Что такое вертеп в православии

Рождественский вертеп

1930      0

Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Чтобы увидеть этот театрик, не нужно было приходить в специальное театральное помещение с большой сценой и зрительным залом.

Рождественский вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и, камерно разместившись на столе или на двух скамейках в тесном семейном кругу, вновь и вновь безыскусно рассказывал такую притягательную, вечную историю о рождении Сына Божия. О рождественских кукольных представлениях наши предки оставили немало теплых, восторженных и благодарных воспоминаний.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами.

Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества.

В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя.

Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи.

Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Традиция русская и украинская

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской шопки. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома. Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные изображения.

В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Вертепные ящички на Украине по размеру были гораздо больше российских вертепов.

Их можно назвать монументальными. Вертепные объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы на Украине заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника.

В конце XIX века механизм вождения фигурок усложняется, но не намного. Например, рука воина царя Ирода, державшая копье, приводится в движение. Этим копьем воин вырывает из рук Рахили младенца.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Ольга Черевкова

«Троицкий листок»

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5899

Рождественский вертеп в православной традиции. Статьи компании «ecostore.com.ua»

Светлый праздник Рождества Христова православные в Украине отмечают 7 января. Перед этим соблюдается Рождественский пост, очищающий помыслы и готовящий к радостному событию. Все к торжеству подходят основательно, наряжают елку, дом, устанавливают вертеп из тематических фигурок — специальное место, напоминающее радостное действо — рождение Спасителя. В данной статье вы узнаете какие бывают рождественские вертепы у христиан и что в нем должно обязательно быть.

История появления и виды вертепов

Объемное изображение действий Рождества Христова появилось на территории Европы еще в XIII веке. Чаще всего использовались фигурки из дерева. Сперва они устанавливались в церквях, позже демонстрировались на улице. До Руси такой обычай дошел намного позже и слегка измененным в первое время.

Появилась традиция — украшать почитаемые иконы к великим праздникам. Поэтому в период новогодних празднований украшались иконы не только в храмах, но и во всех домах.

В западной части Руси католическое веянье распространило устройство вертепов, схожих на европейский манер, и спустя время западно-/восточнохристианские традиции объединились.

На сегодняшний день в православии применяются два вида вертепов:

  1. Вместо Святого семейства ставится икона Рождества Христова. Вокруг устанавливаются фигурки волхвов, пастухов, животных.

  2. Устанавливаются фигурки Святого семейства и других участников композиции.

Статуэтки могут быть объемными, плоскими, разукрашенными или без нанесения красок. Но обязательно должна быть яркая 8-конечная звезда — символ рождественской звезды, освещающей волхвам путь к Вифлеемской пещере.

Вертепы устанавливают за несколько дней до Рождества, однако готовиться нужно заранее. Во время поста требуется тщательно подобрать все предметы и новогодние статуэтки. Располагать фигурки лучше всего рядом с украшенными елками, объединенными в общую задумку. Специальных правил для размещения композиции нет, важно только то, что уличный рождественский вертеп должен быть удобным для осмотра и радовать глаз семьи и гостей.

Православные не редко ставят вертепы дома, позволяющие разыграть домашние небольшие театрализованные сценки. Добрая традиция — устроить вертеп на улице с крупными фигурками до 90 см.  

Вертеп у православных христиан: персонажи

Вертеп — это композиция, не имеющая никаких стандартов по размерам и количеству персонажей. Традиционной считается рождественская фигура со сценой у яслей: Богородица и Иосиф, склонившиеся над родившимся Младенцем-Христом. Дополнительно вертеп можно украсить ветвями хвойных деревьев и светящимися гирляндами.

Также композиция вертепа может состоять из других моментов и совокупности событий Рождества Христова: поклонение пастухов и волхвов, по христианской традиции произошедшее в разное время. Отдельно стоящие новогодние фигурки позволяют удобно компоновать всевозможные сюжеты из Евангелие: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

Дополнительными персонажами, но обязательно важными в любой сценке, являются вол и осел, которые, как указано в предании, согревали Младенца своим теплым дыханием. Среди пастухов с овцами есть один пастух, который держит на руках ягненка, символизирующего Агнца Божия. 

Если планируется установка масштабного вертепа, то по религиозной традиции композиция дополняется другими персонажами, например, слугами волхвов, верблюдами, лошадьми, жителями Иудеи, любыми животными и птицами.

Садовый полистоун для новогоднего украшения

Благодаря рождественским фигуркам и статуэткам для вертепа вы сможете украсить и оживить дачный участок, сад, придомовую территорию или просторную гостиную, наполнив их праздничной атмосферой и новогодним волшебством. Фигурки из полистоуна — настоящая находка для ценителей долговечный садовых украшений. Такой материал обладает рядом преимуществ:

  • Экологичность подтверждена сертификатами качества.
  • Устойчивость к УФ лучам и невосприимчивость к перепадам температур.
  • Превосходство натурального камня по многим показателям.
  • Не гниет и не способствует развитию различных бактерий.

Такие высокие показатели дают волю дизайнерам творить и воплощать в реальность всевозможные рождественские образы с точной прорисовкой мельчайших элементов.

DEMA — дарите друг другу праздничные радости!

Рождество Христово — это, в первую очередь, праздник добра, мира и милосердия. Важно соблюдать традиции, прощать грехи, дарить подарки. Обустройство территории тематическими украшениями настроит на позитив и позволит насладиться светлыми рождественскими праздниками. Наш интернет-магазин DEMA поможет правильно организовать новогоднее декорирование, нужно только выбрать подходящие изделия и купить рождественские фигурки  для вертепной композиции по православным традициям.  

Пусть для всех Рождество будет светлым и добрым!

 

Источник: https://ecostore.com.ua/a353208-rozhdestvenskij-vertep-pravoslavnoj.html

Последние новости

06.11.2019

С 30 октября по 1 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге прошел финал международного творческого фестиваля «Иоанн Кронштадтский — святой нашего времени», посвященного 190-летию Святого подвижника и 10-летию Иоанновской семьи.


Участниками грандиозного мероприятия стали наши тольяттинцы: настоятель прихода святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Александр Здоренко, а также призеры фестиваля – 16 учащихся из города Тольятти и взрослые призеры-прихожане храма. Большой радостью для всех и главной наградой стала поездка в города Санкт-Петербург и Кронштадт.

Волонтеры встречали гостей приветливо, с большим желанием показать город, в котором они живут и которым гордятся. Ребятам была предоставлена уникальная возможность увидеть красоты северной столицы России и полюбить этот город и неравнодушных людей, кому дорого имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Большое впечатление оставили экскурсии по Таврическому дворцу, музею «Гранд Макет Россия», прогулки по Петропавловской крепости, посещение планетария и океанария.Запомнились добрые и теплые слова священников со всей России и Зарубежья, сказанные призерам во время торжественного награждения в зале Атриум Комендантского дома Петропавловской крепости.

Но самым значимым событием стало участие в праздничной службе в Никольском Морском соборе города Кронштадта и торжественный крестный ход от Морского собора до Андреевского сквера.

Единение православных христиан в молитве и добрых делах стало для ребят образцом деятельной духовной жизни, в которой «общее благо ставить выше своего собственного». (далее)

19.10.2019

14 октября 2019 года в школе №26 г.Тольятти на верность Родине и кадетскому движению присягнули более 50 учащихся первого и пятого классов. История кадетского движения в Тольятти началась в 2014 году с открытия двух классов в школе №70.

За пять лет было создано 83 кадетских класса различной направленности: казачья, общевойсковая, МЧС, военная разведка, инженерно-техническая, космическая, военно-историческая, пограничная, правовая.В настоящее время в школе № 26 создано восемь кадетских классов общевойсковой направленности, объединяющих более 200 мальчишек и девчонок.

Помимо основных предметов ребята изучают строевую подготовку, стрелковое дело, кадетский этикет и психологию общения, основы морского дела и др.

В рамках проекта «Кадет Тольятти» проходят спортивные состязания, смотры строя и песни, конкурсы сочинений военно-исторические викторины и военно-патриотические игры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали родителей преподобного Сергия

 Организовано взаимодействие с МВД, МЧС, в/ч №21208, добровольным обществом ветеранов пограничных войск «Застава-63» и военной кафедрой ТГУ.

