сначала ученые предположили, что в центрах галактик находятся сверхмассивные « черные дыры». Они там действительно находятся.

Хотя наблюдать их невозможно. Не излучают они электромагнитные волны. И вообще ничего не излучают. Потому и называются черными.

Их существование предсказывала Общая теория относительности (ОТО), а потом по косвенным признакам они были обнаружены и их существование сейчас не вызывает сомнений.

Так вот. Наблюдаемое движение звезд в галактиках, существование «черных дыр» не объясняло.

Но появление мощнейших суперкомпьютеров позволило решить так называемую в математике «обратную задачу». А именно, рассчитать наличие и распределение в галактике центров притяжения материи, обеспечивающих наблюдаемое движение звезд. И выяснилось, что эти центры притяжения должны быть определенным образом распределены по всему наблюдаемому пространству. Но их обнаружить не удалось. Нигде. Вот эту непонятную сущность и назвали темной материей. Природа ее пока не установлена.

Ну и какое нам до всего этого дело? Все просто. На темную энергию и темную материю приходится 95% всего того, что есть во Вселенной! А мы более-менее знаем об оставшихся 5%, а это все наблюдаемые галактики со своими звездами, пылевые туманности, потоки элементарных частиц и прочая «живность». Так что есть над чем работать.

А зачем?

Действительно, зачем оно нам надо? А потому что интересно. И без этого интереса человечество не стало бы тем, кем является сейчас. И надо понимать – это главное. Текущая политика, экономика – чтобы там не происходило, оно все пройдет. А если стремление человека познать окружающий мир останется, то все будет хорошо. Конечно, если люди не истребят планету, на которой они живут. Что же, будем надеяться на лучшее.

Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/sotvorenie_mira_za_sem_dnei_kak_nauka_podtverdila_bibleiskii_mif/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию