Какой царь принял христианство в Армении

Принятие христианства в Армении

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.

Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.

На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.

В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.

И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попасть на троекуровское кладбище

Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.

Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.

Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.

Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.

Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.

Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.

Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.

На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой бог у евреев

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.

Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.

Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.

Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.

Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/

Хронология истории Грузии и Армении, по грузинскому источнику XIX века

22:43, 23 апреля 2019

С 1861 до по меньшей мере 1889 года, а то и дальше, издавался «Календарь армян и грузин», а с 1883 года (на 1884) он уже назывался «Календарем грузин и армян». Его издателем был Сергей Мдиванов или Мдивани, издавался он на грузинском, но проверялся царской цензурой. А в 1886-7 гг. – также с одобрения экзарха Грузии. Сейчас онлайн копия нескольких изданий доступна на сайте Национальной библиотеки Грузии (при парламенте) и существует в открытом доступе.

Коллаж, который я составил из заглавных страниц «Календаря грузин и армян» за 1880-1889.

Как было принято в «календарях», издававшихся в Российской империи повсеместно, в него было включено огромное количество разнородной и плохо структурированной информации.

Там можно найти и географическую информацию, и данные по праздникам грузинского и армянского церковных календарей, расписание поездов, соотношение единиц измерения веса и расстояния, курс валют, демографическая статистика, практические сведения касательно почты, нотариусов, погода, сонник, тематические статьи, и историческая хронология.

Но если большая часть перечисленных данных имела технический характер, и быстро устаревала, то историческая хронология гораздо интереснее. Во-первых, от номера к номеру она не изменялась, только дополнялась, причем событиями, произошедшими уже после выпуска за предыдущий год. Соответственно, эта хронология имела большую ценность для издателей, и мне она показалась интересной.

Хронология эта в том, что касается дописьменной эпохи содержит также легендарную историю – от Леонтия Мровели (грузинскую) и от Мовсеса Хоренаци (армянскую).

Но то, как ее понимать, какие события включать и как их датировать – все это относится к периоду издания «календаря», а не к собственно историческим трудам, где четкой датировки и нет, соответственно, остаются возможности для вольного трактования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какую религию исповедуют в Турции

Представленная хронология составлена грузинским автором, и в части касающейся грузинской истории представляет грузинскую версию, а по части касающейся армянской истории она представляет грузинское понимание армянской истории, которое от собственно армянского отличалось, хотя содержит оттуда ряд заимствований. Впрочем, в армянских публикациях и на армянском языке, хронология выглядит по-другому; также по-другому выглядит хронология истории Кавказа и в российских публикациях, например, в «Кавказском календаре».

Представленная версия может быть также и консенсусом грузинской и армянской стороны. Учитывая цензуру, она также визирована российскими историками – а фрагменты российской истории в хронологии тоже встречаются в тексте. Хронология, представленная ниже, представляет собой важный исторический и даже историографический документ.

Привожу ее в переводе на русский язык, максимально близко к тексту, с теми топонимами, которые использовались в тексте (например, Тп’илиси (ტფილისი)-Тифлис, Самегрело, Сомхити (სომხითი) – Армении; Ереван, а не Эривань (поскольку писалось ერევანი, а не ერივანი).

Хронология в списке приведена также, как в исходном документе, иногда не совсем точно, а также в паре мест хронологический порядок нарушен.

Также, к ряду событий я прикрепил гиперссылку на научные или энциклопедические статьи, а также исторические документы в переводе на русский язык, подробно раскрывающие историю, стоящую за событием, приведенным в хронологии.

Первая часть исторической хронологии

Историческая хронология – выдающие события.

До рождения Христова

2500

Ноев Ковчег пристал к вершине Арарата

2110

Haos (Айк) учредил царство Армянское

2110

Картлос, брат Haos-а, перешел из Армении (в тексте здесь и далее – Сомхити), поселился в Грузии

1740-1730

Вавилонская царица Шамирам покорила Армению

748

Паруйр восстановил царство Армянское

740

Род Арцрунидов воцарился в Армении

720

Пленные иудеи (в тексте – урии/грузинский аналог слова «жид») переселились в Гурию и Лазистан

400

Десять тысяч греков напали на Армению

317

Неоптолем Македонский изгнан из Армении

302

Фарнаоз, грузинский царь, ввел грузинский алфавит мхедрули

162

Мирван Небротиани воцарился в Грузии

149

Вагаршак Аршакунян воцарился в Армении

140

Царь Грузии Мирван построил Дарьяльскую тюрьму/крепость

93

Персидский род Аршакунян (так в тексте) воцарилась в Грузии

65

Помпей победил Митридата, в период грузинского царя Артага, римляне захватили Грузию, Имеретию, Кахетию.

34

Римлянин Марк-Антоний покорил Армению

28

Римляне отдали Иверию Митридату Иверийскому

Значительная часть вышеприведенного списка относится к легендарной истории. Советую ознакомиться с материалами:

Среди событий, представленных выше, есть картина Джулиано Дзассо – «Ара Прекрасный и Самирамида» по событиям, якобы имевшим место в XVIII в. до н.э. в данной хронологии.

Продолжение.

После рождения Христова

33

Царь Армении Абгар принял христианство

40

Святые апостолы Андрей и Симон проповедуют христианство в Месхетии (Ахалцихский уезд), Самегрело, Абхазии

79

Строительство города Ереван

184

Строительство Вагаршапата (Эчмиадзин)

204

Хазары напали на Грузию и Армению

265

Персидский род Сасанидов начинает царствование в Грузии

286

Трдат второй воцарился на армянском престоле

300

Армяне приняли христианскую веру от Григория Просветителя в период царствования Трдата.

303

Строительство Эчмиадзинской церкви

310

Трдат, царь Армении, изгнал хазаров из Армении и Албании

328

Грузины приняли христианство от св. Нино в период царствования царя Мириана

342

Бакар первый, царь Грузии, воюет с персами, захватившими Армению после смерти Трдата

379

Персы строят крепость/тюрьму в Тифлисе

410

Армянский учитель Месроп ввел армянские буквы, а далее грузинские хуцури – в 415 году

415

Строительство монастыря в Марткопи

446

Воцарение на престол Вахтанга Гургаслана

451

Война Вардана Мамиконяна с Персией

455

Вахтанг Гургаслан покорил Самегрело и Абхазию. Строительство Тифлиса и Метехской церкви

458

Мученичество св. Шушаник, дочери армянского военачальника Вардана Мамиконяна

481

Вахтанг Гургаслан противостоит персам

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/37527

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как крестятся в Армянской Церкви

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]