По информации сайта «Городские ведомости» г.Тольятти

18.10.2019

12 октября 2019 года в Самаре в Детском духовно-просветительском центре «Кириллица» прошёл V Слёт казачьих кадетских классов Самарского окружного казачьего общества Волжского казачьего войска.Активное участие в Слете приняли лучшие кадеты трех казачьих классов ХКО «Хутор Шигонский» СОКО ВВКО г. Тольятти:: им. П.И. Диомидия МБУ «Школа № 16», Александро-Невский казачий класс при храме св. прав.

Иоанна Кронштадтского, Преображенский казачий класс «Православный воин» НФ «ДЕОЦ» при Спасо-Преображенском соборе г.Тольятти (атаман — есаул П.В. Турков, сотник В.В. Еремеев).

Слёт открылся Молебном Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия в Кирилло-Мефодиевском соборе и торжественным построением казачьих кадетских взводов, с выносом знамени ВВКО и исполнением Гимнов Российской Федерации и Волжского казачьего войска.Кадетов приветствовали: атаман ВВКО казачий полковник Ю.Е. Иванов, атаман СОКО казачий полковник А.В.

Терновский и представитель Министерства образования и науки Самарской области.

Программа Слёта была насыщена мероприятиями для юных казаков: концерт, фольклорные традиции казачества, мастер-классы с участием ГИБДД, Госкомнадзора, музея «Живые истории», Центра по делам ГО и ЧС, Службы спасения.

Источник: https://pravoslavie-tlt.ru/преображенцы-и-рождественский-верт/

Таинство странное и преславное: когда вертеп становится небом

В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия. Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество».

Святые ясли (Презепе). Современный итальянский мастер.

Выставка на солее

Почему бы не синий осел и фиолетовый вол? Фестиваль вертепов. Челябинск. Январь, 2018

И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения.

Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? [1]. Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно.

А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах.

Почему именно вертепы?

Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем

В переводе со старославянского «вертеп» – это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии.

Святой вертеп – первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках.

Звезда над местом рождения Спасителя.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина (306-337). Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме.

В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом (527-565) и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени.

В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» – самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем – непростая задача.

Из истории рождественских вертепов

В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху.

Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли» Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф.

Все фигуры были неподвижными» [2].

Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. 1300 г.

В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский [3] устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества.

И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» [4], св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме.

Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца.

Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы [5] обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.

Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер.

Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» [6]. Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.

Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Москва.

В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки [7]. В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов.

Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема.

Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.

Русский вертепный театр

В XVIII—XIX веках в России были распространены театральные вертепы – кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль».

Рождественскую мистерию показывали «не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков – семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранившая традиции исполнения спектаклей» [8].

Барочный вертепный театр. Германия, 1704 г.

Чаще всего вертепы были двухэтажными. Верхний этаж – это «небо». Здесь, как и на иконах, располагались привычные рождественские персонажи. Туго спеленатый Младенец в яслях, вол и осел, Богоматерь со св. Иосифом, волхвы, пастухи и ангелы. Все куклы самого простого изготовления, кроме Спасителя и Божией Матери. Их вертепные мастера готовили «с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону» [9].

Вначале действие разворачивается в верхнем ярусе, на «небесах». Звучит церковное пение. Ангел зажигает свечи и сообщает о рождении Бога. Пастухи и три Волхва поклоняются Младенцу. Пастухи радуются и пляшут, приносят в дар Новорожденному ягнят. Волхвы говорят о встрече с Иродом, о том, что рассказали ему про рождение великого Царя. Ангел просит их идти другим путем и не возвращаться к Ироду.

Затем события переносятся на «землю» – в нижний ярус. Действие происходит во дворце царя Ирода. Он в гневе и приказывает Воину избить вифлеемских младенцев.

Рахиль тщетно умоляет пощадить ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15, Мф. 2, 18). Ангел утешает Рахиль. А к Ироду приходит Смерть и ни за что не хочет дать отсрочки.

Отсекает голову, зовет Черта, и тот утаскивает его в преисподнюю. Так заканчивается первая часть представления, точнее сказать, – первая пьеса.

Современный вертепный театр. Идет представление.

Спектакль сопровождается инструментальной музыкой, пением кантов. Звучат народные песни и веселые танцевальные мелодии. Вторая часть представления (вторая пьеса) идет на нижнем ярусе. Разыгрываются бытовые комические сценки с участием Солдата, Цыганки, Крестьянина, Барыни, Генерала. Затем герои прощаются со зрителями.

Как и в жизни, земное и небесное в вертепном театре незримо соединялось. Рождественскую мистерию, «являющуюся по своей пространственно-временной, стилевой организации продуктом средневекового театра отличала обобщенность характеров, свобода места действия.

Вторая же пьеса – импровизационная народная кукольная комедия – гротесково подчеркивала и национальные особенности, и характеры персонажей-типажей, и конкретность образов Тем не менее, несмотря на принципиальные различия этих двух пьес, они сливались в некую двуединую модель, дополняя друг друга» [10].

В XVIII в. кукольный вертеп становится популярным не только в Новгороде, Смоленске, Москве и Киеве, но и в городах Сибири – Иркутске, Тобольске, Енисейске. Центром распространения школьной вертепной драмы была Киевская духовная академия.

Еще одним центром стала Тобольская славяно-греческая семинария, где уже в первой четверти XVIII в. «с успехом игрались школьные драмы Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского, Симеона Полоцкого Тобольские семинаристы, подобно киевским семинаристам и школярам, также устраивали вертепные кукольные представления.

Позже их стали показывать мещане, солдаты, разночинцы, дети» [11].

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества Христова. Он может быть статичным, механическим, даже живым, с участием актеров. Для зрителя это прежде всего – «чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру» [12]. Как и иконы, он свидетельствует о воплощении «нашего ради спасения» Сына Божия[13].

Для путешествующих

С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________

1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета. 2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007. 3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским. 4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229). 5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли». 6. Митрофанова, А.

Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70 7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки. 8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70 9. Там же. 10. Голдовский, Б. Указ. соч. 11. Там же. 12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71

13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/tainstvo-strannoe-i-preslavnoe-kogda-vertep-stanovitsya-nebom.htm

Православное Рождество – 2020: главные традиции и обычаи

После принятия христианства на Руси стали отмечать Рождество, которое уверенно закрепилось среди праздников

Рождество – праздник, который отмечают во всех христианских странах. Его принято проводить в кругу родных и близких за пышным столом.

Католики и православные отмечают Рождество в разное время. Это связано с тем, что для исчисления использовались разные календари – юлианский и григорианский. У католиков принято праздновать Рождество до Нового года – 25 декабря, а у православных уже после – 7 января.

Рождение Иисуса Христа

Праведники Ветхого Завета верили, что придет Спаситель, который примирит человечество с Богом и спасет людей от греха.

Sputnik / Максим Богодвид

Рождество Христово в городах России, архивное фото

Младенец родился у Иосифа и Марии, которые направлялись в Вифлеем, так как была объявлена всемирная перепись. Они были вынуждены остановиться на ночлег в вертепе (пещере), в который пастухи загоняли скот в непогоду.

Мария родила глубокой ночью и, запеленав ребенка, положила его в ясли. Первым навестили Спасителя пастухи, к которым явился ангел и рассказал о радостной вести. Затем явились волхвы, которые вручили дары – золото, ладан и миро.

После известия о том, что на землю пришел Спаситель, царь Ирод, боявшийся потерять власть, приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Получив предупреждение от ангела, Иосиф вместе с женой и ребенком укрылись в Египте. После смерти Ирода они перебрались в Назарет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет назад был пророк Адам

История праздника

Сам праздник в честь явления во плоти Иисуса Христа от Девы Марии установился лишь в IV веке, когда было решено отделить Рождество от Крещения (6 января), который называли Богоявлением. Однако позднее решено было их разделить.

Рождество Христово стали отмечать 25 декабря. Отдельный праздник утвердил папа римский Юлий I.

На Руси христианство приняли в X веке, однако некоторые праздники пересекались с языческими. В это же время появилась традиция праздновать Рождество.

Sputnik / Александр Гальперин

Рождество Христово в городах России, архивное фото

После введения григорианского календаря появилась разница между старым и новым стилем. Православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.

В Русской православной церкви Рождество занимает второе по важности место после Пасхи. До праздника проходит 40-дневный пост. Рождественский Сочельник проходит 6 января, он же считается днем самого строго поста. Его название происходит от слова «сочиво» – блюдо из пропаренных злаков и меда. Принимать пищу запрещается до первой звезды.

