Как крестятся в Армянской Церкви

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Как крестятся в Армянской Церкви

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Венчание и Крещение в Израиле | Израиль | Яффо-турс

Как крестятся в Армянской Церкви

        Крещение является одним из важнейших христианских таинств. В переводе с греческого, «крещение» означает «погружение», это таинство признается всеми христианскими исповеданиями. Крещение в Христианстве есть начало новой жизни.

    Главным действом Обряда является троекратное погружение крещаемого в воду. Это троекратное погружение символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого свершилось Его Воскресение.

Считается, что каждый принимающий Крещение повторяет путь Христа — умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает он для греховной жизни, а воскресает – для начала новой — жизни с Богом. Все естество человека при Крещении обновляется, отпускаются все грехи, совершенные до Крещения. Человек отныне отрекается от сатаны, соединяется с Христом, становится новым членом Церкви.

         Экскурсионное агентво Яффо-турс поможет вам организовать обряд Крещения на Святой Земле. Вы можете креститься или крестить ваших детей по Греческому Православному обряду или по обряду Армянской Апостольской Церкви

Армянское Апостольское Крещение проводится священником, отцом Хевондом в Армянском квартале Старого Города Иерусалима, в Церкви Святых Архангелов. 

Крещение будет стоить 2000 шекелей (оплата в шекелях на месте), по сегодняшнему курсу это примерно 530$, на церемонии должен присутствовать хотя бы один взрослый Крестный отец, крещенный в Армянской церкви, желательно со свидетельством от крещении. Уточнить дату крещения можно только за 14 дней до церемонии. Церемония займет от 40 минут до 1 часа, с собой на церемонию нужно взять полотенца и крестики, сопровождающие должны быть в закрытой одежде, женщины в юбках.

Для совершения обряда необходимо иметь следующие документы:

  • Пожертвование священнику, совершающему обряд
  • Передвижение на комфортабельном автомобиле класса Люкс до 6 человек
  • Экскурсионное сопровождение

Дополнительные услуги:

  • Услуги профессионального фотографа — по договоренности
  • Есть возможность заказа автобуса от 14 до 56 человек.

Венчание проводится русскоязычным священником в Храме 12 апостолов, относящимся к Греческому Православному Патриархату, в Капернауме.

 Программа пакета «Венчание-Стандарт»:

Первый день:Подготовка

  • Экскурсия «Галилея Христианская»
  • Встреча с Митрополитом Греческого Патриархата города Назарета для благословения
  • Посещение Храма 12 апостолов

Второй день: Церемония

Стоимость пакета услуг «Венчание-Стандарт»

  • Пожертвование Митрополиту Греческого Патриархата города Назарета за совершаемую требу
  • Пожертвование священнику, совершающему обряд
  • Передвижение на комфортабельном автомобиле класса Люкс до 6 человек (2 дня)
  • Экскурсионное сопровождение (2 дня)
  • Услуги профессионального фотографа — по договоренности
  • Профессиональный макияж невесты — 100 долларов
  • Есть возможность заказа автобуса от 14 до 59 человек

Источник: https://www.jaffatours.com/-6

Крещение в армянской церкви

Как крестятся в Армянской Церкви

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь.

Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам.

Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

История Армянской Апостольской Церкви

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую.

Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы.

А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной.

В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями.

Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой день по церковному календарю

Святой Никита Стифат писал:

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Источник: https://iskra-m.ru/2019/10/kreshhenie-v-armyanskoj-tserkvi/

Почему Высоцкий был крещен в армянской церкви

В апреле 1970 году Владимир Высоцкий вместе с другом Давидом Карапетяном отправился в Армению, чтобы между отдыхом и различного рода встречами, втайне от посторонних лиц, пройти обряд крещения в Армянской Апостольской церкви. Но почему же в качестве духовного пристанища Высоцкий предпочел армянский вариант христианства?

Осознанное решение

По мнению его первой жены, Людмилы Абрамовой, это было осознанное решение зрелого мужчины, стремившегося душой к Богу.

