Кому поклонялись древние римляне

Боги Рима

Почему люди Древнего Рима, придумавшие понятия «религия» и «культ», не создали своего эпоса или даже мифологии? Покровителем чего были бог Ватикан и богиня Куба? В чем суть обряда эвокации? Откуда пошел обычай подбрасывать монетку? Об этом и многом другом в статье о древнеримских богах.

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны.

Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд.

Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом.

Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия — поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ — означающая в переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам.

Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.

Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

Надо признать, что древние римляне представляли из себя довольно самонадеянный народ. В полной мере это проявлялось в обряде эвокации.

Во время подготовки к военному походу римляне безо всякой тени смущения обращались к богам противоборствующей стороны с требованием перейти на их сторону.

Если боги, оторопев от такой наглости, подчинялись, то римляне гарантировали им со своей стороны почитание и соответствующие почести. Увы, но свидетельств о точном количестве перешедших на сторону римлян богов не сохранилось.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве.

Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека.

Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки — Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля.

Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. “Каждый в своем доме, — говорит Августин, — имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кардеа, а порог — богу Лименту.

По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог”.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить — бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”.

На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным.

Он отлично знал, что Зевс — мужчина, а Гера — женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор — одно из высших должностных лиц в Древнем Риме.

Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Греку подобное отношение к божеству было непонятным

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно.

Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается.

Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами.

Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади — все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц.

Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо.

На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Читайте здесь еще об Италии!

   

Источник: https://www.ice-nut.ru/italy/italy139.htm

Урок 50. Религия Рима. Возникновение и распространение христианства

Урок начинается с объявления его темы и плана урока. Ученики вспоминают, какие верования существовали у древних народов мира? Что их объединяло? Что такое язычество?

Далее с опорой на аппликации греческих и римских богов презентации, используя прием аналогии, ученики устанавливают, кому поклонялись древние римляне, делают вывод, что римская религия основывалась на традициях греческих языческих верований, во многом заимствовала мифологию эллинов.

Далее учитель, с порой на кадры презентации, объясняет, что в Древнем Риме особо почитались боги, охраняющие семью: богиня Веста (богиня домашнего очага и огня), лары (духи-покровители семейства, рода, перекрестков, города), пенаты (боги-покровители домашнего очага). Известно, что римляне могли поклоняться не только своим, но и восточным богам. Ученикам предлагается объяснить, почему интерес к восточным верованиям был особо распространен во времена империи.

Далее школьники узнают, что в Древнем Риме был возведен храм, посвященный всем богам, – Пантеон, где каждый мог молиться своему почитаемому богу.

У учеников спрашивается: что свидетельствовало о государственном контроле над религиозными верованиями? Как называлась должность верховного жреца? Кого из императоров, занимавших эту должность, они знают.

Затем ученики вспоминают: какой народ веровал в одного бога и когда зародилась эта вера? Как иудеи называли своего бога? Как называлась священная книга иудеев? Им предлагается перечислить основные заповеди, данные богом Яхве иудеям через Моисея, объяснить, почему заповеди иудейского народа призывали к нравственному совершенствованию человека?

2. Евангелие – священная книга о жизни Иисуса Христа

Учитель с опорой на карту и иллюстрации рассказывает о том, что в Иудее зародилась и новая религия – христианство. Школьники вспоминают, что Иудея в I веке н. э.

была римской провинцией, определяют по карте местоположение Иерусалима и Назарета – городов, где зародилось христианство, а также место рождения Иисуса Христа – Вифлеема.

Ученики знакомятся с новым понятием – Евангелие (в переводе с греческого означает «благая весть») – священная книга, рассказывающая о земной жизни Иисуса Христа.

Затем заслушиваются сообщения учеников о сюжетах Евангелия и их отражении в мировой живописи. Остальным пятиклассникам предлагается оценить сообщения одноклассников и ответить на вопросы.

При заслушивании сообщения о рождении Иисуса Христа и о связанной с этой темой картиной испанского художника XVII века Б. Э. Мурильо «Поклонение пастухов» ставятся вопросы: какую идею хотел донести и почему испанский художник до зрителя? Согласно Евангелию, поклониться младенцу пришли и богатые, и бедные. Почему Б. Э. Мурильо изображает пастухов?

В следующем сообщении раскрывается сюжет «Бегство в Египет». Ученикам ставятся вопросы: чем привлекла художника Б. Э. Мурильо эта тема? Какие чувства и настроения Иосифа и Марии хотел передать художник?

Далее учитель сообщает, что, когда Иисус Христос вырос, ему открылось предназначение – быть проповедником добра, любви к людям. На картине «Христос в пустыне» художника И. Н. Крамского изображен момент, когда Иисус принимает непростое решение: следовать этому предназначению, посвятить всю свою жизнь тому, чтобы нести людям слова о добре и милосердии. Это был выбор трудного пути беззаветного служения людям в мире, где было много насилия, жестокости, лжи.

Далее ученики заслушивают сообщения о деяниях Христа.

При прослушивании сообщения по картине художника В. Нестеренко «Чудесное умножение хлебов» (2001 г.) ставится вопрос: почему в современном мире эта тема Евангелия продолжает интересовать художников? Для кого из жителей Иудеи это чудо было наиболее значимо и ценно?

Сообщение о воскрешении дочери Иаира (одноименная картина В. Д. Поленова) предваряют вопросы: какие мысли и чувства хотел побудить в зрителях русский художник XIX в. В. Д. Поленов, обращаясь к этому сюжету? Почему изображенное художником чудо возвращения человека к жизни самое важное из всех, которые совершал Иисус Христос?

Далее учитель поясняет кадр с иллюстрацией картины художника К. В. Лебедева «Проповедь Иисуса Христа». Он сообщает, что слава об Иисусе Христе, как о человеке, помогающем бедным людям, облегчающем их страдания, распространялась в народе. Иисус со своими 12 учениками (апостолами) в разных городах обращался к народу, призывая заботиться о своей душе, совершая добрые дела. Самой известной людям стала его Нагорная проповедь.