В канун Рождества в церквях проходит праздничная служба, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия.

Sputnik / Александр Гальперин

Рождество Христово в городах России, архивное фото

Особое значение отводится праздничному ужину. На стол подают разнообразные блюда, среди которых могли быть сочиво, кутья, блины, студень, заливная рыба, окорок, домашняя колбаса, жареный поросенок, утка с капустой, пироги и пряники.

У православных после Рождества начинаются Святки, которые длятся 12 дней. В это время принято молиться, славить Христа, колядовать, гадать, устраивать веселые игры. Завершается рождественский период Крещением Господним 19 января.

Православное Рождество в Литве

Жители Литвы наравне с католическим празднуют и православное Рождество. Только 7 января не является выходным днем в республике.

В Вильнюсе приуроченные к празднику мероприятия проходят на Кафедральной площади. Там же стоит главная рождественская елка страны, которую несколько лет подряд разбирают только после православного Рождества. На праздник собираются представители православной общины. Не обходится мероприятие и без Деда Мороза со Снегурочкой.

Vilniaus savivaldybė

Православное Рождество в Вильнюсе 2019

В прошлом году в мэрии Вильнюса отмечали, что православие является неотъемлемой частью города. Со сцены жителей города поздравил мэр Ремигиюс Шимашюс.

Первые лица государства также поздравляют соотечественников с православным Рождеством.

Источник: https://lt.sputniknews.ru/society/20191226/10984062/Pravoslavnoe-Rozhdestvo--2020-glavnye-traditsii-i-obychai.html

Возле храма Богоявления появился Рождественский вертеп. Прихожане возводили его несколько дней —

29 декабря с утра у храма суетно: то и дело подъезжает транспорт, ближе к выходу переносится рабочий реквизит, что-то обсуждают работники храма, добровольные помощники. Трудятся с чувством, с толком.  Каждый знает свою задачу, благодаря координатору работ – руководителю мастерской Наталье Власовой. Впрочем, и она, совсем не по-начальственному то и дело включается в рабочий процесс. Рабочий и творческий состав уже привычный: все эти люди устанавливали вертеп и в прошлом году.

 «Обычно мы возводили вертеп к Рождеству, нынче решили сделать это пораньше – к Новому году, — поясняет Наталья Юрьевна. – Раньше у нас вертеп был небольшой, с восковыми фигурками, а с прошлого года наш вертеп «вырос»: в него можно зайти, представить себе атмосферу, в которой родился Иисус Христос: Создателю мира не нашлось места в гостинице. Он родился в обычной пещере (вертепе),где укрывались от дождя овцы.

С раннего утра прихожанин Андрей Антоненко возводит фанерную коробку – основание  будущего вертепа. Укрепляет каркас, прилаживает фоновую прослойку. Морозно, ветрено, а мастер без перчаток: так удобнее.

Бегаю от рабочего к рабочему, всех «пытаю» одним и тем же вопросом  «Зачем вам это надо?». Андрей признается: «Я крещеный, верующий. Считаю себя несколько виноватым, что редко хожу в церковь, вот и вызвался помочь хоть чем-то».

Позже его тезка, тоже прихожанин, займется укреплением конструкции, будет вмораживать фигурки в снег. А пока мужчины поднимают короб и переносят его на заранее выбранное место.

Среди них представители Центра реабилитации «Ника»: помощник руководителя Дмитрий Мурзаев и реабилитант Илья Хайрисламов. Молодой парень смущается, уклоняется от общения с корреспондентом и уходит в соседнюю палатку – выполнять свою работу.

«Парень в качестве помощника выступает впервые», — поясняет Дмитрий. – Но вместо него могу ответить я: Все это для себя важно, делается во благо храма и людей, которые сюда придут. Да и самому полезно подвигаться, чтобы не засидеться на одном месте.

Между центром и храмом существует даже соглашение о партнерстве. Мы часто и с удовольствием помогаем. Не только «по документу», по зову души. Что касается Ильи, он не считает себя верующим, в церковь не ходит, но помочь вызвался добровольно.

Это о многом говорит.

Дмитрий берет большую деревянную лопату, обходит вокруг короба, оценивает фронт работ. Конструкцию предстоит обнести снегом.