Специально съездив в Ереван, вдали от Москвы Владимир спокойно исполнил задуманное, чтобы ни его отец – кадровый военный и ярый коммунист, ни партийный руководитель театра Юрий Любимый не только не могли повлиять на него, но и не узнали об этом факте.

И хотя долго скрывать это событие не получилось, первой о своем крещении Высоцкий сообщил именно Людмиле, которая подарила ему свою семейную реликвию – доставшийся ей от прабабушки, сестры-милосердия, Георгиевский крест.

И хотя Владимира Семеновича нельзя было назвать воистину воцерковленным человеком, тем не менее он ощущал острую потребность в диалоге с Господом и постоянно носил нательный крестик.

К слову, запечатленное на нескольких фотографиях на груди Высоцкого большое серебряное распятие он получил в дар от своего друга Михаила Шемякина.

Оно было на Владимире и в день, когда гроб с телом артисты был выставлен на гражданскую панихиду, однако его отец из соображений безопасности снял с сына распятие и спрятал под саваном, откуда оно загадочным образом исчезло.

Мама Женя

Близкие актера и поэта допускают, что желание креститься в армянской церкви у Высоцкого возникло из-за его искренней любви ко второй жене отца – армянке Евгении Лихалатовой (Мартиросовой), которую он никогда не называл мачехой, а только «мамой Женей».

Именно она, воспитывавшая его с 7-летнего возраста как собственного сына, поддерживала творческие начинания Владимира и настояла, чтобы мальчик продолжил занятия в драматическом кружке, когда оба его родителя высказывали противоположное мнение.

Авария

Левон Блбулян, занимавшийся переводом творчества Высоцкого на армянский язык, полагает, что причиной крещения Владимира была ужасная авария, в которую тот вместе с Давидом Карапетяном попали в его единственный приезд в Армению.

Чудом оставшись в живых и отделавшись несколькими царапинами, Владимир изъявил желание посетить церковь и принять важнейшее христианское таинство.

В своей книге «Семь путешествий с Владимиром Высоцким» Карапетян описал, как поэт, пораженный красотой двух храмов, устроившихся на вершине врезающегося в озеро Севан утеса, попросил друзей отвезти его туда.

Оказавшись на месте, он обнаружил, что к храмовому комплексу Севанаванк ведет выдолбленная в скале длинная крутая лестница. Когда с целью помочь один из друзей захотел взять Владимира под локоть, тот отказался и сосредоточено сказал: «Я сам!». Преодолев без чьей либо помощи этот путь, Высоцкий, припав к стенам древнего храма, стал гладить его сырые стены, словно желая зарядить свою внутреннюю батарейку частичкой его многовековой энергии.

Армянское окружение

Свою лепту в намерение Высоцкого креститься в Армянской Апостольской церкви, скорее всего, внесли его друзья-армяне, которыми он был окружен с юношеских лет. Полтора года Владимир Семенович прожил в одних стенах вместе со своим старшим товарищем кинорежиссером Левоном Кочаряном, который записывал на личный катушечный магнитофон «Днепр-10» дебютные песни друга.

В свои 17 лет Высоцкий благодаря Кочаряну познакомился с такими интересными персонами, как Андрей Тарковский, Артур Макаров, Василий Шукшин, Эдмонд Кеосаян, Юлиан Семенов и Григорий Поженян, которые были завсегдатаями кочаряновской квартиры на Большом Каретном переулке. Этот адрес, впоследствии обессмерченный в знаменитой песне, стал важной частью биографии, искавшего свое место под солнцем Высоцкого.

С Левоном Владимира связывала не только дружба, но и совместная работа: он снялся во всех картинах, на которых работал скоропостижно скончавшийся Кочарян. Другим рано ушедшим из жизни близким товарищем Высоцкого был прославленный пантомим Леонид Енгибаров, о коем он замечал: «Среди моих любимых артистов есть один, нежность к которому безгранична».

Не последнюю роль в личностном становлении и формировании творческой стези Высоцкого сыграл кинорежиссер Сергей Параджанов, всегда умевший удивить сюрпризом и представить обычное в редком ракурсе.

Источник: https://novostik.com/vysockij-byl-kreshhen-v-armyanskoj-cerkvi/

Почему Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви

В апреле 1970 году Владимир Высоцкий вместе с другом Давидом Карапетяном отправился в Армению, чтобы между отдыхом и различного рода встречами, втайне от посторонних лиц, пройти обряд крещения в Армянской Апостольской церкви. Но почему же в качестве духовного пристанища Высоцкий предпочел армянский вариант христианства?

Религия армян

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны.  Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу.  Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya

Крещение

  1. Записывать на крещение только в церкви ( не по телефону);
  2. Аналогично таинству венчания записывать крещаемых на собеседование для подготовки к таинству крещения.
    1. Если крешаемый дошкольного возраста, тогда на собеседование обязаны придти его отец и кавор.

      Если крещаемый школьного возраста и старше, тогда на катехическом собеседовании должен присутствовать он, его крестный отец (кавор) и родители;

    2. Крещаемый (если он умеет читать), его родители и крестный отец (крещенный ранее) должны знать молитву «Отче наш», Отречение и Символ веры, в котором вкратце представлена догматика Армянской Апостольской Святой Церкви.

  3. Согласно изменениям, принятым на соборе Св. Эчмиадзина относительно таинства крещения, крестным отцом, т. е.

    кавором может быть только армянин, крещенный в Армянской Апостольской Церкви и являющийся ее чадом, а также любой армянин, крещенный в другой церкви, но являющийся чадом Армянской Апостольской Церкви;

    1. Любой другой человек, желающий стать кавором, должен быть крещенным в Армянской Апостольской Церкви и принять ее каноны и догматику, становясь ее прихожанином;
  4. К таинству крещения все должны подходить ответственно, ибо оно совершается во спасение души, а не ради потребностей человеческих.
  5. Для крещения необходимы следующие принадлежности:
    • новое полотенце (отдельно для каждого крещаемого);
    • нательный армянский крестик с тесьмой, сплетенной из двух нитей (красной и белой).
  6. На Крещение надо приходить, одевшись соответствующим образом. Девушки и женщины должны быть в юбках и с покрытыми головами.

Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм.мкртутюн, кнунк).

Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати.

Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную.

Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: (Мк. 16:16).

Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью.

Крещением человек усыновляется Богу и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещеный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой божественной справедливости и истины.

Что необходимо для крещения?

Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

(Мф. 28:18–20)

Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более, что в прежние времена детская смертность была высокой.

Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровию Господа.

Для крещения, крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть армянином, крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.

Заключение

Для исполнения таинства крещения Церковь считает важным осознание следующих обстоятельств:

  • Святое таинство крещения установил наш Спаситель — Иисус Христос, крестившись от Иоанна Крестителя в реке Иордан
  • Крещением человек освобождается от Адамова греха. Принимающее крещение младенец (так называют некрещеных, готовящихся к крещению) усыновляется Богу. Теперь Христос — его невидимый и могучий покров
  • Крещение нельзя воспринимать как национальную традицию или повод для веселья, но необходимо в первую очередь серьезно подготовиться к его принятию
  • Место крещения — Церковь, совершать его дома можно лишь в исключительных случаях
  • Крещение совершается водой, вне зависимости от ее типа (родниковая, речная или морская) и качества (мутная или прозрачная)
  • Во время крещения младенец во имя Святой Троицы трижды погружается в наполненную водой купель, что знаменует смерть, погребение и воскресение Христа, и становится сонаследником жизни Христа. Взрослым вместо погружения умывают лицо. Поэтому крестящемуся надлежит прежде очиститься от косметических средств
  • Крестный отец обязательно должен быть крещенным и верующим человеком. Часто, не придавая значения роли крестного отца, мы выбираем случайного человека, выполняя лишь внешнюю сторону обряда. Однако поощрительно, чтобы крестный отец был в состоянии руководить нашим духовным развитием, пользуясь навыками своего христианского знания
  • Если человек крестится в сознательном возрасте, он должен пройти период серьезного духовного наставления. А ребенок должен проходить этот период по мере своего роста, с помощью крестного отца и родителей
  • Таинство крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, т.к. это право и власть божественным благословением были переданы священникам апостолами
  • Крещение повторно не совершается, т.к. человек рождается один раз, а поскольку крещение несет в себе таинство рождения, то и крестимся единожды: — говорит Апостол Павел (Еф.5:5)
  • Крещение дает нам право наречения новым именем. Крестящийся может поменять свое имя поскольку заново рожденный Христом — новый человек
  • Перед крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. , на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать
  • Для таинства венчания существуют запретные дни, однако таинство крещения может быть совершено в любой день
  • Креститься могут и беременные женщины, однако таинство не распространяется на дитя
  • Крестящийся навечно становится членом Церкви Христа. Армянская Церковь — часть Соборной Церкви Христовой, следовательно, если человек крестился в Армянской Церкви, то он является чадом Армянской Церкви и обязан находиться с ней в молитвенном общении
  • Человек, крещеный в Армянской Церкви, не может быть крещен заново где-либо еще
  • Для отпущения грехов, совершенных после крещения, установлено таинство Покаяния
  • Непосредственно после таинства крещения совершается таинство Миропомазания

Таким образом, если в тебе назрел призыв к духовному возрождению, не колеблясь, верь в предводительство Божие и иди в Церковь. Заключи этот завет примирения с Богом, который жизненно необходим и судьбоносен для каждого из нас.

Господь, молю Тебя, помоги мне, грешному,постичь Твои тайны.Открой мои глаза, чтоб мне увидеть Твои невидимыетаинства, и дай мне силы.

Родиться от святой купели крещения. Аминь.

Источник: http://surb-vardan.ru/sacraments/baptism/

Армянские церкви и грузинская компенсация

Армянская община Грузии при поддержке фонда IDеA и ряда меценатов вернула грузинской епархии ААЦ дом писателя Ованеса Туманяна. А при посредничестве бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили была отреставрирована армянская церковь «Норашен».

Армянская община Грузии в последнее время активно сотрудничает с грузинской епархией Армянской Апостольской святой церкви (ААЦ). Общими усилиями им удалось не только осуществить различные проекты, но и восстановить былые традиции.

Вопрос «спорных» церквей

Грузинская общественность не сомневается в армянском происхождении так называемых спорных церквей, расположенных в Грузии. Речь о храмах «Норашен» и «Сурб Ншан» в Тбилиси, «Сурб Ншана» в Ахалцихе. Более того, в последнее время, при содействии благотворительного фонда бывшего премьер-министра Иванишвили был отреставрирован фасад и укреплен фундамент тбилисской церкви «Норашен».

«Считаю, что со временем армянской церкви будут возвращены как «Норашен», так и церкви «Сурб Ншан». Не секрет, что грузинская общественность считает их армянскими. Они также обозначены как армянские церкви на туристических картах», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения предстоятель Грузинской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Вазген Мирзаханян.

Между армянами и грузинами неоднократно разгорались дебаты относительно принадлежности этих церквей. Оба народа твердо убеждены, что это их имущество. Переговоры продолжаются.

«Мы также собрали все необходимые документы, фотографии и информацию о 56-ти армянских церквях, расположенных на территории Грузии, которые в скором времени представим грузинскому правительству», — отметил Мирзаханян.

Епископ считает, что во взаимодействии общины и церкви большую роль сыграл тот факт, что армяне Грузии всегда были тесно связаны с религией. В 60-70-х годах XX века, в тяжелый для Первопрестольного Эчмиадзина период, ему помогали армянские церкви Тбилиси. 