Затем организуется выразительное прочтение фрагментов Нагорной проповеди и беседа по вопросам: с какими памятниками религиозной мысли перекликается эта проповедь? Какие из ее идей вам наиболее близки? Почему учение Иисуса Христа находило отзвуки в душах людей и у него появилось много последователей?

Учитель кратко сообщает о дальнейших событиях в жизни Иисуса Христа, описанных в Евангелии, предшествующих Тайной вечери. Затем следует сообщение по картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Ставятся вопросы: почему великий итальянский художник посвятил этой теме грандиозное по масштабам полотно? Какие темы взаимоотношений людей он хотел поднять в этом произведении? Какие черты личности Христа в этом сюжете наиболее важны для художника?

Ученики узнают о последних днях жизни Христа и заслушивают сообщение по картине венгерского художника М. Мункачи «Голгофа». Ставятся вопросы: что хотел сказать художник, показывая на первом плане картины, посвященной казни Иисуса Христа, жрецов и представителей власти, а не самого Иисуса? Почему крест с распятием Христа стал символом новой веры?

С опорой на иллюстрацию картины «Христос Воскресший» К. П. Брюллова, учитель сообщает сведения Евангелия о воскрешении Христа

3. Первые христиане в Риме.

Ученикам сообщается, что учение Христа не было забыто после его казни на кресте. Его ученики продолжали нести людям идеи своего учителя. Они утверждали, что Христос – сын бога – вернется на Землю. Первыми последователями Христа стали жители Рима – бедняки Рима. Среди христиан были также люди из знатных семей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто раньше принял христианскую веру армяне или грузины

Ученики определяют, кого называли христианами (христиане – это люди, последователи учения Иисуса Христа).

Далее с опорой на иллюстрации презентации («Последняя молитва христианских мучеников» Ж.-Л. Жероме (1883 г.) и «Христианские мученики в Колизее» художника К. Флавицкого (1862 г.)) рассказывается о гонениях на первых христиан в Риме. Ученики отвечают на вопрос: почему власти Рима подвергали христиан гонениям?

Затем учитель дает разъяснения, где и как происходили собрания первых христиан. Иллюстрации дают представления об узких, извилистых переходах с низким потолком в катакомбах, о помещениях для молитвы, об алтаре и о захоронениях первых христиан.

4. Распространение и принятие христианства

Учитель сообщает, как со временем христианскую веру стали принимать государственные мужи, стоящие у власти. С опорой на иллюстрации он рассказывает о том, как римский император Константин в 313 году н. э. сделал христианство официальной религией государства.

Учитель сообщает, что в дальнейшем христианская религия стала распространяться вначале в Европе, а затем и в других частях света. В качестве закрепления темы ставится вопрос: почему ушли в прошлое языческие верования древних народов, а христианская религия существует в наши дни.

Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/unit_50.html

Древние боги Рима: особенности язычества. Кому поклонялись римляне?

Религиозные верования древних римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия – язычество. Римляне верили во многих богов.

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние боги Рима отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды – их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства – их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления Нумы Помпилия появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что боги древней Греции и Рима были аналогичными по выполняемым функциям – они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований – определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера – любовью, Юнона – брачными отношениями, Диана – охотой, Миневра – ремеслом, Веста – домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы – наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима.

Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог.

Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии – в честь Сатурна, бога земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» — Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны – лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века – менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома – покровительница всего государства.

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. причина этого – римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Римские имена Греческие имена Стихия
Юпитер Зевс Верховный бог грома и молнии
Юнона Гера Брак, материнство, верховная богиня
Венера Афродита Любовь
Нептун Посейдон Морская стихия
Плутон Аид Подземное царство
Минерва Афина Справедливость, мудрость
Марс Арес Война
Сол Гелиос Солнце

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна – основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили древние люди. Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима – Ромул и Рем – были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней – сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

Источник: https://fb.ru/article/159370/drevnie-bogi-rima-osobennosti-yazyichestva-komu-poklonyalis-rimlyane

Зевс верховный

Зевс — личность особенная, он заметно отличается от других богов, представление о которых сложилось в культуре древних греков.

Зевс, прежде всего, справедлив, он устанавливает законы и упорядочивает жизнь смертных. Зевс вложил в души людей стремление к добру и совесть, он наказывает и милует, помогает страдающим и взывающим к нему о помощи, покровительствует семье и хранит традиции.

Зевса называли отцом богов и людей, представляли огненной энергией, растворенной во всем окружающем мире. Владея небом, он управляет и земной жизнью.

Таким образом, именно Зевс в представлении язычников ближе всего к Единому Истинному Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого.

Как пишет Гесиод, Зевс «превосходнее всех богов и могучее силой», и все-таки, он — один из множества, которым поклонялись древние эллины. Согласно красивой легенде о рождении Зевса, он появился на свет в пещере на острове Крит, втайне от своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. На Крите Зевс рос и набирался сил, прежде чем одержал множество побед и стал верховным богом Олимпа.

На пути к власти

Повзрослев, Зевс, прежде всего, отправился к своему отцу Кроносу и, напоив его волшебным зельем, таким образом заставил извергнуть всех сокрытых в его чреве детей. Первым из чрева Кроноса вышел камень, который он проглотил вместо младенца Зевса.

Зевс бросил этот камень к подножию горы Парнас и назвал его «пуп Земли», здесь с древности существует религиозный центр мира — город Дельфы.

Освобожденные Зевсом из чрева отца его братья и сестры — Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра, по свидетельству Гесиода, «благодеянья его не забыли душой благодарной братья и сестры, и отдали гром ему вместе с палящей молнией».

Братья Аид и Посейдон заключили с Зевсом союз против жестокого отца Кроноса. Многие жители древнего мира объединились вокруг Зевса и помогли ему получить власть над миром богов и людей.