К 11 часам рабочие привозят ели: ветки, как и положено, пойдут на покрытие вертепа.

В глубине вертепа  икона Рождества Христова, перед ней -ясли с сеном и дары волхвов – золото, ладан, смирна.

Расположились тут и ягнята, изготовленные из гипса на каркасе  специально для этого челябинским скульптором Валентиной Левчук (их  делали очень прочными и не зря-на рыжем барашке, выбежавшем из пещеры, маленькие дети с удовольствием пытались посидеть на нем). «Одела» их в пушистую шубку Татьяна Тараканова (ученица золотошвейной мастерской Храма). В прошлом году ягненку повредили шкурку.

«Никакой беды!», — говорит Татьяна  и, вооружившись иглой с нитками, потайным швом ликвидирует «пробоину». Что значит умелые руки!

30 декабря внутреннюю отделку вертепа старались выполнить детально.  Создать  фактуру камня помогали постоянные помощницы, молодые прихожанки Ирина Меньшина и Люция Дубинец.

Потребуется еще время, чтобы появилась иллюминация, полностью выстроилась задуманная композиция, изображающая рождение Иисуса Христа.

В сумерках вертеп таинственно высветится, над его сводом засияет  Вифлеемская звезда. Приходите, приводите детей, рассматривайте, любуйтесь. Рядом с вертепом можно ставить свечи в снежно-ледяной подсвечник.

Рядом с пещерой — фигуры волхвов и Рождественский стенд.

Атмосфера работы – радостная, дружная, помогали молодые люди: два Михаила, Василий, школьница Юля. Две Светланы, которые оформляют цветами иконы к праздникам, помогли  украсить композицию.

Вертеп в старину — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры были похожи на большие ящики в рост человека, обтянутые материей или оклеенные разноцветной бумагой. Были двухъярусные и одноярусные вертепы.

В вертепе разыгрывались различные сцены: поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. После первой, духовной части спектакля, следовала вторая — развлекательная. Куклы вырезались обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. На святках вертепы носили по домам, торговались о цене и показывали спектакли. В европейской части России вертепы можно было увидеть и на ярмарках. Спектакли играли до масленицы.

Фото автора

Источник: https://miass-hram.ru/index.php/slovo-pastyrya/10-letopis-dobra/1397-vozle-khrama-bogoyavleniya-ustanavlivayut-rozhdestvenskij-vertep-pomogayut-prikhozhane

Православные христиане готовятся встречать праздник Рождества

МОСКВА, 6 января. /ТАСС/. У православных россиян в субботу наступил Рождественский сочельник. Христиане завершают 40-дневный пост и готовятся к празднику Рождества Христова.

«Патриарх Московский и всея Руси в этот день возглавит утром служение божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве», — рассказал ТАСС пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков. За час до полуночи предстоятель Русской православной церкви начнет рождественское богослужение. Его будут транслировать центральные телеканалы.

«Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл себя роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы сделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира», — отметил патриарх Кирилл в своем послании к празднику.

Праздничные службы будут совершаться ночью с 6 на 7 января и утром 7 января более чем в 30 тыс. храмов Русской православной церкви по всему миру. Рождество отмечают также Грузинская, Сербская, Иерусалимская и Польская православные церкви.

До первой звезды

Рождественский Сочельник — время подготовки к празднику. В этот день, согласно традиции, установлен строгий пост — «до первой звезды», в память о том, как волхвы пришли к месту рождения Христа по движению звезды на небе. Сейчас звезду символизирует свеча перед алтарем, которую зажигают в конце богослужения в Сочельник около полудня.

Принято готовить сочиво — постное блюдо из пшеницы с медом, маком, орехами и другими добавками, от него и пошло название «сочельник». В южных областях Руси была традиция «12 страв» — постных блюд, которые готовили и ели накануне длительной ночной Рождественской службы. Также среди народных обычаев — колядование и рождественские театральные представления (вертепное действо).

Священники в преддверии Рождества призывают подготовиться к празднику не только уборкой дома и приготовлением постных блюд. «Поститесь правильно: до первой звезды означает быть на богослужении, а не поголодать до вечера», — пояснил наместник Киевского Ионинского монастыря епископ Иона (Обухов).