Не потерять свою веру и не оторваться от родной церкви на чужбине, армянам, как ни странно, помогает религиозность грузин. Каждый грузин, проезжая и проходя рядом с церковью, крестится. Это не только стало темой для анекдотов, но и верным отличием грузина от представителя иной нации.

Компенсация за моральный ущерб

Армянской общине Грузии помогают как различные ведомства Армении, так и грузинское правительство и армянские меценаты. 

«Благодаря меценату Рубену Варданяну и его друзьям удалось отреставрировать и задействовать храм XIII века «Сурб Геворк». В открытии же культурно-просветительского центра имени Александра Манташева в Батуми значительный вклад внесло правительство Армении», — отметил Мирзаханян.

Он сообщил, что весной в доме знаменитого армянского писателя Ованеса Туманяна возобновит свою работу Союз писателей «Вернатун».

Кроме того, правительство Грузии перечислило в этом году епархии ААЦ в качестве компенсации за морально-материальный ущерб, нанесенный в советский период, 800 тысяч лари (350 000 долларов).

«Из этого бюджета выплачивается зарплата более ста сотрудникам епархии, восьми духовным лицам и финансируется деятельность различных культурно-образовательных центров общины», — отметил Мирзаханян.

Он считает важным шагом грузинского правительства программу «1+4», внедренную еще при правлении экс-президента Грузии Михаила Саакашвили.

Согласно этой программе, студенты Тбилисского госуниверситета обучаются год на национальном языке, параллельно изучая грузинский язык, а после продолжают обучение на грузинском. Мирзаханян уверен, что знание грузинского языка способствует интеграции в общество.
Единственным недостатком в жизни общины является тяжелое экономическое положение и, как следствие, нехватка рабочих мест.

Возвращение к корням

Еще в начале 2000-х годов мало, кто среди армян Грузии знал или отмечал праздники по календарю Армянской Апостольской церкви. Сейчас ситуация изменилась.

На сегодняшний день почти во всех семьях Пасху, Рождество или Вербное воскресенье отмечают дважды, как по армянскому календарю, так и по календарю грузинской православной церкви.

«Было очень сложно сразу привить армянам их же традиции, ведь они около 150 лет жили по грузинским обычаям. Ситуацию облегчило спутниковое вещание армянских телеканалов», — отметил епископ.

Таким образом, не без участия Мирзаханяна среди армян Грузии были восстановлены праздник Сретения Господня, Вознесения, получивший в народе название Джангюлум.

На масленицу, перед Великим постом, армянские женщины варят в больших тарах арису и раздают прихожанам церкви. Епархия ААЦ при помощи армянского общества «Шушаник» организовывает также различные кулинарные фестивали, в частности толмы и гаты, чтобы армяне мне забывали о своих корнях.

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/review/20161129/5631576/armeniya-gruziya-spornye-cerkvi-kompensaciya-obshchina.html

Символы и легенды первого в мире христианского государства

Аманда Проенса Сантос BBC Travel

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras)

Эта страна провозгласила христианство своей государственной религией еще в IV веке — в 301 году нашей эры. Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, отличающаяся как от византийского православия, так и от римского католицизма. Рождество здесь отмечают 6 января.

Живая христианская история

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Армения — маленькая страна в Закавказье. Ее современное население — около 3 миллионов человек. Но роль Армении в духовной истории мира трудно переоценить: большинство историков сходятся на том, что в 301 году нашей эры она стала первым в мире христианским государством (хотя есть и точка зрения, что это случилось немного позже — между 301 и 314 гг. — Прим переводчика).

Основателями своей церкви в Армении считают святых апостолов Фаддея и Варфоломея (которые здесь проповедовали и здесь же были преданы мученической смерти). Сегодня около 95% армян — христиане, и религиозная история страны живет в ее древних памятниках.

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Согласно легенде, первым патриархом (католикосом) Армянской апостольской церкви был святой Григорий Просветитель, который и обратил в христианство армянского царя Трдата III, сделавшего после этого христианство государственной религией.