Главным препятствием для Зевса на пути к власти были его ближайшие родственники — титаны, это боги второго поколения, рожденные от Урана-неба и Геи-земли, а также их дети. То есть титаны приходились Зевсу дядями и тетями или двоюродными братьями и сестрами. Война с титанами длилась десять лет.

Титаны жили на Орфической вершине, а боги во главе с Зевсом — на Олимпе. Между этими горами в нынешней греческой Фессалии и было поле битвы титанов и богов. На стороне Зевса выступили особенные существа — циклопы или, как их еще называют, киклопы, и гекатонхейры.

Циклопы — тоже дети Урана и Геи, как говорит Гесиод, «были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился», от этого происходит и их название — Киклоп значит «круглоглазый». После рождения трое киклопов были, как и другие дети, скованы отцом Ураном и сброшены в недра земли, в Тартар.

Там они занимались кузнечным ремеслом, и, по Гесиоду, «для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». Подняв войну против своего отца Кроноса и других титанов, Зевс освободил киклопов из Тартара, за что те поклялись быть ему верными. Именно циклопы выковали для Зевса непобедимое оружие — перуны, то есть молнии, которые он метал во время битвы.

Для братьев и сподвижников Зевса оружие выковали те же циклопы. Аиду они даровали шлем, а Посейдону — трезубец.

Гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны. Дети Урана и Геи, они тоже были выведены Зевсом из Тартара на войну с титанами. Их участие, несомненно, помогло Зевсу одержать победу.

«Зевс-промыслитель», как называет его Гесиод, символично наказывал своих врагов. Это он поставил Атланта вечно держать на своих плечах небо, это он приказал длиннокрылому орлу клевать печень прикованного к скале Прометея, и мука его была бесконечной — за ночь печень «вырастала ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день».

Других побежденных титанов Зевс низверг в Тартар и поставил сторожить их все тех же сторуких пятидесятиголовых — гекатонхейров.

«Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! Громораскатистый, владыка державный, судья-воздаятель», — воспевает Зевса Гомер. «Вовсе не жребий содеял тебя первенствующим богом, — вторит ему в своих гимнах Каллимах, — Подвиги рук, твоя сила и мощь, что у царского трона. Кто дела твои может восславить? Нет и не будет таких, кто бы Зевса деянья восславил».

Зевс — правитель мира богов и людей

После победы над титанами Зевс стал владеть небом и землей, то есть править всем миром. Его брат Посейдон получил во владение всю водную стихию — океаны и моря, а Аид стал властителем подземного мира.

Зевс славился как всемогущий правитель, при котором жизнь богов и людей расцветала. Развивались искусства и ремесла, земледелие. Зевс сам следил за тем, чтобы правители городов правили разумно и справедливо.

Орфические гимны называют Зевса «мир обходящее око», «око справедливости», «свет жизни», «начало всего и всему завершенье» и заключают: «Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит, смертный ли род человечий, иль мир, беспредельно широкий».

Зевс жил на Олимпе со своей женой Герой и их детьми. Гера, согласно мифологии, была третьей женой Зевса.

Первой его женой стала двоюродная сестра и воспитательница, заботившаяся о нем на Крите — Метида, богиня мудрости. Метида помогла Зевсу победить его отца Кроноса, именно она сварила зелье, благодаря которому Кронос изверг из чрева проглоченных детей. Но Метиду постигла горькая участь, когда она забеременела, Зевс, напуганный пророчеством, что их общий сын превзойдет отца во всем, проглотил свою первую жену.

Вторая жена Зевса — Фемида, богиня справедливости. Она родила Зевсу шесть дочерей, трое из которых — богини времен года, а трое других — богини судьбы. В ее обязанности входило возвещать богам и людям волю Зевса, также она обладала даром прорицания. Интересно, что и сегодня Фемида — образ правосудия, общепринятый во всем мире.

Римляне стали изображать ее с завязанными глазами — в знак беспристрастия, с весами и мечом, так она изображается и поныне. Но первоначально, у греков, Фемида изображалась без повязки на глазах, с весами и рогом изобилия.

Согласно мифу, она взвешивала добрые и злые дела человека, и воздавала ему из рога изобилия соответственно, добром или злом.

Третьей женой Зевса стала его родная сестра Гера, спасенная им из чрева их отца Кроноса. Гера — покровительница брака и материнства. Зевс полюбил Геру, когда она была совсем юной. Писатель II века Павсаний, рассказывая о впечатлениях от храмов Эллады, описывает изображение Геры с гранатом и скипетром в руках, причем, на верхушке скипетра сидит кукушка.

Здесь же Павсаний передает рассказ, что Зевс, влюбившись в Геру, превратился в кукушку, которую девушка поймала, играя и смеясь. С этого момента начались любовные отношения Зевса и Геры, позже они вступили в брак, который, по свидетельству Гомера, оставался тайным в течение трехсот лет.

Позже, став законной женой Зевса, Гера была очень ревнива и принесла множество бед подругам и внебрачным детям любвеобильного Зевса.

Интересно, что Зевс любил превращаться в животных. Он не только обратился кукушкой для Геры, но являлся Деметре и Персефоне в образе змея, перед Ледой обратился в лебедя, да перед другими богами и людьми появлялся то в образе быка, то птицы, то жеребца, то муравья, то жука.

Иногда в истории Зевса можно обнаружить свидетельства, схожие с библейскими. Например, рассказ о всемирном потопе, посланном Зевсом, практически, повторяет библейское повествование, только с другими действующими лицами.

Когда нравственное падение людей стало таким ужасным, что землю покинули богини Верности, Справедливости, Правды, Зевс — по свидетельству легенды — решил истребить грешный человеческий род и создать новый. Поэтому он послал на землю потоп, истребивший все живое.

Спаслись от потопа только двое добрых супругов — Левкалион и Пирра, от которых произошел новый род людской.

Наследники Зевса

Само собой, Зевс не признавал себе равным никого. Боясь сына, который мог бы его свергнуть, он проглотил свою первую беременную жену.

