Каковы главные степени священства в Православии

Духовное сословие

В этой работе я решил коснуться достаточно непростого для теологов различных направлений христианства вопроса, касающегося публичного пасторского служения. Подтолкнуло меня к этой теме то, что мне неоднократно приходилось слышать, совершенно различные мнения на этот счет (в том числе и в нашей лютеранской среде).

Наверное, это все лишь только оттого, что сам пост служителя церкви предполагает у занимающего его, наличие определенного авторитета, как перед собственной общиной, так и перед обществом в котором эта община находится.

И, естественно, самым лучшим способом подчеркнуть этот авторитет есть способ придания ему статуса установленного непосредственно Самим Господом.

Еще бы, если христианское священство восхотел и даровал церкви Сам Бог, то имеет ли простой прихожанин право ‘посягать’ на духовную власть церковных руководителей анализируя и критикуя их решения?

Так это или не так, желал или не желал Создатель в своей церкви некоего специального, ‘духовного сословия’, а если и желал, то в каком виде, в какой форме?

На этот вопрос я хотел бы, как истинный христианин, ответить с помощью Священного Писания, на которое и буду опираться в основном во время анализа этой темы (не забывая конечно ни вероисповедную ‘Книгу Согласия’ лютеран, ни документы других конфессий).

‘Абстрактное’ и ‘Конкретное’ служение

Вначале, по-моему, нужно, прежде всего, определить, что мы понимаем под термином ‘церковное служение’ (ministerio ecclesiastico), чем мы и займемся в этой главе.Христианское церковное служение это то служение, при котором провозглашается миру Благая Весть о Божьей Всепрощающей Любви — Евангелие.

И осуществлять его могут и должны все христиане мира! Но как такое служение осуществляется?

Да очень просто, например, когда мать читает с дочкой или сыном детскую Библию, или когда в электричке, пассажир христианин, разговорившись с попутчиком, разъясняет тому основы христианской веры и т.д. и т.д.

Об этом всеобщем служении всех верующих Библия говорит словами апостола Петра следующее: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Петра 2.9).

Однако о таком служении мы не можем сказать, что оно имеет ‘конкретную’ направленность, оно скорее ‘абстрактно’ чем ‘конкретно’. Это обязанность всех без исключения верующих но, в то же время, не являющаяся основой их жизни.

Такая проповедь Евангелия для обычного верующего осуществляется как бы мимоходом, походя, совместно с разрешением иных, жизненно важных для него проблем. Она как бы является одним из необходимых частей его жизни, но, не самой главной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у немцев

Проще — без нее он не может, однако это не основная его цель!

Иное дело с тем, кто приял на себя через рукоположение ответственность за христианскую церковь в прямом, конкретном смысле этого слова (in concreto). Для рукоположенного пастыря церкви служение ей (народу Божьему) становится прерогативой его жизни. Чем бы он ни занимался, что бы ни делал, какова бы ни была его дальнейшая жизнь, все его существование должно быть направлено только к одной цели — несение Благой вести и распространение Божьей церкви.

Если сказать проще и в этом случае, то получится, что без проповеди Божьего Слова рукоположенный пастырь не только не может существовать, но, и обязан этим заниматься.

Отныне, со дня его рукоположения, это смысл его земного существования! Вот как об этом говорит Библия, обращаясь к церковным служителям с недвусмысленным предписанием: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Петра 5.

2-3) Итак, как мы видим, такое разделение на ‘абстрактное’ и ‘конкретное’ служение предписывается христианской церкви самим Св. Писанием, о чем так же свидетельствует еще один отрывок: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим 10,14-15).

Но если есть среди христианского сообщества отдельные личности специально ‘посланные’ для проповеди евангелия, то чем же они отличаются от остального христианского сообщества, да и отличаются ли?

Современная христианская традиция неоднозначно отвечает на этот вопрос, однако, мы попытаемся все же сделать это, начав со следующей главы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа День ангела у Ярослава

Возникновение ‘духовного сословия’.

С самого начала своего зарождения, еще как следует не оформившись и не будучи призванной свыше[1] церковь уже получает от самого Спасителя тех, кому будет доверена проповедь Благой Вести: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус:[2]

Источник: http://xn--80ajrvi5e.xn--p1ai/apology/sacerdozio.html

Иерархия в Православной Церкви — Православный журнал

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда было принятие христианства на Руси

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым

саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.

Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoy-tserkvi-infografika.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]