Григорий Просветитель был сыном парфянина Анака, убившего армянского царя Хосрова и за это казненного. Истреблено было и все семейство, но младшему сыну, Григорию, удалось спастись. В Кесарии Каппадокийской мальчик был крещен и получил христианское воспитание.

Сложилось так, что уже будучи взрослым, Григорий отправился в Рим и поступил в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (впоследствии — Трдату III), надеясь загладить вину своего отца.

В 287 году Трдат с помощью римских легионов вернул себе отцовский престол в Армении, а Григория — за исповедание христианства — велел бросить в темницу, где тот пробыл в заточении 13 лет, отказываясь отречься от веры в Христа. Так продолжалось до того, как Трдат заболел (говорят — впал в безумие), но, как гласит предание, был исцелен Григорием. После этого царь крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении.

Следы далекого прошлого

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Древняя крепость Гарни расположена в 28 км от Еревана в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Она была построена еще в языческие времена, в I веке н.э. царем Трдатом I, и изначально храм Гарни был посвящен богу солнца.

Когда христианство стало государственной религией, многие языческие храмы были разрушены, но Гарни уцелел, хотя и был перестроен Трдатом III. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей Армении, исторический комплекс в Гарни посещают более 136 тыс. туристов в год.

Храм святой игуменьи

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

К западу от столицы Еревана лежит Вагаршапат — один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны, ее духовная столица. Здесь расположен Эчмиадзинский монастырь, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян.

Храм святой Гаянэ (на снимке) был построен в 630 г. и сейчас входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь возведена на месте мученической смерти игуменьи Гаянэ. Убил ее все тот же Трдат III — еще до того, как обратился в христианство. Могила Гаянэ, провозглашенной святой Армянской апостольской церковью, находится здесь же, в основании храма. В храме же — и некрополь высшего армянского духовенства.

Бывшая подземная темница

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Хор Вирап (по-армянски «глубокая темница») — монастырь, расположенный у подножья горы Арарат, недалеко от границы с Турцией. Именно здесь Трдат III держал в заключении Григория Просветителя.

Часовня Хор Вирап была построена в 642 году над подземной тюрьмой, где когда-то был заточен Григорий. Впоследствии, в 1662 году, в память о святом были добавлены большая по размеру часовня Святого Георгия и построен монастырь.

Ныне Хор Вирап — очень популярное место у тех, кто хочет креститься или венчаться.

Монастырь копья

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

К северо-востоку от Гарни, в ущелье горной реки Гохт, расположен монастырский комплекс Гегард, также входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Он был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере, и поэтому сначала назывался Айриванк, «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.

Из ранних сооружений почти ничего не сохранилось, поскольку в IX веке монастырь был разрушен арабами, а в XIII веке — вновь отстроен.

Нынешнее название монастыря Гегард означает «копье» по-армянски. Имеется в виду копье Лонгина, которым римский воин пронзил тело Иисуса Христа на кресте — как утверждается, это копье в Армению привез апостол Фаддей (сейчас оно выставлено в музее Эчмиадзина, а ранее, в течение 500 лет, хранилось в монастыре Гегард).

Храм для воинов

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Церковь Сурб Зорац («Святое воинство») в селе Ехегис в Вайоцдзорской области была построена в начале XIV века, когда страна находилась под властью монголов и была в состоянии войны с сирийскими мамлюками.

Она уникальна тем, что в ней нет зала для молящихся, его заменяет большая площадка под открытым небом. Считается, что церковь была сооружена таким образом для располагавшегося там во время богослужения войска. Алтарь расположен на уровне всадника в седле — чтобы воины могли не сходить со своих лошадей, а сразу после богослужения, благословленные, отправлялись на битву.

Символ спасения души

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Хачкары (каменные стелы с резным изображением креста) считались символом спасения души — как живых, так и умерших. На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый — со своим неповторимым узором.