У Зевса и Геры родился сын Гефест. Ребенок появился на свет таким слабым и уродливым, что мать, желая погубить, сбросила его со скалы. Но Гефест выжил и стал прекрасным кузнецом, он создавал такие вещи, равные которым не мог сделать никто на земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой сейчас год от сотворения мира по византийскому календарю

Аполлон — солнечный златокудрый бог искусства и врачевания, покровитель муз, сын Зевса и титаниды Лето. У Аполлона была сестра-близнец, богиня охоты Артемида.

У Зевса родилась дочь Афина, как говорит Гесиод, она родилась без матери, из головы самого Зевса. Богиня мужества и мудрости, Афина, дала название славному городу, который ныне является столицей Греции.

Дети Зевса — это и такие прославленные боги, как Гермес — бог торговли, Дионис — бог виноделия, Персефона — богиня плодородия и Эрос — бог любви.

Детьми Зевса были не только боги, но и герои, рожденные от него земными женщинами. Среди таких героев — Геракл, Гармония, Елена, Персей.

Божественный Олимп — престол Зевса

И поныне возвышается на древней земле Эллады горная гряда Олимп, овеянная множеством легенд о великом Зевсе — первым избравшем это место в жилище богам. Здесь — по легенде — Зевс, окруженный богами и богинями, устраивал свои царские пиры, на которых решались судьбы мира.

Далеко внизу, в земной долине, жили люди, подверженные переменам, в их жизни радость сменяется горем, благоденствие — трудностями. Боги же всегда были радостны и спокойны. Справедливый Зевс уверенно чувствовал себя на троне верховного правителя.

Его окружали — богиня мира Ирена, богиня победы крылатая Ника, богиня радуги Ирида. Здесь же — супруга Зевса, богиня семьи Гера, их дети, и друзья — боги. Они вкушали нектар и амброзию, любовались танцами и пением прекрасных муз.

А Зевс решал, кого из людей наказывать, а кого миловать, кого одарить, а кого обделить. В распоряжении Зевса были два огромных сосуда — один с добром, а другой со злом. Оттуда черпал громовержец свои дары и посылал людям, соответственно добрым или злым делам каждого.

В соответствии с этим представлением и жили древние эллины, на таком мироощущении зиждилась древнегреческая цивилизация, впоследствии оказавшаяся готовой — как ни одна другая из язычников — принять весть о Христе.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/261-zevs

Древние боги Рима: особенности язычества. Кому поклонялись римляне? Язычество древнего рима

ДревнийЯзычество древнего рима

Да, было в мировой истории и римское язычество. Если Вас удивляет этот факт, то совершенно напрасно. Все народы, появившись на этой земле, проходили схожие ступени развития. Это касалось и религии. Если вспомнить, то почти все народы Европы в свое время были язычниками. Просто язычество у каждого государства имело свои неповторимые, самобытные и уникальные черты.

Римляне многое получили от завоеваний Греции. Иногда даже говорят о «греко-римском» язычестве. Это, однако, не совсем корректное понятие. Был заимствован целый пантеон богов, обряды и традиции. Просто эти божества «поменяли» свои имена и «место жительства», а вот их функции остались прежними. Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной и так далее. Причем Юпитер был главенствующим во всей этой божественной иерархии.

Но, как и у любой многобожной религии, у римского язычества не было четкой организации и структуры. Это было лишь сборище культов. Каждое божество покровительствовало тому или иному природному явлению или сфере человеческой жизни. Как и везде, у богов просили помощи по всем возможным поводам, будь то сбор урожая или кровопролитная война. Языческие обряды проводили жрецы – специально обученные люди, подобие священнослужителей, посредники между богами и человеком.

Римское язычество, однако, имело и свои особенности:

  • Оно «впитывало» в себя культуры многих других народов, той же Греции.
  • Оно состояло в тесной связи с системой государственного управления, властью императора.
  • Такие понятия как любовь, счастье, справедливость обожествлялись.
  • Римская мифология и римская вера находились в связке.
  • Существование большого числа обрядов и культов, которые затрагивали все стороны жизни человека.
  • В римском язычестве, кроме почитания богов, существовал и культ природы.

Римский пантеон богов

Подробнее рассмотрим, какими же представлялись божества в римском язычестве. Начнем с того, что изображались они всегда, как обычные люди. То есть ни о каких элементах животного мира (рога, копыта, звериная голова) речи не шло. У них могли быть свои атрибуты (например, статуя Ники и скипетр в руках Юпитера). Как и во многих языческих культурах для богов сооружали храмы, славили их.

  • Юпитер. Был богом грома и молнии, что очень напоминает славянского Перуна.
  • Венера – богиня любви.
  • Юнона – богиня брака, семейного очага, материнства.
  • Диана – богиня охоты.
  • Миневра – богиня ремесла.
  • Веста – богиня домашнего очага.
  • Сатурн – бог земледелия.
  • Рома – богиня государства.
  • Нептун – бог моря.
  • Плутон – бог подземного царства.
  • Марс – бог войны.
  • Сол – бог солнца.

Всего их было около пятидесяти. Наиболее важных и почитаемых богов называли богами-отцами. Существовали и низшие существа, духи наподобие наших домовых и леших. Эти духи (иногда их называют демонами) могли быть добрыми и злыми. Добрые защищали домашний очаг, хозяина.

Таким образом, римское язычество имело очень много черт, схожих с язычеством других народов. также существовал культ природы, многобожие, боги покровительствовали тем же явлениям. Также проводились обряды, праздники в их честь с целью задобрить, улучшить свою жизнь.

Рим языческий

Поделитесь с друзьями

Источник: https://greecehist.ru/drevnij/yazychestvo-drevnego-rima.html

Главный бог рима. Древние боги Рима: особенности язычества. Кому поклонялись римляне

Несомненно, всем нам с детства известно название планет нашей Солнечной системы, но вот все ли знают, что каждое из этих небесных тел названо в честь богов древних римлян? А между тем, Римская империя была одной из величайших цивилизаций древнего мира, и ее наследием теперь пользуются не только прямые потомки жителей империи, но и люди других национальностей. Культуру и религию можно назвать наиболее важными факторами, которые повлияли на развитие цивилизации, поэтому религия древнего Рима — это неотъемлемая часть величайшей империи.