«Конечно, кульминация праздника — это Рождественская служба, но с ним связаны и другие замечательные традиции, например, пение народом колядок, которые стали гимнами, славящими Христа», — рассказал ТАСС архимандрит Симеон (Томачинский), ректор Курской духовной семинарии.

«Сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий праздник рождения нового солнца — зимний солнцеворот. Таким образом Церковь освятила и преобразила народные традиции. Это не отвержение, а именно преображение и перевод праздника в иную глубину.

Церковь всегда преображала мир вокруг себя, и в этом смысле в колядках нет ничего языческого», — отметил священник.

Рождество в лицах

Еще одна «прозападная» традиция, пришедшая к нам через Украину и прижившаяся сейчас во многих православных храмах — устанавливать вертеп, сценку Рождества Христова с главными участниками событий: новорожденным Иисусом, его матерью Марией, Иосифом Обручником, пастухами, волхвами, и даже животными, пришедшими поклониться Богомладенцу.

В преддверии Рождества в Москве в храме Христа Спасителя открылась выставка «Послы мира — вертепы Трентино-Альто-Адидже». Здесь можно увидеть вертепы, созданные в разных стилях — от традиционного барокко и резьбы по дереву мастеров Севера Италии до модерна и минимализма. До приезда в Россию экспозиция была представлена в Святой земле, на площади Святого Петра в Риме, в Базилике Рождества Христова в Вифлееме и других местах.

«Часто в итальянских вертепах можно видеть, что свидетелями и даже участниками Рождества становятся простые люди — современники создателей вертепов.

Так мастера напоминают, что события Рождества — это не далекая история, они происходят рядом с нами во все времена», — рассказал ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

Он отметил, что в храме Христа Спасителя вместе с искусными произведениями итальянских мастеров можно увидеть поделки детей — вертепы, созданные руками учеников московских воскресных школ.

В России вертепы появились в конце XVIII века. Как правило, это не скульптурная композиция, а икона или картина Рождества в окружении еловых веток, изображающих пещеру, где родился Спаситель, а также фигурок волхвов, пастухов, животных. В Якутии, Сибири, на Валааме и других регионах, где рождественские дни радуют обилием снега, строят большие пещеры-вертепы из снега или льда.

Музыка Рождества

Среди новых рождественских традиций — праздничные флешмобы. «Профессиональные музыканты или обычные граждане собираются в людном месте и начинают поочередно петь колядки, — рассказал ТАСС архимандрит Симеон (Томачинский).

— Окружающие вначале удивляются, а потом и сами начинают петь. Для современного городского жителя, постоянно пребывающего в состоянии стресса, такие акции необходимы. Нельзя же все время думать только о хлебе насущном и пребывать в унынии.

Ведь Рождество Христово принесло радость и мир в наши души».

Музыку Рождества приглашают услышать главные театры и концертные залы. На сцене Большого театра шесть дней подряд будут давать рождественскую сказку-балет «Щелкунчик». Музыкальный театр Покровского по традиции покажет 7 января «Ростовское действо» Димитрия Ростовского, митрополита XVII века, прославленного в лике святых.

С 11 по 24 января в Московском международном Доме музыки пройдет традиционный Рождественский фестиваль, организованный Владимиром Спиваковым и митрополитом Волоколамским Иларионом. Здесь выступят Московский Синодальный хор, хоры Сретенского и Данилова монастырей, Альпийский мужской хор из Италии, хор мальчиков испанского монастыря Эскориал, Национальный филармонический оркестр России под управлением маэстро Спивакова и другие коллективы.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4858553

Вертепное представление на Рождество Христово

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое ясли Христа

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

  • Православные фильмы для детей
  • Православные мультфильмы для детей

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

Источник: https://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskij-vertep.html

Вертеп и вертепное представление: значение слова, что такое рождественское представление — Архангел

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. История вертепа
  3. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

История вертепа

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы.

Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею.

Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов.

Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже.

В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны.

Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

  • Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.
  • Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.
  • Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.
  • Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.
  • Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.
  • Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
  • Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.
  • Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.
  • Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
  • Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.
  • Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует. Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей.

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Рождественский вертеп

Источник: https://arh-angel.ru/molitvy/vertep-i-vertepnoe-predstavlenie-znachenie-slova-chto-takoe-rozhdestvenskoe-predstavlenie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Алла

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]