Считается, что их начали возводить примерно с IX века — часто на месте бывших языческих храмов, как знак новой веры. Сегодня искусство создания хачкаров («Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты») внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Самое большое на территории современной Армении (и самое крупное в мире) кладбище хачкаров (на снимке) находится в старинном селе Норатус: здесь их более 800. Большинство здешних хачкаров относится к XIII—XVII вв., а самый древний — к V веку.

Побратим Стоунхенджа?

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Древний мегалитический комплекс Караундж, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря в Сюникской области Армении, вполне можно сравнить как по возрасту, так и по внешнему виду со Стоунхенджем.

Историко-культурный заповедник раскинулся на площади примерно в 7 га и состоит из гробниц, центрального кольца диаметром до 45 м и рядов мегалитов, больших стоячих камней, примерно треть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части. Относительно возраста сооружения оценки расходятся. Некоторые специалисты утверждают, что ему может быть около 7 тыс. лет.

Сооружение состоит из 223 базальтовых камней высотой 1,5-2,8 м и весом до 8,5 т. Историки склонны считать, что Караундж служил доисторическим людям в качестве места захоронения. Некоторые ученые полагают, что комплекс — самая древняя в мире обсерватория, но твердых доказательств этому нет. Скорее всего, в разные периоды существования его использовали по-разному — от загона для скота до кладбища.

Прочитать другие статьи на похожие темы на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-tra-42505501

Армянская апостольская церковь: история, отличия от русской православной церкви, структура и особенности — Точка Веры

Большинство историков считает, что официально армяне стали христианами в 314 г, причём это самая поздняя дата из предполагаемых. Многочисленные последователи новой веры появились здесь задолго до провозглашения Армянской церкви государственным учреждением.

Вера армянского народа считается первоапостольской, т. е. полученной непосредственно от учеников Христа. Несмотря на догматические различия, Русская и Армянская церкви поддерживают дружеские отношения, особенно в вопросах изучения истории христианства.

История церкви в Армении

До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.

Догматические различия

В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.

Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.

Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.

Особенности обрядов

Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:

  • Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
  • Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
  • Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
  • В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
  • Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
  • С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.

Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.

Ренегатство армян

Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.

В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов.

Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя.

Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников.

В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова).

Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня).

В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на . Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

Источник: https://achair-city.ru/obryady/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-istoriya-otlichiya-ot-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-struktura-i-osobennosti.html

Таинство Крещения

Во время Крещения священник трижды спрашивает у крестного отца: «Что просит младенец?» Крестный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и Крещения». «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».

Чин святого Крещения  

Маштоц

Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и  часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство – приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем Крещением (арм.

– мкртутюн, кнунк). Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни – своего блаженного состояния – стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание.

 Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и  плотью, лишившую человеческую природу   благодати. Первым крестился сам  Господь Иисус Христос, подав нам таким образом пример. Крещение – Божественное повеление, обязывающее подходить к Святому Таинству с благоговейным трепетом.

Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдет в Царствие Божие (Ин. 3:5). В начале веков Бог наказал человечество, устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную. Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз  Адама, Бог протянул свою руку – посредством воплощения сына своего Иисуса Христа.

Христос своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого Таинства Крещения освободил человека от адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает Крещение.

Достигшим совершеннолетия, подходя к Таинству, необходимо иметь веру согласно Символу Веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью. 

Крещением человек усыновляется Богом и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый Божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещенный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой Божественной справедливости и истины.

Что необходимо для Крещения?

Для Крещения прежде всего необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься в зрелом возрасте, нужно пройти определенный подготовительный период.

И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал своим апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18–20).

Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек – драгоценное творение Божие, поэтому он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богом, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской Церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более что в прежние времена детская смертность была высокой.

Церковь установила ближайший день – восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После Крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря Божественному Промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровию Господа.

Для Крещения крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть мужского пола, крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно делать при входе в храм
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Кто назвал комедию Данте Божественной

Закрыть