Сравнивая религию древнего Рима с верованиями других античных держав, можно сделать вывод, что несмотря на присутствие некоторых общих черт, религия римлян имеет существенные отличия от культов, которых придерживались другие народы — , кельты, скифы, индийцы и др.

Древние римляне — одна из немногих наций, в веровании которой практически нет признаков тотемизма, ведь граждане империи не считали никакое животное священным и не отождествляли своих богов с какими-либо представителями фауны.

И даже легенда об основоположниках Рима — братьях Роме и Ремуле, найденных и вскормленных волчицей, является скорее не свидетельством тотемизма, а подтверждением того, что древние римляне придерживались взглядов, что природа должна служить человеку.

Становление религии древнего Рима

Первые римляне, которые жили еще до расцвета Римской империи, имели четко установленные религиозные традиции, однако их верование, известное также под названием «религия Нумы Помпилия» можно было назвать адаптированным к жизни земледельцев, ремесленников и животноводов.

Древние предки современных итальянцев почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы — к примеру, земледельцы поклонялись божеству земли, божеству урожая, божеству деревьев и др. Практически каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком либо деле.

Любое происшествие римляне также объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что в этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов.

8. Необходимость просить совета в богов и молить их о милостыни в случае какого-то чрезвычайного происшествия или события

9. Большое количество гаданий, которые поощрялись религией и проводились жрецами

10. Жестокое наказание за отказ соблюдать религиозные традиции и присутствовать при проведении многочисленных религиозных обрядов.

Пантеон богов древних римлян

Несомненно, перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней, и в разных провинциях империи население почитало разных божеств. Однако все же были боги, которые были одинаково почитаемые и в Риме, и в самых дальних провинциях империи. Следует особо выделить две основные триады богов — патрицианскую и плебейскую.

Патрицианская триада богов — это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви).

Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы).

В древние времена римляне представляли богов в виде неких сил, повсюду окружающих человека. По мере усиления контактов с Грецией в римской религиозной системе произошли значительные изменения: божества «получили» человеческий образ, а многие из них были отождествлены с греческими богами. Более того, с течением времени некоторые греческие мифы и легенды распространились на римских богов.

Юпитер, верховный бог

Бог неба, грозы и дневного света, высшее божество, охраняющее мировой порядок, покровитель римского государства. Его символы — орел и молнии.

Марс, бог войны

Как легендарный отец Ромула и Рема считался родоначальником и покровителем всех римлян. Изначально был богом — охранителем полей, но потом стал богом войны как ремесла. В честь него был назван месяц март. Его символы — копье и щит.

Меркурий, бог торговли и всякого промысла

Вестник богов, податель сновидений и проводник умерших. Кроме того, он был богом изобретений, гимнастических изобретений, музыки и красноречия. Покровитель торговцев и воров. Изображали его в виде юноши в крылатых сандалиях с кадуцеем (жезлом, перевитым двумя змеями) и кошельком в руках.

Либер, или Вакх, бог — покровитель виноделия

Бог вина и веселья. В деревнях во время сбора винограда в его честь пели веселые и шутливые песни. В городах при праздновании Либералий, посвященных ему, устраивали театральные представления.

Нептун, бог моря

Он управляет всеми морскими явлениями: посылает бури и успокаивает волны. Как колебатель земли, производит землетрясения и рассекает скалы. Неумолим и яростен в гневе. Его почитали также как покровителя коней и конных соревнований. Часто изображали стоящим на колеснице с трезубцем в руках.

Аполлон, бог — защитник блага и порядка

Вестник воли Юпитера, следит за ее исполнением, поражая ослушников стрелами и болезнями, а исполнителям даруя благоденствие. Бог предсказаний, поэзии, музыки и пения. Изображали в виде прекрасного юноши с луком в руке и колчаном за спиной или в виде вдохновенного певца с лирой в руках.

Дит, бог подземного мира

Обладатель несметных богатств, скрытых в недрах земли. Другое его имя -Орк, бог разрушения и смерти, увлекающий свою жертву в подземное царство и держащий ее там в плену.

Сатурн, бог посева и жатвы

Согласно легендам, после свержения с неба Юпитером поселился как царь у подножия Капитолия. Во время своего пребывания на земле научил людей выращивать зерно и виноград, а также жить в мире и согласии. В память о его царствовании римляне справляли праздник Сатурналии.

Янус, бог всякого начала

Двуликий бог, одновременно смотрящий вперед и назад. Ему были посвящены начало года и каждого месяца, дверные косяки и арки. Его храм имел форму городских ворот: их открывали во время войны и закрывали с наступлением мира.

Вулкан, бог огня и очага

К нему всегда обращались с молитвами об охране от пожара. Был покровителем кузнечного ремесла, и его самого часто изображали, в виде плечистого, но хромого кузнеца. Одна из его мастерских, согласно легендам, находилась в недрах сицилийской горы Этна.

Купидон, или Амур

Сын Венеры. Обычно его изображают в виде крылатого юноши или мальчика с луком в руке и колчаном за плечами. Он полон хитрости и лукавства, а от его стрел, способных как разжечь любовь, так и погубить ее, нет спасения ни людям, ни богам.

Диана, богиня луны и растительной жизни

Покровительница лесных растений и животных, но в то же время богиня-охотница. Помогала женщинам во время родов. Считалась защитницей плебеев и рабов. Ее изображали в виде молодой девушки с луком и стрелами, иногда в сопровождении лани.

Церера, богиня земледелия и хлеба

Имя этой богини происходит от латинского глагола со значением рождать, создавать. Ей поклонялись в основном в сельской местности, справляя в ее честь праздники перед началом посева и во время сбора урожая. Часто изображали в виде женщины средних лет с венком из хлебных колосьев на голове, с колосьями в одной руке и с факелом — в другой.

