Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской. Грузия православная
Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.
Жребий Пресвятой Девы Марии
Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.
Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.
История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.
Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:
- Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
- Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
- Святой царицы Наны.
Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.
Родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.
Крещение
Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.
Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.
События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.
14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.
В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.
После крещения уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.
Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.
На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:
- Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
- Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
- Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
- Монофизитов и других.
Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.
Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».
Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».
Христианство в Армении и Грузии
Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.
Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан.
Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии.
Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.
Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.
Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.
Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.
Также отличия заключается в следующем:
- В совершении евхаристии.
- Производимое на католический манер исполнение креста.
- Отличия некоторых праздников по датам.
- Использование при богослужении, как у католиков, органа.
- Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».
В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.
Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980-1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.
Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.
Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.
Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.
Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.
Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных.
Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.
Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.
В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:
- Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
- Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
- Епархия Восточной Европы.
- Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
- Епархия в Южной Америке.
- Австралийская.
Источник: https://churilovocity.ru/chem-otlichaetsya-armyanskaya-i-gruzinskaya-cerkvi-ot-russkoi-gruziya/
Отличия христианства грузинского от российского. Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской
Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.
Хронология истории Грузии и Армении, по грузинскому источнику XIX века
22:43, 23 апреля 2019
С 1861 до по меньшей мере 1889 года, а то и дальше, издавался «Календарь армян и грузин», а с 1883 года (на 1884) он уже назывался «Календарем грузин и армян». Его издателем был Сергей Мдиванов или Мдивани, издавался он на грузинском, но проверялся царской цензурой. А в 1886-7 гг. – также с одобрения экзарха Грузии. Сейчас онлайн копия нескольких изданий доступна на сайте Национальной библиотеки Грузии (при парламенте) и существует в открытом доступе.
Коллаж, который я составил из заглавных страниц «Календаря грузин и армян» за 1880-1889.
Как было принято в «календарях», издававшихся в Российской империи повсеместно, в него было включено огромное количество разнородной и плохо структурированной информации.
Там можно найти и географическую информацию, и данные по праздникам грузинского и армянского церковных календарей, расписание поездов, соотношение единиц измерения веса и расстояния, курс валют, демографическая статистика, практические сведения касательно почты, нотариусов, погода, сонник, тематические статьи, и историческая хронология.
Но если большая часть перечисленных данных имела технический характер, и быстро устаревала, то историческая хронология гораздо интереснее. Во-первых, от номера к номеру она не изменялась, только дополнялась, причем событиями, произошедшими уже после выпуска за предыдущий год. Соответственно, эта хронология имела большую ценность для издателей, и мне она показалась интересной.
Хронология эта в том, что касается дописьменной эпохи содержит также легендарную историю – от Леонтия Мровели (грузинскую) и от Мовсеса Хоренаци (армянскую).
Но то, как ее понимать, какие события включать и как их датировать – все это относится к периоду издания «календаря», а не к собственно историческим трудам, где четкой датировки и нет, соответственно, остаются возможности для вольного трактования.
Представленная хронология составлена грузинским автором, и в части касающейся грузинской истории представляет грузинскую версию, а по части касающейся армянской истории она представляет грузинское понимание армянской истории, которое от собственно армянского отличалось, хотя содержит оттуда ряд заимствований. Впрочем, в армянских публикациях и на армянском языке, хронология выглядит по-другому; также по-другому выглядит хронология истории Кавказа и в российских публикациях, например, в «Кавказском календаре».
Представленная версия может быть также и консенсусом грузинской и армянской стороны. Учитывая цензуру, она также визирована российскими историками – а фрагменты российской истории в хронологии тоже встречаются в тексте. Хронология, представленная ниже, представляет собой важный исторический и даже историографический документ.
Привожу ее в переводе на русский язык, максимально близко к тексту, с теми топонимами, которые использовались в тексте (например, Тп’илиси (ტფილისი)-Тифлис, Самегрело, Сомхити (სომხითი) – Армении; Ереван, а не Эривань (поскольку писалось ერევანი, а не ერივანი).
Хронология в списке приведена также, как в исходном документе, иногда не совсем точно, а также в паре мест хронологический порядок нарушен.
Также, к ряду событий я прикрепил гиперссылку на научные или энциклопедические статьи, а также исторические документы в переводе на русский язык, подробно раскрывающие историю, стоящую за событием, приведенным в хронологии.
Первая часть исторической хронологии
Историческая хронология – выдающие события.
До рождения Христова
2500 | Ноев Ковчег пристал к вершине Арарата |
2110 | Haos (Айк) учредил царство Армянское |
2110 | Картлос, брат Haos-а, перешел из Армении (в тексте здесь и далее – Сомхити), поселился в Грузии |
1740-1730 | Вавилонская царица Шамирам покорила Армению |
748 | Паруйр восстановил царство Армянское |
740 | Род Арцрунидов воцарился в Армении |
720 | Пленные иудеи (в тексте – урии/грузинский аналог слова «жид») переселились в Гурию и Лазистан |
400 | Десять тысяч греков напали на Армению |
317 | Неоптолем Македонский изгнан из Армении |
302 | Фарнаоз, грузинский царь, ввел грузинский алфавит мхедрули |
162 | Мирван Небротиани воцарился в Грузии |
149 | Вагаршак Аршакунян воцарился в Армении |
140 | Царь Грузии Мирван построил Дарьяльскую тюрьму/крепость |
93 | Персидский род Аршакунян (так в тексте) воцарилась в Грузии |
65 | Помпей победил Митридата, в период грузинского царя Артага, римляне захватили Грузию, Имеретию, Кахетию. |
34 | Римлянин Марк-Антоний покорил Армению |
28 | Римляне отдали Иверию Митридату Иверийскому |
Значительная часть вышеприведенного списка относится к легендарной истории. Советую ознакомиться с материалами:
Среди событий, представленных выше, есть картина Джулиано Дзассо – «Ара Прекрасный и Самирамида» по событиям, якобы имевшим место в XVIII в. до н.э. в данной хронологии.
Продолжение.
После рождения Христова
33 | Царь Армении Абгар принял христианство |
40 | Святые апостолы Андрей и Симон проповедуют христианство в Месхетии (Ахалцихский уезд), Самегрело, Абхазии |
79 | Строительство города Ереван |
184 | Строительство Вагаршапата (Эчмиадзин) |
204 | Хазары напали на Грузию и Армению |
265 | Персидский род Сасанидов начинает царствование в Грузии |
286 | Трдат второй воцарился на армянском престоле |
300 | Армяне приняли христианскую веру от Григория Просветителя в период царствования Трдата. |
303 | Строительство Эчмиадзинской церкви |
310 | Трдат, царь Армении, изгнал хазаров из Армении и Албании |
328 | Грузины приняли христианство от св. Нино в период царствования царя Мириана |
342 | Бакар первый, царь Грузии, воюет с персами, захватившими Армению после смерти Трдата |
379 | Персы строят крепость/тюрьму в Тифлисе |
410 |
|
415 | Строительство монастыря в Марткопи |
446 | Воцарение на престол Вахтанга Гургаслана |
451 | Война Вардана Мамиконяна с Персией |
455 | Вахтанг Гургаслан покорил Самегрело и Абхазию. Строительство Тифлиса и Метехской церкви |
458 | Мученичество св. Шушаник, дочери армянского военачальника Вардана Мамиконяна |
481 | Вахтанг Гургаслан противостоит персам |
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/37527