Квирин

Его точное происхождение и функции неизвестны. По одной версии, это божество племени сабинян, по другой — Ромул, ставший богом после своей смерти.

Венера, богиня природы, любви и красоты

Олицетворение производительных сил природы. Покровительница супружеской любви. Ее изображали в виде необыкновенно прекрасной женщины. Особым уважением и почитанием эта богиня стала пользоваться со времени правления императора Августа, так как считалась прародительницей рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и сам Октавиан Август.

Веста, богиня домашнего очага и огня на нем

В древности центром каждого дома был очаг, поэтому богиня, олицетворение горящего на нем огня, почиталась как основательница и охранительница домашней жизни. Считается, что государственный культ этой богини ввел Нума Помпилий. Ее храм, в отличие от других, круглый в плане, находился на Форуме, 6 жриц-весталок постоянно поддерживали в нем огонь. Римляне верили,что их государство будет существовать до тех пор, пока будет гореть огонь в храме Весты.

Минерва, богиня мудрости

Главные черты этой богини — благоразумие и сила. Она покровительница Рима, руководительница и защитница городов во время мира и войны. Под ее опекой находились также учителя, писатели, поэты и актеры. Изображали ее с копьем в руке, шлемом на голове и эгидою, чешуйчатым панцирем на плечах и груди, а у ног помещали сову или змею, символы мудрости.

Юнона, царица неба

Она была одновременно сестрой и женой Юпитера. Почиталась как заступница и покровительница девушек и женщин: она заботилась об устройстве браков, святость которых строго охраняла, дарила счастье в семейной жизни и помогала при родах.

Как супруга верховного бога считалась защитницей города Рима и всего государства.

Ее изображали в виде женщины средних лет с диадемой на голове, скипетром в правой руке (знаками царского достоинства) и жертвенной чашей или гранатом, символом любви, — в левой.

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Римские боги»

Введение

1.Религия древнего Рима

2.Герои римского мифа

Заключение

Список использованной литературы

До сих пор широко распространено представление о том, что древне-римская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего.

Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.

Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми так или иначе руководствовались все сограждане.

К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе.

На ранней ступени развития при переходе от первобытнообщинного строя к классовому обществу религия играла исключительную роль в частной и общественной жизни римлян. Римская религия никогда не имела законченной системы. Остатки старинных верований уживались в ней с религиозными представлениями, заимствованными у народов, стоящих на более высокой ступени культурного развития.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем ангелы отличаются от ангелов

Источник: https://samsdom.ru/glavnyi-bog-rima-drevnie-bogi-rima-osobennosti-yazychestva-komu-poklonyalis.html

Главный бог римлян. Заимствованные боги римлян

В древние времена римляне представляли богов в виде неких сил, повсюду окружающих человека. По мере усиления контактов с Грецией в римской религиозной системе произошли значительные изменения: божества «получили» человеческий образ, а многие из них были отождествлены с греческими богами. Более того, с течением времени некоторые греческие мифы и легенды распространились на римских богов.

Кому поклонялись славяне кроме Перуна и Велеса?

Помимо Перуна-громовержца или солнечного Ярилы, славяне поклонялись и другим, более «мелким» богам, которые отвечали за бытовые вопросы и часто были реликтами более древних верований, чем даже языческие.

Откуда взялись малые боги?

Этих сущностей скорее следует именовать второстепенными богами, так как их функции часто размыты, культы различаются от племени к племени, а функции далеки от грандиозных!

Изначально, славяне исповедовали культ героических предков, подобно прочим индоевропейским народам : от тохар до германцев.
Остатками этого культа являются традиции поминального воинского обеда — тризны, после которого умершего сжигают, а пепел оставляют у дороги на столбе.

Покойного везли на санях или телегах, как в индоевропейских временах кочевья, а чтобы вынести его из дому нередко разбирали стену! Считалось, что выйдя их дому так, усопший не сможет вернуться обратно тем же путем, уже в качестве упыря

Также древнейшими считаются культы Рода и рожаниц — божеств определяющих судьбы новорожденных и племени вообще.Затем на эти верования наслоились более молодые культы славянских богов, сначала Велеса, а затем Перуна.

Но при этом, малые боги оказались отнюдь на забытыми!

Вилы — Руслаки — Мавки

Русалка

Существо обитающее в воде, может являться в виде прекрасной девушки, обнаженной или в рваной одежде.Женщин они могут убить, а мужчин сделать своими любовниками и утопить в реках, заманив за собой.Считалось, что русалками становятся утопленницы, некрещенные дети, девушки умершие до замужества.

Встретить их можно у воды, в засеянных полях или в лесах, чтобы они оставили человека в покое нужно уколоть их булавкой или подарить кусок ткани.

Упыри

Упырь в представлении славян

Характернейшие персонажи для всех славянских народов. Это умершие колдуны или отлученные от церкви люди, которые по ночам встают из могил и нападают на людей чтобы напиться их крови.Могут также пить кровь домашних животных, вызывать неурожаи и моровые поветрия.

Убить упыря можно осиновым колом или огнем.

Волкодлак

Южнославянский оборотень — человек превращающийся в волка. Это мог быть колдун, или все тот же упырь, который с помощью волчьей шкуры и волшебного пояса мог принимать облик животного.

Еще Геродот пишет, о неких неврах в Скифии, что несколько раз в году превращаются в волков

Болгарский царь Боян, богатырь Вольга, полоцкий князь Вячеслав по легендам могли обращаться в волков.

Водяные, дворовые, домовые,банники и овинники

Овинник

Духи оберегающие дом, двор, скот или водоемы, этакие «хозяева» места, которые присматривают за порядком и могу помогать или напротив вредить человеку.Наладив с ними контакт, человек получал помощь в своих делах, а если духам он не понравился он могли даже убить его!

На ночь домовому оставляли еду, а банник требовал определенной последовательности действий в бане, иначе мог запросто «уморить» в ней человека.

Леший или Борута

Польский леший Борута

Дух леса, его хозяин и смотритель, он отвечает за все растения и животных в своем лесу.Перед человеком он появляется в образе родственника или знакомого, но при этом он не отбрасывает тень.Иногда предстает в виде косматого старика, который может менять свой рост от карлика до невероятного гиганта.

Леший может как помочь путнику, так и увести его в чащу, а женщину забрать себе в жены, могут предсказывать будущее.Леший дает о себе знать, когда на человека в лесу нападает беспричинный страх, он слышит какие-то звуки, хохот, несвязную речь или вдруг поднимает сильный ветер.С ним можно заключить договор охотнику, в обмен на подарки или собственную кровь на лите дерева.

леший будет пригонять к нему дичь для отлова.

Детей леший может похитить и сделать своими работниками, а девушек взять себе в жены.

Кикимора

Кикимора

Злой дух, живущий в людских постройках. Функции его не ясны, но обычно вредят и досаждают людям.Являются в образе простоволосой женщины или старухи, которая постоянно находится в движении.

Может говорить с людьми, но часто просто стучит не давая покоя жильцам.

Огненный змей

Злой дух, который способен принимать облик возлюбленного или находящегося в отлучке мужа и вступать с женщиной в связь.Часто попадает в дом через печные трубы, оборачиваясь огненным шаром.Он невидим для прочих домочадцев, не имеет позвоночника и не способен правильно выговаривать имена святых.

После связи с ним, женщина сходит с ума

Морена-Морана

Сожжение чучела Морены

Некая сущность, связанная с зимой и смертью, чучело которой, сжигают в праздничные дни. Ритуал проводился на Масленицу (которая вероятно также аналог Морены), опоздавшие на действо, как считалось, могли умереть сами в этом году или похоронить близких.

Помимо названных, существовали еще берегини, полкан, лихоманки, рарог,жива,божич, здухачь, судженицы, полдуницы, водяныеМножество духов населяющих видимый мир, чьи функции дублируют или незначительно отличаются от названных малых богов.

Огромное количество мелких божеств и суеверий отличает славян от прочих народов!

Источник: https://leta-media.ru/komu-poklonyalis-slavyane-krome-peruna-i-velesa-1/

Пантеон

Лично для меня расхожая фраза «Увидеть .. и умереть» относиться исключительно к Риму. Хотя, увидев Рим хоть однажды, умирать совсем не хочется. Хочется возвращаться сюда снова и снова. Рим вполне оправдывает свое прозвище Вечный город – каждая эпоха оставила здесь свой след. Гуляя по Риму, чувствуешь, будто совершаешь прогулку во времени.

Среди бесчисленных достопримечательностей города (собственно весь исторический центр – одна большая достопримечательность) одним из первых в списке всегда значится Пантеон. После посещения Колизея и Римского форума путь туриста, как правило, лежит к античному Пантеону.

В центре крошечной пьяцца Ротонда стоит фонтан с египетским обелиском. Прежде чем войти внутрь Пантеона, обязательно присядьте на ступеньках фонтана и проникнитесь величием и размахом древнеримской архитектуры. Вообщем-то, парадная сторона с портиком самая красивая.

Если смотреть с другой стороны, само здание целлы (внутренней части) из кирпича довольно неказисто и похоже на цилиндр с «крышкой». Это связано с особенностями конструкции, купол находится в толще стены и внутри имеет правильную форму полусферы.

Об истории Пантеона

Треугольный квартал, ныне зажатый между виа дель Корсо, корсо Витторио Эммануеле и Тибром, начал застраиваться во времена императора Августа (44 г до н.э. – 14 г н.э.).

До этого здесь было Марсово поле – участок города, изначально предназначенный для военных и гражданских собраний, по которому любили прогуливаться горожане.

После 14 лет гражданских войн внешний облик Рима не соответствовал имперским амбициям Августа, и по его приказу город начали активно застраивать. Историк Светоний не зря сказал: «Август принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным».

Собственно круглый храм (или ротонда) был построен по приказу соратника Августа Марка Агриппы (о чем свидетельствует надпись на фронтоне) в 27-25 гг до н.э, когда император был в военном походе. По легенде, древнеримский Пантеон стоит на месте, где был обожествлен основатель Рима Ромул.

Греческое слово пантеон переводится как «храм всех богов», хотя на самом деле храм посвящен всего 12 богам–олимпийцам, которым поклонялись в Риме с 3 в до н.э. По свидетельству историка Плиния, Агриппа хотел посвятить храм Августу и поместить внутри статую императора. Но последний отверг эту идею, именно поэтому храм посвятили 12 богам римского пантеона, среди которых оказалась статуя обожествленного Юлия Цезаря. А изваяния Августа и самого Агриппы поместили в нишах портика.

Хоть Август и не разрешил посвящать ему храм, свой мавзолей он недвусмысленно построил точь-в-точь такой же формы, а вход в него находится напротив входа в Пантеон, если провести прямую линию на карте.

Агриппа приказал богато украсить храм: пол был выложен мрамором, на колоннах были бронзовые капители. Над украшениями божеств тоже потрудились на славу: например, серьги у статуи богини Венеры были из жемчуга, принадлежавшего самой Клеопатре.

Здание Пантеона было 2 раза разрушено: первый раз при пожаре 80 года н.э., и второй раз от удара молнии в 110 г. н.э. Во время реставрации 125 года от первоначального храма Агриппы почти ничего не осталось, но тем не менее император Адриан приказал увековечить на фронтоне имя основателя.

Зато римский Пантеон уцелел в эпоху кризиса и падения Западной Римской империи и в 608 году был подарен византийским императором Фокой папе римскому Бонифацию IV, а в 609 году был освящен как католическая церковь Святой Марии и Мучеников.

Позолоченное покрытие купола сняли в 663 году и заменили на свинцовое. В 1625 бронзовые элементы портика и, возможно, скульптуру с фронтона отдали мастеру Бернини для изготовления знаменитого балдахина в соборе Святого Петра. Также Бернини сконструировал для Пантеона две колокольни, которые много критиковали, называя «ослиными ушками». И в 1883 их демонтировали.

Стендаль в своих «Прогулках по Риму» писал, что Пантеон является поистине самым красивым из всего наследия римской античности, он так мало пострадал от времени, что и древние римляне, должно быть, видели его точно таким же.

Как добраться?

Весь центр города – зона для прогулок. Передвигаться тут удобнее пешком, заодно можно и хорошенько все рассмотреть. А вот с метрополитеном Риму не повезло, это один из самых неудобных, из тех, в которых мне доводилось ездить. Да и ветки всего три, особо никуда не доберешься. Но в качестве оправдания строителей метро можно сказать, что при таком количестве древних памятников под землей построить удобную подземку тут – дело не из легких.

Итак, лучше всего при посещении Рима останавливаться в центре. Если же вы живете за пределами стен, опоясывающих центр города, то поездки на метро не избежать. Билеты продаются в специальных билетных автоматах, которые есть на каждой станции, меню там на разных языках. В принципе, пользоваться им довольно легко.

Ближайшие к Пантеону станции: Колоссео (Colosseo), Барберини (Barberini) или Спанья (Spagna). Правда, от любой из них идти пешком минимум минут 15-20. Лично для меня это никогда не было проблемой, как правило, это все равно быстрее, чем ждать автобус, да и разобраться в автобусах в центре города новичку не так просто.

Хоть улочки Рима и запутанные, найти Пантеон легко. Сейчас у большинства есть навигатор в смартфоне, либо можно взять бумажную карту в туристическом бюро. Или просто следовать за людским потоком, он вас приведет куда надо.

Если заблудитесь, повсюду висят указатели – Рим все-таки туристическая столица Европы.

Но если кому-то, все же лень идти пешком, от метро Колоссео на автобусе 87 можно доехать до остановки «Виа Торре Арджентина» (Via Torre Argentina), и далее пройти 3 минуты по улице Торре Арджентина до Пантеона.

Часы работы и правила посещения

Пантеон открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 19.30, по воскресеньям до 18.00. В дни государственных праздников 1 января, 1 мая и 25 декабря посетить Пантеон нельзя. В остальные праздничные дни с 9.00 до 13.00.

Вход в Пантеон бесплатный, как в любую действующую церковь. И правила посещения как у обычной церкви, то есть вас попросят соблюдать тишину и дресс-код. Плечи и ноги выше колена должны быть прикрыты. Обычно при входе в любой храм стоит корзина с платками, которые можно на себя накинуть или обернуть вокруг талии, так как в жарком климате большинство ходит в майках и шортах. Но так как в Пантеоне всегда очень много туристов, за этим особо никто не следит, и можно войти как есть.

Каждую субботу в 17.00 в храме проводятся католические мессы, которые может послушать любой желающий. В дни церковных праздников мессы начинаются в 10.30, расписание обычно висит внутри при входе в храм.

Почему стоит увидеть храм Пантеон в Риме?

Пантеон ценен, прежде всего, своими конструктивными особенностями. Его купол был самым большим куполом из бетона такого типа для своего времени – его диаметр 43.44 м. Внешние стены храма скрывают купол на 2/3, внутри стен проложены коридоры с окнами.

Стены такой толщины и высоты были построены, чтобы удерживать колоссальный вес купола в 5 тонн. Он и по сей день остается самым большим бетонным куполом в мире.

Внутренняя поверхность разделена на 5 рядов с 28 кессонами в каждом – это квадратное углубление в куполе, предназначенное для уменьшения его веса. 28 у древних считалось идеальным числом.

Как я уже писала выше, со всех сторон, кроме главного фасада, здание более чем скромное. Дело в том, что в древности этих трех сторон просто не было видно из-за соседних строений. Поэтому его не то, что не декорировали, а даже построили из разных материалов – туфа, травертина и кирпича.

Зато внутри Пантеон поистине великолепен. Хотя в принципе все католические церкви в Италии богато украшены. Когда входишь внутрь, первое, что поражает – это размеры и магический столб света, проникающий через круглое отверстие в куполе. В солнечный день, когда светило в зените, луч становиться практически «вещественным». Кстати, отверстие в куполе – единственный источник естественного освещения храма. Сейчас внутри, конечно, проведено электричество, и там светло в любое время дня.

Интерьер храма выполнен с использованием разноцветного мрамора – любят итальянцы, чтобы все было роскошно. По всему периметру в толще стен сделаны 6 трапецевидных ниш, отделенных от основного пространства двумя колоннами.

А напротив входа полукруглая ниша, она наоборот открыта, и служит главным алтарем храма. Между нишами храм украшают 8 эдикул — это тоже ниши, но на пьедестале с фронтоном и колоннами. В древнеримской архитектуре в них размещали статуи богов.

Как в любом католическом храме, посередине стоят скамьи для молящихся.

В эпоху Возрождения Пантеон использовали для погребения знаменитых людей. Здесь можно найти могилы знаменитых художников Рафаэля и Аннибале Караччи, а среди королевских особ покоятся Маргарита Савойская, король Умберто I и Виктор Эммануил II.

Пол Пантеона не абсолютно ровный, а имеет небольшой наклон, чтобы дождевая вода стекала в специально для этого сконструированные 22 отверстия. Существует легенда, что дождь не попадает внутрь из-за особого движения воздуха, но это всего лишь легенда, не имеющая отношения к реальности. В дождливые дни отверстие в куполе является источником не только света, но и воды.

Выйдя из многолюдного храма на не менее многолюдную пьяцца Ротонда, обязательно загляните в соседнюю базилику Санта Мариа Сопра Минерва. Это жемчужина, полная шедевров эпохи Возрождения и Барокко.

Источник: https://travelask.ru/italy/rome/panteon-hram-vseh-bogov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]